Как влияют гласные на мягкость согласных

Глава 2. фонетика

Какие гласные влияют на мягкость согласных звуков?

Кроме того, существуют гласные, имеющие слабое влияние на мягкость согласных. К ним относятся и, и, ы, е, ё, ю, о. В таком случае, согласные звуки остаются твердыми независимо от того, какой гласный стоит рядом. Например, в словах «минута» и «минуты» согласные «т» и «т’» остаются твердыми в обоих случаях.

В русском языке также существует процесс умягчения согласных под влиянием суффиксов и приставок. Например, в слове «город» согласная «д» является твердой, а в слове «городу» — мягкой. Такое изменение происходит под влиянием гласной «у».

Важно помнить, что мягкость согласных звуков зависит от контекста и может меняться в разных словах и синтаксических конструкциях

Необходимо обращать внимание на правильное произношение и артикуляцию для достижения ясной и правильной речи на русском языке

§3. Гласные и согласные звуки

Звуки делятся на гласные и согласные.У них разная природа. Они по-разному произносятся и воспринимаются, а также по-разному ведут себя в речи и играют в ней неодинаковые роли.

Гласные – это звуки, при произношении которых воздух свободно проходит через ротовую полость, не встречая на своём пути преграды. Произнесение (артикуляция) не сфокусирована в одном месте: качество гласных определяется формой ротовой полости, которая выступает как резонатор. При артикуляции гласных работают голосовые связки в гортани. Они сближены, напряжены и вибрируют. Поэтому при произнесении гласных мы слышим голос. Гласные можно тянуть. Их можно кричать. А если приложить руку к горлу, то работу голосовых связок при произнесении гласных можно почувствовать, ощутить рукой. Гласные – основа слога, они его организуют. В слове столько слогов, сколько гласных. Например: он – 1 слог, о-на – 2 слога, ре-бя-та – 3 слога и т. д. Бывают слова, которые состоят из одного гласного звука. К примеру, союзы: и, а и междометия: О!, А!, У-у-у! и другие.

В слове гласные могут быть в ударных и безударных слогах. Ударный слог тот, в котором гласный произносится ясно и выступает в своём основном виде. В безударных слогах гласные видоизменяются, произносятся по-другому. Изменение гласных в безударных слогах называется редукцией.

Ударных гласных в русском языке шесть: , , , , , .

Запомни:

Возможны слова, которые могут состоять только из гласных, но согласные тоже необходимы. В русском языке согласных намного больше, чем гласных.  

Исключения и особые случаи

В русском языке есть некоторые исключения и особые случаи, когда гласные не смягчают согласные, а сохраняют свою твердость. Ниже приведены некоторые примеры:

Какие гласные смягчают согласные Исключения и особые случаи
Е и Ы Слова с приставками: без-, вне-, гетеро-, либо-, не-, поли-, сверх-, без- (например, безвкусный, внедрить, гетерогенный, либоход, неправда, полигон, сверхмощный, безжизненный)
И и Ю Слова на суффикс -ий: верный, гнилой, кратчайший, преданный
А и О Слова с ударением на первом слоге: ад, оклад, облом, отрада
Я и Ё Слова с приставкой ра-: радио, радиатор, радикал, радиус

Знание особых случаев поможет правильно произносить слова и избегать ошибок в русском языке.

Частотные исключения

Смягчают согласные не только гласные «е» и «я», но и некоторые другие гласные.

  • Гласные «и» и «ы» могут смягчить согласные «к», «г», «х», «ч», «щ», например слова «кисти», «гид», «химия», «чистые», «щавель».
  • Гласные «е» и «и» могут смягчить согласные «б» и «п», например слова «тепло», «липа».
  • Гласные «ю» и «ю» могут смягчить согласные «д» и «т», например слова «грузди», «сгущенка».

Особенности при наличии гласных

Согласные звуки могут подвергаться смягчению или изменению своего произношения при наличии определенных гласных звуков в слове. Смягчение согласных происходит при наличии гласных предшествующих или следующих за согласными звуками.

Какие гласные смягчают согласные зависит от конкретного языка. В русском языке согласные звуки могут смягчаться при наличии перед ними или после них следующих гласных: ы, е, ё, ю, я, и.

Например, слово «молоко» содержит сочетание согласного звука «л» и гласного звука «о». Гласный звук «о» перед согласным звуком «л» смягчает его, делая его более мягким и близким к звукам «ль».

Специфический смягчающий эффект некоторых гласных

В русском языке существует явление смягчения согласных под воздействием определенных гласных. Смягчение гласных позволяет изменить произношение согласных, делая их звучание более мягким и жидким.

Вот какие гласные смягчают согласные:

1. Гласные , и

Эти гласные оказывают смягчающий эффект на следующие согласные: , , , , , , , и . Например, в слове «кисть» согласный произносится мягче, чем в слове «кость». А в слове «нижний» согласный также звучит мягче, чем в слове «живот».

2. Гласные , и

Эти гласные смягчают согласные , и . Например, в слове «кедр» согласный звучит мягче, чем в слове «кор». Также в слове «железо» согласный произносится мягче, чем в слове «гора».

3. Гласные , и

Согласные , , , и также можно смягчить под воздействием этих гласных. Например, в слове «жук» согласный произносится мягче, чем в слове «жаба». А в слове «чашка» согласный звучит мягче, чем в слове «шкаф».

Смягчение согласных под воздействием определенных гласных является важным правилом при изучении произношения русского языка. Знание этих правил позволяет говорить более четко и понятно.

Примечание: В данной статье мы рассмотрели основные гласные, которые оказывают смягчающий эффект на согласные звуки. Однако, следует помнить, что есть и другие факторы, такие как ударение и соседние звуки, которые также могут влиять на произношение согласных.

Примеры слов с мягкими гласными

Мягкие гласные — это гласные звуки, произносимые с участием задней части языка и мягкого неба. Они образуются при произнесении звуков «е», «ё», «ю», «я», «и» после шипящих (звуков «ш», «ж», «щ», «ч»).

В русском языке мягкие гласные могут иметь важное значение для правильного понимания и произношения слов. Вот примеры слов с мягкими гласными:

  • Шесть — число после пяти и перед семью
  • Жёлтый — цвет, похожий на цвет лимона
  • Юность — период жизни между детством и зрелостью
  • Яблоко — плод дерева яблони
  • Игрушка — предмет, предназначенный для игры

Мягкие гласные могут также встречаться в сочетаниях с другими согласными, например:

Сочетание
Пример слова
шь

Слышь — обращение с просьбой обратить внимание
жи

Поджигать — разжигать огонь, поджигать спичку
щи

Дощ — осадки в виде капель воды
чь

Течь — движение жидкости или газа через отверстия

Эти примеры демонстрируют, что мягкие гласные являются важным элементом русского языка и его звуковой системы. Их правильное произношение помогает говорящему быть понятым и избегать возможных ошибок в понимании слов.

Мягкость

Мягкими могут быть лишь согласные звуки, термина «мягкие согласные буквы» в русском языке не существует, так как буква – это всего лишь символ алфавита.

Согласные звуки называют мягкими, потому что при произнесении таких согласных средняя спинка языка поднята к твердому нёбу, чтобы вызывает так называемую мягкость.

Чтобы понять, как определить мягкость согласного звука, нужно следить за движением языка при произнесении конкретного слова.

Мягкость как элемент транскрипции имеет свое обозначение: ’.

На письме мягкость выражается двумя способами:

  • с помощью гласных букв я, е, ё, и, ю, которые указывают на мягкость предыдущих согласных звуков;
  • с помощью мягкого знака (ь).

Согласный звук является мягким не из-за того, что после него стоят показатели мягкости, наоборот, после согласного звука ставятся показатели мягкости, если этот согласный звук является мягким.

