Краткое содержание сказки
Трудится Коняга с утра до позднего вечера в поле. Нелегкая у него доля: круглый год работа до изнеможения, корм никудышный. Изнуряющий труд не приносит никакой радости, только усталость, боль и безразличие ко всему. У Коняги есть брат Пустопляс, которому повезло больше. Ему не приходится тяжело работать. Кормят его овсом, поят медовой сытой. От избытка братских чувств Пустоплясу захотелось посмотреть на жизнь брата. Увидев изнуренного работой Конягу, брат вместе с другими пустоплясами стал рассуждать о жизненных перипетиях. Но это были только пустые слова. Читать сказку онлайн полностью можно на нашем сайте.
Коняга — краткое содержание произведения Салтыкова-Щедрина
На дороге лежит Коняга. Нет у него сил пастись или отойти в тень. Полоса, вспаханная только что, очень уже тяжелая попалась, с камнями. Непонятно даже, как удалось пройти ее до конца такому замученному, тощему животному с выступающими ребрами, с глазами и носом, залитыми слизью, и со сбитыми в кровь ногами.
Тяжелая доля Коняги. Днями в хомуте ходит – летом землю пашет, зимой товары возит. Корм никакой: трава мягкая перепадает только, когда в ночную гоняют. Зимой резаная прелая солома, а в поле только недогнившие стебли.
Хорошо хоть, хозяин попался добрый. Только понукает да покрикивает. И сам из последних сил за плугом идет. Пройдут так вдвоем борозду и дрожат от усталости, да так, что кажется – вот она, смерть подступила. А потом снова поле тянется от края до края, и нет ему конца.
Так годами тянет Коняга плуг, словно пытаясь вырвать спрятанную в громаде полей силу, которая исцелила бы его от тяжких уз. Но спряталась сила эта глубоко, и стало поле для Коняги кабалой, давящей и отнимающей последние силы. Кому-то и солнечный свет прекрасен, но для Коняги он дополнительный источник мучений. Для него одного лишь природа – истязатель и не знает он ни благоухания, ни прекрасных звуков, ни цветов, никаких ощущений не осталось, кроме боли и усталости.
Кажется, что Коняга живет бесконечно долго, не считая ни дней, ни годов, ни столетий, а зная только вечность. И вся эта вечность наполнена полем.
Дремлет Коняга под палящим солнцем, а мимо него пустоплясы ходят да поглядывают. Братьями они были, да только одному достался овес и мягкая солома на подстилку, а другому охапка прелой соломы.
Вспоминает иногда Пустопляс о брате, приходит поглядеть, как тот живет. И видит с удивлением, что бессмертный брат. Бьют его всем подряд, кормят соломой, морят тяжкой работой, но все же встает он на выкрученные ноги и идет, куда прикажут.
Думают пустоплясы, отчего так вышло. Одни говорят, что от смирной жизни таким стал, другие – что не от здравого смысла это, а от духа жизни, в нем живущего. Третьи утверждают, что «настоящий труд» нашел для себя Коняга. А четвертые уверены, что все оттого, что привыкла так жить Коняга и не ищет другой судьбы для себя.
Но эти разговоры идут от скуки и ничегонеделания, и вскоре просыпается мужик, привычно подгоняет лошадь. И все пустоплясы в восторге от того, как поднимается Коняга, тяжко упираясь в землю ногами.
Другие сказки Салтыкова-Щедрина краткоЧитать полный текст сказок Салтыкова-Щедрина
Сюжет рассказа
В кратком содержании «Коняга» Салтыков-Щедрин дает понять, как живется главному герою. Он постоянно трудится без отдыха и сна, для того чтобы заработать на хлеб.
Хозяин лошади нестрогий, он не обижает ее, не бьет и часто отпускает попастись на луг. Но это свободное время конь использует для сна.
Вот как-то лежит Коняга на дороге под палящим солнцем и не может даже отползти в тенек, так как нет у него больше сил. Конь целый день находился в поле и пахал землю. Сегодня, как назло, попалась полоса с большими и твердыми камнями. Неизвестно даже как худая лошадь с торчащими ребрами осилила ее до конца.
Иногда Коняга задумывается о том, что живет бесконечно. Он не наблюдает смены времени года, не считает дни работы. Обычно он летом пашет землю, зимой хозяин на нем товар возит. Хорошо питаться тоже не получается, конь есть прелую солому, а если выходит в поле, то может полакомиться недогнившими стеблями пшеницы.
Во время работы часто за ним наблюдают Пустоплясы, и удивляются жизни несчастной лошади. Каждый из них имеет свое мнение, по этому поводу, например:
- Он заслужил такую жизнь из-за своей непокорности.
- Конь привык постоянно трудиться и не желает перемен.
- У Коняги нет здравого смысла и силы духа.
В кратком содержании сказки Салтыков-Щедрин помогает раскрыть главную мысль автора. Он в своем произведении описал жизнь простых крестьян, которые трудились и днем, и ночью не разгибая спины. Люди не знали другой жизни, но все, же чувствовали себя счастливыми людьми.
Анализ сказки Коняга
В аллегорической сказке Салтыкова-Щедрина привычные образы народной сказки приобретают символический смысл. Трудолюбивое покорное животное олицетворяет многострадальный подневольный русский народ, привыкший к покорности и лишениям. Но ведь чувствуется в нем мощь и способность вынести все тяготы. Пустозвоны – это интеллигенция, «вежливый и чувствительный» народ. Рассуждая о доле простого труженика, они умиляются, восхищаются, негодуют, критикуют, умничают, в итоге, – бездействуют. В своей сказке Салтыков-Щедрин ищет ответ на вопрос, который волновал передовых людей России: как избавить народ от страданий. Чему учит сказка Коняга? Она учит бороться с несправедливостью и злом, не сдаваться и не отчаиваться.
Пустоплясы
В кратком содержании «Коняги» Салтыкова-Щедрина нельзя не показать и коней–пустоплясов. Считают себя избранными. Прелая солома – это для коняг, а для них лишь овес. И обосновать это грамотно сумеют, и убедить, что это – норма. И подковы у них, наверное, золоченые и гривы шелковистые. Резвятся на раздолье, создав для всех миф, что батюшка-конь так и задумал: одним все, другим лишь минимум, чтобы не померли трудовые единицы. И вдруг открывается им, что они пена наносная, а мужичок с конягой, которые кормят весь мир, – бессмертные. «Как так?» – закудахчут пустоплясы, удивятся. Как могут быть коняга с мужичком вечными? Откуда у них добродетель? Каждый пустопляс свое вставляет. Как же обосновать для мира такой казус?
«Да он же глупый, этот мужик, всю жизнь пашет на поле, откуда ум?» – примерно так говорит один. В современном изложении: «Если такой умный, почему без денег?» Да причем здесь ум? Сила духа громадна в этом тщедушном теле. «Труд дает ему счастье и покой», – успокаивает себя другой. «Да он по-другому и жить-то не сможет, привык к кнуту, отними его – пропадет», – развивает третий. И успокоившись, радостно желают, как бы добра болезной: «…Вот у кого учиться надо! Вот кому надо подражать! Н-но, каторжный, н-но!»
Несколько интересных сочинений
Сказка М. Е. Салтыкова-Щедрина «Коняга» описывает бедственное положение крестьянства в царской России. Образ замученной лошади является устойчивым символом в русской классической литературе. К нему обращался Ф. М. Достоев-ский в романе «Преступление и наказание». В сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина образ Коняги символизирует стои-цизм угнетенного самодержавием народа. Салтыков-Щедрин не жалеет изобразительно-выразительных средств и художе-ственных деталей для создания этого жалкого, уродливого об-раза. При помощи ряда эпитетов («замученный», «побитый», «узкогрудый»), красноречивых сравнений («верхняя губа от-висла, как блин») перед читателем возникает необыкновенно выразительный образ замученной клячи с худыми ребрами, разбитыми ногами.
Во время работы Коняга даже не может отдохнуть. У него особое отношение к природе: «Для всех природа — мать, для него одного она — бич и истязание. Всякое проявление ее жизни отражается на нем мучительством. Всякое цветение — отравою».
Возникает неразрешимое противоречие: жизнь оборачива-ется смертью. Цветущее поле превращается в безжизненное, покрытое белым саваном. Коняге же остается только одно — изнурительный труд: «Работой исчерпывается весь смысл его существования; для него он зачат и рожден, и вне ее он не только никому не нужен, но, как говорят расчетливые хозяева, представляет ущерб. Вся обстановка, в которой он живет, на-правлена единственно к тому, чтобы не дать замереть в нем той мускулистой силе, которая источает из себя возможность физического труда». Социальное неравенство показано в сказ-ке при помощи притчи о Коняге и Пустоплясе, в которой рас-сказывается о счастливом брате Коняги. Пустопляса определи-ли в теплое стойло и мяконькой соломки постелили. А Коняге в хлеву жить постановили и бросили охапку прелой соломы. Материал с сайта
Постепенно подобные пустоплясы стали вокруг Коняги прохаживаться и надоедать ценными советами. Один из них видит в его работе здравый смысл, другой — дух жизни, а третий считает, ч то труд приносит Коняге душевное равнове-сие. Четвертый же считает, что Коняга на своем месте, привы-чен к труду и вечен. Разговоры эти, однако, пусты, как и жизнь пустоплясов, не имеющих привычки и работе. Конягой же погоняет мужик, который подхлестывает его словами: «Н-но, каторжный, шевелись!». Благодаря параллелизму в финале сказки образ измученного Коняги еще больше сопрягается с образом народа. Поговорка «Дело мастера боится» еще силь-нее подчеркивает его сходство. В лице четырех пустоплясов, которые восхищаются выносливостью Коняги, Салтыков- Щедрин высмеял либералов, славянофилов, либеральных на-родников и буржуазию, которые всеми силами и теориями стараются оправдать бедственное, угнетенное положение рус-ского крестьянства. В пустых спорах, как показывает писа-тель, не только не рождается истина, но исчезает последний здравый смысл, трезвый взгляд на проблему социального не-равенства.
Сказка Коняга – сатирическое иносказательное произведение из знаменитого сборника Сказки для детей изрядного возраста. В ней писатель выражает свою обеспокоенность социально-общественными событиями в стране и свое сочувствие простому народу. Название сборника показывает, какой категории читателей предназначены его произведения. Непременно прочитайте сказку онлайн и обсудите ее с ребенком.
Кратко об истории создания произведения
В период с 1869 по 1886 года М. Е. Салтыков-Щедрин выпускает цикл детских сказок, куда входит сборка коротких произведений – аллегорическая сатира на пороки общественного порядка России XIX века. Существование строгой цензуры не давало автору открыто заявлять о несостоятельности управленческого строя.
«Коняга» была написана Михаилом Евграфовичем в 1985 году. Тогда же сказка опубликована в журнале «Русские ведомости» вместе с «Киселем» под графой «Две сказки». Это философско-лирический монолог автора, где переплетаются беззаветная любовь к народу, мучительная скорбь за его настоящее и тревожные раздумья о будущем.
Кто такой Коняга: главные герои сказок
Персонаж | Описание |
---|---|
Коняга | Коняга — хитрый конь, способный разговаривать и даже поэтически выражать свои мысли. Он любит пошутить над людьми и проказничать. Коняга часто становится главным героем различных историй, где ему удается победить злодеев и спасти своих друзей. |
Кот Бегемот | Кот Бегемот — это ленивый и умный кот, который часто помогает Коняге в его приключениях. Он очень любит покушать и спать. Бегемот всегда находит выход из самых сложных ситуаций и помогает своим друзьям. |
Лиса Алиса | Лиса Алиса — хитрая и лукавая лиса. Она часто принимает участие в различных заговорах и интригах. Лиса Алиса всегда стремится получить выгоду от любой ситуации и не боится использовать свою коварство. |
Вошь-сестричка | Вошь-сестричка — маленькая и незаметная вошь. Она очень проницательна и информирована обо всех событиях в лесу. Вошь-сестричка часто передает важную информацию героям сказок и помогает им в решении задач. |
Коняга и его друзья каждый раз попадают в различные приключения и встречаются с разными персонажами, которые помогают им или противостоят им. Их истории оказываются не только забавными, но и морально насыщенными, поскольку они позволяют читателям увидеть, как благие намерения и доброта превозмогают злобу и эгоизм.
Об авторе
Салтыков-Щедрин М. Е. (1826-1889) – выдающийся русский писатель. Родился и провел свое детство в дворянском имении с множеством крепостных. Отец его (Евграф Васильевич Салтыков, 1776-1851) был потомственный дворянин. Мама (Забелина Ольга Михайловна, 1801-1874) тоже была из дворянской семьи. Получив начальное образование, Салтыков-Щедрин поступил в Царскосельский лицей. После его окончания начал свою трудовую деятельность секретарем в военной канцелярии.
По жизни, продвигаясь по службе, он много ездил по провинциям и наблюдал, в каком отчаянно бедственном положении находится крестьянство. Имея оружием перо, автор делится со своим читателем увиденным, обличая беззаконие, самодурство, жестокость, ложь, безнравственность. Обнажая правду, он хотел, чтобы и читатель смог за огромным валом лжи и мифов рассмотреть простую истину. Писатель надеялся, что наступит время, когда уменьшатся и исчезнут эти явления, так как верил, что судьба страны находится в руках у простого народа.
Автора возмущает творящаяся в мире несправедливость, бесправное, униженное существование крепостных. В своих произведениях он иногда иносказательно, иногда прямым слогом обличает цинизм и бездушие, глупость и манию величия, алчность и жестокость обладающих властью и полномочиями в то время, бедственное и безвыходное положение крестьянства. Тогда была строгая цензура, поэтому писатель не мог открыто критиковать устоявшееся положение вещей. Но и не мог молча терпеть, как «премудрый пескарь», поэтому он облек свои мысли в сказку.
Популярные сегодня темы
«Шемякин суд» является произведением демократической литературы. В 17 веке такой жанр получил всеобщее распространение и признание, так как именно в нем отражались идеалы и мнения народа насчет происходящих событий
Великий киевский князь Владимир выдавал свою славную дочь Людмилу за богатыря по имени Руслан. По обычаю, после пиршеств жених и невеста отправились почивать. Как вдруг, в темноте, раздались непонятные речи
В период с 1789 по 1790 годы Карамзин находился у Бекетова на даче, что располагалась неподалеку от Симонова монастыря. Тогда писатель настолько проникся атмосферой окрестностей, что выбрал именно это место действий для повести
Для меня Печорин, действительно, абсолютно странный человек. Я его совсем не понимаю. Конечно, я слышала о том, что люди, когда достигают цели, теряют к ней интерес…
Очень часто мы употребляем в общении фразу Ф. Достоевского «Красота спасет мир», но вряд ли кто-нибудь задумывался хоть раз над ее значением. Хотелось бы разобраться в этом сочинении
Анализ произведения
Жанр произведения — сказка. Она написана простым языком, ее легко читать и пересказывать. Писатель в произведении раскрыл главные проблемы:
Социальное неравенство.
Унижение.
Использование рабочей силы для своей наживы.
В тексте присутствует описание бескрайних полей и лугов, которые для лошади являются не символами свободы, а бесконечным трудом. Автор видит в Пустоплясах чиновников и людей, имеющих социальный статус. Они живут и наслаждаются каждым моментом, жуя свежую траву. Эти персонажи получают все жизненные блага за счет простых трудяг, которые практически не знают что такое отдых.
Несколько интересных сочинений
Сам автор произведения не оставил четких свидетельств о времени появления у него идеи написать подобную комедию. Вероятно, это произошло в 1816 году. Во время светского приема
Тема «маленького человека» – одна из тем, характерных для русской литературы. К ней обращались многие писатели и поэты, в том числе и А.С. Пушкин. В «Станционном смотрителе» он рассказывает о Самсоне Вырине
Мечта – это несуществующая в настоящем реальность, созданная игрой воображения человека. Ей еще только предстоит перерасти в огромное желание. Тогда она начнет обрастать очертаниями, мелкими подробностями
Алексей Саврасов родился 12 мая 1830 г. Его родители были простыми московскими меланинами. В четырнадцать лет он начинает посещать московское «Училище живописи и ваяния», спустя два года будет вынужден его покинуть из-за болезни
Пространства этого романа удивительно! В книге ведь совмещаются целых два романа. Они совсем разные, хотя и пересекаются. Действие одного происходит в Москве, современной Булгакову. Другого – в Иерусалиме времён Христа.
В агонии
Описанием «отдыха» продолжается краткое содержание. Щедрин (Коняга у него символизирует еще и самого крестьянина) описывает мучительное состояние дремлющего (или умирающего от непосильного труда) животного. Лежит он на самом солнцепеке, над ним кружат тучи насекомых. Но измученный Коняга почти не реагирует на их укусы. Что-то громадное, то черное, то огненное, проносится перед его глазами и словно тянет за собой в бездонную глубину. И вдруг опять возникает безграничное поле. Вот оно только народилось и стоит цветущее&hellip- А вот уже снова помертвевшее, под белым саваном&hellip- И как нет края полю, так нет конца кабале и мучениям&hellip- Так одну за другой описывает невеселые картинки жизни в рабстве Салтыков.
Коняга (краткое содержание позволяет это понять) родился лишь для одной цели – тяжелого физического труда. И все, что происходит вокруг, делается только для того, чтобы дать ему возможность выполнять эту самую работу. Корма и отдыха отпущено ровно столько, чтобы хватило сил встать. И до новых ран никому нет дела. Не благополучие его, а способность выносить иго работы – лишь это беспокоит окружающих на протяжении многих веков. Вот и получается, что Коняга (краткое содержание описывает его недолгую жизнь как бесконечность) и не живет, и не умирает. У него остается лишь надежда, что кто-нибудь в будущем сможет ответить на вопрос о том, почему именно ему дано такое существование?
Уроки и моральные ценности в сказках Коняги
Сказки Салтыкова-Щедрина «Коняга» не только развлекают читателей своим юмором и сатирой, но и несут в себе важные уроки и моральные ценности.
Одним из главных уроков, которые можно вынести из сказок Коняги, является урок о том, что внешность может быть обманчивой. В сказках герои часто принимают решения, основываясь на внешних признаках, но в результате получают неприятные последствия. Например, в сказке «Огурец с икрой» герой, судя по внешности, кажется импозантным и богатым, но на самом деле оказывается жадным и скупым. Такой урок помогает развивать наблюдательность и аналитическое мышление, учащимся не верить всему на первый взгляд.
Еще одна важная моральная ценность, которую можно почерпнуть из сказок Коняги, — это урок о том, что жадность и эгоизм могут привести к неприятностям. В сказке «Как богатые жили» герои, стремясь обмануть и обогатиться за счет других людей, сами попадают в западню. Такой урок воспитывает честность и сострадание к другим.
Также, в сказках Коняги можно найти уроки о справедливости и равноправии. В сказке «Как клевый и злющий дух вечера пятьдесят рублей нагревал» герой, стремясь разбогатеть на чужом труде, получает заслуженное наказание за свои действия. Это учит молодое поколение быть справедливыми и поступать с другими так, как хотели бы, чтобы поступали с ними.
Таким образом, сказки Салтыкова-Щедрина «Коняга» с их юмором и сатирой не только доставляют удовольствие, но и помогают учить важные жизненные уроки и ценности, такие как наблюдательность, честность, сострадание и справедливость.
Пословицы, поговорки и выражения сказки
- Дело мастера боится.
- Под лежачий камень вода не течет.
Основной идеей произведения является раскрытие социального неравенства существующего общественного строя, представленное писателем на примере образа трудолюбивого Коняги.
В описании главного героя сказки писатель изображает судьбу русского народа, отражая его полное бесправие и бессилие, гнет со стороны зажиточных классов. В образе Коняги автор символизирует крестьянскую жизнь с унижениями несправедливого политического режима и давлением зверскими эксплуататорскими методами.
Главный персонаж представляется писателем как замученный каждодневным трудом, побитый, вечно голодный, узкогрудый конь, отличающийся выпячиванием ребер, плечевыми ожогами и раненными ногами. Описывая деревенские зеленеющие бескрайние поля, автор подчеркивает значение раздолья для Коняги, являющегося вечной каторжной работой для лошади, которая трудится каждодневно без перерыва, получая за свой труд боль, усталость, и не имеет надежды на лучшее будущее.
На протяжении всего повествования чувствуется авторское сочувствие к тяжелой крестьянской жизни, описывая нищенский образ жизни простого люда, и противопоставляет неистощимому Коняге образы его братьев Пустоплясов, живущих за счет выносливой лошади, кормясь овсом и наслаждаясь теплым стойлом, приходящих в восторг, глядя на непосильный, надрывный труд Коняги, взбадривая его путем использования кнута либо чумазого кулака.
В образах Пустоплясов писатель изображает представителей высших слоев населения, помещиков, чиновников, существующих в легкой, безоблачной жизни, не задумывающихся каким тяжким трудом достаются жизненные блага. Фантастическая реальность сказки подчеркивается применением художественных приемов в виде иносказательной формы, дающей возможность избежать цензорских правок и позволяющей передать смысл произведения, состоящий в необходимости борьбы за права низшего общественного класса.
Несмотря на легкий жанр произведения, написанного в виде сказочного рассказа, писатель затрагивает в нем насущные проблемы государства, угнетающего собственный народ ради получения еще большей наживы, допуская и применяя унижения, эксплуатацию и классовый эгоизм, тем самым обретая народные массы на трагические и драматические судьбы.
Произведение выдержано в ярком, пламенном стиле повествования, передающем авторские переживания о судьбе трудолюбивого, терпеливого и молчаливого русского народа, а также надежду писателя о скором освобождении простых людей из тесного плена самодержавия.
Сочинение-анализ 2
Часто, за главными героями и даже животными, писатель скрывает реальные личности. В сказке описана вся боль и переживание автора за свое Отечество. Описание всей страны и народа, который попал под несправедливый политический режим и унижение, подвергающегося эксплуатации – это и есть образ Коняги. Автор описывает в сказке беспомощное положение крестьянства в России. Он не жалеет художественных деталей, для показа образа замученной, жалкой, уродливой лошади с разбитыми ногами и очень худыми ребрами.
Труд, который не дает возможности отдохнуть. Автор описывает природу как – «мать», для всех других; и как – «испытание» и «мучение» для Коняги.
Так как пишет и характеризует эти просторные поля Щедрин, никто не писал до него прежде. Бескрайние просторы полей были для мужика тюрьмой, своеобразной каторгой, которая длилась из года в год. Эти поля кормили чиновников и купцов, но лишали мужика всякой надежды на светлое будущее. Нет конца работе, мучениям, усталости. Конягу ждет лишь изнурительный труд. Он рожден, лишь ради того, чтобы трудиться. А в день, когда он перестанет трудиться, он помрет.
Неравенство в социальном мире описано в сказке с помощью сравнений Коняги и его брата, который живет в отличии от него – в тепле и более лучших условиях. Пустоплясу повезло, для него предпочли теплое стойло и овес, вместо голода и изнурительного труда.
Пустоплясы, в сказке Щедрина, не просто существовали за счет труда и работы Коняги, они позволяли себе вести умные разговоры о нем
В этих беседах не было ничего полезного и важного. Пустоплясы поражались силе воли Коняги
Его бьют, а он продолжает жить; его кормят одной лишь соломой, а он не сдается, продолжает жить.
Подобные пустоплясы, со временем, начали надоедать ему ценными советами. Мнения всех пустоплясов пусты и не имеют никакого значения, как их собственные жизни. Автор сказки говорит, что в пустых беседах, не рождается истина, а исчезает здравый смысл.
Народ – это огромная сила, но возможно ли ему предоставить свободу? Вот о чем размышляет писатель. Его народные сказки наполнены поучительными выводами, юмором и даже сатирой, которые направлены на сочувствие по отношению к обычному человеку, низшему социальному слою.
Тема, идея, суть, смысл
Главные герои
В сказке 3 главных героя. Их описание и характеристика:
- Коняга — обыкновенный рабочий конь, замученный и побитый, узкогрудый, с торчащими рёбрами и обожжёнными плечами, разбитыми ногами. У него понуро опущенная голова, свалявшаяся на шее грива, из глаз и ноздрей идёт слизь, отвисшая верхняя губа похожа на блин. На такой лошади много не наработаешь, но трудиться всё равно надо. Вокруг него летают оводы и мухи, забиваются в уши и ноздри, кусают в побитые места, но он только ушами ведёт от этих уколов. Он трудолюбивый, стойкий, смирившийся со своей судьбой, но грубый и неотёсанный. Каждый день он просто делает свою работу, не видит красоты природы, ведь поле, ветер и солнце приносят ему только мучение.
- Хозяин коня — бедный крестьянин, добрый мужичок, который даром коня не калечит, не бьёт, старается помогать во время работы, руками упираясь в соху. После каждой борозды им с конём едва ли не смерть приходит, но всё-таки они продолжают работать.
- Пустопляс — родной брат Коняги, который с детства был чувствительным и вежливым, поэтому ему выпала иная доля: он живёт в тёплом стойле с подстеленной мягкой соломой, ест овёс и пшено, горя не знает. Подобные пустоплясы начинают ходить вокруг Коняги, рассуждая о том, почему он бессмертный и как ему в работе помогают здравый смысл, жизнь духа и привычка трудиться. Они пустомели, ленивые, высокомерные, живущие сытой жизнью и даже не догадывающиеся, как на самом деле тяжело живётся работягам.
Очень краткий пересказ сказки «Коняга»
Возле пыльной дороги дремлет уставший и измученный Коняга. После тяжелого труда хозяин отпустил животное покормиться. Но сил у старой клячи для еды нет – он отдыхает. Ежедневно Коняга работает – в зной пашет, в холод возит на базар продукты. Летом можно щипнуть свежую травку, а вот зимой на прокорм несвежая солома.
Хозяин у него добрый – зря не бьет. Обычный крестьянин, такой же обездоленный, как Коняга. Судьба вынудила обоих денно и нощно тяжело работать на земле. Природная красота и раздолье полей для них бесконечная каторга.
Никто не беспокоится за Конягу. И корма ему меряют столько, сколько необходимо для жалкого существования и выполнения своей работы.
В полудреме Коняге видится, что к нему подходят Пустоплясы. Он вспоминает о родстве с ними. У коня было два сына – услужливый Пустопляс и угрюмый Коняга. Отец старался воспитать обоих равными, но терпение лопнуло и он решил – « отныне Пустоплясу давать овса, а Конягу кормить соломой». Так и повелось по жизни – один стоял в теплом стойле и ел отборный корм, второму – дождевую воду и хилый навес с прелым сеном.
Соскучился вдруг Пустопляс и вспомнил брата. Решил навестить родственника, и очень удивился, насколько тот вынослив по жизни. Ни голод, ни погода, ни палка ему нипочем – бессмертный Коняга. Рядом ходят его собратья-пустоплясы и бессмысленно спорят о причине стойкости измученного коня. От возгласов просыпается мужик и зовет Конягу продолжать работу. Пустоплясы остаются в стороне чесать языками и наблюдать, как ладно спорится дело у Коняги.
Мысли автора
Салтыков-Щедрин выражает свое произведение в ярком пламени повествования. Он кратко описывает переживания за простой народ, который молча, воспринимает свою судьбу. Кроме этого, в сказке прослеживается надежда на скорейшее освобождение из плена самодержавия.
Неравенство социальных слоев в произведении Салтыкова-Щедрина представлено кратко и понятно, в виде сравнения двух героев. Очень часто писатели в своих произведения используют образы животных, которые олицетворяют реальных личностей.
Сказка автора основана на событиях, которые происходили в стране в конце XIX века. В каждой строчке ощущается вся боль Салтыкова-Щедрина о судьбе крестьян. Сам писатель прожил тяжелую жизнь, и именно нелегкое детство послужило созданию его сказок. В любой описываемой ситуации он чувствовал что-то родное и близкое к нему самому. Каждое его произведение наполнено смыслом и моралью. А также в тексте сказки можно наблюдать сатирические нотки, которые делают произведение более интересным и наполненным.
Предыдущая запись «Обезьяний язык» — анализ рассказа Михаила Зощенко
Следующая запись «Орел-меценат» — краткое содержание сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина
Заключение
Восприятие сказки «Коняга» Салтыкова-Щедрина у каждого читателя разное. Но во всех своих произведениях автор жалеет простого человека или обличает недостатки правящего класса. В образе Коняги и Мужичка у автора безропотные, угнетаемые крепостные, огромное количество людей-тружеников, зарабатывающих свою маленькую копеечку. «…Сколько веков он несет это иго – он не знает. Сколько веков предстоит нести его впереди – не рассчитывает…» Содержание сказки «Коняга» словно краткий экскурс в историю народа.
Автор, обличая жестокую несправедливость, надеялся, что придет время, когда сила земли, ее богатства будут справедливо распределены между людьми, живущими на ней. Когда труд будет достойно оценен и позволит человеку безбедно существовать и встретить старость. И исчезнут наконец-таки лжецы и «пустоплясы», паразитирующие на теле народа.
Заключение
Сказка Салтыкова-Щедрина в иносказательной форме показывает, каким тяжёлым и неблагодарным может быть труд подневольного крестьянина. Причина его безрадостной жизни — социальная несправедливость, которая на протяжении многих лет оставалась безнаказанной.
Вся жизнь тощего и изморенного Коняги- это бесконечная тяжелая работа, сравнимая только с каторжным трудом. Ест Коняга один овес и постоянно недосыпает. Но только таким образом можно заработать на хлеб.
Хозяин лошадки совсем не злой и никогда зря не ударит, а только покричит и пошумит, а днем отпускает попастись на свежей травке. Но это время конь использует для сна, хотя насекомые и жалят беспощадно.
Мимо поля проходит его брат Пустопляс, он своей лестью и почтительностью завоевал сердце отца и тот поселил его в теплой конюшне и ест он только чистый овес. Смотрит Пустопляс на брата и дивится, как это он от жизни такой еще не издох. А Коняга молча тащит свое ярмо и терпит.
Вывод:
Автор в образе Коняги показывал роль бессловесного народа – труженика, который не имел никакой радости в жизни, а только тяжелый труд. Коняга не умел льстить и ластиться, поэтому работал, а Пустопляс своей вежливостью добился иной участи.
Жизнь у Коняги непростая, всё что есть в ней — это тяжёлая каждодневная работа. Работа та равносильна каторге, но для Коняги и хозяина эта работа — единственная возможность зарабатывать на хлеб. С хозяином, правда, повезло: мужик зря не бьёт, когда совсем тяжело — окриком поддерживает. Он выпускает тощего коня пастись на поле, но Коняга пользуется этим временем чтобы передохнуть и поспать, несмотря на больно жалящих насекомых.
Мимо дремлющего Коняги проходят его сородичи. Один из них, Пустопляс, — его брат. Коняге отец уготовил тяжёлую участь за его неотёсанность, а вежливый и почтительный Пустопляс — всегда в тёплом стойле, кормится не соломой, а овсом.
Пустопляс смотрит на Конягу и дивится: ничем его не пронять. Казалось бы, уже и жизнь Коняги должна закончится от такого труда и еды, но нет, Коняга продолжает тянуть тяжёлое ярмо, выпавшее ему на долю.
Коняга – замученная кляча с выпяченными ребрами, свалявшейся гривой, отвислой верхней губой, разбитыми ногами.
Хорошо, что хозяин у Коняги добрый. Зря не бьет, окриком поддерживает, сам всеми силами помогает упираться на пахоте. После работы выпрягает и пускает покормиться. Но тощему коню лучше поспать, отдышаться, чем траву щипать. Непосильная работа у Коняги, но она – единственная возможность ему и его хозяину на хлеб заработать.
А вокруг лежит громада полей, как будто силу сказочную в себе стережет. Коняга с мужиком бьются над тем, чтобы силу эту освободить. Исхожено поле от края до края. Всяким видел его Коняга: в цвету и наряде, обнаженным и безжизненным. Пленило бескрайнее поле Конягу и его хозяина. Не замечают они красоты вокруг и цветения, а знают только каторжный труд, от которого нельзя освободиться.
Вся жизнь Коняги заключена в работе. И сил, и еды ему отмеряно ровно столько, чтобы выдержать эту непосильную тяжесть. Никому нет дела до усталости и кровавых ран, никто не заботится о благополучии Коняги. Не жизнь, не смерть, а бесконечное существование.
В дреме чудится Коняге, что мимо него Пустоплясы идут. Помнится, легенда о том, что был у них с Пустоплясом один отец – старый конь. В отличие от грубого и некультурного Коняги, Пустопляс был услужливым и обходительным. Старый конь относился к сыновьям ровно, по-отечески, а потом не выдержал и повелел, чтобы Пустопляс в теплом стойле стоял, овес ел. Конягу в холодный хлев определил, солому есть сказал, да водой из лужи запивать.
Вспомнил Пустопляс своего брата, решил проведать, как тот живет. И удивился: бессмертным оказался Коняга. Бьют его, в холоде и голоде держат, а он все живой. Ходят сородичи-пустоплясы около Коняги, разглагольствуют о его бессмертности.
Рассуждают о здравом смысле работы, о том, что она определяет жизненный дух и сохраняет равновесие в душе. Они уверены, что неистребимость Коняги оттого, что находится он на своем месте. Пустыми и бесполезными являются эти разговоры. И продолжает Коняга тянуть тяжелое ярмо, выпавшее на его долю.
Заключение:
Коняга, в сказке Салтыкова-Щедрина, является символом народа. Он не осознает свою силу, мощь, забит и несознателен, но неистребим.
-
Жуковский красный карбункул краткое содержание
-
Таблица умножения на стене в школе
-
Оснащение детских садов мебелью
-
Куда делать манту в школе
- Читать чехова налим полное содержание