Коняга — краткое содержание сказки Салтыкова-Щедрина
Около дороги дермлет уставшая от пахоты Коняга. Хозяин приносит ей корма, но лошадь не может есть, слишком устала – попалась тяжёлая борозда с большим количеством камней.
Выглядит Коняга ужасно: тощая, с гноящимися глазами, сбитой гривой, разбитыми ногами. Лошадь вынуждена работать круглый год, летом пахать землю, зимой возить наработанное. Работы у Коняги много, а сил взять негде. Корма мало. Летом есть хотя бы трава, зимой приходится есть прелую солому, весной же в поле травы почти нет, только жалкие остатки с осени.
Но хозяин у Коняги хороший, зря животное не мучает и сам помогает, как может: упирается руками в соху сзади, напирает, подгоняет лошадь ласковым криком. Как закончат вспахивать борозду, оба чувствуют, что пришла смерть. И так каждый день.
Велики русские поля, огромная сила в них заключена, освободить её под силу лишь мужику и Коняге. Бьются они над этим каждый день своей жизни, но не выпускает поле свою силу и по сей день.
Коняга лежит на самом солнцепёке, не реагируя на мух и оводов, нападающих на него. Непонятно даже, дремлет животное или испускает дух. Вместо снов у Коняги – тяжёлая хмара.
Лошадь исходила уже всё поле, но нет ему конца и края. Для кого-то поле – раздолье, но для Коняги – это тяжёлое бремя, кабала. Никогда не закончится поле, не потухнет солнце, не прекратятся дожди и вьюги. Для других природа – мать, для Коняги же – горький бич, нещадно истязающий его. Для него в природе нет красоты и гармонии, коняга познаёт лишь несчастье, усталость и боль.
Работе нет конца. Коняга был рождён только для работы, без неё он лишь мешает. Никого не заботит его состояние, лишь бы мог он выносить работу. Коняга не умирает, но и не живёт. Коняга познал вечность – жизнь для него не кончается, но для чего дана она?
Пока Коняга дремлет, мимо проходят пустоплясы. В прежние времена Коняга и Пустопляс были братьями, но Пустопляс был воспитанным сыном, а Коняга – грубым да неотёсанным. Отец долго терпел невежду, но затем рассердился и высказал волю, чтоб Коняге вечно доставалась солома, а Пустоплясу – овёс. И стал Пустопляс хорошо жить, да только скучно ему стало, решил братца проведать. Пришёл и увидел он, что Коняга – и вовсе бессмертный. Стали пустоплясы думать, в чём же его секрет: один скажет, что дело в здравом смысле, другой – что духе жизни и жизни духа, третий говорит, что это потому что Коняга обрёл настоящий труд, а четвёртый скажет, что Коняга привык к своей доле. Но тут пришёл мужик и прервал спор, а Коняга снова принялся за работу.
Краткое содержание Деревенский пожар Салтыкова-Щедрина для читательского дневника
Произведения других авторов кратко Краткая биография Салтыкова-Щедрина М. Салтыков-Щедрин был рожден в Тверской губернии в 1826 году. В возрасте 10 лет он начал обучение в Московском дворянском институте.
Показав себя как отличного ученика, вскоре получил перевод в Царскосельский лицей. В 19 лет Михаил поступил на военную службу, в канцелярию. В это время впервые начали публиковаться его произведения. Был выслан на Вятку в 1848 году, поскольку его образ мыслей был многими не принят.
Там он работал в должности старшего чиновника при губернаторе, а затем стал советником правления губернатора. Только в 1856 году его ограничение на проживание было отменено. В это время Михаил возвратился в Петербург. Там он начал снова заниматься писательской деятельностью. Кроме этого, писатель работал в Министерстве внутренних дел и принимал участие в реформировании. В 1858 году Салтыков-Щедрин стал вице-губернатором в Рязани, а после — в Твери.
В течении нескольких лет он пытался вернуться на государственную службу, но попытки были неудачными. В 1889 году Михаил Евграфович ушел из жизни.
Салтыков щедрин сказки маленькие. Салтыков-щедрин михаил евграфович
- ЖАНРЫ
- АВТОРЫ
- КНИГИ 589 562
- СЕРИИ
- ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 548 322
М.Е. Салтыков-Щедрин. Фотография. 1980-е гг.
В настоящем издании сказочный цикл Салтыкова-Щедрина печатается в полном составе. Как в Полном собрании сочинений (1933-1941) и Собрании сочинений (1965-1977), его композиция восходит к прижизненным изданиям (1886 и 1887 гг.), сформированным самим писателем. Изменения в композиции цикла, установленной автором, связаны с дополнениями, которые вносились в его состав в 1890, 1906 и 1927 гг. Эти дополнения складываются из двух разнородных групп: сказки 1869 г. и произведения, принадлежащие к сказочному циклу, но по цензурным условиям в легальной печати при жизни Салтыкова не появлявшиеся. Они вводились в цикл применительно к положенному в основу его композиции совмещению хронологического и тематического принципов построения. Сказки 1869 г. вошли в качестве первого звена цикла; изъятые из «Отечественных записок» в феврале 1884 г. сказки «Медведь на воеводстве» и «Вяленая вобла» и в марте того же года «Орел-меценат», «Карась-идеалист» поставлены вслед за январской серией этого года, а сказки «Богатырь» и «Ворон-челобитчик», не появившиеся в 1886 г. в «Русских ведомостях» из-за цензурных опасений, включены в группу сказок этого года.
Сказки 1869 г. печатаются по изданию: Салтыков-Щедрин М. Е. Сборник: Рассказы, очерки, сказки. 2-е изд. СПб., 1883. Сказки, при жизни Салтыкова в легальной печати не публиковавшиеся и в его прижизненные сборники не входившие, печатаются: «Медведь на воеводстве», «Вяленая вобла» – по тексту корректурных гранок «Отечественных записок»; «Богатырь» – по тексту наборной рукописи; «Архиерейский насморк» – по автографу; «Ворон-челобитчик» – по изданию: Салтыков-Щедрин М. Е. Соч. СПб., 1889. Т. 8; «Орел-меценат» – по изданию: Салтыков-Щедрин М. Е. Поли. собр. соч. 5-е изд. (А. Ф. Маркса). СПб., 1906. Т. 4. Остальные произведения входили в сборник «23 сказки» и воспроизводятся по тексту его второго издания: Салтыков –Щ е д р и н М. Е. 23 сказки. СПб., 1887.
Тексты сказок проверены по всем предшествующим публикациям, сохранившимся корректурным гранкам и автографам. Орфография и пунктуация в большинстве случаев выдержаны в соответствии с принципами, выработанными в издании: С а л т ы к о в-Щ е д-р и н М. Е. Собр. соч.: В 20 т. М., 1965-1977. В дальнейшем ссылки на это издание даются в тексте с указанием тома – римской цифрой, страницы – арабской.
Автографы произведений сказочного цикла хранятся в Рукописном отделе Института русской литературы (Пушкинский Дом) АН СССР (ф. 366) в Ленинграде и в Центральном государственном архиве литературы и искусства (ф. 445) в Москве.
ИРЛИ – Институт русской литературы (Пушкинский Дом) АН СССР.
ЛН – Литературное наследство.
03 – Отечественные записки.
Р. вед. – Русские ведомости.
ЦГАЛИ – Центральный государственный архив литературы и искусства (Москва).
Оригинальный текст содержит два вида ссылок: на ту же страницу (внизу), чаще всего это примечания М.Е. Салтыкова-Щедрина или перевод с иностранного, и в конец книги, в главу примечания. По понятным соображениям я вынес все приложения в конец книги.
Кроме того, примечания к сказкам содержат еще и такое: «С. 93, строки 21-22 сверху. Слова. ». Я поленился отсчитывать в книге строки и вставлять в текст соответствующие ссылки. Буде найдутся энтузиасты – милости прошу
Сюжет сказки «Коняга» Салтыков-Щедрин
«Коняга» Салтыков-Щедрин краткое содержание произведения:
Коняга – замученная кляча с выпяченными ребрами, свалявшейся гривой, отвислой верхней губой, разбитыми ногами.
Каторжной работой замучен Коняга. Летом пашет, зимой «произведения» возит. Сил ему взять неоткуда, потому что корм плохой. Летом можно еще травы сочной поесть. А вот зимой только прелую солому дают. Зиму пережить трудно. Весной жердями на ноги ставят Конягу, до того он обессилен.
Хорошо, что хозяин у Коняги добрый. Зря не бьет, окриком поддерживает, сам всеми силами помогает упираться на пахоте. После работы выпрягает и пускает покормиться. Но тощему коню лучше поспать, отдышаться, чем траву щипать. Непосильная работа у Коняги, но она – единственная возможность ему и его хозяину на хлеб заработать.
А вокруг лежит громада полей, как будто силу сказочную в себе стережет. Коняга с мужиком бьются над тем, чтобы силу эту освободить. Исхожено поле от края до края. Всяким видел его Коняга: в цвету и наряде, обнаженным и безжизненным. Пленило бескрайнее поле Конягу и его хозяина. Не замечают они красоты вокруг и цветения, а знают только каторжный труд, от которого нельзя освободиться.
Вся жизнь Коняги заключена в работе. И сил, и еды ему отмеряно ровно столько, чтобы выдержать эту непосильную тяжесть. Никому нет дела до усталости и кровавых ран, никто не заботится о благополучии Коняги. Не жизнь, не смерть, а бесконечное существование.
В дреме чудится Коняге, что мимо него Пустоплясы идут. Помнится, легенда о том, что был у них с Пустоплясом один отец – старый конь. В отличие от грубого и некультурного Коняги, Пустопляс был услужливым и обходительным. Старый конь относился к сыновьям ровно, по-отечески, а потом не выдержал и повелел, чтобы Пустопляс в теплом стойле стоял, овес ел. Конягу в холодный хлев определил, солому есть сказал, да водой из лужи запивать.
Вспомнил Пустопляс своего брата, решил проведать, как тот живет. И удивился: бессмертным оказался Коняга. Бьют его, в холоде и голоде держат, а он все живой. Ходят сородичи-пустоплясы около Коняги, разглагольствуют о его бессмертности.
Рассуждают о здравом смысле работы, о том, что она определяет жизненный дух и сохраняет равновесие в душе. Они уверены, что неистребимость Коняги оттого, что находится он на своем месте. Пустыми и бесполезными являются эти разговоры. И продолжает Коняга тянуть тяжелое ярмо, выпавшее на его долю.
Заключение:
Коняга, в сказке Салтыкова-Щедрина, является символом народа. Он не осознает свою силу, мощь, забит и несознателен, но неистребим.
История создания
Михаил Евграфович всегда чрезвычайно трепетно относился к бедственному положению крестьян, вынужденных пожизненно находиться в кабале у помещиков. Многие произведения автора, где открыто затрагивалась эта тема, подверглись критике и не были допущены к печати цензурой.
Однако Салтыков-Щедрин все же нашел выход из этой ситуации, обратив свое внимание на внешне довольно безобидный жанр сказки. Благодаря умелому сочетанию фантазии и реальности, использованию традиционных фольклорных элементов, метафор и яркого афористического языка автору удалось скрыть под маской обыкновенной сказки злое и острое осмеяние помещичьих пороков
В условиях правительственной реакции только благодаря сказочному вымыслу можно было выражать свои взгляды на существующий государственный строй. Использование сатирических приемов в народной сказке позволило автору значительно расширить круг читателей, выйти в массы.
Сказка «Дикий помещик» была впервые опубликована в 1869 году в популярном литературном журнале «Отечественные записки».
В то время журнал возглавлял близкий друг и соратник автора — Николай Некрасов, и у Салтыкова-Щедрина не было проблем с публикацией произведения.
Короткий пересказ «Коняга»
Краткое содержание «Коняга» Салтыков-Щедрин:
Жизнь у Коняги непростая, всё что есть в ней — это тяжёлая каждодневная работа. Работа та равносильна каторге, но для Коняги и хозяина эта работа — единственная возможность зарабатывать на хлеб. С хозяином, правда, повезло: мужик зря не бьёт, когда совсем тяжело — окриком поддерживает. Он выпускает тощего коня пастись на поле, но Коняга пользуется этим временем чтобы передохнуть и поспать, несмотря на больно жалящих насекомых.
«Для всех природа — мать, для него одного она — бич и истязание. Всякое проявление её жизни отражается на нём мучительством, всякое цветение — отравою».
Мимо дремлющего Коняги проходят его сородичи. Один из них, Пустопляс, — его брат. Коняге отец уготовил тяжёлую участь за его неотёсанность, а вежливый и почтительный Пустопляс — всегда в тёплом стойле, кормится не соломой, а овсом.
Пустопляс смотрит на Конягу и дивится: ничем его не пронять. Казалось бы, уже и жизнь Коняги должна закончится от такого труда и еды, но нет, Коняга продолжает тянуть тяжёлое ярмо, выпавшее ему на долю.
Поместье без крестьян
Обрадовался помещик тому, что за один день все мужики исчезли с его владений. Вот только, все приезжают и обзывают его глупцом. Попробовал поиграть в пасьянс – выиграл (из чего заключил, что совсем не глуп). И стал предаваться помещик мечтам, как превратить свое хозяйство в крупное поместье. Мечтал, мечтал помещик – а сад зарос, голод его измучил и весь скот разбежался.
Как-то раз заехал к помещику исправник и видит, все кругом заброшено, скот не кормлен, на базаре ни мяса, ни хлеба нет, да и подати платить помещик не собирается. Испугался князь, что его поместье могут забрать за долги, но от своих мечтаний не отказался. Помещик начал медленно одичать – мыться и стричься перестал, начал охотиться на птиц и зайце, начал разговаривать с медведем.
О чем учили думать «детей изрядного возраста» сказки Салтыкова-Щедрина
Значение его сатиры огромно, как по правдивости ее, так и по тому чувству прочти пророческого предвидения тех путей, по коим должно было идти и шло русское общество… М. Горький
Михаил Евграфович Салытков-Щедрин избрал в своем творчестве верное оружие: сатирическое изображение действительности. От этого принципа он не отказывается и при написании сказок, которые посредством сатиры мы понимаем лучше. Михаил Евграфович — настоящий мастер пера, он стал продолжателем традиций Гоголя, Грибоедова. Он наравне с ними показал, что сатира может стать идеальным оружием для борьбы с острыми вопросами своего времени.
В своих сказках Щедрин затрагивает много важных тем, но, по-моему, главная из них — смысл человеческой жизни. Он, как и все его предшественники, понимал, что жизнь без движения не принесет успеха, что, живя так, человек не оставит после себя никакого следа, даже в памяти друзей. В его понимании нет жизни без действия, движения, а ведь другого и быть не могло, потому что Салтыков-Щедрин — революционер-демократ, человек, который всегда подкрепляет свои слова делом, а не просто разбрасывает слова по сторонам. Он борется, а не «болтает».
Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!
Почему в своих сказках он учит «детей изрядного возраста» жизни, ее смыслу. Он стыдит людей, которые прожили ее бесполезно, не боролись, прибывали в страхе всегда.
Это мы видим в сказке «Премудрый пескарь». В ней главная мысль заключена в изображении обывателей, смирившихся, притихших, неподвижных перед революцией. Пескарь — главный герой, который разговаривает, думает, но все его мысли сосредоточены в том, как бы пожить побольше, да чтоб без курьезов, схваток. Он жил тихо, мирно, никого не трогал, день и ночь сидел и думал, боялся, что сегодня-то он жив, а, что будет завтра неизвестно. Так и пробоялся всю жизнь в норе, не заведя ни семьи, ни детей, ни даже друзей. А потому напрашиваются вопросы: «А вообще жил ли он по-настоящему? Была ли им достигнута цель, поставленная перед ним Господом?»
И я думаю, что можно без раздумий ответить на оба эти вопроса отказом. Ведь пескарь никому пользы не принес, не выполнил наказ «Помогай ближнему своему». И в конце жизни он все понял сам, понял то, что если бы все так жили, то «весь пескарный род давно перевелся бы». Перед смертью он решил вспомнить все, что сделал, а оказалось, что и вспоминать нечего.
«Вся жизнь мгновенно перед ним пронеслась. Какие были у него радости? Кого приютил, обогрел, защитил? Кто слышал о нем? Кто об его существовании вспомнит? И на все эти вопросы ему пришлось отвечать: никому, никто».
Да, прожив более ста лет, он понял, что был не тем, кем себя представлял, нет, наоборот пескарь был лживым мастером своего дела. Думал, что знает, как прожить жизнь.
В чем же смысл этой сложной штуки под названием «жизнь»? Согласно Салтыкову-Щедрину ответ достаточно прост.
Лучше прожить немного, но с пользой, чтобы после себя остался след. Именно к этому выводу подталкивает нас Щедрин. Нет не надо, не обязательно изобретать вечный двигатель, надо просто жить, любить, действовать, бороться, помогать другим. Надо делать то, что испокон веков делали наши предки, то для чего вообще мы существуем и живем, ведь у каждого из нас есть определенная миссия, цель на этой Земле.
http://www.uznaem-kak.ru/smex-saltykova-shhedrina-v-cikle-skazki-dlya-detej-izryadnogo-vozrasta/http://briefly.ru/saltykov-cshedrin/skazki/http://sochinyalka.ru/2017/02/o-chem-uchili-dumat-detej-izrjadnogo-vozrasta-skazki-saltykova-shhedrina.html
голоса
Рейтинг статьи
Анализ сказки «Коняга»
Коняга – символ, образ русского народа, крестьянина. Пустопляс и Коняга –люди-братья, но господа и рабы, богачи и бедняки. Поле для богача – поэзия, для бедного – каторжный труд. Крестьянин работает, но не живет, а выживает. Богатым нет дела до бедных, хотя они живут их трудом, их хлебом. У героев «говорящие имена». В названии и ирония, и горечь: все вынесет Коняга-народ, еще и спасибо скажет.
«Кто освободит эту силу?» Только сам народ может освободить себя. Уничтожают народ, а он бессмертный. Такой народ не победить. Сытые господа рассуждают о том, в чем сила народа, вместо помощи. От народной сказки – предание со сказочным зачином. Отличие от народной сказки: реализм и размышления автора. Автор высмеивает болтунов, эгоистов, бездельников, чиновников, которым нет дела до благополучия народа.
Тема
Главной темой сказки «Дикий помещик» является социальное неравенство, великая пропасть между двумя существовавшими в России сословиями: помещиками и крепостными. Рабство простого народа, сложные отношения между эксплуататорами и эксплуатируемыми — основные проблемы этого произведения.
В сказочно-аллегорической форме Салтыков-Щедрин хотел донести до читателей простую мысль — именно крестьянин — соль земли, а без него помещик — пустое место. Об этом мало кто из помещиков думает, и поэтому отношение к крестьянину презрительное, требовательное и часто откровенно жестокое. Но только благодаря земледельцу домохозяин получает возможность в изобилии пользоваться всеми благами, которые он имеет.
В своей работе Михаил Евграфович делает вывод, что именно народ пьет и обеспечивает не только помещика, но и все государство. Истинный оплот государства — не класс беспомощных и ленивых помещиков, а исключительно простой русский народ.
Именно эта мысль не дает покоя автору: он искренне сетует на то, что крестьяне слишком терпеливы, мрачны и подавлены и не понимают до конца всей своей силы. Он критикует безответственность и терпение россиян, которые ничего не делают для улучшения ситуации.
О произведении
Сказка «Коняга» Салтыкова-Щедрина, написанная в 1885 году, в аллегорической форме демонстрирует тяжёлое положение крестьянства в России в XIX веке. Образ Коняги отражает судьбу русского народа с его бессилием и отсутствием прав, гнёт со стороны зажиточных классов.
Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Коняга», которое пригодится при подготовке к уроку литературы.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Другие персонажи
- Мужичок — крестьянин, хозяин Коняги, которому приходится работать так же много и тяжело, как самому Коняге.
- Пустопляс — породистый скакун, беспечный и праздный.
Краткое содержание
Коняга лежал у дороги и отдыхал после проделанной тяжёлой работы. Мужичок выпряг его покормиться, «но Коняге не до корма
». Он был замученным, слабым, узкогрудым, «с выпяченными рёбрами и обожжёнными плечами, с разбитыми ногами
». Глядя на Конягу, было трудно понять, как на нём можно работать. Но работать приходилось с утра до вечера. Летом Коняга трудился в поле, а зимой развозил «произведения».
Коняга бы и рад стараться, да сил ему брать неоткуда: «такой ему корм, что от него только зубы нахлопаешь
». Летом ещё можно перехватить свежую мягкую травинку, но зимой приходится довольствоваться прелой соломой.
Коняге повезло, что мужик ему попался добрый: «даром его не калечит
». Каждый день они прикладывают все свои жалкие силы, чтобы делать тяжёлую работу, которой не было ни конца, ни краю. Но даже пожаловаться никому на свою горькую участь Коняга не мог: «и в этой утехе бог бессловесной животине отказал
».
Отдыхая под жарким полуденным солнцем, Коняга оказался во власти тяжёлого, мучительного сновидения. Вот перед его глазами предстало поле. Для большинства поле — это «раздолье, поэзия, простор; для Коняги оно — кабала
». Поле отнимало у Коняги последние силы, солнце безжалостно испепеляло шкуру, бесконечные «дожди, грозы, вьюги, мороз
» выхолащивали его. Сама природа становилась для Коняги лютым врагом.
Единственным смыслом жизни Коняги была работа. Он был зачат и рождён исключительно для труда, и корма ему выделяли ровно столько, «чтобы не дать замереть в нём той мускульной силе, которая источает из себя возможность физического труда
». Все остальные потребности и проблемы Коняги были неинтересны его хозяину.
Дремал Коняга, а мимо него проходили пустоплясы, и трудно было с первого взгляда сказать, «что Коняга и Пустопляс — одного отца дети
». Согласно древнему преданию, у старого коня было два сына: вежливый и воспитанный Пустопляс и неотёсанный Коняга. Понаблюдав за своими детьми, старый конь решил, что отныне и навеки «Коняге — солома, а Пустоплясу — овёс
». Так с той поры и повелось.
Неожиданно Пустопляс вспомнил о существовании своего братца и решил его проведать. Он очень удивился, что даже самая тяжёлая жизнь не может сокрушить Конягу. Пустоплясы принялись бродить вокруг Коняги, каждый на свой лад размышляя над невиданной его силой. Но «все эти разговоры не от настоящего дела завелись, а от грусти
», и Коняге не было до них никакого дела: его ждала тяжелая работа в поле.
Коняга — продолжает свою трудовую жизнь: упираясь изо всех сил, работает в поле.
Заключение
Сказка Салтыкова-Щедрина в иносказательной форме показывает, каким тяжёлым и неблагодарным может быть труд подневольного крестьянина. Причина его безрадостной жизни — социальная несправедливость, которая на протяжении многих лет оставалась безнаказанной.
После ознакомления с кратким пересказом «Коняга» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.
Тест по сказке
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Владимер Черняк
10/10
-
Галина Колупаева
10/10
-
Наруточка Удзумаки
7/10
Другие варианты биографии
- Во время обучения в лицее Салтыков-Щедрин публиковал свои первые стихотворения, однако быстро разочаровался в поэзии и навсегда оставил это занятие.
- Михаил Евграфович сделал популярным литературный жанр социально-сатирической сказки, направленной на разоблачение людских пороков.
- Ссылка в Вятку стала поворотным моментом в личной жизни Салтыкова-Щедрина – там он познакомился со своей будущей женой Е. А. Болтиной, с которой прожил 33 года.
- Пребывая в вяткинской ссылке, писатель переводил труды Токвиля, Вивьена, Шерюеля, делал заметки о книге Беккари.
- В соответствии с просьбой в завещании, Салтыков-Щедрин был похоронен рядом с могилой Ивана Сергеевича Тургенева .