§ Развивающие игры для закрепления материала

Первоклассники, хоть уже и школьники, но еще малы, и отказываться от обучения в игровой форме не стоит. Поэтому предлагаем несколько развивающих заданий, благодаря которым детям будет проще усвоить новый материал.

 Угадай-ка

Пишем таблички с транскрипцией слов. Задача ребенка назвать слово и назвать мягкие звуки. Таблички лучше всего делать яркими и крупными, тогда детям интереснее будет на них реагировать.

Чтобы начать игру выбираются легкие слова: ; ; ; . А в конце можно усложнить задание и дать такие слова: ; ; .

Играя, ребенок визуально запоминает обозначение мягких согласных звуков и получает практические навыки использования знаний при письме.

 Выбирай твердые!

Игра по аналогии со «съедобное – не съедобное»

Чтобы игра заинтересовала внимание детей используется мяч. Учитель выстраивает детей в круг и произносит слог, если согласный твердый – ребенок ловит мяч, а если мягкий – нет

После того как ребенок словил мяч, он должен самостоятельно придумать новый слог и бросить мяч другому игроку.
Игра позволяет детям быстрее различать твердость и мягкость согласных звуков.

 Найди пару

Детям даются слова с употреблением первой согласной в твердой форме, а ребенок должен придумать слово, в котором первый согласный будет мягким. Например, выдаются слова: рад, лак, мыл, воз. А дети должны подобрать: ряд, люк, мел, вез (если дети придумают другие слова, но в правильном мягком употреблении согласной, необходимо засчитать как верный ответ). Если ребенок придумает несколько слов, необходимо его похвалить.
Эта игра развивает фантазию ребенка и расширяет его словарный запас, когда дети делятся написанными словами.

 Физкультминутка

Учитель говорит слова, начинающиеся на согласные. Если первый согласный звук твердый, дети должны присесть, а если слово начинается с мягкого согласного, то дети выпрыгивают и поднимают руки вверх.
Эта игра всегда воспринимается детьми с радостью. Потому что засидевшись на уроке, позволяет им размяться. А еще неплохо развивает реакцию и способность внимательно воспринимать информацию.

 Споем друзья!

Учитель напевает любую известную мелодию, используя слоги с твердыми согласными (например, мелодия «В лесу родилась елочка»). А дети должны в ответ напевать эту же согласную, только в мягком употреблении.

Учитель: Па-па-па…

Дети: Пи-пи-пи…

У: Хо-хо-хо…

Д: Хи-хи-хи… и т. д.

Игра не только быстро учит различать твердость и мягкость согласных, но и позволяет детям проявить свое творчество.

При практических занятиях очень важно уделять больше внимания проведению занятий в игровой форме. В процессе игры ребенок лучше усваивает и запоминает информацию, которую взрослые пытаются ему донести

Чем интереснее игра, тем лучше запомнится урок. Если детям давать только сухие правила и упражнения, они быстро теряют интерес к процессу обучения, и не будут вникать в суть правил.

Букварный и добукварный период

Прежде чем научить малыша чётко разграничивать звуки и давать им правильные характеристики, нужно разделить эти 2 важных понятия. Учитывая, что они тесно связаны между собой, путаница и подмена одних другими приводит к проблемам усвоения материала. Знакомство с алфавитом начинается не с первых уроков обучения грамоте. Процесс состоит из нескольких этапов:

  1. Введение понятия речь и её виды.
  2. Предложения и знаки препинания.
  3. Предмет и слово.
  4. Слог.
  5. Звуки речи и ударение.

Изучение всех понятий проходит в добукварный период. Завершается он знакомством с ударным звуком, поэтому в большинстве учебно-методических комплексов первыми для изучения предложены гласные. Именно здесь формируется понятие буква — знак, обозначающий звук. Усваиваются первые фонетические основы — звуки слышут, буквы пишут.

Зачастую характеризуя гласные, учителя прибегают к такому понятию как «певучесть». Стараясь объяснить, что звуки, которые хорошо поются, являются гласными. Это неверно, так как, произнеся , можно утверждать, что он поётся и весьма громко

Здесь важно упоминать именно лёгкость произнесения. С преградой во рту или без.

Важно помнить, что в процессе звукообразования задействована вся ротовая полость. Это и губы, и зубы, и язык, и щёки, поэтому можно предложить детям понаблюдать за «помощниками» в образовании звука, глядя в зеркало

Усердно раздувая щёчки, стараясь как можно правильней произнести звук, дети непременно начинают смеяться над собой. Этот приём прекрасно помогает разрядить напряжённую обстановку на уроке и помогает запомнить помощников звукообразования.

Изучение алфавита

Примечателен тот факт, что знакомство с алфавитом — главной таблицей букв, происходит в самом конце процесса их изучения, так как это итог всего изученного. Выстроилась особая последовательность, части которой не зависят от порядка их изучения

Гораздо более важно знание состава алфавита, а это огромный пласт информации, на изучение которого уходит около полугода активного труда.

33 буквы алфавита — это 6 гласных звуков, но 10 гласных букв. 12 парных согласных, 5 звонких непарных согласных, 4 глухих непарных звука и 2 знака, поэтому изучая алфавит и познакомившись с гласными, лучше всего перейти именно к звонким согласным.

  • .
  • .
  • .
  • .
  • .

Внимание стоит уделить произнесению . Неверное произнесение этого звука негативно скажется на грамотности письма, а именно подмену другим звонким согласным

Звук тяжеловат для произнесения, поэтому на этапе знакомства с ним лучше выбирать слова, где он произносится достаточно чётко. Например: мой, твой, май

Слова йогурт и йог применять стоит с осторожностью и опорой на изученный материал. Так как первые 2 звука в этих словах могут быть ошибочно заменены на письме буквой ё.

Зелёный или синий

В процессе изучения звонких согласных учащиеся усваивают такие понятия, как твёрдость и мягкость согласного. Учатся определять причину их образования и правильно обозначают звук в графической схеме.

В большинстве учебников можно встретить так называемую ленту памяти. Гласные в ней обозначаются красным цветом, твёрдые согласные синим, мягкие зелёным. Изучая звук , в ленте памяти можно встретить окошечко, диагонально разделённое двумя треугольниками разных цветов. Это объяснимо. Ведь в слоге ма, ученик слышит всегда звонкий, твёрдый согласный и гласный . Поэтому в графической схеме отражая эти звуки, он изобразит рядом стоя́щие 2 квадратика синего и красного цвета.

Противоположная ситуация возникает в работе со слогом ми. Здесь слышен мягкий согласный и гласный . В графической схеме их обозначат зелёным и красным квадратиком, поэтому обращаясь к букве М, стоит помнить, что это не только всегда звонкий согласный, но и парный по твёрдости, мягкости.

Твердые и мягкие

Они одинаковы по написанию, но различны по звучанию. Глухие и звонкие согласные, за исключением шипящих, могут произноситься твердо или мягко. Например: был – бил; ток – тёк.

При произношении твердых к небу прижимается кончик языка. Мягкие образуются благодаря прижатию к верхнему небу средней части языка.

В речи звучание определяет последующая за согласным буква.

Гласные образуют пары: а-я, у-ю, э-е, ы-и, о-ё.

Двузвучные гласные (я, ё, ю, е) произносятся по одной из двух комбинаций: звук и парная гласная из Э, О, У, А либо мягкий знак и парная гласная. К примеру, слово юнга. Оно произносится как . Или слово мята. Оно произносится как: . Гласные А, О, У, Э, Ы не имеют двойного звучания, поэтому не влияют на произношение впереди стоящей согласной.

Пример различия:

Ложка – люк, мед – море, дом – дятел.

Фонетическая транскрипция:

– , – , – .

Правила произношения:

  • твердые произносятся перед А, О, У, Э, Ы. Нарыв, бок, бук, бэнтли, былое;
  • мягкие произносятся перед Я, Ё, Ю, Е, И. Месть, мёд, кит, пюре, мята;
  • твердые произносятся, если после них стоит другая согласная: смерть. После согласного стоит согласная . Не зависимо от того, мягкая М, звонкая или твердая, С произносится твердо;
  • твердые произносятся, если буква стоит последней в слове: класс, дом;
  • согласные перед гласной в заимствованных словах произносятся твердо, как перед . Например: кашне – ;
  • всегда мягкие перед Ь: лось, мякоть.
  • исключения из правил:
    • всегда твердые Ж, Ш, Ц: жизнь, шипы, цианид;
    • всегда мягкие Й, Ч, Щ: белый, черный, щука.

Внимание! Глухая буква не всегда обозначает такой же звук. Это зависит от положения в слове.. Твердые и мягкие звуки

Твердые и мягкие звуки

§ Таблица твердых и мягких звуков

В начале обучения русскому языку в первом классе, ребенок сталкивается с правилом о твердых и мягких согласных звуках. Это правило говорит о том, что все согласные бывают твердыми или мягкими. Когда перед гласным звуком стоит твердый согласный, он обозначает, что ударение должно быть на этом звуке. А когда перед гласным звуком стоит мягкий согласный, ударение падает на предыдущий слог.

Необходимо осваивать такие правила, чтобы ребенок мог правильно понимать и называть слова при чтении и письме. Для этого можно использовать таблицу с твердыми и мягкими звуками. В такой таблице будут представлены все пары твердых и мягких согласных звуков.

Происходит это потому, что мягкий звук образуется, когда согласная звонкая или глухая находится перед гласной. Тогда этот звук становится мягким. В таблице можно также указать, что мягкому звуку соответствует специальный знак — «мягкий знак».

Дети, осваивая такие правила, могут интереснее и веселее учиться. С помощью таблицы они могут попробовать составлять новые слова, используя разные комбинации твердых и мягких звуков.

Но для этого малышей нужно ознакомить с несколькими правилами. Перед гласной буквой «е» и «и» могут стоять оба варианта звука — и твердый и мягкий. Иногда количество мягких звуков в слове может быть довольно большим.

Итак, если впереди стоит глухой согласный звук, значит перед ним будет твердый звук. И когда перед гласной стоит звонкий согласный звук, то перед ним будет мягкий звук. Но в некоторых случаях может быть исключение из этого правила.

Таким образом, таблица с твердыми и мягкими звуками поможет детям лучше усвоить грамматические правила русского языка и научиться правильно читать и писать.

§ Понятие о звонких и глухих звуках

Понятие о звонких и глухих звуках очень важно для ребенка, изучающего русский язык. Звонкие звуки — это такие звуки, которые обозначают радость и веселое настроение

Глухие звуки, наоборот, значит, что звуков стоят на месте и их не слышно. В русском языке применяется обозначение звонких и глухих звуков с помощью специальных знаков — твердых и мягких согласных.

Твердые согласные звуки произносятся когда на кончике языка стоит зубы или губы, при этом голосовые связки напрягаются и происходит дрожание голоса. Такие звуки могут быть обозначены буквами «б», «д», «ж», «з», «г», «в».

Мягкие согласные звуки произносятся когда на кончике языка стоит кое-что мягкое, например, верхнее небо или нижняя губа. При произношении мягких звуков голосовые связки напрягаются, а также происходит дрожание голоса. Мягкие согласные обозначаются буквами «п», «т», «ш», «с», «к», «ф».

Количество звуков в русском языке очень велико и поэтому чтобы научить детей этому, учителя используют интересные методы обучения. Например, они объединяют твердые и мягкие звуки в пары и дают им разные имена. Такая пара называется парой сходства. Например, пара «б» и «п», «д» и «т», «г» и «к».

Когда учитель научит ребенка паре сходства, он должен показать, как именно произносить твердые и мягкие звуки. Учитель делает это при помощи слов и словосочетаний, в которых стоят эти звуки. Также учитель может показать различие в мягкости звуков при произношении пар сходства.

Понимание разницы между звонкими и глухими звуками поможет ребенку составить правильные слова и выражения в своем письме. Знание этого понятия также позволит ему легче различать и понимать новые слова при чтении.

Влияние гласных на звукоснимающие элементы

Гласные играют важную роль в формировании звукоснимающих элементов и придают им мягкость. Они оказывают влияние на артикуляцию согласных звуков, изменяя их характеристики и звукопроизношение.

Первая таблица демонстрирует примеры влияния гласных на согласные звуки. К примеру, гласный «е» или «ё» перед согласными «ж», «ш», «ч», «щ», «ц» придает им твердость. Например, слово «жар» звучит мягко и приятно благодаря гласной «а», а слово «жир» звучит резко из-за гласной «и».

Сгласная Гласная перед согласной Придающая звуку характер
ж е, ё мягкий, плавный
ш е, ё мягкий, плавный
ч е, ё мягкий, плавный
щ е, ё мягкий, плавный
ц е, ё мягкий, плавный

Вторая таблица показывает подобную зависимость, но уже с другими гласными. Например, гласные «а», «о», «у» перед согласными «ж», «ш», «ч», «щ», «ц» придают им твердость. Например, слово «кожа» звучит мягко и приятно благодаря гласной «о», а слово «кажа» звучит резко из-за гласной «а».

Сгласная Гласная перед согласной Придающая звуку характер
ж а, о, у твёрдый, звонкий
ш а, о, у твёрдый, звонкий
ч а, о, у твёрдый, звонкий
щ а, о, у твёрдый, звонкий
ц а, о, у твёрдый, звонкий

Таким образом, гласные играют важную роль в формировании звукоснимающих элементов и влияют на их звучание, делая их мягкими или твёрдыми.

Отличительные признаки мягких и твердых звуков

Какой звук стоит после согласного:

  • Если после согласного звука стоит гласный а, о, у, э, ы – то согласный твердый.
  • Если после согласного стоит гласный и, е, ю, я – то согласный мягкий.

Отработка на примерах:В словах «мама», «нора» – согласные твердые, потому что после них идут «а» и «о».В словах «лети», «няня» – согласные мягкие, потому что после них идут «е», «и», «я».

  • Если после согласного звучит другой согласный – то первый согласный будет твердым.
  • Есть звуки, которые могут быть только твердыми, и звуки, которые могут быть только мягкими, независимо от того, какой звук слышится и какая буква пишется после них.

Всегда твердые звуки – ж, ш, ц.Всегда мягкие – й, ч, щ.Распространенным способом выучить эти звуки является простой прием: пишем буквы, передающие эти звуки, в строчку, и подчеркиваем «й, ч, щ». Подчеркивание символизирует подушечку, на которой сидят мягкие звуки. Подушечка мягкая, значит и звуки мягкие.

Мягкий знак и твердый знак

Если согласный в конце слова, и после него стоит буква «ь» – то согласный мягкий.

Это правило легко применить, если ребенок видит написанное слово, но оно не поможет, если ребенок выполняет задание на слух.

Движение языка при произношении мягких и твердых звуков

При произношении мягкого звука язык движется немного вперед, приближаясь к нёбу (или касаясь его) своей серединой.При произношении твердых звуков язык не движется вперед.

Твердые и мягкие согласные звуки 1 класс: таблица, правило

Когда ребенок приходит в первый класс, на него наваливается очень много информации по всем учебным предметам. Львиную долю всей информации детям предоставляет учитель. Но проблема зачастую состоит в том, что дети еще маленькие, чтобы быстро схватывать знания, да и учебные классы часто переполнены. По статистике, среднее количество первоклассников в классе составляет 28-30 человек. Научить такое количество детей в кратчайшие сроки учителю довольно сложно. Поэтому родители должны активно включаться в учебный процесс и помогать своим детям осваивать науку.

Эта статья больше рассчитана на родителей, чем на учителей, поскольку носит рекомендательный характер. Да и авторы статьи не претендуют на то, чтобы обучать квалифицированных педагогов, как им проводить свои занятия. Родителям же эта информация будет полезной, поскольку она дает возможность объяснить ребенку-первокласснику, как различать согласные звуки между собой, какими они бывают, а так же благодаря каким ухищрениям можно с легкостью запомнить правила русского языка.

Как научить детей различать твердые и мягкие согласные звуки

Для определения твёрдости или мягкости согласных в первую очередь нужно учиться различению их на слух

Для тренировки можно проговаривать твёрдые и мягкие согласные попарно, обращая внимание на разницу. Непарные согласные можно запомнить

Если этого не достаточно, нужно обратить внимание на положение в слове. Об этом подробно было сказано выше, здесь перечислим основное

Твёрдые согласные:

  • , , ;
  • стоят перед гласными а, о, у, ы, э;
  • стоят перед согласным (кроме , , , , , , ).

Мягкие согласные:

  • , , ;
  • стоят перед гласными е, ё, и, ю, я;
  • стоят перед согласными , , , , , , ;
  • стоят перед мягким знаком в конце слова.

Правила мягкости звука после гласных

В русском языке существуют определенные правила, которые определяют произношение гласных и последующую мягкость звука. Это важная часть фонетики, которая влияет на правильное и понятное произношение слов.

Основные правила мягкости звука после гласных:

Гласный звук Мягкий согласный звук
Э Й
И, Ы Й, Й (в начале слова или после других гласных)
Ю Й в окончаниях
Я Йя в окончаниях
Е Йе в окончаниях и конструкциях с предлогами
Ё йо в окончаниях и конструкциях с предлогами
О, А, У В после них мягчатся в суффиксах и окончаниях (например, -ов, -ев, -ева)

Эти правила помогают говорящему правильно произносить слова и сделать речь более понятной для слушающих. Кроме того, они также влияют на написание слов, особенно в окончаниях и суффиксах.

Правила мягкости звука после гласных необходимо учитывать при изучении русского языка и его правильном произношении, чтобы достичь свободного и грамотного общения с носителями языка.

Способы настройки произношения звуков

В русском языке существуют звуки, которые обозначаются буквами Ч и Щ. Чтобы правильно использовать эти звуки и не путать их между собой, необходимо разобраться в их классификации и правилах произношения.

Вначале объясним разницу между глухими и звонкими звуками. Глухие звуки произносятся без вибрации голосовых связок, а звонкие звуки с вибрацией голосовых связок.

Буква Ч обозначает глухой звук, который произносится постоянно глухим. Она начинает группу глухих звуков в русском языке. Примеры слов, где буква Ч обозначает глухую согласную: чай, чем, часы.

Буква Щ обозначает звонкий звук, начинающий группу звонких согласных в русском языке. Она произносится глухой, когда перед ней стоит другая глухая согласная. Примеры слов, где буква Щ обозначает глухую согласную: больше, хорошо, машина.

Также существуют буквы Ч и Щ, которые обозначают разные звуки в зависимости от мягкости или твердости предшествующей согласной. Буква Ч используется для обозначения мягкого звука перед гласными Е, Ё, Ю, Я и после Ь. Примеры слов: мечта, стрелять, дочь.

Буква Щ обозначает твердый звук перед гласными И, Ы, Э, после Ы. Примеры слов: рыба, почва, каша.

Для более практического освоения этих звуков и правильного произношения можно использовать следующие spправления:

  1. Обучение детей произносить глухие и звонкие звуки с помощью упражнений и игр.
  2. Закрепление изученных звуков с помощью практических примеров и упражнений.
  3. Использование примеров слов, где буквы Ч и Щ обозначают разные звуки, для понимания разницы между ними.

Таким образом, знание и правильное использование букв Ч и Щ в русском языке помогает различать и произносить глухие и звонкие звуки, а также улучшает общую грамотность и языковую компетентность.

Буква Ч: парная или нет, глухая или звонкая? Особенности и правила

Contents

§ Развивающие игры для закрепления материала

Первоклассники, хоть уже и школьники, но еще малы, и отказываться от обучения в игровой форме не стоит. Поэтому предлагаем несколько развивающих заданий, благодаря которым детям будет проще усвоить новый материал.

Угадай-ка

Пишем таблички с транскрипцией слов. Задача ребенка назвать слово и назвать мягкие звуки. Таблички лучше всего делать яркими и крупными, тогда детям интереснее будет на них реагировать.

Чтобы начать игру выбираются легкие слова: ; ; ; . А в конце можно усложнить задание и дать такие слова: ; ; .

Играя, ребенок визуально запоминает обозначение мягких согласных звуков и получает практические навыки использования знаний при письме.

Выбирай твердые!

Игра по аналогии со «съедобное – не съедобное»

Чтобы игра заинтересовала внимание детей используется мяч. Учитель выстраивает детей в круг и произносит слог, если согласный твердый – ребенок ловит мяч, а если мягкий – нет

После того как ребенок словил мяч, он должен самостоятельно придумать новый слог и бросить мяч другому игроку. Игра позволяет детям быстрее различать твердость и мягкость согласных звуков.

Найди пару

Детям даются слова с употреблением первой согласной в твердой форме, а ребенок должен придумать слово, в котором первый согласный будет мягким. Например, выдаются слова: рад, лак, мыл, воз. А дети должны подобрать: ряд, люк, мел, вез (если дети придумают другие слова, но в правильном мягком употреблении согласной, необходимо засчитать как верный ответ). Если ребенок придумает несколько слов, необходимо его похвалить. Эта игра развивает фантазию ребенка и расширяет его словарный запас, когда дети делятся написанными словами.

Физкультминутка

Учитель говорит слова, начинающиеся на согласные. Если первый согласный звук твердый, дети должны присесть, а если слово начинается с мягкого согласного, то дети выпрыгивают и поднимают руки вверх. Эта игра всегда воспринимается детьми с радостью. Потому что засидевшись на уроке, позволяет им размяться. А еще неплохо развивает реакцию и способность внимательно воспринимать информацию.

Споем друзья!

Учитель напевает любую известную мелодию, используя слоги с твердыми согласными (например, мелодия «В лесу родилась елочка»). А дети должны в ответ напевать эту же согласную, только в мягком употреблении.

Игра не только быстро учит различать твердость и мягкость согласных, но и позволяет детям проявить свое творчество.

При практических занятиях очень важно уделять больше внимания проведению занятий в игровой форме. В процессе игры ребенок лучше усваивает и запоминает информацию, которую взрослые пытаются ему донести

Чем интереснее игра, тем лучше запомнится урок. Если детям давать только сухие правила и упражнения, они быстро теряют интерес к процессу обучения, и не будут вникать в суть правил.

Какие гласные придают мягкость согласному, а какие придают твёрдость предыдущему согласному

Гласные буквы “и”, “я”, “ю”, “е” придают мягкость предыдущему согласному звуку. Например, в слове “учиру” гласная буква “и” придаёт мягкость согласной “ч”.

Также существуют гласные буквы “ы”, “э”, “о”, “у”, “а”, которые придают твёрдость предыдущему согласному звуку. Например, в слове “города” гласная буква “о” придаёт твёрдость согласной “р”.

Обозначение мягкости или твёрдости согласных звуков в русском письме осуществляется с помощью специальных знаков. Например, знак “ё” обозначает мягкость предыдущего согласного звука, а знак “е” обозначает твёрдость предыдущего согласного звука.

Знание правил, определяющих мягкость и твёрдость согласных звуков, нужно при написании слов, восстановлении пароля, регистрации на сайте и других ситуациях.

Таким образом, гласные буквы “и”, “я”, “ю”, “е” обозначают мягкость согласному звуку, а гласные буквы “ы”, “э”, “о”, “у”, “а” обозначают твёрдость предыдущего согласного звука.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный мир
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: