Краткое содержание рассказов К.Г. Паустовского. Пересказы
Акварельные краски
Бакенщик
Барсучий нос
Белая радуга
Бриз
Дремучий медведь
Желтый свет
Жильцы старого дома
Заботливый цветок
Заячьи лапы
Золотая роза
Золотой линь
Исаак Левитан
Кара-Бугаз
Квакша
Колотый сахар
Корзина с еловыми шишками
Кот ворюга
Мещёрская сторона
Михайловские рощи
Повесть о жизни
Подарок
Похождения жука-носорога
Прощание с летом
Разливы рек
Растрёпанный воробей
Резиновая лодка
Рождение рассказа
Романтики
Северная повесть
Сказочник
Скрипучие половицы
Снег
Собрание чудес
Стальное колечко
Старый повар
Стекольный мастер
Судьба Шарля Лонсевиля
Телеграмма
Тёплый хлеб
Шиповник
Читать полный текст рассказов Паустовского
Читать рассказы других авторов
Константин Георгиевич Паустовский (1892 – 1968) – советский писатель, классик русской литературы 20 века. Член Союза писателей СССР.
Родился Константин Георгиевич 19 (31) мая 1892 года в Москве в православной мещанской семье. Однако в первые годы своей жизни Паустовский много переезжал вместе с родителями. Образование получил в классической гимназии Киева. Во времена учебы в гимназии Паустовский пишет свой первый рассказ “На воде” и публикует в киевском журнале «Огни».
Затем же, в 1912 году, поступил в Киевский университет, но вскоре продолжил обучение в университете Москвы. Там К.Г. Паустовский учился на юридическом факультете. Однако завершить образование ему не удалось: из-за войны он покинул университет.
После службы в санитарном отряде много работал на различных заводах,а переехав в Москву в 1917 году, сменил работу на более интеллектуальную – стал репортером.
Если рассматривать краткую биографию Паустовского, в 1916 году было начато его первое произведение «Романтики». Работа над этим романом продолжалась целых 7 лет и была окончена в 1923 году, а напечатан роман был лишь в 1935 году.
Когда гражданская война закончилась, Паустовский обосновался в Киеве, но и там не задержался надолго. Много путешествовал по России.
Во время поездок старался свои впечатления переносить на бумагу. Лишь в 1920-х годах в биографии Константина Георгиевича Паустовского произведения стали печататься.
Первый сборник рассказов «Встречные корабли» вышел в свет в 1928 году.
Квакша — краткое содержание рассказа К.Г. Паустовского
Целый месяц стоит летняя жара. От нее страдают не только люди, но и природа. Насекомые ищут убежища от палящих лучей солнца и стараются не выходить на поверхность. Лягушка квакша с трудом находит себе пропитание: пропали червяки и улитки. Днем она забирается в прохладный погреб и лишь ночью, когда жара немного спадает, выходит посидеть на влажную землю политой клумбы с цветами.
Однажды квакша нашла в погребе банку с червями. Их хранил здесь рыболов Глеб. Червей в эту жару было очень сложно найти и накопать. Поэтому Глеб очень расстроился, увидев, что лягушка уничтожает его запасы. Он решил скормить квакшу курице. Лягушку пожалела и спасла пятилетняя девочка Таня. Глеб объяснил ей, что квакша предсказывает дождь. Таня слышала рассказы взрослых о том, что поля страдают от засухи и может погибнуть весь урожай. Девочка решила посадить лягушку в банку и ждать, когда она начнет квакать, почуяв приближение дождя.
Квакше было сытно жить у Тани в банке, но дождь так и не приходил, и люди и животные продолжали страдать от жары. Лягушке очень хотелось отблагодарить Таню за спасение, и ночью она отправилась к ласточке. Птица рассказала квакше, что дождевая туча находится далеко. Лягушка просила ласточку собрать всех птиц и привести сюда тучу. Сначала птица не соглашалась, считая, что с этим делом справятся только стрижи, но с ними сложно договориться. Квакша огорчилась и заплакала, заметив, что раз ласточки не могут привести сюда дождь, то стрижей и просить не стоит. Ласточка рассердилась и пообещала сделать это.
Лягушка вернулась в дом, забралась на веточку в своей банке и начала квакать. Она квакала все громче и громче. Услышав ее, заголосили петухи, а потом проснулся весь дом, и люди стали ждать дождя. И действительно, обильный долгожданный дождь скоро пришел: ласточки привели дождевую тучу. Люди были очень удивлены этим зрелищем. Разразившаяся гроза напоила изнывающие от жары растения и спасла урожай.
Таня поблагодарила лягушку и выпустила ее в сад. Квакша зажила своей обычной жизнью, а в погребе Глеб всегда оставлял для нее лучших дождевых червей из своих запасов.
Главная мысль
В основе сказки – идея о том, что сделанное добро всегда возвращается добром. Лучше совершать хорошие, добрые поступки, в ответ на которые непременно получишь благодарность.
Краткое содержание других рассказов ПаустовскогоЧитать полный текст рассказов Паустовского
Алмазный язык
Родник в мелколесье
Многие русские слова излучают поэзию, подобную блеску камней. Ощущение слов субъективно. Русский язык открывается только тому, кто любит и знает свой народ, чувствует сокровенную прелесть земли. Для всего, что существует в природе, есть множество слов и названий. Рассказчик вспоминает рассуждение лесника о родственности слов родник, родина, народ.
Язык и природа
Для того чтобы не потерять чувство языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но и с природой. У рассказчика случилось лето открытий, когда он узнал много известных, но непережитых слов. Среди них разные виды дождя.
Много слов для описания небесных явлений: зарницы, зори летние и осенние, утренние и вечерние. Пушкин описал соединение этих двух зорь, и в этих строках собраны необыкновенные качества нашей речи. Народ, создавший такой язык, великий и счастливый.
Груды цветов и трав
Рассказчик неожиданно нашёл объяснение слову свей, встречающемуся у Есенина. Писатель-краевед Юрин объяснил, что так называется рябь на песке. Село Есенина было за Окой. В этих лугах рассказчик наблюдал беседу трёх девочек, подражавших речи взрослых. Одна из них знала названия всех трав и цветов и учила этому маленького мальчика. Старик-корзинщик рассказал, что это Клавка, дочь колхозного конюха Карнаухова и внучка известной на всю область травницы.
Вместо заключения
Настя раскаивается, да поздно. Из деревни уезжает в слезах, ей стыдно. Паустовский не даёт конкретной оценки поведению девушки. Но через скульптуру Гоголя как бы передаёт зов совести и разума. Настя чувствует на себе, как была неправа, как опрометчиво поступила, откладывая последнюю встречу с матерью.
В результате читатель понимает, что дочь, какой бы чёрствой ни казалась, всё же пробудилась и признала свою вину, пусть и тяжёлым крестом станет для неё теперь эта ошибка. Всё-таки рассказ несёт в себе светлую мысль и даёт возможность учиться на чужих ошибках. Любить и беречь своих родителей, пока те живы, а не думать только об эгоистичных желаниях.
Заборье и смерть Катерины Петровны
Шел десятый день болезни Катерины Петровны. Женщина уже не поднималась с постели, дыхание старушки затруднилось. Старушка умирала. Тихон с Манюшкой беспокоились об умирающей шесть дней.
Женщина была безутешна, потому что дочь не приезжала и не давала знать о себе. Добрый охранник решил помочь Катерине Петровне и составил телеграмму, будто от имени дочки умирающей. Принеся новость от «дочки», Тихон сказал старушке, что та выехала из Ленинграда и скоро будет в Заборье. Женщина сказала Тихону слова благодарности, успокоилась, отвернулась и вроде бы уснула. Так одинокая женщина встретила смерть. Дочь перед кончиной Катерине Петровне увидеть так и не удалось. Умирая, старушка наблюдала огонь, который приносил в комнату уют, однако мысли и сердце женщины занимало прошлое и тоска по былым временам, по безвозвратно утраченному.
Похороны Катерины Петровны назначили на следующий день. Попрощаться с женщиной пришло множество людей, которые любили добрую старушку. Среди пришедших проводить умершую в последний путь была и сельская преподавательница – молоденькая девушка, которой старушка напомнила мать. Девушка простилась с умершей, поцеловав старушке руку.
Дочь Катерины Петровны все же прибыла в родную деревню. Со времени смерти матери прошло три дня
Уезжала же девушка из родного села осторожно, стыдясь своего поступка, желая не попадаться соседям на глаза. Девушка избегала разговоров и расспросов
Но совесть повисла на шее Насти тяжелым камнем. Героиня понимала, что с этим камнем придется жить всю жизнь, так как только умершая мать могла простить нерадивую дочь.
Кое-что из истории создания произведения
Ознакомившись с кратким содержанием «Телеграммы», читатель может заметить, что похожие мотивы встречаются и в других произведениях Паустовского. Например, тема поколений затрагивается писателем в произведениях «Летние дни», а также тексте о «Мещерской стороне», где, частности, Паустовский рассказывает историю дочки живописца. В результате, трансформированный вариант истории ляжет в основу «Телеграммы».
Особенности композиции «Телеграммы»
Паустовский словно разделяет произведение на три фрагмента. Первый фрагмент касается жизни и биографии главной героини, о специфике существования старушки. Писатель подчеркивает, что женщина – необычная личность. Вторая часть рассказывает о Насте, о том, что девушка работает в Союзе художников. Здесь же раскрываются особенности характера Насти. Третью часть Паустовский посвящает эпизоду о телеграммах: первое известие получает девушка – о том, что мать находится при смерти, второе – подделывает Тихон, чтобы душа старушки успокоилась перед кончиной.
Тихон – интересная, казалось бы, незаметная фигура рассказа. Герой темный и необразованный. Однако, герой добрый, отзывчивый, простой, искренний. Тихон помнил отца главной героини, уважает художника и соседку за интеллигентность, образованность. Тихон отличается отзывчивостью, горячим и сострадательным сердцем.
Тихон сочинил телеграмму, представив известие так, будто новость пришла от дочки. Однако неграмотность выдала героя: женщина поняла, что телеграмма составлена Тихоном, но не стала расстраивать доброго соседа. Телеграмма Тихона символизирует чистоту душевного порыва. Мужчина верит, что порой можно прибегнуть ко лжи во спасение. Момент, когда Тихон зачитал телеграмму Катерине Петровне, – это кульминация произведения.
5
5
(
4
голоса
)
История создания произведения рассказа «Телаграмма»
Рассказ Константина Паустовского «Телеграмма» был создан в 1946-ом, и в том же году его опубликовали. Позднее, в своем произведении «Золотая роза», а именно в части «Зарубки на сердце», который был опубликован в 1955 году, автор рассказывает, что в основу «Телеграммы» легла реальная история. В ней сам Паустовский принимал непосредственное участие, а у героев есть настоящие прототипы.
Паустовский жил в деревне под Рязанью в доме дочери известного гравера Ивана Петровича Пожалостина. Именно история ее последних дней жизни, поразившая автора, и превратилась позднее в известный рассказ.
Животворящее начало
Золя считал, что воображение для писательства не нужно. Мопассан, напротив, очень дорожил воображением, животворящим началом искусства. Сердце, воображение и разум – среда, где зарождается культура.
Воображение заложено в натуре человека, но питается действительностью. К старому испанскому гидальго, давно потерявшему жену и красавицу-дочь, пришёл путешественник, вместе с Колумбом плававший на запад. Он рассказал о сиренах, море в синих цветах и подарил розовую раковину из страны Эльдорадо. В свете молний гидальго увидел в раковине волшебную страну и умолил короля снарядить каравеллу на её поиски. Так была открыта Флорида. Так воображение, рождённое жизнью, получило власть над жизнью. А цепь ассоциаций – путеводная нить воображения.
Писатель воображает своего читателя, хотя пишет для всех. Есть этапы писания: эмоциональный настрой, приход вдохновения, внешний толчок, возникновение первого образа и за ним – цепочки ассоциаций, занесение сказки на бумагу.
Смысл финала рассказа
Смысл финала довольно прост — делайте все вовремя. Настя очень жалела, что не смогла попрощаться с матерью по-человечески, а главное — попросить прощение. Работа никуда не денется, если навещать маму хотя бы раз в пару месяцев или писать хоть иногда о том, что все хорошо. Ведь любая весточка успокаивает сердце любящего родителя.
Это понял еще один персонаж — молодая учительница. Она стала свидетельницей похорон Екатерины Петровны, и тут же вспомнила о своей пожилой матери. Наверняка после всех событий она напишет ей или даже навестит старушку. Паустовский добивается такой же реакции и у своего читателя.
Первый рассказ
Рассказчик возвращался по Припяти из Чернобыля, около которого он прожил лето в имении отставного генерала Левковича в качестве домашнего учителя для его сына, готовящегося переэкзаменовкам.
На обратном пути рассказчик заночевал в Чернобыле на постоялом дворе, который держал пожилой еврей Кушер.
Утром пароход не пришёл, и рассказчик забрёл в парикмахерскую, где от жены парикмахера Мани узнал историю Йоськи, сына самой доброй женщины Песи, который должен был учиться на фельдшера в Киеве. Иудей Йоська полюбил православную Христю, дочь лесника Никифора из Карпиловки. Мать Йоськи приняла Христю. Йоська решил выкреститься, чтобы повенчаться с Христей. Отец Михаил отказался, требуя разрешения митрополита. А раввин проклял Йоську и Песю до 10 колена.
Исправник Сухаренко посадил Йоську в холодную и через 3 дня обещал отдать под суд, так как тот взбаламутил ему весь уезд. А Христя умерла от горя: в Йом Кипур (судный день) уснула и не проснулась. Йоську выпустили, но он сошёл с ума.
Родина талантов
На краю мещорских лесов, недалеко от Рязани, стоит село Солотча. Первый год рассказчик жил у старушки-вековушки, в доме которой было 2 картины итальянского мастера, расплатившегося ими когда-то отцу старушки за постой.
На следующий год рассказчик поселился в старой бане при соседнем двухэтажном доме. Это дом знаменитого гравёра Пожалостина, выходца из Солотчи, бывшего пастуха. Теперь в доме живут две дочери Пожалостина.
Все стены дома увешаны гравюрами со знаменитыми людьми прошлого – Тургенева, генерала Ермолова.
Художники Архипов и Малявин, скульптор Голубкина тоже из этих мест. Веками солотчинцы были знаменитыми богомазами.
Недалеко от Солотчи родина Есенина. Его тётка Татьян продавала рассказчику сметану.
На одном из озёр около Солотчи живёт Кузьма Зотов, до революции безответный бедняк. Сейчас в избе появилось много нового – радио, газеты, книги, а от старого времени остался только дряхлый тощий пёс. У Кузьмы трое сыновей-комсомольцев и четвёртый малолетний Вася. Миша заведует опытной ихтиологической станцией на озере Великом около села Спас-Клепики. Ваня – учитель ботаники и зоологии в большом селе за 100 км от лесного озера. В отпуске он помогает матери по хозяйству и ищет редкие водоросли. Вася – школьник. Его школа за 7 км за лесом. Два года назад Вася помогал приехавшему из Москвы художнику. Во время грозы художник потерял краски. Ваня нашёл их через две недели, но пока искал – сильно простыл и заболел опасным воспалением лёгких.
Первое знакомство
Рассказчик впервые попадает в Мещёрский край из Владимира, на неспешном паровозе узкоколейки. На одной из станций в вагон влезает косматый дед и рассказывает, как в прошлом году «язва» Лёшка-комсомолец посылал его в город «до музею» с сообщением, что в местном озере живут «незнакомые птицы, громадного росту, полосатые, всего три», и птиц этих надо взять живьём в музей. Сейчас дед тоже возвращается из музея — в болоте нашли «древнюю кость» с огромными рогами. Рассказчик подтверждает, что в мещёрских болотах действительно нашли скелет доисторического оленя. Эта история о необычных находках запоминается повествователю «особенно резко».
Зарубки на сердце
Писатели не собирают материал для книги нарочно. Они просто живут внутри этого материала. Подробности сами всплывают из памяти, когда они необходимы для работы. Одна из основ писательства – хорошая память.
Рассказчик поселился под Рязанью в усадьбе известного гравёра Пожалостина. Этот дом был мемориальным, в нём жила старушка Катерина Ивановна, дочь Пожалостина. Её дочь Настя жила в Ленинграде и совсем забыла о матери, только присылала ей раз в 2 месяца деньги. Темнело рано. В светлое время суток рассказчик бродил по осенним лесам, удил рыбу на протоках Оки. Он старался не запомнить приметы осени, но поймать её ощущение, не старался изучить угрюмый тихий старый дом со стуком ходиков и немногими оставшимися гравюрами на стенках.
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
Стоял зимний день. Холодное время года уже подходило к завершению и во всем чувствовался скорый приход весны. Писатель Муравьев ехал на поезде на дачу своих друзей. Ему нужно было написать рассказ для одного московского журнала. Рассказ нужен был о труде.
Муравьева переполняло чувство беспричинного счастья. Настроение его было радостным и восторженным. И он почему-то был полностью уверен в том, что там, на даче знакомых, у него непременно все получится. Еще, его не покидало чувство того, что вот-вот должно произойти что-то хорошее.
Вот он уже и прибыл на станцию. С поезда шагнул он на платформу, находящуюся в лесу и пошел по пустынной дороге, все рассуждая о том, как бы написать ему рассказ. Муравьев заметил, что здесь стал он мыслить в слух. Поговорил он и с воробьем, который недовольно что-то чирикнул писателю.
Пройти предстояло Муравьеву целых три километра. Меж тем, солнце уже клонилось к горизонту. По пути попался писателю ручей, который, журча, пытался освободиться ото льда. И тут, Муравьев подумал, что нужно бы ему помочь весне и принялся ломать лед, сковывавший ручеек.
Тут он заметил неподалеку девушку с лыжами. Герой было смутился: ему стало неловко от того, что он, солидный человек, занимается ребячеством. Однако девушка, подойдя к нему, предложила ломать ему лед лыжной палкой – так гораздо удобнее. А потом она занялась этим вместе с ним.
Герои молча трудились. Появился откуда- то еще и мальчишка. И только тогда, когда освобождение ручья было окончено, Муравьев и девушка разговорились. Оказалось, что зовут ее Женей, и она является той самой родственницей, живущей на даче друзей писателя. Находилась она там вместе со своим отцом – ботаником.
Они ожидали прибытия Муравьева. А Женя очень сильно переживала за то, что отец будет мешать писательскому труду, так как он очень любил поговорить и вряд ли смог бы сдержаться.
А дальнейший их разговор словно осенил Муравьева – невзначай Женя подсказала ему то, о чем ему следует писать рассказ. Он понял: писать он должен о том труде, с которым хорошо знаком – о писательском.
Настроение его улучшилось еще больше. Не зря он вырвался за город и не спроста было у него такое окрыленное состояние. Муравьев писал всю ночь. Мысли его все лились и лились одна за другой, и строки ложились на листы бумаги. Все то, что было написано им вперед, он, без тени сожаления, сжег в печи.
Он писал о прозе и о поэзии. Он писал о красоте и силе русского языка и о труде известных писателей. Он писал о познании и воображении, которые считал он источниками литературного искусства.
К утру были дописаны им последние фразы рассказа. Окончил Муравьев его словами Горького о том, что, создавая произведение, нужно представлять людей, которые будут его читать, или слушать. Муравьеву хотелось прочитать его Жене. Ведь именно она вдохновила на его создание писателя, задав, не задумываясь, ему простой вопрос. Она почему-то знала, что писать нужно ему именно об этом труде. И как же сам он раньше до этого не додумался? Писал он свой рассказ, думая о ней. Ему хотелось высказать ей все то хорошее, что было у него в душе. Однако, он ничего этого не сделал.
Автор хотел показать этим рассказом то, что дело, которое по душе и которое хорошо знакомо для человека, всегда будет приносить ему не только пользу, но и удовольствие.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Короткий пересказ «Заячьи лапы»
Краткое содержание «Заячьи лапы» Паустовский:
Однажды в августе дед Ларион Малявин отправился на охоту. Стояла небывалая жара, и леса были «сухие, как порох». Дед попытался подстрелить зайчонка, но промахнулся, и тот удрал. Внезапно с юга потянуло гарью, и дед понял, что начался лесной пожар. Ураганный ветер гнал огонь со скоростью поезда.
Дед бежал по кочкам, спотыкаясь и падая, дым ел ему глаза, а сзади уже ревело пламя. Вдруг из-под его ног выскочил тот самый заяц, которого он чуть не подстрелил. Дед побежал за ним. Заяц вывел деда к озеру, на берегу которого оба упали от усталости. У зайца были обожжены задние лапы и живот. Дед подобрал своего спасителя и отнёс домой.
Ваня Малявин, внук деда Лариона, принёс плачущего и стонущего от боли зайца к сельскому ветеринару. Мальчик объяснил, что заяц особенный, и дед велел его лечить, но ветеринар не стал слушать Ваню и вытолкал его из комнаты.
В сенях мальчик прислонился к стенке и заплакал от обиды и жалости к зайцу. Там его увидела жалостливая бабка Анисья, которая привела к ветеринару свою единственную козу. Узнав о Ванином горе, она посоветовала отнести зайца в город к некому Карлу Петровичу.
На следующее утро дед Ларион надел новые лапти и вместе с внуком отправился в город. Адрес Карла Петровича дед узнал у сердитого аптекаря. Карл Петрович оказался не ветеринаром, а специалистом по детским болезням, и сначала тоже отказывался лечить зайца, но узнав, как тот спас деду жизнь, всё же согласился. Ваня остался у доктора ухаживать за зверьком.
На следующий день вся улица знала об «особенном» зайце, который обгорел во время лесного пожара и спас какого-то старика. Затем об этом узнал весь маленький городок, и к Карлу Петровичу пришёл журналист, пожелавший написать о зайце в московскую газету.
Вскоре зайца вылечили. Ваня вернулся домой, и об этой истории забыли, только какой-то московский профессор долго просил деда продать ему зайца, но Ларион наотрез отказался.
Главная мысль:
На добро нужно всегда отвечать добром. Рассказ учит любить природу, беречь ее и никогда не причинять вред беззащитным животным. Также учит состраданию, милосердию, и всегда протягивать руку помощи тем, кто в этом нуждается.
Знакомство с главным героем
Главный герой «Мещёрской стороны» — рыбак, от лица которого ведётся повествование. Этот человек увлечён своим занятием и тонко чувствует природу. По его мнению, природа Мещёрского края обладает притягательной силой. Рассказчик перечисляет красоты, которыми можно любоваться бесконечно:
- величественные сосны;
- лесные озёра;
- скошенные луга;
- цветущие поляны.
Дед поделился историей о небывалых птицах, обитающих в лесных озёрах. Также он показал бумагу, в которой сообщалось об удивительной находке — скелете огромного «ирландского оленя». В заметке рассказывалось, с каким трудом «копачи» извлекали кости из трясины. На рассказчика история произвела сильное впечатление.
Старики
В лугах в шалашах живут старики – сторожа, паромщики, корзинщики. Они любят говорить о необыкновенных вещах.
На озере Музге рассказчику встретился Степан-корзинщик, худой, тонконогий, как старая лошадь, с невнятным говором из-за бороды, лезшей в рот. У костра сидела испуганная 12-летняя девочка, которая искала сбежавшую тёлку и в темноте приблудилась к деду. Дед рассказывает о прошлом, о том, что раньше эти леса были монастырскими, что раньше мужикам и бабам житьё было плохое, ребята не питые, не сытые. Теперь же бабы нашли своё счастье, потому что оно живёт не на синих морях, а в «черепке».
Пример счастливой бабьей доли — голосистая Манька Малявина, которая нынче поёт в театре в Москве, так что весь народ плачет, и родителям она по 200 рублей в месяц присылает. У мужиков 1000 лет власть пропадала, а сейчас, по словам старика, и умирать рано: «Жить бы нам, Егорыч, родились рановато».
Белая ночь
В белую ночь рассказчик отплыл на пароходе от пристани Вознесенье в Онежское озеро на Петрозаводск, чтобы описать для «Истории фабрик и заводов» Петровский завод. Эту серию придумал Горький. Рассказчик изучил всё о заводе в пустынном Петрозаводске, съездил на водопад Кивач и увидел церковь в Кижах. Он принялся писать книгу, сняв комнату у бывшей учительницы, но материал не оживал.
Гуляя по Петрозаводску, рассказчик нашёл могилу Шарля Евгения Лонсевиля, инженера артиллерии Великой армии императора Наполеона. Старичок в архивах за 9 дней нашёл для рассказчика столько материала, что Лонсевиль ожил, ожил весь собранный материал, и была написана повесть «Судьба Шарля Лонсевиля».Сцена оплакивания Лонсевиля взята из подлинных причитаний по старейшему и самому опытному лоцману на Свири, свидетелем которого стал рассказчик.
Мшары
К востоку от Боровых озёр лежат мещорские болота – «мшары», которые тысячу лет назад были озёрами и занимают 300000 гектаров.
В конце сентября рассказчик отправился мшарами к Поганому озеру, где росли поганые грибы побольше телячьей головы и клюква величиной с орех. Вокруг озера расположена трясина, само озеро чёрное без дна.
По пути товарищи заночевали на Чёрном озере. Путь был трудным из-за опавших деревьев. Путники тонули во мхах по колено и прошли за 2 часа 2 километра. Писатель Гайдар пошёл искать Поганое озеро, а озёра во мшарах искать трудно. Через три часа тучи закрыли солнце, а Гайдар был без компаса. Уже в темноте Гайдара нашёл и привёл по компасу товарищ. Гайдару страшно было подойти к озеру, хоть он и нашёл его. Только следующим летом путники дошли до Поганого озера с плавучими берегами, где удили рыбу и попали в грозу. С тех пор бабы стали называть их «вовсе отчаянными мужчинами».