Краткое содержание Дедушка, Некрасов читать
Краткое содержание Дедушка
Однажды у отца в кабинете маленький Саша увидел портрет молодого генерала и поинтересовался, кто это. Отец ответил, что это его дедушка, но рассказывать о нем не стал. Тогда Саша побежал к матери и стал расспрашивать, где же его дедушка и почему он его никогда не видел. У матери на глазах навернулись слезы и она сказала: «Вырастешь, Саша, узнаешь». Вскоре приехал к ним в гости тот самый таинственный дедушка. Все были счастливы, дружно встречали гостя. Саша поинтересовался у деда, почему он так долго не появлялся и где же его мундир. На что тот ответил: «Вырастешь, Саша, узнаешь».
Саша быстро подружился с дедом, и они много вместе гуляли. Дедушка производил впечатление человека умного и мудрого. Это был человек стройный и статный, с белыми кудрями и седой бородой. По натуре дедушка был человеком простым и не боялся труда. Он много рассказывал о какой-то деревне Тарбагатай за Байкалом. Саша пока не мог понять, где это находится, но надеялся вырасти и узнать. Несмотря на то, что дед был генералом, он умел отлично управлять плугом и даже вспахал целое поле. Без труда он не сидел и минуты. Дед часто вспоминал что-то и грустил. Когда Саша интересовался у него, отчего это, он отвечал, что все хорошо, что все уже позади. Ведь сейчас совсем другое время, ведь «нынче полегче народу».
Раньше он видел столько страданий в стране, что теперь ему все вокруг казалось мирным и спокойным. Дед часто пел песни о «славном походе», о «свободном народе», о «красавицах чудных» и их увяданье. Время тянулось справно. На все Сашины вопросы дед всегда отвечал: «Вырастешь, Саша, узнаешь». Так, у Саши появился интерес к учебе. Вскоре он уже изучал историю, географию. Он мог быстро показать на карте где Чита, где Петербург, мог рассказать многое о русском быте. Дед стал все чаще хворать из-за былых ранений. Ему понадобился костыль. Глядя на Сашу, он понимал, что скоро, совсем скоро узнает он о страшных событиях минувших лет и о восстании декабристов.
см. также:Краткие содержания других произведений
Характеристики главных героев произведения Дедушка, Некрасов
Краткая биография Николая Некрасова
Краткое содержание крестьянские дети некасова н.а.
Но тут началась гроза, и ребятишки разбежались по домам, а рассказчик пошел дальше охотиться. Читать краткое содержание Крестьянские дети. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений Оцените:
- Дед Мазай и зайцы
- Дедушка
- Железная дорога
- Кому на Руси жить хорошо
- Крестьянские дети
- Мороз, Красный нос
- Размышления у парадного подъезда
- Русские женщины
Картинка или рисунок Крестьянские дети Другие пересказы для читательского дневника
Краткое содержание Последний лист О Генри Две молодые художницы Сью и Джоанна вместе снимают небольшую студию в богемном квартале Нью-Йорка. Холодным ноябрем Джоанна тяжело заболевает пневмонией.
Поэтому наряду с темой любви к детям произведение Некрасова «Крестьянские дети» прославляет прелести жизни за серыми стенами города. Уже с первых строк автор тонет в ворковании голубей и щебетании птиц. Затем сравнивает цвет детских глаз с цветами в поле. Образ земли преследует поэта в лесу, когда он собирает грибы. Из леса ведет читателя к реке, где купается детвора, из-за чего вода будто смеется и воет. Их жизнь неотделима от природы. Дети плетут венки из бледно-желтых цветов, их губы черные от черники, набившей им оскомину, они встречаются с волком, подкармливают ежа. Важна роль хлеба в поэме. Через взгляд одного из мальчишек рассказчик передает всю святость выращивания зерна. Он описывает весь процесс от бросания семени в землю до выпечки хлеба на мельнице. Стихотворение Некрасова «Крестьянские дети» призывает вечно любить поле, что дает силу и трудовой хлеб.
Сев в упряжку, мальчик басом приказал коню ехать. Этот детский бас заставил автора даже усомниться в том, что мир вообще реален: «как будто всё это картонное было». Выводом автора стало то, что именно для того, чтобы познавать мир и резвиться на чистом воздухе детям и дано детство. Чтобы любить поля, на которых выросли и хранить память как наследство. Наследство для будущих поколений: они раскроют – а там детство, которые так уморительно смеётся, так свежо пахнет и воспоминания словно оживают. Произведение Некрасова в стихотворном виде имеет глубокий смысл к читателю. Оно учит тому, что обращаться к ребёнку порой надо наравне со взрослыми, выслушивать его и помогать – совсем чуть-чуть, а то лениться начнёт – в его детских проблемах. Крестьянские дети быстро понимают, что такое работа, а это наиценнейший опыт с младенчества.
Николай Алексеевич Некрасов один из немногих поэтов –классиков, создававший произведения о существовании простых людей. Одним из таких творений является очаровательная поэма «Крестьянские дети», в которой говорится о том, что однажды в деревенскую сараюшку зашел охотник, который от усталости забылся сном. И путника обнаруживают ребятишки, проживающие в маленьком селе. Они с удивлением разглядывают его и громко обсуждают. Стихотворец тут же изображает свое детство, прошедшее с крестьянской ребятней, а также представляет, как они поддерживали взрослых. И хотя трудились они охотно, но работа доставала им и невыносимые муки, начиная от бессилия перед жарой и лютыми морозами.
Поэма учит нас понимать, что, несмотря на то, что бедные люди трудились до изнеможения, этот труд приносил им не только мучения, но и радостность. Главная мысль заключается в уважительном отношении к труду простых людей, ведь у них тоже есть возможность радоваться жизни, только им необходимо много и долго работать.
Краткое содержание
Повествование ведётся от первого лица. Рассказчик описывает время, проведённое им в деревне. Ему легко там живётся, он ходит на охоту и пишет стихи. Однажды, устав после охоты, он забрёл в сарай, и уснул. Проснувшись ранним утром, он заметил множество детских глаз, наблюдающих за ним сквозь щели сарая. Затем раздался шёпот, дети обсуждали незнакомца.
Заметив, что незнакомец смотрит на них, дети испугались, и разбежались. Тогда рассказчик снова притворился спящим, и они вернулись, продолжив обсуждать его. Рассказчик говорит о том, что невозможно не любить крестьянских детей. Он часто проводил с ними время: собирал грибы, ловил змей.
Рядом с деревней проходила большая дорога, по которой проезжало много разных людей. Дети любили слушать их рассказы, поэтому с нетерпением ждали, пока какой-нибудь путник не остановится отдохнуть.
Крестьянским детям всегда есть чем заняться. После сбора грибов они находят себе новые дела: кто-то ловит пиявок, кто-то нянчит младшую сестрёнку, кто-то несёт квас на луг. Как только прошла пора грибов, поспела черника, а за ней малина, брусника, орехи. В это время с утра и до ночи слышны детские голоса в лесах.
Рассказчик говорит о том, что с раннего детства крестьянских детей приучают к труду. Они помогают родителям в поле, и видят, сколько необходимо приложить усилий, для того чтобы потом испечь обыкновенный хлеб.
Тяжела судьба крестьянского ребенка, не всем удаётся выжить. Однажды рассказчик видел, как мальчик в морозную пору возил хворост из леса. Ему было всего лишь шесть лет, а он уже помогал отцу прокормить их семью.
После этого воспоминания рассказчик возвращается к истории с сараем. Когда дети осмелели, он решил их развеселить, отдавая смешные команды своей собаке. Да и сам получил удовольствие, наблюдая за их радостью. Внезапно потемнело, и началась гроза. Крестьянские дети убежали в свою деревню, а рассказчик переждал грозу, и отправился снова на охоту.
Краткое содержание Крестьянские дети Некрасова
Читая первоначальные строчки этой поразительной поэтической работы, мы оказываемся в небольшом сарае, куда забрел усталый охотник и прилег отдохнуть. Он крепко заснул, так как охотился длительное время, и не слышал, как сквозь щели на него глядят несколько пар пытливых детских глаз, которые никак не могут понять, мужчина лежит живой или бездыханный. Наконец он проснулся, и сразу же он услышал переливистое пение птиц. Ему удалось различить ворону и грача. И вдруг взгляд незнакомца наткнулся на крошечные шустрые глаза. Это были детишки, которые с большим интересом разглядывали незнакомого человека. Они тихо переговаривались между собой, и кидали свои взоры то на амуницию мужчины, то на его собаку. Когда же детвора заметила, что незнакомец за ними наблюдает, то некоторые из них убежали. А поздним вечером уже было известно, что прибыл к ним в поселение богатый господин.
Поселившись в деревне на летнее время, барин наслаждается красивыми местами и совместно проведенным временем с детьми. Автор многообразно обрисовывает их жизнь, которая наполнена различными играми. И, конечно же, поразительно то, что все занятия сельской ребятни сильно отличаются от досуга городских детей.
Мы видим, как какой-то мальчуган с наслаждением купается в реке, другой нянчится с сестренкой. Озорная девчушка скачет на лошади. Одновременно, ребята помогают взрослым. Так Ваня, пробует свои силы в сборе урожая хлеба, а потом с величественным видом везет его домой. Им некогда болеть и думать о пустых вещах. Дни пролетают для них моментально и счастливо. И все самое познавательное они узнают от старших. Но Некрасов отмечает и другую сторону их судьбы. У этих детей нет будущего. Они играют, трудятся с удовольствием, но никто из них не получает образования, и соответственно не станут достойными и почитаемыми людьми в обществе.
В поэме Николай Алексеевич вставил яркий момент, где описывается трудовую деятельность детей. Как-то раз холодной зимой, поэт, видимо охотясь, встречает маленького ребенка, который помогает отцу везти дрова. Это в такие морозные дни происходит! И он вынужден помогать, так как в их семье всего двое мужчин. Дальше Некрасов вновь возвращает нас в начало поэмы. Отдохнувший охотник стал показывать детям, какой умный у него пес. Но тут началась гроза, и ребятишки разбежались по домам, а рассказчик пошел дальше охотиться.
Оцените произведение:
- 3.75
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Голосов: 302
Читать краткое содержание Крестьянские дети. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
История создания
Рассказ не случайно написан от первого лица, это не просто художественный приём. Валентин Григорьевич Распутин признавался, что в основу были положены его собственные, личные воспоминания из детства.
Сюжет рассказа взят из биографии писателя. Автор провел детские годы в деревне. Подростком Валя Распутин переехал учиться в райцентр, бедствовал и голодал. Лидия Михайловна Молокова — преподаватель сельской школы в райцентре, где учился будущий литератор. Учительница оказывала ему поддержку, помогала пережить тяжелое время. Принявшись за рассказ, Распутин не стал менять имя героини.
Воспоминания детства воплотились в художественное произведение в 1973 году. Первая публикация состоялась в газете «Советская молодежь», в г. Иркутске.
Рассказ Распутина прочитала учительница, ставшая прототипом главной героини, и решила связаться со своим бывшим учеником, добившимся успехов на литературном поприще. Валентин Григорьевич с теплом вспоминал свою встречу с Лидией Михайловной — встречу взрослого состоявшегося человека с учительницей, согревавшей его трудное детство.
Топ вопросов за вчера в категории Русский язык
Русский язык 18.05.2023 04:37 286 Нурмагомедов Рашит
15. Подбери слова к схемам. Запиши в три столбика. Жёлтенькие, заходи, отгадка, берёзонька, отвезу,
Ответов: 2
Русский язык 03.05.2023 16:07 467 Luts Henri
1. В каком ряду все слова образованы приставочным способом? 1) записать, разжечь; 2) покусать,
Ответов: 2
Русский язык 07.07.2023 07:02 3049 Батраков Денис
Выполни одну зарисовку можешь выполнить работу краской цветными карандашами но начали сделай
Ответов: 2
Русский язык 15.06.2023 20:57 2975 Пожарная-Часть Аромашевская
Здоровье-Лучшее богатство будет уместно в ситуации когда- ДАМ 10 БАЛЛОВ
Ответов: 2
Русский язык 13.11.2023 17:36 466 Кабылкаев Арсен
7. Послушай чтение одноклассника. Определи, како (художественный или нехудожественный). Оглядись,
Ответов: 1
Русский язык 03.06.2023 15:23 257 Естафьева Соня
Вычеркни дополнения из предложений Дополнение может быть выражено существительными или
Ответов: 1
Русский язык 19.06.2023 20:57 979 Царева Юля
Соответствуют ли действительности данные утверждения о сложносочинённых предложениях? Выбери
Ответов: 2
Русский язык 29.06.2023 08:30 674 Кошерь Миша
В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? Укажите правильный вариант ответа:
Ответов: 3
Русский язык 30.04.2023 10:25 897 Кузьмин Артем
решите: Тест по теме «Правописание имён числительных» 1. Найдите пример с ошибкой в образовании
Ответов: 2
Русский язык 19.02.2021 02:02 412 Фишер Виктория
Спишите, расставляя знаки препинания (если это необходимо) и объясняя графически их поставку.
Ответов: 3
Анализ поэмы «Крестьянские дети» Некрасова
Детство Некрасова прошло в окружении крестьянских сверстников. Он вырос в отцовском имении и смог на себе ощутить всю прелесть вольной жизни, резко отличающейся от городского быта. Ребенок не сразу осознал свое господское положение и относился к другим детям на равных. Впоследствии он любил наблюдать за крестьянскими ребятишками. Свои впечатления поэт выразил в стихотворении «Крестьянские дети» (1861 г.).
Автор описывает свою охоту в деревне. Расположившись на отдых в сарае, он замечает детей, которые украдкой наблюдают за ним. Поэт прислушивается к их разговору. Перед ним открывается огромный таинственный мир, существующий лишь в сознании детей. Они уже понимают свое отличие от барина, но пока не видят в нем покорности и унижения. Барин представляется им загадочным существом, живущим какой-то особенной жизнью. Его окружают таинственные предметы, которых никогда не встретишь в деревне.
Некрасова умиляют эти наивные детские взгляды. Он начинает размышлять о крестьянских детях. Представители высшего общества считали их неполноценными существами, которые могут лишь пополнять армию покорных и забитых слуг. Поэт вспоминает яркие случаи из своей жизни, которые он провел в окружении крестьянских детей. Они ничем не отличаются, а даже производят более выгодное впечатление, по сравнению с изнеженными барчуками. Все дети равны от рождения. Они наделены богатым внутренним миром. Даже однообразная деревенская жизнь становится для них источником ярких впечатлений.
Крестьянские дети растут на лоне природы. Все их игры проходят на свежем воздухе. Любое занятие, например, собирание грибов, становится целым событием, насыщенным разнообразными приключениями.
Некрасов знает, что крестьянский ребенок с самого раннего возраста начинает работать. Для одних это становится очередной веселой затеей. Более серьезные дети сразу же понимают, что в таких «затеях» пройдет вся их дальнейшая жизнь. «Однажды, в студеную зимнюю пору…» — хрестоматийный отрывок, ярко иллюстрирующий тяжелую жизнь деревенского ребенка. Дворянскому шестилетнему малышу даже запрещено выходить на улицу, а в деревне он самостоятельно управляет лошадью.
Некрасов восхищен крестьянскими детьми. Он видит в них истинное выражение национального здорового духа. Поэт обращается к ним с призывом полностью насладиться беззаботным детством, пока еще есть такая возможность.
В финале поэмы «Крестьянские дети» автор возвращается к действительности. Рассмешив детей выходками своей собаки, он направляется на охоту. Этим нейтральным эпизодом поэт хочет подчеркнуть, что изменить что-либо в положении крепостных детей он не сможет. Мимолетное детское счастье растает без следа, наступит суровая трудовая жизнь.
—————
—————
—————
Конец стихотворения — все стихи в оригинале.
Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь
Стихотворное чудовище — многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.
Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.
Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.
Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.
Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке
Внешние ссылки
Yandex — лучший поисковик на русском языке
Qwant — лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках
Ответы на вопрос
Отвечает Ариасеп Александр.
Ответ:
1- автор увидел много синих и пахучих цветов и решил собрать из них букет
2- неизвестные цветы или синие цветы
3- автор нашел много красивых цветов
4- потому что на полянках много синих цветов это всё похоже на большое синее озеро
Отвечает Беккер Вардан.
-
Тема текста: Поэтический описательный рассказ о возвращении автора в деревню и его впечатлениях от обнаружения необычных цветов на поляне.
-
Озаглавьте текст: «Возвращение в деревню и синие цветы»
-
Основная мысль текста: Основная мысль текста заключается в описании возвращения автора в деревню и его восторге от обнаружения необычных синих цветов на поляне в сосновом лесу.
-
Почему автор сравнивает полянки с озёрами? Автор сравнивает полянки, покрытые синими цветами, с малюсенькими озерами с синей водой, чтобы передать свои впечатления от этой красивой картинки природы. Возможно, синие цветы на полянке имеют такое многочисленное количество, что создают впечатление озер с голубой водой. Это сравнение помогает усилить образ и привнести магический и поэтический оттенок в описание природы.
Сочинение по рассказу Тургенева
Рассказ «Бежин луг» входит в знаменитый цикл «Записки охотника» И. С. Тургенева. У Тургенева в этом цикле в большинстве главные герои обычные крестьяне, в этом и есть уникальность этих рассказов. В произведении «Бежин луг» главные герои, кроме автора, это простые крестьянские мальчишки.
Также в этом произведении есть такой прием как рассказ в рассказе, что делает это произведение особенным. Этот прием можно сравнить с русской матрешкой. Это когда внутри произведения идет повествование от его героев о случившемся, так сказать, история внутри истории.
Автор в начале произведения описывает русскую природу и все, что его окружает во время того как он возвращается с охоты
Тургенев уделял особое внимание пейзажам русской природы. Но выходя на знакомый холм, автор видит не то, что ожидал, он видит незнакомую для него местность, после чего пытается сориентироваться и все-таки, найти дорогу домой
Но понимает, что заблудился окончательно.
Но вдруг видит огоньки и направляется к ним. Сначала автора встречают две собаки, а потом прибегают крестьянские мальчишки. Действие происходит летом, и лошадей выводили по ночам, чтобы их в жаре днем не мучили оводы и другие насекомые.
А за лошадьми следить отправляли мальчиков, для них же это было желаемым времяпрепровождением. Автор остается с мальчиками, чтобы переночевать, ведь от усталости он не мог продолжить свой путь.
Мальчиков было пятеро. Федя был самым старшим из них, ему было на вид лет четырнадцать, по виду можно было сказать, что он из богатой семьи. Стройный, кудрявый, белокурый со светлыми глазами.
Павел или Павлуша с черными волосами и серым глазами, большой головой и неуклюжим телом, около двенадцати лет как и Ильюше. Ильюша, светловолосый, постоянно натягивал на свои уши шапочку, горбоносый и постоянно щурится. Костя, мальчик лет десяти, с веснушками и глубокими, задумчивыми глазами.
Мальчики рассказывали друг другу истории о сверхъестественных ситуациях, о которых слышали или же сами на себе прочувствовали. В рассказе есть тема народных поверий. Мальчики говорят о приведениях, домовом, водяном, русалке и о родительском дне, в который можно увидеть призрака или же человека который умрет в последующий год.
Павлуша же отличается от других мальчишек и не очень верит в нечистую силу. Но когда идее за водой к реке, слышит голос мальчика, который утонул в этой реке, и мальчик этот звал его. И в конце автор сообщает нам, что Павел в этот год разбивается, упав с лошади.
Также в этом произведении есть тема природы и человека. Тема детей, детей и труда. Как уже сказано, Тургенев придавал большое значение природе. Через описание видов автор передает отношение, настроение, чувства героев
И как же важно, как человек относится к окружающей его среде, надо уважать природу вокруг нас и беречь ее
Также обратим внимание на то, что нужно приучать детей к труду и любви к природе – это одна из основных тем рассказа «Бежин луг». И на примере обычных крестьянских мальчишек Тургенев и показывает, какими дети могут быть трудолюбивым и с каким уважением они могут относится ко всему, что их окружает
Идея стихотворения
Только начиная работу, у литератора была мысль назвать своё произведение «Детская комедия». Но в процессе работы, когда из юмористического рассказа стих превратился в лиро-эпическую поэму, название пришлось сменить.
Всё произошло летом 1861 года, когда успешный литератор приехал в свою деревню Грешнево отдохнуть и походить на охоту. Охота была настоящей страстью Николая Алексеевича, доставшейся ему от отца.
В их помести, где рос маленький Коля, была огромная псарня. Вот и в этом походе писателя сопровождал пёс Фингал. Охотник с собакой долго бродил по болотам и уставшие вышли, вероятнее всего, к дому Гаврила Яковлевича Захарова, что стоял на Шоде. Охотник сделал привал в сарае и заснул на сене.
Присутствие охотника было обнаружено деревенскими детьми, которые опасались подходить близко, но из любопытства не могли пройти мимо.
Эта встреча навеяла на Николая Алексеевича воспоминания о собственном детстве. Ведь несмотря на своё дворянское происхождение, и запреты отца не водиться с деревенскими детьми, он был очень дружен с крестьянами. Ходил с ними в лес, купался в реке, участвовал в кулачных боях.
Да и теперь выросший Некрасов был очень привязан к родной земле и её людям. В своих рассуждениях о судьбах простых людей, он часто думал о будущем и о детях, которым жить в этом будущем.
После этой встречи с деревенскими сорванцами он вдохновился к написанию стиха, который превратился в целую поэму, назвав своё произведение просто — «Крестьянские дети».
Работа над созданием стихотворения длилась всего два дня. После автор внёс только несколько небольших дополнений.
Это одно из произведений писателя, где людское горе не хлещет через край.
Наоборот, поэма пропитана умиротворением и счастьем, пусть и недолгим.
Поэт не рисует иллюзий относительно будущего детей, но и не утяжеляет стих слишком печальными предсказаниями.
Место и время действия
События, описанные в рассказе, происходят через три года после окончания второй мировой войны, в 1948 году, в Советском Союзе, на территории Иркутской области. Названий конкретных населенных пунктов не упоминается. Основной сюжет разворачивается в райцентре, который в тексте именуется «поселком», также описываются некоторые события, происходившие в деревне, откуда родом главный герой.
Из текста известно, что деревня стоит на реке Ангара. Вероятно, автор имел в виду населенные пункты, с которыми была связана его ранние годы: село Усть-Уда и деревню Аталанка Усть-Удинского района Иркутской области.
Сюжетная линия
Опять я в деревне. Хожу на охоту,Пишу мои вирши — живется легко.Вчера, утомленный ходьбой по болоту,Забрел я в сарай и заснул глубоко.Проснулся: в широкие щели сараяГлядятся веселого солнца лучи.Воркует голубка; над крышей летал,Кричат молодые грачи;Летит и другая какая-то птица -По тени узнал я ворону как раз;Чу! шепот какой-то… а вот вереницаВдоль щели внимательных глаз!Всё серые, карие, синие глазки -Смешались, как в поле цветы.В них столько покоя, свободы и ласки,В них столько святой доброты!Я детского глаза люблю выраженье,Его я узнаю всегда.Я замер: коснулось души умиленье…Чу! шепот опять!
Поэт с трепетом и любовью умиляется встречи с малышами, не хочет их спугнуть и тихо прислушивается к их лепету.Между тем ребята начинают обсуждать охотника. У них большие сомнения, барин ли это? Ведь бары не носят бороды, а у этого борода. Да кто-то заметил, что:
И видно не барин: как ехал с болота, Так рядом с Гаврилой…
Точно, не барин! Хотя у него вон: часы, цепь золотая, ружьё, собака большая. Наверное, всё-таки барин!
Пока малышня разглядывает и обсуждает барина, сам поэт отрывается от сюжетной линии и переносится сначала в свои воспоминания и дружбу с такими же необразованными, но открытыми и честными крестьянами в своём детстве. Он вспоминает всевозможные шалости, которые вмести совершали.
Вспоминает дорогу, которая проходила под его домом. Кто только по ней не ходил.
У нас же дорога большая была:Рабочего звания люди сновалиПо ней без числа.Копатель канав вологжанин,Лудильщик, портной, шерстобит,А то в монастырь горожанинПод праздник молиться катит.
Здесь же ходоки усаживались отдохнуть. А любопытные дети могли получить свои первые уроки. Другого обучения у крестьян не было, и это общение становилось для них естественной школой жизни.
Под наши густые старинные вязыНа отдых тянуло усталых людей.Ребята обступят: начнутся рассказыПро Киев, про турку, про чудных зверей.Иной подгуляет, так только держися -Начнет с Волочка, до Казани дойдет»Чухну передразнит, мордву, черемиса,И сказкой потешит, и притчу ввернет.
Здесь же получали дети первые трудовые навыки.
Рабочий расставит, разложит снаряды -Рубанки, подпилки, долота, ножи:«Гляди, чертенята!» А дети и рады,Как пилишь, как лудишь — им все покажи.Прохожий заснет под свои прибаутки,Ребята за дело — пилить и строгать!Иступят пилу — не наточишь и в сутки!Сломают бурав — и с испугу бежать.Случалось, тут целые дни пролетали,-Что новый прохожий, то новый рассказ…
Поэт так погрузился в воспоминания, что читателю становится понятно, насколько рассказчику приятно и близко всё, о чём он повествует.
Что только не вспоминает охотник. Он плывёт по воспоминаниям своего детства, как по бурной реке. Здесь и походы за грибами, и купания в реке, и интересные находки, в виде ежа или змеи.
Кто ловит пиявокНа лаве, где матка колотит белье,Кто нянчит сестренку, двухлетнюю Глашку,Кто тащит на пожню ведерко кваску,А тот, подвязавши под горло рубашку,Таинственно что-то чертит по песку;Та в лужу забилась, а эта с обновой:Сплела себе славный венок,Всё беленький, желтенький, бледно-лиловыйДа изредка красный цветок.Те спят на припеке, те пляшут вприсядку.Вот девочка ловит лукошком лошадку -Поймала, вскочила и едет на ней.И ей ли, под солнечным зноем рожденнойИ в фартуке с поля домой принесенной,Бояться смиренной лошадки своей?..
Поэт постепенно приобщает читателя к заботам и тревогам жизни деревенских тружеников. Но расчувствованый красивой летней картиной показывает её приглядную, так сказать, нарядную сторону. В этой части произведения Николай Алексеевич подробно описывает процесс выращивания хлеба.
— Довольно, Ванюша! гулял ты немало,Пора за работу, родной!-Но даже и труд обернется сначалаК Ванюше нарядной своей стороной:Он видит, как поле отец удобряет,Как в рыхлую землю бросает зерно,Как поле потом зеленеть начинает,Как колос растет, наливает зерно;Готовую жатву подрежут серпами,В снопы перевяжут, на ригу свезут,Просушат, колотят-колотят цепами,На мельнице смелют и хлеб испекут.Отведает свежего хлебца ребенокИ в поле охотней бежит за отцом.Навьют ли сенца: «Полезай, постреленок!»