«весенние перевертыши» — краткое содержание повести в. тендрякова

Весенние перевертыши главные герои. анализ повести тендрякова "весенние перевертыши"

Краткое содержание [ ред. ]

Читая Пушкина, тринадцатилетний Дюшка Тягунов делает открытие: на Наталью Гончарову похожа Римка Братенева, которая на класс старше мальчика. Он решает это проверить: выбегает на улицу, видит Римку, и что-то происходит в его душе.

На болоте Дюшка встречает Саньку и Лёвку, подростков старше его на два года. Санька любит издеваться над животными, вот и сейчас он поймал лягушку и заставляет ребят по очереди бить её об стену. Самый слабый из ребят, Минька, отказывается. Дюшка защищает Миньку от Саньки, пробуя увести его, но Минька сопротивляется, он боится Саньки. На Дюшку в один день сваливаются любовь к Римке, ненависть к Саньке и одиночество от предательства Миньки.

Дома родители заняты своими делами: отец говорит о производственных проблемах, а мать — о тяжёлых больных. Отец даже забыл, что у них сегодня годовщина свадьбы, и родители не заметили, что сын пришёл домой.

Чтобы защититься от Саньки, Дюшка кладёт в портфель кирпич. Занятый мыслями о Римке, мальчик получает двойку по математике. Он обращается за помощью к Лёвке, чтоб тот научил его приёмам борьбы, но тот отказывается. Дюшке остаётся надеяться только на кирпич.

Учитель математики жалуется Дюшкиным родителям, но они оправдываются тем, что слишком заняты на работе и не могут заняться сыном. Учитель считает, что отец Дюшки должен быть для сына примером, а вот от влияния такого отца, как у Миньки, он бы ребёнка оградил. Дюшка обижается за своего друга, он знает, что Минька несчастен. Минькиного отца в посёлке не любят, мать Миньки всё время жалуется, что муж не зарабатывает, не заботится о семье, да и Минька ходит в рваных ботинках.

Отец Дюшки договаривается с Лёвкиным отцом: Лёвка поможет его сыну в учёбе.

Минька жалуется Дюшке. Его отец добрый и непьющий человек, но они нуждаются. Мать плачет, что муж загубил ей жизнь, несмотря на то, что он её любит. Слёзы матери заставляют Миньку ненавидеть отца.

Однажды на Дюшку набрасывается Санька. Его защищает проходящий мимо Минькин отец. Узнав от Лёвки много нового о Пушкине, Дюшка воображает, что Римка — ожившая Наталья Гончарова. Своим наблюдением он делится с Минькой, который приглашает его на день рождения.

На дне рождения у Миньки Дюшка ближе узнаёт его отца. Для этого человека радость заключается в том, чтоб делать что-то полезное, вещи, еда для него значения не имеют. Мать Миньки придерживается противоположных взглядов. Отец несчастлив из-за безответной любви, а для матери муж и сын — обуза.

Дюшка исправляет двойку по математике. Он счастлив: ему кажется, что Римка вот-вот предложит ему дружить, и он сможет уговорить Минькину маму полюбить своего мужа. Но вскоре Дюшкин мир переворачивается — он видит Римку, идущую рядом с Лёвкой.

Учитель математики находит в Дюшкином портфеле кирпич и приносит его в учительскую. Узнав, что мальчик теперь безоружен, один из Санькиных дружков угрожает Дюшке — сообщает, что у Саньки есть нож. Переполненный ненавистью, Дюшка первый набрасывается на Саньку. Пытающемуся вмешаться Лёвке тоже достается. Римка шарахается от Дюшки в сторону.

Дома мать равнодушно перевязывает распухший нос Дюшки, а отец говорит о Минькином отце, как о «перекошенном человеке», и спрашивает Дюшку, хочет ли он стать таким же. И какое сыну дело до Саньки, который любит мучить животных? Доведя сына до истерики, родители спокойно укладывают его в постель.

Дюшку вызывают в учительскую. Там он объясняет, зачем в его портфеле лежал кирпич. Учителя не верят, что Санька опасен. Минька решает защитить друга. Он носит с собой нож, но Санька отбирает оружие и ранит им Миньку. Несмотря на то, что нож был Минькин, а Санька только защищался, Дюшка считает — виноват Санька. Отец с ним согласен. Мать Дюшки даёт Миньке свою кровь.

Не в силах перенести несчастье, Минькин отец решает всё бросить и уехать, но Дюшкин отец берётся сделать из него человека.

Опасность миновала, и Минька идёт на поправку. Дюшкиной маме хочется, чтоб её похвалили, как маленькую, и отец приносит ей нарциссы. В их посёлке нарциссы не росли, и Дюшкин отец съездил ночью на катере в город и оборвал городскую клумбу.

Дюшка извиняется перед Лёвкой и делится с ним своим открытием про Римку, но для Лёвки она обыкновенная девчонка, а не жена Пушкина. Дюшка признаётся Римке в любви, но девочка любит Лёвку, а он — только свои книжки. Мир снова переворачивается.

Источник

Краткое содержание «Опасного поворота» Пристли. Действие первое

На обед к супругам Роберту и Фреде Кэплен приехали гости — родственники, друзья, сотрудники английского издательства, к которым относится и сам хозяин.

После торжественного обеда мужчины ведут разговор за столом, а женщины возвращаются в гостиную. До этого они слушали там радиопьесу «Спящий пес», но пока обедали, пропустили 5 сцен. В итоге дамы не могут понять смысл названия и финал. Им невдомек, почему постановка кончается смертельным выстрелом.

Олуэн Пиил считает, что спящий пес — это символ истины. Персонажу, который разбудил пса, открылась вся правда. Не выдержав ее, он пустил себе пулю в лоб. Мисс Мокридж упоминает случай с братом Роберта, Мартином Кэпленом, который год назад покончил жизнь самоубийством.

В гостиную заходят мужчины. Им интересно, о чем была пьеса. Разговор заходит о том, стоит ли вообще говорить правду или разумнее скрывать ее.

Мнения неоднозначны. Роберт Кэплен считает, что правда рано или поздно должна открываться. Стэнтон уверен, что такая позиция равнозначна опасному повороту на высокой скорости. Хозяйка дома предлагает всем папиросы и напитки, чтобы перевести тему разговора.

Фреда открывает красивую шкатулку с папиросами. Олуэн упоминает, что видела ее у Мартина Кэплена. Но Фреда уверена, что это невозможно, ведь у Мартина она оказалась за неделю до самоубийства, то есть после того, как Олуэн и Мартин встретились последний раз.

Олуэн не спорит с хозяйкой. Заинтересовавшись темой, Роберт настаивает на продолжении разговора.

Выясняется, что Фреда вручила Мартину шкатулку прямо в день самоубийства

А после этого брата Роберта посетила Олуэн по какому-то очень важному вопросу. Причем обе женщины раньше никому не говорили об этом, даже следствию

Роберт находится в замешательстве. Он хочет выяснить все подробности этой истории и не собирается завершать разговор. Бетти, ссылаясь на головную боль, просит мужа, чтобы они отправились домой. Мод Мокридж и Стентон тоже уехали, так что остаются только Олуэн, Роберт и Фреда.

Выясняется, что Олуэн в тот роковой день поехала к Мартину, чтобы выяснить, кто из двух братьев похитил ее чек на 500 фунтов стерлингов.

Считается, что это был Мартин, поэтому-то он и свел счеты с жизнью. Но Олуэн высказывает подозрения относительно Роберта. Последний возмущен, ведь всегда считал девушку своим близким другом.

В разговор вмешивается Фреда. Она говорит Роберту, что он слеп, если не замечает, что Олуэн в тайне влюблена в него. Девушка соглашается, что так оно и есть. Поэтому она и молчала во время последнего разговора с Мартином. Ведь тот уверял, что виновен Роберт, о чем ему сказал Стэнтон.

Роберт потрясен, ведь и ему Стэнтон говорил то же самое, но про Мартина.

Фрэда и Роберт решают, что именно Стэнтон является вором, ведь кроме него и братьев никто не знал о деньгах.

Роберт звонит Стэнтону и просит его вернуться, чтобы окончательно разобраться в этом деле.

Противостояние – моральное и физическое

В лиричном настроении выходит подросток из дома и видит компанию ребят во главе с отъявленным хулиганом Санькой. Тот придумал отвратительное развлечение – привязал к лапке лягушки верёвку и кидал её в мишень. Мало того, он пытался привлечь к этому ужасному действу Дюшку Тягунова, но тот наотрез отказался. А друг Дюши, Минька, не смог противостоять напору хулигана. Он погубил лягушку, кинув её в мишень. Дюшка высказал всё, что думает о Саньке. Дети смотрели на мальчика, поражённые его смелостью. Понять, какой отважный был Дюшка, поможет читателю повесть и её краткое содержание. «Весенние перевертыши» — рассказ о чистом душой и помыслами ребёнке. Даже если парню было страшно, он не показывал вида.

Минька сказал, что теперь Дюшке нужно быть осторожным, так как Санька не простит ему высказываний против него. Андрей начал носить в ранце кирпич для самообороны, но никогда его не применял. Однажды на школьном дворе к нему подошёл парень из банды Саньки и сказал, что тот скоро ему отомстит. Дюшка не стал ждать этого, а тотчас же подошёл к Саньке и дал ему пощёчину. Завязалась драка. Всех прямых и косвенных участников происшествия вызвали к директору.

Анализ повести Тендрякова “Весенние перевертыши”

Главный герой повести «Весенние перевертыши» — тринадцатилетний школьник, живущий в маленьком, но быстро растущем индустриальном городке, — внезапно и очень болезненно обнаруживает, что его представления о том, что хорошо и что плохо, терпят серьезное испытание. Еще недавно он полагал, что хорошо — это учиться на пятерки, слушаться старших, каждое утро делать зарядку. Сделав несколько открытий, Дюшка ощущает, что все прежние меры его мальчишеского отсчета начинают колебаться.

Впервые он открывает чувство романтической любви и впервые ощущает тайну течения времени и изменения в нем людей и природы… В то же время, причем почти в одночасье, он становится свидетелем ничем не объяснимой и не оправданной жестокости своих сверстников и, увидев ее впервые, ощущает острейшее чувство смятения.

Столкнувшись с одноклассником Санькой Ерахой, живущим по иным моральным законам, чем Дюшка и его семья,— увидев Саньку, убивающего ради забавы лягушек и мучающего кошек, Дюшка не только испытывает гадливость, но и ненависть и оказывает Саньке сопротивление, чем ставит себя под угрозу самому стать объектом его жестоких и омерзительных «забав». Когда он становится свидетелем жестокой и отталкивающей расправы хулиганов с лягушками, Дюшка ощущает, что с ним «что-то случилось», и чувствует вокруг себя пустоту. Сначала ему кажется, что не на кого опереться, не за что ухватиться. Земля начинает колебаться под ногами подростка. Мир раскалывается для Дюшки надвое: он испытывает поднимающее его прекрасное чувство к Риме и ненависть к своим сверстникам, получающим удовольствие в садистских забавах. Красота добра и отвратительное лицо зла… Зыбкость всего вокруг. Так на глазах мальчика мир начинает играть в «перевертыши»…

Структура повести подсказывает читающему смысл ее названия и тот философский подтекст, который составляет главное в авторском замысле.

Противопоставляя прекрасное чувство, впервые открывшееся Дюшке в те же дни в романтической любви к школьнице Риме Братеневой, тому, тоже впервые родившемуся в нем ужасу перед бессмысленным злом, существующем в привычном и как будто уже освоенном мире, Тендряков с большой эмоциональной силой подчеркивает сложность жизни.

В представлениях мальчика все на время перепутывается, обнаруживая две разные стороны, два облика. Тендряков замечает, что мальчишка не мог знать, что вместе с желанием братства приходит чувство одиночества, а с любовью – ненависть. Даже взрослые часто не догадываются об этом.

«Весенние перевертыши» – произведение глубоко принципиальное и, в отличие от подавляющего большинства произведений западных авторов, философски четкое.

Тендряков без нажима и какой-либо нагрузки и обертонов подчеркивает родившуюся в подростке активность в борьбе с тем злом, которое он открывает в мире.

Вместе с ненавистью в Дюшке рождается решимость не стоять в стороне, а бороться против того, что ненавистно.

Мотив перевертышей проходит через всю повесть. Он звучит не только в рассуждениях подростка, но и в описании реакций взрослых на происходящее.

Мотив перевертышей звучит особенно остро в наиболее драматических финальных эпизодах повести — суда над Дюшкой, представшим перед всей школой в ложном свете нападающей стороны, в смертельной опасности, нависшей над маленьким Минькой, навлекшим на себя ненависть хулигана Саньки. Повесть воспринимается не только как постановка, но и как художественное решение поставленной автором этической проблемы. В. Тендряков акцентирует мотив зыбкости границ между злом и добром. Даже в последних строчках повести звучит тот же лей. Вместе с тем, поставив вопрос, в одном ли мире живут Дюшка и Санька, автор дает на него недвусмысленный ответ: мир прекрасен только тогда, когда в нем не мирятся со злом, живущим в таких людях, как Санька.

Автор Владимир Федорович Тендряков

Весенние перевертыши

Предисловие

Обычно для автора писать к своей работе предисловие по меньшей мере затруднительно. То, что он хотел сказать, — уже сказано, а если что–то и не сказал, значит, были на то какие–то причины.

Я пребывал в возрасте моего героя Дюшки тридцать восемь лет назад, тогда самолет считался высшим достижением техники, летчик — самой романтической профессией, а недавно скончавшегося К. Э. Циолковского больше знали как изобретателя цельнометаллического дирижабля, а не как пионера космонавтики.

Однако и тогда мальчишки жили сходно с нынешними мальчишками, увлекались фантастикой, верили в могущество науки и не выполняли домашних заданий, влюблялись в кого–то и кого–то ненавидели.

Пожалуй, я бы соврал, если б утверждал, что в этой повести о сегодняшнем детстве нет моего далекого детства. И. С. Тургенев однажды заявил, что биография писателя в его произведениях. И здесь нет исключения из этого правила.

Чем ближе к старости, тем чаще вспоминаешь то, увы, запредельное время, когда обычный мир для тебя начинает переворачиваться в сознании: знакомое вдруг становится непонятным, непонятное — очевидным. Наверное, нет такого человека на земле, который бы не пережил в жизни духовной революции. И чаще всего она происходит в пору отрочества.

Как бы вновь я здесь встретился со своим детством и в то же время хотел, чтоб каждый читатель независимо от возраста встретился со своим.

Владимир Тендряков

Весенние перевертыши

Дюшка Тягунов знал, что такое хорошо, что такое плохо, потому что прожил на свете уже тринадцать лет. Хорошо — учиться на пятерки, хорошо — слушаться старших, хорошо — каждое утро делать зарядку…

Учился он так себе, старших не всегда слушался, зарядку не делал, конечно, не примерный человек — где уж! — однако таких много, себя не стыдился, а мир кругом был прост и понятен.

Но вот произошло странное. Как–то вдруг, ни с того ни с сего. И ясный, устойчивый мир стал играть с Дюшкой в перевертыши.

1

Он пришел с улицы, надо было садиться за уроки. Вася–в–кубе задал на дом задачку: два пешехода вышли одновременно… Вспомнил о пешеходах, и стало тоскливо. Снял с полки первую подвернувшуюся под руку книгу. Попались «Сочинения» Пушкина. Не раз от нечего делать Дюшка читал стихи в этой толстой старой книге, смотрел редкие картинки. В одну картинку вглядывался чаще других — дама в светлом платье, с курчавящимися у висков волосами.

Исполнились мои желания. Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец.

Наталья Гончарова, жена Пушкина, кому не известно — красавица, на которую клал глаз сам царь Николай. И не раз казалось: на кого–то она похожа, на кого–то из знакомых, — но как–то не додумывал до конца. Сейчас вгляделся и вдруг понял: Наталья Гончарова похожа на… Римку Братеневу!

Римка жила в их доме, была старше на год, училась на класс выше. Он видел Римку в день раз по десять. Видел только что, минут пятнадцать назад, — стояла вместе с другими девчонками перед домом. Она и сейчас стоит там, сквозь немытые весенние двойные рамы средь других девчоночьих голосов — ее голос.

Топ вопросов за вчера в категории Литература

Литература 15.07.2023 14:27 3676 Зайцева Анна

Интересные факты о Лермонтове, фактов 15

Ответов: 2

Литература 28.06.2023 07:26 1434 На Миша

Внешний облик братьев Остапа и Андрия написать цитатами кратко!!!

Ответов: 2

Литература 24.07.2023 11:21 2480 Пронів Петро

Пересказ Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством» от лица Вакулы

Ответов: 2

Литература 17.05.2023 00:36 895 Курбатова Мария

Встреча с Н.Н. Гончаровой Конспект кратко​

Ответов: 2

Литература 18.06.2023 12:52 888 Кругликов Максик

Перед тобой цитаты из школьных сочинений. Какие из них правильно характеризуют повесть Н. В. Гоголя

Ответов: 2

Литература 05.07.2023 05:05 1210 Сергеевич Александр

Очень-очень краткое содержание(5-6 предложений) Ночь перед Рождеством

Ответов: 3

Литература 30.06.2023 06:17 143 Богдан Максим

Метафоры из Легенды Робин Гуд. срочно пожалуйста помогите.​

Ответов: 2

Литература 17.06.2023 20:25 600 Зайнулин Тимур

Прочитай объяснение и ответь на вопрос. В повести «Тарас Бульба» Н. В. Гоголь стремился не только

Ответов: 2

Литература 19.06.2023 00:32 180 Муратова Дмитрий

Как поэт воспринимает праздник Благовещения? Подтвердите свой ответ примерами из текста родная

Ответов: 2

Литература 28.06.2023 03:23 119 Nigga Joseph

Робин Гуд ответить на вопросы: 1)Кому посвящена легенда 2)Чему и как учил отец Робин Гуда 3)С

Ответов: 2

Герои произведения

Персонажи повести – тринадцатилетние подростки. Они живут в небольшом посёлке, где все друг с другом знакомы. Главный герой – Дюшка Тягунов. Так зовут его одноклассники, друзья, даже родители. А его полное имя Фёдор, в честь отца, Фёдора Тягунова – инженера на сплаве.

Первая любовь Дюшки – Римма Братенёва, соседка, старше на год. Она даже не подозревает о том, что мальчик из её подъезда не просто влюблён в неё. Она для него идеал, как Натали Гончарова для А.Пушкина.

Минька Богатов – самый слабый из поселковых мальчишек. Объект насмешек и издевательств. Именно он поможет Феде Тягунову понять, что такое дружба.

Вася-в-кубе – так прозвали школьники своего учителя математики, потому что полное его имя: Василий Васильевич Васильев. Строгий, требовательный, но искренне болеющий душой за каждого из учеников.

Действие второе

Стэнтон возвращается вместе с Гордоном и под напором признается, что совершил кражу. Ему очень нужны были деньги, Стэнтон уверяет, что надеялся вскоре их вернуть.

Но внезапно застрелился Мартин, и все решили, что причиной была украденная сумма и страх перед разоблачением. Стэнтон решил воспользоваться случаем и умолчать про кражу.

Фреда и Гордон рады, что Мартин тут не при чем. Они осуждают Стэнтона, но тому тоже есть что сказать.

Он готов открыть все, что знает о Мартине, чтобы помочь разобраться в причинах его самоубийства. Стэнтон раскрывает, что Фреда имела любовную связь с Мартином.

Она не отрицает этого. Фреда говорит, что не смогла закончить отношения с Мартином даже после свадьбы с Робертом. Но первый брат не испытывал к ней любви, так что она оставалась со вторым.

Олуэн признается, что ей противен Мартин, его интриги, поэтому она испытывает к покойному ненависть. Гордон любил Мартина, по этой причине остро воспринимает такое заявление. Между ними завязывается ссора.

«Весенние перевертыши»

Мир с каждым, бывает, играет в «перевертыши». То, что виделось одним образом, может вдруг открыться совсем с иной стороны. И человек может вмещать в себя разное, на первый взгляд, несовместимое… Сегодня он такой и, кажется, останется таким навсегда, а завтра все может перевернуться… Сложно понять устройство Вселенной, но еще сложнее понять устройство конкретной человеческой души…

В центре внимания в фильме по повести Владимира Тендрякова «Весенние перевертыши» взросление главного героя Дюшки Тягунова (Роман Мадянов), становление его характера. Подросток обладает острым чувством несправедливости, смелостью и решительностью, в то же время жива в нем способность воспринимать прекрасное. Он не приемлет шаблоны и ярлыки, он хочет глубже заглянуть, проникнуть внутрь того, что видит перед собой. Останется ли это сочетание в нем, когда он превратится из мальчика в мужчину?..

«Весенние перевертыши», СССР, режиссер Г. Аронов, 1974 г.

Роман Мадянов о своей роли в фильме: Фильм был снят по одноименной повести Владимира Федоровича Тендрякова. В СССР эта картина прошла скромненько. Отметили сценарий, написанный, кстати, самим Тендряковым, и все. Но неожиданно в странах восточного варшавского договора эта работа буквально взорвала бомбу! Из ГДР, Чехословакии и т.д. мешками пошли письма. Я переписывался с ребятами из Германии, Болгарии, Венгрии, Румынии. Там этот юношеский фильм произвел колоссальное впечатление на подростков.

Это ведь, по сути, история становления молодого человека: первая влюбленность, первые страхи, открытия, когда парня просто распирает необходимость сделать выбор, с кем он пойдет дальше – будет разбивать лягушек о стену или займет светлую сторону? Герой делает первые открытия и в человеческих отношениях, постепенно своими маленькими мозгенками понимая: он попадает в большую жизнь.

— Вы хорошо понимали своего героя?

— Да, тем более что там был изумительный материал. Тендряков — талантище, великий советский писатель с совершенно потрясающими повестями и образами. Многие его произведения были экранизированы. Глыба был человек. По возрасту все совпадало со мной, и я «шел» за Дюшкой Тягуновым.

Там есть момент, когда он разговаривает со старшеклассником – Левкой Гайзером. Тот дал ему почитать книжку про астрономию, и у Дюшки от прочитанного «снесло крышу»! Он понял, что земля — песчинка в огромном мире, а человеческая жизнь – миг. Столько сразу всего навалилось, плюс собственная фантазия, что даже стало страшно. Как дальше жить, что делать? Смотришь в небо — столько звезд! А до любой из них лететь, мамочки, жизни не хватит! Так воображение разыгрывается… Вот это со мной было, потому что до прочтения повести Тендрякова я про астрономию ничего не знал.

Взрослые проблемы и отношения тоже показаны в фильме. Два совершенно непохожих друг на друга отца (чьи роли сыграли Николай Пеньков и Лев Дуров) встречаются ночью за кухонным столом. Отца тихого забитого мальчика Миньки в поселке не уважают, считают пропащим человеком. Он чувствует себя неординарным и непонятым, у него тонкая душа, а прокормить семью он не может. Сын его стесняется, жена страдает. Сейчас, в эту страшную ночь, он может потерять сына… Отец Дюшки – человек сильный, жесткий, конкретный. Но и его жена почему-то не ощущает себя особенно счастливой…

Это, казалось бы, довольно простая история, подростковое кино. Но и оно при определенном повороте оказывается не таким простым… Смотреть фильм стоит не только подросткам, но и взрослым.

«Весенние перевертыши», СССР, режиссер Г. Аронов, 1974 г.

Подробный пересказ «Весенних перевертышей»

Тринадцатилетний Дюшка Тягунов, возвратившись из школы, берёт с полки любимую книгу – томик А.С.Пушкина. Но не для того, чтобы почитать стихи. На одной из страниц портрет жены поэта – Натали Гончаровой. Она так похоже на соседку по подъезду Римку Братенёву. А за окном слышен её голос. Она болтает с подружками, даже не догадываясь, как прекрасна и как любима.

Не в силах сидеть дома Федя идёт на болото. Именно там, за недостроенными бараками, собираются поселковые ребята. Но сегодня там верховодит Сашка Ероха – жестокий, злой. Он второй силач в посёлке. Первый – Лев Гайзер. Он никого не боится. А Дюшка – только третий.

Так не хочется идти в компанию Сашки. Он наверняка заставит издеваться над животными. Но и уходить уже поздно. Ребята заметили его, ещё подумают, что струсил. Подойдя ближе, Дюшка видит, что издеваться заставляют над лягушками. Не нравиться это ребятам, но никто не может пойти против Ерохи.

У Фёдора всё перевернулось внутри: он влюблён, он взрослый, почему он трусливо должен подчиняться хулигану. И мальчишка даёт отпор. Схватив кирпич, он отстаивает не только себя, но и самого слабого в посёлке паренька, одноклассника Миньку Богатова. Теперь им вдвоём придётся отстаивать своё право не подчиняться силачу и хулигану Ерохе.

На следующий день, выйдя из дома пораньше, чтобы не пропустить Римку и идти в школу с ней, Федя неожиданно понимает, что за ночь наступила весна. Ещё вчера деревья стояли голые, а сегодня покрыты нежной зеленью. И Дюшка понял, что смог увидеть то, что недоступно: он увидел движение времени. Это открытие так поразило его, он почувствовал себя взрослым. Это и был тот момент, когда понимаешь: детство закончилось.

Презентация к повести В.Тендрякова “Весенние перевёртыши”

Слайд 1

«Взрослые» проблемы повести В. Ф. Тендрякова«Весенние перевертыши» Настоящая литература учит нас быть ответственными за время, в которое всем нам, и писателям, и читателям, отпущено жить на земле… Писатель Камил Икрамов

Слайд 2

Биография писателя Владимир Федорович Тендряков родился 5 декабря 1923 года в д. Макаровская Вологогодской области в семье служащего. 1938 – семья переехала в село Подосиновец Кировской области, где отец работал районным прокурором. Здесь Володя окончил среднюю школу. 1941 – фронт. 1944 – ранение, вернулся в Подосиновец.

Работал в школе военруком, секретарем РК. 1945 – поступил на художественный факультет ВГИКа и, проучившись год, перешел в литературный институт им. Горького. 1951 – закончил институт, работал корреспондентом журнала «Огонек», писал сельские очерки. 1948 – опубликовал первый рассказ «Дело моего взвода в «Молодой гвардии».

50-е годы – пишет очерки о буднях послевоенной деревни.

Слайд 3

Основные проблемы повести Проблема взаимоотношения подростков друг с другом. Проблема взаимоотношений детей и взрослых в семье. Взаимоотношения учеников и учителей, школы и семьи. Первая любовь в жизни подростка. Человек и время.

Слайд 4

«И Дюшка почувствовал вокруг себя пустоту – не на кого опереться, не за что ухватиться, живи сам как можешь. Как можешь?.. Земля кажется шаткой».

«Не тронь человека! Скотина! Палач! Плевал я на тебя!» «Минька добровольно испортил себе жизнь, чтобы спасти Дюшку, закрыл грудью».

Слайд 5

Проблема взаимоотношений детей и взрослых в семье. Что нужно человеку для счастья? 1. Любимая работа «Отец Дюшки был инженером по механической выгрузке леса, мать – врачом в больнице, ее часто вызывали к больным по ночам». 2.

Любовь, понимание, согласие в семье «Дюшка: – Минькина мать бегала по соседям и жаловалась на мужа: не зарабатывает, не заботится о семье… И это верно, Минька ходит в школу в рваных ботинках». «Минька: – И мне тоже жить не хочется. Да отец с матерью все … Жизни нет, Дюшка.

Минька поднял глаза, влажные, но не собачьи, а загнанные, как у раненой птицы. – Мамка каждый день плачет. Отец ей жизнь загубил ». «Никита Богатов: – Не понимаем друг друга, потому что слова не найдем, чтоб до сердца дошло. Скажи хорошее слово человеку и он счастлив».

«Никита Богатов: – Ни куртка, ни любая другая вещь не делает человека счастливым. Люди наделали много вещей, полезных и помогающих удобно жить, но счастливей от этого не стали…Желать маленького – курточек, чистых простыней, вкусных тортов… Нет! Унизительно!»

Слайд 6

Слайд 7

Первая любовь в жизни подростка «То, что на свете существует любовь, Дюшка хорошо знал. По кино, по книгам. Раньше подойти к Римке близко было нетрудно, теперь – нет, и стыдно, боязно.

Но что-то случилось, что-то странное с самим Дюшкой!» «Видел ее – затылком сквозь зимнюю шапку: бежит вприпрыжку, бережно несет готовые в любой момент взлететь руки, блестят глаза, вздрагивают курчавинки на висках».

Слайд 8

«Свершилось! Впереди шла Римка Братенева – вязаная шапочка, кусочек обнаженной шеи под ней. И счастье не умещалось в теле». «Шла впереди Римка Братенева, девчока в вязаной шапочке, от нее накалялся белый свет, от нее горел Дюшка. Он говорил, говорил, словно пел, и не мог с собой справиться. Песнь траве, песнь солнцу, песнь весне и жизни, песнь благородной ненависти к тем, кто мешает жить».

Слайд 9

Человек и время «Течет время, рождаются и умирают деревья, рождаются и умирают люди.

Дюшка его увидел! Пусть не само, пусть его следы». «И жутко и радостно… Радостно, что открыл, жутко – открыл не что-нибудь, а великое, дух захватывает!»

Слайд 11

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Презентацию выполнила ученица 7 класса МКОУ СОШ с.Талица Злобина Ольга Руководитель: Опушнева Э.Н

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный мир
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: