Краткое содержание

Итоговое сочинение

Подробное содержание романа «Портрет Дориана Грея» по главам с автором О. Уайльдом

Глава 1. Встреча Дориана Грея и Бэсла Холлуорда

В этой главе мы познакомимся с главным героем романа – Дорианом Греем – молодым и привлекательным юношей, который вызывает интерес и восхищение окружающих. Он случайно знакомится с художником Бэсли Холлуордом, который восхищается его красотой и просит разрешения на создание портрета.

Глава 2. Фантастический портрет

В этой главе мы узнаем, что Бэсли Холлуорд создал портрет Дориана Грея, который стал настоящим произведением искусства. Сам Дориан, увидев свой портрет, влюбляется в свою собственную красоту и желает оставаться молодым и привлекательным навсегда.

Глава 3. Встреча с господином Хэрри

В этой главе Дориан знакомится с господином Хэрри, который учит его новым философским идеям и влияет на его поведение и мировоззрение. Под влиянием Хэрри Дориан начинает жить жизнью полной распущенности и наслаждений, беззаботно тратя свое состояние и забывая о последствиях.

  • Глава 4. Продолжение распущенной жизни
  • Глава 5. Поиск новых наслаждений
  • Глава 6. Возвращение к портрету
  • Глава 7. Ужасающее открытие
  • Глава 8. Конец жизни Дориана

Дальше история развивается, показывая, как жизнь Дориана Грея продолжается в бесконечных поисках новых наслаждений и потерях. Он забывает о своих друзьях и близких, становится жестоким и безжалостным. Но вскоре он возвращается к своему фантастическому портрету, где видит собственное уродство и узнает ужасающую тайну. В конце романа Дориан Грей умирает, а его портрет становится свидетелем всей его падших и греховных поступков.

Глава III

На следующий день лорд Генри отправляется к своему дяде по имени Фермор. Тот рассказывает племяннику о семье Дориана. Его мать Маргарет слыла писаной красавицей. Многие знатные мужчины мечтали заполучить её в жены, но девушка предпочла нищего офицера и сбежала с ним. Вскоре её избранника убивают на дуэли. Говорят, что ситуация, приведшая к дуэли, была специально подстроена отцом Маргарет и дедом Дориана, который не смог принять выбор дочери. Не проходит и года, как красавица Маргарет умирает. У неё остается сын-младенец – Дориан Грей. Он является богатым наследником. Узнав об этом, Генри решает завладеть Дорианом, починить себе его душу.

Попрощавшись с дядей, лорд Генри отправляется к своей тетке Агате. Она собрала гостей, в числе которых был и Дориан Грей. Присутствующие вели светские беседы, обсуждали Америку и американцев, новомодные тенденции в жизни английского общества

Явившийся к столу с опозданием Генри вновь проявляет свои ораторские способности, он легко завладевает вниманием аудитории. Дориан Грей молчит и с восхищением слушает лорда

После приёма у тетки Генри и Дориан вместе отправляются на прогулку в парк.

Кратко об истории создания произведения

Автор создал роман в кратчайший срок – 3 недели. Впервые произведение напечатали в июле 1890 года, оно появилось на страницах «Ежемесячного журнала Липпинкотт» в Америке. В апреле следующего 1891 года вышло отдельной книгой в Лондоне, дополненное предисловием и шестью главами. Некоторые были полностью переработаны. Публикация вызвала скандал, представители литературного истеблишмента критиковали его как аморальное произведение, предлагая запретить книгу, а автора – судить. Обычные читатели, наоборот, были восхищены произведением.

Интересно, что в содержании не называются конкретные грехи персонажа. Автор считает, что каждый читатель видит собственные проступки и грехи в Дориане. Сейчас произведение вдохновляет продюсеров, по нему снято несколько фильмов, оно было опубликовано много раз.

Глава IV

Действие происходит спустя месяц. Дориан Грей сидит в библиотеке лорда Генри в ожидании его самого. Юноша коротал время за книгой. Вскоре в комнату входит леди Уоттон. Во время их разговора становится видно, сколь сильное влияние имеет лорд Генри на Грея. Дориан выражается теми же словами, мыслит так же, как он.

Наконец, приходит Генри, и молодой человек рассказывает ему о своей влюблённости в актрису. Он встретил её в захудалом театре, куда он пришел по чистой случайности. Сибилла играла главную роль в пьесе «Ромео и Джульетта». Всё в этом театре, от музыки до игры персонажей, вызывало отвращение в юноше. Но с появлением Сибиллы театр и весь мир наполнился для него новыми красками. Он рассказывал Генри про её мелодичный голос, красоту и прекрасную актерскую игру. Про прозвище – «Прекрасный принц», которое Сибилла дала Грею. В конце разговора Дориан уговаривает лорда Уоттона пойти вместе с ним и Бэзилом посмотреть на девушку на сцене. Но, до их совместной поездки, Генри приходит телеграмма с известием о помолвке юной пары.

Глава XVI

Дориан Грей принял решение порвать со своим прошлым. Всё забыть и попытаться жить заново. Он полностью отдается разгульному образу жизни. Низость и порок становятся ему ближе и роднее, чем искусство, когда-то увлекавшее его.

Выходя из притона после гулянки, Грей встречается с мстителем – братом Себиллы. Одна из дамочек, с которыми проводил время Дориан, назвала его прекрасным принцем. Для Джеймса это был опознавательный знак. Он догоняет гуляку и повесу, обвиняет его в смерти сестры. Дориан отпирается. Увидев лицо Грея при свете фонаря, Джеймс подумал, что обидчик Себиллы не может сейчас так молодо выглядеть. С момента её смерти прошло уже 18 лет. Так портрет спас Дориана от страшной мести. Но потом моряк Вэйн понимает, что был обманут, он пытается догнать негодяя, но его уже и след простыл.

Глава 7. Возвращение портрета и убийство

В данной главе происходит возвращение Дориана портрета в его загородный особняк. Герой начинает осознавать, что жизнь настоящего мира не для него, он проводит все больше времени в своем затворничестве. Он страдает от осознания своей внутренней тьмы, но все же наслаждается своей красотой, не замечая внешнего увядания.

Однако судьба готовит для него новый поворот. Лорд Генри знакомит Дориана с молодым красавцем Аланом Кэмпбеллом. Их знакомство заканчивается трагически. В ходе вечеринки, Алан аффектуется прекрасной красотой Дориана и вербально оскорбляет его чувства.

В ярости Дориан убивает Алана, а затем прячет его тело в укрытие. Герой начинает понимать, что портрет стал изображать не только его внутреннее состояние, но и его преступления.

  • Возвращение портрета в дом Дориана
  • Знакомство с Аланом Кэмпбеллом на вечеринке Лорда Генри
  • Оскорбление Аланом Дориана и трагический финал
  • Понимание Дорианом, что портрет стал отражать его преступления

История создания произведения

Оскар Уайльд и его творчество

Оскар Уайльд – известный английский писатель, драматург и эстет. Его творчество характеризуется ярким интеллектуальным стилем и необычными сюжетами. Одним из его самых известных произведений является роман «Портрет Дориана Грея».

Вдохновение для «Портрета Дориана Грея»

История создания романа началась в 1889 году, когда Оскар Уайльд встретился с Ч.Х.Хемфрисом – английским писателем-фантастом. Именно он подарил Уайльду идею для сюжета – история о необычном портрете, который стареет вместо его владельца. По словам самого Уайльда, идею ему подкинула именно Хемфрис.

Творческий процесс

По мнению критиков, писатель занимался написанием романа в течение 2-х лет – с 1889 по 1891 год. В процессе работы он много экспериментировал – придумывая новые персонажи, добавляя или удаляя главы. Однако, еще до завершения работы над романом, Уайльд уже начал писать шедевральную пьесу «Безнадежный случай» – которая стала пиком его творчества.

Публикация и реакция общества

Роман «Портрет Дориана Грея» был опубликован в 1890 году в журнале Lippincott’s Monthly Magazine. И стоит отметить, что первоначальная реакция на произведение была неоднозначной. Многие критики высказывали протест против «аморальности» сюжета и «непристойности» языка. Но несмотря на это, роман стал необычайно популярен и был переиздан многократно. Сегодня «Портрет Дориана Грея» считается классикой английской литературы и является обязательным произведением для изучения в школах и университетах.

Цитатная характеристика Дориана Грея

Прибыв в Лондон, юный Дориан Грей сразу начал вливаться в высшее общество, где и познакомился сначала с художником Бэзилом Холлуодом, а затем и с Генри (Гарри) Уоттоном, который фактически сформировал его дальнейшую судьбу. В юноше чувствовались искренность, невинность и целомудрие, он много улыбался и ни о чём не тревожился благодаря наследству, о чем говорит цитатная характеристика. Дориана Грея сначала не привлекали развлечения высшего общества, он и не мыслил о пороках.

До знакомства с Генри Уоттоном юноша был хорошо воспитанным и грезил о любви, имел собственные, провинциальные (как сказал бы Генри) взгляды на жизнь. Когда Уоттон критикует женщин за то, что они постоянно требуют чего-то от мужчин, Дориан встаёт на их защиту и возражает ему. По мнению неиспорченного (пока) юноши, женщины достойны уважения и имеют полное право требовать взаимности, так как дают мужчинам лучшее, что у них есть — любовь.

Попав под влияние харизматичного Гарри, Дориан начинает изменяться. Изменения в нем портят все чистое, в том числе отношения с Сибилой Вейн. Девушка убивает себя, не в состоянии разлюбить его. Трагедия в том, что Дориана это не трогает, он не считает себя ответственным за то, что случилось.

Наступает момент, когда юноша начинает уставать от самого себя, а его речи становятся очень похожи на философию Генри Уоттона. Вместо влюблённого юноши, который искал простого счастья, перед нами вырисовывается всё так же юный с виду, но другой Дориан Грей: он твердит, что искал в жизни только наслаждений, а счастье ему никогда не было нужно.

Глава VIII

Проснулся Дориан поздно и сел перебирать почту, которую ему принес лакей. Среди писем было и послание от Генри. Юноша откладывает его в сторону, не читая.

Он хочет удостовериться, не были ли изменения в портрете видением. Герой снова взглянул на картину и понял, что ему не показалось. Портрет смотрел всё так же жестоко. Шокированный юноша решает исправить положение, пойти к Себилле и сделать ей предложение.

Тут появляется Генри и сообщает Грею, что Себиллы больше нет. Она покончила жизнь самоубийством. «Это всё из-за меня», — думает Дориан. При этом он остается относительно спокойным. Юноше начинает казаться, что он совсем бессердечен. И это пугает его. Генри уговаривает друга не принимать случившееся близко к сердцу. Дориану становится легче. Он принимает приглашение лорда Генри отправиться с ним в оперу.

Оскар Уайльд. Портрет Дориана Грея

   ПРЕДИСЛОВИЕ
   
   Художник — тот, кто создает прекрасное.
   Раскрыть людям себя и скрыть художника — вот к чему стремится искусство.
   Критик — это тот, кто способен в новой форме или новыми средствами передать свое впечатление от прекрасного.
   Высшая, как и низшая, форма критики — один из видов автобиографии.
   Те, кто в прекрасном находят дурное, — люди испорченные, и притом испорченность не делает их привлекательными. Это большой грех.
   Те, кто способны узреть в прекрасном его высокий смысл, — люди культурные. Они не безнадежны.
   Но избранник — тот, кто в прекрасном видит лишь одно: Красоту.
   Нет книг нравственных или безнравственных. Есть книги хорошо написанные или написанные плохо. Вот и все.
   Ненависть девятнадцатого века к Реализму — это ярость Калибана, увидевшего себя в зеркале.
   Ненависть девятнадцатого века к Романтизму — это ярость Калибана, не находящего в зеркале своего отражения.
   Для художника нравственная жизнь человека — лишь одна из тем его творчества. Этика же искусствав совершенном применении несовершенных
средств.
   Художник не стремится что-то доказывать. Доказать можно даже неоспоримые истины.
   Художник не моралист. Подобная склонность художника рождает непростительную манерность стиля.
   Не приписывайте художнику нездоровых тенденций: ему дозволено изображать все.
   Мысль и Слово для художника — средства Искусства.
   Порок и Добродетель — материал для его творчества.
   Если говорить о форме, — прообразом всех искусств является искусство музыканта. Если говорить о чувстве — искусство актера.
   Во всяком искусстве есть то, что лежит на поверхности, и символ.
   Кто пытается проникнуть глубже поверхности, тот идет на риск.
   И кто раскрывает символ, идет на риск.
   В сущности, Искусство — зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь.
   Если произведение искусства вызывает споры, — значит, в нем есть нечто новое, сложное и значительное.
   Пусть критики расходятся во мнениях, — художник остается верен себе.
   Можно простить человеку, который делает нечто полезное, если только он этим не восторгается. Тому же, кто создает бесполезное, единственным
оправданием служит лишь страстная любовь к своему творению.
   Всякое искусство совершенно бесполезно.
   
   Оскар Уайльд
   
   ГЛАВА I
   Густой аромат роз наполнял мастерскую художника, а когда в саду поднимался летний ветерок, он, влетая в открытую дверь, приносил с собой то
пьянящий запах сирени, то нежное благоухание алых цветов боярышника.
   С покрытого персидскими чепраками дивана, на котором лежал лорд Генри Уоттон, куря, как всегда, одну за другой бесчисленные папиросы, был
виден только куст ракитника — его золотые и душистые, как мед, цветы жарко пылали на солнце, а трепещущие ветви, казалось, едва выдерживали
тяжесть этого сверкающего великолепия; по временам на длинных шелковых занавесях громадного окна мелькали причудливые тени пролетавших мимо
птиц, создавая на миг подобие японских рисунков, — и тогда лорд Генри думал о желтолицых художниках далекого Токио, стремившихся передать
движение и порыв средствами искусства, по природе своей статичного.

Проблематика

В романе «Портрет Дориана Грея» писатель раскрывает проблему  «прекрасного» и «уродливого». Это два полюса, которые необходимы человечеству для осмысления полной картины миры. К лагерю «прекрасного» следует отнести чистую, возвышенную любовь актрисы Сибиллы, бескорыстную привязанность Бэзила к юноше, и, безусловно, самого героя в самом начале романа, когда он был не только красив, но чист и невинен. К «безобразному» же относится развращенная душа Дориана, которая с каждым новым приобретенным пороком черствеет, загнивает, теряя способность к милосердию и состраданию.

Проблема общества заключается в том, что оно не замечает тонкой грани между красотой и откровенным уродством, и преподносит внешнюю атрибутику на пьедестал, напрочь забывая о внутренней составляющей. О безобразных поступках Дориана становится известно в  высшем обществе, однако никто из его окружения не отворачивается от него, более того: юношу по-прежнему продолжают любить и уважать, ведь внешне он совершенно не изменился, остался таким же красивым и очаровательным.

Истинным отражением души Дориана Грея является его потрет, который вбирает в себя все порочные и безнравственные стороны своего хозяина. Благодаря вмешательству мистических сил Дориан, несмотря на свой развратный образ жизни, по-прежнему остается молодым и привлекательным, в то время как полотно с его изображением демонстрирует, какой является расплата за весь этот соблазн. Таким образом Уайльд раскрывает проблему безнаказанности высшего общества: человек может вести абсолютно аморальный образ жизни, но при этом никогда не понесет заслуженного наказания за свои проступки. Сам факт принадлежности к высшему сословию защищает такого человека от закона, а его безнравственное поведение никогда не будет предано на суд широкой общественности. Таким образом автор подвергает критике всю прогнившую систему викторианской Англии, долгое время закрывавшей глаза на преступления аристократии.

Начало произведения

Однажды летним днем художник Бэзил Холлуорд принял своего друга генри в своей мастерской. Уоттона автор написал с себя, в этом персонаже прослеживаются черты его характера. Бэзил работает над новой картиной, он очень увлечен живописью. Натурщиком ему служит двадцатилетний молодой человек Дориан.

Юноша с интересом вслушивается в диалог между старыми друзьями, интересуется парадоксальными изречениями Генри. Все окружающие восхищаются работой художника. А златокудрый натурщик мечтает о том, чтобы портрет старел и менялся вместо его тела. Бэзила растрогало такое отношение к его живописи, и он подарил картину Дориану.

Хотя художник пытается удержать юношу, тот принимает предложение Гарри поучаствовать в светских развлечениях. Сначала они посещают званые обеды, вечерами ездят в оперу. Лорд Генри узнает историю появления Грея. Его воспитывал богатый опекун, родной дед. Его мать сбежала из дома с пехотным офицером, которого вскоре убили на дуэли по приказу тестя. Женщина умерла при родах Дориана.

Грей знакомится с юной актрисой нищего театра в Ист-Инде. Семнадцатилетняя Сибила Вейн просто прелестна: нежное лицо, темные волосы, яркие синие глаза, розовые губы. Ее игра на сцене одухотворена, наполнена пониманием роли и персонажа. Сибила живет в нищете вместе с матерью и братом Джеймсом, который собирается уплывать в Австралию.

Список персонажей и их характеристика:

  •  Дориан Грей  – центральный герой. Юноша невероятной красоты. Ему около 20 лет («минуло 20 лет»). Изначально описывался как хороший человек, но впоследствии был увлечен идеями гедонизма и посвятил жизнь наслаждениям. В нем странным образом сочетаются эстет, романтик, порочный развратник, эгоист и убийца. Противоположные стороны его натуры постоянно сражаются между собой.
  •  Бэзил Холлуорд – друг лорда Генри Уоттона, художник, создавший портрет юноши Дориана Грея. Привязан к герою, видя в нем идеал – человека, в котором отлично сочетается внутренняя красота с внешней. Автор явно позиционирует его как ангела-хранителя Дориана, проигравшего битву за душу юноши. С гибелью Бэзила тот лишается защиты.
  •  Лорд Генри Уоттон – чистокровный аристократ, гедонист, «принц Парадоксов», саркастичный и обаятельный мерзавец. Противопоставляет себя викторианскому обществу, критикуя его ценности. Становится неким «личным дьяволом» главного героя.
  •  Сибила Вэйн  – красивая девушка лет 17, актриса. Мечтательница, жила в своем придуманном мире пока не встретила Дориана. Влюбилась и это новое чувство озарило ее Вселенную, изменив все. Сибила поняла, что раньше жила иллюзиями. Девушке захотелось познать настоящий мир, полный страсти и взаимных чувств, но взамен она теряет свой талант. В итоге спектакль проваливается, а разочарованный Дориан бросает ее. Не выдержав расставания, Сибилла убивает себя.
  •  Джеймс Вэйн  – младший брат Сибиллы, мечтает стать моряком и уплыть в Австралию. Суровый, грубоватый и просто одетый юноша, имеет военную выправку. Ревнует сестру и терпеть не может аристократа Дориана Грея. После гибели Сибилы клянется отомстить обидчику.

Кроме действующих лиц есть еще слуги и другие фигуры, мелькающие «на фоне» событий романа. Это викторианское общество того времени, чьи ценности оспариваются в сюжете произведения.

История

По легенде, у единственного романа Оскара Уайльда была реальная подоплека. Говорят, что в 1884 году писатель часто навещал мастерскую приятеля Бэзила Уорда, где вечно веяло творческим вдохновением и пахло масляными красками. В то время художник как раз рисовал портрет юноши неземной красоты. После того как работа была закончена, натурщик удалился, а вот картина осталась. Тогда ценитель изящного искусства Уайльд заметил:

Бэзил Уорд согласился с мнением приятеля и добавил, что было бы чудесно, если бы с годами морщинками покрывалось не лицо молодого человека, а его собственный портрет.

Писатель Оскар Уайльд

Обратив внимание на навеянный сюжет, гений литературы сочинил интеллектуально-концептуальную повесть «Портрет Дориана Грея» всего за три недели. Однако сам автор признавался, что это слишком большой срок. Впервые творение Оскара было напечатано в «Ежемесячном журнале Липпинкотта» (1890 год), а через год рукопись Уайльда издали отдельной книгой с предисловием, которое стало манифестом эстетизма

Впервые творение Оскара было напечатано в «Ежемесячном журнале Липпинкотта» (1890 год), а через год рукопись Уайльда издали отдельной книгой с предисловием, которое стало манифестом эстетизма.

Роман вызвал мощное эмоциональное потрясение у общественности: завсегдатаи книжных лавок восторгались творением Оскара, а вот литературному истеблишменту книга пришлась не по вкусу. Писательская верхушка осудила произведение Уайльда как низкое и аморальное. Некоторые критики предлагали наложить на «Портрет Дориана Грея» табу, а автора отдать под суд.

Примечательно, что своим скандальным произведением Оскар Уайльд будто предопределил свою судьбу. Женатый мужчина, пугавшийся в юные годы слова «гомосексуальность», воспитывающий двоих детей, перестал получать удовольствие от общения с представительницами прекрасной половиной человечества.

Первое издание романа «Портрет Дориана Грея» в британском журнале

Из биографии литератора ясно, что он был чрезвычайно влюбчивым человеком: когда мастеру слова исполнился 21 год, он начал ухаживать за Флорри Бэлкум. Эта девушка в буквальном смысле разорвала сердце Оскара Уайльда на части, отдав предпочтение Брэму Стокеру – создателю мрачного вампира Дракулы. Далее в жизни писателя шла череда неудачных любовных увлечений, пока в 1881 году он не встретил будущую супругу Констанцию Ллойд. Влюбленные не чаяли души друг в друге, но семейная жизнь была непривычной для Оскара Уайльда.

Что стало причиной тяги гетеросексуала Уайльда к лицам мужского пола, остается только гадать. Известно, что, еще учась в Оксфорде, создатель «Портрета Дориана Грея» то и дело захаживал в «квартал красных фонарей».

Оскар Уайльд с женой и детьми

Однажды после очередной встречи с женщиной легкого поведения мастер декаданса заразился сифилисом. Эту жуткую болезнь пришлось лечить ртутью, от которой портились зубы. Несмотря на то, что врачи заверили Уайльда в отменном состоянии здоровья, через два года случился рецидив. После этого Оскар прекратил любовные отношения с Констанцией и стал разделять свое ложе с мужчинами.

В 1891 году (через пару месяцев после выхода романа) Уайльд, находясь в собственном доме вместе с женой, познакомился с молодым аристократом Альфредом Дугласом, которого родные и близкие ласково звали «Бози». Такое прозвище произошло от английского слова «bossy», что в переводе означает «любящий распоряжаться».

Оскар Уайльд и Альфред Дуглас

Надменному нарциссу Альфреду не повезло с семьей: знатные родители постоянно занимались судебными разбирательствами, бросив ребенка на произвол судьбы. В 1891 году в руки Бози попала книга Оскара Уайльда: по признанию молодого человека, роман, который был перечитан целых 11 раз, околдовал 21-летнего парня. Дуглас тут же задался целью повидаться с автором бессмертного произведения. Это знакомство было крайне удачным: Бози стал самой большой любовью в жизни литератора.

Основной сюжет

Сибила кажется молодому человеку идеалом таланта и красоты. Грей объявляет лучшим друзьям о своих намерениях жениться на девушке. Вместе они отправляются в бедный театр знакомиться с девушкой. Актриса играла Джульетту, но ослепленная своим счастьем, не смогла вжиться в образ. Из-за этого Бэзил и Гарри поставили под вопрос ее талантливость.

Провал спектакля вызвал крах всех надежд и идей Дориана. В отчаянии он говорит девушке, что она убила его любовь. Грей с горьким чувством утраты блуждает всю ночь по пустынным улицам Лондона. Утром он возвращается домой и пишет записку Сибиле с намерением помириться. Но в тот же момент он узнает, что девушка не вынесла разрыва и покончила с собой.

Его друзья по-разному реагируют на это известие. Художник советует не падать духом, а Генри предлагает не расстраиваться из-за смерти несчастной актрисы и продолжать жить дальше. Гарри приглашает юношу в оперу, и он без колебаний соглашается развлечься. И только на портрете отражается бездушность Дориана. На гладком лице появляется первая морщинка. Эти изменения на картине беспокоят юношу, он убирает ее.

Все уколы совести заглушил Мефистофель — Генри Уоттон. Он вручает молодому человеку старинную книгу. Ее автор испробовал на себе все крайности жизни:

  • садомазохизм;
  • наркотики;
  • алкоголь;
  • любовные утехи с партнерами разного социального положения, пола и возраста.

И следующие двадцать лет Дориан упивается своей красотой и наблюдает за разложением души на портрете.

Главные герои

  1. Дориан Грей – наивный и прекрасный юноша, превратившийся в развратного и бесчувственного эгоиста под влиянием лорда Генри. Он дворянин, потомок знатного рода. Его душа жадно искала наставника в новом для него светском мире. Выбрав искушенный и порочный пример для подражания, герой, будучи слабовольным и ведомым, спешит опробовать на себе все циничные советы старшего товарища. С самого начала ясно, что он – чувственный, но трусливый себялюбец, ведь мысль о потере собственной красоты (единственного отличия от других мужчин его круга) порабощает его ум, не успевший еще развиться. Он с легкостью предает любовь к другим людям, это говорит о мелочности его натуры и скупости сердца. На его примере автор проводит параллель между внутренним и внешним богатствами, которые вовсе не тождественны друг другу. Образ Дориана Грея писатель уже воплощал в сказке «Мальчик-звезда». Того героя Уайльд превращает в уродца, не давая возможности скрыть безобразие. Поэтому он быстро перевоплощается в хорошего и высоконравственного молодого человека, осознающего свою вину. Однако роман – не сказочная притча, в нем творец правдиво рассказал о том, что ждет зазнавшегося и помешанного на себе персонажа.
  2. Лорд Генри – богатый и изысканный дворянин, хорошо принятый в высшем обществе. Его саркастические реплики и казуистическое мировоззрение (он исповедует гедонизм) нравятся окружающим людям, которые наслаждаются его остроумием. Каждая вторая его цитата – афоризм. Однако сам он никогда не следует за своей смелой мыслью. Он напутствует, хитро, исподволь развращает душу Дориана, но сам ничего подобного не делает. Его образ традиционно сравнивается с архетипом дьявола в литературе. Уоттон подобен Мефистофелю из «Фауста» Гете: он лишь направляет человека, умело тасуя гедонистические идеи, тонкий юмор и высокомерный цинизм. Дух порочности, исходящий от этого героя, притягателен. Он обладает утонченностью и возвышенностью, но это лишь внешняя красота, которая, подобно прелести лица, является лишь хрупкой вуалью прогнившей греховной сущности.
  3. Сибила Вэйн – возлюбленная Дориана, актриса. Девушка редкой красоты была еще и очень талантлива. Своим дарованием она поразила Грея. Он полюбил ее за него, ведь артистка никогда не могла наскучить: она перевоплощалась в другие образы каждый день. Настоящая же Сибила готова была пожертвовать карьерой, успехом, самим творчеством ради любви, и, почувствовав это, юноша быстро пресытился обожанием. Ему нравилась сценическая, надуманная дама сердца, такая же свободная и непостижимая, как он сам. Но молодая женщина была всего лишь добра, мечтательна, наивна и ранима. Поэтому первое разочарование в людях заставило ее покончить с собой. Ни мать, ни брат не смогли вовремя разуверить ее в радужных надеждах.
  4. Бэзил Холлуорд – живописец, друг Дориана и лорда Генри, который их знакомит. Именно он написал роковой портрет. Художник искренне восхищался натурщиком и его красотой, и именно он чутко воспринял перемены, произошедшие в юноше. Он увидел в нем зарождающуюся порочность и забил тревогу, но Грей лишь отдалился от него в ответ. Бэзил был гуманистом и моралистом, его нравственные принципы контрастируют с изысканной безнравственностью Генри, поэтому раздражают главного героя. Холлуорд ценит уединение, любит поразмышлять и пофилософствовать, является носителем авторской точки зрения в романе. Его натурщик винит в своем падении, и затем убивает, желая снять заклятие. Ему невдомек, что друг все это время отчаянно пытался воспрепятствовать его развращению.
  5. Джеймс Вэйн – брат Сибилы, моряк. Здравомыслящий и волевой юноша. Он с самого начала скептически относится к намерениям богатого дворянина относительно сестры. Мужчина привык во всем полагаться на себя, а не искать легкие пути наверх, поэтому предостерегает мать от излишнего доверия незнакомцу из знати. Он – типичный представитель викторианской эпохи, его социальные предрассудки непоколебимы. Когда Вэйн узнает о гибели обманутой сестры, в его сердце просыпается отчаянное желание мстить бессердечному богачу. С тех пор твердый в своих убеждениях и целеустремленный моряк гонится за обидчиком, но встречает свою смерть раньше, чем успевает преподнести ее Грею.

Начало истории

Портрет Дориана Грея – это роман, который уже десятилетиями занимает важное место в мировой литературе. Автором произведения является знаменитый английский писатель Оскар Уайльд

Роман был опубликован в 1890 году и с тех пор стал настоящей классикой мировой литературы.

История начинается с введения главного героя – Дориана Грея, чье имя и представление о красоте стали синонимом роскошных традиций в середине XIX века. Дориан – молодой человек, который только что переехал в Лондон и знакомится с мирами высшего общества. Он красив, богат и умён, но, как оказывается, его собственное отражение – портрет, нарисованный известным художником Бэзилом Холлуордом, еще более прекрасно, чем сам герой.

Так начинается история о человеке, которому не под силу устоять перед собственной красотой. Дориан Грей становится объектом почитания всего светского Лондона, но за его безупречным внешним видом скрывается сердце, постепенно окалывающееся жестокостью и эгоизмом.

Глава II

Генри очарован Дорианом. Парень также проникся к нему с симпатией и с упоением слушал рассказы лорда. Бэзилу нужно заниматься делом – завершить портрет и, начав работу, он просит Генри покинуть мастерскую, чтобы не мешать единению художника и натурщика. Дориан настаивает на том, чтобы Генри остался.

Художник принимается за работу, а Дориан и Лорд Герни продолжают диалог. Их беседа принимает философский характер. Генри говорит юноше, что красота не вечна, и пока он так красив и молод этим надо пользоваться-  жить на полную катушку.

Тем временем художник объявляет, что портрет готов. Генри вновь восхищается работой приятеля, а Дораину при взгляде на свое изображение приходит осознание, что красота рано или поздно померкнет, а портрет в отличие от живого человека навсегда останется молодым и прекрасным. «Лучше бы портрет старился, а я оставался молодым», — говорит Дориан. Герой готов отдать душу за то, чтобы навечно сохранить свою молодость и красоту.

Глава XIV

Проснувшись поутру, Дориан Грей пишет два письма. Одно он отправляет своему старому приятелю, второе – оставляет себе.

Приятель по имени Алан приходит в гости к Дориану и спрашивает, что случилось, и зачем он понадобился человеку, с которым они очень давно не общались. Грею были нужны познания Алана в химии, чтобы избавиться от тела Бэзила. Без каких-либо эмоций и переживаний Дориан рассказывает химику о том, что произошло вчера. Он подчеркивает, что убил Бэзила, потому что тот сделал его жизнь никчемной. Алан отказывается скрывать следы преступления. По законам Англии того времени за убийство полагалась смертная казнь, Дориан умоляет приятеля спасти ему жизнь. Но химик не приклонен.  Тогда Грей идет на хитрость и силой вынуждает помочь ему. Он шантажирует специалиста по химии вторым письмом, которое может погубить судьбу Алана.

Поднявшись в комнату, Дориан и Алан видят, что на портрете появились красные пятна. Дориан уходит, а его приятель остается «химичить». В результате тело исчезает.

***

Дориан Грей —
юный красавец, аристократ, подобно Фаусту вступивший в сделку с дьяволом, чтобы
сохранить свежесть, молодость и красоту, в то время как возраст, порочная жизнь
и преступления кладут свой отпечаток на портрет, выполненный другом Д. Г.,
художником Бэзилом Холлуордом. В отчаянной попытке уничтожить последнего
нелицеприятного свидетеля своего падения Д. Г. бросается с ножом на холст,
изображающий гнусного, рано состарившегося человека с кровью на руках.

На следующее
утро слуги находят труп отвратительного сморщенного старика с ножом в груди, `а
перед ним на стене — портрет Д. Г. «во всем сиянии его дивной юности и
красоты». В романе Уайльда, который скорее следовало бы определить как
«философскую повесть» в духе «Шагреневой кожи» Бальзака,
каждый из основных трех героев воплощает не столько человеческий тип, сколько
определенную философско-эсте-тическую и нравственную позицию. Каждый из них в
той или иной степени является носителем идей самого писателя, которые он
определенным образом «примеривает» в вымышленной экспериментальной
ситуации.

Д. Г. отведена
роль своеобразного «испытательного поля» этого эксперимента.

Будучи
«прекрасным принцем», носителем неземной красоты, он в силу главного
положения Уайльда о господстве красоты над жизнью оказывается неподвластен
житейским треволнениям, ибо они не затрагивают его как внутренне, так и внешне.
Юная актриса Сибилла Вен волнует его сердце лишь тогда, когда трепетно передает
на сцене чувства шекспировских героинь. Когда же собственная реальная любовь к
Д. Г. преграждает ей путь в воображаемый мир Джульетты и она проваливает роль,
юный эстет безжалостно отвергает ее и становится виновником ее самоубийства.

Отношение к
жизни лишь как к поставщику эстетических впечатлений, когда объект внимания
должен не столько «нравиться» или «не нравиться» (что
предполагает еще и некоторую нравственную позицию), сколько
«волновать», определяет постоянный поиск новых ощущений, следование
правилам «нового гедонизма», проповедуемого Д. Г. лордом Генри.

Лорд Генри
Уоттон — артист, эстет, парадоксалист, своею проповедью «нового
гедонизма» завлекший юного красавца Дориана Грея на путь порока

Персонаж
типа лорда Г., сыплющий изящными, остроумными и одновременно циничными парадоксами,
всегда присутствует в произведениях Уайльда, главным образом в драматургии
(лорд Горинг в «Идеальном муже», Олджернон Монкриф в «Как важно
быть серьезным», лорд Дарлингтон в «Веере леди Уиндермир«). Лорд
Г., завсегдатай светских гостиных и блестящий рассказчик, во многом
воспроизводит застольные разговоры самого Уайльда, пугавшего своих светских
слушателей и слушательниц бесстрашным переворачиванием с ног на голову
всевозможных прописных истин

Как отмечает один из собеседников лорда Г.,
«путь парадоксов — путь истины. Чтобы испытать действительность, надо ее
видеть на туго натянутом канате. Когда истины становятся акробатами, мы можем
судить о них». В результате появляются изречения типа: «Чтобы вернуть
молодость, стоит только повторить ее безумства», «Я больше люблю
людей, чем принципы, а людей без принципов больше всего на свете»,
«Быть естественным — поза, и самая раздражающая, которую только я
знаю», «Я поверю чему угодно, лишь бы оно было совсем
невероятным», «Совесть и трусость, право, одно и то же. Совесть- это
лишь вывеска фирмы», «В наши дни большинство людей умирает от
излишества здравого смысла и открывает, когда уже бывает слишком поздно, что
единственное, о чем никогда не жалеешь, — это наши заблуждения».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный мир
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: