Согласные звуки русского языка (твердые-мягкие, звонкие-глухие, парные-не парные, шипящие, свистящие)
В русском языке обозначаются не все звуки речи, а только основные. В русском языке 43 основных звука – 6 гласных и 37 согласных, тогда как число букв – 33. Не совпадает также количество основных гласных (10 букв, но 6 звуков) и согласных (21 буква, но 37 звуков). Разница в количественном составе основных звуков и букв определяется особенностями русского письма. В русском языке твёрдый и мягкий звук обозначается одной и той же буквой, но звуки мягкий и твердый считаются разными, потому и получается согласных звуков больше, чем букв, которыми они обозначаются.
Звонкие и глухие согласные
Согласные звуки делятся на звонкие и глухие. Звонкие состоят из шума и голоса, глухие – только из шума.
Звонкие согласные звуки:
Глухие согласные звуки:
Парные и непарные согласные
Многие согласные образуют пары звонких и глухих согласных звуков:
Звонкие
Глухие
Не образуют пар следующие звонкие и глухие согласные звуки:
Звонкие
Глухие
Мягкие и твёрдые согласные
Согласные звуки делятся также на твёрдые и мягкие. Они различаются положением языка при произнесении. При произнесении мягких согласных средняя спинка языка поднята к твердому нёбу.
Большинство согласных образует пары твёрдых и мягких согласных:
Твёрдые
Мягкие
Не образуют пар следующие твёрдые и мягкие согласные звуки:
Твёрдые
Мягкие
Звуки , , , называются шипящими.
Свистящие согласные
Свистящие звуки с-сь, з-зь переднеязычные, щелевые. При артикуляции твердых с-з зубы обнажены, кончик языка касается нижних зубов, спинка языка слегка выгнута, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, отчего в середине образуется желобок. Воздух проходит по этому желобку создавая трением шум.
При произнесении мягких с, з артикуляция та же, но дополнительно спинка языка поднимается к твердому нёбу. При произнесении звуков з-зь связки сомкнуты и вибрируют. Нёбная занавеска поднята.
Твёрдые и мягкие согласные звуки.
Мягкие звуки отличаются от твердых тем, что при их произнесении язык выполняет дополнительное действие: его средняя часть поднимается к твердому нёбу.
Парные | непарные (всегда зв./ глух.) | ||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Твердые | б | в | г | д | з | к | л | м | н | п | р | с | т | ф | х | ж | ш | ц | |
Мягкие | б’ | в’ | г’ | д’ | з’ | к’ | л’ | м’ | н’ | п’ | р’ | с’ | т’ | ф’ | х’ | ч’ | щ’ | й’ |
Сильные позиции по твердости/мягкости:
- перед гласными: нос -нёс, мол – мел ;
- на конце слова: мел – мел , удар – ударь, угол – уголь;
- у звуков , независимо от положення: полка – полька ;
- у звуков , , , , , , , , , , , перед , , , , , , , , , , , : банка – банька , пурга – серьга , изба – резьба.
Слабая позиция по твердости/мягкости:
- Изменения согласных звуков по твердости/мягкости могут быть вызваны влиянием звуков друг на друга.
- твердый звук изменяется на парный мягкий перед мягкими согласными (чаще з, с, н, р перед любым мягким согласным):
- н –> н’, р –> р’ перед ч’, щ’ : барабанщик , фонарщик ;
- с –> с’ перед н’, т’: песня , кость ;
- з –> з’ перед н’, д’: жизнь , гвозди ;
- в некоторых других сочетаниях : дверь , съел;
- мягкий согласный перед твердым становится твердым: конь – конский
Если глухие и звонкие звуки обозначаются с помощью букв, то твердые и мягкие обозначаются другими средствами.
Обозначение мягкости парных согласных:
- буквами Я, Е, Ё, Ю : вял – ср. вал, сер – сэр, вёз – воз, люк -лук;
- перед буквой И согласные всегда мягкие (кроме Ж, Ш, Ц): пир, мир, сито;
после Ж, Ш, Ц (они всегда твердые) произносится , а не : жир , жито , шишка. - мягким знаком Ь:
- в конце слова: пень, стань – ср. стан, сталь – стал, жарь – жар, быль – был, весь – вес, мель – мел;
- мягкость согласного перед любым другим согласным: сельдь, июльский, полька;
- мягкость согласного, стоящего перед твёрдым согласным: раньше, только (ср. толк), горько (ср. горка), банька (ср. банка), редька- редко, зорька -зорко, галька – галка, угольки- уголки, пеньки – пенки;
- Мягкость согласного, который стоит перед другими мягкими (, , , ), обозначается мягким знаком Ь только в случае, если при изменении слова второй согласный становится твердым, а первый остается мягким: серьги (мягкий перед мягким ) – серьга (мягкий перед твердым), восьми – восьмой, огоньки – огоньков. Но, мостик – без Ь, т.к. моста – твердый перед твердым , хвостик -хвоста, ростик – роста.
- Мягкость согласных Ч, Щ перед другими согласными не обозначается, т.к. Ч, Щ всегда мягкие: печник, почка, мощность, помощник.
Твердость обозначается
- отсутствием мягкого знака в сильных позициях,
- написанием после согласного гласных букв А,О, У,Ы, Э
- в некоторых заимствованных словах твердый согласный перед Е: фонетика .
Парные твёрдые и мягкие согласные
Многие звонкие и глухие согласные в русском языке отличаются признаком твёрдости/мягкости и образуют соотносительные пары:
С помощью твердых и мягких согласных можно различить слова:
- рад — ряд;
- вить — выть;
- сын — синь;
- маг — миг.
Несколько согласных звуков не имеют пары по признаку твёрдости/мягкости. Всегда твердые согласные — это звуки , , . В любой позиции в слове они звучат только твёрдо:
- жир
- шёлковый
- цитрус .
Буквы, которые обозначают только мягкие согласные звуки
Буквы й, ч, щ всегда обозначают мягкие согласные звуки: , , .
Здесь действует следующее правило: данные мягкие согласные остаются мягкими всегда, независимо от последующей гласной буквы.
Буквы, которые обозначают мягкие и твердые согласные звуки
Буквы б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х могут обозначать и твердые, и мягкие согласные звуки. Это отражается в следующей таблице:
Буквы | Звуки |
б | , |
в | , |
г | , |
д | , |
з | , |
к | , |
л | , |
м | , |
н | , |
п | , |
р | , |
с | , |
т | , |
ф | , |
х | , |
Согласные буквы, представленные выше, называются парными по мягкости и твердости.
При сравнении слов мама () и мята () можно прийти к выводу, что на письме в обоих словах используется одна и та же буква – м, но произнесение звуков разное. Только во втором случае согласный звук является мягким. Данный пример показывает взаимосвязь согласной буквы и гласной буквы, стоящей за ней.
Твёрдые и мягкие согласные звуки
Наш поезд прибыл на станцию 1, но там произошла небольшая путаница! Согласные ехали с нами в поезде. На станции мы должны сделать пересадку: мягкие согласные — в автобус с мягкими сиденьями, а твердые согласные — в автобус с твердыми сиденьями. Возле автобусов есть гласные. После этого согласные должны занять свое место.
Но мягкие и твердые согласные забыли, к каким гласным они относятся.
Можем ли мы им помочь? Чтобы решить эту задачу, нужно запомнить, какие гласные ослабляют согласные, а какие их усиливают.
Согласные всегда твердые, если за ними следуют буквы A, O, U, Y, E. Например: хлопок, мост, куртка, выдра, мэр.
Согласные являются мягкими, если за ними следуют Е, Ё, Ю, Я, Ю, Я: Лес, собака, киса, тюк, мята. Первые согласные в каждом из этих слов произносятся мягко: l’, p’, m’, k’, t’.
Посмотрите на фотографию и сделайте правильный выбор.
- Гласные Е, Ё, И, Ю, Я смягчают согласные. Значит, красный автобус с этими буквами имеет мягкие сиденья. В него сядут мягкие согласные.
- Буквы А, О, У, Ы, Э делают согласные твёрдыми. Следовательно, жёлтый автобус предназначен для твёрдых согласных, и имеет твёрдые сиденья.
Мы поддержали согласные звуки. Но почему этот важный учитель идет к нам? Возможно, ему есть что нам рассказать.
Источник
Итак, друзья, давайте сделаем вывод:
- В русском языке буквы и звуки делятся на две группы: гласные и согласные.
- Образование согласных звуков происходит при помощи голоса и шума.
- Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.
- При образовании мягких согласных участвует язык. Сравните пару слов: б а к – б е г. В первом слове согласный образуется при участии губ, звук произносится твёрдо б. Во втором варианте при произнесении звука язык устремляется к нёбу, получается мягкий звук б’.
- На письме мягкость согласных обозначается гласными буквами: Е, Ё, И, Ю, Я и мягким знаком: в е сна, в ё сла, п и ла, л ю лька, в я з, корен ь .
Установили ли мы правила? Поезд дает сигнал к отправлению, пора отправляться в путь!
Как обозначаются мягкие звуки на письме
По правилу мягкие согласные звуки на письме могут обозначаться разными способами.
С помощью мягкого знака. Однако надо помнить, что мягкий знак указывает лишь на мягкость парного согласного. Если же перед нами шипящий, его мягкость невозможно обозначить мягким знаком. Шипящие либо всегда твёрдые (и тогда они не могут быть смягчены), либо всегда мягкие (и тогда мягкий знак в этой ситуации излишен). После шипящих мягкий знак выполняет грамматическую функцию, то есть с его помощью различаются существительные 2 и 3 склонения.
Изучая уже во 2 классе русский язык, ребята узнают о двойной роли букв Е, Ё, Ю, Я. Если эти буквы стоят поле парного согласного, они читаются Э, О, У, А и обозначают одновременно мягкость предыдущего согласного: , , , .
Аналогично первому случаю, после шипящих Е, Ё, Ю, Я не могут указывать на мягкость предыдущего согласного, поэтому правописание Е и Ё после шипящих представляет трудность и заучивается также в виде правила и также выполняет грамматическую функцию различения частей речи. Например
, слово «поджОг» – существительное, а слово «поджЁг» – глагол.
§ Как научиться различать твердые и мягкие звуки
Русский язык – один из самых сложных языков. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок умел правильно писать и излагать свои мысли, нужно тщательно готовить домашние задания и выполнять требования учителя. А изучение языка начинается с малого – со звуков. Они бывают гласные и согласные, звонкие и глухие, мягкие и твердые. Сразу детям будет очень сложно разобраться во всем этом многообразии, поэтому начинать лучше с малого.
Сначала ребенок учится понимать, как буквы делятся на гласные и согласные. Что такое звуки, и что такое буквы. Когда этот материал уже усвоен, можно приступать к навыку отличать мягкие звуки от твердых звуков. Необходимо понимать, что ребенка нужно научить отличать и слышать по разным признакам твердые и мягкие звуки
Важно, чтобы ребенок научился слышать согласные звуки и понимать, почему они твердые или мягкие. Просто зазубрить, твердый или мягкий звук обозначает согласная, не получится, так как в разных употреблениях одна и та же буква может быть и твердой и мягкой (кроме исключений)
В первую очередь обращаем внимание на случай, когда после согласной буквы идет гласная. Тут достаточно легко определить твердый звук согласной или же мягкий
Необходимо запомнить, что после твердых согласных всегда идут гласные: а; о; у; э; ы. Если же после согласного стоят: и; е; ю; я; е, то эти согласные мягкие.
Чтоб материал хорошо усваивался, обязательно нужно подкреплять знания практическими упражнениями. Для начала выбирайте наиболее простые слова. Такие как «мама» или «папа».
Согласный звук является твердым, потому что после него произносится гласный звук «a», а, вот в словах «няня» или «тетя», согласные звуки будут мягкими, так как после стоят буквы «я» и «е», дающие согласным мягкость. Запомнив это нехитрое правило, дети уже не испытывают затруднений в определении твердости и мягкости отдельных согласных звуков, если после них стоит гласный.
А что же делать, если после согласного, вызывающего сомнение, в слове идет снова согласный? Ребенок должен усвоить, что в этом случае согласный будет твердым. Всегда мягкие звуки остаются вне правила. Например, слово «карандаш». После «н» стоит «д» и ребенок понимает, что согласный «н» обозначает твердый звук, потому что после него стоит согласный звук. А вот в слове «парча» буква «ч» по-прежнему остается мягкой.
При разъяснении этих правил очень важно не торопиться, а отслеживать реакцию ребенка, и давать новые правила, только после того, как старые полностью усвоены и не составляют сложности при употреблении. Иногда для первоклассников подойдет такое разделение твердых и мягких звуков
Если при произношении слова или слога уголки рта разъезжаются в улыбку (т.е. за согласным идет одна из гласных я, ё, е, ю, и), то этот согласный звук мягкий. Попробуйте произнести ня, нё, не, ню, ни. По-другому дело обстоит с твердыми словами или слогами (т.е. за согласным идет одна из гласных а, о, э, у, ы). При их произношении улыбки не получатся. Попробуйте произнести на, но, нэ, ну, ны. В результате всех этих действий ребенку можно объяснить, что если звук – веселый – значит, он мягкий, если не веселый – значит, твердый.
Иногда для первоклассников подойдет такое разделение твердых и мягких звуков. Если при произношении слова или слога уголки рта разъезжаются в улыбку (т.е. за согласным идет одна из гласных я, ё, е, ю, и), то этот согласный звук мягкий. Попробуйте произнести ня, нё, не, ню, ни. По-другому дело обстоит с твердыми словами или слогами (т.е. за согласным идет одна из гласных а, о, э, у, ы). При их произношении улыбки не получатся. Попробуйте произнести на, но, нэ, ну, ны. В результате всех этих действий ребенку можно объяснить, что если звук – веселый – значит, он мягкий, если не веселый – значит, твердый.
§ Какие звуки всегда твердые, а какие – мягкие
Важно обратить внимание, что буквы «ж»; «ш»; «ц» — бывают только твердыми, не важно, какая гласная за ней стоит, а «й»; «ч»; «щ» — мягкими по тому же признаку. Можно сделать ребенку такую напоминалку, которую он будет носить в тетради по письму:
ж ш ц ч щ й |
Обязательно заострить внимание, что «ч»; «щ»; «й» сидят на подушках здесь, поэтому они всегда мягкие. Ребенок запомнит эту ассоциацию, и уже всегда будет четко называть эти звуки мягкими
Также в тетрадь по письму можно вклеить и такую напоминалку: «жи» и «ши» пишем с буквой «и». Объясните ребенку, как дело обстоит и с другими гласными и твердыми согласными. Выпишите слова-исключения в столбик.
Исключения и особые случаи
В русском языке есть некоторые исключения и особые случаи, когда гласные не смягчают согласные, а сохраняют свою твердость. Ниже приведены некоторые примеры:
Какие гласные смягчают согласные | Исключения и особые случаи |
---|---|
Е и Ы | Слова с приставками: без-, вне-, гетеро-, либо-, не-, поли-, сверх-, без- (например, безвкусный, внедрить, гетерогенный, либоход, неправда, полигон, сверхмощный, безжизненный) |
И и Ю | Слова на суффикс -ий: верный, гнилой, кратчайший, преданный |
А и О | Слова с ударением на первом слоге: ад, оклад, облом, отрада |
Я и Ё | Слова с приставкой ра-: радио, радиатор, радикал, радиус |
Знание особых случаев поможет правильно произносить слова и избегать ошибок в русском языке.
Частотные исключения
Смягчают согласные не только гласные «е» и «я», но и некоторые другие гласные.
- Гласные «и» и «ы» могут смягчить согласные «к», «г», «х», «ч», «щ», например слова «кисти», «гид», «химия», «чистые», «щавель».
- Гласные «е» и «и» могут смягчить согласные «б» и «п», например слова «тепло», «липа».
- Гласные «ю» и «ю» могут смягчить согласные «д» и «т», например слова «грузди», «сгущенка».
Особенности при наличии гласных
Согласные звуки могут подвергаться смягчению или изменению своего произношения при наличии определенных гласных звуков в слове. Смягчение согласных происходит при наличии гласных предшествующих или следующих за согласными звуками.
Какие гласные смягчают согласные зависит от конкретного языка. В русском языке согласные звуки могут смягчаться при наличии перед ними или после них следующих гласных: ы, е, ё, ю, я, и.
Например, слово «молоко» содержит сочетание согласного звука «л» и гласного звука «о». Гласный звук «о» перед согласным звуком «л» смягчает его, делая его более мягким и близким к звукам «ль».
Специфический смягчающий эффект некоторых гласных
В русском языке существует явление смягчения согласных под воздействием определенных гласных. Смягчение гласных позволяет изменить произношение согласных, делая их звучание более мягким и жидким.
Вот какие гласные смягчают согласные:
1. Гласные , и
Эти гласные оказывают смягчающий эффект на следующие согласные: , , , , , , , и . Например, в слове «кисть» согласный произносится мягче, чем в слове «кость». А в слове «нижний» согласный также звучит мягче, чем в слове «живот».
2. Гласные , и
Эти гласные смягчают согласные , и . Например, в слове «кедр» согласный звучит мягче, чем в слове «кор». Также в слове «железо» согласный произносится мягче, чем в слове «гора».
3. Гласные , и
Согласные , , , и также можно смягчить под воздействием этих гласных. Например, в слове «жук» согласный произносится мягче, чем в слове «жаба». А в слове «чашка» согласный звучит мягче, чем в слове «шкаф».
Смягчение согласных под воздействием определенных гласных является важным правилом при изучении произношения русского языка. Знание этих правил позволяет говорить более четко и понятно.
Примечание: В данной статье мы рассмотрели основные гласные, которые оказывают смягчающий эффект на согласные звуки. Однако, следует помнить, что есть и другие факторы, такие как ударение и соседние звуки, которые также могут влиять на произношение согласных.
§ Как обозначатся твердые и мягкие звуки на письме
На письме твердость и мягкость согласных звуков обозначается только при написании транскрипции. Для обозначения мягкого звука используют апостроф «`». Твердые же звуки не выделяются никакими знаками на письме.
Ниже приведем поясняющую таблицу, в которой наглядно отображено, что один и тот же звук может быть и твердым, и мягким, в зависимости от того, какая гласная за ним следует.
Таблица с примерами написания звуков в мягком и твердом употреблении
баран | белье | ||
ворс | вяз | ||
горб | гиря | ||
дом | дядя | ||
золото | земля | ||
кот | кит | ||
лыжи | лимон | ||
мусор | мяч | ||
нора | Нюра | ||
полы | пение | ||
робот | река | ||
солнце | семя | ||
тон | темя | ||
фурор | финал | ||
хомяк | хижина |
Можно заметить, что согласные звуки образуют по твердости-мягкости пары: — ; — и др. На письме и твердые и мягкие звуки обозначаются одинаковой буквой, а вот произносятся по-разному. С помощью такой таблицы дети легче понимают, твердость и мягкость согласных звуков, при этом запоминая, что знак «ь» всегда делает согласный мягким, а знак «ъ» — всегда твердым согласный, за которым он стоит.
“Мягкие” слова
Так можно назвать слова, в которых все мягкие согласные звуки мягкие. Их огромное количество. Например: “иней”, “очки», «тюбетейки”, “веселье”, “хищники”, “щуриться” – это и есть слова с мягкими согласными.
- Очень увлекательным и развивающим занятием не только для ребенка, но и для родителя станет поиск подобных новых слов, в которых все согласные мягкие.
- Если возникнут затруднения, обращайтесь к нашей подсказке! “Щуки”, “дядя”, “метель”, “тетя”, “линейки”, “пятерки”, “десять”, “сирень”, “финики”, “нянечки”, “черешня”, “десять” – слова, где все согласные мягкие. Также поиграйте наоборот: ищем в словах все согласные теперь уже твердые.
Свистящие согласные
Свистящие звуки с-сь, з-зь переднеязычные, щелевые. При артикуляции твердых с-з зубы обнажены, кончик языка касается нижних зубов, спинка языка слегка выгнута, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, отчего в середине образуется желобок. Воздух проходит по этому желобку создавая трением шум.
При произнесении мягких с, з артикуляция та же, но дополнительно спинка языка поднимается к твердому нёбу. При произнесении звуков з-зь связки сомкнуты и вибрируют. Нёбная занавеска поднята.
Несомненно, когда маленького ребенка родители отправляют на учебу в первый класс, малыш может столкнуться с новыми и непредвиденными трудностями. Большую часть знаний он получает от своего учителя, но далеко не все может усвоиться и остаться навсегда в голове. Проблема может состоять в том, что ребенок еще слишком мал, чтобы успеть “схватить” все и сразу.
Такие преграды могут даваться по многим предметам и темам. И нет, это не только точные науки, типа математики и природоведения. Русский язык также может оказаться непосильным для многих детей, ведь это один из сложнейших языков мира!
Как известно, все большое начинается с малого, а русский, как правило, начинают изучать с детьми со звуков, которые в свою очередь классифицируются на мягкие согласные или твердые, ударные согласные и безударные. Данная тема включает в себя множество аспектов, изучение которых крайне необходимо для того, чтобы каждый ребенок мог в совершенстве знать азы русского языка.
Прежде всего, чтобы школьник начинал приступать к изучению звуков и их особенностей, нужно ознакомиться с буквами, которые в своем роде разделяются на согласные и гласные. Нужно также знать, что букв в алфавите целых 33, из них лишь 21 – согласные звуки в русском языке, которые в произношении могут давать 36 различных звукового произношения.
Согласные всегда классифицируются. Бывают согласные твердые и мягкие, глухие или звонкие, сонорные и шумные, парные или непарные. При этом глухие и звонкие согласные определяемого слова зависят от произношения. Они состоят из шума и голоса. Тем самым, глухие звуки образуются с помощью шума и дают лишь глухость, а вторые отличаются подачей звонкости благодаря голосу.
Звуки гласные обладают меньшим количеством, их в алфавите всего 10, дающие звуков лишь шесть. Они же могут быть ударными и безударными. Когда будущий первоклассник уже ознакомился и хорошо усвоил данный материал, приступаем к тому повышению того навыка, когда ученик без труда смог бы отличать мягкий согласный звук от твердого.
При этом отличать нужно научиться с помощью разных признаков, ведь просто заучить не всегда помогает. Бывают случаи, когда согласный звук в слове может звучать как мягко, так и твердо, а бывают исключения. Теперь начинаем изучать правила.
Признаки твердости и мягкости
Чтобы не ошибиться в характеристике согласных, нужно довести до автоматизма навык узнавания указанных фонем. Существуют признаки, по которым можно отличить твердые и мягкие согласные звуки на письме, даже не произнося их. Исключение составляют слова с всегда твердыми и всегда мягкими согласными звуками.
Как отличить твердый звук
Чтобы определить твердый звук, следует обратить внимание на некоторые моменты. Своеобразными маячками твердости являются:
- Отверждающие гласные
алина, оль, ыль, уря, эрия.
а, о, ы, у, э, идущие вслед за нужной фонемой.
- Твердый знак — ъ после рассматриваемого звука.
- Следующий за фонемой согласный звук.
- Позиция в конце слова.
Как отличить мягкий звук
О мягкости сигнализируют такие признаки, как:
- Смягчающие гласные я, ё, и, ю, е
яжка, ёд, илка, юк, енал.
, следующие за фонемой.
-
Мягкий знак
лаья, паьянс, даь, лаь.
, идущий вслед за звуком как в середине, так и конце слова.
- Мягкие согласные , , , , , ,
дезить, бралет, жинь, песия, коть, кочик, бащик.
, находящиеся сразу после рассматриваемой фонемы.
§3. Гласные и согласные звуки
Звуки делятся на гласные и согласные.У них разная природа. Они по-разному произносятся и воспринимаются, а также по-разному ведут себя в речи и играют в ней неодинаковые роли.
Гласные – это звуки, при произношении которых воздух свободно проходит через ротовую полость, не встречая на своём пути преграды. Произнесение (артикуляция) не сфокусирована в одном месте: качество гласных определяется формой ротовой полости, которая выступает как резонатор. При артикуляции гласных работают голосовые связки в гортани. Они сближены, напряжены и вибрируют. Поэтому при произнесении гласных мы слышим голос. Гласные можно тянуть. Их можно кричать. А если приложить руку к горлу, то работу голосовых связок при произнесении гласных можно почувствовать, ощутить рукой. Гласные – основа слога, они его организуют. В слове столько слогов, сколько гласных. Например: он – 1 слог, о-на – 2 слога, ре-бя-та – 3 слога и т. д. Бывают слова, которые состоят из одного гласного звука. К примеру, союзы: и, а и междометия: О!, А!, У-у-у! и другие.
В слове гласные могут быть в ударных и безударных слогах. Ударный слог тот, в котором гласный произносится ясно и выступает в своём основном виде. В безударных слогах гласные видоизменяются, произносятся по-другому. Изменение гласных в безударных слогах называется редукцией.
Ударных гласных в русском языке шесть: , , , , , .
Запомни:
Возможны слова, которые могут состоять только из гласных, но согласные тоже необходимы. В русском языке согласных намного больше, чем гласных.
Как определить, какие согласные мягкие, а какие твёрдые?
- Определить твёрдый согласный помогают стоящие за ним гласные:
Например:
ласточка, сом, рыба, рука.
- Определить мягкость согласных звуков помогают стоящие за ним гласные:
Посмотрим на примере таких слов:
лягушка, метель, лёд, рюкзак, миска.
Что же ещё помогает определить мягкость согласных звуков при письме? Для этого есть специальный знак. Он так и называется мягкий знак — Ь.
Там, где он стоит, любой звук мягко звучит.
Например:
мел – мель угол – уголь шест-шесть полка — полька
Закрепить тему «Твёрдых и мягких согласных» можно на образовательной платформе iSmart. Ей посвящён целый раздел, в котором даны упражнения для отработки знаний. Задания интерактивные, с вариантами ответов. Если ребёнок отвечает неверно, появляются объяснения и подсказки.
Чтобы начать заниматься на платформе iSmart, нужно зарегистрироваться. Cначала пробуйте заниматься вместе с ребёнком. А в будущем он сможет использовать тренажёр самостоятельно.
Правило встречается в следующих упражнениях:
1 класс
Страница 50,
Канакина, Горецкий, Учебник
Страница 82,
Канакина, Горецкий, Учебник
Страница 107,
Канакина, Горецкий, Учебник
Страница 112,
Канакина, Горецкий, Учебник
Страница 42,
Канакина, Горецкий, Рабочая тетрадь
Страница 43,
Канакина, Горецкий, Рабочая тетрадь
Упражнение 154,
Климанова, Макеева, Учебник
Упражнение 155,
Климанова, Макеева, Учебник
Упражнение 65,
Полякова, Учебник
Упражнение 5,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Учебник
2 класс
Упражнение 201,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 132,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 136,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 133,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 88,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 52,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 123,
Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 134,
Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 136,
Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 3,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Петленко, Романова, Учебник, часть 1
3 класс
Упражнение 124,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 52,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 39,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 43,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 29,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 30,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 25,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2
Упражнение 239,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2
Упражнение 45,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 34,
Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, часть 2
4 класс
Упражнение 57,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 54,
Полякова, Учебник, часть 2
Упражнение 174,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2
5 класс
Упражнение 280,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 310,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 319,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 187,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 33,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение 47,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение 48,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение 49,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение Задачка стр.26,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение 51,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
7 класс
Упражнение 481,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 36,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 550,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Оглушение
Русский язык обладает понятием оглушения – некоторые звонкие звучат, как глухие согласные звуки из пары.
Это не является дефектом речи, а наоборот – считается критерием ее чистоты и правильности. Но это правило работает только с парными согласными. К примеру, в речи часто заменяется на . Это относится к дефекту, так как , приближенное к , считается отличительной чертой украинского языка. Употребление его в русской речи неверно. Исключение – слово Бог.
Правила и примеры:
- буква стоит последней в слове: зуб – , прорубь – ;
- после буквы стоит глухой согласный: сыроежка – .
Есть обратный процесс – озвончение. Означает, что в речи глухие произносятся как парные им звонкие. Озвончение оправданно, когда они стоят перед звонкими согласными: сделка – .
Согласные звонкие и глухие твердые и мягкие
Согласные звуки звонкие и глухие. Урок русского языка в 5 классе
Особенности согласных звуков
а) Согласные звуки делятся на твердые и мягкие. Большинство твердых и мягких согласных образуют пары по твердости-мягкости:
— , — , — , — , — , — , — , — , — , — , — , — , — , — , —
(апостроф справа вверху обозначает мягкость согласного звука). Например, лук — и люк — .
б) У некоторых согласных звуков отсутствуют соотносительные пары по твердости-мягкости, то есть в языке существуют непарные твердые согласные , , (всегда только твёрдые) и непарные мягкие согласные , , (всегда только мягкие).
Примечания:
- у звуков , не принято обозначать мягкость апострофом, хотя в некоторых учебниках она обозначается;
- звук обозначается на письме буквой щ;
- черта сверху над звуком обозначает удвоенный (долгий) звук. В некоторых учебниках обозначают долгие согласные так: — ванна.
в) Согласные звуки, образованные при участии голоса и шума, называются звонкими (например, , , , и др.); если в образовании звуков участвует только шум, то такие звуки называются глухими согласными (например, , , , и др.). Большинство звонких и глухих согласных в русском языке образуют пары по звонкости-глухости:
— , — , — , — , — , — , — , — , — , — , — . Сравните: бить — пить, год — кот, жить — шить.
г) Звуки , , , , |м′], , , , не образуют соотносительной пары с глухими согласными, следовательно, они являются непарными звонкими (непарные звонкие согласные еще называются сонорными, это звуки, в образовании которых участвует и голос и шум). И наоборот, глухие согласные, не образующие пары со звонкими, являются непарными глухими. Это звуки , , , .
В потоке речи звучание одного звука может уподобляться звучанию другого звука. Такое явление называется ассимиляция. Так, в слове жизнь звук , стоящий рядом с мягким , тоже смягчается, и мы получаем звук .
Таким образом, произношение слова жизнь записывается так: . Сближение звучания возможно также у парных по звонкости-глухости звуков. Так, звонкие согласные в позиции перед глухими и в конце слова по звучанию сближаются с парными глухими.
Следовательно, происходит оглушение согласных. Например, лодка — лока, сказка — скака, воз — во. Возможно и обратное явление, когда глухие согласные в позиции перед звонкими тоже становятся звонкими, то есть озвончаются. Например, косьба — коба, просьба — проба.
В каких случаях обозначать мягкость на письме не нужно
Некоторые мягкие согласные звуки и сочетания «не дружат» с мягким знаком.
Это непарный мягкий звук . Поле него не ставится мягкий знак никогда.
В сочетаниях ЧК, ЧН-НЧ, ЧВ, ЧТ, ЩН-НЩ, РЩ мягкий знак не нужен.
Не требуется он и в сочетаниях СТ, СН, ЗД, ЗН и некоторых других, в которых С или З смягчаются при произношении перед мягким согласным: стихи , разница и т.п.
После шипящего мягкий знак обычно выполняет грамматическую функцию, но может быть и разделительным: «шьёт», «чья» и т.п.
В русском языке обозначаются не все звуки речи, а только основные. В русском языке 43 основных звука – 6 гласных и 37 согласных, тогда как число букв – 33. Не совпадает также количество основных гласных (10 букв, но 6 звуков) и согласных (21 буква, но 37 звуков). Разница в количественном составе основных звуков и букв определяется особенностями русского письма. В русском языке твёрдый и мягкий звук обозначается одной и той же буквой, но звуки мягкий и твердый считаются разными, потому и получается согласных звуков больше, чем букв, которыми они обозначаются.