Марсель пруст беглянка краткое содержание. марсель пруст

В поисках утраченного времени содержание. марсель пруст. а
форизмы и цитаты

Краткое содержание — По направлению к Свану (Пруст). Русский язык и литература

Роман представляет собой совокупность воспоминаний Марселя Пруста о своем детстве.

Повествование начинается с подъема мальчика в доме дедушки в Комбре. Его всегда отправляли спать сразу после ужина, когда юный Марсель бывал у дедушки. К нему в спальню заходила мать и целовала. Когда в доме собирались гости, мать к нему не приходила. Дом часто посещал Шарль Сван — сын дедушкиного друга. Он был близок к аристократам, а тогда считалось, что каждый человек должен общаться только в своем кругу. Эта система напоминала чем-то индийские касты.

В один из его визитов мать не навестила сына, тогда мальчик написал ей заметку, которую передала кухарка Франсуаза. Когда все ушли, Марсель в пижаме пробрался к матери за поцелуем. Это было грубое нарушение правил. Мать всю ночь успокаивала его в спальне.

Когда мальчик проводил в Комбре летние и пасхальные каникулы, тетя Леония угощала его бисквитом, вымоченным в липовом чае. Ей казалось, что она очень больна. Леония проводила дни на своей кровати, наблюдая за прохожими и обсуждая их со своей служанкой Франсуазой.

В Кобре мальчик узнал много нового. Беседы с инженером Легранденом помогли ему понять что такое снобизм. Он никогда не здоровался с семьей Марселя из-за своих тесных связей с аристократами. А учитель музыки Вентейль не навещал больше их дом, так как презирал Свана. Позже дочь учителя стала вместе жить со своей подругой. Тогда по Комбре распространялись нехорошие слухи про педагога.

Осенью умерла Леонтия, а Франсуаза перешла в дом Вентейля из-за грубости прошлых хозяев.

Спустя некоторое время Марсель узнал о любви Шарля Свана к Одетте де Креси. Сван был заядлым сердцеедом, но ему льстила влюбленность девушки. Одетта была очень умной и красивой. Шарль часто сравнивал ее с творениями Боттичелли. Вскоре молодой мужчина стал ее ревновать из-за активного общения с другими кавалерами. Позже он присмотрелся к ней и больше не находил общего с картиной итальянского живописца. Он разочаровался в возлюбленной.

В Париже у Шарля Свана родилась дочь Жильберта, в которую был влюблен юный писатель. Она любила играть с девчонками на Елисейских полях. Вскоре они приняли в свою компанию Марселя. Тогда мальчик полюбил ее еще больше. Его восхищала также красота жены Свана, Одетты де Креси.

Марсель Пруст в последние дни своей жизни сожалел о совершенных ошибках. Марселя окружали лживые, алчные и расчетливые люди. По словам автора, общество было отравлено алчностью и двуличием. Люди, жившие в таком обществе, в первую очередь думали о собственной выгоде.

Кроме личных переживаний автор затрагивает капитализм и буржуазию. Во времена Марселя Пруста страна от капитализма переходила в буржуазную систему. Вспоминая всю свою жизнь, писатель понимает, что самым счастливым временем для него считается детство. Он вспоминает жизнь в доме у дедушки. Также он вспоминает поцелуи мамы перед сном.

К концу собственной жизни писатель анализирует собственные человеческие ценности. В своей книге писатель рассказывает об утрате и потере собственного времени впустую. В конце романа писатель пишет о своем желании изменить мир к лучшему и развивать его. Марсель Пруст считал, что для развития и изменения мира важны новые направления. Последними строками романа являются слова больного и умирающего человека.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Полное погружение

Обилие деталей и точный подбор слов для описания психологического состояния персонажей помогают добиться невероятной полноты переживания каждого момента. Взять одну из первых сцен книги; маленький мальчик переживает, что мама не придёт поцеловать его на ночь. Строгий отец не допускает чересчур нежного отношения к ребёнку, чтобы он вырос настоящим мужчиной. Погружаясь в бездну повествования, читатель сам становится маленьким мальчиком, ждущим от любимой мамы поцелуя перед сном.

Стиль Марселя Пруста делает описываемые вещи реальными, они становятся более осязаемыми по сравнению с миром за пределами читаемой книги

Внимание к деталям заставляет по-другому относится к самым обыденным вещам, они оказываются гораздо более значимыми чем кажутся

При этом предметы наделяются важностью нашим сознанием, именно оно с точки зрения Пруста обладает важнейшим значением

Многими критиками отмечается сложность чтения романа, однако он довольно милостив к читателю. Перерыв в несколько месяцев не скажется на впечатлении, необычные метафоры снова увлекут в повествование с головой, как будто вы отложили книгу в сторону только вчера. Новые формы, созданные гением Марселя Пруста, стали настоящим глотком свежего воздуха, вклад романаПо направлению к Свану» в мировую литературу сложно переоценить — это одно из тех произведений, появление которого делит историю на до и после.

Жизнь в творчестве

Выбранный автором стиль повествования на первый взгляд кажется неочевидным. Роман рассказывает о событиях, между которыми пролегли десятки лет, отдельные отрывки кажутся ничем не связанными. Это похоже на яркие воспоминания, порой всплывающие в нашей памяти, если их соединить в соответствии с последовательностью их возникновения, мы также будем сомневаться в цельности полученного образа.

Приоритет вспышек приятных моментов прошлого в памяти над действительным порядком вещей неразрывно связан с самой жизнью автора. Марсель Пруст с 1906 года вынужден вести затворнический образ жизни из-за тяжелой формы астмы, многие прелести реальной жизни оказались для великого писателя недоступны

Нежные чувства к воспоминаниям и творческой переработке опыта прошлого оказали важное влияние на изобретение экспериментального времени, реализованного Прустом в своих произведениях

Беглянка

Человек не знает самого себя. Слова Франсуазы причинили Марселю такую невыносимую боль, что он решил вернуть Альбертину любыми средствами. Ему стало известно, что она живёт у тётки, в Турени. Он послал ей фальшиво-равнодушное письмо, одновременно попросив Сен-Лу воздействовать на её родных. Альбертина была крайне недовольна грубым вмешательством Робера. Начался обмен письмами, и Марсель не выдержал первым — послал отчаянную телеграмму с мольбой приехать немедленно. Ему тут же принесли телеграмму из Турени: тётка сообщала, что Альбертина погибла, упав с лошади и ударившись о дерево.

Мучения Марселя не прекратились: Альбертине надлежало разбиться не только в Турени, но и в его сердце, причём забыть надо было не одну, а бесчисленное множество Альбертин. Он поехал в Бальбек и поручил метрдотелю Эме выяснить, как вела себя Альбертина, живя у тётки. Худшие его подозрения подтвердились: по словам Эме, Альбертина неоднократно заводила лесбийские связи. Марсель принялся допрашивать Андре: сначала девушка все отрицала, но потом призналась, что Альбертина изменяла Марселю и с Морелем, и с ней самой. Во время очередного свидания с Андре Марсель с радостью почувствовал первые признаки выздоровления. Постепенно память об Альбертине становилась отрывочной и перестала причинять боль. Этому способствовали и внешние события. Первая статья Марселя была напечатана в «Фигаро». У Германтов он встретил Жильберту Сван — ныне мадемуазель де Форшвиль. После смерти мужа Одетта вышла замуж за своего старого поклонника. Жильберта превратилась в одну из самых богатых наследниц, и в Сен-Жерменском предместье вдруг заметили, как она хорошо воспитана и какой прелестной женщиной обещает стать. Бедный Сван не дожил до исполнения своей заветной мечты: его жену и дочь теперь принимали у Германтов — правда, Жильберта избавилась и от еврейской фамилии, и от еврейских друзей своего отца.

Но полное выздоровление наступило в Венеции, куда Марселя отвезла мать. Красота этого города обладала живительной силой: это были впечатления, сходные с Комбре, но только гораздо более яркие. Лишь однажды умершая любовь встрепенулась: Марселю принесли телеграмму, в которой Альбертина извещала его о своей предстоящей свадьбе. Он сумел уверить себя, что больше не желает о ней думать, даже если она каким-то чудом осталась жива. Перед отъездом выяснилось, что телеграмму прислала Жильберта: в её вычурной росписи заглавное «Ж» похожило на готическое «А». Жильберта вышла замуж за Робера де Сен-Лу, о котором поговаривали, будто он ступил на путь фамильного порока. Марсель не хотел этому верить, но вскоре вынужден был признать очевидное. Любовником Робера стал Морель, что очень возмущало Жюпьена, сохранившего верность барону. В своё время Сен-Лу сказал Марселю, что женился бы на его бальбекской подружке, если бы у той было хорошее состояние. Лишь теперь смысл этих слов вполне прояснился: Робер принадлежал Содому, а Альбертина — Гоморре.

Молодая чета поселилась в Тансонвиле — бывшем имении Свана. Марсель приехал в столь памятные ему места, чтобы утешить несчастную Жильберту. Робер афишировал связи с женщинами, желая скрыть свои настоящие склонности и подражая в этом дяде — барону де Шарлю. В Комбре все изменилось. Легранден, породнившийся теперь и с Германтами, узурпировал титул графа де Мезеглиз. Вивона показалась Марселю узкой и некрасивой — неужели именно эта прогулка доставляла ему такое наслаждение? А Жильберта неожиданно призналась, что полюбила Марселя с первого взгляда, но он оттолкнул её своим суровым видом. Марсель вдруг осознал, что истиная Жильберта и истинная Альбертина готовы были отдаться ему при первой же встрече — он сам все испортил, сам «упустил» их, не сумев понять, а затем напугал своей требовательностью.

Большое видится издалека

Чтение прустовских романов способно доставить проблемы даже подготовленным читателям, имеющим широкие познания в литературе и сотни прочитанных книг за спиной. Яркие метафоры и точное описание психологических переживаний захватывают дух, но при отсутствии цельного представления о сюжетной линии могут быстро наскучить. Особенное значение имеет одна сцена из третьей части романаПо направлению к Свану» — «Имена стран: имя». Она как солнце, проливающее свет на предыдущее повествование книги, находившееся до этого как будто в тени.

Представьте себе огромное прекрасное здание. Пока вы находитесь вблизи, вы можете любоваться каждой отдельной его частью, наблюдение красивых камней будет приятно для глаз, но представление о картине в целом будет отсутствовать. Пруст является мастером описаний, каждое переживание героев воспринимается для читателя как нечто личное. В качестве примера можно взять порыв ревности Свана, когда тот глубокой ночью поехал к Одетте, чтобы уличить её в обмане. Напряжение в этот момент достигает неимоверного градуса, а развязка сцены подобна сильнейшим ударам молний. Книга состоит из множества таких моментов, но лишь после её прочтения можно воссоздать в голове весь вид этого прекрасного здания. Терпение вознаграждается редким даром, удовольствие от понимания замысла Пруста сложно с чем-то сравнить.

Когда становится ясен композиционный замысел произведения, читатель обращает внимание на вещи, которые до этого казались незначительными. Любовь Свана к Одетте становится неким прообразом любви автора к их дочери Жильберте много лет спустя

Возникает множество осознанных и бессознательных аллюзий — те же любовные муки, те же тяжёлые переживания от неизбежных расставаний.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный мир
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: