Читать краткое содержание Машина времени Герберта Уэллса
Путешественник во времени, создавший машину, способную перемещаться в прошлое и будущее, рассказывает о результатах своего эксперимента. Отправляясь в будущее он надеялся увидеть расцвет человеческой мысли, и на короткий срок перед ним промелькнуло золотое время, когда цивилизация достигла пика. Но останавливается он во времена упадка.
По началу мир будущего кажется благословенным раем. Все открытия уже совершены, наступил мир, люди живут в согласии, наслаждаясь плодами своих свершений. Вот только человечество выродилось в расу беспечных, всем довольных и немощных детей. Они называют себя «элои». Это создания очаровательны и бестолковы. Путешественник поселяется среди них, наблюдая следы былого расцвета в мире, который они населяют.
Но первой же ночью вскрывается страшная изнанка «рая»: на охоту выходят морлоки, живущие в шахтах, которые, по-видимому, обеспечивают города эолов энергие, а их самих — всем необходимым. Элои боятся морлоков, но не предпринимают ничего, чтобы защититься от них или спасти своих похищенных товарищей. Днем они забывают об опасности.
Случайно Путешественник спасает Уну, которая привязывается к нему и скрашивает его дни. Но когда он начинает думать о том, чтобы лететь дальше, он обнаруживает, что его машина пропала. Ее похитили морлоки. Путешественник спускается в шахту, чтобы найти машину. Там он попадает в ловушку, сражается с морлоками и ему удается вернуться на землю. Эта вылазка открывает страшную истину: морлоки — каннибалы, которые питаются похищенными эолами.
Как никогда Путешественник хочет улететь из этого ужасного места. Он обнаруживает одну слабость своих противников — морлоки боятся света. Заодно Путешественник устанавливает местонахождения машины, которую можно будет поднять на поверхность при помощи рычага. Оказывается, в момент приземления он оставил свой аппарат на устройстве подъемника, сам не зная об этом. Его привлек заметный ориентир — постамент Сфинкса. Морлоки, прекрасно разбирающиеся в любой технике, несмотря на недостаток интеллекта, забрали машину, чтобы изучить ее устройство.
Обзаведясь нужным инструментом, Путешественник предпринимает еще одну попытку вернуть себе свою машину. На сей раз он берет с собой Уну, которая твердо выражает желание последовать за ним, да и он сам не хочет расставаться с девушкой. Однако в подземных тоннелях происходит несчастье — Путешественник тратит все спички, что у него были, тем самым лишаясь возможности отпугивать морлоков, и они похищают и уносят его спутницу.
Вернувшись в зал, где раньше стояла его машина, Путешественник находит ее на месте. Для морлоков она оказалась бесполезной — они не сумели ею воспользоваться, потому что все рычаги с нее были заранее сняты. Понимая, что это ловушка, Путешественник решает рискнуть и снова опять оказывается в седле. Он отправляет машину вперед, еще дальше во времени. Его глазам предстают печальные картины медленного угасания и окончательной гибели планеты.
Оцените произведение:
- 3.31
Голосов: 111
Читать краткое содержание Машина времени. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Краткое содержание романа «Машина времени»
Герой Уэллса изобретает машину времени, позволяющую ему осуществить перелёт в 802 701-й год нашей эры. Путешественник во времени — типичная для уэллсовской характерологии фигура ученого, пытливого и смелого. Писатель не только увлекает нас удивительными картинами будущего, но и приобщает к раздумьям своего героя, взгляды которого претерпевают радикальную перемену.
Читательский интерес возбужден обнаружением контраста между видимостью и сутью явлений. Поначалу увиденная путешественником панорама воспринимается им как едва ли не земной рай, счастливый итог прогрессивного пути, проделанного человечеством, вступившим в пору безмятежности и довольства. Однако вскоре роман начинает обретать черты мрачной «антиутопии», оспаривающей оптимистические прогнозы других писателей.
Морлоки и элои
Уэллс, всегда работающий на резких контрастах, преувеличениях, рисует будущее в виде мрачно-фантастического гротеска: общество разделилось на изнеженных и никчемных элоев и звероподобных морлоков.
Иллюстрация к роману «Машина времени»
Восемь дней проводит главный герой в будущем. Не зная поначалу о том, что есть морлоки, он знакомится с образом жизни элоев. И на основании увиденного делает вывод, что общество остановилось в развитии, что всё находится в состоянии умиротворённости. Однако, его машину времени кто-то похищает. Сам путешественник узнаёт от появившейся у него подруги Уины, которую он спас, когда она тонула, что элои инстинктивно очень боятся темноты.
Путешественник понимает, что, скорее всего, его аппарат спрятан где-то поблизости, он обнаруживает следы переноски машины к пъедесталу Белого Сфинкса. Вот только элои не хотят ему помочь именно из-за их страха перед темнотой.
Увидев случайно ночью несколько морлоков, путешественник во времени понимает, что под землёй есть какой-то другой мир, что там живут какие-то другие существа. Он проникает через вентиляционное отверстие полуразрушенного здания глубоко под землю и обнаруживает там работающие механизмы, а обслуживают эти машины морлоки. И у него складывается такое представление об устройстве общества в будущем: морлоки, как понимает главный герой, потомки рабочих. А элои – это представители прежнего класса имущих потомки, потомки богатых.
Плакат фильма «Машина времени» 1960г.
Морлоки за многие тысячелетия обслуживания механизмов, которые дают возможность существовать элоям на поверхности земли без забот, деградировали. Элои тоже деградировали. Но у морлоков к тому же больше нет возможности производить пищу под землей. Поэтому они под покровом темноты крадут элоев, чтоб потом… съесть их!
Чудом сумев выбраться из-под земли, главный герой, взяв с собой Уину, собирается проникнуть в место, куда спрятали его машину. Ему нужны инструменты, за которыми он отправляется в Зелёный Фарфоровый Дворец. На обратном пути у него происходит стычка с большой группой морлоков. Он уничтожает много безумных обитателей подземелья, но теряет Уину.
Ещё дальше в будущее
Добравшись до Сфинкса, где спрятана его машина, он обнаруживает, что двери пьедестала Сфинкса открыты. Его пытаются морлоки заманить в ловушку таким образом. Но он отбивается от них и на своей машине перемещается дальше в будущее, вероятно, на несколько миллиардов лет.
Солнце к тому времени превратилось в красную гигантскую звезду. Человечества больше нет, на земле живут только гигантские членистоногие. Перескочив из этого времени ещё на несколько десятков миллионов лет вперёд, путешественник решает вернуться, наконец, в своё время.
Возвращение домой и новое путешествие
В итоге он сначала попадает прямо в тот день, из которого он и начала своё перемещение во времени. Но его современники, услышав необычный рассказ, не верят, что такое возможно. Собрав всё необходимое для нового вояжа в будущее, главный герой отправляется в новое путешествие. Он рассчитывает теперь привезти неопровержимые доказательства своего открытия. И с тех пор о нём больше ничего не известно.
История создания
«Машина времени», идея которой многие годы им вынашивалась — ранее Уэллс уже писал повесть «Аргонавты времени» (1888 год) — первенец писателя в романном жанре. И это произведение показало, что ее автор — человек неуёмной фантазии. История мировой литературы до Уэллса знала уже немало футурологических утопий. В них опробовался определенный «набор» сюжетных ситуаций, позволяющих транспортировать героя в завтрашний день: здесь были
- сны
- видения
- путешествия на другие планеты
Но, так сказать, «аппаратного» перемещения с помощью специально построенной машины в литературе до Уэллса не было. Фактически писатель создал новое направление в научной фантастике.
Герои произведения
Главным героем романа является Путешественник, который решил переместиться во временном пространстве и попасть в будущее, чтобы увидеть расцвет цивилизации и новую реальность, но вместо этого столкнулся с крахом и попал в большие неприятности. Путешественник действительно интересовался темой перемещений во времени и верил в лучшее будущее, вот только оказался вынужден сделать неутешительные выводы о жизни спустя года.
В ходе своих приключений он также повстречал девушку по имени Уна. Когда Путешественник спас героиню, она сильно привязалась к нему, начав его считать примером идеального человека и мужчины. В произведении фигурируют и две расы: добрые и беззаботные элои и злобные морлоки, обитающие в шахтах. После возвращения путешественника в свое время его рассказ слушают обескураженный мэр, молодой паренек, доктор с психологом и другие люди.
Влияние романа «Машина времени» на творчество других писателей
«Машина времени» представила в сгущенном виде тот комплекс идей, образов, творческих приемов, которые будут обогащаться и варьироваться в последующих фантастических романах Уэллса. А сам роман, также как «Человек-невидимка», стал классикой научной фантастики и открыл целое направление в этом жанре. В фантастической литературе появились новые термины — путешествие во времени, машина времени. Но писатели не только стали разрабатывать активно саму тему. Влияние этого произведения на других авторов было разносторонним. Некоторые уэллсовские мотивы интересно преломились у других авторов.
«Косматая обезьяна». Ю. О’Нил
Например, в драме «Косматая обезьяна» (автор Ю. О’Нил). В этом произведении на пароходе, в каютах — верхи общества, люди изнеженные, анемичные. А в трюме, в кочегарке — трудятся в поте лица рабочие, дегуманизированные, низведенные до уровня «косматых обезьян». Вся конструкция пьесы, включая конфликт миллионерши Милдред и кочегара Янка, этого олицетворения не только примитивно-животного начала, но и социальной униженности, представляет весьма своеобразное воплощение уэллсовской темы элоев и морлоков.
«Баня». Маяковский
Интересную полемику с пессимистическими прогнозами в романе Уэллса обнаруживаем мы в пьесе Маяковского «Баня». Там возникает образ «машины времени», которая уносит героев в завтрашний день, в коммунистическое «близко». Ее пассажиры, во главе с «фосфорической женщиной», — энтузиасты, изобретатели, строители нового общества; машина выбрасывает за борт всякий «сор» — бюрократов, очковтирателей, приспособленцев…
«Машина пространства». Кристофер Прист
Можно назвать и произведение Кристофера Приста «Машина пространства». Роман этот имел большой успех. В нем оригинально преломились идеи двух уэллсовских опусов: «Машины времени» и «Войны миров»
Подробный пересказ «Машины времени»
На протяжении многих лет Путешественник, увлекающийся техническим прогрессом, развитием и наукой, хотел отправиться в будущее, чтобы застать так называемый Золотой век, когда люди достигли пика эволюции, совершили все возможные открытия и стали жить в мире. С этой целью герой создал машину времени и отправился в путешествие по временному пространству. Одним глазом ему удалось взглянуть на ту самую идеальную реальность, но она быстро сменилась на время, когда планета переживала упадок, а никаких напоминаний о прошлых заслугах человечества практически не осталось. Все здания, памятники архитектуры и объекты культуры были стерты с лица Земли. Сохранились лишь обломки от дворцов, долговечные растения и сочные фрукты, которые росли уже многие тысячелетия.
По приезде в 802801 год героя окружили элои – удивительные и добрые создания, вечно веселые по своей натуре. Вот только эти существа деградировали, растеряв все остатки людского интеллекта. Они не умели даже писать и читать, не интересовались культурой и прошлым, не имели занятий и ремесел, а также не могли защищать друг друга, логически мыслить и принимать решения. Путешественник не понимал множество вещей в новом мире: откуда элои берут блага, если ничего не делают, что за странный шум слышится отовсюду, где находятся кладбища, для чего нужно огромное количество колодцев, и почему же элои так страшатся темноты?
Во время нахождения в далеком будущем Путешественник спас девушку Уну, которая искренне полюбила и привязалась к герою, сделав дни его пребывания более радостными, но в один момент Путешественника постиг удар: машина времени бесследно пропала. На протяжении четырех дней он не понимал, куда могло подеваться устройство, как внезапно услышал хихиканье и наткнулся на существо, непохожее на элоя. Таким образом герой и узнал о существовании морлоков – злобных существ, выходящих на охоту под покровом ночи, и разгадал многие тайны. Выяснилось, что колодцы являются проходами в подземный мир, где обитают эти создания, занимаясь обслуживанием элоев, из-за чего те могут ничего не делать. Морлоки забрали себе машину времени, так как разбирались в технике, поэтому Путешественник стал думать над планом для проникновения в подземелье.
Однажды он предпринял попытку и спустился вниз к морлокам, где узнал о том, что они едят элоев, и чуть не попал в ловушку, но выяснил об их боязни света. Во второй раз Путешественник заранее проник в заброшенный музей за орудием, после чего с поддержкой Уны, которая вызвалась на помощь, спустился в подземелье и стал отпугивать существ светом, вот только спички быстро закончились, а они утащили спутницу героя себе на съеденье. Путешественник смог сесть в машину, правда на этом его приключения не закончились.
Случайным образом герой повернул рычаги в другую сторону, из-за чего понесся в далекое будущее, где происходили еще более страшные события: жизнь исчезла, Солнечная система менялась, а Землю населяли чудовища в виде крабов и огромных бабочек. Когда герой вернулся домой в свое время, то люди отказались верить в его рассказы, поэтому он решил вновь проехаться на машине времени, взяв с собой фотоаппарат для получения доказательств, но повторная попытка путешествий во времени окончилась настоящей катастрофой: послышался звук битого стекла, а герой так и не вернулся обратно.
«Машина времени». Сюжет романа
Роман «Машина времени» вне всякого сомнения является сатирой, несмотря на свою фантастическую основу. По сути, Уэллс в этом произведении блестяще продолжает традиции Джонатана Свифта.
В очень далёком будущем в романе Уэллса эксплуатируемый класс и его угнетатели трансформировались в две человеческие породы. Представители рабочего класса стали звероподобными морлоками, а «голубая кровь», аристократы — стали элоями, которые сами себя не могут обеспечить ни в чём. Разделение на тех, кто трудится, и на бездельников ведет к вырождению общества и вырождению человека. Таков вывод Герберта Уэллса.
Возмездие угнетателем будет обязательно. В романе Уэллса оно получает страшную форму: морлоки кормят элоев, но только потому, что потом они их самих употребляют в пищу.