Видео краткое содержание Отрочество Толстой
В повести «Отрочество» Толстой мастерски проанализировал и изобразил процесс взросления души главного героя. Отрочество Николая начинается после серьезной утраты – смерти матери, вслед за которой в жизни героя следуют не только значительные внешние (переезд в Москву), но и внутренние перемены. У героя меняется восприятие окружающего мира, он находится в постоянных размышлениях о смысле происходящего, старается познать все многообразие жизни.
Предыдущая запись Краткое содержание цикла пьес «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина
Следующая запись Краткое содержание рассказа «Макар Чудра» М. Горького
Краткое содержание Толстой Отрочество
Николенька Иртеньев (четырнадцатилетний юноша, от лица которого ведется рассказ) вместе с семьей переезжает в Москву. За дни поездки главный герой увидел много восхитительных мест и пейзажей, что его весьма впечатлило. Одним из таких явлений, заставших в дороге, была гроза. В момент поездки Николенька и его сестра Катя обсуждают предстоящие перемены. В ходе разговора Николенька замечает, что сестра несколько отдалилась от него.
Приехав в Москву Николенька обнаруживает, что бабушка выглядит очень постаревшей. Это наводит его на грустные мысли. Также герой произведения несколько иначе стал смотреть на брата, понимая огромную разницу между собой и Володей.
Николеньке начинает нравиться горничная Маша, но он считает себя недостойным ее любви и не делает никаких попыток завоевать ее сердце.
Николенька с товарищами игрались с порохом, об этом узнает его бабушка и немедленно увольняет гувернера Карла Иваныча. Карл Иваныч беседует с юношей, сетуя на свою судьбу, он рассказывает о своем детстве. Отчим не любил гувернера, в 14 лет он пошел в солдаты. Во время военных действий мужчина попал в плен, но ему удалось бежать. После, гувернер работал на фабрике, но, внезапно влюбившись, ушел с места работы. С помощью нового знакомого генерала, Карлу Иванычу удается уехать в Россию, где он и попадает в семью, где растет Николенька.
В день рождение сестры Николеньки в гости к семье приезжает много родственников и друзей. Во время игр главному герою достаются некрасивые княжны. Это вызывает у него негодование. В этот же день Николенька обнаруживает в комнате отца ключ от портфеля и случайно ломает его.
Новый гувернер узнает о полученной Николенькой единице. В словесной перепалке Николенька ударяет гувернера. Тот наказывает мальчика, заперев в чулане.
После ночи, проведенной в чулане, Николенька отказывает просьбе бабушки извиниться перед гувернером, своим поступком он доводит ее до слез. Отец замечает поломку ключа. На Николеньку обрушиваются обвинения. Он теряет сознание. Домашние прощают его.
Николенька наблюдает за романом горничной Маши и портного Василия. Он сочувствует Маше.
Брат Николая поступает в университет, главный герой несколько завидует Володе.
Николенька становится весьма наблюдательным. Он замечает, как повзрослели дочь гувернантки Мими Катенька и его сестра Любочка. Особенно остро чувствует сходство мамы и сестры Любочки.
Умирает бабушка, Николенька тяжело переживает ее смерть. Его шокирует, то, что родные так легко переживают ее смерть.
Николенька много времени проводит в окружении брата, в один из дней он знакомится с князем Дмитрием Нехлюдовым, с которым у юноши заводятся теплые приятельские отношения. Николенька перенимает взгляды и понимание мира нового друга, считая их истинно верными.
Произведение Л.Н
Толстого учит пониманию важности настоящих ценностей жизни и необходимости совершенствования своих внутренних качеств
Краткое содержание повестиОтрочество
Сразу после приезда в Москву Николенька ощущает перемены, происшедшие с ним. В его душе находится место не только собственным чувствам и переживаниям, но и состраданию чужому горю, умению понимать поступки других людей. Он сознает всю неутешность горя бабушки после смерти любимой дочери, до слез радуется, что находит в себе силы простить старшего брата после глупой ссоры. Еше одна поразительная для Николеньки перемена заключается в том, что он со стыдливостью замечает волнение, которое вызывает в нем двадцатипятилетняя горничная Маша. Николенька убежден в своей уродливости, завидует Володиной красоте и изо всех сил старается, хотя и безуспешно, убедить себя в том, что приятная наружность не может составлять всего счастья жизни. И Николенька пытается найти спасение в мыслях о гордом одиночестве, на которое, как ему кажется, он обречен.
Бабушке доносят, что мальчики играются с порохом, и, хотя это всего лишь безобидная свинцовая дробь, бабушка винит в недостаточности присмотра за детьми Карла Иваныча и настаивает на том, чтобы его заменили приличным гувернером. Николенька тяжело переживает расставание с Карлом Иванычем.
С новым гувернером-французом у Николеньки отношения не складываются, он сам не понимает порой своей дерзости в отношении воспитателя. Ему кажется, что обстоятельства жизни направлены против него
Случай с ключиком, который по неосторожности он ломает, непонятно почему пытаясь открыть папин портфель, окончательно выводит Николеньку из душевного равновесия. Решая, что все специально ополчились против него, Николенька ведет себя непредсказуемо — ударяет гувернера, в ответ на сочувственный вопрос брата: «Что с тобой делается?» — кричит, как все гадки ему и отвратительны
Его запирают в чулан и грозят наказать розгами. После долгого заточения, во время которого Николеньку мучает отчаянное чувство униженности, он просит у отца прощения, и с ним делаются конвульсии. Все боятся за его здоровье, но после двенадцатичасового сна Николенька чувствует себя хорошо и легко и даже рад, что домашние переживают его непонятную болезнь.
После этого случая Николенька все более ощущает себя одиноким, и главным его удовольствием становятся уединенные размышления и наблюдения. Он наблюдает странные отношения горничной Маши и портного Василия. Николенька не понимает, как такие грубые отношения могут называться любовью. Круг мыслей Николеньки широк, и он часто путается в своих открытиях: «Я думаю, что я думаю, о чем я думаю, и так далее. ум за разум заходил…»
Николенька радуется поступлению Володи в университет и завидует его взрослости. Он замечает изменения, которые происходят с братом и сестрами, наблюдает, как у стареющего отца появляется к детям особенная нежность, переживает смерть бабушки — и его оскорбляют разговоры о том, кому же достанется ее наследство…
До поступления в университет Николеньке остается несколько месяцев. Он готовится в математический факультет и учится хорошо. Стараясь избавиться от многих недостатков отрочества, Николенька считает главным из них склонность к бездеятельному умствованию и думает, что эта склонность принесет ему в жизни много вреда. Таким образом в нем проявляются попытки самовоспитания. К Володе часто приходят приятели — адъютант Дубков и студент князь Нехлюдов. Николенька все чаще разговаривает с Дмитрием Нехлюдовым, они становятся друзьями. Настроенность их душ кажется Никленьке одинаковой
Постоянно совершенствоваться самому и таким образом исправить все человечество — к такой мысли приходит Николенька под влиянием своего друга, и это важное открытие он считает началом своей юности
Вы прочитали краткое содержание повести «Отрочество». Предлагаем вам также посетить раздел Краткие содержания, чтобы ознакомиться с изложениями других популярных писателей.
Обращаем ваше внимание, что краткое содержание повести «Отрочество» не отражает полной картины событий и характеристику персонажей. Рекомендуем вам к прочтению полную версию повести
Толстой «Отрочество» очень краткое содержание
Лев Николаевич Толстой Отрочество краткое содержание для читательского дневника:
Главный герой повести – 14-летний подросток Николенька Иртьеньев из состоятельной дворянской семьи. После смерти матери Николенька и его семья переезжают из своего имения в Москву к бабушке. Строгая и сдержанная бабушка-графиня тяжело переносит смерть дочери и мало занимается Николенькой и другими внуками.
У Николеньки есть старший брат Володя и старшая сестра Любонька. Отец Николеньки – заядлый игрок и легкомысленный человек. Он мало занимается детьми. Воспитанием Николеньки сначала занимается гувернер-немец Карл Иванович, а затем – француз Сен-Жером.
Живя в доме бабушки, Николенька чувствует себя все более и более одиноким. Иногда ему кажется, что его никто не любит. Николенька много времени проводит наедине с собой, размышляет о жизни и наблюдает за окружающими.
Николенька считает себя некрасивым и даже уродливым мальчиком. Он стеснителен и робок. Николенька влюблен в горничную Машу, но скрывает это. Он знает, что Маша любит слугу Василья. Добрый Николенька помогает Маше и Василью пожениться.
После тяжелой болезни умирает бабушка-графиня. По завещанию имение бабушки переходит к Любоньке, сестре героя. Семья Николеньки продолжает жить в доме бабушки. Николенька часто бывает в комнате у брата Володи, где собираются его приятели. Среди друзей Володи Николеньку особенно привлекает Нехлюдов. Вскоре Николенька и Нехлюдов становятся лучшими друзьями.
Рассказ ведется от лица Николая Иртеньева, взрослого человека, который вспоминает отдельные события и глубокие переживания своего детства.
История создания
Писатель Лев Толстой
Толстой, как и многие писатели, вел дневник. В него граф записывал размышления, мечты, нравственные уроки, которые ему преподносила жизнь. Писатель не всегда был таким, каким помнят читатели. Образ почтенного старца, проповедующего жизнь в мире и любовь к Богу, он обрел после долгих лет размышлений и творчества. Повесть «Детство» опубликованная в 1852 году, стала первым сочинением Толстого.
Николенька, точнее, Николай Петрович Иртеньев, становится главным действующим лицом повести и трилогии, которой она дала начало. Произведения «Детство», «Отрочество», «Юность» описывают жизнь героя. Персонаж автобиографичен, и с его помощью Толстой отвечает на вопросы, которые не раз задавал себе.
Иллюстрация к повести Толстого «Детство»
Николенька – представитель аристократического рода. Ребенку 10 лет. Он граф, и его воспитание соответствует высочайшим стандартам светского общества. Мальчик ищет душевное равновесие и смысл жизни, развивается как личность. Его внутренний мир богат. Он изменился после страшного события, которое постигло семью мальчика.
Повествование ведется от первого лица. Таким образом автор дает возможность понять, что обсуждаемые события были важными для него и взяты из реальной жизни.
Характеристика текста
Если изучать краткое содержание «Отрочества» Толстого по главам, то можно проследить, как автор описал периоды становления личности. Кроме описания психологических переживаний подростка, в повести показаны особенности жизни дворян XIX столетия, благодаря которым происходит изменения в чувства и мыслях основного персонажа.
Николенька после смерти матери переезжает в Москву. Весь путь сопровождается грозой и громом, это символизирует тревогу в душе героя. При переезде мальчик слышит жалобы на жизнь от дочери гувернантки. В этот момент он понимает, что существуют другие люди и совершенно иная жизнь. В его голову приходят мысли, что кто-то вынужден жить плохо, хуже, чем он
Этими строками автор заставляет читателей задуматься над тем, что существует другой мир, на который иного следует обращать внимание и не зацикливаться на себе. Видеть реальную жизнь способен не каждый
Герою повести всегда кажется, что он одинок и никому не нужен. Это отражается на его эмоциональном состоянии и поведению. Он замкнут и чаще всего проводит время в одиночестве сидя в комнате. Из-за этого у него возникают комплексы, которые в подростковом возрасте победить сложно. Когда он остается один на один с собой, то начинает размышлять о жизни и об окружающих его людях.
Особо важное место в повествовании играет дружба героя с Нехлюдовым. Через этот процесс писатель показывает появление у подростка собственных интересов это и есть нравственное взросление
Толстой мастерски описал отношения героя со взрослыми. Теперь Николенька смотрит на жизнь совершенно по-другому и пытается во всем найти смысл.
Очень краткий пересказ повести «Отрочество»
Отец Николеньки, Петр Александрович Иртеньев, стоял на крыльце своего дома и провожал своих детей: они уезжали из Петровского имения в Москву.
Николай ехал в бричке со своим старшим братом Володей. Любочка, сестра Николая, расположилась в карете вместе со своей гувернанткой Мими и ее дочерью, Катенькой.
В дороге Николай с восхищением наблюдал, как живописные места быстро сменяют друг друга, и его тяжелые воспоминания о смерти матери постепенно уступали место светлым мечтам о будущем.
Поездка была долгой: Иртеньевы не сменяли лошадей на постоялых дворах и часто останавливались для отдыха. Наконец, они добрались до Москвы.
Николенька взрослеет и замечает некоторые перемены в себе и в окружающих. Он чувствует, что старший брат во всем его превосходит и немного отдаляется от него. Николай хочет быть таким же благородным, как его брат, но гордость не позволяет ему этого. Володя первым мирится с братом и просит у него прощения даже после ссоры, зачинщиком которой был Николай.
Больше всего Николая поразило его новое отношение к горничной Маше: он впервые увидел в ней женщину и втайне мечтал ее поцеловать. Но, стыдясь своей внешности, Николай ни разу не подошел к Маше и все больше времени проводил в одиночестве.
Бабушка не могла прийти в себя после смерти дочери, она была безутешна и сокрушалась о том, что теперь никто так не позаботится о детях, как могла бы это сделать мать. Однажды Мими обнаружила, что дети играют охотничьей дробью, но по ошибке приняла дробь за порох.
Она подумала, что дети могут поджечь дом и сообщила об этом бабушке, которая, в свою очередь, велела отцу сменить немецкого домашнего учителя Карла Иваныча на французского гувернера St.-Jérôme.
Появление St.-Jérôme в доме Иртеньевых связано у Николая с неприятными воспоминаниями. 13 декабря он натворил столько дурных поступков, что St.-Jérôme пришлось наказать его.В этот день Николай получил «единицу» по истории, гулял возле девичьей комнаты во время уроков и сломал ключик, пытаясь без спросу открыть папин портфель.
Это был день рождения Любочки, у Иртеньевых собрались гости, и Николай веселился вместе с другими детьми на полную мощь, только чтобы не думать о предстоящем наказании.
Когда St.-Jérôme понял, что Николай дурачится назло всем, он схватил его и запер в чулане.
Николай провел в уединении целую ночь. Он страдал от чувства вины и от обиды. Он знал, что достоин телесного наказания, которое облегчит его душу, но ни за что не соглашался просить прощения у St.-Jérôme. Это было унизительно.
Прошел год, Николаю исполнилось 15 лет. Володя отлично выдержал вступительные экзамены и поступил в университет, чему искренне радовались все домашние. Катенька и Любочка тоже повзрослели, и Николай заметил, насколько сильно отличаются по характеру эти девушки. Бабушка становилась с каждым днем все слабее и вскоре умерла.
Период отрочества стал для Николая временем уединенных размышлений и наблюдений. С этих пор у него появилась склонность к умствованию, которую он считал пороком.
Николай начал больше времени уделять учебе, и знания давались ему довольно легко. Он собирался поступать на математический факультет. У него было еще несколько месяцев, чтобы подготовиться к вступительным экзаменам.
В это время Николай знакомится с приятелями Володи: адъютантом Дубковым и князем Дмитрием Нехлюдовым.
Дмитрий – чувствительный и застенчивый молодой человек. Он увлекается философией и постоянно стремится к самосовершенствованию. Николай замечает, что между ним и Дмитрием много общего, и их приятельские отношения вырастают в крепкую дружбу.
История создания автобиографической трилогии «Детство. Отрочество. Юность»
В 1851 г. Лев Толстой, служивший на Кавказе, задумал создать произведение о духовном становлении человеческой личности и написал повесть «Детство», получившую продолжение в еще двух произведениях. В трилогии, ставшей дебютом молодого автора, отражены духовные искания самого Льва Толстого.Основой для написания многих эпизодов повестей стали детские воспоминания автора и рассказы близких людей о его жизни.
В своем дневнике в юности Толстой составлял для себя «правила жизни», в основе которых лежала ответственность за свои поступки. Среди этих правил была запись высказывания Марка Аврелия: «Кто не осознает движения собственной души, обречен на злосчастье, не внимателен к тому, что происходит в душе другого человека». Толстой считал, что понимание другого происходит через познание себя, развивая интуитивную способность почувствовать то, что чувствует другой.
Началась публикация трилогии в журнале «Современник» с повести «Детство» (1852 г.), которая была подписана «Л.Н.». Ободренный успехом Толстой опубликовал «Отрочество» (1854 г.) под инициалами «Л.Н.Т.», после вышла «Юность» (1857 г.), уже подписанная полным именем автора. Так началась творческая карьера писателя Льва Николаевича Толстого. Предполагалась еще четвертая часть «Молодость», но она так и не была завершена, а стала материалом для последующих произведений.В каждой повести описаны определенные периоды жизни, играющие важную роль в становлении личности главного героя произведения Толстого.
В первой повести «Детство» показан своеобразный и сложный мир детской души от момента пробуждения в ней сознательности. Детство Николеньки Иртеньева окружено любовью и заботой близких, протекает в безмятежном патриархальном мире помещичьей семьи. Переживания и чувства мальчика связаны с игрой, занятиями в классной комнате, охотой, балом, смертью матери. Повествование в повести «Детство»заполнено добрыми чувствами, миросозерцанием, гармонией с миром.
В «Отрочестве» показано начало формирования личности, когда основные черты только намечаются, находясь в состоянии «брожения» внутренних противоречий, но уже определился путь, по которому пойдет в своем развитии мятущаяся душа, познавшая скептицизм, неопытность, самоуверенность, зарождение тщеславия. Мышление героя становится аналитичным, он задумывается о душе, жизни и смерти, счастье и несчастье, причинах социальной несправедливости.Это время духовного кризиса, подросток осознает свое «я», но растет его разобщенность с близкими людьми.
В заключительной повести «Юность» намечается становление личности героя, у него формируется новое видение жизни, в основе которого лежит мысль о нравственном совершенствовании. Повесть «Юность» была начата Толстым в 1855 г., когда он служил в действующей армии во время осады Севастополя, закончена в 1857 г. в Ясной поляне. В повести Львом Толстым использованы дневниковые записи и факты собственной биографии: время поступления и учебы в Казанском университете, общение с товарищами-сокурсниками, отчисление за провалы на экзаменах.
Толстой в юности
Популярные сегодня темы
Быть гражданином России, значит иметь гражданство в этой великой стране. Жить в ней, значит чтить традиции, уважая культуру русского народа, блюсти закон и порядок на её территории.
Вначале произведения автор описывает прибытие Раневской и ее дочери Ани. Их встречает Лопахин, брат Раневской Гаев и другие близкие родственники богатой семьи.
Я прочитал завораживающую повесть Н.В. Гоголя «Портрет». Как и во всех его произведениях, здесь присутствует мистика и таинственность.
В романе «Война и мир» читатель видит Сперанского глазами Андрея Болконского. Заинтересованный идеями реформ и увлеченный изменить жизнь в стране к лучшему, Андрей сближается со Сперанским и проводит в его обществе много времени
Источник
Основная мысль повести
Ознакомившись с кратким содержанием повести по главам, читатель может проследить, как меняется главный герой, какие события оказывают на него сильнейшее влияние, что беспокоит детскую душу. Основная мысль произведения заключается именно в необходимости показать взросление персонажа. Николенька, на первый взгляд, простой, ничем не примечательный мальчик, в душе является философом. До определенного момента он чувствует себя ребенком, но постепенно в нем проявляется характер. Формирование его происходит под влиянием предательств, обмана и даже незначительных рассказов, которыми с мальчиком делится гувернер.
«Отрочество» — повесть, являющаяся частью трилогии, написанной Толстым задолго до выхода «Войны и мира». Это псевдо-автобиографическое произведение, ознакомление с которым будет интересно как юном, так и в зрелом возрасте.
История создания Толстой Отрочество
Лев Николаевич Толстой – выдающийся писатель, заслуживший славу мирового лидера в области литературы. Его произведения носят поистине шедевральный характер. Он был приверженцем событий, касающихся его личной жизни, и об этом написано много в его произведениях.
Он не стеснялся относить свои воспоминания, непосредственно в художественный помысел, изрядно добавляя факты на тему автобиографии. Вспомнить хотя бы первую повесть из подобного числа, называлась она – «Детство». В ней доподлинно описывается именно сама жизнь, с её непредсказуемыми последствиями. Сюда также можно отнести: произведение «Исповедь», «Юность» и др
Автор часто любил обращать внимание на такой жанр, как повесть. В этом имелся определённый смысл, поскольку долгоденствие, наложило отпечаток на душевное равновесие Льва Толстого
Писатель был романтиком по духу, и поэтому каждая деталь от прожитых лет, закрадывалась в его сердце. Консерватизм был для литератора, чуть ли неглавной его чертой, и малейшие проявления в этой области, заставляли по-другому относиться к жизни, а это часто выливалось в литературный, если так, можно сказать, – «эпос». Как раз под такое содержание и была написана повесть – «Отрочество», по сути, автобиографическая трилогия.
Для Л. Н. Толстого, она стала вторым по счёту произведением в его жизнеописании. Написан рассказ «Отрочество» в период, с 1852 по 1853 год соответственно. В 1854 г. впервые подобная повесть была опубликована на страницах журнала «Современник». Жанр носил псевдоподтекст, а по литературному направлению близко числился к реализму. Рассказ, написанный, с себя (Л. Н. Толстого) перепадает на жизнь одноимённого подростка, погрузившегося в пучину собственных нужд, и не воспринимающего окружающий мир, как того требуют обстоятельства. Для читателя может остаться непонятным образ самого героя, поскольку некоторые его наклонности вызывают недоразумение. Вместе с тем наблюдается полное становление его личности, от раннего периода, до момента взросления. Для многих становится ясно, почему собственно название книги именуется «Отрочеством», ведь этот термин говорит сам за себя, а главный герой повести, постоянно колеблется в этом направлении. Здесь множество персонажей, и каждый из них играет определённую роль в жизни Николеньки, так зовут главного персонажа в повести «Отрочество». Само произведение состоит из 27 глав.
Главные герои и их характеристика:
- Володя (Владимир) – старший брат Николая, пылкий, откровенный и благородный молодой человек. Он постоянно увлекается чем-нибудь, что кажется ему интересным в данный момент, то чтением романов, то рисованием, то коллекционированием разных вещиц.
- Бабушка Николая по матери – гордая и властная пожилая женщина. Она придирчива и ворчлива, когда разговаривает со своей горничной. С отцом Николая она церемонна и немного снисходительна.
- Николенька (Николай) Иртеньев — младший сын Петра Александровича, впечатлительный и застенчивый подросток. В душе он немного завидует старшему брату: его благородному характеру и красивой внешности; мечтает поцеловать симпатичную горничную Машу, но из-за гордости, стыдливости и неопытности, он все чаще уединяется, предаваясь рассуждениям, наблюдениям и самоанализу.
Главные герои повести Отрочество Толстого
Николенька Иртеньев – главный герой данного произведения. Отличается эмоциональным характером и страшно переживает своё отрочество. Постоянно думает о прошлом и боится приближающихся событий. Он из дворянской семьи и ему 14 лет. (ниже подробнее)
Пётр Иртеньев – отец Николеньки, в нём кроется суровый нрав и последовательная строгость. Тем не менее он очень любит своих детей и играет в их жизни роль наставника.
Володя – брат Николеньки, старше его на год. По характеру – он более пылкий, не всегда проявляет сочувствие к окружающим, но в то же время твёрдо знает, чего хочет от жизни.
Сёстры Катя и Любочка – о них мало что говорится в произведении, поскольку они себя практически никак не проявляют.
Бабушка Николеньки – именно в её доме и поселилась семья Иртеньевых. Трепетно относилась к своему внуку – Коле.
Карл Иванович – немец по происхождению, одновременно гувернёр и учитель Николеньки, они же были близкими друзьями.
Сен-Жером – новый гувернёр Николая в доме бабушки, отличался традиционно европейскими нормами воспитания.
Маша – молодая горничная, изначально полюбившаяся Николеньке.
Василий – портной и по совместительству прислуга в доме Иртеньевых. Отличался тягой к алкоголю, впоследствии возлюбленный Маши.
Дмитрий Нехлюдов – князь и лучший друг Николеньки, кардинально повлиявший на судьбу подростка.
В чем «сила писателя» Толстого?
Находясь на Кавказе, Толстой намеревался написать произведение «Четыре эпохи развития» о становлении личности человека. Задуманное произведение должно было рассказать о четырех важных вехах жизни — детстве, отрочестве, юности, молодости. Но впоследствии интересный замысел сложился в трилогию.
Первая часть ее, «Детство», стала первым произведением Льва Николаевича. Рукопись он отправил в известный тогда журнал «Современник», не надеясь, что повесть напечатают. Даже выслал в редакцию денег на ее обратную пересылку. Чернышевский, давая отзыв о «Детстве» Толстого, уже тогда определил две важные особенности его творчества, ставшими впоследствии «визитными карточками» великого русского мыслителя.
Одна из особенностей — Толстой не ограничился «изображением результатов психического процесса», его волнует и сам процесс, — «едва уловимые явления внутренней жизни». Есть и другая «сила в его таланте — чистота нравственного чувства». Именно это придает творчеству Толстого «особенную — трогательную и грациозную — очаровательность», — подчеркнул Чернышевский в своем отзыве.
В «Детстве» Толстой описывает во всех подробностях, как расцветает жизнь в маленьком человечке, как откликаются в его сердце каждодневные события. Человек, только вошедший в этот мир, с любопытством и восхищением вглядывается во все, что его окружает, и его пытливый ум развивается под действием звуков внешнего мира.
Заключение и главная мысль произведения
В заключение, хотелось бы отметить один факт – повесть «Отрочество», написанная Л. Н. Толстым, наглядно нам демонстрирует все склоки происходящего в душе человека. И пускай повествование ведётся напрямую от первого лица, а само произведение написано в рамках псевдолитературной действительности, не стоит пренебрегать обстоятельствами, которые могут затронуть человека и в XXI веке. Данный рассказ – это наглядное пособие для тех, кто испытывает в первую очередь отчуждённость к себе. Из этого всего можно сделать отличительный вывод.Главная мысль произведения состоит в анализе всей жизни главного персонажа. Лев Толстой создал прообраз человека, который своим наглядным примером показывает обществу, чего стоит ждать от переходного периода. Здесь затрагиваются немыслимые отчуждения, конфликты, проблемы и т. д. Подросток, для которого отрочество стало утешительным фактом, в конце концов, всё-таки пренебрёг им. Данная повесть служит хорошим убеждением – нужно уметь преодолевать трудности, какими бы они ни были, даже если это касается периода взросления.