Содержание романа «Лето Господне» по главам
Глава 7. Новые планы и цели
В главе 7 романа «Лето Господне» Иван Алексеевич Шмелев рассказывает о новых планах главного героя Юры. Он решает освободить свою мать из тюрьмы, для чего начинает создавать подпольную организацию.
Юра полон решимости и энергии, и уже спустя несколько дней после освобождения из тюрьмы он собирает своих старых друзей и новых единомышленников. Вместе они начинают разрабатывать план освобождения матери.
По мере того, как планы Юры приобретают все большую реальность, он начинает понимать, что для достижения своей цели ему нужно больше знаний и опыта. Он решает вернуться в университет, чтобы изучить юриспруденцию и стать профессиональным адвокатом.
- Юра начинает создавать подпольную организацию
- Он собирает своих старых друзей и новых единомышленников
- Юра решает вернуться в университет и изучить юриспруденцию
Глава 7 «Новые планы и цели» показывает, что Юра готов на все, чтобы освободить свою мать, и что он готов к любым жертвам ради достижения этой цели. Также читатель видит, что Юра саморазвивается и стремится к новым знаниям и опыту, чтобы достичь своей цели.
Содержание романа «Лето Господне» по главам: краткое описание от И. Шмелева
Глава 6. Восстановление отношений
Глава 6 рассказывает о том, как Надя и Павел начинают восстановление своих отношений после разлуки. Они встречаются в Германии, где Павел продолжает обслуживать военных и работать фотокорреспондентом. Надя приезжает из СССР, чтобы найти Павла и убедить его вернуться к ней.
После долгих уговоров и разговоров они наконец выясняют все свои претензии и решают начать жизнь вместе заново. Они путешествуют по разным городам, где Павел фотографирует военные события, а Надя его поддерживает и готовит еду. Они понимают, что любовь, которую испытали друг к другу, не может просто так исчезнуть, и что они нужны друг другу.
В этой главе также описывается встреча Павла и его бывшей возлюбленной Анны. Но Павел решает остаться верным своей жене, и они продолжают свои путешествия вместе.
Глава заканчивается тем, что Надя и Павел возвращаются в Берлин, где им удаётся забыть все прошлые обиды и начать жить по-новому, заботясь друг о друге и стремясь к счастью вместе.
Праздники
Ваня просыпается в замоскворецком доме своего отца. В это утро уже полным ходом идет генеральная уборка, которую всегда делают в Чистый Понедельник. В комнату мальчика входит Михаил Панкратович Горкин с медным тазом. Он начинает выкуривать масленицу различными благовониями. Делает это, как всегда, усердно и тщательно.
Начинается Великий Пост. Зима сдает потихоньку свои права, на улице уже сыро от капели, которая звонко сообщает о себе с московских крыш. Снег уступает место проталинам, а глыбы льда находят приют в ложбинах и погребах.
Бывший плотник Горкин с отеческой заботой опекает Ваню, помогает ему вникнуть в суть православных праздников, обрядов и русских народных традиций, ходит с ребенком в церковь. На ефимоны мальчик в первый раз стоит у аналоя и слушает певчих. Ему страшно от мысли, что все люди умрут. Ваня очень бы хотел, чтобы все умерли в один день, а затем благополучно воскресли.
Ваня с Горкиным едут на Постный рынок. Там видимо-невидимо товаров: черника, морошка, клюква, грибы, огурцы в рассоле. В медовом ряду неимоверное количество разных сортов меда. В дороге Михаил Панкратович рассказывает мальчику о Москве, ее истории, учит своего подопечного любить родные места.
Все в доме с нетерпением ждут Благовещенье. Это очень важный христианский праздник, без которого и других торжеств могло не быть. Среди ночи на Благовещенье неожиданно запел жаворонок. Его ровно год назад принес в дом птичник Солодовкин. Он тогда пообещал, что ровно через год жаворонок запоет. Так и случилось. По старинному русскому обычаю каждой весной птиц выпускают на волю.
Постепенно Великий пост подходит к концу, в доме и городе царит предпраздничное настроение. Все улочки очищены от снега, Ванин отец вместе с рабочими готовит иллюминацию в церкви. В доме натерты полы, поставлены лампадки, покрашены яйца и уложены в специальные корзинки. Они так радуют глаз.
На Пасху с утра звонят колокола, во дворе накрыты столы. За праздничный обед вместе с семьей хозяина садятся все работники. Горкин дарит Ване хрустальное золотое яичко, через которое так забавно смотреть на этот мир. Все теперь кажется золотым: люди, сад, крыша, даже звон колоколов.
Через несколько дней после Пасхи Сергею Ивановичу привозят икону Царица Небесная. Ее торжественно вносят в дом, обходят с ней все комнаты, а также двор с амбарами и сараями.
На Вознесенье принято делать особое печенье в форме ступенек – Христовых лесенок
Его все едят осторожно, поскольку есть примета, если сломаешь печенье, то в рай по лесенке не попадешь
Троица – особенно красивый праздник, который будоражит воображение мальчика. С Михаилом Панкратовичем Ваня едет за цветами и березками. Церковь в этот день кажется цветущим садом. Так же нарядно и в доме, где возле каждой иконы установлены березки. А весь двор с самого утра устлан травой.
На Яблочный Спас в саду собирают яблоки. Затем Горкин с Ваней едут к торговцу Крапивкину, чтобы продать «урожай». Михаил Панкратович рассказывает мальчику, что через этот плод на землю пришел грех. В церкви яблоки кропят и святят, их здесь очень много, как и людей в этот праздничный день.
После шестинедельного зимнего поста наступает Великий праздник – Рождество. За несколько дней до этого славного события в городе ставят елки, бойко торгуют курами, гусями, свининой, калачиками, сбитнями, кутьей, мясными пирогами и многими другими аппетитными блюдами. А дома, как обычно, пахнет елкой.
На Рождество с черного хода в дом заходят «разные» люди. Одеты они явно не по погоде – в легких пальтишках и кофточках. Для нищих накрывают праздничный стол, а хозяин произносит тост. Сергей Иванович от души поздравляет всех гостей с Рождеством Христовым и угощает.
На Святки у Вани заболело горло, поэтому родители не берут его с собой в театр. Мальчика и других людей развлекает на кухне Михаил Панкратович. Он гадает всем по «кругу царя Соломона». Ваня замечает, что Горкин хитрит. Плотник читает изречения на свой выбор, пользуясь тем, что многие работники в доме не обучены грамоте.
На Крещение в Москве-реке освящают воду, многие купаются в проруби. Василь-Василич заключает пари с немцем: кто дольше сможет просидеть в ледяной воде. К ним присоединяется солдат. Василич побеждает обоих соперников, продержавшись в проруби почти три минуты. Правда, сделал он это с помощью хитрой уловки, намазавши тело жиром.
Наступает Масленица, и в каждом доме пекут блины. Народ радостно и весело катается с ледяных горок, говеет. В последний день Масленицы, который называется Прощеное Воскресенье, все друг перед другом извиняются, просят прощения за обиды, необдуманные поступки. Завтра вновь начнется Великий пост с печального звона и тревожной тишины.
Скорби. Болезнь отца
Один за другим, приходят гости. Приходят со всех концов Москвы, и бедные, и богатые. Все молятся за здоровье Сергея Ивановича. Отцу намного лучше. Делами пока не может управлять, все на Василь Василиче. Когда стало лучше, отец поехал в бани – окатиться холодной, «живой» водой. Так полагается — «смыть болезнь». Отец после бань действительно стал чувствовать себя намного лучше. Все его приветствуют, радуются, что он «жив-здоров».
Отец берет Ваню прогуляться по Москве. Какая радость! И Горкин с ними. Едут на Воробьевку. Отец долго-долго смотрит на город и губы его шепчут: «Это — Матушка-Москва». После «живой воды» отцу полегчало. Стал ездить на стройки. Как-то раз ему стало плохо – чуть с лесов не упал. Привез его домой Василич. Все в доме приуныли. Ваня слышал, как Михаил Панкратович сказал Василичу, что «болезнь воротилась». На Троицу ходили в церковь. Но радости не было.
Роман написан простым, народным слогом. И они так сочны и желанны в контексте такого народного, русского романа, как «Лето Господне». Краткое содержание (по главам) не может передать тот истинный свет и секреты русской души, как это делает автор, играя «неправильностями» и «искаженьицами», непереводимыми на другой язык.
Два дня, как стало отцу лучше. Даже обедал со всеми за столом. На третий день даже с кабинета не выходил – плохо ему стало. Привозили иконы Чудотворные разные, маслице от мощей – но отцу не лучше. Приезжали известные доктора, сказали, что операцию делать надо, голову вскрывать. У нас наука пока до этого не дошла. Из десяти – девять умирают. Остается молиться и уповать на волю Божию.
Вот и Спас-Преображение. Все несут отцу освященные яблочки. Пришел и Михаил Панкратович. «Бывало меняемся мы яблочками с папашенькой», — вспоминает, всхлипывая Горкин. И слезы катятся по его белой бородке.
Литературное наследие
История его литературной деятельности начинается с рассказа «У мельницы» , опубликованного в 1895 году в журнале «Русское обозрение» . В октябре этого же года он напишет книгу очерков «На скалах Валаама» . Книга подвергнется слишком сильной цензуре и успеха иметь не будет.
Это станет причиной того, что Иван Сергеевич перестанет писать, и перерыв составит почти 10 лет.
Раннее творчество
В 1905 году под влиянием первой русской революции, Шмелев делает робкие литературные попытки небольшими произведениями, которые издаются в нескольких журналах. В 1907 году он возвращается к писательской деятельности и окончательно бросает службу.
В это время появляется на свет его малая проза, в которой нашли применение накопленные впечатления от общения с людьми и его жизненный опыт:
- «Распад», «Вахмистр» (1906);
- «Иван Кузьмич», «Гражданин Уклейкин» (1907);
- «В норе» (1909);
- «Под небом» (1910).
На этих повестях лежит отпечаток первой русской революции. Их герои недовольны старым укладом жизни и ждут перемен.
Самым значительным произведением этого периода явилась повесть «Человек из ресторана» (1910). Она легла в основу фильма с одноименным названием и стала визитной карточкой И. С. Шмелева как писателя.
В 1912 году он становится одним из учредителей «Книгоиздательства писателей в Москве», с которым будет связано творчество на протяжении многих лет. В это же время начинается сотрудничество с И. А. Буниным.
В 1912-14 годах было издано несколько повестей и рассказов, в которых автор представляет на суд читателя живую картину быта купечества, крестьянства, зарождающейся буржуазии. За ними последовали два сборника прозы — «Лик скрытый» и «Карусель» , сборник очерков «Суровые дни» (1916), повесть «Как это было» (1919) о событиях Гражданской войны и рассказ «Чужая кровь» (1918—1923).
В эмиграции
В 1922 году после эмиграции из России начнется новый период творчества писателя Шмелева. Одно из значительных произведений этого периода — автобиографическая повесть-эпопея «Солнце мертвых» . В этом произведении глубокая человеческая боль о погибшем сыне и погибшей России, о «смерти русского солнца» .
В своих рассказах этого периода писатель критикует бездуховность «западной цивилизации» и высказывает боль за судьбу Родины, постигшую ее после Гражданской войны.
Потом появляются произведения, где на первый план выходят картины прошлых лет — в России вообще и Москве в частности.
Их можно разделить на циклы детства, отрочества и юности:
- К детству принадлежат рассказы «Как мы летали» (1923), «Наполеон» (1928), «Мартын и Кинга», «Небывалый обед» (1934), «Лампадочка», «Страх» (1937).
- Отрочество составляют: «Как мы открывали Пушкина» (1926), «Музыкальная история» (1932), «Как я ходил к Толстому», «Как я ходил к Чехову», «Как я покорил немца» (1934).
- Юность включает рассказы «У плакучих берез» (1923), «Как я стал писателем» (1931), «Первая книга», «У старца Варнавы» (1934), «Старый Валаам» (1938).
Жизнь вдали от Родины станет настоящим испытанием для писателя и многих его соотечественников. Воспоминания о родной Москве, о своем счастливом детстве в Замоскворечье вспыхивают ярким пламенем во многих произведениях И.С.Шмелева.
Но самые глубокие впечатления детства он изложит в автобиографической трилогии: » Богомолье» (1931—1948), » Лето Господне» (1933—1948) и сборнике » Родное» (1931). Эти произведения станут вершиной позднего творчества писателя и принесут ему европейскую известность.
Крестный ход
«Донская»
Завтра срежут все цветы в саду. Улицы будут посыпать красным песком. Квартальные проверили все заборы, чтобы надписей не было. Собаки все привязаны.
Август месяц, торжество — все Святые пойдут по улицам. Народ угощаться будет калачами, баранками да чаем.
Сергий Преподобный вручил князю Дмитрию Донскому икону Богородицы и повелел одолеть вражью татарскую орду. А икона эта — «Донская». Потому и праздник такое имя носит.
Небо чистое. Отец Вани в Донской монастырь отправился. Движется Крестный ход.
Впереди едут верхом жандармы по обеим сторонам дороги, у мальчика в руках высокое древко со светильником и крестиком. Потом хоругви — «…наши, казанские». Горкин в зеленом кафтане, «в серебряной бахромке. Рядом — Василь-Василич, у него тяжелая, старая хоругвь, которая похожа на огромную звезду с лучами.
Все хоругви убраны цветами подсолнухов и рябинкой. Святые образакак будто благословляют, плывя над народом. Кажется мальчику: смотрят Они на людей, все — святые и светлые. А люди «все грешные, сквернословы, жадные, чревоугодники…». Богомольцам всем дают по калачику. Проходит обед шумный. Приезжает отец. Играют в карты.
«Покров»
Скоро придет «покров» — этот день считается важным, заканчиваются все «дела», земля покрывается снежком. Хозяин захотел после покрова «ледяной дом» запустить с бенгальскими огнями.
Горкин пояснял: «Над нами Владычица, Покровом своим укроет… под Ее Покровом и живем. И скажет Господу: «Господи, вот и зима пришла, все …напаслись… благослови их. Господи, отдохнуть, лютую зиму перебыть, Покров Мой над ними будет».
Наступает «канун Ивана-Постного, — «усекновение Главы Предтечи и Крестителя Господня», — печальный день». Пост строгий. Огурцы нужно обязательно посолить.
После Воздвиженья и капусту пора рубить. Рубят всем народом, а Горкин молитву читает.
После обеда начинают мочить антоновку.
Ваня проснулся от шума, и Маша радостно сообщила, что у мальчика ночью родилась сестрёнка Катюша. Отец-хозяин доволен.
Денис с Машей сосватались. Хозяин взял для Василь-Василича Дениса, как старшего приказчика.
Глава 2 «Радости»
Петровский Пост. Горкин рассказывает Ване о его значении. Подходит праздник Донской иконы. Горкин и Василич тщательно к нему готовятся, ведь им предстоит нести хоругви. Проходит крестный ход и Ваня печалится, что праздник закончен.
Покров. Солят огурцы и капусту, ведь скоро зима. Ночью у Вани рождается сестра. Горничная Маша и Денис сватаются.
У Сергея Ивановича – именины. Его поздравляет сам архиерей. Рабочие дарят ему огромный крендель с именной надписью.
Рождество. В доме идет уборка – чистят снегом мебель и ковры. Отец готовит денежное подаяние для бедняков. Ночью все идут в церковь на всенощную. В зоологическом саду Сергей Иванович с помощниками строит ледяной дом – удивить публику.
Великий Пост. Ваня исповедывается перед отцом Виктором за свои детские грехи.
Вербное Воскресение. Не могут найти угольщика, который должен был привезти вербу. С ним случилось несчастье – он оказался в овраге из-за сломанной в санях оглобли. Его освобождают и привозят домой вместе с вербой.
Михаил Панкратович объясняет Мише значение дня Радуницы. Они идут на кладбище и по пути домой узнают, что с отцом Вани произошла беда – его убила лошадь. Как потом оказалось, он остался жив, но находится в критическом состоянии.
Святки
«Птицы Божьи»
Приходят разные люди: однорукий плотник, женщина с ребёнком, старички со старушками. Каждый старается Господу спасибо сказать. И странный монах побывал, и «Подбитый барин».
Все приходят к мысли, с которой согласился каждый пришедший: «…все мы птицы Божьи». Скоро отец Вани в честь праздника будет раздавать полтинники.
«Обед «для разных»
Все рассказывают, что на третий день праздника всех ребят повезут в «Ледяной Дом». У хозяина составлен целый список того, кого можно допускать к обеду:
Солдат Махоров,
Певчий Ломшаков,
Солодовкин,
Звонарь,
Барин Энтальцев.
Всем накрыли стол с парадной скатертью и посудой. Нарезали колбасы, принесли пироги с капустой, поставили бутылки водки.
Хозяин зашёл, поздравил всех, «милыми гостями» назвал.
Глубокий вечер. Все сидят перед печкой, греются, мороз 20 градусов, рассказывают свои истории.
«Круг царя Соломона»
После сытного ужина решили взяться за святские гадания. Вспомнили про «Оракула».
«Любезная моя любит ли меня?»,
«Жениться ли мне на богатой да горбатой?», и другое.
Вдруг в мастерской Матрёша завизжала и с криком вбежала, вся белая.
Девушка вернулась из мастерской Горкина, будто чёрта увидела, а это хозяин мастерской решил подшутить: «скрутил из тулупа мужика и поставил в двери своей каморки, Матрешу и подослал».
И всё же Горкин решил всем погадать по-своему: так, как царь Соломон Премудрый предсказывал.
«Крещенье»
Ваня проснулся и бегом к Горкину, а он: «Мороз. За святой вот водой холодно идти будет. Крещенский сочельник нонче, до звезды не едят. Теперь Крещенье-Богоявленье, завтра из Кремля крестный ход на реку пойдет. Животворящий Крест погружать в ердани, пушки будут палить».
«Вытаскивают «ердань», — балясины и шатер с крестями, — везти на Москва-реку». Готовят свечки, графины под воду.
«На Великую Пятницу везде ставят кресты «страстной» свечкой, а на Крещенье мелком — снежком. Крестики на сараях, на коровнике, на конюшне, на всех дверях».
Крестный ход. Стреляют из пушек. Пошли к реке. Горкин в числе других прыгает в прорубь, потом плотник Антон Кудрявый бережно закутывает Горкина в лоскутное одеяло и несёт в избушку.
Немец Ледовик Карлыч поспорил с Косым, что дольше всех в проруби просидит. К спору присоединился ещё один солдат. Василь Василича вытащили последним.
Вечер крещенья. Все в театре. Ваня у Горкина, отец торопится к Василь-Василичу, так как тот начудил на горках, его принесли пьяного в дом.
Скорби
«Святая радость»
Отец велел принести всю чистую одежду и запрягать Чалого, чтобы в баню поехать и ледяной водой полечиться.
Приехал доктор Клин, разрешил облитие водой.
«Москва»
Заехали к Крынкину. Отец …на Москву любуется…, а потом стихи читать начал про «Город чудный, город древний!». Поехали домой с подарками, устал Сергей Иваныч, задремал.
«Серебряный сундучок»
«…в это лето расцветали самые редкостные цветы». Бушуй снова выть начал, как тогда, когда отец с лошади упал.
Во дворе чисто, песочек красный и травка: должны привезти мощи Целителя Пантелеймона монахи-молитвенники из Афона. Мощи в серебряном ковчежце, сундучке. Для этого готовили специальный столик. Отец был принаряжен для молебна. Приехала карета. Несут сундучок с мощами.
Закончился молебен.
«Горькие дни»
Вдруг на голубей «мор напал». Горкин сказал: «Молиться надо, и как Господь даст…».
Доктора на консилиум собрались, матушку позвали и сказали, что вылечить нельзя, отец слепнуть начнёт, потом язык отнимется.
Сторожиха-банщица Анна Ивановна пришла ухаживать за больным. Доктора часто навещали отца, но лучше ему не становилось.
«Благословение детей»
В день Ангела Вани матушка ввела детей в спальню к отцу за благословением. Отец уже ничего и никого не видел. С помощью Анны Ивановны и жены он образом «Казанской» и «Святой Троицы» благословлял.
«Соборование»
Приходили батюшки и псаломщики. Приехал сам благочинный. Всем раздали свечи, отцу тоже в руки свечку дали. Начинается служба. Когда соборование окончилось, приехал доктор Клин.
«Похороны»
Все обрядили хозяина, как полагается и в гроб положили. Ване от духоты и печали стало дурно. Доктор Клин уже пришёл, осматривает мальчика.
Утром готовят поминки. Выносят гроб, а Ваню на похороны не пустили, с вечера сильно ослаб. Как после отпевания из церкви к дому поднесли, там через окно и простился с отцом навсегда.
День второй: На родной земле
Встреча с прошлым
Главный герой Рудольф Андреевич встречает знакомого землевладельца, у которого он жил в детстве. Перед ним открываются воспоминания о былых днях, о первой любви и друзьях. Рудольф Андреевич ощущает утрату и боль, но и радость встречи с прошлым.
О родительской любви
Рудольф Андреевич посещает могилу своих родителей. Он вспоминает их жертву и любовь, которые они отдали для его будущего. Герой осознает свою неблагодарность и решает изменить свою жизнь.
Воспоминания о детстве
Рудольф Андреевич отправляется на прогулку по родному имению. Он вспоминает детство, когда играл в прятки и плавал в реке. Герой осознает, что детство — это самое счастливое время в его жизни.
- Встреча с знакомым землевладельцем;
- Посещение могилы родителей;
- Прогулка по родному имению.
Глава 1 «Праздники»
Чистый Понедельник. Ваня пробуждается утром в своей кровати. Повсюду суета и беготня – перед праздником в доме проходит обязательная генеральная уборка. Вечером Горкин, отец и Ваня идут в церковь на стояние. На следующий день они едут в Москву на Постный рынок.
Благовещение. Заканчивается Великий Пост. В клетке запел жаворонок, который молчал больше года.
Красная Пасха. Красятся яйца, ставятся лампады. Праздник в семье проходит торжественно. Во дворе дома накрываются праздничные столы. Гости и рабочие разговляются и христосуются.
Вознесение. Пекутся ватрушки и особое печенье в виде лесенки, символизирующей дорогу в рай. Ваня с Михаилом Панкратовичем едут в лес за березками и цветами. По дороге заезжают к садовнику за цветами.
Троица. В доме все украшено березками и цветами. Ваня с домочадцами идет в церковь. Ночью за окнами шумит благодать Господня – разразилась гроза с сильным ливнем.
Преображение. Спеют яблоки, лето подходит к концу. Горкин с Ваней едут к знакомому купцу за яблоками. В день Преображения все идут в церковь, выстаивают службу, окропляют яблоки.
Наступает зима, приближается Рождество. Горкин вспоминает и рассказывает мальчику о том, как отмечали Рождество в его родном городе. На рождественский ужин в гости к Ваниной семье приходят нищие. Их угощают за отдельным столом и поздравляют с Рождеством. На следующий день дается обед «для разных».
Святки. Ваня не был взят в театр, так как у него заболело горло. Михаил Панкратович как может, веселит оставшегося дома мальчика и прислугу.
Крещенские купания. Они проходят в Москве-реке. Василь-Василич хитрит – он намазал тело жиром и дольше всех продержался в воде, победив своих соперников.
Масленица. Повсюду пекутся блины. Народ веселится и говеет перед Великим постом. В Прощеное Воскресение ожидают завтрашнего дня и просят друг у друга прощение.
«Пасха»
Недалеко от дома разрослась лужа, которую приказчик уже несколько раз заваливал, щебнем закидывал – всё равно образуется.
Совсем скоро Пасха, каждый выдумывает какие-нибудь штуки, чтобы завлечь покупателей. В своём магазине Егоров смастерил в коробке на колечках и ленточках карусель с пасхальными яйцами.
Прошло Вербное воскресение. Начинается Страстная неделя, теперь грешно болтаться без дела. Ваня сел читать Евангелие. А на дворе делают звёзды и щиты для самых главных пасхальных символов: букв «Х. и В.».
Горкин ножом из дощечки вырезает виноград, крест, лесенку, птичку и символические буквы Пасхи. Страстная свеча помогает всё в доме обнести Святым крестом, чтобы Христос рядом был.
Делают в столовой творог для пасок, а они нужны для всех: для семьи, гостей, родственникам и бедным людям. Все готовят угощения разные, красят яйца, стало пахнуть ветчиной и ванилью.
Приказчик, Горкин и сам хозяин готовят праздничную иллюминацию, тянут зажигательную нить по церкви. Наконец-то вынесли Плащаницу, что означает, что Спаситель умер, но радость на душе присутствует, так как завтра он уже воскреснет.
К вечеру Великой Субботы все отдыхают, в гостиной постелили пасхальный ковёр с букетами.
Мальчику «…нравится ходить в тишине по комнатам и смотреть, и слушать, — другое все! — такое необыкновенное, святое».
Сергей Иванович сам зажигает лампадки перед иконами, получается очень красиво. Потом подарил перед сном сыну сувенир золотое яичко на цепочке, а в нём золотой.
Через некоторое время, когда почти весь в свет в доме погасили, вошли двое рабочих и понесли в церковь святить большой поднос с куличами, пасхами и красными яйцами.
Люди отовсюду тоже спешат на службу. Горкин ведёт за руку Ваню в церковь. Наставник сегодня принаряжен: поддёвка новая, на шее повязан розовый платочек, а свечка «красная, обвита золотцем». Он руководит всей иллюминацией.
По команде Горина как будто «огненный змей… запрыгал». Всё вокруг осветилось, стало радостно: «Хрис-тос воскре-се из ме-ртвых…».
Пасха пришла. Все целуются по три раза – «христосуются», подходят к угощению во дворе.
Мальчику доставляет удовольствие рассматривать пасхальные яйца, которые ему подарили. Ваня засыпает от приятного радостного чувства присутствия рядом Христа.
Скорби
Один за другим в дом приходят посетители. Все молятся за здоровье хозяина, желают ему скорейшего выздоровления. Через какое-то время Сергею Ивановичу становится лучше, однако работать он пока не может. Управлением хозяйства занимается Василь-Василич.
По словам отца, произошло все следующим образом. Сергей Иванович ехал на молодой, еще необъезженной лошади и наслаждался красотами природы. Когда же он хлестнул кобылицу нагайкой, та резко метнулась и понеслась что есть мочи, а затем скинула хозяина на землю. Сергей Иванович неудачно упал и сильно ударился головой.
Когда хозяин немного оправился от болезни, то поехал в бани, чтобы окатить там себя живой водой. После этого он стал чувствовать себя значительно лучше, чем очень обрадовал родных и близких.
Отец берет Ваню в поездку по Москве. С ними путешествует и Михаил Панкратович. На Воробьевке Сергей Иванович долго любуется матушкой-Москвой, ее величием и красотой.
Отец постепенно возвращается к прежним делам, начинает проверять стройки. Но в одну из таких поездок ему становится плохо, хозяин едва не падает с лесов. Василич привозит Сергея Ивановича домой, и всем становится ясно, что болезнь вернулась.
На Троицу Сергей Иванович нарядно одевается, выходит к столу, чтобы со всеми пообедать. Но радости в доме не чувствуется, родные предполагают, что болезнь уже не отпустит хозяина.
Так и происходит. В один из дней Сергею Ивановичу становится совсем худо, он даже не выходит из своей комнаты. Врачи не дают никакой надежды на выздоровление. Говорят, что нужна операция, но медицина еще не достигла технических возможностей для столь сложной процедуры. После вскрытии головы, умирают девять из десяти пациентов.
Чудотворные иконы и другие церковные атрибуты тоже не помогают, Сергею Ивановичу не становится лучше. Остается лишь уповать на волю Божию.
На Спас-Преображение все приносят в дом освященные яблоки. Михаил Панкратович с грустью вспоминает, как раньше любил меняться яблочками с «папашенькой». Слезы катятся градом по его седой бородке.
После Успенья в доме, как обычно, солят огурцы. Но радости уже нет, песен никто не поет. Сергею Ивановичу становится совсем плохо, он ничего не ест. В день Ивана Богослова матушка решает, что пора отвести детей к отцу на благословение. Однако Сергей Иванович говорит, что уже ничего не видит. Матушка подводит каждого ребенка к отцу и помогает благословить детей.
На следующий день в доме проводят обряд Соборования. Ване очень жалко отца, он все время плачет. Михаил Панкратович всеми средствами старается утешить ребенка, говорит, что все мы еще свидимся, если Богу будет угодно.
Наступает последний День рождения Сергея Ивановича. Отовсюду в дом несут подарки, поздравления. Однако в этот раз всеобщая любовь не доставляет радости имениннику и его родне. Горкин объясняет Ване, что все хотят напоследок высказать уважение хозяину дома, ведь он еще жив.
Мальчик цепляется за каждую маленькую надежду на выздоровление отца. Когда тот выпивает немного миндального молока, Ваня думает, что, может быть, еще все образуется. С этой мыслью он засыпает и видит красивый сон.
Проснувшись, мальчик понимает, что произошло что-то ужасное. В доме завешаны зеркала. Горкин подводит Ваню к гробу, чтобы тот простился с отцом. Ване становится плохо. Когда мальчик приходит в себя, Михаил Панкратович сообщает, что Ваня проспал целые сутки.
На похороны отца мальчик идти не может. Он очень ослаб, ноги не держат. Ваню заворачивают в одеяло и подносят к окну, чтобы он в последний раз посмотрел на отца. Мальчик видит огромное количество людей, которые пришли проводить в последний путь Сергея Ивановича. Ваня крестится и прощается с отцом.
-
«Лето Господне», анализ произведения Шмелева
-
«Солнце мертвых», краткое содержание по главам произведения Шмелева
-
«Солнце мертвых», анализ произведения Шмелева
-
«Неупиваемая Чаша», краткое содержание по главам произведения Шмелева
-
«Неупиваемая Чаша», анализ повести Шмелева
-
«Как я стал писателем», анализ рассказа Шмелева
-
«Русская песня», анализ рассказа Шмелева
-
«Мартовская капель», анализ рассказа Шмелева
-
Шмелёв Иван Сергеевич, краткая биография
По произведению: «Лето Господне»
По писателю: Шмелёв Иван Сергеевич
День третий: Вечеринка на исторической родине
Воспоминания о прошлом
В третий день главный герой попадает на историческую родину своей семьи, где его ждет увлекательный вечер в кругу родственников и друзей. Вспоминая о прошлых встречах, он неожиданно ощущает тоску по ушедшим годам и прежним временам.
Между тем на вечеринке все наслаждаются общением и отведением прошлых обид на задворках памяти. Все лица окрашены улыбками и дружелюбием, а главный герой чувствует, что его душевное состояние теперь не такое угнетающее.
Традиционная еда и песни
В середине вечера наступает самый вкусный и интересный момент — традиционный ужин. Все блюда готовятся по старинной рецептуре, а столы обильно уставлены рыбой, мясными изделиями и овощами. Участники вечеринки жуют сочные кусочки и обмениваются историями своей жизни.
А после ужина начинаются настоящие песенные посиделки, начинаются песни о любви и духовном росте, о судьбе и жизни. Главный герой практически забывается в волнующей атмосфере благостности и исполнений песен.
Завершение дня
Ночью вечеринка уходит в танцы и общение, а герой снова ощущает волнующую тоску по ушедшим годам. Однако, как только вечеринка заканчивается, он чувствует благодарность к родному дому и историческому роду. Он чувствует счастье от душевного тепла и общения с местными жителями и вспоминает эти моменты еще долго. Третий день уходит в историю в ушедшем времени и оставляет теплые воспоминания.
Праздники — Радости
«Ледоколье»
Приехали, зашли в сторожку, жарко. Горкин начал ругаться на приказчика, что вином балуется, а работа не делается.
«…как это делают? У края ледовины становятся человек пять с ломами и начинают постукивать, …, длинная льдина» будто дышит, чуть заметно колышется; её цепляют острыми баграми и вытягивают на снег, потом разбивают на кусочки.
«Василь-Василича любит хозяин.
«Петровками»
Первые апостолы Пётр и Павел мучения за Христа принимали.
На дачу не поехали. Горкин Ване сказал, что у него скоро или братик, или сестричка родится.
Собрались полоскать бельё, поехали не только женщины, но и Горкин, и Ваня. На портомойне весело, песни поют. Денис на гармошке играет.
Читательская аудитория
Читать «Лето Господне» Шмелева приходится не только детской аудитории. В книге описан годовой цикл времени в праздниках и обрядах, что будет интересно для взрослых. Первая глава книги так и называется «Праздники». В этом слове для русского человека, оторванного от родной земли, скрыт сакральный смысл. Автор долго вынашивал замысел будущего произведения: прежде чем стать признанным среди своих соотечественников, он пересказывал придуманные истории крестнику и делал наброски в дневнике.
Анализ «Лето Господне» по главам рассказывает обо всем, что дорого сердцу русского человека:
- О самых значимых и святых праздниках;
- О порядке богослужения;
- О церковных обычаях и бытовом укладе жизни;
- О приметах и предсказаниях;
- О боли утраты и скорби.
Есть в книге главы, имеющие политический подтекст. Иван Сергеевич не хотел предавать бумаге личные переживания, связанные с борьбой с тяжелой болезнью и смертью самого дорого человека — отца. Но не только горечью и болью пронизано произведение, есть в нем много светлого и радостного.
В книге красной нитью проходит мысль, что смерть и страдания не так страшны, как грехопадение
Самое важное — это спасение души. Описание всех происходящих событий ведется от лица главного героя — мальчика Вани, которому еще нет и семи лет. Тяжелые испытания выпадают на долю маленького человека, но религиозное воспитание и поддержка старика Горкина помогают ему обрести смысл в жизни
Тяжелые испытания выпадают на долю маленького человека, но религиозное воспитание и поддержка старика Горкина помогают ему обрести смысл в жизни.
Заключение
Свое произведение автор посвятил И. А. Ильину и его супруге, которые, как и он, оказались в эмиграции. Дружба двух великих русских мыслителей началась с переписки. Объединяла их любовь к своей родине. Во всех невзгодах и лишениях их согревали мысли о будущей, возрожденной России. И своей главной задачей они считали – воспитать русских детей эмигрантов в духе русской культуры.
Краткое содержание книги показывает, что главная мысль, которую хотел донести автор до читателя, это – не так страшны страдания и смерть, как страшен грех
Спасение души – вот что важно. Это и придает книге свет и радость