Вместо заключения
Настя раскаивается, да поздно. Из деревни уезжает в слезах, ей стыдно. Паустовский не даёт конкретной оценки поведению девушки. Но через скульптуру Гоголя как бы передаёт зов совести и разума. Настя чувствует на себе, как была неправа, как опрометчиво поступила, откладывая последнюю встречу с матерью.
В результате читатель понимает, что дочь, какой бы чёрствой ни казалась, всё же пробудилась и признала свою вину, пусть и тяжёлым крестом станет для неё теперь эта ошибка. Всё-таки рассказ несёт в себе светлую мысль и даёт возможность учиться на чужих ошибках. Любить и беречь своих родителей, пока те живы, а не думать только об эгоистичных желаниях.
Читайте короткое произведение Паустовского и делайте собственные выводы.
Основная идея рассказа «Телеграмма» К.Г. Паустовского
Главной идеей рассказа является тема любви и верности. К.Г. Паустовский рассказывает историю о женщине, Клаве, которая всю свою жизнь ждала своего мужа, который ушел на фронт. Долгие годы она верила в то, что он вернется к ней, и продолжала жить для своей любви. Ее верность оказалась сильнее времени и всего, что с ней происходило.
Рассказ показывает, что любовь и верность к человеку могут длиться долгие годы, несмотря на все препятствия. Иногда они являются единственным смыслом жизни, который поддерживает человека в самые трудные моменты. Автор показывает, что самая главная ценность в жизни – это любовь и преданность к людям, которых мы любим.
- Рассказ «Телеграмма» напоминает о том, что любовь – это нежная и душевная связь между людьми, которая не знает преград и препятствий.
- Основную идею можно сформулировать так: любовь и верность – это самые существенные составляющие в жизни человека, которые позволяют ему пройти через все трудности и сохранить надежду на светлое будущее.
Рассказ вызывает чувство тепла и умиротворения, он показывает, что любовь – это не только эмоции и чувства, но и сила духа, которая позволяет жить и воспринимать мир в своей лучшей форме. «Телеграмма» – это глубокий и трогательный рассказ, который оставляет свой след в душе и напоминает о том, что счастье всегда возможно, если есть любовь и верность.
Пересказ в тезисах
Повесть «Телеграмма» К. Паустовского в кратком содержании удастся выразить в тезисах. Это позволит освежить в памяти оригинал. Пересказ в таком случае будет выглядеть так:
- Болезнь Катерины: стало труднее вставать и видеть.
- Предчувствие скорой смерти.
- Описание Насти: письма матери были укором и облегчением одновременно.
- Телеграмма от Тихона: Катя помирает.
- Сборы дочери к матери: кассир помогла ей с билетами.
- Похороны Катерины: поцелуй молодой учительницы.
- Приезд Насти: никто не мог снять с души чувства вины.
Такой план рассказа позволит не потерять нить развивающегося сюжета и напомнит о событиях, происходящих в произведении.
Тем не менее, рекомендуем все же читать «Телеграмму» Константина Паустовского в полном варианте.
Паустовский «Телеграмма» очень кратко
В забытой богом деревушке последние дни доживает Катерина Петровна. Она совсем слаба и плохо видит. Помогают ей односельчане сторож Тихон и Манюша.
Хотя у пожилой женщины есть взрослая самостоятельная дочь. Она живёт в Ленинграде, Настя много работает и редко вспоминает, что где-то по ней тоскует мать. Вместо писем, что обрадовали бы старушку, Настя присылает денежные переводы.
Понимая, что наступающих холодов ей не пережить, Катерина Петровна пишет дочери и просит навестить перед смертью. Но Настя всё откладывает поездку, погружаясь в проблемы окружающих её людей, никому не отказывая в помощи.
Тихон видя, что несчастная старушка совсем плоха, шлёт в Ленинград телеграмму, в которой сообщает, что мать Насти при смерти. Катерина Петровна умирает в тоске, вечно занятая дочь не успевает вовремя приехать. Проститься ей удаётся лишь с могильным холмиком.
Паустовский «Телеграмма» очень кратко
Краткое содержание телеграммы Паустовского:
В богом забытой деревне Катерина Петровна доживает свои последние дни. Она очень слаба и плохо выглядит. Ей помогают деревенский сторож Тихон и Манюша.
Хотя у старшей женщины есть взрослая самостоятельная дочь. Она живет в Ленинграде, Настя много работает и редко вспоминает, что мама где-то по ней скучает. Вместо писем, которые порадуют старушку, Настя присылает денежные переводы.
Понимая, что ей не пережить грядущих холодов, Катерина Петровна пишет дочери с просьбой навестить ее перед смертью. Но Настя продолжает откладывать поездку, погружаясь в проблемы окружающих людей, никому не отказывая в помощи.
Тихон, видя, что несчастная старушка очень больна, отправляет телеграмму в Ленинград, сообщая, что мать Насти умирает. Катерина Петровна умирает в муках, вечно занятая дочь не успевает быть вовремя. Она успевает проститься только с курганом.
Анализ и смысл
Жанр «Телеграммы» Паустовского — рассказ, поскольку это текст небольшого объёма, имеется одна сюжетная линия и несколько героев, связанных развитием сюжета. Направление — реализм: автор показывает одну из сторон человеческой жизни такой, какая она есть. Повествование линейное: события идут одно за другим. Проблематика произведения:
- тема одиночества;
- всеобъемлющая материнская любовь;
- вечная тема взаимоотношений «отцов и детей»;
- тема «блудного сына».
Таким образом, проведя анализ «Телеграммы» Паустовского для читательского дневника, можно понять смысл произведения — важно помнить о своих близких, заботиться о них, говорить им тёплые слова, проводить с ними больше времени. К сожалению, за бесконечной суетой жизни, в погоне за карьерой, успехом, заработком многие люди забывают об этом
В результате они опаздывают сказать родным важные слова, обнять их, выразить свою любовь, как это случилось и с Настей.
Девушка наивно полагала, что, если она регулярно присылала матери деньги, то выполняла свой долг. Если получала от матери ответные письма, значит, та жива и всё хорошо. Настя была отзывчивой, но к чужим людям: она с жаром бросилась помогать скульптору Тимофееву, видя, в каких условиях он живёт, в каком холоде он работает. При этом она не думала о том, что её мать тоже живёт в холоде и забвении, что ей всё хуже с каждым днём. Она считала, что приехать к ней всегда успеется, но никак не могла собраться и бросить все дела. Это стало её роковой ошибкой.
Название «Телеграмма» тоже говорит о многом. Во-первых, оно отражает присутствие в тексте произведения двух телеграмм. Одну из них получила Настя, и она открыла ей глаза на то, что родители — это те, кто любит своих детей с самого рождения и на протяжении всей жизни, всегда их ждут. Она стала для девушки главным аргументом к отъезду. Вторую прочитал старушке Тихон от лица Насти, хотя истинной весточки от неё так и не было, что заставило сторожа пуститься на небольшой обман ради высокой цели.
Предыдущая запись «Старик и море» — краткое содержание повести Эрнеста Хемингуэя
Следующая запись «Куст сирени» — краткое содержание рассказа А.И. Куприна
Герой получает телеграмму
Главный герой рассказа «Телеграмма» К. Паустовского, молодой учитель Андрей Семенович, получает телеграмму, которая навсегда изменит его жизнь. Эта телеграмма приходит от его тетушки Клавы, которая сообщает ему, что его родители находятся в большой опасности.
Телеграмма вызывает у героя множество смутных чувств. Андрей никак не может спокойно сидеть на месте после прочтения такой новости. Он понимает, что должен немедленно отправиться в город, где находятся его родители, чтобы помочь им.
Получение телеграммы становится для героя не только вызовом на действие и заботой о своих близких, но и своего рода проверкой на прочность. Андрей должен проявить все свои лучшие качества, чтобы встать на защиту родных и помочь им в сложной жизненной ситуации.
Главные герои
В произведении Паустовского «Телеграмма» важную роль в сюжете играют как главные, так и второстепенные персонажи, и поступки каждого из них заставляют о многом задуматься. Их характерные черты:
Катерина Петровна — скрюченная, маленькая, иссохшая и тщедушная пожилая женщина, теряющая зрение и говорящая ослабленным голосом. Дочь известного художника, юность которой прошла в Париже, и ее жизнь, благодаря отцу, была явно связана с искусством. Она добра и щедра к другим — например, дарит Манюшке маленькие подарки, она умна и понимающа.
Ее любовь к дочери огромна: она готова ей все простить и не собирается ей навязываться, понимая, что «у молодых людей своя жизнь». Проблемы со здоровьем и одиночество заставляют ее все больше думать о будущем Анастасия Семеновна – красивая молодая девушка со светлыми волосами и большими холодными глазами, за которую коллеги прозвали ее Сольвейг.
Работает секретарем в Союзе художников. Ее нельзя назвать бездушной и безэмоциональной, она просто слишком предана своей профессии, решительна и активна в работе, а на самом деле очень занята, кружится с бесконечными выставками и конкурсами Тихон — сторож на пожарной части, худощавый, рыжий. Он был еще мальчиком, когда художник построил здесь усадебный дом, но с тех пор сохранил свое уважение к нему, дочери и его картинам, говоря о них: «Работа натуральная!».
Искренний человек, с симпатией и добротой относится к одинокой старушке, помогает ей по хозяйству, рубит дрова, расспрашивает о дочери. Телеграмма, которую он якобы читает от Насти, является символом истории, а его поступок можно назвать благородным душевным порывом.
Манюшка — дочь соседки, колхозницы-сапожницы, которая каждый день обращается к старушке за помощью. Беззаботный, но не равнодушный, добрый, трудолюбивый и симпатичный, Тимофеев — талантливый, но угрюмый молодой скульптор, маленький, решительный и злой. Он работает в тяжелых условиях в холодном цеху и считает, что его не ценят, нельзя оборачиваться.
Он задел свое самолюбие, но рад, что Настя помогает организовать его выставку.Молодая учительница – застенчивая, сероглазая, еще девочка, приехавшая в Заборье и оставившая маму в уездном городке. Вид похорон Катерины Петровны не дает ей покоя, и она извлекает для себя важный урок.
Можно выделить еще одного «персонажа», на протяжении всего рассказа выступающего в роли совести Насти. Это скульптура Гоголя, талантливо созданная Тимофеевым. Как известно, именно Гоголь обладал удивительной способностью видеть человека насквозь. Взгляд его насмешливый, а о висок бьется тонкая склеротическая жилка. Он словно осуждает Настю. Именно через его точку зрения автор передает собственное отношение к поступкам героини.
Нарисуй схему предложения, обозначая каждое слово прямоугольником?
Русский язык | 1 — 4 классы
Нарисуй схему предложения, обозначая каждое слово прямоугольником.
— означает подлежащее, главный член предложения , выраженным именем существительным в схеме пишется чертой а в предложении ей подчеркивают слова — подлежащие — существительные = означает сказуемое, главный член предложения, выраженным глаголом в схеме пишется 2 чертамиа в предложении ими подчеркивают слова — глаголы — сказуемые
Подлежащее + сказуемое = грамматическая основа которая состоит из главных член предложений.
От них задают вопросы к второстепенным членам предложения.
Второстепенный член предложения — это слово которое не является главным членом предложения и является дополнением, обстоятельством и определением.
Дополнение отвечает на вопросы падежей.
Что? Родительный падеж — (нет) Кого?
Дательный падеж — (дать) Кому?
Винительный падеж — (вижу) Кого?
Что? Творительный падеж — (горжусь) Кем?
Чем? Предложный падеж — (думаю) О ком?
Определение отвечает на вопросы — (какой, какая, какое, какие)
Обстоятельство отвечает на вопрос — (как?
П подчеркивается черточками
П подчеркивается черточками.
Зарубки на сердце
В «Золотой розе» автор написал историю создания рассказа «Телеграмма». Паустовский не уточнил дату написания, но рассказал трогательную историю, на основе которой создал свой шедевр. Глава «Насечки на сердце» знакомит с прототипами этой истории.
Одно время Паустовский жил под Рязанью, в имении некогда известного гравера Пожалостина. Единственная дочь хозяйки дома забыла мать, присылая только переводы из Ленинграда.
По вечерам писатель ходил пить чай с Катериной Ивановной. Хозяйка усадьбы выглядела нездоровой, и два-три раза в день к ней прибегала соседская девица Нюрка. Катерина Ивановна когда-то жила в Париже, знала Тургенева и присутствовала на похоронах Гюго. Она дала Паустовскому прочитать стопку желтых писем, оставшихся от отца.
Паустовский пишет, что отправил Насте телеграмму о смерти матери. Нюрка дала писателю конверт, в котором Катерина Ивановна писала, в чем собирается ее похоронить. Паустовский увидел уже прибранную хозяйку — она лежала в золотом бальном платье со шлейфом, в черных замшевых туфлях. Настя приехала через три дня после похорон.
В своей автобиографии Паустовский рассказал, что на войне погибли два брата. У автора осталась только полуслепая сестра. Не ее ли беспомощный вид лег в основу характеристики главного героя рассказа? Кажется, не только образ дочери Пожалостина отразился в героине романа. Но и другие образы близких, дорогих сердцу автора людей, которых он изображал с такой любовью, тоской и искренним сожалением.
История создания
Константин Георгиевич Паустовский написал рассказ «Телеграмма» в 1946 году, когда он уже обрёл широкую известность в родной стране и за рубежом. Зачатки этого рассказа присутствуют в его более ранних работах 1937 года — цикле «Летние дни» и повести «Мещёрская сторона», где говорится о непростой судьбе дочери знаменитого художника. Впоследствии это упоминание трансформировалось в самостоятельный полноценный рассказ.
В книге очерков и рассказов «Золотая роза», опубликованной в 1955 году, в главе «Зарубки на сердце» писатель рассказывает историю создания «Телеграммы» и говорит о реальных прототипах главных героев. Было время, когда он жил под Рязанью, в старом доме в усадьбе когда-то известного гравера Пожалостина. Дом привлекал его тишиной, уютом, гравюрами на стенах.
Дочь гравера, хозяйка дома Катерина Ивановна, была одинокой подслеповатой старушкой. Когда-то она жила в Париже, была знакома с Тургеневым, присутствовала на похоронах Гюго, и от этого нынешняя жизнь в деревне казалась ей ещё более тоскливой. Её молодая дочь Настя жила в Ленинграде и высылала ей только денежные переводы. Иногда к старушке забегала соседская девчонка Нюрка, чтобы помогать по дому.
Катерина Ивановна давала почитать писателю пожелтевшие отцовские письма, а также жаловалась ему на одинокую старость. Вскоре она тяжело заболела. Именно Паустовский выслал Насте в Ленинград телеграмму с этим печальным известием. Но девушка приехала в деревню лишь спустя три дня после похорон. Произошедшее так сильно повлияло на писателя, что он решил создать рассказ на основе этих событий.
Сюжет произведения тронул и знаменитую певицу и актрису Марлен Дитрих. Известно, что, прибыв на гастроли в Москву в 1964 году, в аэропорту она сразу же задала журналистам вопрос о Паустовском. Несмотря на то что Константин Георгиевич был тяжело болен, он, желая побывать на концерте певицы, в сопровождении врача прибыл в Дом литераторов, где проходило её выступление.
После концерта, узнав, что писатель в зале, Дитрих попросила его подняться на сцену и, когда он подошёл к ней, она встала перед ним на колени и прижала его руки к своему лицу, залитому слезами. Эта картина потрясла всех присутствующих. Позже Марлен призналась, что именно рассказ «Телеграмма» так сильно поразил её, что она считала своим долгом поблагодарить его автора и поцеловать его руки.
Анализ и смысл
Жанр «Телеграммы» Паустовского — рассказ, поскольку это текст небольшого объёма, имеется одна сюжетная линия и несколько героев, связанных развитием сюжета. Направление — реализм: автор показывает одну из сторон человеческой жизни такой, какая она есть. Повествование линейное: события идут одно за другим. Проблематика произведения:
- тема одиночества;
- всеобъемлющая материнская любовь;
- вечная тема взаимоотношений «отцов и детей»;
- тема «блудного сына».
Таким образом, проведя анализ «Телеграммы» Паустовского для читательского дневника, можно понять смысл произведения — важно помнить о своих близких, заботиться о них, говорить им тёплые слова, проводить с ними больше времени. К сожалению, за бесконечной суетой жизни, в погоне за карьерой, успехом, заработком многие люди забывают об этом
В результате они опаздывают сказать родным важные слова, обнять их, выразить свою любовь, как это случилось и с Настей.
Девушка наивно полагала, что, если она регулярно присылала матери деньги, то выполняла свой долг. Если получала от матери ответные письма, значит, та жива и всё хорошо. Настя была отзывчивой, но к чужим людям: она с жаром бросилась помогать скульптору Тимофееву, видя, в каких условиях он живёт, в каком холоде он работает. При этом она не думала о том, что её мать тоже живёт в холоде и забвении, что ей всё хуже с каждым днём. Она считала, что приехать к ней всегда успеется, но никак не могла собраться и бросить все дела. Это стало её роковой ошибкой.
Название «Телеграмма» тоже говорит о многом. Во-первых, оно отражает присутствие в тексте произведения двух телеграмм. Одну из них получила Настя, и она открыла ей глаза на то, что родители — это те, кто любит своих детей с самого рождения и на протяжении всей жизни, всегда их ждут. Она стала для девушки главным аргументом к отъезду. Вторую прочитал старушке Тихон от лица Насти, хотя истинной весточки от неё так и не было, что заставило сторожа пуститься на небольшой обман ради высокой цели.
Тоска по дочери: история Насти
Дочь Катерины Петровны Настя уехала в Ленинград, занимаясь там собственной жизнью. Северная столица редко опускала девушку навестить мать. Катерина Петровна коротала дни в деревне и скучала по Насте. Последний визит дочери состоялся три года назад, с тех пор девушка не навещала мать. Письма от дочери приходили нечасто. Однако Настя помогала матери деньгами, раз в несколько месяцев отправляя Катерине Петровне 200 рублей почтовым переводом.
Плохое предчувствие сказало героине, что эта зима – последняя для нее. Тогда Катерина Петровна составила для дочери письмо, в котором рассказала, что не думает, что встретит весну. Также женщина просила Настю навестить родной дом, заехать к Катерине Петровне пусть даже на один день.
Внешность Насти напоминала героинь из оперы Эдварда Грига «Пер Гюнт»: волосы русого оттенка, крупные глаза отливали холодным блеском. За внешность художники прозвали девушку Сольвейг. Как догадался читатель, Настя часто находилась в компании художников, потому что работала в Союзе художников, исполняя обязанности секретаря.
В день, когда Настя получила письмо от Катерины Петровны, девушка решила не смотреть, что написала мать. Настя отложила письмо в сторону, потому что известия от матери вызывали у героини смешанные чувства. С одной стороны, письмо означало, что мать жива, поэтому письма приносили девушке облегчение. С другой стороны, однако, по мнению Насти, письмо – это молчаливый укор, обида, что дочь редко приезжает в гости.
Организация выставки и болезнь Катерины Петровны
Внимание и силы Насти уходили на организацию персональной выставки скульптуры. Молодой, перспективный скульптор решил сделать презентацию работ
Настя посетила мастерскую художника, где взгляд девушки привлекла одна из скульптур. Это было изображение Гоголя. Насте показалось, что писатель словно посмотрел на девушку с укором, с насмешкой. Тогда Настя снова вспомнила о том, что письмо до сих пор лежит непрочитанным в сумочке.
После прочтения известия от Катерины Петровны, первое, о чем подумала девушка, – тяготы долгой дороги в Заборье, мать, которая будет плакать. Поразмышляв об этом, Настя вернула письмо, чтобы то покоилось в верхнем ящике стола. Выставку, которой занималась девушка, провели спустя два дня после этого эпизода. Скульптора признали талантливым мастером, на Настю сыпались благодарности в успешно организованном проекте.
Телеграмма от Тихона
Во время веселья и радости приема по случаю выставки Насте принесли телеграмму – известие от Тихона, где сообщалось, что старушка умирает. Сперва девушке показалось: телеграмму доставили по ошибке, однако потом увидела, что известие пришло из Заборья – это значилось на телеграмме. К Насте подошел пожилой мастер, живописец, спросив, все ли в порядке. Девушка замешкалась, но сказала: да, все нормально, а телеграмму прислала одна знакомая. Но в душе героиню грызла совесть. Настя увидела знакомую скульптуру Гоголя, которая, как показалось героине, посмотрела с укором, упрекая в поведении равнодушия и безжалостности.
Торопясь, девушка вышла на свежий воздух. Внезапно Настю охватила печаль вместе с отчаяньем, ведь героиня поняла, осознала: старушка-мать – единственный человек, который ее по-настоящему любил, что эта старая, несчастная, брошенная женщина выглядывала дочку до последнего дня. В отчаянии, Настя бросилась к железнодорожным кассам, однако билеты закончились. Понимая ситуацию, кассирша помогла девушке достать билет.
Мама мыла раму составь схему этого предложения?
Мама мыла раму составь схему этого предложения.
Вопрос Нарисуй схему предложения, обозначая каждое слово прямоугольником?, расположенный на этой странице сайта, относится к категории Русский язык и соответствует программе для 1 — 4 классов. Если ответ не удовлетворяет в полной мере, найдите с помощью автоматического поиска похожие вопросы, из этой же категории, или сформулируйте вопрос по-своему. Для этого ключевые фразы введите в строку поиска, нажав на кнопку, расположенную вверху страницы. Воспользуйтесь также подсказками посетителей, оставившими комментарии под вопросом.
Около березы стояли ивы, одна береза и сосна. С одной стороны озера был сад. Мы купались в озере. Мальчик сидел под холмом и на холме росли осинки.
Слушай, а когда ты пойдёшь в магазин? Никогда. А чего? Мне уже всё сделали, что я просил. А что ты просил? Записать песни на диск. А кто с этим делом тебе помог? Брат Неужели.
Рысь тигр лев гусь слон .
Рысь — Тигр — . Лев — Гусь — Слон — .
Разговорный : Вася, топай домой! Хватит, нагулялся! Имей совесть. Я голос уже сорвала звать тебя. Вот оставлю без компьютера на неделю — будешь знать, как над мамой издеваться. Художественный : Ночь. За окном тихо стрекочут цикады. Звёзды свет..
В этот холодный и ненастный октябрь Катерине Петровне стало ещё труднее вставать по утрам. Старый дом, в котором она доживала свой век, был построен её отцом, известным художником, и находился под охраной областного музея. Дом стоял в селе Заборье.
Приставка это начало слова. Приставок очень много. Например : при, пре, про и т. Д. Бывает слова где нет приставок! А место приставки корень. Вот слово равнина приставки нет , но есть корень равнин.
Абвахта авось Ажно азовка аксамит алтын аспиды бает балакать беремя.
Очень краткий пересказ рассказа «Телеграмма»
Этой промозглой осенью здоровье Катерины Петровны значительно ухудшилось. Одинокая старая женщина проживала в поселке под названием Заборье, ежедневно к старушке заглядывала Манюшка, дочка сельского сапожника, порой заходил сторож при пожарном сарае Тихон.
Дочь Катерины Петровны, Настя, строила карьеру в Ленинграде. Она была секретарем в союзе художников. Девушку постоянно была занята работой и на маму у нее обычно не хватало времени, лишь один раз в два месяца переводила Катерине Петровне по двести рублей и приписывала с денежным переводом несколько слов.
Среди ночи Катерина Петровна услышала, как настойчиво постучали в калитку. Женщина вышла, спросила кто там, но в ответ была тишина. Этот случай встревожил ее, и она решила отправить Насте письмо, в котором просила навестить ее в последний, так как чувствовала приближение смерти.
Когда письмо дошло до Насти, она не смогла его сразу прочитать, так как была увлечена организацией очередного мероприятия. Она торопилась и отложила прочтение, а убрав его в сумку.
Только находясь дома Настя начала читать письмо Катерины Петровны и подумала, о том, что вряд ли ей удастся вырваться.
Прошло две недели, девушка так и не выкроила несколько дней, чтобы навестить мать. Когда было мероприятие, Насте доставили срочную телеграмму, в которой было написано:»Катя помирает. Тихон». Настя выслушала поздравления, затем вышла на улицу, и отправилась покупать билет. Она тут же отправилась к матери в деревню.
Катерина Петровна уже не поднималась с постели, Манюшка сидела с ней и не отходила ни на минуту. Тихон отправился в почтовое отделение и вернулся оттуда с извещением от Насти, которое написал сам, но старушка все поняла, поблагодарила Тихона, повернулась на бок и словно заснула.
На следующий день похоронили Катерину Петровну. Дочь не успела, смогла приехать только спустя два дня. В деревне ее ждали только свежий могильный холмик и опустевший дом.
Девушка провела эту ночь в рыданиях. Уехала она из поселка утром следующего дня, надеясь не встретить никого из знакомых, не разговаривать с ними и не обсуждать смерть матери. Настя чувствовала, что теперь ни единая душа не сможет снять с сердца эту тяжесть, кроме ее уже ушедшей мамы.
Главные герои
В произведении Паустовского «Телеграмма» и главные герои, и второстепенные в равной степени играют важную роль для сюжета, а поступки каждого из них заставляют о многом задуматься. Их характеристика:
- Катерина Петровна — сгорбленная, маленькая, сухонькая и слабая пожилая женщина, теряющая зрение и говорящая ослабевшим голосом. Дочь известного художника, которая провела молодость в Париже, а её жизнь, благодаря отцу, явно была связана с искусством. Она добра и щедра к окружающим — например, дарит Манюшке небольшие подарки, интеллигентна и понятлива. Её любовь к дочери огромна: она готова простить ей всё и не собирается ей навязываться, понимая, что «у молодых своя жизнь». Проблемы со здоровьем и одиночество заставляют её всё больше задумываться о будущем.
- Анастасия Семёновна — красивая молодая девушка, имеет русые волосы и большие холодные глаза, за что коллеги называли её Сольвейг. Работает секретарём в Союзе художников. Её нельзя назвать бездушной и чёрствой, она просто слишком предана своей профессии, в работе решительна и активна, и действительно очень занята, крутясь с бесконечными выставками и конкурсами.
- Тихон — сторож при пожарном сарае, тощий, рыжий. Был ещё мальчишкой, когда художник строил здесь усадьбу, но с тех пор сохранил уважение к нему, его дочери и его картинам, говоря про них: «Работа натуральная!». Искренний человек, с сочувствием и добротой относится к одинокой старушке, помогает ей по хозяйству, рубит дрова, спрашивает её о дочери. Телеграмма, которую он читает якобы от Насти, — символ рассказа, а его поступок можно назвать благородным порывом души.
- Манюшка — дочь соседа, колхозного сапожника, которая прибегает к старушке каждый день, чтобы помочь ей. Легкомысленная, но неравнодушная, добрая, работящая и сочувствующая.
- Тимофеев — талантливый, но ворчливый молодой скульптор, маленький, решительный и злой. Работает в тяжёлых условиях в холодной мастерской и считает, что он не оценён по достоинству, ему не дают развернуться. Имеет уязвлённую гордость, но рад, что Настя помогает устроить его выставку.
- Молодая учительница — застенчивая, сероглазая, совсем ещё девочка, приехавшая в Заборье и оставившая родную мать в областном городе. Она проникается видом похорон Катерины Петровны и выносит для себя важный урок.
Можно выделить ещё одного «персонажа», на протяжении рассказа выступающего в роли совести Насти. Это скульптура Гоголя, талантливо созданная Тимофеевым. Как известно, именно Гоголь обладал удивительной способностью словно бы видеть человека насквозь. Его взгляд насмешливый, а на виске бьётся тонкая склеротическая жилка. Он будто осуждает Настю. Именно через его взгляд автор передаёт собственное отношение к поступкам героини.