Конспект занятия по обучению грамоте «звук [а]. буквы а, а»

Конспект занятия по обучению грамоте «звук [а]. буквы а, а»

Урок обучения грамоте «Звук [А], буква «А» в 1 классе

Татьяна Адасенко

Тема урока: Звук , буквы Аа.

Тип урока: Изучение нового материала.

Предметная цель: Познакомить с гласным звуком и буквами Аа.

Задачи урока:

1. Формировать умение выделять звук из речи, его характеризовать, распознавать в словах.

2. Формировать навык чтения.

3

Развивать фонематический слух, речь, внимание, память логическое и. ассоциативное мышление, развивать мелкие мышцы пальцев

ассоциативное мышление, развивать мелкие мышцы пальцев.

4. Прививать интерес к чтению, воспитывать любовь и бережное

отношение к цветам.

5. Формировать регулятивные, познавательные, личностные, коммуникативные Универсальные Учебные Действия.

• принимать учебную задачу;

• решать учебную задачу под руководством учителя;

• дети научаться выделять звук в начале, середине и конце слова;

• познакомятся с заглавной и строчной буквами Аа;

• научатся определять место звука в слове, отображать этот звук в схемах;

• учить читать слоги – слияния, слова и тексты с буквой А;

• учить работать с книгой и иллюстрациями;

• усвоят знание о слогообразующей роли гласных звуков и обозначение звука квадратом красного цвета в схеме;

• определить место изучаемой буквы в ленте букв.

• вырабатывать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания и умения, совершенствовать имеющиеся;

• осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

• осваивать новые виды деятельности;

• участвовать в творческом процессе;

• учиться свободно высказывать свои мысли.

• отвечать на поставленные вопросы по содержанию текста.

• определять цель учебного задания;

• контролировать свои действия, оценивать правильность выполнения, исправлять ошибки;

• отвечать на итоговые вопросы.

• Работа по уточнению сенсорных эталонов и их использование на практике;

• Развитие соотнесения звуков с буквой;

• Развитие овладения своего тела (координации движений);

• Развитие связанной речи;

• Развитие зрительного восприятия и мышления.

Оборудование: учебник «Азбука»; демонстрационные карточки с печатными буквами Аа; элементы букв Аа; схемы звуков, слов, предложений; счётные палочки; пластилин; рисунок с изображением цветка – астры; тетради в клеточку для печатания букв; простой карандаш; цветные карандаши (красный, синий, зелёный); алфавит; лента букв; медальки для активных детей (изображено улыбающееся солнышко и надпись «Молодец!»); медальки для каждого ребёнка (изображены буквы Аа).

Смысловое значение

Наличие у слова (независимо от части речи) приставки “а-” свидетельствует, как правило, об отсутствии признака либо обозначает противоположность свойства. Например, прилагательное “атипичный” сообщает о том, что объект не относится к классу типичных, а наречие “аморально” — об отсутствии морали как признака. Приставка “а-” характерна в основном для заимствованных лексических единиц. В коренных русских словах ей соответствуют либо “не-”, либо “без-/бес-”.

Строчная буква а, которая употребляется сама по себе, как сокращение, в специализированных текстах обозначает «атто» — метрическую приставку, которой соответствует единица в -18-ой степени. Просписная буква А в физике соответствует «амперу», то есть единице силы электрического тока. Кроме того, в метрической системе маленькая буква А соотносится с «ар», единицей измерения площади. Буква а прописная и строчная в русском языке может также выступать в качестве самостоятельного междометия.

Возможно, вы замечали, что на некоторых компьютерных клавиатурах кнопки с буквами А и О помечены небольшими рельефными вертикальными полосками. Это делается для того, чтобы пользователю было удобнее размещать пальцы на клавиатуре, не опуская на нее глаза. Благодаря этим полоскам можно без труда увеличить скорость слепой печати.

Что такое алфавит?

Слышите песенку, которая доносится с острова? Прислушаемся к ней. О чем это поют жители?

Как это интересно. Пора осмотреть окрестности. А вот и карта острова.

Эта карта непростая,

Это-русский АЛФАВИТ!

Буквы по местам расставит.

И порядок в нем царит.

Азбуку всем нужно знать,

Дружно в школе изучать!

Какой удивительный остров! Пожалуй, нужно выучить весь алфавит, знание букв поможет нам отработать умение читать.

Задание

Посмотри на картинку выше, вспомни или посчитай: сколько букв в русском алфавите?

Ответ: 33 буквы.

Пройдемся по острову. Здесь написано, как произошел русский алфавит.

Как это интересно! Но нужно расспросить жителей рассказать об этой истории еще подробнее. Нам навстречу кто-то идет, это вроде буква А!

А теперь ребята, послушайте историю, связанную с появлением алфавита, ее нам расскажет старейший житель города — Аз.

Сказание об алфавите

Появились на земле Русской великие ученые мужи, которые хотели сделать наше государство славным и могучим. Это были братья-монахи Кирилл и Мефодий. Свой путь они избрали благородный – сделать людей русских умными, всех грамоте обучить и письму. А до них не было еще единого порядка букв. Взяв за основу греческий алфавит, братья славно потрудились.

Они смогли упорядочить все буквы. Так появилась глаголица – первый алфавит, произошедший от слова «глаголить» — говорить.

А потом ее еще проще сделали и назвали кириллицей. 43 буквы вошли в этот алфавит. И каждую буковку выделили, дали свое название. Первые буквы названы были Аз, Буки – так слово Азбука и появилось.

Несколько столетий менялась эта азбука. Пережила много реформ. И ныне мы имеем совершенно новый, но очень удобный алфавит, который должен знать каждый ребенок.

Слава азбуке! Спасибо вам, Кирилл и Мефодий за бесценный дар людям.

Знаете ли вы, что раньше все книги были написаны вручную! Их писали монахи, тщательно прописывая каждую букву. Такую книгу писали год, а иногда и еще дольше. Написанную книгу мы бы даже не смогли отличить от печатной, ведь писали с соблюдением всех правил начертания. Создателей книг называли летописцами. Они были необычайно талантливы, трудолюбивы. Немало сил и терпения приходилось проявлять первым создателям рукописных книг.

Но вскоре Иван Федоров стал основателем книгопечатания. Появились печатные книги. Их создавали для обучения. В дальнейшем стали выходить и светские книги, которые приобретали знатные и богатые люди. С тех пор прошло много времени, книги стали повседневным предметом обихода, прочно вошли в нашу жизнь.

В настоящее время все буквы имеют два варианта начертания: печатный и прописной. Прописные буквы русского алфавита необходимы для быстрого письма. Печатные буквы используются в книгах и других изданиях. При этом, обучение выразительному чтению происходит при помощи печатных букв.

В первом классе вы будете развивать умение читать и писать прописные буквы.

Такое умение очень важно для каждого человека. Ведь писать печатные буквы долго и совершенно неудобно

Освоив замечательный способ быстрого письма, вы справитесь с переписыванием любого текста гораздо быстрее. Этот путь сложный, понадобится усердие и старание. Именно поэтому у любого человека формируется именно его уникальный подчерк.

Задание

Продолжите предложения

  1. Первые азбуки назывались … и ….
  2. Раньше все книги не печатали, а …
  3. Создатели азбуки — … и …
  4. Первым печатать книги стал …
  5. Буквы для быстрого письма — …

Ответы

  1. Кириллица и глаголица.
  2. Писали вручную.
  3. Кирилл и Мефодий.
  4. Иван Федоров.
  5. Прописные.

На этом наше приключение подошло к концу!

Что такое звуки?

Этот остров очень загадочный. Что там видится на облачках?

Ответ: буквы в квадратных скобках, возле буквы ж — штрих.

Каждая буква называет звук. Буква Э, называет звук . Однажды ученые задумались, а как записать звук на письме, если мы его только слышим? И тогда были придуманы специальные правила записи звука – графическое начертание того, что мы говорим.

Ребята, посмотрите на эти правила и запомните их.

Звук в квадратной скобке пишем.

Так, как мы его услышим. А =

Буква мягкой может быть,

Когда нежнее чуть звучит.

«Мяу» — сказал мой кот устало,

Перед «я» мягкой стало.

Сверху ставьте запятую,

Маленькую и простую.

  1. Отличие букв от звука запомни: букву мы пишем, а звуки – слышим.

Буквы встали в слово в ряд,

Но совсем не так звучат.

В слове «пою» мы услышим,

Но с буквой «о» ее запишем.

Звук – это то, что мы слышим. Можно назвать разные виды звуков – жужжание, стук, мелодия. В русском языке это понятие связано с речью, когда мы произносим вслух букву, так получается звук.

Выделяют гласные и согласные звуки.

Буква «А» в различных азбуках, языках и системах

ААнна

В качестве примеров приведем также слова из разных областей, начинающихся на букву «А». Среди них имена собственные и нарицательные, общеизвестные и редкие.

#
Слова

Слова начинающиеся на букву «А»
Айсберг, автор, агент, анекдот
Слова заканчивающиеся буквой «А»
Голова, буква, метка, таблица
С буквой «А» в середине слова
Раб, избранные, публикация
Слова содержащие несколько букв «А»
Азбука, алфавит, аналог, анкета
Страны
Абхазия, Австралия, Австрия. Смотреть все страны на букву «А»

Города
Абаза, Абакан, Абвиль, Абдулино. Смотреть все города на букву «А»

Животные
Аист, Антилопа, Акула. Смотреть всех животные на букву «А»

Овощи, фрукты и ягоды
Абрикос, Авокадо, Айва, Ананас, Алыча, Ангурия, Апельсин, Арбуз.
Профессии
Авиатор , Автогонщики, Автослесари, Акушер, Аниматоры, Армировщики. Смотреть все профессии на букву «А»

Все имена на букву «А» со значениями и происхождением
Мужские имена
Александр, Алексей, Алик, Алмаз, Альберт, Анатолий, Армен, Арсен, Ашот. Смотреть все мужские имена на букву «А», а также их значение и происхождение
Женские имена
Ава, Авдотья, Агата, Аделина, Александра, Алина, Алиса, Алла, Алсу, Аля. Смотреть все женские имена на букву «А», а также их значение и происхождение

Стихи

* * *Буква «А» всему глава,У нее солидный вид,Потому что буква «А»Начинает Алфавит!Астры, аисты, аптекиС буквой «А» дружны навеки!

Скороговорки

* * *Астроном, адвокат и один альпинист, Архитектор, аптекарь и даже артист Сели однажды на карусели. Не удержались и вниз полетели: Аптекарь, артист, акробат, астроном. Кто из них вам еще не был знаком?

Дом из буквы А

— Сынок, это буква А, — сказала мама.— Она не игрушка, а я люблю играть, — ответил мальчик сердито.— Сделай из меня дом. Две палочки шалашиком, посередине — перекладина, — предложила буква А.— Внизу я поставлю автобус, а на перекладину – аквариум, — согласился мальчик.— На крыше может жить аист, а под крышей мы повесим абажур, — подхватила буква А.— А на обед у нас будут ананасы и апельсины, – сказал мальчик.— Я привезу их из Африки на аэроплане, – ответила буква.— Ты интереснее игрушек, буква А, — засмеялся мальчик.Расскажи, что бы ты поместил в домик из буквы А?

История и происхождение

Еще до того, как у древних греков сформировался собственный алфавит, в письменности финикийцев уже существовала буква под названием “алеф”. По своим очертаниям она была почти как современная кириллическая заглавная буква А, только положенная горизонтально на левый бок. Кроме того, центральная перекладина буквы располагалась чуть ближе к вершине треугольника.

Предположительно, очертания финикийской буквы были символическим обозначением головы быка (финикийцы чрезвычайно почитали это животное). Звук же, который эта буква передавала, был вовсе не гласным, как сегодня в русском языке, а гортанным согласным. Надо сказать, что алфавит финикийцев достаточно сильно повлиял на письменность большинства семитских и европейских языков.

В церковнославянской и старославянской письменности буква, передававшая на письме звук “а”, носила название “азъ”. Слово “азъ” являлось в те времена личным местоимением первого лица единственного числа, то есть аналогом современного “я”. Только к XIX веку «азъ» вышел из употребления, а его место заняло местоимение «я». Это произошло благодаря государственной реформе, нацеленной на модернизацию русского языка и его европеизацию. Для того, чтобы нововведение прижилось в широких народных массах, которые на тот момент пребывали в своем большинстве неграмотными, потребовался не один год. Кроме того, религиозные крестьяне были далеко не в восторге от того, что вместо привычного, почтительного «азъ» из церковных текстов им придется использовать в речи чужеродное слово. Впрочем, время сыграло свою роль, и «азъ» был благополучно забыт.

В кириллическом алфавите эта буква с самого начала писалась практически как современная маленькая буква а. В глаголице же ее очертания напоминали крест, с горизонтальной перекладины которого с обоих концов вниз уходили небольшие вертикальные штрихи. С символической точки зрения это давало отсылку к образу креста в православном христианстве. Впрочем, буква А заглавная своими очертаниями в кириллице все равно напоминает о распятии Христа: пять точек, по которым выстраивается силуэт этой литеры, соотносятся с пятью ранами на теле сына Божьего.

Психологическое восприятие

Раньше прописная заглавная буква А не могла стоять в начале исконно русского слова. Прописная буква А свидетельствовала о том, что лексическая единица заимствована из-за границы. Либо, как редкое исключение, оно вошло в общенациональный русский язык из северных диалектов. Однако сейчас слова, которые начинаются с первой гласной алфавита, уже не воспринимаются как заимствования и не несут в себе экзотического либо узкоспециализированного оттенка.

Психологи утверждают, что в наши дни буква А прописная в первую очередь, но и ее строчный аналог тоже, подсознательно производят на человека ощущение ясности, чистоты, комфорта. Эта буква символизирует лидерство и стойкость, стремление всегда и везде быть первым. Символически, А — это буква и звук воина.

Принято считать, что люди, чье имя начинается с ударной буквы А, обладают ярко выраженными задатками начальника. Они любят конкуренцию и готовы использовать все имеющиеся в их распоряжении средства, чтобы занять верхнее место на пьедестале почета. Их энергия неуемна, а их харизма подчиняет себе окружающих людей и влюбляет их в человека. Впрочем, обратной стороной этой медали является склонность к неоправданному распылению сил и намерений.

Буква А прописная может выражать крик, вызванный какими угодно эмоциями. «Аааа!» — это крик и боли, и изумления, и возмущения, и радости. Этот звук раздается, когда говорящий настолько переполнен чувствами, что не может подобрать слов для выражения своих мыслей. В этом аспекте, прописная буква А как средство художественной выразительности часто используется в прозаических и стихотворных текстах.

Физминутка

1

Зрительная гимнастика 

«Пальминг» – простое упражнение для снятия усталости глаз. СЛАЙД «Пальминг»​

Инструкция по выполнению упражнения «Пальминг»

  1. Сядьте прямо, расслабьтесь. Прикройте глаза таким образом: середина ладони правой руки должна находиться напротив правого глаза, то же самое с левой рукой. 
  2. Ладони должны лежать мягко, не нужно с силой прижимать их к лицу.​
  3. Пальцы рук могут перекрещиваться на лбу, могут располагаться рядом — как вам удобнее. Главное, чтобы не было «щелочек», пропускающих свет.
  4. Когда вы в этом удостоверились, опустите веки. В результате получается, что ваши глаза закрыты и, кроме того, прикрыты ладонями рук.
  5. Теперь опустите локти на стол. Главное, чтобы шея и позвоночник находились почти на одной прямой линии.

Пальминг

Дополнительная информация по проведению зрительной гимнастики

При проведении гимнастики для глаз нужно соблюдать такие правила:

кто носит очки – снять их;
сидеть или стоять прямо, плечи расслаблены;
дыхание равномерное, глубокое;
всё внимание сосредоточено на глазах;
после выполненных упражнений потянуться, зевнуть и часто-часто поморгать.

Seotud sisu

Muud tegevused

  • Kopeeri link
  • Teata veast

Произношение буквы А в древности и сейчас

В своем лежачем на левом боку положении буква А (финикийцы называли её «алп») напоминала этакую гортанную перемычку. Она и произносилась так — глухо, гортанно, как взрывной согласный.

В нашем языке такой звук можно уловить при произнесении «не-а» — такое прищелкивание горлом.

Греческий язык использовал букву А без гортанного смыкания. Но буква А — красавица, которую привезли купцы, полюбилась и им. Греки прозвали её «альфа» — это искаженное «алп».

Эллины решили придать букве шарма и поставили её на ноги. Таким образом выглядит буква А по сей день.

Жила на свете буква А. Она красивая была. И была у буквы А Очень длинная коса. За кустик зацепилася, Косица отвалилася.

С буквы А начинается много красивых имён. 

Какая буквенная команда?

Об этой игре

Премиум-активность

Корреляция стандартов для этой активности скоро появится!

Какая буквенная команда? — это игра, в которой учащиеся выбирают орграф или триграф, отсутствующий в каждом слове, из набора из четырех вариантов.

с примерным списком слов!

  • Список группы K-2ndLetter 1
  • Список команды K-2ndLetter 2
  • Третье-пятое письмо Команда Список 3
  • 3-5 буквенный список команды 4

Примечание.

Создавайте свои собственные списки слов и многое другое с Премиум-членством

Подробнее

  • Базовые навыки
  • Акустика

Что? Умение определять пропущенные буквы в слове — это навык, который учащиеся приобретают после того, как разовьют визуальные подсказки и поймут, как фонемы (отдельные звуки) и графемы (буквы, составляющие эти звуки) взаимодействуют друг с другом. Больше…Меньше

Идентификация изолированных звуков — важный навык, необходимый учащимся для того, чтобы научиться расшифровывать и писать слова. В этом упражнении учащиеся сосредоточатся на парах гласных, состоящих из двух, а иногда и трех или более букв, которые образуют один звук.

Когда? Еще в детском саду ученики узнают, что у каждой буквы есть имя и звук, который она издает. Больше…Меньше

Узнав, что существуют отдельные фонемы (звуки), они узнают, что существуют графемы (символы), соответствующие им. Затем они готовы декодировать отдельные звуки для чтения слов. Как только учащиеся узнают о буквах и звуках, которые они издают, они могут начать изучать буквы, которые образуют гласные, когда две или более группируются вместе, образуя группу букв.

Как учить: Какая буквенная команда? можно использовать в условиях целой группы для введения и/или повторения слов, которые состоят из групп букв, образующих один звук. Больше…Меньше

Упражнение можно спроецировать на доску для увлекательной интерактивной игры с обзором. Учителя также могут назначать Какая буквенная команда? для самостоятельной практики в центрах грамотности или для выполнения домашних заданий.

Играй, чтобы научиться: Какая буквенная команда? — это игра на распознавание букв, которая дает учащимся возможность выяснить, какая команда букв отсутствует в каждом слове.

Слово представлено с пропущенной командой букв, и учащиеся должны выбрать команды букв, которые правильно дополняют его. Студенты могут прослушивать читаемое слово столько раз, сколько необходимо, и каждая буква также произносится вслух. Обеспечивается немедленная обратная связь, и учащиеся не могут перейти к следующему слову, пока не выберут правильные пропущенные буквы.

Совет преподавателю: Из-за звукового компонента в этой игре Какая буквенная команда? — отличное занятие для изучающих английский язык и студентов, которым сложно улавливать звуки в словах.

Увидеть все
виды деятельности!

Конспекты занятий в детском саду

Методическая разработка коммуникативной НОД
«Знакомство со звуком «А» и буквой «А»»

Данная разработка может использоваться педагогами при обучении детей грамоте, формировании первоначальных представлений о звуках и буквах русского алфавита. Конспект НОД был разработан в соответствии с возрастными особенностями детей шестого года жизни и в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования.

Возрастная категория: дети шестого года жизни.

Цель: Познакомить детей шестого года со звуком «А» и буквой «А».

Задачи: Знакомство с буквой «А», формировать умение находить её среди других букв алфавита

Развивать зрительное и слуховое внимание, тонкую и артикуляционную моторику. Развивать координацию речи с движениями, творческое воображение

Воспитывать доброжелательность, инициативность, ответственность, навыки сотрудничества.

Материалы и оборудование: палочки счётные, буквы для магнитной доски, цветные карандаши, рабочие тетради, буква А из разрезной азбуки, дидактическая игра «Четвёртый лишний», «Топай — хлопай».

Предварительная работа: отгадывание загадок, рассматривание букваря Н. Жуковой, упражнения на выделение звука А в словах, разучивание физкультминутки «Аист» В. И. Ковалько.

Перечень литературного материала:

  1. В. Берестов «Читалочка».
  2. Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников.
  3. Э. Успенский «Буква А».

Содержание НОД:

1. Организационный момент. Приветствие «Доброе утро!».

2. Напомнить пословицу: «Ученье — свет, а неученье — тьма». (Выяснение её значения у детей.)

Сведения из истории письменности. (В древности люди писали на камнях, глиняных дощечках, папирусе, пергаменте, бересте и т. д.)

3. Чтение стихотворения В. Берестова «Читалочка».

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

«Прости, пожалуйста! Прочти!»

Не надо умолять сестрицу:

«Ну, прочитай ещё страницу!»

Не надо звать,

Не надо ждать,

А можно взять и прочитать!

4. Ребята, к нам сегодня приехали гости — Аня и Антон (дети подготовительной группы). Они приготовили для вас задание.

— Послушайте и назовите первый звук в словах: арка, антенна, арбуз, акробат.

— Правильно, слышится звук «А». Это звук гласный, он поётся и мы когда его произносим во рту не чувствуем преграды.

— Посмотрите на картинки. Что доктор просит сказать больного? (А-а-а) Как девочка укладывает куклу спать? (А-а-а)

— Давайте вместе произнесём звук «А» (широко открывая рот, с разной силой голоса).

5. Дидактическая игра «Топай — хлопай». Ребята, если в слове вы услышите звук
, тогда хлопайте. А если этого звука нет — топайте.

Роща, оса, роза, окунь, парта, солнце, небо, дерево, ручка, карандаш, портфель, оценка, хлеб, альбом, берёза, друг, иней, заяц, петух, класс, мороз.

6. Знакомство с буквой «А». Показ буквы «А».

Чтение стихотворения Э. Успенского.

Всем известно, буква А —

Буква очень славная.

Да к тому же буква А

В алфавите главная.

Обожают этот звук

И Андрей, и Аллочка,

Палка так и палка так,

И в середине палочка.

— Это буква А. Она состоит из трёх палочек

Обратите внимание на то, что две палочки длинные, а одна короткая

— Давайте пропишем букву «А» в воздухе.

— А теперь сложим букву из счётных палочек.

— Какую букву сложили? (А)

— А вот это маленькая «а». Она состоит из полукруга и изогнутой палочки. Какие это буквы? (Большая А и маленькая а.)

— Обратите внимание: они красного цвета, потому что они обозначают гласный звук. Давайте в тетрадях напишем букву А красным карандашом

7. Физкультминутка «Аист».

— Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу. (Аист отвечает)

— Топай правою ногою,

Топай левою ногою,

Снова — правою ногою,

Снова — левою ногою.

После — правою ногою,

После — левою ногою.

И тогда придёшь домой.

8. Упражнение «Живой конструктор».

9. Итог:

— С каким звуком мы сегодня познакомились? С какой буквой?

Каким цветом обозначаем звук А?

— Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.

Конспекты занятий в ДОУ: | | в ДОУ | в ДОУ | | в ДОУ | в ДОУ | в ДОУ | в детском саду

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный мир
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: