В лесах. мельников-печерский п.и

Живые и мёртвые - краткое содержание романа симонова

Краткое содержание В лесах Мельников для читательского дневника

Перед нами предстает главный герой повествования один из зажиточных купцов Потап Чапурин, которого в деревне уважают за добропорядочное ведение дел. Третья его дочь была приемной и в настоящее время проживала со своей семьей в другом месте. Однажды Потап Максимович, вернувшись из поездки, куда он ездил по делам, собрав домочадцев, объявил, что к ним в гости скоро прибудет купец Снежков со своим сыном.

Они будут свататься к их Насте. Однако девушка тайно влюблена в Алексея Трифонова, отец которого держал токарную мастерскую. Но, с недавних пор в их семье начались неприятности. Вначале сгорела токарня, а затем их обворовали. И поэтому Алексей попал в услужение к Чапуриным. На день рождения матери Насти приезжает сестра Чапурина. С ней прибывает послушница Фленушка, которой и рассказывает о своих чувствах к Алексею девушка.

Конечно же удивила своим приездом и ее сводная сестра Груня. За ужином Потап Максимович интересуется у дочери, согласна ли она выйти замуж за предложенного им парня. Но, Настя отвечает отказом, и говорит, в случае насильственного принуждения она уйдет в монастырь. На званый ужин приезжает давний друг Чапурина Яким Стуколов, рассказавший всем о том, что в этих лесах спрятано золото, и он ищет соратников для его добычи. Он начинает расхваливать свое устройство дел.

Мать Манефа, увидев его, узнала в нем свою прошлую любовь. Когда она была молодой, то согрешила с ним и родила девочку. Отец не разрешал ей выходить замуж за возлюбленного, и девушка ушла в монастырь, где впоследствии стала им руководить. А ее ребенка тайно выходили в деревне, и подросшую дочь она забрала к себе. Чапурин же заинтересовался тоже золотом, и, не доверяя никому, решил сам посмотреть, как на самом деле обстоят дела.

Ему совсем не хотелось, делиться частью прибыли с епископом. Вначале он навещает чиновника Колышкина, который объясняет, что его приятели —мошенники и хотят купца обмануть. Прибыли от этого предприятия совсем никакого. А в это время в доме Чапуриных дела не совсем хороши. Его супруга заболела, Настя же скучает по Алексею. Когда он вскоре приезжает домой, то разрешает дочерям съездить в обитель в гости. И сам предупреждает отца Михаила в письме об обманных делах Стуколова. Пока Алексей с известием от хозяина гостит в монастыре, он вступает в любовную связь с богатой вдовой, которая проживала там же.

Им завладели честолюбивые мысли об ее состоянии. Настя же открылась матери в своем грехе и заболела тут же. Придя в сознание, девушка просит родителей простить ее и не наказывать ее обидчика. Вскоре Анастасия умирает, и отец просит Алексея никому не говорить об их отношениях. Вскоре Алексей женился на ней. Его бывший приказчик не хотел отодвигать сроки по положенным выплатам, и старый приятель купца помог разрешить этот конфликт.

Приехав домой, он выдает свою младшую дочь Прасковью замуж за любимого человека. Роман учит видеть в людях красоту и естественные чувства. Можете использовать этот текст для читательского дневника Мельников — В лесах.

Картинка к рассказу Сейчас читают.

«В лесах»

Не был забыт писателем и замысел большого романа из жизни старообрядцев. Еще в 1859 г. автор наметил основные сюжетные линии будущего романа в повести «Заузольцы», но лишь через двенадцать лет главное его произведение начало печататься. С 1871 по 1874 г. длилась публикация романа «В лесах», вышедшего отдельным изданием в 1875 г. и отличавшегося тщательной работой над текстом. Увлекательная манера изложения, запоминающиеся образы действующих лиц, представших в трудах и заботах, веселье и горестях, сильных страстях и сложных чувствах, оставляют цельное и яркое впечатление. Особой, скрытой от постороннего взгляда атмосферой быта старообрядческих скитов и связанного с ними купечества повеяло со страниц книги. Древний, таинственный край, где живы предания о невидимом граде Китеже и иных чудесах, где самобытны и людские характеры, и религия, и пейзаж, и удивительные красочные обряды, завораживал читателя. «Старая там Русь, исконная, кондовая. С той поры, как зачиналась земля Русская, там чуждых насельников не бывало. Там Русь сысстари на чистоте стоит, — какова была при прадедах, такова хранится до наших дней», — пишет Мельников-Печерский.

Богатый купец-«тысячник» Патап Максимыч Чапурин и его сестра, настоятельница Комаровского скита Манефа, — центральные фигуры романа. Известно, что прототипом Чапурина послужил нижегородский миллионер П. Бугров, покровитель заволжского раскола, идеализированный и облагороженный воображением писателя. Автор рисует тип незаурядного человека со вспыльчивым, крутым нравом и вместе с тем с душой талантливой и богатой, широкой в щедрости и любви и органически неспособной ни на что низкое. Выходец из крестьян, Патап Максимыч готов оценить и отблагодарить усердного работника, помочь чужому горю. Он умен, энергичен, добр и честен, и хотя гневлив, но отходчив и справедлив. Соблюдая обряды, давая деньги на раскольничьи обители, Чапурин чужд в то же время фанатизма. Он не прочь посмеяться над скитскими нравами, подшутить над чересчур усердным благочестием сестры и лиц, ее окружающих. Надежда сказочно разбогатеть благодаря «ветлужскому золоту» дорога ему тем, что поможет выполнить мечты: расчистить Волгу, построить железные дороги, создать для бедных больницы и богадельни. Близкие его друзья — Сергей Андреич Колышкин, которого выручил Патап Максимыч в трудную минуту, Иван Григорьич Заплатин — муж приемной дочери Чапурина Груни, — добрые сердцем, чуждые стяжательства люди. Им противопоставлены купцы иного типа, которых автор обличает и осуждает.

Денежный капитал — главная пружина, движущая события в романе. «Божье слово» в скиту — тоже ходовой товар. С присущей ему объективностью и силой рисует Мельников картины распределения в обители мирских благ, с разных сторон стекающихся к «спасенцам» и, казалось бы, сулящих сытое, спокойное, лишенное треволнений существование. Но жизнь в скиту овеяна смертоносным дыханием мрачной, аскетичной религиозности. Жестокая вера вычеркивает из жизни все прекрасное, подавляет волю, сушит сердце гордой Матреши Чапуриной, в смертельном испуге перед богом давшей обет иночества и из веселой, славной девушки превратившейся в строгую, как бы омертвело застывшую мать Манефу. Не менее сильное впечатление производит и история пострижения в монахини ее дочери Фленушки, молодой, красивой и бойкой, полной огня девушки. Первая заводила всяких шалостей и вольностей, балованная любимица скита, с горячностью устраивающая чужое любовное счастье, — она из глубокого чувства к Манефе отказывается от личной жизни, несмотря на пылкий протест молодого сердца. Прототипы этих героинь также были подсказаны писателю самой жизнью.

В романе раскрыта психология обитателей скитов, обстановка скитского быта, освещена трагическая история недолгой любви Насти Чапуриной, дочери Патапа Максимыча, описаны похищение из скита и свадьба «самокруткой» ее сестры Параши. Характер жениха Параши — «посла» московских старообрядцев Василия Борисыча, умеющего лишь сладкогласно распевать псалмы и «как сыр в масле кататься в обителях керженских да чернораменских», обрисован писателем с большой долей юмора и почти целиком списан с действительного лица. Он, однако, далеко не злодей, особенно в сравнении со смертельно обидевшим Настю Алексеем Лохматым, причинившим немало горя и молодой вдове Марье Гавриловне. Этот удалой красавец работящ, ловок, удачлив, но безумно алчен и ради достижения богатства готов на все. Не сразу раскрываются перед читателем порочность и эгоизм его натуры, презревшей узы родства, пренебрегшей искренней любовью.

Начало перелома в войне

Вторая книга трилогии описывает события, ставшие переломными в ходе войны.

В этой книге больше внимания уделено описанию становления полководцев, будущих победителей. Прежде всего, в этой роли показан Серпилин, который при этом остается настоящим гражданином и, когда у него появляется возможность, невзирая на возможные последствия, обращается к И. Сталину с просьбой пересмотреть дело одного из тех, кто был репрессирован.

Во второй книге показано как изменилось настроение командиров и бойцов Красной Армии к концу 1942 г. У них появилась уверенность в том, что они победят в войне.

В романе показаны усилия тружеников тыла, создающих оружие победы.

Горечь отступления и величие первых побед

В первом романе «Живые и мертвые» автор описал судьбы людей в начале войны, в боях под Москвой и в ходе первого крупного контрнаступления Красной Армии под Москвой.

Повествование в этой книге, как и в остальных, ведется от автора. Авторские размышления о происходящих событиях изложены от лица И. Синцова.

В книге рассказывается о неудачах Красной Армии в первые месяцы войны, растерянность отдельных командиров, тяжесть отступлений и окружений. В то же время показана стойкость советских солдат, когда ими руководят уверенные в своих решениях командиры, такие как Ф. Серпилин, командир дивизии полковник Зайчиков, инженер-капитан Иванов.

Показан героизм и готовность к самопожертвованию советских людей. Девять тихоходных бомбардировщиков летят бомбить переправу и практически все погибают, но выполняют поставленную задачу, артиллеристы отходящие от самой границы, но не бросившие свои орудия.

Сюжет первой книги построен в основном вокруг одного из главных героев военного корреспондента И. Синцова. Описываются первые его дни на войне, растерянность не кадрового военного, участие его в обороне Могилева, выход из окружения в составе сводного подразделения под командованием Ф. Серпилина, попадание в новое окружение, утеря документов и кратковременный плен, выход к своим, встреча с подлостью и трусостью своего бывшего сослуживца и наоборот встреча с людьми, которые поверили ему и дали возможность снова стать в строй, пока рядовым бойцом.

Также в этой книге мы узнаем о том, что Серпилин в 1937 г. был репрессирован, но был освобожден в ходе пересмотра дел в 1940 г.

Кульминацией книги становится мимолетная встреча Синцова и Серпилина в ходе наступления под Москвой, в ходе которой показана уверенность в своих силах Синцова.

На горах, Мельников Павел Иванович

Занимаются здесь хлебопашеством и отхожими промыслами. Марко Данилыч Смолокуров в молодости собирался вместе со старшим братом в один день венчаться, но Мокей перед тем по неотложному делу в Астрахань поехал. Было это по весне, и унесло его с другими промысловиками они тюленя били на льдине в открытое море. С той поры о нем ни слуху ни духу. Выждав положенный срок, справил Марко Данилыч панихиды по брату и женился на Олене Петровне, а её подруга, Дарья Сергеевна, невеста сгинувшего, не видав брачного венца, овдовела. Всего четыре года прожил Смолокуров с любимой женой, появилась у них дочка Дунюшка, а во время вторых родов и Олена Петровна и ребенок скончались. Та девочку воспитать согласилась, а замуж идти отказалась. Лишившись семейного счастья, Марко Данилыч торговым делам полностью предался и добился больших успехов: лет через десять за ним уже больше миллиона числилось. Однако переменился он при этом сильно — стал властен, скуп, недоступен для всех подначальных.

ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО ПО ТЕМЕ: В Лесах и на Горах. Сериал. 14 Серия. StarMedia. Историческая Мелодрама

https://youtube.com/watch?v=y0ugG0jcQOA

Решающие дни

В романе «Последнее лето» автор возвращается в те же места, что и в первой книге.

Но теперь уверенно идут к победе советские войска, а немецкие армии и дивизии вынуждены отступать, пытаться прорваться из окружения, капитулировать.

В этом романе основным действующим лицом становится Ф. Серпилин, вокруг которого и построен сюжет.

В тоже время на примере отношений И. Синцова и Т. Овсянниковой показана эфемерность человеческого счастья на войне.

В трилогии К. Симонова практически нет описаний боев, сражений. Но вводя в повествование новых действующих лиц, автор смог донести до читателя всю панораму великой войны.

Читательский дневник.

«На горах»

С Алексеем и другими персонажами романа «В лесах» читатель встречается и в последнем крупном романе Мельникова-Печерского — «На горах» (1875—1881). Основная роль принадлежит здесь колоритной фигуре купца-рыбника. миллионера Марко Данилыча Смолокурова, и обаятельной, мятущейся в поисках истинной веры и счастья его дочери Дуне. Мрачный, властный, прижимистый и жестокий Смолокуров очерчен автором с большой реалистической силой. Он не брезгует темными делами, беззастенчиво задерживает расчет с бурлаками и рабочими, угрозами доводит их по побега без гроша в кармане. Долго колеблется Смолокуров, прежде чем начать переговоры о выкупе из хивинского плена родного брата Мокея: очень уж не хочется отдать ему половину состояния, обделив этим горячо любимую Дунюшку. Теплое чувство к дочери, пожалуй, единственный проблеск человечности, согревающий его черствую душу. Даже давнего друга, купца Доронина, пытается он обмануть ради выгоды. Зятья Доронина, молодые купцы нового типа Меркулов и Веденеев, по мысли автора, сохраняя в коммерческих операциях честность и порядочность, должны укрепить благосостояние страны. Но положительные характеры этих промышленников бледнеют рядом с хищниками старого закала: купцами Орошиным, Масляниковым и, прежде всего, самым Смолокуровым.

Взаимоотношения хозяев и трудового люда находят свое место в романе, давая представление о промыслах и занятиях, нравах и обычаях крестьян, артельщиков, кустарей. Благодаря этим образам в романе возникает эпическая картина народной жизни того времени.

Подробно изображает Андрей Печерский религиозное изуверство, хлыстовские обряды, описывает кормщика, «ходящих в слове» пророчиц. Он беспощадно изобличает ханжеский характер сектантства. Сатирически рисует автор и таких представителей официальной церкви, как корыстолюбивый поп Сушило («В лесах»), или склонных к обжорству, пьянству и лени владык Хабарова монастыря («На горах»). Критика писателем религиозных сект, церковных служителей, монахов — одна из сильнейших сторон его эпопеи, хотя любимые его герои — отнюдь не атеисты и веры не отрицают, лишь видят ее смысл не в обрядах, а в любви к людям.

Но сильнее чувства христианской любви к ближнему выражен в эпопее страстный призыв к радостям земного бытия. Андрей Печерский воспевает поэтичные народные праздники, обычаи, коренящиеся в далеком языческом прошлом, сокрушается превращению веселых народных игрищ в постные, аскетические богослужения. Помимо ярких бытовых сцен, значительно украшают роман и картины одухотворенной природы, девственных лесов и болот.

Мелодичный строй народной речи, виртуозное владение пластами русского фольклора, обогащающего эпопею то складной поговоркой, то умело вплетенной в повествование песней, чрезвычайно разнообразят и оживляют язык произведений Мельникова. Классическими образцами отечественной прозы давно стали многие страницы его книг: и эпизоды ночного нападения волков на Патапа Максимыча в зимнем лесу, и описание болота-чарусы или лесного пожара, и картины похорон Насти, свадьбы Василия Борисыча с Парашей, и прогулки по Волге, и ярмарки.

Широкий охват действительности, глубокое проникновение в сущность важных жизненных процессов, большой географический и хронологический диапазон действия, умелое владение сюжетом, убедительная лепка характеров, народно-песенная стихия языка позволили творениям писателя занять особое место в русской литературе, вызвали высокую оценку М. Горького, дали повод критикам сопоставить творчество Мельникова с произведениями А. Островского, Н. Лескова.

Удачны иллюстрации к произведениям писателя, выполненные И. Глазуновым, С. Соколовым, В. Алексеевым.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный мир
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: