Сюжет и композиция
Некоторые исследователи называют роман предлолитой, хотя Магда, несмотря на юный возраст и девичью фигуру, вовсе не нимфетка, а сложившаяся женщина, причём женщина-хищница. Сближает роман с «Лолитой» страсть героя, которую он не сумел преодолеть.
Действие романа происходит в 20-е годы в Германии. Набоков не указывает год событий, но зато очень точен в описании сезонов. Роман начинается с зимнего снега, а заканчивается ранней осенью следующего года. В основе сюжета любовный треугольник. Искусствовед Бруно Кречмар, человек состоятельный и внешне счастливый, влюбляется в 16-летнюю Магду Петерс, девушку из неблагополучной семьи, мечтающую выйти замуж, стать знаменитой кинодивой и забыть о нищете. Это страсть, которой не помеха ни верная жена, ни умирающая от болезни дочь, ни разница в социальном положении. Отвратительные привычки Магды только вызывают у Кречмара улыбку умиления.
На беду, Магда влюблена в своего первого мужчину, купившего её как малолетнюю проститутку и бросившего, – американского художника немецкого происхождения Горна. Через год после начала романа с Кречмаром, уже добившись жизни с ним в его квартире, Магда встретила Горна, приехавшего из Америки, и стала изменять Кречмару с Горном, которого Кречмар считал другом. Карикатурно выглядело как путешествие втроём на машине Кречмара (Горн распустил слух о своих гомосексуальных наклонностях и не вызывал подозрений у Кречмара), так и способ измены в гостинице в комнате с общей ванной.
Узнав об измене, Кречмар не справился с управлением машины и после катастрофы потерял зрение. Горн и Магда снова предавались любви в коттедже в горах, притворяясь врачом и племянницей больного и издеваясь над ним, пока Кречмара не увёз брат жены. Так же, как Кречмар был одержим любовной страстью, он становится одержимым идеей убийства Магды, так что волею случая вслепую находит её и пытается застрелить, но Магде удаётся убить его самого.
Весь роман с Магдой – резкая перемена жизни героя, плывущего по течению, считывающего «знаки судьбы». Именно случайности движут сюжет романа. Но то, что кажется герою случайностью, часто просто хорошо спланированные акции Магды (она первая взяла под руку нерешительного кавалера, она послала впоследствии прочитанное женой письмо, что привело к разрыву супружеских отношений). А вот то, что Аннелиза читала все письма мужа, уже было приятной для Магды случайностью. Трагической случайностью была смерть дочери (возможность, которой герой не воспользовался, чтобы вернуться к жене). Но вот болезнь дочери случайностью не была, хотя никто, включая Кречмара, не знал, что Ирма опасно заболела, потому что выглядывала в открытое окно отца.
Случайна встреча Магды с Горном, случаен номер с общей ванной, случайны два встречных велосипедиста, случаен звонок швейцара, позволивший Кречмару найти Магду. И на фоне этих случайностей ужасают осознанные предательства и подлые поступки, задуманные и совершённые людьми.
Название романа символично. Камера обскура – в переводе с латыни тёмная комната. Это предтеча фотоаппарата, позволяющая сквозь узкую щель в стене видеть картины реального мира, но размытого и перевёрнутого. Уже в названии заключены и мотив слепоты, и проблема обмана, истинной и ложной жизни.
Взаимодействие героев в романе и его значение
Взаимодействие героев в романе «Камера обскура» является одним из ключевых элементов, определяющих его сюжетную линию и характеризующих главных персонажей. Герои романа, в основном, представлены как индивидуалисты, живущие в своих мирках и не способные настоящим образом взаимодействовать друг с другом. Однако, именно взаимодействие героев их приводит к различным событиям и поворотам в сюжете.
Одним из ярких примеров взаимодействия героев является отношение между Хумбертомом Хамфри и Долорес Хейз, которые встречаются в гостинице и начинают свою запретную любовную связь. Их отношения, несмотря на то, что они являются главными героями романа, не могут быть названы здоровыми или нормальными. Однако, именно эта любовь становится движущей силой сюжета и приводит к его развитию.
Также важным взаимодействием героев является отношение между Хамфри и Куинкеном, который является его лучшим другом и одним из немногих людей, которые знают о его тайной любви к Долорес. Их отношения, несмотря на то, что они кажутся дружескими, на самом деле являются скрытыми и напряженными. Куинкен, не зная о том, что Хамфри влюблен в его дочь, начинает свою собственную игру, которая приводит к трагическим последствиям.
Таким образом, взаимодействие героев в романе «Камера обскура» играет важную роль в развитии сюжета и характеризации главных персонажей. Оно показывает, как даже самые индивидуалистичные люди не могут жить в изоляции и как их отношения могут привести к различным последствиям.
Приглашение на казнь
Приглашение на казнь Краткое содержание романа «Сообразно с законом, Цинциннату Ц. объявили смертный приговор шепотом». Непростительная вина Цинцинната — в его «непроницаемости», «непрозрачности» для остальных, до ужаса похожих (тюремщик Родион то и дело превращается в директора тюрьмы, Родрига Ивановича, и наоборот; адвокат и прокурор по закону должны быть единоутробными братьями, если же не удается подобрать — их гримируют, чтобы были похожи), «прозрачных друг для дружки душ».
УкрЛіб — скорочення від Ukrainian Library (українська бібліотека). Метою створення цього сайту було зробити українську літературу доступною для всіх, хто бажає її читати.
УкрЛіб 2000 — 2022, Євген Васильєв При використанні матеріалів сайту, посилання на УкрЛіб обов’язкове.
Как великолепному знатоку фауны и флоры, Набокову, конечно уж, было известно, что сирин — это не только райская птица с женским лицом и грудью, но еще и сова с оперением ястреба. И вот словно бы перед нами сладкоголосая певунья, которой заслушался некогда монах, не заметив, что пронеслось несколько столетий, преображается вдруг в ухающего ночного хищника, пучеглазого, с острым клювом, прозванного в народе — пугач. И, очнувшись от первого обморока восхищения перед словесным искусством Сирина, большинство русских писателей-эмигрантов вовсе не случайно круто переосмыслили отношение к его дару, отзываясь о нем даже с пугающей грубостью.
Да вот хотя бы его крайне характерные высказывания о любимейшем из писателей — Гоголе, и не только о нем, из лекций по русской литературе (выпущенных отдельной книгой в 1981 году, Нью-Йорк — Лондон):
- И так же будет залетать
- Цветная бабочка в шелку,
- Порхать, шуршать и трепетать
- По голубому потолку…
Художественное своеобразие
Особенности художественных образов продиктованы тем, что роман ориентирован на кинематограф, это своеобразный кинороман с динамичным сюжетом, быстро мелькающими событиями, ориентацией на зрительные образы, символы, лейтмотивы. Все драматические события романа выстроены как череда картинок (или картин).При знакомстве с Магдой Кречмар прикипел к ней душой, потому что она появилась из темноты зрительного зала, «как силуэты на тёмных фонах очень больших мастеров». Его собственная семья кажется герою принадлежащей другой эпохе, «мирной и светлой, как пейзажи ранних итальянцев».
Но Бруно не воспользовался смертью дочери для возвращения к жене, жизнь с которой представлялась ему теперь как длинный, слабо освещённый коридор с заколоченным ящиком или пустой детской коляской, в глубине которого сгущаются потёмки. Все три образа (заколоченного ящика, сгущающихся потёмок и пустой детской коляски) – символы смерти и душевной пустоты.
Свинка Чипи – лейтмотив романа, символ наивного существа, получающего наслаждение перед лицом опасности, воплощение «пира во время чумы». Она резвится на экране, когда Кречмар вторично приходит в кинематограф. Придя к Кречмару, Магда находит в детской плюшевую свинку Чипи. Она произносит: «Хорошо живётся твоей девочке». Но Магда не могла бы знать, что девочка вскоре умрёт. Пришедший к Кречмару Горн снова встречает Чипи и просит убрать её подальше. Так свинка Чипи будто становится свидетелем всех драматических и трагических событий в жизни Кречмара. Она висит на заднем стекле автомобиля Кречмара, а значит, переживает катастрофу и гибнет.
В этом романе странную роль играют детали. Они как будто избыточны. Например, во время свадьбы Кречмара и Анннелизы, происходящей в Мюнхене, лакей в гостинице говорил на восьми языках. Такая деталь на первый взгляд кажется случайной. Но она стоит между информацией о цветущих каштанах и маленьком шраме Аннелизы от аппендицита. Все эти детали имеют в жизни героя такое же значение, как и знание лакеем восьми языков.
Любая деталь у Набокова не случайна. Уезжая навсегда, «Мюллер» просит лежащую Магду не двигаться 5 минут. Только в средине романа становится понятным, что он рисовал её карандашный портрет. Опасения Магды, что «Мюллер» убьёт её, уходя, — предсказание дальнейших кровавых событий, так же, как и малиновый кровавый снег возле кинематографа – места встречи Кречмара и Магды.
Лейтмотив карандашного рисунка всплывает на протяжении всего романа. Он прочерчивает несовпадения сюжетных линий и неугадывания героев. Например, Кречмар не узнал в карандашных рисунках сына старого доктора Ламперта свою Магду: «Горбун получился лучше». А Магда подумала, что Горн сунул ей за шиворот деньги, оказавшиеся наброском её фигуры, сделанном при расставании с Горном. Магда рвёт этот набросок и бросает в пролёт лифта, чтобы он не попался на глаза Кречмару. Это символ её собственного морального падения, будущего физического падения Кречмара. Набросок с натуры беллетриста Зенгелькранца – уже не просто предвиденье, а толчок к развитию сюжета.
Своеобразное предвидение есть и в представлениях Горна о карикатурном. По мнению Горна, самые смешные рисунки основаны на сочетании тонкой жестокости и глуповатой доверчивости, пример которой – слепой, собирающийся сесть на выкрашенную скамейку.
Все жизненные идеи, которыми руководствуется Кречмар, проговаривает ещё более циничный Горн: «Художник должен руководствоваться только чувством прекрасного – оно никогда не обманывает», «изюминка, пуанта жизни заключена именно в смерти». Набоков показал жизнь человека, который живёт по законам искусства (живописи, кинематографа). Основная мысль романа как раз и состоит в том, что жизнь – не игра.
-
«Камера обскура», краткое содержание по главам романа Набокова
-
«Машенька», анализ романа Набокова
-
«Машенька», краткое содержание по главам романа Набокова
-
«Защита Лужина», анализ романа Набокова
-
«Лолита», анализ романа Набокова
-
«Дар», анализ романа Набокова
-
«Защита Лужина», краткое содержание по главам романа Набокова
-
«Дар», краткое содержание по главам романа Набокова
-
«Приглашение на казнь», краткое содержание по главам романа Набокова
-
«Приглашение на казнь», анализ романа Набокова
-
«Лолита», краткое содержание романа Владимира Набокова
-
«Облако, озеро, башня», анализ рассказа Набокова
-
«Рождество», анализ рассказа Набокова
-
«Гроза», анализ рассказа Набокова
-
«Круг», анализ рассказа Набокова
По произведению: «Камера обскура»
По писателю: Набоков Владимир Владимирович
История создания
Роман «Камера обскура» был целиком напечатан в Берлине и Париже в декабре 1933 г. Это второй роман Набокова на берлинскую тему. За год до этого отдельные эпизоды начали издаваться в журнале «Отечественные записки».
Роман был напечатан под псевдонимом Сирин. Набоков считал его худшим своим романом, немного грубоватым. При первом издании на английском языке в 1936 г. в Лондоне (переводчик Уинфред Рой) Набоков ничего не изменил в романе. При следующем издании в 1938 г. в Америке Набоков сам готовил английскую версию. Он переработал сюжет, изменил имена героев и переименовал роман, который в переводе назывался «Смех во тьме».
Пересказ
В центре событий Бруно Кречмар, который является специалистом по живописи. Он является достаточно обеспеченным человеком, который живет с женой Аннелизой и дочкой 8 лет Ирмой, в центре Берлина. Макс является братом супруги и тоже составляет часть семейства. Вся его размеренная жизнь заканчивается, когда мужчина по стечению случая знакомиться с Магдой, которой недавно исполнилось 16 лет.
Главный герой выясняет, что девушке пришлось уйти из дома, родители и другие родственники не испытывали к ней нежных чувств. Чтобы выжить она работает натурщиком, а потом соглашается быть любовницей состоятельного человека, к которому по-настоящему привязывается, а сам мужчина внезапно уезжает. У самой девушки есть цель стать киноактрисой, но пока может только работать служащей при театре. Да и Кречмар не привлекает ее внимания, как мужчина, она отвечает на его чувства, лишь потому что он богат.
Специалист по живописи снимает квартиру для Магды, она же полностью обставляет ее и отправляет мужчине приглашение. Но письмо попадает не в руки адресату, а его жены. Когда Кречмар возвращается домой от любовницы, то понимает, что жена вместе с дочерью ушли от него.
Тогда Магда решает переехать жить к главному герою, она тешит себя надеждой, что выйдет за него замуж, при этом герой не решается на развод. К ним в гости приезжает Горн, который является первой любовью девушки, они решают возобновить отношения, пусть и не сразу.
Девушка пытается попробовать свои силы в кино, но небольшая роль оказывается провальной. А сама Магда осознает настоящей актрисы из нее не получится.
Ирма заболела, и Кречмар намерен отправиться к ней, но Магда против его решения. Когда он приезжает к дочке, она уже на волоске от смерти. Все это потрясло мужчину, а сама Магда всеми способами старается ему помочь и утешить.
Чтобы восстановится после трагедии, герои намерены отправиться на юг, а Горн намерен отправиться вместе с ними, чтобы быть шофером. Они путешествуют по городам, стараясь найти успокоение своей душе. Но по дороге они встречают Дитриха фон Зегелькранца, который слышит разговор Магды и Горна, о чем старается намекнуть Кречмару, тот догадывается о происходящем, поэтому он хочет убить девушку и жить дальше спокойно, но ей удается убедить мужчину, что не способна подобное. Поэтому они собираются и решают уехать назад в Берлин, но пара попадает в аварию, из-за чего Кречмар теряет зрение.
Поэтому они переезжают жить в деревню. Только вот главный герой не знает, что Горн живет вместе с ними. Зегелькранц рассказывает об этом главному герою, поэтому забирает его с собой.
В этот момент звонят из дома Кречмара и говорят, что Магда приехала собирать вещи. Тогла наощупь он добирается до дома, в его голове только мысль убить ее. Между героями случается борьба, а пуля убивает самого Кречмара. Так заканчивается его история, которая не была счастливой и гармоничной.
Все это показывает, как в течение времени главный герой сначала теряет духовное зрение, он готов предать свои моральные принципы и выбрать любовницу вместо семьи, которая его любит. Потом в силу обстоятельств он теряет и обычное зрение, а потом и вовсе лишается жизни.
Повествование подчеркивает важность духовного взгляда на жизнь, то что он в общем определяет будущее человека и способствует счастливой жизни, которую не может позволить себе главный герой произведения. Читательский дневник
Читательский дневник.
Детство
Владимир Набоков родился в северной столице России – Санкт-Петербурге. Это событие в семье Владимира Дмитриевича Набокова и Елены Ивановны Набоковой (Рукавишниковой) произошло 22 апреля (10 апреля) 1899 года.
Набоковы относились к состоятельному стародворянскому роду. Отец будущего писателя был юристом, членом Государственной Думы от партии кадетов, а впоследствии работал во Временном правительстве. Мать Владимира происходила из богатого рода золотопромышленников.
Все четверо детей Набоковых – старший Владимир, Сергей, Ольга и Елена, получили превосходное домашнее образование и свободно разговаривали на трёх языках (русском, английском и французском). Сам писатель не раз говорил, что первоначально был обучен английской грамоте, а уж потом родной.