Краткое содержание «последние холода»

Краткое содержание

Коля познакомился с желтолицым — его звали Вадька, а сестру — Марья. Он узнал, что их отец погиб на фронте, а мать лежала в больнице. Дети, потеряв деньги и карточки на продукты, голодали, но не говорили об этом матери, не желая её расстраивать.

Мама Коли, узнав о беде Вадьки и Марьи, пригласила их в дом. Бабушка накормила ребят вкусной заварихой с маслом, и те, наевшись впервые за долгое время, крепко уснули.

Мама Коли решила помочь детям и попросила их обязательно прийти к ним вечером. Ради нового друга Коля пропустил уроки и вместе с Вадимом бродил по городу в поисках продуктов. В этот день им удалось выпросить немного жмыха с маслозавода.

В столовой один из представителей шпаны отобрал еду у Марьи, угрожая ей бритвой. Мальчики заступились за неё, и хулиган поспешил скрыться.

Вечером пришёл Вадим с продуктами, которые ему передали в школе. Он рассказал, что директор предложил им временно пожить в детском доме, пока не поправится их мама.

Мама Коли настояла на том, чтоб Вадька сходил в баню. Марья призналась, что однажды Вадим её взял в мужскую баню, ей было ужасно стыдно, и больше она туда никогда не пойдёт.

9 мая была объявлена долгожданная победа над Германией. Все вокруг ликовали. Анна Николаевна собрала ребят в классе, поздравила с победой и сказала, что они, дети войны, никогда не должны забывать её — только так можно сохранить мир на земле.

После школы Коля навестил своих друзей и узнал о страшном горе: их мама умерла. Вскоре их забрали в детдом, и дружба Коли и Вадьки оборвалась — отныне они жили словно в разных мирах.

Читать краткое содержание Лиханов Последние холода

Сначала у героя всё хорошо, Коля обычный мальчик, даже учится с удовольствием. Ребёнок восхищен «генеральским умом» его учительницы Анны Николаевны. Она учила их «не в лоб», не назиданиями, а как бы манёврами… Исподволь, даже не обращаясь к ученикам, сообщая им важнейшие истины.

Грянула война. В столовой Коля встречает изголодавших детей. Герой не сразу понимает просьбу истощённого мальчика Вадьки, но делится своей едой. Да, Вадька ворует хлеб у младших, его бьют старшие, но он делает это, чтобы накормить голодную сестру. Сам Вадька падает в голодный обморок!

Пораженный страданиями сверстника, Коля отдаёт ему куртку, старается накормить. Его мама узнаёт о несчастных детях. Пряча слёзы, она несёт последние продукты, вопреки бабушке, несчастным, помогает с уборкой, передаёт его сестре все хозяйские хитрости. Все ждут Победу…

Передано ощущение дня Победы, когда тротуары стали «смешны». То есть люди шли прямо по дороге, чтобы видеть улыбки друг друга, поздравлять, пожимать руки. Но в этот день радостно не всем, сегодня Вадьке и сестре сообщили о смерти матери. Им придётся отправиться в детский дом.

Коля пробовал поддерживать отношения с приятелем, но тот слишком горд, это оказывается очень трудным делом. В итоге, Николай записывает свои воспоминания о тех событиях.

Да, боевые действия кончились, но голод, разрушения, слёзы ещё долго остаются на земле. Именно учительница Анна Николаевна просит класс не забывать об ужасах войны, передать эту память своим детям и внукам.

Вопрос пользователя

(1)Этим летом мне довелось ехать в поезде вместе с мальчиком лет двенадцати и его мамой. (2)Он сидел, уткнувшись в книгу, и увлечённо читал «Тараса Бульбу» Гоголя.
– (3)Мой сын прямо-таки глотает книги, – сказала женщина. – (4)В отличие от многих его сверстников, он очень начитанный.
(5)Я поинтересовалась, книги каких авторов он читал, и паренёк вытащил из рюкзака блокнот с длинным списком произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей. (6)Я обрадовалась: значит, и среди современных подростков встречаются книгочеи!
– (7)Мы в классе соревнуемся, кто за лето больше книг прочтёт, – сообщил он

– (8)Я в прошлом году был первым.
(9)У меня на коленях лежал томик Льва Николаевича Толстого, раскрытый на страницах повести «Хаджи-Мурат», и я углубилась в чтение.
– (10)А вы за сколько минут страницу прочитываете? – вдруг услышала я голос паренька.
– (11)Не заметила… не считала!
– (12)А я заметил: пока вы пятнадцать страниц прочитали, я уже двадцать три успел!
– (13)Да зачем ты торопишься? (14)Не торопись, вдумывайся в то, что читаешь, иначе пропустишь что-нибудь важное.
– (15)Важное-то я не пропущу, – ответил он самоуверенно. – (16)Я только описания природы пропускаю, всякие там облака, цветочки-лепесточки.
(17)Поезд уже подходил к станции, а мне так хотелось поговорить с юным попутчиком

(18)«А ведь читать-то ты, дружок, не умеешь, – хотела я сказать ему. – (19)Из книги берёшь самую малость, только цепочку событий. (20)А книга готова дать тебе бесценный клад мыслей и чувств, научит тебя читать не только строки, но и между строк…» (21)И пока мне думалось, что этих слов он вовсе не поймёт, пока я сердилась сама на себя, решая, как бы мне растревожить этого самоуверенного мальчишку, поезд стал замедлять ход.
(22)Мать мальчика, обращаясь ко мне, восхищённо сказала:
– Вы только взгляните! (23)Он уже проглотил книгу!
(24)И тут я, наверное, обидела её.
– (25)Вы заблуждаетесь,– ответила я. – (26)Он вовсе не умеет читать.
ЗАДАНИЯ
9. Определите и запишите основную мысль текста.
10. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 18-20 текста. Запишите ответ.
11. Какое первое впечатление произвёл мальчик на автора текста? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.
12. Определите и запишите лексическое значение слова «заблуждаться» из предложения 25.
Заблуждаться –
13. Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 4-5, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним к этому слову.
14. Объясните значение пословицы Не на пользу читать, коли вершки хватать, запишите Ваше объяснение.
Данная пословица означает:

Постоянный голод

Далее краткое содержание книги «Последние холода» рассказывает о том, что все время хочется есть. В целом всех ребят условно можно было подразделить на 3 группы: простых, шпану и шакалов. Простые ребята боялись всех остальных. Шакалы у всех отнимали еду, при этом шпана просто внушала страх всем своим видом, при этом она вызывала ощущение совершенно тупой толпы.

В какой-то момент, когда Коля кушал, он оставил суп (для рассказчика немыслимое дело, поскольку его мать учила всегда все доедать, даже если ему пища очень не нравилась). К нему подсел незаметно для него один из шакалов, начал выпрашивать взглядом остатки супа. В этот момент рассказчик заколебался, хотя ему пищу и отдал. Он этого мальчика заприметил, про себя называя его желтолицым. Кроме того, он заприметил одного парня из шпаны, пробившегося без очереди среди мелких. Прозвал он его Носом.

Спустя несколько дней, опять кушая, он снова увидел желтолицего, который украл хлеб у совсем маленькой девочки, из-за чего поднялся ужасный скандал. После этого банда Носа решила поколотить желтолицего, но выяснилось, что они, в общем-то, и драться толком не умеют, больше хорохорятся. Тогда желтолицый Носа схватил за горло и начал душить. Банда в ужасе разбежалась. А желтолицый побрел к забору. Там он упал в обморок. Увидев это, Коля начал звать на помощь, и мальчика привели в себя. Выяснилось, что он ничего не ел уже 5 суток, а хлеб воровал для себя и своей сестры Марьи. Тогда рассказчик узнал, что имя желтолицего — Вадька.

Дружба с голодающими детьми

Когда избитый паренек приходит в себя, ребята, наконец, знакомятся. Мальчик представляется Вадькой и рассказывает, что учится в шестом классе, у него есть младшая сестренка Марья. Он не ел уже пять дней и ворует не столько для себя, сколько для малышки.

Также Коля узнает, что детей с мамой недавно эвакуировали из Минска, они новенькие в городе, никого не знают, отец умер на фронте, а родительница находится в тифозном бараке на лечении. Они очень голодают и безуспешно пытаются выжить. Им тоже были положены талоны на питание, но Марья их потеряла. Теперь до начала следующего месяца им совсем нечего есть.

Дети практически умирают от голода, но ежедневно строчат позитивные письма своей маме, в которых рассказывают, что у них все хорошо, чем они питаются в школе и дома, как прилежно учатся. Коля привязывается к новым друзьям и всеми своими детскими силами пытается им помочь выжить. Маленький Вадька задумал продать пальто, чтобы протянуть до начала следующего месяца, и просит у товарища дать ему поносить любую имеющуюся курточку до лета. На этом их застает Колина мама. Сын рассказывает ей обо всех горестях несчастных и брошенных детей.

Женщина, проникнувшись сочувствием и жалостью, забирает брата с сестрой домой, кормит до отвала и отправляет спать. Потом проверяет их тетради и окончательно решает помочь несчастным. С утра она звонит учителям ребятишек и говорит об их сложной ситуации.

В этот день Коля прогуливает уроки и помогает товарищу добыть еду. Потом друзья отправляются домой к Вадьке и Марье. Их домом оказывается комнатушка:

  • убогая;
  • заброшенная;
  • пропитанная горем и несчастьями.

Там встречают Марью, которая ошеломляет брата рассказом о том, что учителя собрали им немного денег, директор пообещал выдать новые карточки на питание, а школа уже выделила дополнительные талончики на еду.

Вадим и Марья

Необходимость понять и посочувствовать человеку даже тогда, когда жизнь его далека и совсем не похожа на твою, — основная идея произведения и ее краткое содержание. А. А. Лиханов «Последние холода» написал спустя много лет после событий, которые легли в основу этой повести

В книге он хотел донести не только до детей, но и до взрослых то, насколько важно для человека в тяжелые моменты ощутить участие и поддержку

У главного героя вызывало отвращение поведение нового знакомого — Вадима, одного из так называемых шакалов. Но позже Коля осознал, как несправедлив был в своих мыслях. Вадим и его сестра, Марья, стали его друзьями.

Знаете, я не думала, что на меня такое впечатление произведет книжка

С одной стороны, я анализировала взросление человека, с другой – войну, но все-таки больше обращала внимание на развитие личности. Можно подумать, что это очередная книжка на военную тематику, но нет, книга не о героизме солдат и людей в тылу, книга о детях в годы войны.
А вот краткое содержание произведения:
Книга начинается с воспоминания мальчика Коли о своей учительнице Анне Николаевне

Она преподавала своим ученикам не только школьные уроки, но и уроки жизни.
А между тем шла война, был 1945 год, весна. Рассказчик без году и двух месяцев был уже ни много ни мало выпускником начальной школы.
Далее рассказывается о том, что постоянно хочется есть. В общем всех ребят можно условно разделить на три группы: обычных ребят, шакалов и шпану. Обычные ребята боялись и тех, и других. Шакалы отнимали еду, шпана своей видом просто внушала страх, причем шпана вызвала впечатление тупой толпы.
Однажды, когда Коля как обычно сидел ел, он оставил суп (не мыслимое дело для рассказчика кстати (так как мать его учила всегда доедать, как бы ему не нравилась пища). К нему незаметно подсел один из шакалов и стал взглядом выпрашивать остатки супа. Рассказчик заколебался, но отдал ему суп. Он заприметил этого мальчика, называл его про себя желтолицым. Также он заприметил одного из шпаны, который пробился среди мелких без очереди. Его он прозвал Нос.
Через несколько дней во время еды он опять увидел желтолицего. Тот стащил хлеб у маленькой девочки, и из-за этого поднялся скандал. Банда Носа решила поколотить желтолицего, но оказалось, что они и драться то не умеют, просто харахортся. Желтолицый схватил Носа за горло и чуть его не задушил. Банда в страхе разбежалась. Желтолицый подошел к забору и грохнулся в обморок. Коля позвал на помощь, и желтолицего привели в себя. Оказалось, что он не ел пять суток и что воровал хлеб не для себя, а для своей сестры Марьи. Рассказчик выяснил, что желтолицего зовут Вадька.
Немного о героях:
Рассказчик жил с матерью и бабушкой, отец воевал. Дома его словно «коконом обвивали», укрывая от всех бед, как он сам говорил. Он особо не голодал, был одет и обут, уроки не пропускал.
Совсем по-другому жили Марья и Вадька. Отец их умер вначале войны. Мать лежала в больнице с тифом, и надежд на выздоровление было мало. Марья потеряла талоны на еду, так что ее брату приходилось шакалить, добывать еду своей хитростью. Тем не менее они не опускались нравственно. Они все время думали о матери, врали ей в письмах, чтобы она не волновалась. Жили они в бедно обставленном доме. Все это рассказчик узнал, общаясь с Вадькой.
Рассказчика тянуло к Вадьке как магнитом. Он очень уважал этого желтолицего мальчика. Вадьке не хватало денег и чтобы выжить в морозы, он попросил у рассказчика куртку на некоторое время. Рассказчик идет домой и разговаривает с бабушкой, рассказывает им про Вадьку и Марью и про их сложную ситуацию. Бабка не разрешает ему отдать куртку. Тогда рассказчик (наверняка впервые) идет против воли бабки. Забирает куртку и выбегает на улицу к ребятам. Чуть позже, к ним подходит мать рассказчика. Он рассказывает и ей в чем дело, мать отнеслась с сочувствием к Вадьке и Марье, накормила их до отвала, и они от сытости прямо за столом и уснули.
На следующий день они втроем собрались в школу. Марья пошла, а рассказчик (впервые!) с Вадькой прогуляли школу. Вадька и увязавшийся с ним рассказчик пошли искать еду. Сначала Коля возмутился, Вадик же сытый, да и вечером бабушка и мать приглашали его в гости, зачем ему искать еду? Он задал этот вопрос Вадьке, а тот сказал, что мать и бабка рассказчика не обязаны его кормить. Благородно поступил. Не любит он на чужой шее сидеть.
Вадик с рассказчиком выпросили жмыха, заглянули на базар. Вадик рассказывает о своей

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Шукшин Критики

    Несмотря на небольшой объем произведения Василия Шукшина-Критики, автор удачно описывает момент из жизни деда и маленького внуку, показывая их характер и донося смысл до читателя. Рассказ начинается с описания главных героев, был дед, ему было 73 года

  • Краткое содержание Корнель Гораций

    В очень далекие времена, когда еще не существовало ныне самых развитых стран, было два основных государства, Рим и Альба и были они союзниками и торговыми партнерами

  • Краткое содержание Казус Кукоцкого Улицкая

    В книге рассказана история жизни доктора Кукоцкого. Павел Алексеевич, будучи потомственным врачом, специализировался на гинекологии. Ему отлично давалась диагностика, ведь доктор обладал интуицией и способностью видеть больные органы своих пациентов.

  • Краткое содержание Куприн Изумруд

    Рассказ Изумруд является одним из лучших произведений Александра Куприна в котором в главных ролях выступают животные. Рассказ раскрывает тему несправедливости окружающего мира, наполненного завистью и жестоким отношением

  • Краткое содержание Голубая книга Зощенко

    Произведение Голубая книга было написано по просьбе Горького. Книга рассказывает об обычной бытовой жизни простых людей, состоит она из новелл и написана простым и обычным языком наполненным жаргонизмами.

Альберт Лиханов — это детский писатель. Сегодня мы представим вам одно из его известнейших произведений, точнее, его краткое содержание. «Последние холода» — это повесть, которую он написал в 1984 году. Книга производит поистине удивительное впечатление. В ней описывается взросление человека, а также страшная, жестокая война. Можно предположить, именно на военную тематику. Только это не так. Это рассказ не о людях в тылу и героизме солдат, это повествование о детях в те жуткие годы.

Книга начинается с того, что мальчик Коля вспоминает учительницу, Анну Николаевну, которая преподавала ему школьные уроки, а также уроки жизни.

Тогда был 1945 год, шла война. Рассказчик через год и 2 месяца должен был окончить начальную школу.

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Шукшин Критики

    Несмотря на небольшой объем произведения Василия Шукшина-Критики, автор удачно описывает момент из жизни деда и маленького внуку, показывая их характер и донося смысл до читателя. Рассказ начинается с описания главных героев, был дед, ему было 73 года

  • Краткое содержание Корнель Гораций

    В очень далекие времена, когда еще не существовало ныне самых развитых стран, было два основных государства, Рим и Альба и были они союзниками и торговыми партнерами

  • Краткое содержание Казус Кукоцкого Улицкая

    В книге рассказана история жизни доктора Кукоцкого. Павел Алексеевич, будучи потомственным врачом, специализировался на гинекологии. Ему отлично давалась диагностика, ведь доктор обладал интуицией и способностью видеть больные органы своих пациентов.

  • Краткое содержание Куприн Изумруд

    Рассказ Изумруд является одним из лучших произведений Александра Куприна в котором в главных ролях выступают животные. Рассказ раскрывает тему несправедливости окружающего мира, наполненного завистью и жестоким отношением

  • Краткое содержание Голубая книга Зощенко

    Произведение Голубая книга было написано по просьбе Горького. Книга рассказывает об обычной бытовой жизни простых людей, состоит она из новелл и написана простым и обычным языком наполненным жаргонизмами.

Образец готового сочинения-рассуждения

Что значит быть добрым? Какие качества определяют доброго человека? Ю. Я. Яковлев дает на эти вопросы однозначный ответ: быть добрым — значит видеть нужды других и думать о других больше, чем о самом себе.

Мальчик Коля в детстве пережил ужасное событие — войну. Вместе с ним Коля познал и голод. И эти два коржа, испеченные его бабушкой, после затяжного голода казались мальчику самым сладким лакомством, которое только можно было себе представить. В семье мальчика все делилось по справедливости, и поэтому второй корж достался его дедушке, несмотря на то, что мальчику очень бы хотелось его съесть. Но как же поступил дедушка? “(30)На дне котомки оказалась чистая тряпица, завязанная узлом. (31)В ней лежал корж.”. Дедушка спрятал принесенный внуком корж, чтобы Коля мог втайне скушать и второй кусок заветного хлеба. Почему дедушка так поступил? Он понимал, что мальчик устал от голодного времени и действительно хотел поесть теплого домашнего хлеба. Дедушка думал о любимом внуке больше, чем о самом себе. По этой причине он и отказался от хлеба. Дедушка Коли является добрым, потому что ценил нужды других выше, чем свои.

Но как повлиял поступок мужчины на мальчика? Коля полностью освоил урок, который преподал ему дедушка. Он также отказался съесть корж: “(38)Но через некоторое время он вернулся, взял со стола остывший корж, аккуратно завернул его в чистую тряпицу и положил в дедушкин сундук, где лежали старые сапоги, мешок с самосадом и штык, привезенный с прошлой войны”. Коля повел себя достойно и так же отказался от коржа в пользу дедушки. Его желание съесть корж, даже с немого позволения деда, пересилило чувство внутренней справедливости. Дедушка тоже голодал, тоже терпел тяготы войны и тоже имел право на вкусный обед. Поэтому Коля поступил по справедливости и вернул дедушке корж, в котором он нуждался. Оба героя рассказа жертвовали своими желаниями ради друг друга, думая о своем ближнем в первую очередь. Дедушка показывает, что добрый человек должен быть заботливым и думать о своих ближних. Коля показывает, что добрый человек должен быть справедливым и отвечать добром на добро.

Так, доброта вселяет в души людей чувство справедливости и заботы о ближних. Добрый человек — это тот, что думает о других и ставит нужды других выше своих, в особенности в тяжелые времена. Добрый человек — это еще и тот, кто живет по справедливости и отвечает на заботу о себе заботой. Добрый человек не эгоистичен, он всегда понимает, что в мире есть и другие люди, и всегда заботится о них.

Ценности жизни

Дети в радостном шоке идут за обедом, но у девочки отбирают котлету. Вадик заступается за сестру, хоть у вора в руке острая бритва. В итоге обидчик позорно убегает, бросив надкушенную котлету, но гордые дети уже не обращают на нее никакого внимания, хотя еще вчера набросились бы на нее. Из этого поступка Коля делает вывод, что как только исчезает потребность в пище, человек меняется. У ребенка в голове возникает вопрос: люди ли управляют голодом или все же он властвует над ними?

На выходе из столовой брата с сестрой подкарауливает опозоренный недавно котлетный вор и пытается ранить мальчика лезвием, но только портит его пальто. Теперь ребенок не сможет его продать. После неприятного случая Вадим отправляется на занятия, а Марья с Колей идут относить очередное письмо в барак. По дороге девочка полностью рассказывает обо всех горестях голодной жизни и говорит, что поначалу было очень стыдно попрошайничать, но желание съесть что-нибудь убивает смущение и заставляет просто выживать.

По возвращении домой Колю ждут приятные и не очень новости:

Учителя собрали для брата с сестрой большой портфель продуктов.
Маленькой Марье пришлось идти в мужскую баню с братом, чтобы просто помыться, ей было очень стыдно. Теперь она туда ходить не хочет вообще.
Мама Коли узнала о прогуле занятий и устроила ему взбучку, не желая слушать ничего о помощи несчастному Вадьке в поисках еды.

Женщина уверена, что мальчик оказывает дурное влияние на Кольку, и не хочет продолжения их дружбы. Отношения между приятелями охладевают. Но в то время, пока весь город и страна радуются победе и ликуют, у брата с сестрой случается настоящее горе:

  • умирает мама;
  • их забирают в детдом.

Вадим из гордости и нежелания видеть жалость к себе прогоняет Колю и окончательно разрывает их товарищество. Последняя встреча приятелей происходит в конце лета. Тогда Вадим сообщает своему старому другу, что они переезжают вместе с детдомом.

Осенью Коля переходит в четвертый класс и снова получает талоны на питание в «восьмой столовке».

Знакомство с голодными военными реалиями

В младшей школе дают талоны на питание, но не всем они достаются, поэтому дети ходят есть в городскую «восьмую столовку» по очереди. Коля, приходя туда, думает, что он попадает в рай на земле, хотя на деле это обычное убогое помещение с большим холодным залом, заполненное голодающими детьми с разных школ.

Мальчик берет еду и занимает место за столиком рядом с двумя дерзкими пацанами. Те едят и оставшийся хлеб выбрасывают птицам, чтобы не делиться с голодающими детьми, которых все называют «шакалами». Коля не понимает, о ком и о чем они говорят, пока на следующий день не встречает одного болезненного желтолицего мальчугана с просьбой отдать ему остатки еды. Ребенок, конечно, делится, также он замечает, что еще одна девочка отдает часть своей порции сестре этого паренька.

Это была первая встреча Коли с голодными детьми-жертвами войны. На следующий день мальчик приходит в столовую раньше обычного и, стоя в длинной очереди, ищет взглядом вчерашних оголодавших ребят. Он замечает, что сегодня присутствуют и те, кто уже просто ворует еду у других, не пытаясь выпрашивать. В этот момент парень видит желтолицего, который решил своровать хлеб у одной из девочек, однако та начинает реветь, поднимая шум, и голодный мальчишка убегает от греха подальше.

Далее до Колиного слуха доносится шепот наглой шайки парней постарше о том, что дерзкого «шакала» надо проучить. Ребенок несется за ними и видит, что голодного мальчика уже избивают, а тот как-то очень смиренно терпит, а затем вскакивает и вцепляется мертвой хваткой в горло главарю и почти уже удушает его, но падает без сил, а малолетние бандиты трусливо убегают прочь.

Матери

Составляя краткое содержание рассказа «Последние холода», нужно поведать и об отношениях детей со своими матерями. Так, когда Коля был у Вадима, он их очень активно сравнивал. Рассказчик был всегда под покровительством мамы, ее никак не жалел, за нее не боялся. А у Вадика отношения с матерью были совершенно иные: он сам рассказывал, что очень боится за нее, что после смерти их отца она очень сильно изменилась. Такое отношение к любимому человеку говорит об уже появившейся зрелости мальчика, он, в отличие от Коли, повидал в жизни уже многое. На его лице появились даже морщинки, иной раз он напоминал старика.

Вернувшись из школы, Марья поругала Вадика за то, что он прогуливает уроки, и сообщила, что ей дали талоны на питание. Дети наконец поели в столовой, но у девочки отобрали второе, после чего ее брат отогнал обидчика.

Главные герои («Последние холода») выходят из столовой, смеются, шутят. Вадику ножом порвали пальто, девочка заплакала. Желтолицый идет в школу, поскольку его вызвали к директору, Коля же провожает Марью домой. Здесь они написали письмо ее матери, при этом на не особо разговорчивого рассказчика неожиданно напал дух сочинительства, может быть, из-за того, что он себя представил на месте детей.

Потом они отправились домой к Коле, сделали там уроки, покушали. Зашел желтолицый с перевязанными ремнем учебниками и целым портфелем еды — ему ее передали через директора учителя. Вадик обвиняет мать рассказчика в том, что его вызвали к директору, а также в данных подачках. Но мама говорит, что она здесь ни при чем. Она усаживает мальчика за стол, он нехотя, но соглашается. Начинают разговаривать о бане. Выяснилось, что Вадик и Марья после госпитализации матери мылись один раз из-за жуткого стеснения девочки ходить в общую баню, а сама она не могла мыться, было трудно. Рассказчик говорит о детстве, что вроде бы ты и свободен, но это не так, ты не волен. В какой-то момент обязательно понадобится сделать что-то, чему противится изо всех сил твоя душа. А тебе при этом говорят, что так надо, и ты, страдая, маясь, упираясь, делаешь все-таки то, что требуется.

Когда Марья и Вадька уходят, мать Колю ругает за прогуливание уроков, к слову, первое в его жизни.

Заключение

Война приносит с собой тяжёлые испытания, которые далеко не каждый способен достойно преодолеть. Голод стирает в душе человека былые ценности, превращая его в загнанного зверя. Нужно обладать огромной силой воли, чтобы не растерять в себе самое ценное — порядочность, доброту.

Повесть Альберта Лиханова “Последние холода” — это прежде всего повесть о взаимоотношениях между людьми. Ее действие происходит в тяжелые годы Великой Отечественной войны в небольшом тыловом городе, где живет мальчик Коля, главный герой повести.

Коля добрый и отзывчивый мальчик, который видит несправедливость и понимает, что ее причиной становится голод. Ему жаль детей, которые не могут питаться в столовой как он сам и вынуждены воровать или выпрашивать.

Колю тянет к мальчику Вадьке, который заботится о младшей сестре, и мать которого лежит в тифозном бараке. Коля старается как может помочь голодающим несчастным детям, но его мать опасается, что эта дружба негативно повлияет на Колю. И Коля слушается мать.

Окончательно отношения Коли и Вадика разваливаются после смерти матери детей. Вадик и Марья оказываются в детском доме, а потом и вовсе уезжают из города.

Главные герои повести:

  1. Коля. Добрый и отзывчивый мальчик, несколько робкий, не умеющий настоять на своем.
  2. Вадик. Друг Коли. Отчаянный, решительный, смелый.
  3. Марья. Сестра Вадика. Красива, болезненная девочка.
  4. Мать Коли. Добрая, отзывчивая женщина.

Читайте по теме:

Главная мысль повести:

В любое время, в любых условиях человек должен оставаться человеком, не забывать о сострадании и милосердии.

Здесь можно посмотреть полный список произведений для читательского дневника для 6 класса (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главную мысль и др.).

Авг 26, 2018 | 0 комментариев

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный мир
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: