Краткая биография новалис

Генрих фон офтердинген - новалис - немецкая литература - зарубежная литература - в книгу вошли краткие пересказы произведений зарубежной литературы

Биография

Родился в 1772 году в родовом замке Обервидерштедт (Саксония) в семье солезаводчика из древнего нижнесаксонского рода Харденбергов (Гарденбергов), один из представителей которого возглавлял в начале XIX века прусское правительство. Семья не была богатой.

В 10 лет был послан в религиозную школу, но не смог там учиться из-за суровой дисциплины. Он переезжает с отцом в Вайсенфельс, где поступает в гимназию Ауслебен. В 1790—1791 слушает лекции по праву в Йенском университете. С 1791 по 1793 года изучал юридическое дело в Лейпциге и Виттенберге, в 1797—1798 годах учился в горной академии Фрайберга.

Благодаря переездам из одного образовательного центра в другой Новалис был знаком со многими выдающимися людьми своего времени — братьями Шлегелями, Людвигом Тиком, Фридрихом Шиллером. В 1795 году Новалис был помолвлен с Софи фон Кюн (1782—1797), которую очень любил. Она рано умерла (15 лет) от туберкулёза, но её образ нашёл воплощение во всех героинях Новалиса. С ней связано представление автора о возвышенной любви и идеальной возлюбленной.

После окончания университета в 1797 году Новалис начал изучать теологию, стремясь к познанию мира. В своей статье «Христианство или Европа», опубликованной посмертно, он высказывает мнение, что Германия способна двигаться вперёд только с помощью средневековой католической церкви, и рекомендует бросить все силы на возрождение её. Но будучи действительно образованным и думающим человеком, Новалис понимает, что забрасывать науку и коммерческие отношения нельзя — без этого Германия никогда не выйдет из состояния задворок Европы. И тогда он предлагает компромисс между церковью, торговлей и наукой. Роль организатора общественного прогресса в размышлениях Новалиса была отведена католической вере. Он считается членом масонского общества.

Новалис не успел воплотить в жизнь многое из своих намерений. Он умер 25 марта 1801 года в час дня в возрасте неполных 29 лет от туберкулёза. Вероятно, он заразился болезнью от Фридриха Шиллера. С августа 1800 года Новалис жаловался на боли в груди и тяжёлое дыхание. Согласно последним исследованиям, он мог с детства страдать муковисцидозом.

Похоронен на кладбище в городе Вайсенфельсе, где доживал свои дни.

Воспоминания Марии

Лежа на картофельном поле, глядя в небо, женщина вспоминала всю свою жизнь. С малых лет девушка хлебнула горе. Когда ей было семь, белогвардейцы расстреляли отца-коммуниста. В 16 лет она похоронила мать. Мария с юности была труженицей — смогла окончить только 4 класса, так как нужно было работать, трудиться по хозяйству, чтобы прокормиться. Ее будущий муж Иван тоже проучился только 4 года по этой же причине. Однако обоих приняли в комсомол и в колхоз. Значит, односельчане уважали молодых.

Юноша с девушкой поженились, через год у них родился сын Вася. Девушка работала в третьей бригаде дояркой, ее муж — там же, шофером.

Когда началась война, Иван пошел на фронт, но вернулся без руки. Мария утешала его, как могла. Вместе с другими земляками она уходила рыть окопы для советских солдат, чтобы таким образом помочь им.

Потом в село пришли немцы. Сначала они не трогали жителей, но когда кто-то взорвал их машину вместе с офицерами и забрал ценные документы, фашисты начали мстить — повесили Ивана, Феню, которая заступилась за него, и сына Марии. Последней женщины закрыли рот руками, чтобы она не кричала, ведь тогда бы каратели убили и ее.

Потом односельчанки спрятали несчастную в кукурузе, наказали не выходить, пока всё не утихнет. Поэтому Мария осталась жива. Значит, судьбе было угодно, чтобы эта женщина — Матерь человеческая, — не погибла. Ведь кто бы тогда спас столько живых душ, попытался вылечить тяжелораненого противника? Не мстить ему, а проявить сострадание и милосердие. Это смогла сделать она — Матерь человеческая. Анализ произведения расскажет о трагизме следующих событий.

Наследие и признание

Образ Новалиса, ставший для немецких романтиков образцом философа-поэта, пропагандировался Л. Тиком и принимался Й. фон Эйхендорфом, Э. Т. А. Гофманом и другими последующими романтиками, но отвергался, осуждался радикальным бюргерством «Молодой Германии» и Г. Гейне как реакционная сила

В конце XIX века его творчество вновь привлекает к себе внимание символистов, экспрессионистов и неоромантиков конца 1890-х

Слова Новалиса «Теории — сети, ловит только тот, кто их забрасывает» взяты эпиграфом к труду Карла Поппера «Логика научного исследования».

Новалис является автором сравнения религии с опиумом, ставшего широко известным благодаря фразе Карла Маркса «Религия — опиум народа». В 1798 году в сборнике афоризмов «Цветочная пыльца» Новалис писал:

«Матерь человеческая» — анализ. Дети, которым Мария спасает жизнь

Дальнейшее изучение повести доказывает, что нет предела человеческим возможностям. Мария, дабы не пропал труд колхозников третьей бригады, каждый день ходила убирать кукурузу, подсолнухи, овощи.

В один из таких уже зимних дней женщина услышала голоса в копне сена и увидела семерых детей. Они много дней шли, питались сырым картофелем, который находили на полях. Это были дети из разбомбленного поезда, который вез эвакуированных из блокадного Ленинграда. Из 160 человек уцелело только 7. Мария выходила детей. Сначала она отвела их домой, вымыла, дала молока, постирала вещи, затем стала шить им новые из тех, которые до этого нашла в окопах.

Старшие девочки стали помогать женщине убирать урожай третьей бригады.

Творчество

В творчестве Новалиса с большой полнотой раскрывается переход раннего немецкого романтизма от субъективно-радикально-бунтарского к объективно-мистическому идеализму, в котором неустойчивость земного и социального бытия преодолевается противопоставлением остро ощущаемой «бренности» сущего — миру абсолютного, в котором компенсируются ущербность, зыбкость, обреченность существующего мира.

В его «Гимнах к ночи» (1800), написанных на смерть невесты (6 глав ритмической прозы с вставками белого и рифмованного стиха), даётся образец ранне-романтической мифологии, в которой разворачивается сложная антитеза Света и Ночи. Свет — прекрасен, но он земной и имеет пределы, а Ночь — потусторонняя и беспредельная, является подлинным утешением и отчизной страждущего. Но затем оказывается, что у Ночи есть дочь Любовь, а затем является Сын, таинственно зачатый Девой-матерью от беспредельной Ночи, которая далее объявляется Царством Отца, Сына и Любви, и подлинным прибежищем героя. Она прославляется как соединение с «настоящим», слабым отблеском которого являются День и земная жизнь. Это настоящее постигается не разумом, не наукой, а непосредственным проникновением (интуицией), не осложнённым пагубными премудростями рационализма.

Отсюда возникает идеал непосредственно творящего, ищущего, вечного во временном, бесконечного в конечном, наивного, не отягощенного тяжёлыми размышлениями поэта. Образ такого поэта дан им в аллегорической сказке «Гиацинт и роза», вставленной в философский фрагмент «Ученики в Саисе» (основная идея: мир науки — искусственный мир, действительность же постигается не разумом, а чувством), и в наиболее значительном произведении Новалиса — неоконченном романе «Генрих фон Офтердинген» (1797—1800).

«Генрих фон Офтердинген»

В этом романе «о чудесных судьбах поэта, где поэзия в её многообразных соотношениях и изображается и прославляется», дан в достаточно развёрнутом виде весь идейный комплекс дворянского романтизма. Ремесленно-цеховой мир средневековья, превращенный в идиллический мир расцвета наивного народного творчества, — образ Офтердингена, вырастающего как поэт в поисках «голубого цветка», сделавшегося символом романтического томления по невыразимому идеалу, — нарочито архаичная речь, служащая той же цели идеализации непосредственной «народности», — все это раскрывает тот идейный мир, в который уходит Новалис в поисках Абсолюта.

В основу произведения положена легенда об известном миннезингере XIII в. Генрихе фон Офтердингене. Внешняя событийная канва — это лишь необходимая сюжетная оболочка для изображения глубинного внутреннего процесса становления поэта и постижения Генрихом жизненного идеала, аллегорически изображенного Новалисом в облике «голубого цветка». Основную смысловую нагрузку несут на себе сновидения Генриха, рассказанные ему притчи, сказки и мифы. Роман состоит из двух частей. Первая часть — «Ожидание», которую Новалис закончил, посвящена путешествию Генриха из Эйзенаха в Аугсбург и его душевным изысканиям. Вторая часть — «Свершение», которую Новалис не успел закончить. Эта часть посвящена поэзии, её значению в жизни мира; она — путь в Золотой век, обретением которого должна была заканчиваться вторая часть. Генрих, полюбив дочь волшебника Клингзора Матильду, должен был продолжить своё путешествие и наконец сорвать Голубой цветок из своего сна.

Толчком к этому роману стал роман Гёте «Годы учения Вильгельма Мейстера», посвящённый перевоспитанию юного мечтателя в обычного человека-практика, впервые поднявший тему профессии. Новалис же кардинально не согласен с такой трактовкой: воспитание он напрямую связывает с духовным ростом, с преданностью романтическому идеалу и лирическому чувству. Голубой цвет в романе — это символ самораскрытия духовного и одновременно — тернистый путь его познания, по которому идет Генрих, сновидец и мечтатель, открытый новым встречам и впечатлениям. Это история о том, как мир воспринимает новую душу, и как новая душа воспринимает мир. Герой ищет себя, слушает рассказы других, сопоставляет их с собой, со своей жизнью. Каждая профессия символизирует поиск смысла жизни. Например, рудокоп, роющий вглубь также, как познается смысл жизни — и т. д. Роман написан простым общедоступным языком; его пронизывают философские диалоги, легенды и рассказы, складывающиеся в целую систему символов и аллегорий.

Поэтика и проблематика романа

Первая часть романа, которая называется «Ожидание», повествует о странствиях молодого человека, поэта, романтика и максималиста. Двадцатилетнему Генриху, ученику капеллана, снится сон о том, что он бредет по темному лесу, выходит к горам и в пещере находит непередаваемой красоты голубой цветок. Голубой цветок — это символ немецкой романтической поэзии, другими словами — символ кристальной поэзии и совершенной жизни человека.

Юный Генрих покидает дом отца, родную Тюрингию, и отправляется на родину матери. По дороге он встречает многих людей, различных профессий и складов ума. Всех он слушает с присущей ему внимательностью и интересом. Из каждой выбранной истории герой извлекает что-то новое для себя, обнаруживает новые стороны жизни. И в своей «погоне за голубым цветком» все ближе и ближе подходит к нему. Первая часть состоит из девяти глав, последовательно приводящих Генриха к познанию главных сил мироздания. Первая глава, где возникает символический голубой цветок, и последняя, в которой Клингсор рассказывает сказку о царстве Арктура, изображающую в аллегорической форме главные силы мироздания, создают символически-аллегорическое обрамление всего повествования, переводя немногочисленные бытовые подробности остальных глав в мифологический план.

Итогом всего романа становится знакомство Генриха и Матильды. Она превращает всю жизнь поэта в музыку, а музыка для романтиков — высшее постижение истины. Священное пламя его души будет хранить тоже любовь. Генрих говорит здесь о конце пути, но он имеет в виду только тот отрезок его, который ему виден: роман не случайно не оканчивается встречей с Матильдой, ее появление завершает только период «ожидания» — так названа первая часть. В финале Матильда — голубой цветок будет способствовать новым превращениям Генриха, которые дадут ему возможность восстановить гармонию в мире. Символ многозначен, его смыслы восходят к основным идеям романтизма.

Ссылки

  • Новалис в библиотеке Максима Мошкова
  • Сайт, посвящённый Новалису
  • Новалис. Генрих фон Офтердинген. Высокий роман
  • Викифицировать статью.
  • Исправить статью согласно стилистическим правилам Википедии.
  • Проставив сноски, внести более точные указания на источники.

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Каштанов, Сергeй Михайлович
  • Шимпанзе

Смотреть что такое «Новалис» в других словарях:

Новалис — (псевдоним Фридриха фон Гарденберга) (1772 1801) немецкий писатель, один из самых крупных представителей нем. романтизма. Происходил из родовитой дворянской семьи. Готовясь к чиновничьей карьере, изучал юридические науки. Н. неразрывно связан с… … Литературная энциклопедия

НОВАЛИС — (Novalis), псевдоним; настоящее имя Фридрих фон Харденберг (Hardenberg) (1772 1801) философ, поэт, один из вождей йенского романтизма. Изучал право в Йене, Лейпциге, Виттенберге, в 1797 горное дело во Фрейбурге. Некоторое время работал горным… … Философская энциклопедия

Новалис — Новалис: от магического идеализма к христианству как универсальной религии Новалис, настоящее имя которого Фридрих фон Гарденберг, родился в 1772 г. и скончался в неполные двадцать девять лет от туберкулеза в 1801 г. Его называют поэтическим… … Западная философия от истоков до наших дней

Новалис — (Фридрих фон Хартенберг) (1772 1801 гг.) писатель и философ Безумие и колдовство очень схожи. Кудесник это художник безумия. В основе, каждый человек живет в своей воле. Твердое намерение есть общеуспокаивающее средство. Все случаи нашей жизни… … Сводная энциклопедия афоризмов

НОВАЛИС — (Novalis) (настоящие имя и фамилия Фридрих фон Харденберг) (1772 1801), немецкий писатель романтик и философ. Входил в кружок йенских романтиков. Понимал мир как символическое всеединство ( магический идеализм ) духа, Бога и природы, существующих … Современная энциклопедия

НОВАЛИС — (Novalis) (настоящие имя и фамилия Фридрих фон Харденберг (von Haardenberg) (1772 1801) немецкий мыслитель, поэт и прозаик Йенского романтизма, в чьем творчестве наиболее полно выражено романтическое миросозерцание. Многие сочинения Н. были… … История Философии: Энциклопедия

НОВАЛИС — (Novalis) (настоящие имя и фамилия Фридрих фон Харденберг (von Haardcnbcrg) (1772 1801) немецкий мыслитель, поэт и прозаик Йенского романтизма, в чьем творчестве наиболее полно выражено романтическое миросозерцание. Многие сочинения Н. были… … Новейший философский словарь

Новалис — (Novalis) (настоящие имя и фамилия Фридрих фон Харденберг) (1772 – 1801), немецкий писатель романтик и философ. Входил в кружок йенских романтиков. Понимал мир как символическое всеединство (“магический идеализм”) духа, Бога и природы,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Новалис — (Novalis), настоящие имя и фамилия Фридрих фон Харденберг (Hardenberg) (1772 1801), немецкий поэт и философ. Представитель йенского кружка романтиков. Высказал идеи интуитивистской диалектики, всеобщего символизма природы, полярности и… … Энциклопедический словарь

НОВАЛИС — (Novalis, псевд.; настоящее имя Георг Филипп Фридрих фон Харденберг Georg Philipp Friedrich von Hardenberg) (1772 1801), наиболее влиятельный поэт раннего немецкого романтизма. Жизнь Новалиса небогата событиями. Родился 2 мая 1772 в родовом… … Энциклопедия Кольера

Главные герои романа

  • Гейнрих фон Офтердинген – главный герой романа. Молодой человек, отправившийся к матери на родину, в Аугсбург.
  • Мать Генриха – автор не называет её имени, путешествует вместе с ним.
  • Купцы — знакомят его с двумя легендами. В одной из них говорится о том, как некогда, в далекие времена, одному прославленному поэту и певцу грозила гибель от руки жадных до его сокровищ владельцев корабля, на котором он плыл по морю. Однако его песни так потрясли морских животных, что они спасли ему жизнь и вернули отобранные у него сокровища. В другой легенде речь идет о дворе просвещенного, покровительствующего поэзии короля и его дочери, которая однажды покинула родительский дом и целый год скрывалась от отца, живя в лесу с любимым человеком. Через год её возлюбленный своими песнями и игрой на лютне настолько овладел сердцем её отца, что тот даровал им обоим прощение и принял в свои объятия их и своего новорожденного внука.
  • Зулейма – пленница, привезенная с востока., оплакивающая свою безрадостную судьбу.
  • Рудокоп — рассказывает им о своей жизни, о металлах и минералах, сокрытых в недрах земли. Под его предводительством они посещают в горах целую галерею пещер, где находят останки доисторических животных.
  • Фон Гогенцоллерн – отшельник, который после славной и насыщенной военными подвигами молодости удалился от людей для отдохновения, познания внутренней жизни своей души и изучения истории.
  • Шванинг – дед Генриха.
  • Клингсор – поэт, величавый человек, изображение которого Генрих уже видел в книге отшельника. Впоследствии наставник Генриха.
  • Матильда – возлюбленная главного героя.

Публикации на русском языке

  • Генрих фон Офтердинген. — М.: Госиздат, 1922.
  • Фрагменты // Литературные манифесты западноевропейских романтиков. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. — С. 94—107.
  • // Поэзия немецких романтиков. — М.: Художественная литература, 1985. — С. 26—85.
  • Вера и Любовь, или Король и Королева // Эстетика немецких романтиков. — М.: Искусство, 1987. — С. 44—57.
  • Гимны к ночи. / Пер. с нем. В. Б. Микушевича — М.: Энигма, 1996. — 192 с. — ISBN 5-85747-016-1
  • Лира Новалиса в переложении Вячеслава Иванова. — Томск: Водолей, 1997. — 128 с. — ISBN 5-7137-028-3
  • // Строфы века — 2. Антология мировой поэзии в русских переводах XX века. — М.: Полифакт, 1998 (по указателю).
  • Генрих фон Офтердинген. — М.: Ладомир; Наука, 2003. — 280 с. — ISBN 5-86218-399-X
  • // Зарубежная поэзия в переводах Вячеслава Куприянова. — М.: Радуга, 2009.
  • Ученики в Саисе. — СПб.: Леонардо, 2011.
  • Афоризмы и фрагменты в переводах Николая Болдырева // Шульц Г. Новалис. / Пер. с нем. — Челябинск: Урал LTD, 1998. — С. 295—313.
  • Фрагменты. — СПб.: Владимир Даль, 2014. — 319 с. — ISBN 978-5-93615-130-9
  • Рижская дума
  • Бассиньяк-ле-О
  • Филипп Филиппович Преображенский
  • Малая длиннохвостая сумчатая мышь
  • Чемпионат Восточной Азии по футболу
  • Архиепархия Лусаки
  • Глинская, Елена Васильевна
  • Кобаяси, Рёю
  • Астерикс и Обеликс в Британии
  • Сокхон И

Вернер Брахт

Мария вспомнила, что они с мужем вырыли надежный погреб, которой хорошо укрепили и даже обмазали стены глиной. В нем был тоннель для хранения картофеля зимой. Она решила обосноваться вместе с животными там, но когда они подошли ближе, собака истошно залаяла. Женщина взяла вилы и вошла внутрь. Там она увидела немецкого солдата, который, не моргая, смотрел на нее.

Сначала женщину охватила ненависть, но, нужно отдать ей должное, Мария смогла справиться с эмоциями и не убила немца за то, что другие такие же солдаты отняли у нее самое дорогое — мужа и сына. Анализ произведения «Матерь человеческая» Закруткина свидетельствует о том, каким великодушием, состраданием отличалась крестьянка. Но эти ее качества пробудились лишь тогда, когда немец закричал по-русски: «Мама». Этот крик пронзил ее сердца и спас раненого солдата, который был еще совсем мальчишкой.

Он был ранен в грудь. Женщина перевязала солдата, дала ему молока. Однако несмотря на все ее старания тот через несколько дней умер. Женщина похоронила этого молодого ещё человека, который не хотел воевать и вот так сгинуть на чужбине.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный мир
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: