Автоматизация звука з в словах: игры и упражнения в картинках

Нод по развитию речи для детей
средней группы «звуковая
культура речи: звуки з и зь» | дошкольное образование  | современный урок

Постановка звука З

Логопедическая работа по постановке звуков ведется по 5 направлениям:

По подражанию. Для этого у ребенка должен быть развит фонематический слух.
С использованием механического метода. Если ребенок не может самостоятельно придать форму языку или совершить вибрирующие движения, то логопед помогает специальными инструментами (лопаточкой, шпателем)

Чтобы свести к минимуму применение инструментов, на занятиях большое внимание уделяется артикуляционной гимнастике.
С опорой на сформированные звуки. «З» хорошо ставится на основе родственного «С»

Если «С» также недостаточно отработан, то ставят «С» от «Т». Постепенно способом присоединения голоса ребенок воспроизводит «З».
Постановка от артикуляционных упражнений. Для произнесения свистящих язык выполняет сложные движения, задействуется кончик языка, его спинка и боковые края. Губы и челюсть при говорении также должны быть активны. Для отработки точных движений органов речи проводят артикуляционную гимнастику.
Смешанный способ. Составляется индивидуальный план коррекции, который включает в себя перечисленные способы.

По подражанию

Постановка фонем по подражанию требует от педагога грамотной речи, корректного звукопроизношения, т.к. дети копируют артикуляцию взрослых. Для постановки «З» можно предложить дошкольникам поиграть в игру «Комарики».

Воспитатель просит детей вспомнить, как жужжат и звенят комары летом. Дети делятся на 2 категории: «комары» и «туристы». На пол кладутся обручи. Задача «комаров»: поймать «туристов», задача «туристов»: забежать от «комаров» в обруч. Дети, которые изображают комаров, издают звонкий протяжный «ЗЗЗЗЗЗЗ». Через несколько минут участники меняются ролями.

После игры воспитатель обращает внимание на звучание «З», на звонкость и громкость. Необходимо контролировать выполнение задания у каждого ребенка, проверять правильность положения органов речи

Механический способ

Если ребенку не удается самостоятельно придать губам и челюсти нужное положение, специалист помогает ему в этом. Он:

  1. просит ребенка улыбнуться,
  2. а сам при этом придерживает его нижнюю и верхнюю губы чистым пальцем или ложечкой,
  3. в таком положении ребенок произносит длительный звук «З»,
  4. как только получится четкий звук, палец убирают.

Упражнение повторяют до тех пор, пока звук не будет поставлен

Важно научить ребенка непроизвольно опускать и поднимать губы

Постановка от опорных звуков

Работу со свистящими специалисты начинают со звука «С», от которого в дальнейшем ставят «З» и «Ц».

Отличие «З» от «С» в том, что при произношении звонкого «З» голосовые связки смыкаются и колеблются, напор выдыхаемого воздуха становится слабее, щель между языком и альвеолами уже. Воздушная струя менее напряженная, чем при звукопроизношении «С».

Логопед просит ребенка произнести «ССС», а потом добавить голоса в звучание. Наличие голоса можно контролировать на слух, а также с помощью тактильных ощущений, поместив руку на шею.

Постановка от артикуляционных упражнений

Упражнения для артикуляции звука «З»:

«Горочка». Педагог с ребенком вспоминают, как выглядит гора, изображают ее форму с помощью рук. После ребенку предлагается создать горочку своим языком, приподняв его середину.

«Ветерок». Ребенок вытягивает губы трубочкой и дует, после чего педагог приподнимает его верхнюю губу и просит подуть еще раз.

«Замок». Зубы сомкнуты, губы приоткрыты. Логопед объясняет, что язык находится за забором и его нельзя выпускать. Ребенок несколько раз упирается в зубы языком.

«Альпинист». Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка выгибается. Ребенку объясняют, что нижняя челюсть — это часть скалы, на которой необходимо удержаться язычку. Движение языка контролируют с помощью зеркала и отмечают, сколько секунд удалось продержаться в таком положении.

«Ручеек». Рот приоткрыт, зубы не до конца сомкнуты, так, чтобы получилась щелочка. Ребенку предлагается поиграть в ручеек: выпустить через получившуюся щелочку струю воздуха.

«Катушка». Кончик языка изнутри прижат к нижним резцам. Средняя часть языка сильно выгибается, по центру образуется ложбинка. Язык выкатывается изо рта и прячется назад

Важное условие: не отрывать кончик языка от зубов.

«Непослушный язычок». Рот открыт, язык расслаблен, лежит посередине нижней губы

Ребенок шлепает губами по языку, не касаясь его зубами.

НОД по развитию речи для детей средней группы «Звуковая культура речи: звуки З и Зь»

Организация: МБОУ ЦО № 5

Населенный пункт: город Тула

Учить звук з  твёрдо и мягко; различать слова со звуками З и Зь.

Оборудование: 

Интерактивная доска, с изображением: зайцев, козы, стрекозы, грозы, берёза, гнезда, комара, пчелы. 

Игрушки: большой и маленький комары, пчела.

Корзинка с игрушками внутри: зайцем, змеёй, зубом, зонтом, козой, зеброй, зеркалом, зефиром;

 Книга с чистоговорками.

Ход занятия:

Организационный момент: 

Воспитатель: Ой, ребята, кто это там лапкой по двери барабанит? Вы, хотите узнать? Тогда отгадайте загадку?

     * Быстрый прыжок, 

        Тёплый пушок,

        Красный глазок,

        Уши – стрелы,

        Хвост – сучок,

        Прыгнул серый и – молчок? 

Дети: Заяц.

Воспитатель: правильно заяц, давайте его пустим и узнаем, зачем он к нам прискакал? (открывает дверь). Здравствуй, зайчик. Ты к нам  в гости пришёл или что – то случилось? (заяц шепчет воспитателю на ухо). Ребята, оказывается, зайка потерял своих друзей и очень переживает. Посмотри, зайка, может здесь (воспитатель показывает на картинку с зайцами на доске), ты найдёшь своих друзей, а мы с ребятами тебе поможем, Поможем, ребята, зайке?

Дети: да!

Основная часть:

  1. Чтение стихотворения.

Воспитатель: Ребята и зайка, посмотрите на доску, и послушайте очень хорошее стихотворение А. Прокофьева «На зелёной на лужайке»: 

       *На зелёной на лужайке

         Заиграли балалайки, 

         Загудела дудочка,

         Дудочка – погудочка.

Дети смотрят слайд с зайцами и слушают стих. Затем повторяют его сами  без воспитателя.                                                                                                          

Заяц: Так вот же мои друзья —  зайцы! Оказывается, они убежали без меня                  на зелёную лужайку в дальний лес, а я их ищу.

Воспитатель: Ну, вот и хорошо, что нашлись твои друзья, но ребята хотели                                                                                                                                  

рассказать и показать тебе много интересного со звуком «З» , с тем самым,                                                                  

с которого начинается твоё название — «заяц». 

Заяц: Я с удовольствием послушаю и посмотрю, как ребята занимаются. 

2.Гимнастика для языка.

Воспитатель: Ребята, давайте сделаем гимнастику для язычка.  

Дети ( хором ): За — за — за — гулять идёт коза

                           За — за -за — прилетела стрекоза

                           За — за — за — начинается гроза

                           Зы -зы — зы — стояли две берёзы

                           Зо -зо — зо — птицы строили гнездо

                           Зу — зу — зу — не дразните козу 

3.Загадки с распевками. 

Воспитатель: Молодцы! А теперь отгадайте загадку:

                        Не зверь, не птица.  

                         Нос, как спица.

                         Летит – пищит,

                         Сядет – молчит. 

                         Разрешение не спросит, 

                         Подлетит и укусит.      

Дети: Комар.    

Воспитатель: Правильно. А как комар поёт, кто знает? 

Дети:  З- з — з — з -з.    

Воспитатель: Варя, спой как поёт большой комар. 

Варя: (держит игрушечного большого комара) З- з — з — з -з.   

Воспитатель: Алиса, а ты спой как поёт маленький комарик.

Алиса: ( держит игрушечного маленького комара) Зь — зь -зь -зь -зь.

Воспитатель: А вот ещё одна загадка: 

                         Если пил ты чай с мёдом,

                         С ней ты хорошо знаком. 

                         Много мёда собрала

                         Работящая…………. 

Дети: Пчела.   

Воспитатель:  Молодцы! (воспитатель берёт игрушечную пчелу в руки и поднимает над головой) А как гудят пчёлы, вы, мне покажите?   

Дети: Да. Пчёлы гудят вот так — Ззззз — Ззззз. 

4.Определение твёрдого и мягкого звука в словах.                                                                                                                                                                                                                     

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня есть необычная корзинка! Давайте ко мне подойдут восемь детей (называет). Каждый из вас, возьмёт по одному предмету и назовёт их, а затем скажет какой в них звук твёрдый или мягкий Каждый ребёнок берёт предмет из корзинки.                                                                         1ребёнок: Это заяц. Звук «З» в слове твёрдый.                                                      2ребёнок: Это зеркало. Звук «З» в слове мягкий.                                                              3 ребёнок: Это зуб. Звук  «З» в слове твёрдый.                                                                  4 ребёнок: Это зебра. Звук «З» в слове мягкий.                                                         5ребёнок: Это зонт. Звук «З» в слове твёрдый.                                                   6ребёнок: Это зефир. Звук «З» в слове мягкий.                                                   7ребёнок: Это змея. Звук «З» в слове твёрдый.                                                                                                                         8 ребёнок: Это коза. Звук «З» в слове твёрдый.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

5. Игра «Не ошибись».

Воспитатель предлагает детям поиграть и выяснить, кто из них самый внимательный. Он произносит слово, а дети должны хлопнуть в ладоши, если услышали слово начинающиеся со звука «З», «Зь».

Слова: заяц, овёс, звук, миска, зебра, суслик, коза, гроза, сила, зелень.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Какие, вы, все внимательные, просто — молодцы!

6. Проговаривание чистоговорки.

Дети ( хором ): За — за — за – прибежала к нам коза,

                           Зы -зы — зы – ой, беда у той козы

                           Зо -зо — зо – и поют козлята «зо»,

                           Зу — зу — зу – надо выручить козу. 

Подведение итога.

Воспитатель: Ребята, вы, сегодня все просто молодцы! И зайка от вас много узнал, теперь он расскажет своим друзьям — зайцам, как правильно произносить звуки, и о том, что есть твёрдые и мягкие звуки в словах. Давайте попрощаемся с ним, пусть скачет в свой лес.

Дети ( хором ): До свидания! 

Заяц: До свидания! Скачет к двери.

Приложения:

  1. file0.docx.. 23,1 КБ

Опубликовано: 10.11.2020

Постановка звука З

Как только удалось добиться чёткого произношения , попросите ребёнка проговаривать его громче и чётче.

Теперь можно проговаривать слоги в паузу, проверяя рукой, поёт ли горлышко:

  • ЗА
  • ЗО
  • ЗУ
  • ЗЫ

Если горлышку тяжело петь, то первоначально потянуть гласную и после подуть на горку:

  • АЗ
  • ОЗ
  • УЗ
  • ИЗ

Теперь можно попробовать проговорить простые слова с вначале и середине слова, в паузу:

  • Заяц
  • Звезда
  • Зуб
  • Зонт
  • Роза
  • Коза
  • Лоза
  • Поза

Для формирования с механическим воздействием можно использовать ватные палочки. Прежде чем приступить к механическому воздействию, попросите ребёнка прислонить широкий язык к зубам и широко открыв рот, протянуть (получится гласный похожий на ). Пока он тянет гласный звук надавите концом ватной палочки на переднюю часть спинки языка и попросите подуть на горочку. Получится .

Для постановки улыбнитесь, откройте рот и прислоните широкий язычок к нижним зубам, как при произношении . Теперь подуйте на язычок, и добавить голос. Зубки при этом сомкните для чистоты и держите улыбку.

Теперь нужно произносить слоги в паузу:

  • ЗЯ
  • ЗЁ
  • ЗЮ
  • ЗИ

На втором этапе нужно потянуть гласный и звонко подуть на горку:

  • АЗЬ
  • ОЗЬ
  • УЗЬ
  • ИЗЬ

Теперь следует проговорить простые слова в паузу, где находится вначале и середине слова:

  • Зебра
  • Зима
  • Земля
  • Зелень
  • Везёт
  • Козий
  • Газета

Постановка звука с механическим воздействием происходит аналогично работе над :

  1. Ребёнок широко открывает рот и прислоняет широкий язык к нижним зубам и тянет звук .
  2. На середину языка кладётся ватная палочка.
  3. В момент нажатия на язык ребёнок дует на язык и получается .

Поэма для Апраксии: Я мальчик, который не может назвать свое имя

Выберите тему

Самый популярный

50 нравится

2 февраля 2022 г. Пожалуйста, найдите время, чтобы прочитать эту потрясающе ясную прозу об опыте матери с сыном, страдающим апраксией (также известной как вербальная апраксия или детская речевая апраксия).

Я мальчик, который не может назвать свое имя Но это не значит, что я не могу участвовать в ваших играх Я люблю играть в пятнашки, гоняться и прятаться Вы можете рассказать мне свои секреты, Обещаю держать.

Я мальчик, который не отвечает Но это не значит, что я понимаю, чего мне не хватает Я забавный, любящий и очень похож на тебя Так что, пожалуйста, не игнорируй меня и не убегай, как ты.

Ты видишь, что мой мозг и мой рот не соприкасаются совсем так, как твой Пока я внутри могу говорить, то, что ты слышишь, все размыто Итак, если ты слышишь мои слова, все беспорядочно и странно Посмотри на меня и послушай, мои жесты поразишь Ты узнаешь, что мне нужно, и мы все еще можем быть лучшими друзьями Потому что я такой же, как ты, мне не нужно притворяться

Так что не спешите принимать решения Проявите немного терпения, но в основном будьте добры Потому что никто не знает, каково быть мной Страх, изоляция и беспокойство

То, что я хочу, так просто, чтобы быть таким же, как вы Чтобы иметь возможность говорить, с моей точки зрения, Чтобы поделиться с вами своим миром, запертым в моей голове Полный мыслей и мнений, но так часто неправильно истолковываемых

Потому что я такой же умный и такой же умный как ты Не думай, что я не могу, когда я могу все, что ты делаешь, Я мальчик, такой же, как и ты, Единственная реальная разница? Я не могу назвать свое имя.

Если у кого-либо есть опасения по поводу апраксии или речи и языка их ребенка, обязательно немедленно обратитесь к логопеду для проведения оценки.

Бесплатная оценка!

Пройдите этот тест и получите отчет об успехах вашего ребенка и индивидуальный план обучения.

Начать оценку

Есть вопрос к нашим логопедам?

Апраксия

Взгляды автора полностью принадлежат ему или ей и могут не отражать взгляды Blub Blub Inc. Весь контент, представленный на этом веб-сайте, предназначен только для информационных целей и не предназначен для замены независимого профессионального медицинского суждения, совета, диагноза, или лечение. Всегда обращайтесь за советом к своему врачу или другому квалифицированному поставщику медицинских услуг по любым вопросам, которые могут у вас возникнуть относительно состояния здоровья.

Какие могут возникать сложности при работе со звуками З и ЗЬ? Полезные советы.

Совет первый. Если у ребенка не получается звук З, то причина может быть в недостаточном развитии органов артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков поможет справиться с этой проблемой . Подробный комплекс артикуляционной гимнастики  в пошаговых описаниях и видео Вы найдете в статье «Как научить ребенка произносить звуки С и СЬ».

Совет второй. Если у ребенка не получается сделать в середине языка желобок при произнесении звука З, то скорее всего у него недостаточно развиты мышцы языка. Нам помогут упражнения:

  • Попросите ребенка широко улыбнуться (растянуть губы) и удерживать губы в этом положении. При растянутых губах нужно высунуть распластанный язык наружу и подуть на его кончик. Получится желобок посередине языка. Упражнение проводится перед зеркалом.
  • Если желобок не получается, то попросите ребенка высунуть широкий кончик языка наружу. Положите ребром чайную ложку на середину языка. Сделав в нем небольшое углубление, попросите ребенка выдувать воздух по этому желобку. Можно дуть на ватку или на тоненькую полоску бумаги, тогда будет наглядно виден результат упражнения. Как только ребенок будет легко делать данное упражнение, можно попросить его убрать язык за нижние зубы (сохраняя положение губ). Получится звук С. При добавлении к нему голоса получается звук З.
  • Описанное выше упражнение можно делать со стеклянным пузырьком (стеклянная баночка или бутылочка из аптеки). Научите ребенка свистеть в пузырёк так, чтобы кончик языка слегка опускался наружу или касался краев пузырька. По желобку в середине языка идет воздух и в результате получается свист. Сначала попробуйте сами посвистеть перед зеркалом, а потом уже покажите упражнение ребенку. Если желобок в середине языка у него не получается, положите вдоль языка тонкую круглую палочку.

Совет третий.  Если ребенок при произнесении звука З высовывает язык между губами (поэтому звук искажается), то проведите такое упражнение. Попросите ребенка растянуть губы в улыбку, а зубы плотно закрыть. И посвистеть как насос сссссс. А потом попеть как комарик ззззззз. Язык при сжатых зубах автоматически будет упираться в нижние зубы, и получится правильный звук.

Более подробно о способах постановки звуков С и З Вы узнаете из видео педагога-логопеда о постановке свистящих звуков. 

Звук З появился. Теперь перед нами  стоит важная задача – автоматизировать данный звук в речи ребенка.

Последовательность проведения упражнений по закреплению правильного произношения звука З:

  • 1.       упражнения с изолированным звуком,
  • 2.       звук в слогах,
  • 3.       звук в словах,
  • 4.       звук во фразах, стихах, рассказах, диалогах, скороговорках.

Сначала идет работа со звуком З, а затем с его мягким вариантом – звуком ЗЬ. Для каждого этапа подбираются игры, скороговорки, потешки, стихи, картинки.

Soft G и Soft C — словарь

Практика Ответьте на несколько вопросов по каждому слову.

Инструменты для обучения

Викторина Создавайте и назначайте тесты своим ученикам, чтобы проверить их словарный запас.
Назначайте занятия Назначайте учебные задания, включая практику, Vocabulary Jams и Spelling Bees, своим ученикам, и следите за их прогрессом в режиме реального времени.

  1. клетка

    основная структурная и функциональная единица всех организмов

  2. кельтская

    относящийся к кельтам или характерный для них

  3. цент

    дробная денежная единица нескольких стран

  4. 04″>
    рис

    однолетние или многолетние корневищные болотные травы

  5. гонка

    конкурс на скорость

  6. туз

    игральная карта в колоде с одной фишкой на лицевой стороне

  7. лицо

    передняя часть головы человека ото лба до подбородка

  8. место

    точка, расположенная относительно особенностей поверхности области

  9. лед

    вода, замороженная в твердом состоянии

  10. танец

    делает серию ритмичных шагов в такт музыке

  11. сельдерей

    широко культивируемое растение с ароматными стеблями листьев, которое употребляют в пищу в сыром или приготовленном виде

  12. 17″>
    изгородь

    барьер, служащий для ограждения территории

  13. сидр

    напиток из сока, выжатого из яблок

  14. гражданский

    или происходящие между гражданами штата

  15. город

    крупная и густонаселенная городская территория

  16. карандаш

    тонкий цилиндрический заостренный пишущий инструмент

  17. гражданин

    уроженец или натурализованный член государства

  18. специальный

    приспособлено или зарезервировано для определенной цели

  19. цикл

    периодически повторяющаяся последовательность событий

  20. 23″>
    тарелка

    ударный инструмент, состоящий из вогнутого латунного диска

  21. кружевной

    изготовлены из тонкой ткани или напоминают ее

  22. Нэнси

    город на северо-востоке Франции в Лотарингии

    .

  23. изысканный

    не простой; декоративный или орнаментированный

  24. ледяной

    покрытые льдом, содержащие или состоящие из льда

  25. пряный

    с приятным острым вкусом

  26. Трейси

    Американский киноактер, снявшийся во многих фильмах с Кэтрин Хепберн (1900–1967)

  27. перерабатывать

    использовать снова после обработки

  28. 48″>
    драгоценный камень

    кристаллический камень, который можно резать и полировать для ювелирных изделий

  29. Джордж

    Король Великобритании и Ирландии с 1760 по 1820 год

  30. ген

    часть ДНК, контролирующая физические характеристики и рост

  31. возраст

    как долго что-то существует

  32. нежный

    мягкий и мягкий; не резкий или строгий или строгий

  33. сцена

    любой отдельный период времени в последовательности событий

  34. апельсин

    любое цитрусовое дерево с апельсинами

  35. страница

    одна сторона одного листа книги или другого документа

  36. 29″>
    клетка

    вольер, в котором можно содержать животных

  37. огромный

    необычно большой по количеству, степени, объему или размаху

  38. росток

    структура, из которой ткань может развиться в организм

  39. заработная плата

    оплата за работу

  40. гигант

    любое существо исключительного размера

  41. двигатель

    двигатель, преобразующий энергию в работу или движение

  42. Джин

    ликер крепкий с ароматом ягод можжевельника

  43. цифровой

    относящиеся к пальцам или выполненные с помощью пальцев

Правильная артикуляция звука «З»

Звуки «З”, «Зь», «С», «Сь», «Ц» относятся к свистящим как имеющие схожую артикуляцию. Чтобы научиться говорить букву «З», сначала проясним, как работает при этом речевой аппарат.

Когда мы произносим звук «З»:

  • губы немного растянуты, как при улыбке;
  • язык по бокам прижат к верхним зубам, а внизу — упирается в нижние резцы;
  • между рядами зубов остается небольшая щелочка;
  • мягкое небо перекрывает воздушной струе выход через нос;
  • воздух проходит вдоль языка, создавая глухой «С»;
  • голосовые связки колеблются и «включают» голос, без которого звучание «З» невозможно.

А как бывает, когда есть дефект воспроизведения свистящих?

Дифференциация от созвучных звуков

У дошкольников возникает проблема с различением парных звуков. «З» они нередко меняют на «С». Для решения такой проблемы педагог предлагает игры на дифференциацию.

Работа по дифференциации звуков осуществляется в следующих направлениях:

  • развитие слуховой дифференциации;
  • закрепление произносительной дифференциации;
  • формирование фонематического анализа и синтеза.

Сначала логопед просит прочувствовать разницу в произношении с помощью руки, которая располагается на шее.

Потом дети ставят открытую ладонь перед ртом и ощущают разницу в воздушной струе, которая выходит при произношении похожих звуков.

На следующем этапе проводится работа с речевым материалом со смешиваемыми звуками. Проводятся упражнения на деление слов на группы с разными буквами, гимнастические игры с хлопками и иными движениями.

Автоматизация звука [З] в словосочетаниях

Игра «Посчитай-ка»

Играя в игру, дети автоматизируют звука в словосочетаниях, работают над согласованием существительных и числительных в роде и числе.

Пример: одна ваза, две вазы, три вазы… девять ваз, десять ваз.

Игра для автоматизации звука в словосочетаниях.

Словарь игры: ваза, гвоздь, замок, зонт, змея, коза, кузнечик, медуза, роза, зуб.

Звук игра для автоматизации «Посчитай-ка, дружок»

Словарь игры: зонт, кукуруза, змея, поезд, медуза, стрекоза, коза, динозавр.

Игра «Посчитай-ка» для автоматизации звука в словосочетаниях. Дети считают изображенные на картинках предметы: один заяц, два зайца, три зайца, четыре зайца, пять зайцев.

Словарь: заколка, зонт, заяц, замок, зуб, изба, Незнайка, поезд, лезвие, экзамен, знак, здание, злодей, знамя, змея, фазан, комбинезон, бизон, музыкант, незабудка.

Звуки [З] [З`]. Буквы З, з | Методическая разработка по логопедии (старшая группа):

ЗВУКИ – . Буквы З, з.

  1. ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА.

ЗВУК «З» – «песенка комара», преграда во рту есть, согласный, твердый, звонкий, обозначается синим квадратиком, свистящий.

ЗВУК «ЗЬ» – преграда во рту есть, согласный, мягкий, звонкий, обозначается зеленым квадратиком, свистящий.

2.  РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.

1) Назвать слова, на твердый звук «З», заучить их

Зоя, Захар, забор, забота, заря, заяц, звук, здоровье, знак, знамя, золото, зонт, зрачок, зуб, завод, загар, загадка, заноза, зорянка, замок, забава, зал, закат, зонтик, зубр, здание, звонок, зубило, зубочистка, заглушка, затылок, застёжка, запах, замазка, заикание, завтрак, забияка.

2) Назвать слова, на мягкий звук «ЗЬ», заучить их

Зина, земля, зеленый, земляника, зерно, зенитчик, зёрнышко, зефир, зимовье, зима, зебра, зеркало, зяблик, зевок, зевота.

3) Какой звук «З» или «ЗЬ»:

Зонт, роза, магазин, козёл, коза, глазок, Кузьма, арбуз, изюм, корзина, язык, музыка, гнездо, зимушка, фазан.

4) Назови слова, в которых есть звуки «З», «ЗЬ»:

     В начале …

     В середине …

5) Подбери родственные слова:

     Зима – … (зимушка,

     Мороз – …

6) Назови слова, в которых есть второй звук:

     Гласный – … (зонт, зима, …

     Согласный – … (свет, изюм, клумба, …   

7) Отгадай слово, состоящее из первых звуков слов:

     Заяц, осы, нос, туфли ( . . . . )

3. ОТГАДАЙ ЗАГАДКИ.

    У косого нет берлоги,                                                                 Лежит веревка,

    Не нужна ему нора.                                                                    Шипит, плутовка.

    От врагов спасают ноги,                                                            Брать ее опасно –

    А от голода – кора.

                                          (Заяц)                                                                                  (Змея)

4. ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ОБРАЗЦУ.

     У Зои газета.                                                                               Это Зоина газета.

    У Зины вазелин.                                                                         Это Зинин вазелин.

    У Зины земляника.                                                                     Это Зинина земляника.

    У Зои изюм.                                                                                …

                                                                                                         И т.д. (слова из п.2 А), 2 Б))

5. ЗАУЧИВАНИЕ.                                

А) Скороговорки:                                                         

Пошел спозаранку                                                                                                  

     Назар на базар.

     Купил там козу и корзинку                                                      

     Назар.                                                                                       

   У зайки Бубы

   Заболели зубы.   

Зоиного зайку зовут Зазнайка.       

Зеленая береза стоит в лесу,

Зоя под березой поймала стрекозу.     

«Хозяин загадывает знакомым                                        

привязана коза.   

Занятные загадки о звездах».                                            

«У Зайки Бубы заболели  зубы».                                         

    Б) Чистоговорки:

За-за-за, за-за-за – здесь привязана коза.

Зу-зу-зу, зу-зу-зу – отвязали мы козу.

За-за-за, за-за-за – залезает в сад коза.

Зы-зы-зы, зы-зы-зы – мало травки у козы.

Зу-зу-зу, зу-зу-зу – привязали мы козу.

Зи-зи-зи, зи-зи-зи – обезьянку привезли.

Зя-зя-зя, зя-зя-зя – обезьянам здесь нельзя.

Зи-зи-зи, зи-зи-зи – раз нельзя – не привози.

В) Пословицы и поговорки:                                               

            «Знайка всё с полуслова понимает,                                 

            А Незнайка на всё только рот разевает».                        

            «За двумя зайцами погонишься –                                    

            Ни одного не поймаешь».                                                 

            «Здоровье дороже богатства».                                          

      Г) Считалка:                                                                     Д) Стихотворение про букву:

            Тили-тили, тили-бом,                                                        На эту букву посмотри:

            Сбил сосну зайчишка лбом.                                             Она совсем как цифра три.

            Жалко мне зайчишку:

            Носит зайка шишку.

            Поскорей сбегай в лес,

            Сделай заиньке компресс!

Е) Веселый стих  

                                                                    Резиновая Зина

    Резиновую Зину купили в магазине,                                       Мы вымоем резиновую Зину,

    Резиновую Зину в корзине привезли.                                      Мы вымоем в бензине и пальцем пригрозим:

    Она была разиней, резиновая Зина,-                                        «Не будь такой разиней, резиновая Зина,

    Упала из корзины, измазалась в грязи.                                А то отправим Зину обратно в магазин!»                                          

Игры для закрепления темы    Звуки   . Буквы З, з

Игра “Найди пару”. Цель: Развитие внимания, памяти.

     Содержание игры. Ребёнок выбирает квадрат с картинкой, запоминает какая картинка где находится. После ищет пару. 

Игра “Распредели предметы по коробкам” Цель: Развитие фонематического слуха, упражнять детей в умении дифференцировать согласные звуки .

Задание: Распредели предметы по коробкам. В зелёную коробку положи предметы которые начинаются с мягкого звука . В синию коробку  предметы, которые начинаются с твёрдого звука .

Игра “Звук З или Ж?”

       Цель Дифференциация согласных звуков Ж-З.        

Варианты игр:

1. «Назови и повтори»

Раскладываете перед ребенком по одной карточке со звуком  (карточки предварительно распечатать, они представлены выше) и предлагаете назвать их. Если ребенку трудно помогаете ему, исправляя неправильное произношение звуков.

2. «Чего не стало?»

Раскладываете перед ребенком 4-5 карточек со звуком  (в зависимости от возраста), называя их правильно. Даете установку, что картинки надо запомнить. Когда малыш закрывает глаза одну карточку убираете и спрашиваете : «Чего не стало?»(не стало зуба, не стало козы и т.д). В этой игре можно меняться с ребенком местами, ведь ему тоже интересно быть в роли учителя.

3. «Что изменилось?»

Выкладываете перед ребенком 4-5 карточек со звуком , называя их правильно, просите запомнить. Ребенок закрывает глаза, вы меняете картинки местами. Затем просите найти изменения.

4. «Четвертый лишний»

Для данной игры берутся карточки со звуком , а также дополнительные на другие звуки (вы их найдете в галерее чуть ниже). Раскладываете перед малышом 4-5 картинок, совместно называя их. Просите ребенка назвать лишнюю карточку в ряду (н-р, зубы, сапоги, зонт, замок. Лишняя карточка САПОГИ, здесь нет звука ).

5. «Один-много»

Для данной игры необходимо использовать модель «Один-много»(модель найдете в галерее ниже), чтобы у ребенка была опора на наглядность. Объясняете ребенку, что прикладывая карточку к изображению с одним кружочком- предмет один, к изображению, где много кружочков — предметов много (н-р, зуб — много зубов, замок — много замков, зонт — много зонтов). Не забывайте слова произносить правильно!

6. «Большой — маленький»

Эта игра также проводится с помощью модели. Модель «Большой — маленький» найдете в галерее ниже. Игра проводится по аналогии , как «Один — много». Прикладываете карточку к большому кругу — ЗУБ, к маленькому — ЗУБИК.

7. «Посчитаем»

Игра «Посчитаем» научит ребенка правильно согласовывать существительные с числительными в роде, числе. Проводится также по модели (см.галерею). Цифры в модели разного цвета: 1-зеленого, 2, 3, 4 — синего, 5 — красного

Цвета помогут обратить внимание ребенка на изменение окончаний в словах (одна — зайкА, но две, три, четыре — зайкИ, пять — заек). Объясните это правило ребенку и следите за окончаниями слов

Автоматизация звука З в словах: игры и упражнения в картинках на автоматизацию звука будут интересным занятием взрослого с малышом.

Заниматься можно у нас на сайте онлайн по 10-15 минут каждый день. Можно также распечатать, разрезать и играть с удовольствием.

Вам также будет интересно:

  1. Автоматизация звука Р
  2. Автоматизация звука Л
  3. Дифференциация звуков
  4. Автоматизация свистящих звуков
  5. Автоматизация шипящих звуков
  6. Развитие речи
  7. Обучение грамоте
  8. Дидактические игры
  9. Презентации

Желаем всем успехов и позитивного настроения!!!

Виды неправильной артикуляции звука «З»

Когда произнесение свистящих звуков искажается, это называется сигматизмом, когда заменяется другими звуками — парасигматизмом.

Есть несколько видов сигматизма:

  1. Губно-зубной. При этом дефекте нижняя губа тянется кверху и получается «В» вместо «З» («задача» — «вадача»).
  2. Боковой. Язык по бокам, или только с одной стороны, не опирается на верхние зубы, и воздух рассеивается во рту, теряя напор и образуя хлюпающий звук «ХЛь» («закат»— «хлякат»).
  3. Межзубный. Язык находится между рядами зубов, создавая шепелявое звучание.
  1. Носовой. Мягкое небо опускается к корню языка, выдыхаемый воздух выходит через нос. Таким образом получается гнусавое «Х».
  2. Призубный. Язык упирается в полусомкнутые зубы и не дает свободно двигаться проходящему воздуху, в результате слышится что-то среднее между «Д» и «З» («зима» — «дзима»).
  3. Шипящий. Кончик языка отодвигается к уздечке, сам он выгибается к верхнему небу, губы округляются и получается шипение вместо свиста («замок» — «жамок»).

При парасигматизме звуки «З», «Зь», «С», «Сь», «Ц» заменяются другими, чаще всего «Ш», «Ф», «Т», «Щ», что говорит о нарушении фонематического восприятия.

Как выглядит весь процесс работы со звуком?

Ход занятия

психологический настрой – пожелание успеха:

Желаю успеха большого всегда и везде, удачи тебе на занятии!

I. Правило занятий:

– Кто готов заниматься по правилу?

Пользуясь нашим правилом, назовите предметы и выделите из названий 2 звук и сложите слово(СЛАЙД 2 )

  • Школа – к
  • Роза – о
  • Змея -м
  • Шар – а
  • Крокодил – р

– какое слово получилось? Как назовём его ласково? (комарик) (СЛАЙД 3 – комар)

А какую песенку он поёт? З-З-З-З…(хором)

Он прилетел не один (СЛАЙД 4 )

Он поёт нежную песенку: ЗЬ – ЗЬ –Зь…(хором)

– Какой звук услышали в песне комара? Комаришки?

Сформулируйте тему занятия, определите цели…

II. Сравним звуки з, зь по артикуляции.

Зеркала – з. Что делают губы, где находится язык? Какая воздушная струя? (СЛАЙД 5 – графическое обозначение З)

Зь – что делают губы, где находится язык? Какая воздушная струя? (губы, язык больше напряжены) (СЛАЙД 6 – графическое обозначение ЗЬ)

Характеристика – отличие –. Обозначьте сигналами.

Изобразим руками (СЛАЙД 8 )

IV. Дифференциация твёрдых – мягких согласных. Чтение.

Вспомним, с какими гласными дружит З, прочтите слоги комара.

С какими гласными дружит комаришка? А как ещё можно обозначить мягкость З на письме?

V. Развитие фонематического восприятия.

«Дети, звонила девочка Лиза. Она тоже собиралась на занятие, но пока собиралась, её любимый кот Мурзик (СЛАЙД 11 – КОТ) попал в страну Зазеркалье. Как вы считаете, надо помочь Лизе – выручить Мурзика?

А комар и комаришка расскажут. как нам попасть в эту страну. Для этого надо выполнить задание. Готовы?

Покажите боб. Если услышите звук комара – з, ткань – если услышите звук комаришки – зь.

Итоги: апплодисменты – если выполнили правильно.

VI. Развитие внимания, памяти:

Молодцы! С заданием справились, быстрее бежим в страну Зазеркалье.

Стоя – бегут. Сели, глаза закрыли. На столах меняю тетради, пеналы.

Мы в Зазеркалье. Что изменилось?

Поможем Лизе – выручим Мурзика, выполнив задания.

Покажем рукописные буквы комара и комаришки. (СЛАЙД 12 – БУКВЫ Зз – прописываем в воздухе под счёт)

Открыли тетради. Запишите букву З, если в названии услышите нужный звук. Подчеркните з –синим, если твёрдо. Зелёным – если мягко.

Как пишем названия городов, а если з — в середине слова?

Загорск, Белозерск, Череповец, Зубцов, Ижевск, Рязань, Сокол, Грозный, Златоуст, Емецк, Фрунзе, Вильнюс, Пенза.

Проверка – (чтение, объяснение написания) Какие города запомнили?

VIII. Чтоб помочь Лизе и Мурзику, надо поработать в паре.

Ознакомьте наших героев с правилами работы в паре. (СЛАЙД 14 )

Карточка, (СЛАЙД 15) А что надо сделать?

Проверка – читают слова, называют, где твёрдо, где мягко.

Дети, а что такое газон?(Словарь – площадка в саду, в парке, засеянная травой, обычно коротко подстриженная)

(СЛАЙД 16 – ГАЗОН)

Развитие мелкой моторики:

– Почему нельзя ходить по газону?

IX. Развитие навыков звуко-буквенного анализа.

Ребята, к нам кто-то мчится.

Уж зайка-то знает, где Мурзик, но не скажет, пока не поработаем по цифровому ряду.

Место буквы З (заглавная, прописная), дифференциация звуков – з, зь.

Зоя, Лиза, хозяйка, Тереза, Зина.

Итоги выполнения – апплодисменты.

– Какое слово лишнее? Кто такая хозяйка? (СХЕМА СЛОВА)

X. Развитие навыка анализа и синтеза предложений.

Зайка – большой зазнайка, он говорит, что, если выполните последнее задание, то он скажет, где Мурзик.

Возьмите карточки, скреплённые скрепкой. Что надо сделать? Работа в паре.

У …ои бу…ина в кор…ине. (вставляют буквы, составляют предложение) В каких словах услышали , а где ?

Проверка – (СЛАЙД18 — какое слово записали с заглавной З, почему?) Итоги выполнения.

А что такое бузина? (СЛАЙД 18 — ввод)

Расскажем, как скороговорку.

Появился Мурзик (СЛАЙД 19).

Возвращаемся из Зазеркалья – стоя, бегом. Возвращаем всё на столах на своё место.

XI. Итоги.

Дети, Лиза говорит вам спасибо за то, что освободили Мурзика и дарит вам подарок — портрет Мурзика, но в подписи пропущена буква з: Мур…ик – вставьте.

  • Открытый конспект нод во второй младшей группе

      

  • Конспект на тему зимние игры по обж

      

  • Красная книга конспект и презентация

      

  • Конспект занятия путешествие с колобком

      

  • Узор из засушенных листьев в полосе 1 класс конспект урока

Постановка звука

Существует несколько способов постановки звука «З» для логопедов:

Постановка по подражанию

Ребенку объясняют, как должны располагаться и двигаться органы речевого аппарата, и как звучит «З». Он повторяет за логопедом как изолированный звук, так и слоги, его содержащие. При этом способе постановки для наглядности используют карточки, макеты, иллюстрации. Это делает процесс звуковоспроизведения понятным и осознанным.

Механический способ постановки

При постановке звукопроизношения этим методом положение речевых органов корректируется вспомогательными средствами, например, зондами, шпателями или пальцами.

Так, при межзубном дефекте язык отодвигается за нижние передние зубы шпателем; а при губно-зубном — нижнюю губу придерживает логопед.

Постановка от опорных звуков

Опорные звуки имеют похожий с нарушенными механизм воспроизведения, но произносятся ребенком верно. Поэтому постановка проблемного звука на их основе приносит хороший результат. Опорными для звука «З» являются «И» и «Ф», как и для «С». Коррекционная работа над «З» начинается после постановки «С». Они различаются лишь тем, что для произнесения «З» задействуется голос.

Постановка «З» от «И»:

  • растягиваем губы в улыбку и произносим протяжно «И»;
  • не меняя положения, пробуем только выдыхать воздух с шумом;
  • когда услышим пусть не слишком акустически чистый «С», переводим его голосом в «З»;
  • предлагаем малышу положить ручку на горлышко и ощутить, как оно “гудит”;
  • закрепляя звучание, звеним подольше.

А проговаривание звука «Ф» дает возможность отработать правильно направленную струю воздуха. Поставить звук «З» можно еще от «Ш» и «Т».

Постановка «З» от «Ш»:

  • тянем «Ш»;
  • двигаем язычок к нижним резцам до упора;
  • при получении свистящего «С» подключаем голос;
  • имитируем комариный звон.

Постановка «З» от «Т»:

  • на выдохе тянем непрерывно «Т»;
  • продолжаем и улыбаемся;
  • чем сильнее улыбка, тем тоньше получается свистящий «С»;
  • далее — по известному алгоритму от «С» к «З».

Постановка от артикуляционных упражнений

Артикуляционные упражнения наиболее любимы детворой. Это взрослым важно знать, что они развивают подвижность языка, щек, губ, разрабатывают подъязычную уздечку и самым наилучшим образом способствуют четкому звукопроизношению. А малыши с удовольствием причесывают язычок,

А малыши с удовольствием причесывают язычок,

пекут блинчики,

улыбаются, как лягушата,

чистят зубки.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный мир
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: