Гробовщик

«гробовщик», анализ повести александра пушкина

Пушкин «Гробовщик» очень краткое содержание

«Гробовщик» Пушкин краткое содержание для читательского дневника:

Гробовщик Адриан Прохоров осуществил свою заветную мечту, переехав из ветхой лачужки в новый желтый домик. Вскоре он получил приглашение от своего соседа-сапожника Шульца на годовщину свадьбы.

Во время застолья кто-то предложил выпить за своих клиентов. Прохорову не понравилась идея пить «за здоровье своих мертвецов», и его настроение было испорчено.

Ночью гробовщик получил известие о смерти богатой клиентки, и поспешил к ее дому. Уладив дела, Адриан вернулся и с ужасом заметил, что «комната полна была мертвецами». Они напомнили испуганному гробовщику о его жульничестве, и кинулись на него. Прохоров, «оглушенный их криком и почти задавленный, потерял присутствие духа» и лишился чувств.

Утром Адриан узнал, что купчиха не собиралась умирать, и никто из покойников не приходил к нему в дом. Все это лишь приснилось гробовщику.

Вывод:

В повести увиденный главным героем сон является предупреждением, чтобы тот перестал наживаться на горе и брал честную плату за свой труд. В своем произведении писатель пропагандирует простую идею – жить и трудиться нужно не ради денег, а ради людей.

Краткое содержание

Характер Прохорова был под стать его занятию: гробовщик «был угрюм и задумчив». Думы его в последнее время были невеселые, предстояли большие расходы. В связи с этим он очень надеялся на то, что родственники купчихи Трюхиной обратятся к нему, когда старуха умрет. Это решило бы финансовые проблемы Прохорова.

Размышления гробовщика были прерваны ударами в дверь. Сапожник Готлиб Шульц, живущий напротив, пришел пригласить соседей на празднование серебряной свадьбы. Прохоров напоил гостя чаем, они поговорили о работе, и Шульц откланялся.

На следующий день гробовщик с дочерями в праздничных нарядах отправился к сапожнику. Небольшая квартирка была полна гостей. Это были в основном такие же, как хозяин, немцы-ремесленники. Из русских, кроме гробовщика, был еще будочник Юрко. Он находился в приятельских отношениях почти со всеми немцами, живущими около Никитских ворот. Адриян быстро сошелся с ним, и они вдвоем уплетали угощения Шульца за четверых. Пиво лилось рекой, разговоры делались шумнее, и наконец «начали здоровья следовать одно за другим». Адриян разошелся от выпивки и даже произнес какой-то смешной тост. Кто-то предложил поднять бокалы за здоровье своих клиентов. Юрко со смехом сказал Прохорову, чтобы он пил за здоровье мертвецов. Все засмеялись, а гробовщик обиделся.

Домой Адриян пришел сердитым. Он думал позвать соседей на новоселье, но после того, как они посмеялись над ним, желание пропало. Он в сердцах сказал, что вместо них позовет мертвецов, и лег спать.

Было темно, когда гробовщика разбудила весть о смерти купчихи. Адриян дал приказчику на водку и поехал на Разгуляй. Весь день он провел в хлопотах, вечером отправился домой пешком. Подходя к дому, гробовщик увидел, что кто-то вошел в его калитку. Подумав о ворах, Прохоров заторопился. У ворот он столкнулся с человеком, чье лицо показалось ему знакомым. Они вместе вошли в дом, и Адриан увидел, что по комнатам ходят люди. Присмотревшись, он узнал тех, кого недавно хоронил.

К нему приближался скелет в остатках одежды. Это был отставной сержант Курилкин, ему Адриян продал первый гроб. Покойник протянул к нему руки, но гробовщик с криком ужаса оттолкнул его. Курилкин упал и рассыпался, присутствующие возмущенно бросились к Адрияну. Гробовщик упал без чувств.

Когда Прохоров открыл глаза, то увидел, что уже утро, и его работница раздувает самовар. Гробовщик спросил Аксинью, не приходил ли кто от покойницы Трюхиной. Она удивилась и сказала, что купчиха еще не умерла. Гробовщик обрадовался.

Пушкин. Все пересказы

  • Арап Петра Великого
  • Барышня-крестьянка
  • Бахчисарайский фонтан
  • Борис Годунов
  • Братья разбойники
  • Выстрел
  • Гаврилиада
  • Граф Нулин
  • Гробовщик
  • Домик в Коломне
  • Дубровский
  • Дубровский по главам
  • Евгений Онегин
  • Евгений Онегин по главам
  • Жених
  • История Пугачёва
  • Кавказский пленник
  • Каменный гость
  • Капитанская дочка
  • Кирджали
  • Маленькие трагедии
  • Медведиха
  • Медный всадник
  • Метель
  • Моцарт и Сальери
  • Песнь о Вещем Олеге
  • Пиковая дама
  • Пиковая дама по главам
  • Пир во время чумы
  • Повести Белкина
  • Полтава
  • Русалка
  • Руслан и Людмила
  • Сказка о золотом петушке
  • Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях
  • Сказка о попе и его работнике Балде
  • Сказка о рыбаке и рыбке
  • Сказка о царе Салтане
  • Скупой рыцарь
  • Станционный смотритель
  • У Лукоморья дуб зелёный
  • Цыганы

Развитие событий

На следующий день гробовщик с дочками отправляется на праздник к Шульцу. Барышни нарядились, надели желтые шляпы и красные башмаки, что делалось только в праздничные дни. Ровно в полдень они стучались дверь к соседу.

Небольшая квартира сапожника была заполнена гостями. В числе приглашенных людей были немцы, такие же ремесленники и подмастерья, как и сам хозяин. Похоронных дел мастер сразу выделил будочника Юрко, он понимает, что тот может ему пригодиться в будущем.

Готлиб Шульц открывает шампанское и говорит тост, он предлагает собравшимся поднять бокалы за ненаглядную супругу. После один из гостей предлагает выпить за своих клиентов, а Адриану Прохорову — «за здоровье мертвецов». Гробовщик очень оскорблен шуткой.

Уже дома пьяный Прохоров дает волю чувствам, он возмущается и злится. Адриан грозится, что пригласит на новоселье покойников, а не соседей. Работница, услышав обещание, крестится и просит хозяина отказаться от своих слов.

Утром гробовщик узнает, что умерла Трюхина, он спешит к ней домой, чтобы договориться с родственниками о похоронах. Наследники заключают контракт с Прохоровым, и он довольный возвращается домой.

В своей квартире Адриан обнаруживает кучу народу, присмотревшись к ним, он понимает, что это погребенные им мертвецы. Один из покойников обращается к гробовщику с речью. Усопший говорит, что все они пришли к нему на новоселье по приглашению, которое Прохоров сделал накануне.

Спустя время среди покойников разгорается недовольство, они уличают гробовщика в обмане. Оказывается, тот продавал им вместо дубовых сосновые гробы, в толпе начинает разгораться паника. Адриан Прохоров от страха лишается чувств, а проснувшись, понимает, что это был всего лишь ночной кошмар.

Философская проблематика произведения

Повесть «Гробовщик» имеет глубокую философскую проблематику, затрагивающую вопросы смерти и бессмертия, человеческой злобы и порока.

Одной из центральных тем является проблема смерти и бессмертия. Главный герой Фома Григорьевич Ступенин в своей жизни занимался злом и преступлениями, но после смерти отказался отправиться в ад, надеясь на бессмертие души. Однако его ожидание было обманом, и он понимает, что навсегда останется мертвым, не имея шансов на бессмертие.

Также в произведении рассматривается тема злобы и порока в человеческой природе. Ступенин был злым и жестоким человеком, который убивал не только людей, но и животных. Его наказание после смерти можно рассматривать как символичное наказание за злодеяния, которые он совершал в жизни.

Таким образом, Пушкин в повести «Гробовщик» поставил актуальные философские вопросы о смысле жизни, смерти и бессмертия, а также о добре и зле в человеческой природе, что делает это произведение настоящим шедевром русской классической литературы.

Подробный пересказ

Повесть начинается с переезда главного героя, занимающегося похоронными услугами, Адрияна Прохорова и его семьи с Басманной улицы на Никитскую, в дом, который уже давно был пределом мечтаний Адрияна. Несмотря на всю прелесть картины мира главного героя присутствовало в нем чувство беспокойства. Связано оно было с чувством утраты и ностальгии по прошлому времени, событиям, моментам жизни проведенной на Басманской улице.

Уладив все дела в новом доме, погружаясь в глубокие мысли за чашкой чая, выпивая одну за другой, Адриян пришёл к умозаключению о своем губительном финансовом положении. Если в ближайшие сроки не появиться гость, в качестве умершей купчихи Трюхиной, то его положение не улучшиться. Эту мрачную, но глубокую мысль прервал гость, имя которого Готлиб Шульц, по национальности немец, занимался своего рода ремесленной работой — сапожник и представился как близкий сосед Адрияна, поскольку дом его был напротив дома главного героя.

Цель визита Готлиба было приглашение по случаю серебряной свадьбы, что Адрияну показалось весьма почтительным и положительным для согласия разделить с ним эту радость празднования. Закончился разговор совместным чаепитием в дружественной атмосфере.

На следующий день, в самый полдень семья гробовщика в составе Адрияна и его двух дочерей отправилась на праздник в гости к сапожнику. Удивительно нарядно были одеты дочери Адрияна, что говорило о хорошем вкусе и о редких вечерних визитах, застольях. На празднике было очень много гостей, несмотря на небольших размеров жилищное пространство, было вполне уютно и весело. Застолье было весьма забавное и шумное, Адрияну было как никогда комфортно и весело. Продолжались тосты от хозяина праздника в честь его Луизы, затем в честь гостей. Столы закусок и горячих блюд имели широкое ассорти, гробовщик Адриян довольствовался всем, что мог испробовать.

Спустя некоторое время был предложен тост за здоровье тех, благодаря кому процветает ремесло сапожника, портного, булочника, словом за клиентов, благодаря которым процветают ремесленники. Гости были несказанно рады такому откровенному тосту, однако один из гостей, булочник Юрко, хохмы ради, напомнил, что клиенты гробовщика уже не живы и за здоровье выпить будет непросто. Большинство гостей такой ироничный тост поддержали и похохотали вдоволь над гробовщиком. Адрияна это задело, привело к угрюмому состоянию, с которым он и покинул сие празднования давая себе обещание, что свое новоселье праздновать он будет не с этими людьми, а со своими клиентами — мертвецами. Так тому и быть промолвил он уже дома при своей служанке Аксинье, которая пыталась переубедить его, но в ответ получила еще одну фразу, но уже с официальным приглашением для всех мертвецов имевших совместные с ним дела. Заснул он в состоянии глубокого отчаяния переплетающейся со злостью и выпитого вина в гостях у сапожника.

Недолго спал Адриян, разбудил его приказчик купчихи Трюхиной с плохой вестью о кончине купчихи. Необходимо было решить все похоронные вопросы с родственниками покойной, куда он и отправился, а вернулся только к вечеру. Подходя к калитке у дома Адриян заметил, что ее кто-то отворил и он начал предполагать кто бы это мог быть. Все его доводы закончились, когда к нему подошел посторонний человек, который, к тому же, показался ему знакомым.

Войдя в дом Адриян понял, что он полон мертвецов, тех, которых он сам пригласил. С ужасом понимая, что все мертвецы это его клиенты, страх пронизывает его тело. Хотя, мертвецы приветствовали его и благодарили за приглашение. Один из них хотел приобнять его, тот самый первый из клиентов, которому Адриян продал сосновый гроб за дубовый, но главный герой оттолкнул его и мертвец рухнул развалившись на части. Остальные мертвецы разозлись на невежественное поведение Адрияна и обступили его со всех сторон, в ужасе он упал на кости от развалившегося скелета и потерял сознание.

Утро. Адриян открыв глаза увидел свою служанку Аксинию, ожидая от нее малейшего слова, он находился в странном состоянии и вспоминал события прошлого вечера. Оказалось, что начиная с донесения о смерти купчихи Трюхиной и далее, Адрияну все привиделось. Служанка Аксинья пояснила ему, что после застолья он явился домой и уснул в своих покоях до сих самых пор. Адриян Прохоров необычайно был рад такому положению дел. И впредь, нужно быть весьма внимательным для кого и что делать, за что несешь ответственность, чтобы не пришлось впоследствии обниматься с мертвецами и получать недовольство накопленное годами.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

История создания

Свою знаменитую повесть Александр Сергеевич написал в селе Большое Болдино. Работу над созданием данного произведения русский писатель закончил в 1830 году. В период Болдинской осени из-под пера поэта вышло множество стихотворений и прозаических тестов высшей пробы.

Цикл «Повести Белкина» был задуман писателем в 1829 году. Первые упоминания в дневнике показывают, что автор вынашивал свою идею около года. Первоначально Пушкин разместил будущие книги в таком составе:

  1. Гробовщик 
  2. Барышня-крестьянка
  3. Станционный смотритель
  4. Самоубийца
  5. Записки пожилого

Правда, впоследствии автор заменил две последние повести на «Метель» и «Выстрел». В этом списке «Гробовщик» стал первым (9 сентября). Его писатель закончил даже раньше предисловия. Но уже тогда Пушкин понимал, что реакционная критика не примет его работы ни под каким видом. Его начнут притеснять, даже если в книгах не будет ничего антиправительственного. Поэтому он и принял решение назвать себя псевдонимом. Об этом намерении он писал свою другу:

Фаддей Булгарин был настоящим врагом Пушкина. Этот критик работал в проправительственных СМИ и нападал на каждого, кто выступал за либеральные идеи и ценности. К его мнению прислушивались и цензоры. Поэтому Пушкин избегал прямых конфликтов с ним, но не забывал сочинять эпиграммы и поддевать оппонента.

Как бы там ни было, Пушкин выпустил свои повести в свет и даже переиздал, потому что они понравились публике и принесли коммерческий успех.

Известно, что в действительности существовал прототип образа гробовщика. Автор описал гробовщика Адриана, лавка которого находилась напротив дома невесты Пушкина — Натали Гончаровой.

Основные персонажи повести

  • Готлиб Шульц – сапожник, открытый и добросердечный немец.
  • Трюхина – старая купчиха, потенциальная клиентка Прохорова.
  • Работница – добросовестная прислужница в доме Прохоровых.

Гробовщик Адриан Прохоров осуществил свою заветную мечту, переехав из ветхой лачужки в новый желтый домик. Вскоре он получил приглашение от своего соседа-сапожника Шульца на годовщину свадьбы.

Утром Адриан узнал, что купчиха не собиралась умирать, и никто из покойников не приходил к нему в дом. Все это лишь приснилось гробовщику.

Вывод:

В повести увиденный главным героем сон является предупреждением, чтобы тот перестал наживаться на горе и брал честную плату за свой труд. В своем произведении писатель пропагандирует простую идею – жить и трудиться нужно не ради денег, а ради людей.

Гробовщик Адриян Прохоров переезжает с Басманной улицы на Никитскую в давно облюбованный домик, однако не чувствует радости, так как новизна немного пугает его. Но вскоре порядок в новом жилище устанавливается, над воротами прикрепляется вывеска, Адриян садится у окна и приказывает подать самовар.

Распивая чай, он погрузился в печальную думу, так как от природы был мрачного нрава. Житейские заботы смущали его. Главной же заботой было то, чтобы наследники богатой купчихи Трюхиной, умиравшей на Разгуляе, вспомнили бы в последнюю минуту о нем, а не сговорились с ближайшим подрядчиком.

Пока Адриян предавался этим размышлениям, к нему с визитом пожаловал сосед, немец-ремесленник. Он назвался сапожником Готлибом Шульцем, объявил, что живёт через улицу, и пригласил Адрияна на следующий день к себе по случаю своей серебряной свадьбы. Приняв приглашение, Адриян предложил Шульцу чаю. Соседи разговорились и быстро подружились.

В полдень следующего дня Адриян с двумя дочерьми направился в гости к сапожнику. В доме собрались друзья Готлиба Шульца, немцы-ремесленники с жёнами. Началось застолье, хозяин провозгласил здоровье своей жены Луизы, а потом здоровье своих гостей.

Все пили очень много, веселье сделалось шумнее, как вдруг один из гостей, толстый булочник, предложил выпить за здоровье тех, на кого они работают. И все гости начали друг другу кланяться, ибо все были клиентами друг друга: портной, сапожник, булочник… Булочник Юрко предложил Адрияну выпить за здоровье его мертвецов. Поднялся всеобщий хохот, который обидел гробовщика.

Разошлись поздно. Адриян вернулся домой пьян и сердит. Ему показалось, что инцидент был намеренной насмешкой немцев над его ремеслом, которое он почитал ничем не хуже других, ведь гробовщик не брат палачу. Адриян даже решил, что пригласит на новоселье не новых своих знакомцев, а тех, на кого работает. В ответ на это его работница предложила ему перекреститься. Но Адрияну эта мысль понравилась.

Пока Адриян соображал, кто бы это мог быть, подошёл ещё один человек. Лицо его показалось Адрияну знакомым. Войдя в дом, гробовщик увидел, что комната полна мертвецами, освещёнными луной, сиявшей через окно.

С ужасом узнал в них гробовщик своих бывших клиентов. Они приветствовали его, а один из них даже попытался обнять Адрияна, но Прохоров оттолкнул его, тот упал и рассыпался. С угрозами обступили его остальные гости, и Адриян упал и лишился чувств.

Тут только понял гробовщик, что все ужасные события, так напугавшие его, произошли во сне, и приказал ставить самовар и звать дочерей.

Переступив порог, он понимает, что попросту тоскует о своем прежнем доме, в котором прожил восемнадцать лет по раз и навсегда заведенным правилам.

Он полон печальных дум о неминуемых расходах на похоронную одежду, которая уже порядком поистрепалась. Прохоров надеется покрыть расходы после смерти старой купчихи Трюхиной, однако переживает, что из-за его переезда родственники могут обратиться к гробовщику по соседству от их дома.

На следующий день ровно в полдень Прохоров в сопровождении дочек направляется к соседу. На девушках надеты красные башмачки и желтые шляпки, что бывает у них лишь в самых торжественных случаях.

Придя домой, пьяный Прохоров продолжает возмущаться и говорит, что на новоселье пригласит не своих соседей, а всех мертвецов, которых он обеспечил гробами. Работница пугается этих слов и просит хозяина забрать их обратно.

Гробовщика будят ни свет, ни заря, и сообщают о смерти Трюхиной. Адриан спешит к дому усопшей и договаривается о предоставлении своих услуг с наследниками почившей купчихи.

Из-за обмана Прохорова, выдававшего сосновые гробы за дубовые, среди мертвецов поднимается паника. Не на шутку испуганный этим зрелищем, гробовщик лишается чувств.

Проснувшись на следующий день, Адриан с радостью понимает, что леденящее душу ночное происшествие – лишь страшный сон, и с большим облегчением принимается пить чай.

Главные герои и их характеристика

Среди главных героев мы можем выделить собственно гробовщика Адрияна Прохорова, сапожника Готлиба Шульца, купчиху Трюхину (находящуюся при смерти). Остальные персонажи могут быть охарактеризованы как второстепенные (дочери гробовщика — Акулина и Дарья, дочь Шульца Лотхен и его жена, будочник Юрко, работница Аксинья).

Мы видим, что Адриян Прохоров олицетворяет собой ремесленника, который стремится всеми силами получить для себя максимальную выгоду, обслуживая бедняков и богачей, и часто не скупится обирать тех, кто оказался в тяжелом положении. Зависть и злость Адрияна на более удачливых коллег — «басурман» заставляют его позвать на пир своих «клиентов», и только купчиха Трюхина предстает своеобразным мерилом совести данного героя.

Ему противопоставлен Готлиб Шульц, который, как можно судить, честно работает и зарабатывает, чтобы обеспечить свою семью. Раз он в состоянии устроить обед для своих друзей, то Готлиба Шульца вполне можно назвать обеспеченным человеком. Это добрый, гостеприимный и приветливый мужчина.

Джордж Оруэлл — список всех книг

Все жанры Роман Фантастика Антиутопия Сказка/Притча Повесть Реализм

Год Название Рейтинг
1948 7.99 (1467)
1945 7.98 (642)
1937 7.63 (
1947 7.62 (
2014 7.59 (
1939 7.52 (
1941 7.52 (
2011 7.50 (
1939 7.50 (
1940 7.50 (
1945 7.50 (
1941 7.39 (
1940 7.39 (
7.20 (
2008 6.98 (
1936 6.83 (20)
6.77 (12)
1934

Ярый противник Сталинского режима и коммунизма, защитник демократического социализма, воевавший во второй Мировой войне на стороне СССР, этот писатель стал одним из самых противоречивых людей своего времени. Устроив бунт против общества, к которому так стремился, он сам о себе писал, что чужой в этом мире и времени.

Краткий пересказ «Гробовщик» А. С. Пушкин

Повесть начинается с того, что гробовщик — Адриян Прохоров – переезжает. Он собрал свои пожитки, прибил объявление, что старый его дом продается и пошел заселяться в новый.

Когда он уже подходил к своему новому желтому домику, то понял, что не чувствует радости от переселения (почему? не понятно). Зайдя в дом он тут же принялся наводить порядок, а именно, командовать двумя дочерями припахав их к уборке дома. Вскоре он и сам к ним присоединился.

Закончив наводить порядок и повесив вывеску, что тут продаются (и сдаются в аренду!) гробы, он сел у окна и крикнул, чтоб ему подавали самовар.

Иллюстрация к повести А. С. Пушкина «Гробовщик»

Мужик этот был угрюм и задумчив. Нарушал он свое молчание только чтобы поругать дочек. Распивая чай, он сидел и думал о том, что у него подходил к концу запас похоронных нарядов. Пополнить бюджет собственного бизнеса он планировал за счет богатой купчихи Трюхиной (точнее её смерти), но боялся, что её наследники не пошлют за ним в такую даль карету, а сторгуются с кем-нибудь другим.

Чаепитие нарушил немец ремесленник, пришедший в дом к нашему гробовщику. Немец представился Готлибом Шульцем, сказал, что живет по соседству и пригласил Адрияна на следующий день на празднование своей серебряной свадьбы. Гробовщик согласился и предложил немцу присоединиться к чаепитию. Готлиб Шульц не отказался, соседи разговорились и сдружились.

На следующий день в 12 часов гробовщик с дочками пошли в гости к немцу. У Готлиба Шульца в доме было много гостей. Сначала Шульц предложил выпить за здоровье своей жены, потом за здоровье гостей, а потом какой-то булочник Юрко предложил выпить за здоровье тех, на кого они работают.

Гости начали кланяться друг другу, ведь там все были знакомы, потому что оказывали какие-либо услуги (портной, сапожник, булочник). А нашему гробовщику кому кланяться? Никому, все его клиенты мертвы. Но Юрко был местным шутником и предложил нашему герою выпить за здоровье мертвецов. Все начали смеяться, а Адриян обиделся. Он считал свою профессию не хуже других.

Ночью к Адрияну приехал приказчик той самой купчихи Трюхиной, сообщив, что она скончалась и её надо оформлять. Гробовщик поехал заниматься бизнес вопросами, а по возвращению домой обнаружил, что кто-то открывает калитку его дома и заходит в него. Пока Адриян думал, кого чёрт ночью принес, в дом зашел еще один человек.

Когда уже и сам Адриян зашел в дом, то увидел, что его дом полон мертвецов, все его приветствуют, радостно улыбаются, а кто-то даже обниматься лезет. Настроения обниматься у гробовщика не было, поэтому он оттолкнул нахала, а тот упал и рассыпался.

Адриян очнулся только утром, вспомнил ночные события и ждал, пока работница заведет с ним разговор на эту тему. А работница сказала лишь, что к нему заходили соседи, узнать как он после такого гуляния, купчиха Трюхина жива и все ночные похождения были всего лишь сном. Гробовщик крикнул, чтоб подавали чаю и позвали дочерей. Конец!

Понравился ли вам такой краткий пересказ? Пишите в комментарии свое мнение, а также на какое произведение сделать следующий краткий пересказ. Ставьте лайки и подписывайтесь!

«Гробовщик», анализ повести Александра Пушкина

История создания, направление, стиль

Повесть «Гробовщик» — одна из пяти «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина», написанных в 1830 г. в так называемую Болдинскую осень. Пушкин издал их анонимно, потому что они очень отличались от привычных романтических повестей и знаменовали начало нового направления — реализма. Первой была написана повесть «Гробовщик». Готовя повести к изданию, Пушкин сделал «Гробовщика» третьим по счету. Писатель вводит образ повествователя Белкина, не тождественного личности самого Пушкина. В каждой повести тридцатилетний Пушкин ищет смысл человеческого существования.

Проблематика

«Гробовщик» — самая странная из пяти повестей Пушкина. Решая проблему страха смерти, Пушкин изображает героя, постоянно с ней сталкивающегося. Смех перед лицом смерти — защитная реакция человека на пугающую неизвестность. С первого же предложения поставлена основная проблема: как живет человек, ежедневно наблюдающий смерть? Меняет ли это человека?

Потому ли угрюм Адриян, что у него в кухне и гостиной помещаются гробы?

С тостом на серебряной свадьбе соседа сапожника Шульца связана другая проблема повести. Один из гостей предлагает выпить за здоровье мертвецов. Если гробовщик живет за счет мертвых, то может ли он радоваться смерти человека, наживаться на ней?

Гробовщик так благодарен своим мертвецам, похоронами которых он разбогател, что даже зовет их на пир. Когда мертвецы к нему приходят , у Адрияна подкашиваются ноги. Ужас достигает крайней точки, когда гробовщик встречается с первым своим покойником — отставным сержантом гвардии Петром Петровичем Курилкиным, превратившимся в скелет . Даже первого своего покойника гробовщик похоронил нечестно, продав ему сосновый гроб как дубовый.

Какие потрясения должен пережить человек, чтобы перестать жить обманом?

Герои повести

Гробовщик Адриян — главный герой повести. Несмотря на новоселье в давно желанном желтом домике, гробовщику грустно. Вся его жизнь — сплошное беспокойство. Он волнуется, не позовут ли наследники умирающей купчихи Трюхиной другого гробовщика.

А прибыль его нечестная, о чем говорят его сны. В первом сне гробовщику привиделось, что купчиха Трюхина все-таки умерла. Гробовщик обещал обо всем похлопотать и не брать лишнего, но при этом он многозначительным взглядом обменялся с приказчиком, то есть как раз собирался взять лишнее.

У героя две дочери, воспитанные в строгости, которые ничуть не страдают от зловещей профессии отца. В повести много эпизодических персонажей: сапожник Шульц, пригласивший в гости гробовщика с семьей, чухонец будочник Юрко, предлагавший гробовщику в гостях выпить за здоровье мертвецов, скелет отставного сержанта Курилкина. Последние два героя подталкивают гробовщика к пробуждению совести, но результат остается неизвестным.

Жанр

«Гробовщик» входит в цикл «Повестей Белкина». Во времена Пушкина повестью называлось то, что сегодня мы зовем рассказом: небольшое прозаическое произведение с малым количеством героев, повествующее об одном событии в одной сюжетной линии. Так что с точки зрения современного литературоведения «Гробовщик» — это рассказ.

В середине 19 в. мистическая тематика с последующим пробуждением была распространена.

Сюжет и композиция

Повесть «Гробовщик» условно можно разделить на две части: первая повествует о переезде гробовщика, знакомстве с соседом и праздновании его серебряной свадьбы. Там все порядочно захмелели и пили за здоровье тех, на кого работают.

Вторая часть — сны гробовщика. Первый, о смерти и погребении купчихи Трюхиной, очень реалистичен. И читатель, и гробовщик воспринимают его как жизнь. Гробовщику снится, что после утомительного дня похорон купчихи он возвращается домой. И тут начинается вторая часть сна, фантасмагорическая: к гробовщику приходят все похороненные им мертвецы.

От смерти его спасает только пробуждение. Нападение мертвецов — момент наивысшего напряжения, кульминация. Экспозиция — рассказ о переезде, развитие действия — пирушка у сапожника, сны гробовщика, развязка — счастливое пробуждение.

В кольцевой композиции все заканчивается тем же, чем и начиналось — семейными хлопотами. Все мистические предупреждения забыты.

Короткий пересказ «Гробовщика» Пушкина

Гробовщик Адриян Прохоров переезжает с Басманной улицы на Никитскую в давно облюбованный домик, однако не чувствует радости, так как новизна немного пугает его. Но вскоре порядок в новом жилище устанавливается, над воротами прикрепляется вывеска, Адриян садится у окна и приказывает подать самовар.

Распивая чай, он погрузился в печальную думу, так как от природы был мрачного нрава. Житейские заботы смущали его. Главной же заботой было то, чтобы наследники богатой купчихи Трюхиной, умиравшей на Разгуляе, вспомнили бы в последнюю минуту о нем, а не сговорились с ближайшим подрядчиком.

Пока Адриян предавался этим размышлениям, к нему с визитом пожаловал сосед, немец-ремесленник. Он назвался сапожником Готлибом Шульцем, объявил, что живёт через улицу, и пригласил Адрияна на следующий день к себе по случаю своей серебряной свадьбы. Приняв приглашение, Адриян предложил Шульцу чаю. Соседи разговорились и быстро подружились.

В полдень следующего дня Адриян с двумя дочерьми направился в гости к сапожнику. В доме собрались друзья Готлиба Шульца, немцы-ремесленники с жёнами. Началось застолье, хозяин провозгласил здоровье своей жены Луизы, а потом здоровье своих гостей.

Все пили очень много, веселье сделалось шумнее, как вдруг один из гостей, толстый булочник, предложил выпить за здоровье тех, на кого они работают. И все гости начали друг другу кланяться, ибо все были клиентами друг друга: портной, сапожник, булочник… Булочник Юрко предложил Адрияну выпить за здоровье его мертвецов. Поднялся всеобщий хохот, который обидел гробовщика.

Разошлись поздно. Адриян вернулся домой пьян и сердит. Ему показалось, что инцидент был намеренной насмешкой немцев над его ремеслом, которое он почитал ничем не хуже других, ведь гробовщик не брат палачу. Адриян даже решил, что пригласит на новоселье не новых своих знакомцев, а тех, на кого работает. В ответ на это его работница предложила ему перекреститься. Но Адрияну эта мысль понравилась.

Разбудили Адрияна ещё затемно, так как прискакал приказчик купчихи Трюхиной с сообщением, что она этой ночью скончалась. Адриян отправился на Разгуляй, начались хлопоты и переговоры с родственниками покойной. Закончив дела, он уже вечером пешком отправился домой. Подойдя к дому, он заметил, что кто-то отворил его калитку и вошёл в неё.

Пока Адриян соображал, кто бы это мог быть, подошёл ещё один человек. Лицо его показалось Адрияну знакомым. Войдя в дом, гробовщик увидел, что комната полна мертвецами, освещёнными луной, сиявшей через окно.

С ужасом узнал в них гробовщик своих бывших клиентов. Они приветствовали его, а один из них даже попытался обнять Адрияна, но Прохоров оттолкнул его, тот упал и рассыпался. С угрозами обступили его остальные гости, и Адриян упал и лишился чувств.

Открыв утром глаза, Адриян вспомнил вчерашние события. Работница сказала, что заходили соседи справиться о здоровье его, но она не стала его будить. Адриян поинтересовался, не приходили ли от покойницы Трюхиной, но работница удивилась словам о смерти купчихи и рассказала, что гробовщик, как вернулся от сапожника пьян и завалился спать, так и дрых до этой самой минуты.

Тут только понял гробовщик, что все ужасные события, так напугавшие его, произошли во сне, и приказал ставить самовар и звать дочерей.

Метель

Своеобразная пьеса ситуаций. Роковые и счастливые случайности, которым отводится отводится в повести немаловажная роль. Романтическая героиня повести Марья Гавриловна соглашается на тайный брак с Владимиром, отверженным её родителями. В результате роковой случайности, точнее из-за сильной метели, героиня венчается с неизвестным гусаром. Владимир уходит на войну с Наполеоном и погибает. В результате цепи счастливых случайностей, повесть приходит к счастливой развязке.

В характеристике главной героини, автор сразу отмечает, что она воспитана на французских романах, потому и влюблена. Возможно, что ей нравился Владимир от того, что начиталась романов. Это уже свидетельствует о легкомысленности её характера, как, впрочем, и о её романтизме. Владимир нисколько не отстаёт от Марии. Такоё же романтик. Он склонен мечтать о тайном венчании, после которого, по его мнению, родители растрогаются и дадут им своё благословение. Его рассуждения чем-то напоминают одного из гоголевских героев, Манилова. Когда же обстоятельства требуют действий, он, по большому счёту, оказывается ни к чему не способен.

Автор не скрывает своего ироничного отношения к героям с их увлечением романтической модой. Но, когда в действие вклинивается война, многое меняется. Любая война открывает души людей, оставляя только истинное. Романтик Владимир героически гибнет, становится героем. Бурмин, шутки ради, обвенчавшийся с неизвестной девушкой, теперь смотрит на это иначе и разыскивает свою неведомую жену, чтобы жениться на любимой. Лучшие страницы повести — описание метели, самой главной героини повести,сыгравшей роковую роль для Владимира и счастливую для Марьи Гавриловны и Бурмина.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный мир
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: