А.п. платонов, «чевенгур»

И. а. гончаров. обломов. текст произведения

Сравнение «Чевенгуры» с произведениями других авторов

Сравнение «Чевенгуры» с произведениями других авторов показывает, что А.П. Платонов создал уникальное произведение, которое не имеет аналогов в русской литературе. В отличие от классических романов, где главным героем является один человек, в «Чевенгуре» автор рассказывает о судьбах нескольких персонажей, которые связаны между собой общей историей и местом жительства. Кроме того, Платонов использует в своем произведении необычные литературные приемы, такие как метафоры, символы и аллегории, что делает его текст более глубоким и многозначным. В сравнении с другими авторами, «Чевенгура» выделяется своей оригинальностью и нестандартностью, что делает ее одним из самых интересных произведений русской литературы XX века.

Слайд 9 Поразмышляем над прочитанным…В романе Фадеева «Разгром» главный герой –

командир партизанского отряда большевик Левинсон. Нарисовав его внешне неприметным, автор

показывает, что у такого невзрачного на вид человека оказывается железный характер, несгибаемая воля. Левинсон умеет поступать решительно, а если этого требует обстановка, идти и на крайние меры. Право на это, считает он, дает ему революция, совершаемая во имя будущего счастья людей. Одна из ключевых сцен, раскрывающих в романе образ Левинсона,- переход через болото преследуемого белыми партизанского отряда.Сопоставьте этот эпизод с легендой о Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Почему А. Фадеев изображает своего героя в этой сцене теми же словами и красками, которыми М. Горький нарисовал романтический образ Данко? В чем смысл такой переклички названных произведений?

Слайд 19А. Платонов подробно описывает фантастический город Чевенгур, где коммунизм якобы

уже построен, и картина этого «рая на земле» довольно непривлекательна.

Люди там ничего не делают, так как «труд способствует происхождению имущества, а имущество — угнетению», «за всех и для каждого работало единственное солнце, объявленное в Чевенгуре всемирным пролетарием». А «труд раз и навсегда объявлялся пережитком жадности и эксплуатационно-животным сладострастием…». Однако каждую субботу люди в Чевенгуре «трудились», перетаскивая с места на место сады и передвигая дома. В Чевенгуре жителей осталось совсем мало, притом одни «трудящиеся массы»: «Буржуев в Чевенгуре перебили присно, честно, и даже загробная жизнь их не могла порадовать, потому что после тела у них была расстреляна душа».

Анализ героев платоновского творения

Платонов изображает массу непохожих друг на друга характеров. Читатель сталкивается с самыми странными личностями. Эти персонажи иллюстрируют собой эпоху революции, страшные события кровавой гражданской бойни. Мошонкин называет себя Достоевским. Другой герой, прозванный Недоделанным, лишается бумаг, подтверждающих личность. Поэтому писатель и характеризует этого персонажа, как неполноценного, недоделанного, неясного пола.
Платонов представляет на суд читательской аудитории кунсткамеру чудаковатых людей. Это в том числе герои из лесничества. Персонажи здесь живут в вечном поиске истины, читая плохие книги. Далее автор рассказывает о коммуне, прозванной «Дружбой бедняков». Это сообщество создали, чтобы усложнять жизнь. Некий Пашинцев, принадлежащий к «Революционному заповеднику», живет в подземелье. Этот подвал расположен на вершине горы. Герой носит латы и панцирь, называет себя «сиротой земного шара». Пашинцев живет сам по себе, без руководителей. Но это второстепенные персонажи повести, а ключевых действующих лиц мы проанализируем ниже.

Образ Александра Дванова, происхождение героя

Ключевым героем повествования является Александр Дванов. Писатель рассказывает об отце Саши – рыбаке, погибшем из-за собственного любопытства. Имя рыбака остается тайной. Когда отец погиб, мальчик воспитывался семьей Двановых. От этих же людей Саша получил свою фамилию. Двановы оказались людьми двойных стандартов. Спустя четыре года они выгоняют Сашу. Героя ожидает путь нищенствования.
Фамилия Двановых, таким образом, отличается говорящим характером (происходит от слова «два»). Есть и другая версия, почему писатель дал своим героям именно такую фамилию. Вероятно, Платонов желал подчеркнуть, что Дванов и Прокофий – двойники.

Внешность Александра

Автор приводит описание внешности Саши. Платонов рассказывает о фотографии, найденной Сербиновым. Фотография хранилась Соней. Черты лица Александра нельзя назвать запоминающимися. У героя мертвенные, запавшие глаза. Платонов сравнивает эти глаза с уставшими сторожами.

Внутренний мир Дванова

Саша ни в чем в жизни не может определиться. По выражению Чепурного, Александр обладает «слабым чувством ума». Герой не осознает, где искать счастье и что для него – благо. Александр становится членом коммунистической партии. Почему? Не от собственного желания, а из-за желания Захара. Отношения с Соней носят случайный характер. Эти отношения разрушаются тоже по непонятной причине. Дванов воплощает двойственное отношение к советской действительности, характерное для самого писателя.

Образ Прокофия

Герой представлен в тексте сводным братом Александра. По сути, Платонов изображает Прокофия антиподом Саши. С юных лет Прокофий старается из любого дела извлечь выгоду. Внешность героя зеркально отображает внутренний мир Прокофия. На лице юноши чернеют глаза. Взгляд этих непрозрачных глаз отличается некоей постыдностью. Кажется, что Прокофий ощупывает глазами все, что видит. Герой наделен «старым экономическим умом», словно хищник.

Образ Копенкина

Автор представляет Степана настоящим рыцарем революции. Внешность героя самая обыкновенная. Писатель говорит, что Степан отличался маленьким ростом, худобой, невнимательными глазами на «международном» лице. Слова о «международном лице» свидетельствуют о том, что Степан лишен личностных особенностей – их поглотила революция.

Степан везде ездит на лошади. Коня зовут Пролетарской Силой. Животное напоминает жеребцов из сказок про богатырей. Писатель описывает внешности лошади при помощи гиперболы. Конь наедался, съедая восьмую часть леса из молодых деревьев, а напивался, выпивая небольшой степной пруд.

Образ Чепурного

Герой председательствует в революционном комитете городка Чевенгур. Автор описывает Чепурного невысоким мужчиной. На лице у героя – «слабый нос». Из-за маловыраженного носа Чепурного наградили прозвищем, прозвав «Японцем». Мужчина носит шинель дезертира императорской эпохи. Герой – человек очень проницательный, люди открываются перед Чепурным настежь. Больше всего мужчина хочет, чтобы в городке сохранился коммунизм.

Вариант 2

Сюжет романа начинается в начале 20 века. Юный Саша в 6 лет остается сиротой. Далее автор описывает тяжелую жизнь мальчика и судьбу его отчима Захара Павловича. Мы узнаем, что Захар Павлович человек непростой, он является членом партии, позже попадает на войну.

Далее Дванов и Копейкин отправляются на поиски деревни с тем самым, истинным, как они думают, коммунизмом. Путешествие длится недолго, около месяца, и, по возвращении Двановым в город, там уже наступает нэп, из чего мы понимаем, что речь идет о 1921 годе. Герой будто бы теряется во времени, потеряв несколько лет.

Вторая часть произведения ведется в городе Чевенгур, где, наконец, наступил коммунизм, и время оттого остановилось. Время играет в романе особую роль, она то двигается с умопомрачительной скоростью, то становится спиралью, то останавливается насовсем.

Вот мы попадаем в Чевенгур с его коммунистическим строем. Жители города работают не покладая сил, но делают это не ради материальной выгоды, а лишь ради удовольствия. Общество, по их слова, распущено раз и навсегда, в солнце названо главным пролетарием мира.

Пролетариев не хватает, и Прокофий решает привести в город людей извне. Но и они, увидев смерть ребенка, уходят каждый в свою сторону. Неудачная попытка воскрешения мертвого является кульминацией, пиком романа.

Время в Чевернгуре стоит на месте. Копенкин, по ощущениям, проводит в городе всего месяц, но, после приезда Дванова, он становится зрелым человеком, то есть мы снова видим, самый что ни на есть, временной провал.

В какой-то момент на Чевернгур нападают. Чепурный признает в неприятелях казаков и кадетов. В этот момент Дванов предстает перед читателями уже тридцатилетним мужчиной, что вновь вызывает в читателе изумление, ведь в городе он совсем недолго.

Чевернгурцы проигрывают битву, и Дванов уезжает к озеру Мутево, в котором давным-давно погиб его настоящий отец. Конец романа остается для нас тайной: Прокофий отправляется на поиски Дванова. И его успех или неудача нам неизвестны.

4 часть. Пир на весь мир

Странники расположились в конце села под ивою. Они вспоминают барина – Последыша. Под пир начинают петь и делиться историями.

Песнь Веселая. Ее поют как плясовую попы и дворовые люди. Не пел только вахлак. Песня о тяжелой доле русского мужика.

«Славно жить народу на Руси святой»:

Барщинная песня. Вторая песнь печальная и протяжная. Герой сказания – нечесаный Калинушка. Расписная у него только спина от розги и плетей. Горе топит Калинушка в кабаке, жену видит только в субботу, «аукнет» ей из барской конюшни.

Про холопа примерного – Якова Верного. Рассказ ведет дворовый Викентий Александрович. Главный герой рассказа – господин, жестокий и злой. За взятки он приобрел себе деревню и установил свой закон. Жестокость господина была по отношению не только к дворовым. Родную дочь выдал замуж, высек парня и «прогнал (детей) нагишом». У Поливанова был холоп – Яков. Он служил хозяину как верный пес. Заботился о барине холоп, ублажал, как мог. Старик начал болеть, отказывали ему ноги. Яков носил его на руках как ребенка. У Якова вырос племянник Гриша. Яков попросил разрешения женить на девушке Арише, но барину самому нравилась девчонка, отправил он Григория в рекруты. Холоп загоревал. 2 недели пил, почувствовал барин, каково ему без помощника. Яков вернулся и предано снова стал ухаживать за помещиком. Направились они проведать сестру. Беззаботно расположился помещик в карете, Яков повез его в лес. Барин испугался, когда увидел, что свернули они с дороги к оврагу. Испугался, решил, что ждет его смерть. Но зло смеялся холоп:

«Нашел душегуба!»,
«…руки убийством марать…».

Рассказ «О двух великих грешниках». Ионушка стал рассказывать историю отца Питирима из Соловков. Двенадцать разбойников с атаманом Кудеяром бесчинствовали на Руси. Неожиданно у разбойника Кудеяра проснулась совесть. Он стал спорить с ней, пытаясь одержать верх. Отрубил голову красавице, убил есаула. Но совесть победила. Распустил атаман шайку, ушел молиться. Долго он сидел под дубом, прося у Бога. Услышал господь грешника. Предложил ему спилить ножом вековое дерево. Атаман приступил к труду, но дуб ему не поддавался. Пришел к нему пан Глуховский. Он стал хвастаться, что легко убивает и спит спокойно, без угрызений совести. Не выдержал Кудеяр, вонзил нож пану в сердце. Дуб рухнул в ту же минуту. Одному грешнику отпустил Бог грехи, освободив мир от другого злодея.

Крестьянский грех. Аммирал-вдовец получил за службу от государыни 8 тысяч душ. Оставляет аммирал завещание старосте. В ларце спрятаны вольные. Родственник после смерти аммирала выведывает у Глеба, где хранится вольная и сжигает завещание. Крестьянский грех – это предательство среди своих. Он не прощается даже Богом.

Песня Голодная. Мужики поют ее хором, как чеканный марш, слова надвигаются тучей и затягивают душу. Песня о голоде, постоянном желании еды у мужика. Он готов съесть все один, мечтает о ватрушке с большой стол. Песня поется не голосом, а голодным нутром.

К странникам присоединяется Гриша Добросклонов. Он говорит мужикам, что главное для него добиться хорошей жизни крестьянам. Поют песню о доле народной и трудовой жизни. Мало чего просит народ у Бога – света и свободы.

Эпилог. Гриша Добросклонов

Григорий жил в семье бедного захудалого крестьянина. Он был сыном дьяка, который хвастался детьми, но не думал об их пропитании. Григорий помнил песню, которую пела ему мать. Песня «Соленая». Суть песни – мать сумела посолить кусок хлеба сына своими слезами. Парень рос с любовью к матери в сердце. Уже в 15 лет он знает, за кого отдаст жизнь. Перед человеком простираются две дороги:

  • Просторная, где бесчеловечно воюют между собой люди ради страстей и греха.
  • Тесная, где честные люди страдают и борются за угнетенных.

Добросклонов думает о родине, он идет своей дорогой. Встречает бурлаков, поет песни о великой и могучей стране. Григорий сочиняет песню «Русь». Он верит, песня поможет крестьянам, придаст оптимизма, заменит грустные сказания.

Особенности платоновского стиля

Разрыв теории и практики

Писатель – мастер сочетания ироничности и глубокого, надрывного трагизма. Причина кроется в разочаровании идеями социализма. Идеи официально представлены в одном виде, но люди воспринимают их совсем иначе. Текст пропитан смехом и драматизмом. Загадка этого стиля состоит в разрыве между декларируемыми лозунгами и их воплощением на практике. Яркой иллюстрацией этого смысла является Захар, член коммунистической партии.

Платоновские приемы

Писатель исходит из противопоставления личности, отдельного человека и массы. С этой целью литератор снабжает текст обилием канцеляризмов, штампов:

Автор сочетает эти фразы и афоризмы, различные крылатые выражения. Эти афоризмы выражают некую народную мудрость:

Последняя фраза звучит из уст приказчика-нэпмена.

Интуиция и метафора

Платонов обращается к иррациональному началу, вводя в произведение образы снов. Герои регулярно видят видения, уходят с головой в странные сны. Писатель говорит, что сны – это тоже жизнь, это обнаженное существование. Сны – это жизнь, лишенная одежды.

Автор использует в тексте также сравнения. Этот прием характеризуется самобытностью. Яркий пример – супруга Фуфаева – так хорошо знает своего благоверного, что, кажется, – женщина была матерью героя.

Главный роман Платонова — гипнотическое повествование о коммунистической утопии: прекрасные и яростные люди строят в отдельно взятом городе немыслимый земной рай, описанный таким же немыслимым русским языком.

комментарии: Станислав Львовский

О чём эта книга?

Когда она была написана?

Как она написана?

Как она была опубликована?

Что на неё повлияло?

Ещё 10 текстов о странных, страшных и нелепых проявлениях жизни

Что было дальше?

Как Платонов всё-таки относился к коммунизму?

Кроме того, в конце 1920 года происходит разгром Пролеткульта Массовая культурно-просветительская организация при Народном комиссариате просвещения, существовала с 1917 по 1932 год. В годы расцвета у неё было больше 100 отделений, в её рядах насчитывалось около 80 тысяч человек, под её началом выходило около 20 периодических изданий. ⁠ . Организация эта была основана писателем и философом, большевиком Александром Богдановым, оказавшим на Платонова огромное влияние, — так, отделение находившегося в русле пролеткультовских идей Союза пролетарских писателей в Воронеже было организовано именно Платоновым всё в том же 1920 году. Таким образом, быстрое расставание писателя с РКП(б), видимо, объясняется идеологическим и политическим дрейфом самой партии, между тем как писатель остаётся на своих прежних коммунистических, революционных позициях. В 1921-м Платонов был исключён из партии, — по другой версии, вышел из неё сам, не поладив с секретарём ячейки.

Почему коммунисты у Платонова такие странные?

Учение о тысячелетнем царстве, — по сути дела, о рае на земле — называется хилиазмом, а соответствующие взгляды — хилиастическими. Хилиазм был очень популярен в России на рубеже XIX и XX веков — и среди мистически настроенной интеллигенции, и, что гораздо важнее, среди многочисленных сектантов из крестьян. Широкие слои населения, которое было в основном крестьянским, с лёгкостью связали идею революции и последующего наступления земного рая — то есть коммунизма — с привычной хилиастической схемой.

Почему Платонову так нравятся окраины?

Почему в романе всё постоянно движется, включая дома?

Почему время в романе течёт так неравномерно, а события путаются?

Однако во внешнем мире продолжается природное время, которое удалось остановить только в Чевенгуре. Оно надвигается на Чевенгур вместе с осенью и наконец поглощает мгновенным броском безликой конницы — и сам Чевенгур с его коммунизмом, и разницу в скорости течения времени.

Единственный роман Андрея Платонова — хардкорное чтиво, описывающее брутальный хаос в молодой Советской России и в головах ее граждан.

Советовать читать Андрея Платонова для развлечения довольно странно. Примерно как рекомендовать в качестве варианта отпуска недельный поход через глухую тайгу – досуг достойный, но явно не для всех и требующий специальной подготовки. Зато фанаты экстрима и выживания будут в восторге.

Проза Платонова — именно такой литературный экстрим. Читая его, чувствуешь, действительно чувствуешь, будто проламываешься сквозь дремучий лес: спотыкаешься о вековые корни, ветки хлещут по лицу, идти тяжело — хочется все бросить и упасть. Но как-то бредешь дальше, на упрямстве и желании дойти.

Слайд 11РОМАН «БЕЛАЯ ГВАРДИЯ» В «Белой гвардии» Булгаков показывает народ

и интеллигенцию в пламени гражданской войны на Украине. Главный герой,

Алексей Турбин, хоть и явно автобиографичен, но, в отличие от писателя, не земский врач, только формально числившийся на военной службе, а настоящий военный медик, много повидавший и переживший за три года мировой войны. Он в гораздо большей степени, чем Булгаков, является одним из тех тысяч и тысяч офицеров, которым приходится делать свой выбор после революции, служить вольно или подневольно в рядах враждующих армий. В «Белой гвардии» противопоставлены две группы офицеров — те, кто «ненавидели большевиков ненавистью горячей и прямой, той, которая может двинуть в драку», и «вернувшиеся с войны в насиженные гнезда с той мыслью, как и Алексей Турбин, — отдыхать и отдыхать и устраивать заново не военную, а обыкновенную человеческую жизнь». Зная результаты гражданской войны, Булгаков на стороне вторых. Лейтмотивом этого романа становится идея сохранения Дома, родного очага, несмотря на все потрясения войны и революции, а домом Турбиных выступает реальный дом Булгаковых на Андреевском спуске, 13.

Отношение автора к героям произведения

Отношение автора к героям произведения «Чевенгура» А.П. Платонова можно охарактеризовать как сложное и многогранное. С одной стороны, автор создает образы героев, которые вызывают уважение и симпатию у читателя. Например, главный герой Александр Чевенгур — это человек, который несмотря на трудности и лишения, не теряет своей человечности и духовности. Он остается верен своим принципам и идеалам, несмотря на то, что они не всегда находят поддержку в окружающем мире.

С другой стороны, автор не стесняется показывать и недостатки своих героев. Например, Чевенгур не всегда может понять и принять других людей, он иногда выступает в роли судьи и критика, что может вызывать у него неприязнь и недоверие со стороны окружающих. Также в произведении присутствуют герои, которые не вызывают уважения и симпатии, например, главный злодей — бывший командир Красной армии, который стал предателем и убийцей.

Таким образом, отношение автора к героям произведения «Чевенгура» А.П. Платонова является комплексным и неоднозначным. Автор создает образы героев, которые вызывают уважение и симпатию, но не стесняется показывать их недостатки и слабости. Это делает произведение более реалистичным и глубоким, позволяя читателю лучше понять и оценить действия и поступки героев.

Слайд 2 В стремительном движении человеческой культуры художественные ценности минувших

эпох порой не только открываются скрытыми дотоле гранями содержания, обретая

новое звучание и глубину, но даже «изменяют» свой жанр, как бы отделяются от события-прототипа и замысла художника. То, что задумывалось автором и утвердилось в сознании современников как интимная лирика, становится иногда в глазах потомков ярким гражданским подвигом, документальный отчет, хроника — эпосом, неистощимым источником оптимизма и гордости за человека. Книги А. Серафимовича «Железный поток» (1924), «Разгром» (1926) Фадеева, «Как закалялась сталь» (1933) Н. Островского, запечатлевшие в разных художественных планах и подробностях рождение нового общества, «вырастали» из документов, из реальных событий классовой борьбы, из конкретных судеб бойцов революции.

Слайд 7В романе описана история разгрома партизанского отряда Левинсона во время

Гражданской войны в Южно-Уссурийском крае в 1919 году.Замысел автора в

романе «Разгром» связан с его убеждением в том, что во время гражданской войны, когда “всё враждебное сметается революцией”, а всё, “поднявшееся из народа, закаляется развивается, — происходит огромнейшая переделка людей”. Следовательно, в романе «Разгром» Фадеев попытался воспроизвести преображение человека. В отличие от романа «Железный поток», рисующего широкую панораму движения масс, в «Разгроме» воспроизведена сложная и противоречивая психология людей, вовлечённых в водоворот событий.

Роман «Разгром»

Зачем читать «Чевенгур»?

Читать этот роман почти так же сложно, как книги Уильяма Берроуза, только вместо потока наркотиков и секса здесь – чистый коммунизм. Написан он по-платоновски плотно и коряво, так, что легко скользить взглядом по страницам не получится, приходится вчитываться в каждую фразу, или, когда уже совсем невмоготу, перепрыгивать абзацы по диагонали, но легче от этого не становится – в голове шум от всех «солнце упиралось в землю сухо и твердо» и «растение всякого знания».

Вообще, знакомиться с Платоновым с «Чевенгура» — задача неподъемная. Советую начать с его рассказов и сказок, очень поэтичных: «На заре туманной юности», «В прекрасном и яростном мире», «Фро», потом, если понравится, перейти к «Котловану», и если получится осилить его, уже после читать «Чевенгур». Сквозь эти заросли действительно продираешься с трудом, но если продерешься, выходишь на свет немного другим, поняв многое про революцию, русский народ и весело-страшные события вековой давности.

Сходства и различия между «Чевенгурой» и другими произведениями того времени

«Чевенгура» А.П. Платонова является одним из наиболее ярких произведений советской литературы 20-х годов. Однако, несмотря на свою уникальность, она имеет много общего с другими произведениями того времени. В частности, «Чевенгура» подобна «Серому городу» А.И. Куприна и «Тихому Дону» М.А. Шолохова в том, что она описывает жизнь простых людей в трудные времена. Кроме того, все эти произведения имеют ярко выраженный социальный подтекст и критически относятся к существующей в то время власти и обществу.

Однако, «Чевенгура» также имеет свои уникальные черты. В отличие от «Серого города» и «Тихого Дона», она не описывает жизнь казаков или крестьян, а фокусируется на жизни интеллигенции и ее проблемах. Кроме того, «Чевенгура» имеет более экспериментальный стиль и язык, что делает ее более сложной для восприятия, но и более интересной для анализа.

Таким образом, «Чевенгура» А.П. Платонова имеет как сходства, так и различия с другими произведениями того времени

Однако, ее уникальность и значимость в советской литературе неоспоримы и продолжают привлекать внимание читателей и исследователей по всему миру.»

История создания произведения

История создания произведения «Чевенгура» А.П. Платонова начинается в 1926 году, когда автор начал работу над романом. В то время он уже был известен как талантливый писатель, но «Чевенгура» стал для него настоящим вызовом. Платонов хотел создать не просто роман, а эпическое произведение, которое бы отразило жизнь и судьбы людей в период революции и гражданской войны.

Однако работа над романом была не простой. Платонов столкнулся с трудностями в создании образов и сюжета, а также с проблемами в издательской сфере. Несмотря на это, он продолжал работать над произведением и в 1928 году «Чевенгура» был опубликован в журнале «Октябрь».

Роман вызвал неоднозначную реакцию у критиков и читателей. Одни считали его шедевром, другие — слишком сложным и непонятным. Однако со временем «Чевенгура» стал одним из самых известных произведений Платонова и одним из главных произведений советской литературы.

История создания «Чевенгуры» свидетельствует о том, что для Платонова это было не просто произведение, а настоящее творческое испытание. Он хотел создать не просто роман, а эпическое произведение, которое бы отразило сложные процессы в жизни людей в период революции и гражданской войны.

Популярные сегодня темы

Гражданское общество — это государственный устрой, в котором существует сообщества граждан, заинтересованных в обеспечении своих интересов за пределами этого государства.

Произведение по жанровой направленности является авторской сказкой. Главный герой сказки представляется простым солдатом, отличающимся прямолинейностью, смелостью,

Стихотворение начинается с описания поэтом утренней зори, великолепия природы, про ветки сосен, которые обретают в отблеске солнечных лучей оттенок золота.

Произведение написано в 1840 году Михаилом Юрьевичем Лермонтовым. Это произведение пришло в голову писателю, когда он прочитал произведение Александра Сергеевича Пушкина

Большинство писательских трудов Василя Быкова освещают тему Великой Отечественной войны. Но герои и образы человека на войне в его произведениях неоднозначны. Уже в первых

И все-таки, про что «Чевенгур»?

Это длинный роман, который охватывает примерно десяток лет: до и после революции 1917 г., героев в нем до черта, они появляются и исчезают довольно неожиданно (некоторые всплывают вновь, но не все), что создает ощущение полного хаоса. Но если попытаться как-то систематизировать суть романа, получится примерно так:

Чевенгур – вымышленный город где-то в степях, где, пока остальная Россия потихоньку выходила из хаоса Гражданской войны, а большевики в Москве понимали, что мировой революции пока не выйдет, и провозглашали нэп, решили своим умом учредить коммунизм — вот так, легко и просто, без всяких теорий, которые крестьяне все равно не понимали.

Для этого в Чевенгуре быстро перебили всех богатых («буржуев» и «полубуржуев»), запретили любой труд и производство, а работать вместо всех поставили солнце – ели что выросло, собственности не имели и даже дома в городе переставляли местами. Все не по Марксу, но какая разница, если его никто не читал.

Василий Шульженко, «Пастух»

Чевенгурский коммунизм – это очень русская история. Коммунизм, понятый малограмотными людьми как конец света в христианском смысле: наступление царства Божия на земле, только без Бога. Все провозглашено общим и оттого не нужным: чевенгурцы не трудятся, а «просто живут», довольные собственным общественным устройством. Платонов, сам долго живший среди крестьян воронежской губернии, знал, что для огромного числа людей в России все сложные идеи, о которых вещали большевики, выглядят именно так. Коммунизм провозглашает всеобщее счастье — а это что-то настолько магическое и невозможное, что конец света и есть. Еще в первой половине романа, задолго до упоминания Чевенгура, Платонов исчерпывающе формулирует, как народ пошел за большевиками:

Но если партия строит социализм с реалистических позиций, научным путем, то народ, нетерпеливый и уставший от мучительной жизни, пускается в полное безумие. Еще до упоминания самого Чевенгура в романе всплывает деревня, где жители решили переименовать себя в честь великих людей прошлого, чтобы соответствовать, и теперь там живут Федоры Достоевские и Христофоры Колумбы. В другом месте ярый коммунист, закованный в латы, обороняет революцию от губернских властей, считая их предателями коммунизма. А один из героев, советский Дон Кихот, платонически и безумно влюблен в немецкую коммунистку Розу Люксембург (казнена в 1919 г.) и лелеет мечту прискакать в Германию на ее могилу – истребив по пути всех буржуев. Каждый вкладывает в мифический коммунизм что-то свое, главное и великое, и, спотыкаясь, к нему идет. Но не доходит.

Один из главных мотивов «Чевенгура» – воскрешение мертвых, которое должно наступить после конца света, то есть — при коммунизме. Гибель всего живого густо прет на читателя с самых первых страниц, описывающих жизнь до революции. Умирают от голода дети, топится в озере, чтобы посмотреть, «что там», отец главного героя романа Саши Дванова; сам же Дванов заранее роет себе могилу, чтобы быть ближе к отцу. А коммунизм, верят чевенгурцы, навсегда решит весь неприятный вопрос с умиранием — «там, наверное, вообще, не надо будет умирать», как споет значительно позже Егор Летов. Крушение Чевенгура начнется именно с того момента, когда в нем умирает ребенок женщины, которая пришла туда, чтобы пожить в коммунизме. Что-то здесь не так, если все равно умирают дети. Позже Платонов разовьет эту идею в беспросветно мрачном «Котловане».

Слайд 21Подведение итога обзора В центре внимания рассмотренных нами произведений русской

литературы 20–30-х годов XX столетия мы наблюдали движение народных масс,

возникновение их вождей и проблемы формирования нового человека. Но если А.Серафимович, А.Фадеев и Н.Островский сочувственно изобразили закономерность “святого” революционного выбора народа, верили в спасительную силу вождей, в благотворительное влияние лидера и коллектива на личность, в реальную возможность преображения человека, то М.Булгаков выразил скептическое отношение к революции как опасному хирургическому вмешательству, оценил эпоху насильственных изменений как безбожное время языческих диктаторов с обязательными жертвоприношениями, массовым психозом и подавлением отдельной личности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный мир
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: