Краткое содержание книги «земля родная» дмитрия лихачёва

Дмитрий лихачев — земля родная: краткое содержание

Читать краткое содержание Лихачев Земля родная

Слово к молодым. Ваша профессия и ваш патриотизм

Все достижения зависят от твоих действий, дело не в везении. Кроме незначительных задач в жизни должна быть одна самая важная, глобальная. Патриот любит свою страну, а националист испытывает ненависть к другим народам, и нельзя эти понятия отождествлять. Патриотизм начинается с привязанности и заинтересованности к своим родителям, к своему семейному прошлому. Все настоящие культуры связаны с культурным наследием прошлых веков.

Об интеллигентности

Интеллигентность обязательна, независимо от твоего окружения, рода деятельности, уровня образования и других факторов. Она далеко не всегда связана с прочитанной литературной классикой, это больше уровень понимания и осознанность жизни.

Не быть смешным

Как нельзя выливать на окружающих свои печали, так и нельзя казаться в их глазах смешным. Это должно проявляться даже в одежде, особенно у мужчин.

Большое в малом

Жизнь должна быть посвящена достижению малых задач, но, в конечном счете, все ваши действия должны вести к одной большой цели.

Цель и самооценка

В зависимости от того, чего желает человек, можно безошибочно определить то, кем он себя видит. Благородная цель – единственная, позволяющая достойно прожить свою жизнь.

Искусство открывает нам большой мир!

Русская культура и русское искусство многогранно и заслуживает к себе пристального внимания и признания, но при этом стоит приобщаться и к мировому наследию.

Учиться говорить и писать

Приобретение навыков письма и чтения – задача не только маленьких детей. Каждый человек должен на протяжении всей своей жизни учиться понимать свой родной язык.

Любите читать!

Нужно уметь относиться к чтению без корысти, не ради выполнения школьного задания или из-за популярности автора. Нужно искренне и осознанно подходить к литературе.

Возвышать друг друга

Нелегко молодым вести беседы с пожилыми: они плохо слышат, обижаются, про что-то постоянно недовольно бубнят. Но только они могут передать опыт прожитых лет новым поколениям.

Память

Память – единственный механизм, способный сдержать разрушение временем. Только благодаря памяти возможно существование морали.

Просторы и пространство

Вся русская культура, даже русский язык впитали в себя основополагающие понятия «воли» и «пространства», отсутствие границ и ограничений.

Русская природа и русский характер

Природа русского края не могла не повлиять на развитие русского характера. Нельзя разделить человека и природу –  они взаимосвязаны, и связь эта очень крепка.

Природа России и Пушкин

В творчестве А.С. Пушкина явно прослеживается свой путь, своя география. К пушкинским местам должно быть трепетное и бережливое отношение.

Экология культуры

Говоря об экологии нельзя иметь в виду лишь её биологический аспект. Биологическая неэкологичность способна разрушить организм человека, а культурная неэкологичность убивает нравственность и душу.

Памятники культуры – всенародное достояние

Культурное наследие – это не имущество одного поколения, оно принадлежит нашим потомкам, и наша прямая обязанность – сохранить его в целости на много веков.

Русская культура нового времени и Древняя Русь

Петровские реформы затронули культурное наследие Древней Руси, изменив её до неузнаваемости. Лишь крестьянский быт и культура низших слоев населения осталась без внимания. Отсюда последовало ошибочное суждение о том, что древнерусская культура существовала на уровне крестьянского быта.

«Сады Лицея»

Рассуждения автора о развитии паркового искусства, лицейских садах, садах в творчестве Пушкина А.С.

Ровесник русской истории

Речь идёт о Нижнем Новгороде – торговом, политическом и культурном центре Руси. Именно этот древний город сумел стать щитом для древнерусской культуры во время татаро-монгольского нашествия.

Первые 700 лет русской литературы

Наша литература гораздо старше древнеевропейской. Своим появлением она обязана появлению письменности, которая в свою очередь вышла из фольклора.

Прошлое должно служить современности!

Русский, украинский, белорусский народы – братские по своему происхождению, культуре и языку. Культурное наследие прошлых поколений не существует отдельно от современности, но является его базой, основой и имеет огромное влияние.

Оцените произведение:

2.91

Голосов: 106

Читать краткое содержание Лихачев — Земля родная. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Краткое содержание

Слово к молодым

Автор ненавязчиво призывает молодых людей стремиться к культуре, рассуждая, как важно читать русскую литературу, интересоваться искусством. Большое значение Лихачев придает интеллигентности, считая, что она является основой для жизни в обществе

Интеллигентность заключается в добродушии, порядочности, умении жить в социуме, полностью отдавать себя любимому делу.

По мнению академика, одна из важнейших задач для каждого – правильное отношение к старшему поколению, накопленному ими опыту, знаниям, тому, что они сумели сделать для будущего. Теперь основная задача молодых – сохранить и приумножить все достояние, передать будущему поколению.

Основа для будущей благополучной жизни – молодые годы. Именно тогда закладывается фундамент для последующих лет

Важно в это время закалить свой характер, обзавестись друзьями и единомышленниками, найти дело всей своей жизни

Заметки о русском

Дмитрий Лихачев много размышлял об истинно русских качествах в наших людях. Он замечал характерные черты русского человека – глубину души, приветливость, сердечность. Писал он и о храбрости, некой русской удали в мужчинах.

Образование и самообразование для автора — это то, чем каждый человек должен быть озабочен на протяжении жизни. Необразованность и невежество не может быть естественным состоянием человека. Каждый обязан по мере возможности развиваться, достигать совершенства в своем деле.

Лихачев считал, что образовываться нужно и в отношении культуры. Живопись, литература, музыка – то, что поможет лучше познать прошлое, а значит, позволит построить стабильное будущее.

Экология культуры

Что мы называет экологией? Это наука о сохранности окружающего мира. А культура способна защитить человека от безнравственности, агрессии, лжи

Поэтому важно беречь памятники культуры: они, в некотором роде — защита от равнодушия к своей земле

Градостроительство должно быть основано на изучении истории данной местности. Хороший пример – строительство Великого Новгорода и других древнерусских городов. При планировке города учитывались виды, которые открывались из окон домов. Такая планировка создавала ощущение свободы и простора.

Если природа может самостоятельно залечить свои раны, нанесенные человеком и быстро восстановиться, то с памятниками старины гораздо сложнее. Их потеря часто невосполнима.

Новгород Великий

Когда-то Великий Новгород был крупным торговым городом, портом, самостоятельной республикой. Им управляла власть в виде аристократии, купечества и народного вече. В городе было множество творческих людей, которые формировали искусство. Сегодня, по найденным берестяным грамотам, доподлинно известно, что большинство жителей были грамотными.

Восхищает и то, что проживающие в Великом Новгороде люди обладали высокой дисциплиной. Это отображалось в разных областях, в том числе и благоустройстве – все здания, включая церкви, построены с большим мастерством.

После присоединения к Московской Руси Новгород потерял свою независимость, но сохранил культуру.

Древнерусская культура и современность

Во время блокады Ленинграда Лихачев был занят написанием брошюры об обороне древнерусских городов, замечая, как с новыми и страшными обстоятельствами возвращаются в обиход блокадников старые, казалось, давно забытые слова и понятия.

Автор, описывая тяжелый женский труд в годы войны, рассказывает о значении плача при прощании с умершими и погибшими. Плач — своего рода некое осмысление случившегося горя. Недаром в русской литературы так много стихов в форме плача.

Наша литература не всегда находила понимание в мире. Это связано с непониманием русского, славянского фольклора, поскольку там много обрядовой поэзии. Однако она представляет огромную ценность, позволяя опираться в сложных случаях на культурное наследие.

Жанр, направление и размер

«Родная земля» — глубоко патриотическое лирическое произведение. Сама Ахматова определила жанр этого стихотворения, как гражданская лирика. Сильная любовь и уважение к своей стране – вот те чувства, которыми пронизаны эти строчки.

Анна Андреевна творила в рамках направления — акмеизм. Стихотворение невелико по объему – 14 строк, первые 8 из которых написаны ямбом, а последние 6 анапестом. Нестрогая перекрестная рифма (АВАВ) создает впечатление вольной композиции. Стоит отметить, что тип рифмы указывает на неофициальность диалога лирической героини со слушателями. Произведение не подчиненно строгой внешней форме.

Автор

В 1914 году мальчик обучался в гимназии Человеколюбивого общества, а позже — в Петербургской школе К. И. Мая. С 1920 по 1923 года он был в Советской единой трудовой школе. После этого, вплоть до 1928 года, Лихачев был студентом романо-германского и славяно-русского отделения языкознания и литературы в Ленинградском государственном университете. В 1928 году Дмитрий был арестован за то, что являлся членом «Космической академии наук». Причина ареста заключалась конкретно в том, что Лихачев сделал доклад о старорусской орфографии, которая была запятнана врагом. Его осудили на 5 лет, которые он отбывал в Соловецком лагере. В 1932 был освобожден досрочно. Он вернулся в родной город. Вскоре у него появились две дочери. После пребывания в лагере он написал самую первую свою работу для науки про карточные игры в уголовном мире. Интересный факт, что сразу же после освобождения он начал работу в криминалистическом кабинете, которая приносила ему немало удовольствия, так как давала возможность узнать что-то совершенно новое.

Переоценить вклад Лихачева в развитие и изучение литературы Древней Руси невозможно. Именно он написал лучшие работы на эту тему, которые до сих пор являются учебными пособиями для студентов. Также он принимал активное участие при воссоздании парно под Петербургом «Монрепо». Благодаря его содействию, также была выпущена книжная серия под названием «Литературные памятники». Он сменил огромное количество должностей, его опыт просто безграничен. Его награды бесчисленны, так как в каждой сфере, с которой он соприкасался, Лихачев оставлял весомый и значительный след.

Литература

В XII-XIII вв. основными памятниками литературы Древней Руси остаются летописи, продолжает развиваться местное летописание. Центр летописания и литературы на Руси перемещается из Новгорода и Киева на окраины. Каждый князь считает почетным иметь при своем дворе летописца, что повышает интерес народа к созданным ими произведениям. Местные летописцы описывали в основном события, очевидцами которых являлись, но были и исключения. Так, стремление владимирских князей приобрести главенствующее положение на Руси, отражалось и в летописях. Летописцы пытаются представить историю Владимирского княжества в рамках общей истории Руси. В созданных ими летописях владимирский князь представляется законным приемником князя киевского.

Значительно отличались произведения литературы Древней Руси киевского периода от тех шедевров, которые были созданы в эпоху раздробленности. Отличия проявлялись также и на местном уровне. Так, основной новгородских летописей стали события городской жизни, летописцы писали о простых людях, боярах и купцах, о князе и его семье рассказывалось немного. Летописи Новгорода написаны в светской манере, слог деловой, простой, церковные термины отсутствуют.

Летописцы Галицко-волынского княжества больше внимания уделяют приданию поэтичности своим произведениям. Главная тема летописей – борьба между князьями и непокорными боярами.

В литературе Киевской Руси возникают новые направления и жанры. У простых людей особую популярность приобрели поучения. Известнейшим памятником литературы Руси становится «Поучение детям» Владимира Мономаха

В этом произведении поднимаются важные для Руси вопросы объединения, важности соблюдения традиций. Рассказывая о своей жизни, князь пытается убедить читателя в важности семейных ценностей, праведной жизни и почтения к старшим

По примеру Владимира Мономаха поучения начали писать и другие князья.

Слово о полку Игореве

Значительное место в литературе Руси 10-13 века занимает «Слово о полку Игореве». Сам термин «Слово» чаще всего употребляется в заглавии различных сочинений. Изначально такие сочинения предназначались для произнесения в храме и впоследствии стали основой для церковной проповеди. Примером является «Киево-Печерский патерик», бывшим сборником повествований о жизни в монастыре. Он стал первым, созданным именно на Руси патериком. В произведении описана жизнь русских людей и отражен настоящий быт монастыря, занимавшего значительное место в развитии древнерусской культуры.

«Слово о полке Игореве» является самым успешным из светских произведений такого рода. Оно написано в 80-е гг. XII в. и описывает переживания, которые терзали сердца русских людей после неудачного похода новгородско-северского князя Игоря на половцев. Поход был совершен в 1185 г., но память о нем еще долго хранилась среди потомков. «Слово…» является выражением стремления народа к единению. Форма изложения – стихотворная, поэтическая.

Автор произведения «Слово о полку Игореве» остался неизвестен, но сделанная им попытка осмыслить судьбу Руси в рамках существующей раздробленности, имела огромное значение. Причину гибели князя и его войска он видит в усобице. «Слово о полку…» призывает к прекращению борьбы между князьями. В произведении «Слово о полку Игореве» рассказывается о величии единого государства и беде, которая постигает всех стремящихся к распрям и раздорам, великих князьях, ратующих за единство страны. Использование в «Слове…» образов исторических персонажей было редкостью для того времени. Чаще всего авторы приводили в качестве примеров события из Библии или римско-византийской истории.

Не менее значимым произведением светской литературы второй половины XII в. является «Слово Даниила Заточника». Автор его происходит из Северо-Восточной Руси, он дворянин, служивший при дворе Андрея Боголюбского, но попавший в немилость и пытающийся посредством «Слова…» объяснить князю мотивы своих поступков и вновь заслужить его расположение.

В начале XIII в. появляется вторая редакция «Слова…». Новое произведение называется «Моление Даниила Заточника». Автор обращается к переяславскому князю Ярославу Владимировичу, рассказывает о своем понимании сути жизни, хорошем правителе и о том, каким должен стать человек. Хороший князь обязан беспокоиться о подданных, защищать слабых. Человек должен быть подобен библейскому Самсону по силе, а в храбрости и благородстве не уступать Александру Македонскому, иметь ум Иосифа, мудрость Соломона и быть хитрым, как Давид.

Появление «Слов…» и «Моления…» являются показателем высокого уровня культуры Древней Руси.

Новгород Великий

Кратко Подробный пересказ

Великий Новгород, огромный по тем временам город, был портом четырёх морей и являлся независимой республикой. Управляла им феодальная аристократия и купечество, а народ мог свободно высказать своё мнение на новгородском вече.

Новгород стоял на торговом пути из Скандинавии в Византию, поэтому в него стекались знаменитые зодчие, иконописцы, переводчики, которые и формировали новгородское искусство. Найденные учёными берестяные грамоты XIII—XIV вв.еков свидетельствуют, что практически все новгородцы были грамотными.

Сильна была в Новгороде и градостро­и­тельная дисциплина — все здание в центре города не превышали высотой Святую Софию. Благоустройство города превосходило многие европейские столицы, а многочисленные церкви были построены с большим мастерством.

Ренессанса в Древней Руси не было, поэтому расцвет новгородского искусства пришёлся на XIV век — время Предренессанса. Эта эпоха обогатила живопись и литературу Руси.

Присоеди­нившись к Московской Руси, Новгород сохранил свою культуру. Хотя он и потерял свою независимость, московские князья всегда относились к Новгороду уважительно и пользовались его культурными богатствами. С этого момента новгородская культура приобрела общенацио­нальные черты и мировое значение.

Стремление к знаниям: как правильно стремиться к знаниям?

Важно правильно понимать что сделает жизнь лучше. Способность приобретать и реализовывать знание приходит со временем, но мы изначально должны выстроить верные ориентиры для стремления к знаниям. Руководство правильными ориентирами приводит к правильным результатам

Когда маршрут изначально выбран неправильно – какие бы старания не прикладывались, дойти до цели окажется невозможно. Конечная цель знания – счастье. Даже если мы достигаем множество значимых целей, но остаемся несчастливы, то наше стремление к знаниям не является успешным

Руководство правильными ориентирами приводит к правильным результатам. Когда маршрут изначально выбран неправильно – какие бы старания не прикладывались, дойти до цели окажется невозможно. Конечная цель знания – счастье. Даже если мы достигаем множество значимых целей, но остаемся несчастливы, то наше стремление к знаниям не является успешным.

Следует понимать, что приносит счастье, а что страдания. Это возможно понять, только с учётом своей психофизической природы. То, что для одного будет реализацией природы, для другого будет противоестественным действием

Поэтому важно понять себя и исходя из этого понимания определить те сферы знаний, которые для нас являются ключевыми. В противном случае, стремление к знаниям будет противоречивым: с одной стороны мы будем безусловно приобретать и реализовывать знания, а с другой – они не будут приносить счастья. Первый признак того, что мы правильно стремимся к знаниям – это энтузиазм и заинтересованность в том, чтобы понять себя и изменить жизнь

Если мы полагаем, что стремиться к знаниям означает лишь немного изменить жизнь, то нам не хватит сил, усидчивости, дисциплины и времени на фундаментальные изменения. Именно на таких изменениях строится новая личность, посредством которой возможно реализовать природу. От реализации природы возникает счастье, ведь мы задействуем в обыденной жизни то, чем мы являемся внутри, фактически, проявляя наивысшее проявлении искренности и естественности

Первый признак того, что мы правильно стремимся к знаниям – это энтузиазм и заинтересованность в том, чтобы понять себя и изменить жизнь. Если мы полагаем, что стремиться к знаниям означает лишь немного изменить жизнь, то нам не хватит сил, усидчивости, дисциплины и времени на фундаментальные изменения. Именно на таких изменениях строится новая личность, посредством которой возможно реализовать природу. От реализации природы возникает счастье, ведь мы задействуем в обыденной жизни то, чем мы являемся внутри, фактически, проявляя наивысшее проявлении искренности и естественности.

Второй признак – это готовность к изменениям. Перемены будут как позитивные, так и негативные. Изменится окружение, мировосприятие, уровень понимания жизни. Ведь невозможно оставаясь на одном уровне решить проблему, которая свойственна этому уровню. Переход на следующую ступень развития всегда сопровождается изменениями: окружение, положение, привычки, мысли, образ жизни. Все это изменится и к этому следует быть готовым.

Третий признак – это приверженность. Стремиться к знаниям означает воспроизводить их в жизни, а не интерпретировать по-своему, в попытке подстроить их под себя. Отсутствие последовательности и приверженности приводит к отсутствию результата, точно также как неправильный порядок действий в решении уравнения даст неверный результат. Оттого насколько стремление к знаниям реализуется, зависит успех нашего развития.

Четвертый признак – правильное сочетание знания и действия. Когда мы делаем уклон в одну из сторон – результат искажается. Недостаток понимания приводит к ошибкам, которые создают иллюзию неправильного направления. Подобно тому, как выписанные лекарства следует принимать дозированно, в правильных пропорциях, так и знания с практикой должны правильно сочетаться.

Последний и самый важный признак правильного стремления к знаниям – понимание того, что знания несут благо только нам. Мы учимся, приобретаем знания, становимся лучше только ради себя. Да, мы способны улучшить жизнь других, но это произойдет косвенно. Наибольшее и прямое благо получает тот, кто развивается. Перед ним открывается доступ ко всем благам знаний: свободе, сознательности, счастью, пониманию себя. Радость от познания и совершенствования превосходит любое внешнее вовлечение чувств в наслаждение. Без этого понимания, в нас будет возникать чувство вины, сопротивление, напряжение, ведь возникнет ощущение того, что мы обязаны следовать путем знания ради других. Следует нести ответ перед собой и принимать результат труда как ответственность за свои усилия, усидчивость и готовность меняться.

Живопись

Живопись Киевской Руси в XII-XIII вв. по-прежнему имеет религиозный характер, но в ней появляются и отдельные бытовые сюжеты. Искусство живописи пришло на Русь из Византии, но русские художники стараются выработать свой стиль, внести в иконописные образцы новизну, церковные каноны написания икон перестают соблюдаться с прежней строгостью. Так, новгородские живописцы используют красные, синие и зеленые краски, делают лица святых менее строгими.

Фресковая живопись Древней Руси, на примере Владимиро-Суздальской земли, также отличается яркостью и самобытностью. В лицах святых легко узнаются обычные люди, иногда иконы и вовсе пишутся с лица заказавших их князей. На полотнах появляются сцены из реальной жизни, что заметно отличает живопись Руси от византийской и греческой.

Русские мастера в совершенстве овладели искусством создания уникальных композиций, научились передавать всю волнующую каждого человека гаму чувств и эмоций. Известнейшей иконой того времени, дошедшей до наших дней, стала «Богоматерь Владимирская». Она была создана в Константинополе неизвестными мастерами и послужила образчиком для русских живописцев. Впоследствии икона не раз спасала русские земли от вражеских нашествий.

Интереснейшим направлением живописи Древней Руси становится книжная миниатюра. Заглавные буквы в книгах приобретают самые причудливые формы, для их украшения используются фигуративные и растительные мотивы.

Гражданские смуты в Новгороде и «неустроение» в епархии

В первой половине XV в. Новгород пережил несколько тяжелых внутренних потрясений. В 1417 г. начался мор в Новгороде «и в Ладозе, и в Русе, и в Порхове, и во Пьскове, и в Торжьку, и в Дмитрове, и во Тфери»675. Владыка Симеон «с всею седмию сборов и с крестианы, со кресты обходи около всего Вликаго Нова города, молися богу и пречистеи его матери о престатьи гнева божиа. А крестианы ове на конех, а друзии пеши, из леса беръвна привозив, поставиша церковь святую Ностасью в память ея, и свяща ю архиепископ Семеон того же дни и святую литургию совръши; а в остаточных беръвнах поставиша церковь святого Илью конец Прускои улице; а новоторжане такоже единем утром святого Афанасиа, и литургию свершиша»676.

Средство архиепископа Симеона против болезни психологически вполне объяснимо. Строительство церквей-однодневок дало людям надежду и потому помогло — мор пошел на убыль. Возможно, эпидемия способствовала росту религиозности среди новгородцев. По крайней мере, именно в 1417 г. по благословению архиепископа Симеона посадники Федор Тимофеевич, Иван Александрович, «и старшие посадники» пожаловали монаху-отшельнику Савве земли для его пустоши землю на реке Вишере677. Земля эта ранее принадлежала Славенскому концу, то есть, посадники, пожаловав землю пустоши, выражали не свою личную волю, а волю всего конца. Впоследствии на этой земле был основан Савво-Вишерский монастырь.

На следующий, 1418 г., страшное знамение явилось в церкви святой Настасьи: «идяше от иконы святыя богородица Покрова акы кровь по обе стороне риз ея, месяца априля 19» .В тот же месяц, по замечанию летописца, знамение сбылось — две стороны Новгорода поднялись друг на друга. Вечевой город потрясла гражданская смута, которая вошла в отечественную историографию под названием «восстание Степанка» или даже «революция 1418 г.». Большинство отечественных историков трактовали произошедшие в Новгороде события, как классовую борьбу черни против бояр .

Более достоверную версию событий реконструировал В.Н. Вернадский. Но и его трактовка произошедшей в Новгороде смуты, как борьбы «за власть

между разными группами господствующего класса» , нуждается в корректировке. Современный исследователь новгородских усобиц А.В. Петров рассмотрел события 1418 г. как межрайонную распрю, в которой «нет оснований видеть борьбу плебса с аристократией» .

Предположение о классовом характере усобицы 1418 г. может опираться лишь на один источник — Софийскую I летопись, в которой говорится: «И изыма боярин того Степанка, и хотя творити отмщение, и за то сташа чернь со одиноя стороны, а с другую боляре, и учинися пакость людем, много мертвых»

Однако следует учитывать, что Софийская I летопись, как доказал А.Г. Бобров, восходит к Своду митрополита Фотия . Летописец митрополита, не знакомый со всеми тонкостями внутренней жизни Новгорода, естественно мог ошибаться, трактуя новгородские события со своей точки зрения. Более подробное изложение событий, представленные в Новгородской первой и четвертой летописях, а также в Летописи Авраамки позволяет восстановить подлинную подоплеку усобицы 1418 г. и выявить роль архиепископа в ее усмирении.

Смута началась 24 апреля, когда некий новгородец Степанок

спровоцировал избиение и казнь Данилы Ивановича Божина, боярина с Кузьмодемьяновской улицы. В летописи Авраамки боярин Божин назван «господарем» Степанка, что может означать некие кабальные отношения.

Вину боярина летопись не раскрывает, однако, видимо, Данила Иванович пользовался недоброй славой в Новгороде, поскольку Степанка поддержали многие люди. Смертный приговор боярину («сринуша его с мостоу, аки разбойника и зло деюща») не был самосудом, но являлся законным решением веча.

Особо в летописи отмечено, как нечто небывалое, избиение Божина какой-то женщиной. «Бяше же и се дивно или на оукорение богатым и обидящим оубогиа, или кознь диаволя» — прокомментировал это событие летописец. В летописи Авраамки уточняется, что женщина была женой Степанка. То есть, Данила Иванович обидел не одного человека, но целую семью. На вече Степанок с женой явно доказали свою правоту.

Данила Иванович спасся только чудом — рыбак с Людина конца Личко «похоте ему добра» и подобрал боярина в свою лодку. Народ воспринял поступок рыбака как нарушение вечевого решения и с полным правом, по обычаю, разграбил его дом. На этом конфликт мог бы исчерпаться — самого боярина никто больше не преследовал (оставшихся в живых после суда Волхова вторично никогда не казнили). Однако Данила Иванович оказался злопамятным. Он приказал схватить Степанка. Летописец неодобрительно прокомментировал этот поступок боярина: «хотя вред исцелити, паче болши язву въздвиже; не помяну рекшаго: аз отмыцение».

Письменность и летописание

Распространение славянской письменности, созданной братьями Кириллом и Мефодием, начинается в X веке. Во 2-й половине IX в. братья из Фессалоник (Византия) создают глаголическое письмо (глаголицу). Переработав её с учётом особенностей греческого алфавита, в 863 г. эти просветители и проповедники христианства создали первую славянскую азбуку — кириллицу. Наиболее ранняя надпись, сделанная на Руси кириллицей, датируется первой четвертью X в.

Кирилл (827-869) и Мефодий (815-885) — славянские просветители и проповедники христианства IX в., создатели славянской азбуки. Возведены в ранг святых как Православной, так и Римско-католической церковью.

Принятие христианства послужило мощным стимулом к дальнейшему развитию письменности, грамотности. Основными центрами грамотности были монастырские и церковные школы, первая из которых возникла ещё в годы княжения Владимира Великого. Кроме чтения и письма, в них преподавались богословие, диалектика, риторика и др. В конце XI в. при Андреевском монастыре была открыта первая женская школа.

О достаточно высоком уровне грамотности в период Древней Руси свидетельствуют многочисленные изделия ремесленников с нанесёнными на них надписями. Это могли быть пряслица, глиняная посуда, обувь и др. На сегодняшний день обнаружено немало граффити (надписей) на стенах древнерусских монастырей и церквей. Большинство из них содержат обращения к Богу за помощью.

В середине XX в. в Новгороде археологами было обнаружено несколько сотен берестяных грамот. Позже их находили и в других городах — Пскове, Смоленске, Полоцке. Для письма использовали так называемое писало — металлическую или костяную палочку с заострённым концом, с помощью которой процарапывались тексты. На бересте писали завещания, решали хозяйственные вопросы, выражали чувства и пр.

Важным событием в развитии древнерусской культуры стало появление первых рукописных книг. Древнейшие из дошедших до нас русских книг — Новгородский кодекс (конец X в.), Остромирово Евангелие (1056-1057), составленное по распоряжению новгородского посадника Остромира, Изборник Святослава (1073). Они написаны уставом — чётким и ровным почерком, напоминающим современное печатное письмо. Текст начинался большой заглавной буквой, которую писали красными чернилами и украшали узорами — отсюда выражение «писать с красной строки». Листы книг сшивали, складывали между двумя дощечками, обтянутыми кожей, и переплетали. Основным материалом для написания книг служил пергамент. Книги считались роскошью, их цена могла превышать стоимость породистого коня.

Всего из домонгольского периода развития Руси до нас дошло около 150 книг, большинство из них украшено различными рисунками-миниатюрами. В дальнейшем миниатюра стала неотъемлемой составляющей книжного дела, выполняя функции художественного оформления и иллюстрации к тексту. В 1037 г. при Софийском соборе была открыта первая библиотека.

Широкое распространение имела переводная литература, преимущественно религиозного содержания («Евангелие», «Псалтырь»), необходимая для повседневных богослужений. Но встречались и произведения светского характера, в частности «Александрия», повествовавшая о подвигах Александра Македонского, «Повесть о разорении Иерусалима» Иосифа Флавия и др.

Летописи — это исторический жанр древнерусской литературы, представляющий собой погодовую, достаточно подробную запись исторических событий. Истоки русского летописания относятся к XI в., когда в Киеве начали делать исторические записи, хотя летописный период начинается в них с IX в. Древнейшей из дошедших до нас летописей является «Повесть временных лет» (1113), которая создавалась в первое десятилетие XII в. при дворе князя Святополка Изяславича. Предположительно её автором мог быть монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Высоко ценятся историками Ипатьевская и Лаврентьевская летописи, повествующие о Руси периода раздробленности.

Нестор (1056-1114) — монах Киево-Печерского монастыря. Наиболее известный древнерусский летописец. Первый составитель «Повести временных лет» — фундаментального произведения восточнославянской культуры. Канонизирован Русской православной церковью.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный мир
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: