Зимовье на студёной

Василий шукшин охота жить анализ. нравственная проблематика рассказа в

Краткое содержание рассказа «Охота жить» Шукшина В.М.

В тайге стоит избушка. В нее заходят на короткое время зимой охотники, такие как старик Никитич. Никитич сидит перед маленькой печуркой, курит трубку. Никитич любит тайгу, особенно зимой, не боится одиночества, считает себя безраздельным хозяином большого белого царства. Неожиданно он слышит, как кто-то подъезжает к избушке на лыжах. В дверях показывается высокий красивый парень, проходит к печке, чтобы обогреться. Никитич наметанным глазом сразу определяет, что парень — не охотник (у него нет ружья, подъехав к избушке он спросил, кто в ней, как никогда не сделал бы охотник). Никитич начинает задавать парню вопросы. Парень неохотно отвечает, что он геолог, отстал от партии, просит у старика водки. Выпив, гость становится разговорчивей. На вопрос, что он ищет, парень отвечает: «Волю». Спустя некоторое время парень признается, что бежал из заключения, что больше всего ценит волю. Старик без опаски, сочувственно, замечает, что поступок этот «зряшный», что теперь не прежние времена и беглеца все равно поймают. Парень рвется в город. Старик недоумевает, что так манит туда людей. На месте парня Никитич бы вырыл в тайге землянку и отсиделся бы лет пять, не стремился бы на верную погибель. Трое внуков Никитича тоже не могут жить без города, а приезжая в гости к деду, ходят в тайгу на охоту только из вежливости. Никитичу немного стыдно, что он ничем не может ублажить внуков, поскольку то, что он ценит больше всего на свете, им абсолютно не интересно.

Парень пьет еще, начинает скандалить. Никитич осаживает его: He поганься! Пустили тебя, как доброго человека, а ты лаяться начал. Обиделся — посадили! Значит, было за что… Я не поп, и здесь тебе не церква, чтобы злобой своей харкать. Здесь тайга: все одинаковые. Помни это. А то и до воли своей не добежишь — сломишь голову… Найдется и на тебя лихой человек. Обидишь вот так вот — ни за што ни про што, он тебе покажет, где волю искать». Парень извиняется, объясняет, что просто терпеть не может, когда его начинают учить жизни. Он любит жить красиво, наслаждаться, пить шампанское, рисковать, испытывать свою храбрость, терпеть не может святош. Никитич говорит, что он сам себя святым не считает, поскольку с молодости за ним тянется тяжкий грех: он соблазнил дочь родителей-отшельников, у девушки родился ребенок, которого Никитич не воспитывал и теперь чувствует свою вину перед этим человеком.

Ночью в дверь стучат. Парень пугается, пытается сбежать, клянется, что если Никитич выдаст его, старику не поздоровится. Появляются Протокин, начальник районной милиции, и с ним еще двое спутников. Никитич не любит таких заезжих охотников — «только пошумят и уедут». Старик представляет парня заблудившимся геологом. Протокин удивляется, что в милиции нет заявления о пропаже человека из геологической партии, но решает разобраться утром.

Проснувшись чуть свет, Никитич обнаруживает, что парень исчез, прихватив с собой его, Никитича, ружье и кисет. Никитич, не на шутку рассердившись, решает догнать и проучить неблагодарного. Он берет с собой ружье одного из ночных гостей и пускается вслед вору. Никитич догоняет его, стыдит, уверяя, что сам бы продал ему ружье ночью, если бы парень попросил по-человечески, а не вел себя так хамски. Теперь же, направив на вора дуло ружья и не слушая неумелых извинений и уговоров парня, Никитич, заставляет его выбросить на снег все патроны, а потом и ружье. Парень горестно напоминает Никитичу, что тот сам говорил ему, что без ружья в тайге нельзя. Никитич представляет себе состояние одинокого беглеца ночью в тайге без оружия. Сжалившись, старик договаривается с парнем, что даст ему ружье, чтобы тот дошел на лыжах до деревни, а там оставил бы его знакомому Никитича. Никитич также делится с парнем табаком. Парень благодарит старика. Тот сознается, что один из ночных гостей, все еще храпящих в избушке, куда намерен вернуться Никитич, — милиционер. Парень, покурив с Никитичем, прощается со стариком. Ho едва Никитич отворачивается, парень стреляет ему в спину.

Охота жить. Шукшин В.М.

Краткое содержание произведения Охота жить. Шукшин В.М.

Охота жить. Шукшин В.М.

Шукшин В.М., Охота жить.Центральные герои произведения — старик Никитич и молодой парень. Действие разворачивается в тайге. Старик Никитич, который с «малых лет таскался по тайге» иногда обитает в избушках, каких много вырублено по тайге. Так было и в этот раз. Нежилая, но уже согретая теплом сгорающих в печурке дров, она казалась давно обжитой. Никитич сидел и курил. Вдруг на улице «пошаркали лыжи», затем в дверь стукнули палкой. Осипший от мороза голос поинтересовался, можно ли войти. Никитич сразу понял: «Не охотник», потому что охотник не стал бы спрашивать, а сразу бы вошел. На пороге показался парень. У него не было оружья, и одет он был легко. Это еще раз подтвердило догадку Никитича. Пока парень отогревал руки, старик рассмотрел его. Парень был красив, но худ. Больше всего Никитича удивил взгляд — какой-то прямой и «стылый». Разговорились. Затем выпили. Парень много курил, ругал кого-то, упомянул даже Христа, а затем признался старику, что бежал из тюрьмы. Сказав это, снова посмотрел на старика своим «стылым» взглядом и поинтересовался, пойдет ли Никитич его сдавать. Никитич был удивлен: он и не думал о чем-то подобном. А парню сказал одно: «Поймают, надо было досидеть». Никитичу понравился парень, и было жаль его. Гость сказал старику, что ближайшие три дня пересидит у него, а потом будет двигаться к станции — благо документы уже есть. Вскоре он лег спать. Никитич сидел и курил, когда в дверь снова постучали. Парень проснулся, вскочил, схватил ружье Никитича. Старик еле его успокоил. Вошедших оказалось трое, и среди ни был начальник районной милиции. Те, кто явился вместе с ним, были приезжими. Милиционер Протокин, знающий Никитича, стал интересоваться — кто же это ночует в избушке кроме старика? Не раздумывая, старик сказал, что это — геолог, отставший от своих. Вскоре пришедшие тоже уснули. Никитич проснулся рано, «едва обозначилось в стене оконце». Парня рядом не было. Никитич чиркнул спичкой, и увидел: ни парня, ни фуфайки, ни ружья не было. Старику стало обидно и досадно. Он быстро оделся, взял ружье одного из спящих, и вышел. Свежая лыжня показывала направление, по которому ушел парень. Вскоре старик догнал его. И, зная дорогу, в одном месте Никитич свернул в лес: он хотел встретить парня лицом к лицу, «хотелось еще раз увидеть прекрасное лицо парня». Как только парень вышел из просеки, старик поднялся навстречу ему. С криком «руки вверх», Никитич направил в него ружье. В глазах парня отразился ужас. Никитич улыбнулся, а потом опустил ружье. Стал ругать парня за то, что тот украл ружье и фуфайку. Парень стал говорить, что не хотел будить старика, но Никитич не поверил. Тогда парень попросил продать ружье. Никитич отказался. Решили поступить по-другому. Парень мог взять ружье, но выйдя из тайги к селу, в котором жил Никитич, должен был отдать ружье в Крайнюю избу, куму Никитича. Парень и старик распрощались и пошли в разные стороны. Никитич уже прошел всю просеку, когда вдруг услышал звук, похожий на треск сука. Никитич уже прошел всю просеку, когда вдруг услышал звук, похожий на треск сука. В это же мгновение он почувствовал резкую боль и упал лицом в снег. Больше он ничего не услышал и не почувствовал, даже то, что с него сняли ружье и закидали снегом. И как сказали: «Так лучше, отец, надежней».


Краткое содержание произведений русской и зарубежной литературы

Организовываем ночлег

Сооружение ночевки зимой в тайге напрямую зависит от времени пребывания в северных широтах. На один-два дня подойдет и палатка, но для более длительного путешествия понадобится укрытие понадежней. Хорошо если вы найдете зимовье охотников или времянку лесника. Если же избушки поблизости нет, и палатку также не взяли, придется заниматься строительством.

Укрытий в тайге можно соорудить несколько видов:

  • иглу;
  • шалаш;
  • траншея;
  • снежная пещера;
  • природные укрытия.

Пример шалаша в зимней тайге Для шалаша сделайте каркас из длинных веток, сверху на них накидайте елового лапника, а для лучшей теплоизоляции сверху притрусите снегом. Внутри также можно выстелить тем же ельником и мхом.

Потерявшись и оказавшись заложником тайги, для ночлега ищите поваленные друг на друга деревья. С подветренной стороны расчистите от снега небольшой участок. Наломайте веток с хвойных деревьев для обустройства лежака. Неподалеку сделайте то же самое для костра, поменьше.

Стихи Асадова, трогающие до глубины души

Проникновенные стихи Эдуарда Асадова трогают любителей поэзии своей искренностью и душевностью. Поэт в своих стихах обращается к таким человеческим качествам, как добро, справедливость, благородство. Они просты и понятны, проникают прямо в душу.

***

Ты прекрасная, нежная женщина, Но бываешь сильнее мужчин. Тот, кому ты судьбой обещана, На всю жизнь для тебя один.

Он найдет тебя, неповторимую, Или, может, уже нашел. На руках унесет любимую, В мир, где будет вдвоем хорошо.

Ты сильна красотой и женственна И лежит твой путь далеко. Но я знаю, моя божественная, Как бывает тебе нелегко.

Тают льдинки обид колючие От улыбки и нежных слов. Лишь бы не было в жизни случая, Когда милый предать готов.

Назначеньем своим высокая, Дочь, подруга, невеста, жена, Невозможно постичь это многое, Где разгадка порой не нужна.

А нужны глаз озера чистые И твой добрый и светлый смех.

***

Как легко обидеть человека! Взял и бросил фразу злее перца. А потом порой не хватит века, Чтоб вернуть обиженное сердце!

***

Будь добрым, не злись, обладай терпеньем. Запомни: от светлых улыбок твоих Зависит не только твое настроенье, Но тысячу раз настроенье других.

***

Враги всегда активнее друзей. Не потому ль нам кажется извечно, Что подлых и завистливых людей Намного больше на планете сей, Чем прямодушных, честных и сердечных.

***

Что счастье дано тебе не навек, Не надо сетовать, человек. Когда бы нам счастье навек давалось, Оно бы буднями называлось.

***

Когда на лице твоем холод и скука, Когда ты живешь в раздраженье и споре, Ты даже не знаешь, какая ты мука, И даже не знаешь, какое ты горе.

Когда ж ты добрее, чем синь в поднебесье, А в сердце и свет, и любовь, и участье, Ты даже не знаешь, какая ты песня, И даже не знаешь, какое ты счастье!

***

Сутки. Это мало или много? Как кому! Для творческих людей, Полных дел и всяческих идей, Сутки — это краткая дорога.

У лентяев — всё наоборот: Сутки — бесконечность расстояний. Для лентяев сутки — это год, Сто пустот, желаний и зеваний.

Жить ли век, воюя и любя, Иль от праздной пошлости томиться, Всё это зависит от тебя, А точнее, от жизненных позиций!

***

— Ты меня не любишь! — молвила жена. Муж в ответ присвистнул: — Вот тебе и на!!! Если твой характер столько лет терплю… Можешь быть спокойна, дьявольски люблю!!!

Стилистические особенности

В рассказе важны детали. Старенькое ружьё Никитича, которое он любовно называет «ружьишко», не желая менять на несколько других, становится поводом для его убийства

Никитич, привыкший в тайге к осторожности в общении со зверем, теряет бдительность, общаясь с человеком, пропуская настораживающие мелочи и детали

При общении Никитич должен был заметить, что глаза парня иногда горят ясным, радостным блеском, в другое время остывают и становятся мёртвыми. Не придаёт значения Никитич и болтовне парня, который признаётся, что ищет скользкой, склизкой, как налим, доли.

Никитич на протяжении всей беседы наблюдает контраст между свирепым голосом, глазами, сверкавшими «зло и жутко»,  и «таким хорошим, таким прекрасным» бледным с бородкой лицом. Обычно наблюдательный, он не делает никаких выводов.

Неизвестно, чем бы закончилось общение Никитича и беглого заключённого, если бы старик не сказал невзначай, что в охотничьем домике спит начальник милиции. Этими словами он подписал себе смертный приговор и был убит для надёжности.

Весенний снег, в который преступник зарыл труп, не скроет следы преступления. Символична последняя деталь: солнце, от которого отворачивается убийца, и запах весны – запах жизни, которой он лишил другого человека ради своей.

  • «Чудик», анализ рассказа Шукшина

  • «Микроскоп», анализ рассказа Шукшина

  • «Калина красная», анализ повести Шукшина

  • «Критики», анализ рассказа Шукшина

  • «Сапожки», анализ рассказа Шукшина

  • «Обида», анализ рассказа Шукшина

  • «Миль пардон, мадам!», анализ рассказа Шукшина

  • «Алёша Бесконвойный», анализ рассказа Шукшина

  • «Срезал», анализ рассказа Шукшина

  • «Волки!», анализ рассказа Шукшина

  • «Одни», анализ рассказа Шукшина

  • «Сельские жители», анализ рассказа Шукшина

  • «Горе», анализ рассказа Шукшина

  • «Солнце, старик и девушка», анализ рассказа Шукшина

  • «Верую!», анализ рассказа Шукшина

По произведению: «Охота жить»

По писателю: Шукшин Василий Макарович

Рассказ «Охота жить» А.И. Шукшина

Рассказ «Охота жить» — это произведение А.И. Шукшина, которое отражает тему желания человека сохранить свою жизнь независимо от трудностей и препятствий, которые могут встретиться на его пути.

Главный герой рассказа — молодой человек, который оказывается забытым в лесу своими товарищами-охотниками. Ему приходится выживать в условиях дикой природы, без еды и без приготовления огня. Однако, несмотря на все трудности, он пытается найти путь к выходу и продолжает бороться за свою жизнь.

В рассказе автор передает историю героя с помощью ярких и живописных описаний природы и окружающего мира. Читатель может ощутить сложности и опасности, с которыми сталкивается герой, а также его настойчивость и силу воли.

История рассказывает о внутренней силе человека, о его стремлении к жизни и защите своей судьбы.Он не сдается, не теряет надежды и показывает настоящую волю к выживанию.

«Охота жить» — это проникновенный рассказ о силе духа и неустрашимости, который заставляет задуматься о нашей собственной жизни и ценности каждого дня. Шукшин великолепно передает атмосферу природы и эмоции героя, делая его историю захватывающей и увлекательной.

Герои рассказа

Никитич
, житель таёжной деревни, с малых лет таскался по тайге и любил её. Ему нравилось бродить в одиночестве, так он чувствовал себя свободным. Старик гордится своим умением выжить в тайге один со спичками и зарядами и презирает городских за их беспомощность.

Никитич живёт по законам тайги, но это не звериные законы, а законы милосердия. Например, охотник рассуждает о том, что нельзя убивать самок с детёнышами. Парня Никитич тоже жалеет. Узнав, что тот убежал из заключения, старик думает о его отце и матери и как будто ставит себя на их место. Парень обращается к нему «отец» и сравнивает заботу о нём Никитича с материнской.

Старый охотник волнуется о том, чтобы парень не пропал без ружья в тайге. Он не боится преступника: «За убивство тебя бог накажет, не люди».

Никитич — человек с нормальной системой ценностей, который не делает зла осознанно. Он открывает гостю, как совершил в молодости плохой поступок, соблазнив девушку из семьи верующих (кержаков) и зачав с ней ребёнка, хотя у самого была жена. Никитич раскаивается в этом поступке и считает его единственным сделанным им злом.

Может быть, именно из-за раскаяния Никитич помогает парню: он не лицемер и понимает, что истина порой неопределима.

Никитич хороший человек и о других думает хорошо. Именно поэтому он доверяет преступнику, несмотря на его беспринципность, ведь Коля украл ружьишко и кисет с табаком, не подумав, как Никитич обойдётся без них в тайге.

Парня
, позже назвавшегося Колей
, который приходит в избушку, Никитич принимает за «иолога» (геолога), который отстал от своих. Как человек наблюдательный, Никитич подмечает, что парень здоровый, но руки у него не рабочие и он не охотник. Старику нравится «молодой, сильный, красивый» парень. Никитич отмечает его сходство с учителем, нездешний «рассейский» выговор и золотые зубы.

Парень открывает, что его зовут Коля, что был он агентом по снабжению, а ещё учёным, доцентом, и писал научную работу о борьбе с колорадским жуком. Таким образом Шукшин подчёркивает «вредность» героя.

Постепенно поведение парня меняется. Он начинает говорить «крепко, зло и напористо» и следит в окно, будто ищет кого-то (читатель догадывается, чего он опасается). В беседе проявляется основная черта героя – эгоцентризм. Жизнь и волю он воспринимает как женщин, которых нужно покорить, завоевать. Символический смысл жизни для Коли – «огни большого города», который предназначен для него одного.

Коля говорит, что не боится смерти, но это не совсем так: он не боится чужой смерти. Этот человек не имеет никаких моральных принципов, его тошнит от боженьки и он возмущается лицемерием святош: «Нету на земле святых».

Парень производит впечатление «безнадёжно избитого судьбой человека». В рассказе не происходит перерождения героя-преступника.

Охота жить. Шукшин В.М.

Все произведения в кратком изложении

Глубоко в лесу в наспех сколоченной избе уже который день жил старик Никитич. Был он охотником на зверя и мог похвалиться не только беличьими шкурами, но и медвежьими. Любил природу и часто жил в глуши, надолго уходя из родной деревни. Зима выдалась суровая, морозная, и теплый камелек особенно радовал Никитича.

Возле двери кто-то зашуршал и стал звать хозяев. Человек был явно не местный – простые охотники бы просто вошли, не спросившись.

Никитич привычно проснулся с рассветом, обнаружил пропажу и расстроился. Решив вернуться украденное, взял ружье гостей и на лыжах пустился вдогонку. Вскоре он уже стоял наперерез похитителю, держа того на прицеле. Разговорились. Парень сетовал, что в тайге тяжело без ружья. Старик бы дал ему ружье, попроси он еще вечером. А сейчас был сердит на того, кто злом отплатил ему за жилье, тепло и еду. Но потом пожалел парня, представив того одного в тайге. И отдал ему ружье, договорившись, что тот занесет его в деревне другу Ефиму. Дав напутствие, как лучше добраться до деревни и железной дороги, старик повернулся, чтобы уйти обратно в избушку. И упал в снег расстрелянным.

Цена собственного благополучия иногда может быть весьма высокой. Только вот платить ее должны почему-то другие.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Сюжет и композиция

Начало рассказа похоже на сценарий: «Поляна на взгорке, на поляне – избушка». Описание избушки напоминает театральные декорации. Автор готовит читателей к драматическим событиям.

В избушку охотника приходит уставший молодой человек. Старик Никитич угощает парня и расспрашивает его. Центральный диалог рассказа связан с заголовком. Парень рассуждает о том, что ему охота жить. Никитич пытается обратить рассуждения парня в общечеловеческие: «Жить всем охота».

Но диалога в прямом смысле слова не получается: парень не слушает Никитича, а старик слушает его историю. В этом месте рассказа читатель должен насторожиться: молодой герой не способен к сочувствию. Но сам Никитич не настораживается, не пугается рассказа парня о том, что тот сбежал из заключения, и помогает ему, а не сдаёт случайно зашедшему поохотиться начальнику милиции.

В этом рассказе Шукшина, в отличие от большинства его рассказов, есть отрицательный герой, противопоставленный положительному. Шукшин не раскрывает причины, по которой парень попал в заключение. Остаётся загадкой, почему Никитич берётся помогать парню, нарушая закон. То ли он не понимает, что помощь заключённому – это преступление. То ли парень напоминает ему внуков, уехавших искать лёгкой жизни в городе. Возможно, Шукшин намекает на то, что далеко не каждый заключённый в СССР был преступником, и все это понимали.

Даже убедившись в подлости и эгоизме молодого человека, Никитич доверяется ему снова, давая на время ружьё, которым преступник и убивает старика, стреляя в спину.

У рассказа открытый финал, читатель не знает, поймают ли убежавшего заключённого

Да это и неважно, потому что важной становится жизнь старика, которому тоже охота была жить, но его жизнью распорядился другой человек, жестокий и эгоистичный, преступник

Значение рассказа в советской литературе

Рассказ Шукшина «Охота жить» имеет особое значение в советской литературе. Этот краткий рассказ является прекрасным примером таланта и мастерства писателя.

В «Охоте жить» Шукшин затрагивает важные социальные и моральные проблемы, характерные для советской действительности. Главный герой рассказа, бывший зек Вася, старается осуществить свою мечту — купить жилой дом в городе. Его настойчивость, упорство и готовность преодолеть преграды вызывают восхищение и уважение у читателей.

Содержание рассказа «Охота жить» вселяет надежду и веру в лучшее будущее. Шукшин достоверно передает атмосферу и жизненные условия того времени, показывает, что смелость и настойчивость могут преодолеть любые преграды и привести к достижению поставленных целей.

Кроме того, в рассказе «Охота жить» Шукшин поднимает проблему социальной справедливости и неравенства. Он показывает, что каждый человек должен иметь право на свое жилье и личное пространство, несмотря на свое прошлое или обстоятельства, в которых он оказался.

Все эти факторы делают рассказ «Охота жить» не только замечательным произведением литературы, но и важным культурным документом, отражающим временную эпоху и социально-политические реалии Советского Союза. Кроме того, этот рассказ является важным и популярным произведением советской литературы, которое до сих пор воспринимается и ценится читателями разных поколений.

Критика общественных норм

Рассказ Шукшина «Охота жить» представляет собой мощную критику существующих общественных норм и ценностей. Внимательное чтение этого произведения позволяет нам увидеть, как автор ставит под сомнение многие устоявшиеся представления о счастье и жизни.

Сказка о герое-пройдохе, который приглянулся Богу, но не нашел места на земле, поднимает важные вопросы о ценностях и их истинной природе. Шукшин показывает, что в нашем обществе на первый план выдвигаются внешняя красота, успешность и материальное благополучие. Это становится главным и единственным критерием счастья и уважения.

Однако герой рассказа, несмотря на его неполноценность с физической точки зрения, обладает внутренней силой и достоинством. Он не принимает свое положение и не ограничивает себя в своих стремлениях. Его «охота жить» — это символ его борьбы за признание и счастье. Он не признает общественные нормы, которые говорят о том, что его существование не стоит ничего.

В этом рассказе Шукшин также поднимает вопросы о красоте и истинной ценности человеческого существования. Общество часто определяет красоту и ценность на основе внешних признаков и материальных достижений. Но герой этой истории показывает, что красота и ценность должны быть определены не только внешними стандартами, но и внутренней силой, духовностью и смыслом.

В целом, рассказ «Охота жить» Шукшина представляет собой проникновенную критику общественных норм и ценностей. Он призывает нас задуматься о том, как мы определяем счастье и ценность человеческой жизни, и вызывает нас к осмыслению и внутренней трансформации.

Изображение человеческой судьбы в советском обществе

В рассказе «Охота жить» Василий Шукшин кратко изображает сложность и противоречивость человеческой судьбы в советском обществе. Главный герой рассказа, Михаил Сафронов, переживает множество испытаний и сталкивается с проблемами, которые были характерны для многих советских людей.

Содержание рассказа показывает, как сложно было найти свое место в обществе и достичь успеха в советской действительности. Михаил стремился стать инженером, но из-за отсутствия документов и конкуренции он не смог поступить в институт. Вместо этого ему предложили работу на заводе в столовой, что мало соответствовало его мечте и амбициям.

Михаил также сталкивается с дискриминацией и недоверием со стороны других людей. Он был неправильно обвинен в краже пригоршни гвоздей и подвергся унижению и издевательствам со стороны начальника. Это показывает, как справедливость и доверие были нарушены в советском обществе, где люди могли стать жертвами несправедливых обвинений и преследований.

Кроме того, рассказ также изображает надежду и стремление человека к лучшей жизни. Михаил не сдается и продолжает бороться за свою мечту. Он участник охотничьего снаряжения и противоядия, необходимого для него и его товарищей. Это символизирует его желание жить и надежду на лучшее будущее.

В целом, рассказ «Охота жить» Василия Шукшина содержит краткое, но глубокое и трогательное изображение человеческой судьбы в советском обществе. Он показывает сложности, противоречия и надежды людей, сталкивающихся с проблемами и вызовами в поиске своего места и смысла жизни.

Василий Шукшин «Охота жить»

Сортировка: по дате | по рейтингу

| по оценке

pitiriman

, 8 марта 2014 г.

Этот рассказ напомнил мне «Восьмой побег» Астафьева. В обоих случаях умудрённый жизненным опытом старик встречается один на один в лесной глуши с беглым заключенным.

«Восьмой побег» написан в 1965 году, «Охота жить» — позднее, может быть, именно после прочтения «Восьмого побега». Если это так было, то, вполне возможно, что Шукшин противопоставляет свой рассказ Астафьевскому.

Астафьев – фронтовик, прошедший страшную войну, видевший тысячи смертей, в своих произведениях о мирной жизни, мне кажется, чересчур идеализирует людей, видит в них больше хорошего и верит в то, что человека всегда можно исправить. Рассказ Шукшина — жестокий, более реалистичный. Ему верю больше.

vesnyshka

, 20 марта 2021 г.

Тайга, в избушке у камелька греется старик Никитич. Вечером в дверь стучится заплутавший городской парень Николай, который, как окажется впоследствии, сбежал из мест не столь отдалённых.

И читатель тоже проникается сочувствием к парню и глубокой симпатией к несколько наивному, и по-народному мудрому старику. Но эта наивность и доверчивость подвела Никитича.

Я до последнего эпизода верила в то, что охота жить будет проявляется только в позитивном ключе, и вместе с Никитичем желала Николаю поскорее выбраться и начать новую жизнь, хотя ведь нигде не было предпосылок к тому, что он хороший человек. Это было лишь впечатление человека из тайги и мастерство писателя.

Но я так поверила в это, что разочарование в людях в конце рассказа заставило меня несколько раз перечитать концовку. Мне не хотелось верить в то, что произошло, но Шукшин-реалист, и изобразил, мастерски изобразил, историю о том, как человек ради спасения своей жизни может пойти абсолютно на всё, к сожалению.

AndrewBV

, 2 октября 2014 г.

Вольно или невольно, Василий Макарович Шукшин своим рассказом «Охота жить» полностью повторил сюжет произведения другого мастера слова, русского писателя Алексея Павловича Чапыгина «Бегун».

Так случилось, что «Бегуна» я прочел раньше, чем «Охота жить» и мне это сходство рассказов бросилось в глаза чуть ли не с первых строк.

Насколько я помню, Чапыгин своего «Бегуна» написал и опубликовал еще до Октябрьской революции, поэтому весь антураж в рассказе — соответствующий,

Спойлер (раскрытие сюжета)

(кликните по нему, чтобы увидеть)бегун, собственно, бежит с каторги, находит его не лесник, как у Шукшина, а отшельник-схимник, и убивает своего благодетеля каторжник «в награду» за спасение, кров и обогрев не из ружья… Но в остальном все совпадает. Даже финал открытый. Насчет плагиата, кстати, я не уверен, после 1917 года рассказ Чапыгина печатался всего один раз в сборнике «Белый скит», к тому времени Шукшин уже умер. Так что здесь, скорее всего имело место, «творческое совпадение».

К чему я это? К тому, что оба автора по-разному, мне кажется, решают вопрос своего личного отношения к героям. Ранний Шукшин своего героя где-то по-есенински даже лелеет, как бы адвокатирует его перед читателем, да убийца, рецидивист-беглец, но вот можно попытаться не казнить сразу вот так сплеча, а войти в положение, боже упаси, наказать надо, но вот подумайте, насколько сильно надо…

Добру «охота жить» не меньше, чем злу.

Подписаться на отзывы о произведении

Популярные сегодня темы

Ключевыми персонажами произведения являются одиннадцатилетний мальчик, происходящий из бедной семьи, от лица которого ведется повествование в рассказе, и учительница Лидия Михайловна, преподающая в школе французский язык.

Многим людям свойственна консервативность, но они расценивают это как верность себе и личным принципам. Они не желают идти в ногу со временем и остаются на своем уровне развития.

Среди множества полотен описывающих красоту и уникальность природы Украины следует выделить произведение живописи Архипа Куиджи. Этому есть ряд причин.

  • Сочинение я тебе подарю

      

  • Сочинение по фильму 28 панфиловцев

      

  • Итоговое сочинение реальные темы 2020 2021

      

  • Мини сочинение роковой эксперимент

      

  • Уж много лет без утомленья ведут войну два поколения сочинение
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный мир
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: