Часть первая
Смерть крестьянина
Убогие дроги застряли в сугробе, и старуха идет их высвобождать. На дрогах лежит гроб. В избушке на лавке – покойник Прокл, сын крестьянки. Шумят глупые дети, и плачет жена усопшего Дарья, сшивая саван.
Русские женщины издавна славились своей красотой, трудолюбием и внутренней силой. Еще встречаются в деревнях великолепные представительницы славянской крови: высокие, крепкие, здоровые, отважные. Они не побоятся войти в горящую избу, остановить на скаку коня. Такой была и Дарья в молодости, но тяжелый труд и горе иссушили ее. Женщина крепится, но невольно плачет над саваном.
За четыре версты от дома находится церковь. Рядом с ней отец Прокла копает в мерзлой глине могилу. Завершив скорбную работу, он отправляется домой. По дороге догоняет свою старуху с дрогами. Уже на краю деревни супруги встречают блаженного Пахома. Босой, в веригах, в одной рубахе и с заостренным колом в руках он говорит старикам, что достаточно Прокл потрудился. Теперь покойный задал всем задачу: жена шьет саван, мать покупает гроб, отец копает могилу. После этого Пахом бредет дальше, гремя веригами.
Вернувшись домой, старики отводят к соседям озябших детей, а сами обряжают покойника и кладут в гроб. Когда все готово, близкие начинают причитать над телом. Услышав их, проститься с умершим приходят соседи.
Всю ночь над усопшим читает молитвы дьячок, а поутру собирается похоронная процессия. Верный Савраска, запряженный в те же дроги, стоит у ворот. Еще малым жеребенком купил его Прокл, и многое они повидали вместе. Весной и летом работали в поле, а зимой отправлялись в город на извоз. Случалось им терять дорогу в метель, тяжелую ношу везти, даже вой волков слышать с опушки леса.
Но в этот раз хозяин оплошал. Простоял полдня в сугробе, а потом трое суток шагал в обозе. Домой Прокл вернулся уже с жаром и без голоса. Ни горячая баня, ни слова и настойки ворожей, ни окунание в ледяную прорубь не помогли. Дарья сбегала в монастырь за чудотворной иконой, но едва поднесла ее больному, как тот застонал и умер. Теперь Савраска должен послужить своему хозяину в последний раз.
Убитые горем отец и мать открывают похоронную процессию. На дрогах – гроб и дети покойного, с вожжами идет его жена и немногочисленные соседи за повозкой.
Опускают гроб в могилу, прощаются с умершим. Даже староста, почтенный мужик, отдает покойному должное: Прокл всегда вовремя платил подати. Все расходятся. Под завывания матери старик-отец лопатой обравнивает могилу. Шатаясь от горя, родители возвращаются домой.
Дарья хочет приласкать бедных детей, оставшихся сиротами, но в избе холодно и дров совсем нет. Тогда она отводит Машу и Гришу соседям, а сама с Савраской едет в лес по дрова.
Сюжет поэмы «Мороз, Красный нос» по главам
Часть. Смерть фермера
Главы 1–5
Старые сани с гробом застряли в сугробе, и старуха пытается их освободить. Она забирает их домой, в бедную крестьянскую избу, где покоится мертвый Прокл, глава семейства. Шумят его маленькие несмышленые дети, а жена Дарья, тихонько всхлипывая, пришивает «куски полотна на саван».
Участь простой русской женщины незавидна — выйти замуж за холопа, «быть матерью холопского сына», и быть холопкой рабыни до самой смерти. Со временем все меняется, и никто не в силах изменить только «серьезную долю крестьянки.
Между тем «в русских деревнях» много красивых женщин — красивых, трудолюбивых, сострадательных, терпеливых, способных с большим достоинством переносить все тяготы судьбы.
Главы 6–10
В четырех верстах от села есть церковь. Рядом с ней отец Прокл выбирает место для могилы – «чтобы крест с дороги был виден, чтобы солнце играло». Старику трудно копать мерзлую землю, но он не останавливается. Когда он заканчивает свою работу, он приходит домой грустный.
По дороге старик догоняет жену, которая везла на санях гроб сына. Неожиданно перед супругами появляется «старый знакомый Пахом» — блаженный, который уверяет древних, что Прокл уже исчерпал себя в этой жизни.
Вернувшись домой, они отправляют старых внуков — Машу и Гришу — к соседям, и начинают готовить умершего сына в последний путь. На «рыдания и стоны» родителей собираются соседи, чтобы в последний раз попрощаться с Проклом. «Всю ночь стоя у свечи», диакон читает молитвы над телом усопшего.
Главы 10–15
На следующее утро «без лишних речей, без рыданий мертвецов народ провел». В запряженных санях стоит верная Савраска, которую Прокл купил жеребенком. Вместе с хозяином конь много работал и зимой, и летом, и теперь он в последний раз будет служить Проклу.
Именно Савраска невольно стал свидетелем того, как хозяину, который полдня простоял в сугробе, а потом три дня следовал за телегой, стало очень плохо. Прокл «поспешил доставить товар на место», придя домой, сразу заболел. Ни теплая ванна, ни купание в ледяной ванне, ни настойки гадалок не могли восстановить его здоровье. Дарья отправилась «в дальний монастырь» за целительной иконой, но когда вернулась, Прокл был мертв.
Начинается небольшая похоронная процессия. Соседи жалеют Дарью и малолетних сирот, которых после смерти кормильца ждут «черные дни». Когда он вернулся после похорон, Дарья хотела приласкать детей, но избушка не отапливалась, и несчастная пошла «в лес, за дровами».
Вторая часть. Джек Фрост
Главы 16–24
В лесу тихо и тоскливо, ослепительно блестит снег, все вызывает «смерть, гробовый покой». Дарья изливает свое горе и начинает рыдать — здесь ее никто не услышит. Наплакавшись, молодая вдова начинает рубить и рубить дрова. Она не перестает думать о своем умершем муже, с которым мысленно ведет диалог.
Женщина понимает, что теперь вся тяжелая работа, которую они делили с Проклом, ляжет на ее плечи. Переживает она и за детей, оставшихся без своего главного защитника.
Главы 25–28
Дарья помнит, как ночью одна пошла в монастырь, чтобы принести умирающему мужу чудотворную икону. Ей пришлось раздать все скромные сбережения, которые они с Проклом собрали «за крону, за крону меди», но икона не исцелила ее мужа. Дарье было горько, потому что Богородица помогала многим людям, и только ее семья обошла стороной ее милость.
Главы 29–36
Дарья загружает полный вагон дров и собирается вернуться, но снова погружается в грустные мысли. Тем временем воевода Фрост патрулирует свои владения в дозоре. Заметив Дарью, он начинает петь дерзкую, хвастливую песню о своей власти и несметных богатствах.
Фрост трижды спрашивает девушку, тепло ли ей. Дважды она отвечает, что тепло, хотя мороз с каждым разом сильнее, и она «сама мерзнет, дрожит».
В третий раз «седовласый колдун» превращается в Прокла и начинает целовать Дарью «в уста, в глаза и в плечи». Женщине становится удивительно легко и хорошо, на ее лице играет блаженная улыбка. Ей уже становится холоднее, но она мечтает о теплом лете, счастливых родителях, муже, детях. У Дарьи под сердцем бьется ребенок, и жизнь обещает быть долгой и радостной.
Лицо вдовы исчезает от «последних признаков тревоги». Белка осыпает ее сверху снегом, но Дарья никак не реагирует — она медленно замирает «в своем заколдованном сне»…
Заключение
В центре поэмы образ настоящей русской женщины, дух которой не сломить никакие невзгоды
Автор также акцентирует внимание на трагедии многих крестьянских семей, лишившихся кормильцев
Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Русская литература XIX века
Николай Алексеевич Некрасов [1821–1877/78]
Мороз, Красный нос
Поэма (1863–1864)
В крестьянской избе страшное горе: умер хозяин и кормилец Прокл Севастьяныч. Мать привозит гроб для сына, отец едет на кладбище, чтобы выдолбить могилу в промерзлой земле. Вдова крестьянина, Дарья, шьет саван покойному мужу.
У судьбы есть три тяжкие доли: повенчаться с рабом, быть матерью сына раба и до гроба покоряться рабу; все они легли на плечи русской крестьянки. Но несмотря на страдания, «есть женщины в русских селеньях», к которым словно не липнет грязь убогой обстановки. Красавицы эти цветут миру на диво, терпеливо и ровно вынося и голод, и холод, оставаясь красивыми во всякой одежде и ловкими ко всякой работе. Они не любят безделья по будням, зато в праздники, когда улыбка веселья сгоняет трудовую печать с их лиц, такого сердечного смеха, как у них, не купишь за деньги. Русская женщина «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет!». В ней чувствуется и внутренняя сила, и строгая дельность. Она уверена, что все спасенье состоит в труде, и поэтому ей не жалок убогий нищий, гуляющий без работы. За труд ей воздается сполна: семейство ее не знает нужды, дети здоровы и сыты, есть лишний кусок к празднику, хата всегда тепла.
Такой женщиной была и Дарья, вдова Прокла. Но теперь горе иссушило ее, и, как ни старается она сдержать слезы, они невольно падают на ее быстрые руки, сшивающие саван.
Сведя к соседям зазябнувших внуков, Машу и Гришу, мать и отец обряжают покойного сына. При этом печальном деле не говорится лишних слов, не выдается наружу слез — как будто суровая красота усопшего, лежащего с горящей свечой в головах, не позволяет плакать. И только потом, когда последний обряд совершен, наступает время для причитаний.
Суровым зимним утром савраска везет хозяина в последний путь. Конь много служил хозяину: и во время крестьянских работ, и зимой, отправляясь с Проклом в извоз. Занимаясь извозом, торопясь в срок доставить товар, и простудился Прокл. Как ни лечили кормильца домашние: окатывали водой с девяти веретен, водили в баню, продевали три раза сквозь потный хомут, спускали в прорубь, клали под куриный насест, молились за него чудотворной иконе — Прокл уже не поднялся.
Соседи, как водится, плачут во время похорон, жалеют семью, щедро хвалят покойника, а после с Богом идут по домам. Воротившись с похорон, Дарья хочет пожалеть и приласкать осиротевших ребятишек, но времени на ласки у нее нет. Она видит, что дома не осталось ни полена дровишек, и, снова отведя детей к соседке, отправляется в лес все на том же савраске.
По дороге через блестящую от снега равнину в глазах Дарьи показываются слезы — должно быть, от солнца… И только когда она въезжает в могильный покой леса, из груди ее вырывается «глухой, сокрушительный вой». Лес равнодушно внимает вдовьим стонам, навеки скрывая их в своей нелюдимой глуши. Не отерев слез, Дарья начинает рубить дрова «и, полная мыслью о муже, зовет его, с ним говорит…».
Она вспоминает свой сон перед Стасовым днем. Во сне обступила ее несметная рать, которая вдруг обернулась ржаными колосьями; Дарья взывала к мужу о помощи, но он не вышел, оставил ее одну жать переспевшую рожь. Дарья понимает, что сон ее был вещим, и просит у мужа помощи в том непосильном труде, который ее теперь ожидает. Она представляет зимние ноченьки без милого, бесконечные полотна, которые станет ткать к женитьбе сына. С мыслями о сыне приходит страх за то, что Гришу беззаконно отдадут в рекруты, потому что некому будет за него заступиться.
Сложив дрова на дровни, Дарья собирается домой. Но потом, машинально взяв топор и тихо, прерывисто воя, подходит к сосне и застывает под нею «без думы, без стона, без слез». И тут к ней подбирается Мороз-воевода, обходящий свои владенья. Он машет над Дарьей ледяной булавой, манит ее в свое царство, обещает приголубить и согреть…
Дарья покрывается сверкающим инеем, а снится ей недавнее жаркое лето. Ей видится, что она копает картофель на полосах у реки. С нею дети, любимый мрк, под сердцем у нее бьется ребенок, который должен появиться на свет к весне. Заслонившись от солнца, Дарья смотрит, как все дальше уезжает воз, в котором сидят Прокл, Маша, Гриша…
Во сне она слышит звуки чудесной песни, и последние следы муки сходят с ее лица. Песня утоляет ее сердце, «в ней дольнего счастья предел». Забвенье в глубоком и сладком покое приходит к вдове со смертью, ее душа умирает для скорби и страсти.
Белка роняет на нее ком снега, а Дарья стынет «в своем заколдованном сне…».
Т. А. Сотникова
ПредыдущаяСтраницаСледующаяСтраница
Оглавление
Приготовление к похоронам Прокла
Пока невестка дожидается возвращения свекрови, отец Прокла копает сыну могилу за 4 версты от села, рядом с церковью. Он выбирает такой участок, с которого от дороги будет виден крест на могиле, со свободным пространством вокруг.
Старику досталась тяжелая задача: мерзлая глинистая земля с трудом поддается лому и лопате, да к тому же звенит, как железо. Он копает долго и прилежно, затем завершает непростую работу. Полный печали, пожилой крестьянин возвращается домой.
Он догоняет свою старуху. Спрашивает, хороший ли гроб попался. Та отвечает, что неплохой. Дальше они идут молча под едва слышное гудение дровней.
Внезапно перед ними оказывается Пахом, местный блаженный, обряженный в женскую рубаху и вериги, босой, без шапки и с колом в руках. Он пытается утешить стариков словами: «Не беда! На вас он работал довольно, и ваша пришла череда!».
Путники продолжают молчаливый путь. Еще рано плакать и горевать. Добравшись до дома, старики с невесткой приступают к последним приготовлениям перед похоронами:
- открывают часть крыши (по народному поверью, чтобы облегчить душе путь на тот свет);
- отводят детей к соседке;
- обряжают покойника в саван.
Мороз, Красный нос. Некрасов Н.А, (Есть женщины в русских селеньях)
Тема поэмы Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» достаточно определенна, для поэта она является одной из основных в его творчестве – это сфера жизни, быта и бытия простого народа, крестьян, их счастья и несчастий, тягот и радостей, тяжелой работы и редких минут отдыха. Но, пожалуй, более всего интересовал автора именно женский характер. Эта поэма целиком посвящена русской женщине – такой, какой видел ее поэт. И здесь сразу вспоминается стихотворение Некрасова «Вчерашний день, часу в шестом…», в котором он называет свою Музу «родной сестрой» крестьянки, тем самым навсегда определив свою приверженность этой теме. «Мороз, Красный Нос» – поэма о героизме и силе женщины, проявленных в единстве с природой и в противостоянии ей. Произведение основано на глубоком, детальном знании крестьянского быта. В центре поэмы – женщина во всех ее ипостасях: «баба», «красивая и мощная славянка», «матка» и, наконец, «женщина русской земли». Поэт рисует национальный тип, поэтому жизнь в поэме так значима, а смерть приобретает значение подлинной трагедии. Героиня – «величавая славянка», во внешнем облике которой воплотились народные представления о настоящей красавице:
Есть женщины в русских селеньях С спокойною важностью лиц, С красивою силой в движеньях, С походкой, со взглядом цариц, – Их разве слепой не заметит, А зрячий о них говорит: «Пройдет – словно солнце осветит! Посмотрит – рублем одарит!»
Русская женщина у Некрасова обладает настоящим душевным богатством. В ее образе поэтом показан человек высоких нравственных качеств, не теряющий веру, не сломленный никакими горестями. Некрасов воспевает ее стойкость в жизненных испытаниях, гордость, достоинство, заботу о семье и детях. Судьба Дарьи – нелегкая доля крестьянки, которая взяла на себя всю мужскую работу, и от этого погибла. Ее судьба воспринимается как типичная участь русской женщины:
Три тяжкие доли имела судьба, И первая доля: с рабом повенчаться, Вторая – быть матерью сына раба, А третья – до гроба рабу покоряться, И все эти грозные доли легли На женщину русской земли.
Забота о семье, воспитание детей, работа по дому и в поле, даже самый тяжелый труд – все это лежало на Дарье. Но она не сломилась под этой тяжестью. Именно этим и восхищается поэт. Он говорит о русских крестьянках, что «грязь обстановки убогой к ним словно не липнет». Такая женщина «и голод, и холод выносит». В ее душе еще остается место и состраданию. Дарья пошла за много верст за чудотворной иконой, которая могла бы вылечить ее мужа. Правда, Дарья избежала одной из «тяжких доль»: «до гроба рабу покоряться». Ее отношения с Проклом сложились на редкость счастливо. Муж ее любил той сдержанной, несколько суровой любовью, которая характерна для крестьянских семей. В тяжком труде она всегда была ему не просто помощницей, но ровней, верным товарищем. Она была той опорой, на которой крепилась семья. Им с Проклом было даровано счастье растить здоровых детей, мечтать о свадьбе сына. Тяжесть труда искупалась искренними чувствами, взаимопониманием. Но болезнь унесла мужа. Похоронив его, Дарья не сдалась, проливая слезы, постоянно обращаясь к нему, разговаривая, будто с живым, выполняла она еще большую работу, лишь бы только сыты и здоровы были дети. Но судьба‑злодейка предопределила и детям сиротскую долю. Ни в одном жизненном бою не сдалась Дарья, не уступила она и мистической силе. Мороз‑воевода предлагает ей свое царство, «голубой дворец» и вместе с этим спокойствие, забвение от мук, небытие. Но она, замерзая, последним усилием воли воскрешает в памяти всю свою прошлую жизнь, пусть тяжелую и беспросветную, но все же дорогую ей. С той же покорностью, с которой она сносила все удары судьбы, Дарья разговаривает с Морозом. На вопрос его «Тепло ли тебе, молодица?» она трижды отвечает: «Тепло». С ее губ не сорвалось ни жалобы, ни стона. Идея поэмы в том, чтобы восславить силу русской женщины. Для поэта она идеал красоты внешней: «Красавица миру на диво, Румяна, стройна, высока», идеал поведения, ведь она работящая, строгая, смелая; идеал душевной красоты, материнства, верности, преданности мужу и непокорности тяготам судьбы.
Пересказ по частям
Произведение состоит из 36 небольших глав, написанных в стихотворной форме. Они же, в свою очередь, разделены на две части, каждая из которых имеет своё название. Обе части, как два полноценных повествования с разными тематиками, но при этом неразрывно связанные между собой по смыслу.
Смерть крестьянина
Зимой в одной крестьянской семье умирает мужик Прокл. У него остаётся семья — пожилые родители и жена с малыми детками. Молодая вдова шьёт в избе саван, роняя слёзы. Рядом с мёртвым отцом играют несмышлёные дети. На улице старушка мать пытается освободить застрявшие в сугробе дроги (сани на которых возят покойников).
Красота и силы духа русских женщин всегда была известна. Не перевелись ещё в деревнях настоящие славянки, обладающие:
- статью;
- отвагой;
- здоровьем.
Когда-то такой была и Дарья. Но замужество за Проклом, материнство и тяжёлый бабский труд сильно поубавили ей красоты, но зато закалили характер.
Покончив с делом, старик догоняет на краю деревни свою жену. Оба грустные идут домой. По дороге им встречается деревенский юродивый Пахом. Он подмечает, что покойный славно потрудился на благо семьи, теперь пора и ему долг отдать, похоронив, как полагается.
Всю ночь над покойным читают молитвы. Жалеют, что он умер в расцвете сил. Мужчина долго стоял по пояс в снегу, а потом ещё несколько дней был в пути. Он доставил товар, куда следовало, но сам заболел и уже не смог поправиться. Не помогли ему встать на ноги ни ворожеи, ни горячая баня. Даже чудотворная икона, за которой Дарья среди ночи бегала к монахиням, тоже не помогла.
Верный конь Савраска стоит у ворот, запряжённый в дроги. Он готов отвезти хозяина, с которым они повидали много всего вместе, в последний путь. И вот уже похоронная процессия движется на кладбище. Молодая вдова ведёт коня, дети сидят на санях рядом с гробом. Впереди идут печальные старики-родители.
Возвратившись домой, молодая вдова обнаруживает, что в избе холодно, а дров нет. Отправив дочь Машу и сына Гришу к соседям, Дарья на Савраске отправляется рубить в лесу дрова.
На этом заканчивается первая часть поэмы.
Мороз, красный нос
Оказавшись в глухом безлюдном лесу, Дарья наконец может дать волю своим чувствам. Она буквально воет от горя. Здесь её всё равно никто не услышит. И только наплакавшись вволю, женщина начинает рубить дрова.
Однако слёзы так и не перестают капать из глаз, прожигая снег. Вдова не чувствует холода, не осознаёт, что у неё уже давно замёрзли ноги. Все её мысли об умершем муже — она даже начинает с ним разговаривать.
Женщина представляет, как весной их дети будут радоваться солнцу. Она будет подбрасывать дочку вверх, а Маша будет весело смеяться. Вместе с мужем они будут восхищаться своим ребёнком. Да только вот Прокла больше нет.
Женщина понимает, что теперь вся тяжёлая работа будет ложиться на неё. Дарье предстоит самостоятельно:
- Круглый день работать в поле.
- Ночью точить косу для следующего дня.
- Успевать выполнят женские обязанности по дому.
Ей вспоминается сон, который оказался вещим. Как будто в поле её окружило войско, и она стала звать на помощь. На зов прибежала вся семья, кроме мужа. Грустные мысли терзают вдову. Что если сын вырастет и надумает жениться, а отец так и не сможет быть на его свадьбе. Или его задумают взять на службу, кто тогда сможет помочь.
Дарья вспоминает свой недавний ночной поход в монастырь за чудотворной иконой. Сколько ей тогда пришлось ждать, пока отпоют молодую схимницу. Потом к иконе долго тянулись страждущие люди, прося об исцелении. Но даже этот чудотворный образ не смог помочь её Проклу, несмотря на то, что безутешная женщина отдала монашкам за него почти все деньги.
Так, в тяжёлых думах молодая женщина загружает дрова в сани и уже собирается ехать, но тяжёлые мысли её останавливают и не дают двинуться с места.
В это время, напевая, обходит свои владения Мороз-воевода. В песне Мороз рассказывает Дарье про свои несметные богатства. Приглашает женщину разделить их вместе с ним. Стать царицей в его зимнем царстве. При этом он три раза спрашивает Дарью, не холодно ли ей. С каждым разом напуская всё больше морозу. Но молодица отвечает, что ей не холодно, погружаясь всё глубже в сладкий дремотный сон. В конце Мороз в виде́ниях женщины превращается в Прокла и начинает её целовать.
Дарье так хорошо и спокойно в своих грёзах. Она видит всю семью вместе, чувствует нерожденного ребёнка в своём чреве. Женщина спокойна и счастлива в этом зачарованном сне. Даже белка, прыгая по ёлке и случайно сбросив на молодую вдову комок снега, не смогла пробудить её к жизни.
Конец поэмы.
Очень краткий пересказ поэмы «Мороз, Красный нос»
Зимой в обычной крестьянской семье случилось горе – умер любимый сын, муж и кормилец Прокл. По стечению обстоятельств старому отцу пришлось копать могилу для сына, мать покупала ему гроб и лапти в последний путь. А жена Дарья своими руками шила саван без времени почившему супругу. На её плечи легла тяжёлая доля русской крестьянки, которая на протяжении веков оставалась неизменной.
Но несмотря на сложную судьбу среди женщин русского народа есть сильные и волевые красавицы, от которых невозможно оторвать глаз. Работящие, смелые, способные с достоинством вынести любые тяготы. Самоотверженные матери и любящие жёны. Дарья была такой женщиной, но смерть Прокла обрушилась на неё горестным бременем.
Родные обрядили усопшего, оплакали и похоронили на следующий день. Молодой крестьянин работал, не жалея себя, чтобы семья была сытой, вовремя платил оброк. Летом он трудился в поле, а зимой шёл работать в извоз. Этой зимой он застудился, полдня простояв в снегу, а после этого, уже больной, три дня шёл пешком по морозу. Домой Прокл вернулся в лихорадке и слёг. Народные обычаи, знахари и ворожейки не смогли поставить мужчину на ноги. Тогда Дарья идёт в отдалённый монастырь за помощью иконы, известной целительной силой.
Преодолевая страх и стараясь не обращать внимания на суеверные знаки, женщина добирается до монастыря и с иконой возвращается домой. Но Прокл, умирает, едва дождавшись жены.
После похорон Дарья отправляется за дровами в лес, ведь запасы в избе закончились. В лесной тишине бедная вдова, которая всё время стойко и гордо держалась, даёт волю слезам и душевной боли. Не выпуская из мыслей любимого человека, женщина принимается колоть дрова.
Дарья разговаривает с супругом о будущем, представляет, как весной будет одна работать в поле, а потом убирать богатый урожай. Сетует, как тяжело ей будет без милого, грезит о свадьбе сына Гриши. А затем тяжкое осознание кончины Прокла заставляет её остановиться. Дарья нарубила много дров и стала собираться в путь, но снова задумалась.
В этот миг молодую крестьянку заметил Мороз-воевода, который осматривал свои владения. Он стал хвастать перед красавицей своим величием и могуществом, а затем захотел видеть жену Прокла своей царицей. Обратившись усопшим мужем, Мороз стал целовать закоченевшую женщину, и она поддалась его чарам. Дарья освободилась от своей боли и постепенно забывалась счастливым сном в мёртвой тишине леса.
Прощание с Проклом
Все приготовления закончены: могила вырыта, гроб привезен, саван готов
«Медлительно, важно, сурово» стали Прокла обряжать. Вся жизнь его прошла в работе
Теперь, неподвижный и суровый, лежит он со свечой в голове. Автор отмечает большие, натруженные руки и лицо — «красивое, чуждое муки».
И только когда обрядили умершего, «родные по Прокле завыли». В их плаче и боль от потери любимого человека, и хвала кормильцу, и оплакивание горькой сиротской доли детей, оставшейся вдовой жены, старых родителей…
А утром верный конь Савраска повез хозяина в последний путь. Он долгие годы служил Проклу: летом — в поле, зимой — в извозе. Торопясь в последний свой поход вовремя доставить товар, крестьянин простудился. Вернулся домой — «в теле пожар». Его лечили всеми известными народными способами. Наконец, жена отправилась в дальний монастырь за чудотворной иконой. Но опоздала. Когда воротилась, Прокл, увидев ее, простонал и помер…
Вернулись с кладбища, и Дарья, желая детей обогреть, увидела, что ни полена не осталось. Горька доля вдовы! Оставив сына и дочь у соседки, отправилась она в лес.