Буквы, обозначающие непарные шипящие согласные звуки
Символом, обозначающим мягкость при фонематическом написании букв в русском языке, является апостроф — верхняя запятая, идущая после мягкой литеры. Исходя из этого, мягкие шипящие обозначаются и . Вот несколько слов в фонематической транскрипции для понимания правила написания: «четкий» — , «щуриться» — .
Поскольку фонемы «ж» и «ш» твердые, апостроф в фонематической транскрипции не применяется. Пишутся эти буквы , .
В старорусской лингвистике все шипящие звуки считались мягкими. Их появление обусловлено палатализацией — уменьшением расстояния между серединой языка и твердым нёбом при выговаривании определенных согласных. Изначальное вхождение в категорию мягких звуков обуславливалось тем, что тогдашние писцы при написании слов ставили после шипящих либо мягкие гласные, либо мягкий знак. Так, слово «муж» писалось в то время «мужь».
Но постепенно, в ходе лингвистических реформ, звуки «ж» и «ш» превратились в твердые. Случилось это приблизительно в XIV веке. В литературных произведениях того периода после букв «ж» и «ш» стало принято писать твердую гласную «ы». В современной русской лингвистике употребление «ь» в конце слов за шипящими, как и буквы «и», означающей звук «ы», сохранилось в некоторых словах: жить, шить, вошь, рожь и прочих.
В старорусском языке также было принято употребление усиливающих произношение звукосочетаний «тщ» и «дж». Сегодня эти элементы не употребляются. Раньше, к примеру, слово «вожжи» произносили более выраженно «вожджи», а слово «крещу» — «крещтщу».
§ Какие звуки всегда твердые, а какие – мягкие
Важно обратить внимание, что буквы «ж»; «ш»; «ц» — бывают только твердыми, не важно, какая гласная за ней стоит, а «й»; «ч»; «щ» — мягкими по тому же признаку. Можно сделать ребенку такую напоминалку, которую он будет носить в тетради по письму:
ж ш ц ч щ й |
Обязательно заострить внимание, что «ч»; «щ»; «й» сидят на подушках здесь, поэтому они всегда мягкие. Ребенок запомнит эту ассоциацию, и уже всегда будет четко называть эти звуки мягкими
Также в тетрадь по письму можно вклеить и такую напоминалку: «жи» и «ши» пишем с буквой «и». Объясните ребенку, как дело обстоит и с другими гласными и твердыми согласными. Выпишите слова-исключения в столбик.
Что такое согласные звуки
Чтобы различить гласные и согласные, нужно обратить внимание на то, как звук образуется. Когда человек произносит гласный звук, воздух выходит свободно
Поэтому в звуке нет шума. Друг от друга гласные отличаются положением губ при произношении. Всего в русском языке 6 гласных звуков
Когда человек произносит гласный звук, воздух выходит свободно. Поэтому в звуке нет шума. Друг от друга гласные отличаются положением губ при произношении. Всего в русском языке 6 гласных звуков.
Когда говорящий произносит согласный, выходящий воздух встречает преграду. Потенциальных преград в речевом аппарате много: язык, зубы, мягкое нёбо и т.д. Поэтому согласных звуков гораздо больше, чем гласных — 36.
Они делятся на твёрдые и мягкие, глухие и звонкие. Расскажем, как отличать глухие согласные от звонких.
Глухие согласные состоят только из шума. Когда человек произносит глухой звук, голосовые связки не двигаются. Если положить ладонь на горло спереди и произнести глухой звук, вибрации не будет.
К этой группе звуков относятся: , , , , , , , , , .
Звонкие согласные состоят из шума и голоса. Голос добавляется потому, что голосовые связки колеблются. Если положить ладонь на горло и произнести звонкий согласный, можно почувствовать вибрацию.
Звонкие согласные это: , , , , , , , , , , .
Орфограммы-согласные.
- В корне слова:
- проверяемые
- непроизносимые
- непроверяемые
- Согласные на конце приставок:
- на з (с);
- на остальные согласные
- Согласные (кроме н) в суффиксах существительных и прилагательных
- -щик (-чик);
- -ск- и -к-;
- Буквы -н- и -нн- в суффиксах.
Использованная литература:
- Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5 – 9 класс: учебник для углубл. изуч. рус.яз. / В.В. Бабайцева. – 6-е изд., перераб. – М. Дрофа, 2008
- Казбек-Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы / М.М. Казбек-Казиева. – 4 изд. – М.Ж Айрис-пресс, 2010
- Литневская Е.И. Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников. – МГУ, Москва, 2000, ISBN 5-211-05119-x
- Светлышева В.Н. Справочник для старшеклассников и поступающих в в вузы/ В.Н.Светлышева. – М.: АСТ -ПРЕСС ШКОЛА, 2011
§7. Обозначение мягкости согласных на письме
Отвлечёмся от чистой фонетики. Рассмотрим практически важный вопрос: как обозначается мягкость согласных на письме?
В русском языке 36 согласных звуков, среди которых 15 пар по твёрдости-мягкости, 3 непарных твёрдых и 3 непарных мягких согласных. Согласных букв только 21. Каким образом 21 буква может обозначать 36 звуков?
Для этого используются разные способы:
- йотированные буквы е, ё, ю, я после согласных, кроме ш, ж и ц, непарных по твёрдости-мягкости, свидетельствуют, что эти согласные мягкие, например: тётя — , дя´дя — ;
- буква и после согласных, кроме ш, ж и ц. Согласные, обозначаемые буквами ш, ж и ц, непарные твёрдые. Примеры слов с гласной буквой и: ни´тки – , лист – , ми´лый – ;
- буква ь, после согласных, кроме ш, ж, после которых мягкий знак является показателем грамматической формы. Примеры слов с мягким знаком про´сьба – , мель – , даль – .
Таким образом, мягкость согласных на письме передаётся не особыми буквами, а сочетаниями согласных букв с буквами и, е, ё, ю, я и ь
Поэтому при разборе советую обращать особое внимание на соседние буквы, стоящие после согласных
Обсуждаем проблему толкования
В школьных учебниках сказано, что и — непарные по твёрдости-мягкости. Как же так? Мы ведь слышим, что звук – это мягкий аналог звука .Когда в школе училась я сама, я не могла понять почему? Потом в школе учился мой сын. У него возник тот же вопрос. Он появляется у всех ребят, которые относятся к обучению вдумчиво.
Недоумение возникает, потому что школьные учебники не учитывают, что звук ещё и долгий, а твёрдый нет. Пары – это звуки, различающиеся только одним признаком. А и – двумя. Поэтому и не являются парами.
Для взрослых и старшеклассников.
Для того чтобы соблюсти корректность, необходимо школьную традицию транскрибирования звука изменить. Думается, что ребятам легче использовать ещё один дополнительный знак, чем сталкиваться с нелогичным, неясным и вводящим в заблуждение утверждением. Всё просто. Чтобы поколение за поколением не ломало голову, нужно, наконец, показать, что мягкий шипящий звук — долгий.
Для этого в лингвистической практике существует два значка:
1) надстрочная черта над звуком; 2) двоеточие.
Использование надстрочного знака неудобно, поскольку он не предусмотрен набором символов, которыми можно пользоваться при компьютерном наборе. Значит, остаются следующие возможности: использование двоеточия либо графемы, обозначающей букву . Мне кажется, что первый вариант предпочтительнее. Во-первых, ребята поначалу часто смешивают звуки и буквы. Использование буквы в транскрипции создаст основание для такого смешения, спровоцирует ошибку. Во-вторых, ребята теперь рано начинают изучать иностранные языки. И значок при использовании его для обозначения долготы звука им уже знаком. В-третьих, транскрипция с обозначением долготы двоеточием прекрасно передаст особенности звука. — мягкий и долгий, оба признака, составляющие его отличие от звука , представлены наглядно, просто и однозначно.
Что посоветовать ребятам, которые учатся сейчас по общепринятым учебникам? Нужно понять, осмыслить, а потом запомнить, что на самом деле звуки и пару по твёрдости-мягкости не образуют. А транскрибировать их я советую так, как этого требует ваш учитель.
Глухие и звонкие согласные звуки в русском языке: таблица
Согласные могут быть звонкими и глухими. Звонкие получаются при участии голоса в образовании звука. Тогда как при образовании глухого звука голос практически не играет своей созидающей роли.
Звонкие согласные
образовываются при прохождении воздушной струи прохождении ротовой полости и колебании голосовых связок. Благодаря этому образовываются такие согласные как:
При образовании глухих согласных звуков
голосовые связки остаются в расслабленном состоянии. Такими звуками являются:
Если вычеркнуть из этого выражения все гласные буквы, останутся только глухие согласные.
Правила произношения буквы Ч в словах
В русской фонетике буква Ч обозначает звук, который имеет соответствие в других языках и алфавитах. Этот звук называется незвонкой, глухой парной аффрикатой. Он образуется путем сочетания двух звуков: п/т и ш.
Фонема Ч произносится с вибрацией смягченного кончика языка и направлена вперед
При произнесении буквы Ч в словах нужно обратить внимание на следующие правила:. 1
Ч в начале слова: Буква Ч произносится как глухая, незвонкая парная аффриката в словах, которые начинаются на Ч, например: «Чашка», «Человек», «Читать»
1. Ч в начале слова: Буква Ч произносится как глухая, незвонкая парная аффриката в словах, которые начинаются на Ч, например: «Чашка», «Человек», «Читать».
2. Ч в середине и конце слова: В середине и в конце слова буква Ч также произносится как глухая, незвонкая парная аффриката, например: «Сочи», «Столичный», «Мечта». В одном случае буква Ч может произноситься как парная звонка аффриката, это когда после нее идет буква Е или Ё, например: «Человек», «Мочь», «Чтобы».
Сознательно применяйте правила произношения буквы Ч в словах. Так вы сможете грамотно и четко выразить свои мысли и оказать впечатление на окружающих.
Правило произношения буквы Ч перед гласными
Однако перед гласными буква Ч произносится немного иначе. В этом случае она становится незвонкой парной африкатой. Фонема сохраняет свою глухость, но направление потока воздуха меняется. Вместо направления от задней части ротовой полости к передней, звуковая волна движется от передней части ротовой полости к задней.
Таким образом, буква Ч перед гласными остаётся глухой и незвонкой, но имеет некоторую артикуляционную особенность. Это правило помогает говорящему сохранять четкость и разборчивость речи.
Примеры слов с буквой Ч и их произношение
Буква Ч относится к группе глухих звуков. Она произносится незвонко и не имеет парной фонемы в русском языке.
Примеры слов, в которых встречается буква Ч:
Чай — напиток, который пьют сознательно, наслаждаясь его вкусом.
Человек — существо, обладающее разумным сознанием.
Чашка — посуда для питья, обычно с ручкой.
Фонетика — наука, изучающая звуковой строй языка.
Соответствие — соотношение, согласование между чем-либо.
И помни, что буква Ч — это глухая и незвонкая фонема, которая имеет свое особое произношение в русском языке.
Правописание шипящих в сочетаниях с гласными и согласными
Ребята, чтобы быть грамотными, надо знать правила написания букв в разных словах. Сегодня мы выучим правописание шипящих с гласными, выясним, как пишутся сочетания чк,чн, чт, щн.
Правила написания ча-ща, чу-щу, жи-ши
Шипящие звуки дружат не со всеми гласными. Послушайте историю от Мудрого Филина, почему так получилось.
«Как шипящие перестали дружить с Ы, Ю, Я»
Когда-то давно шипящие Ж, Ш, Ч, Щ вместе с гласными А, И, Ы, У, Ю, Я решили пойти в лес за грибами. Солнце светило ярко, деревья приветливо шелестели листьями. Грибы сидели почти под каждым листом и травинкой. А тут и ягоды сами в корзинку просятся.
Не заметили шипящие, как пошли совсем в другую сторону и заблудились. Оглядываются: места незнакомые, и гласных рядом нет. Пробовали они кричать, на помощь звать. Да всё без толку. Голос у Ж слабый, а у Ш, Ч, Щ только шум и шипение. Уже похолодало, через час темнеть начнёт. Что же делать?
И вдруг видят: на стволах деревьях зарубки. Кто-то вырезал буквы: А, И, У, как будто дорогу показал. И пошли шипящие по тропинке, вдоль которой на деревьях зарубки были. Вскоре услышали они звуки «Ау!Ау!», протяжную песенку «И-и-и-и!» и побежали на крики. Наконец, вышли они на знакомую полянку. А там их уже ждут гласные: И, А, У. Как звуки обрадовались друг другу!
Но тут шипящие заметили, что среди гласных не хватает Ю, Ы, Я. Оказывается они отказались искать шипящих, потому что посчитали, что те сами во всём виноваты. Им хотелось отдыхать,и они ушли домой.
Шипящие согласные звуки так расстроились, что с тех пор не дружат с Ю, Ы, Я, которые их бросили в беде, а ходят только с А, И, У.
О чём эта сказка, ребята? О том, что друзей нельзя оставлять в беде, нужно им помочь или позвать взрослых.
А вот какое правило вам надо запомнить:
Давайте потренируемся правильно определять гласную после шипящих, и выполним задание Мудрого Филина.
Упражнение «Найди слово»
Соедините картинки с соответствующими словами и вставьте в словах пропущенные буквы.
Ответ: шишка, щит, чайник, абажур, жаба, шапка, ключик.
Правописание шипящей ч в сочетаниях: чк, чн, чт, нч, щн, нщ
Ребята, прочитайте слова в столбиках.
конь польза пончик
лень мельница веточка
пень вьюга почта
руль борьба гонщик
моль коньки хищник
Как обозначена мягкость согласных звуков в словах первом столбике? Ответ: с помощью звука и ь. Как обозначена мягкость согласных во втором столбике? Ответ: гласными звуками , , ь.
Посмотрите, как обозначена мягкость согласных в третьем столбике. Ответ: только гласными звуками . Скажите, гласная в словах пончик, гонщик влияет на смягчение звуков , ? Почему? Ответ: потому что они являются непарными мягкими согласными.
А теперь обратите внимание, как мягко произносятся сочетания нч, чк, чт, нщ, щн в словах третьего столбика. Между этими сочетаниями стоит мягкий знак? Нет
Как вы думаете, почему? Он нужен? Ответ: нет, не нужен, потому что звуки ч, щ – всегда мягкие.
Мягкие шипящие влияют на другие согласные звуки, которые стоят за ними, после них, и также их смягчают. В слове барабанщик мы слышим мягкий н , хотя рядом нет ни смягчающей гласной, ни Ь. То же самое происходит в словах: птенчик, чемоданчик, мороженщик.
Запишем транскрипции этих слов:
- барабанщик –
- птенчик –
- чемоданчик –
- мороженщик –
Мягкость в сочетаниях нч, чк, чт, нщ, щн обозначают в транскрипции у двух звуков и .
Твёрдые и мягкие согласные звуки.
Мягкие звуки отличаются от твердых тем, что при их произнесении язык выполняет дополнительное действие: его средняя часть поднимается к твердому нёбу.
Парные | непарные (всегда зв./ глух.) | ||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Твердые | б | в | г | д | з | к | л | м | н | п | р | с | т | ф | х | ж | ш | ц | |
Мягкие | б’ | в’ | г’ | д’ | з’ | к’ | л’ | м’ | н’ | п’ | р’ | с’ | т’ | ф’ | х’ | ч’ | щ’ | й’ |
Сильные позиции по твердости/мягкости:
- перед гласными: нос -нёс, мол – мел ;
- на конце слова: мел – мел , удар – ударь, угол – уголь;
- у звуков , независимо от положення: полка – полька ;
- у звуков , , , , , , , , , , , перед , , , , , , , , , , , : банка – банька , пурга – серьга , изба – резьба.
Слабая позиция по твердости/мягкости:
- Изменения согласных звуков по твердости/мягкости могут быть вызваны влиянием звуков друг на друга.
- твердый звук изменяется на парный мягкий перед мягкими согласными (чаще з, с, н, р перед любым мягким согласным):
- н –> н’, р –> р’ перед ч’, щ’ : барабанщик , фонарщик ;
- с –> с’ перед н’, т’: песня , кость ;
- з –> з’ перед н’, д’: жизнь , гвозди ;
- в некоторых других сочетаниях : дверь , съел;
- мягкий согласный перед твердым становится твердым: конь – конский
Если глухие и звонкие звуки обозначаются с помощью букв, то твердые и мягкие обозначаются другими средствами.
Обозначение мягкости парных согласных:
- буквами Я, Е, Ё, Ю : вял – ср. вал, сер – сэр, вёз – воз, люк -лук;
- перед буквой И согласные всегда мягкие (кроме Ж, Ш, Ц): пир, мир, сито;
после Ж, Ш, Ц (они всегда твердые) произносится , а не : жир , жито , шишка. - мягким знаком Ь:
- в конце слова: пень, стань – ср. стан, сталь – стал, жарь – жар, быль – был, весь – вес, мель – мел;
- мягкость согласного перед любым другим согласным: сельдь, июльский, полька;
- мягкость согласного, стоящего перед твёрдым согласным: раньше, только (ср. толк), горько (ср. горка), банька (ср. банка), редька- редко, зорька -зорко, галька – галка, угольки- уголки, пеньки – пенки;
- Мягкость согласного, который стоит перед другими мягкими (, , , ), обозначается мягким знаком Ь только в случае, если при изменении слова второй согласный становится твердым, а первый остается мягким: серьги (мягкий перед мягким ) – серьга (мягкий перед твердым), восьми – восьмой, огоньки – огоньков. Но, мостик – без Ь, т.к. моста – твердый перед твердым , хвостик -хвоста, ростик – роста.
- Мягкость согласных Ч, Щ перед другими согласными не обозначается, т.к. Ч, Щ всегда мягкие: печник, почка, мощность, помощник.
Твердость обозначается
- отсутствием мягкого знака в сильных позициях,
- написанием после согласного гласных букв А,О, У,Ы, Э
- в некоторых заимствованных словах твердый согласный перед Е: фонетика .
Правило встречается в следующих упражнениях:
1 класс
Страница 39,
Канакина, Горецкий, Рабочая тетрадь
Страница 63,
Канакина, Горецкий, Рабочая тетрадь
Упражнение 31,
Климанова, Макеева, Учебник
Упражнение 103,
Климанова, Макеева, Учебник
Упражнение 108,
Климанова, Макеева, Учебник
Страница 28,
Климанова, Рабочая тетрадь
Упражнение 28,
Полякова, Учебник
Упражнение 29,
Полякова, Учебник
Упражнение 30,
Полякова, Учебник
Упражнение 10,
Чуракова, Учебник
2 класс
Упражнение 109,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 121,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 127,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 8,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 8,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 131,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 24,
Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 34,
Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 113,
Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 27,
Полякова, Учебник, часть 2
3 класс
Упражнение 90,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 95,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 37,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
4 класс
Упражнение 7,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1
Упражнение 9,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1
5 класс
Упражнение 315,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 1,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 203,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 217,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 27,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 182,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 187,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 31,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение Задачка стр. 18,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение Повторение § 10 стр. 38-39,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
6 класс
Упражнение 17,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 691,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
7 класс
Упражнение 17,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 481,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 21,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 22,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 23,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 24,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 30,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 34,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 36,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 313,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
8 класс
Упражнение 10,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник
Упражнение 17,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник
Классификация согласных.
Каждый согласный имеет признаки, отличающие его от остальных согласных звуков. Согласные отличаются друг от друга
- по степени участия голоса и шума: сонорные (в из образовании преобладает голос при небольшом количестве шума), шумные звонкие (состоят из шума и голоса) и шумные глухие (состоят только из шума);
- по месту образования шума в зависимости от того, где и какими органами речи образована преграда, которую преодолевает поток выдыхаемого воздуха (губные, язычные и т.д.).
Согласные звуки различаются по ряду признаков, но наиболее четко противопоставлены друг другу по признакам звонкости/глухости и твердости/ мягкости, что важно при различении слов на слух: пруд – прут; мел – мель. Для обозначения согласных звуков на письме – 21 согласная буква: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф,х, ц, ч,ш, щ
Для обозначения согласных звуков на письме – 21 согласная буква: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф,х, ц, ч,ш, щ.
Но, согласных звуков гораздо больше – 36: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , .
Причина такого несоответствия в том, что мягкость парных согласных звуков обозначается не согласной буквой, а гласной буквой (Е, Ё, Ю, Я, И ) или Ь .
§ Развивающие игры для закрепления материала
Первоклассники, хоть уже и школьники, но еще малы, и отказываться от обучения в игровой форме не стоит. Поэтому предлагаем несколько развивающих заданий, благодаря которым детям будет проще усвоить новый материал.
Угадай-ка
Пишем таблички с транскрипцией слов. Задача ребенка назвать слово и назвать мягкие звуки. Таблички лучше всего делать яркими и крупными, тогда детям интереснее будет на них реагировать.
Чтобы начать игру выбираются легкие слова: ; ; ; . А в конце можно усложнить задание и дать такие слова: ; ; .
Играя, ребенок визуально запоминает обозначение мягких согласных звуков и получает практические навыки использования знаний при письме.
Выбирай твердые!
Игра по аналогии со «съедобное – не съедобное»
Чтобы игра заинтересовала внимание детей используется мяч. Учитель выстраивает детей в круг и произносит слог, если согласный твердый – ребенок ловит мяч, а если мягкий – нет
После того как ребенок словил мяч, он должен самостоятельно придумать новый слог и бросить мяч другому игроку.
Игра позволяет детям быстрее различать твердость и мягкость согласных звуков.
Найди пару
Детям даются слова с употреблением первой согласной в твердой форме, а ребенок должен придумать слово, в котором первый согласный будет мягким. Например, выдаются слова: рад, лак, мыл, воз. А дети должны подобрать: ряд, люк, мел, вез (если дети придумают другие слова, но в правильном мягком употреблении согласной, необходимо засчитать как верный ответ). Если ребенок придумает несколько слов, необходимо его похвалить.
Эта игра развивает фантазию ребенка и расширяет его словарный запас, когда дети делятся написанными словами.
Физкультминутка
Учитель говорит слова, начинающиеся на согласные. Если первый согласный звук твердый, дети должны присесть, а если слово начинается с мягкого согласного, то дети выпрыгивают и поднимают руки вверх.
Эта игра всегда воспринимается детьми с радостью. Потому что засидевшись на уроке, позволяет им размяться. А еще неплохо развивает реакцию и способность внимательно воспринимать информацию.
Споем друзья!
Учитель напевает любую известную мелодию, используя слоги с твердыми согласными (например, мелодия «В лесу родилась елочка»). А дети должны в ответ напевать эту же согласную, только в мягком употреблении.
Учитель: Па-па-па…
Дети: Пи-пи-пи…
У: Хо-хо-хо…
Д: Хи-хи-хи… и т. д.
Игра не только быстро учит различать твердость и мягкость согласных, но и позволяет детям проявить свое творчество.
При практических занятиях очень важно уделять больше внимания проведению занятий в игровой форме. В процессе игры ребенок лучше усваивает и запоминает информацию, которую взрослые пытаются ему донести
Чем интереснее игра, тем лучше запомнится урок. Если детям давать только сухие правила и упражнения, они быстро теряют интерес к процессу обучения, и не будут вникать в суть правил.
Слова с шипящими согласными звуками
Символ «ь» положено ставить после шипящих букв:
- в окончании существительных женского рода, употребляемых в именительном падеже — печь, мышь и прочих;
- в глагольных окончаниях;
- в наречиях, если стоит шипящая буква «ш» или «ж» — невмочь, сплошь, вскачь, наотмашь, настежь и прочих.
Писать «ь» не нужно в существительных мужского рода, стоящих в единственном числе и именительном падеже, во всех существительных множественного числа, поставленных в родительный падеж, в кратких прилагательных, а также в трех словарных наречиях: уж, замуж, невтерпеж.
Наиболее сложно запомнить написание гласных «о» и «ё» в ударных и безударных слогах после шипящих. Букву «ё» в ударном слоге следует писать в корневой части любого слова вне зависимости от принадлежности к части речи, в глаголах и отглагольных словах, в причастных суффиксах. Правило не касается 3-х существительных: изжога, ожог, поджог.
Букву «о» в ударном слоге положено писать:
- в окончании существительных, в том числе тех, что поставлены в родительный падеж и множественное число, имеют последний слог «он»;
- в существительных, имеющих суффиксы «онк», «ок», «онок»;
- в прилагательных, имеющих суффиксы «он» и «ов»;
- в наречиях, имеющих суффикс «о», за исключением слова «ещё»;
- в иностранных и диалектных словах — вечор, пижон, корнишон;
- в словарных исключениях, которые нужно запомнить, — обжора, шорох, трущоба, крыжовник, шов, чопорный, трещотка.
В безударных слогах букву «ё» следует писать в существительных, имеющих суффикс «ёр». А безударная буква «о» должна стоять после шипящих в иностранных словах.
В написании других гласных после шипящих букв тоже есть свои правила. Буквы «а», «о» и «у» положено ставить с твердыми согласными: жарить, шуба, прыжок. Следует помнить о словарных правилах написания «ча» и «ща», «чу» и «щу»: чабрец, щавель, чайник, щука, чудеса.
Гласные «е», «ё», «и» положено ставить с мягкими согласными: чистота, щипок, чётки, щенок. Для твердых шипящих согласных «ж» и «ш» установлено правило написания всегда с буквой «и»: широкий, жизнь, машина, живот.
Является ли парной буква «ч»
Отнесение букв к категории парных или непарных основано на наличии схожих по произношению букв. При этом все буквы относятся к категориям мягких или твердых, а также глухих или звонких. Чтобы правильно ответить на вопрос, необходимо подробно разобрать букву «ч»:
- это мягкий звук. Данная буква относится к мягким звукам из-за особенностей произношения. Она всегда звучит мягко. Ее невозможно произнести твердо и громко. При произношении буквы «ч» не приходится использовать голосовые связки. достаточно простого шума нужной модальности;
- Данный звук относится к глухим. Ведь его звонное произношение также невозможно. Звук «ч» не произносится громко. Он всегда звучит тихо;
- буквы могут быть парными по звонкости или глухости, а также по мягкости или твердости. При этом буква «ч» не имеет пары ни по одному из указанных признаков.
Таким образом, буква «ч» не является парной. Она не имеет пары по обеим особенностям ее произношения. Следовательно, звучание слов с буквой «ч» всегда отличается четкостью. Их сложно спутать с другими словами именно из-за отсутствия парных букв, имеющих схожее звучание.
Итоговый тест
-
- От формы ротовой полости в момент произнесения звука
- От преграды, образуемой органами речи в момент произнесения звука
-
- произнесение гласных под ударением
- произнесение гласных в безударном положении
- особое произнесение согласных
-
- У гласных
- У согласных
-
- Да
- Нет
-
- Да
- Нет
-
- 5
- 11
- 20
-
- 5
- 10
- 14
-
- 10
- 15
- 20
-
- 3
- 6
- 12
-
- Особыми значками
- Сочетаниями букв
-
- Сильная позиция
- Слабая позиция
-
- У гласных
- У согласных
- У всех: и гласных, и согласных
Правильные ответы:
- От формы ротовой полости в момент произнесения звука
- произнесение гласных в безударном положении
- У согласных
- Нет
- Нет
- 11
- 14
- 15
- 6
- Сочетаниями букв
- Сильная позиция
- У всех: и гласных, и согласных