«юшка» — краткое содержание рассказа андрея платонова

Кратко «в прекрасном и яростном мире» а. платонов

Читать краткое содержание В яростном и прекрасном мире Платонова

Привычный уклад жизни для Мальцева рушит происходящее трагическое событие, произошедшее в одном из летних месяцев. Тогда в июле помощник Мальцева отправлялся в свой последний рейс со своим старшим наставником и им пришлось взять с собой опаздывающий на четыре часа состав. Диспетчер станции попросил старшего машиниста хотя бы на один час восполнить утерянное в запоздании время.

Стараясь исполнить указания диспетчера, старший машинист выдавливает всю мощь своего состава. Но внезапно, преградой на их пути, встаёт летняя грозовая туча, которая своими разрядами ослепляет Мальцева. Но несмотря на своё помутневшее зрения, опытный машинист не сбавляет скорости и со всей своей уверенностью продолжает управлять пассажирским паровозом. Весьма неловкое и порой плохое управление замечает его младший напарник.

На пути пассажирского состава возникает встречный паровоз, который идёт им на встречу. Тогда Мальцеву приходиться признаться в утрате своего зрения и отдать управление своему напарнику Константину. Благодаря действиям молодого машиниста удаётся предостеречь чрезвычайного происшествия. И к утру после прибытия к Мальцеву возвращается его зрение.

Однако исходя из того, что опытный машинист не передал в случае опасной обстановки управление своему помощнику, его ждало судебное разбирательство.

Пытаясь помощь своему другу и наставнику Константин ищет выход из сложившийся ситуации. Тогда он обращается за помощью к своему товарищу из института. И узнаёт, что при помощи машины Тесла, которая производит искусственный разряд молнии, возможно доказать невиновность своего напарника.

Константин обращается в следственный комитет, с просьбой проверить Мальцева на этой машине. И в ходе проведения эксперимента невиновность старшего машиниста была полностью доказано, но к сожалению, произошла полная утрата зрения Мальцева.

Старший машинист полностью теряет надежду, что, когда ни будь ему снова представиться возможность вновь вести свой любимый пассажирский паровоз и ловить взглядом пролетающие красоты родной земли.

Удручённый своим сложившимся положением, опечаленный старший машинист с тростью постоянно приходит на вокзал, садиться на скамейку и просто слушает проходящие мимо него составы.

Заметив однажды обездоленного напарника с тростью, Константин решает взять Мальцева с собой в рейс. На это предложение Мальцев с радостью отвечает согласием и обещает, что не будет мешать, а просто тихонько посидит рядом.

Невероятным образом пропавшие зрение Мальцева восстанавливается во время поездки и Константин решает, что путь должен довести его наставник самостоятельно.

После проделанной работы, оба напарника вмести идут домой к Мальцеву и беседуют друг с другом на различные темы всю ночь. Константин боится оставлять Мальцева, ощущая за него ответственность перед жестоким и яростным миром.

Произведение «В прекрасном и яростном мире» отражает и доказывает существование человеческого сострадания, поддержки, дружбе, любви и преданности к близким людям, всё это является гранями души и сердечности в людском мире.

Краткое содержание рассказа

Ефим, по прозвищу Юшка, физически слабый, невзрачный мужчина, на вид, кажущийся стариком, работает в кузнице в качестве подмастерья. Он выполняет подсобную работу: подносит кузнецу воду и песок, разжигает горн.

Живет в хозяйском доме, ему выделили место на кухне. Питается Юшка скромно, щами и кашей, пьет только воду, в чае и сахаре себе отказывает. Жалование получает маленькое, семь рублей шестьдесят копеек в месяц, на одежду почти не тратится, полученные деньги откладывает.

Работает Юшка с утра для вечера. Для местных жителей он стал «индикатором рабочего времени». Когда он отправляется на работу — значит, и другим пора вставать и приниматься за труд, а коль Юшка домой возвращается — пришло время отхода ко сну.

Среди горожан он прослыл странным, ненужным человеком. Люди потешались, насмехались над ним, унижали и били. Дети, видя идущего по улице Юшку, дразнили его, бросилась разными предметами, землей в глаза. Но он не серчал на них.

Юшка радовался и думал, что дети так проявляют свою любовь. Когда ему делали совсем больно, говорил ребятне:

Но дети его не понимали, такое безропотное поведение ещё больше их раззадоривало.

Взрослые, встречая Юшку на улице, могли обидеть его за то, что он не такой как все. В ответ Юшка молчал, и его часто били.

Помогала Юшке только дочь кузница Даша, но и она не особо жаловала работника. Однажды в разговоре девушка сказала ему, что лучше бы он помер, чем так жить. На что герой ей ответил, что мать и отец родили его на свет, чтобы жить, на то была их воля и не к чему ему умирать, к тому же он помогает её отцу. Он сказал девушке, что народ его любит, на что та рассмеялась, ведь Юшку били, у него была кровь на щеке, на прошлой неделе ему разорвали ухо.

В разговоре Юшка признается девушке, что ещё не стар, а выглядит так плохо из-за болезни. У него чахотка.

Каждое лето на месяц Юшка покидал своего хозяина. Надевал котомку на плечи и уходил из города. Местные думали, что он направлялся в глухую дальнюю деревню, где у него живет то ли дочь, то ли племянница, то ли какие-то другие родственники. Где именно и с кем проводил Юшка свой отпуск, положенный ему по состоянию здоровья, доподлинно никто не знал.

В пути герой наслаждался природой, благоуханием трав, склонялся над цветами, гладил кору деревьев — и его болезнь отступала.

По возвращении его в город всё шло своим чередом. Юшка всё время работал, горожане задирали его, упрекали в глупости. Год от года он всё более слабел. Однажды летом, когда подошел срок очередного отпуска, Юшка не покинул город. Он, как обычно, шел с работы и встретил веселого прохожего, который стал его оскорблять, мол, зачем он эту землю топчет. Впервые в жизни Юшка решился ответить:

Этот человек  ударил Юшку, тот упал навзничь. Прохожий, как ни в чем не бывало, удалился к себе домой. Проходивший мимо столяр из мебельной мастерской обнаружил лежащего без чувств Юшку, его глаза были неподвижны. Столяр понял, что помощник кузнеца мертв.

Кузнец подготовил похороны своего работника, Даша омыла тепло. Проститься с покойным пришли все, кто при жизни издевался и насмехался над ним. Похоронили Юшку и быстро забыли о нём, однако горожанам его не хватало, не на ком стало вымещать злобу, и теперь они срывались друг на друга.

Осенью в кузницу пожаловала молодая девушка и стала спрашивать Ефима Дмитриевича. Хозяин кузницы не сразу смекнул, кто именно ей нужен. «У нас такого сроду не было», — отвечал он, и лишь потом вспомнил, что покойный Юшка по паспорту был Дмитричем, его и спрашивала девушка.

Оказалось, что она сирота, а Юшка взял её под свою опеку, пристроил в семью в Москве, помогал деньгами. Средства, полученные за работу, которые он не тратил, предназначались ей. «Сам не ел сахара, чтобы она его ела». К ней-то он и оправлялся каждое лето, а в этом году не явился и девушка приехала сама.  Она уже окончила университет, стала врачом и хотела отблагодарить своего благодетеля, вылечить его заболевание.

Кузнец отвел её на могилу Юшки. Девушка припала к земле, где лежал человек, кормивший её с детства.

Девушка осталась в этом городе, устроилась в больницу, лечила больных чахоткой, прожила здесь до своей старости, не утомляясь утолять страдание и отгонять смерть от ослабевших. В городе её хорошо знали, и считали «дочерью доброго Юшки», позабыв давно и самого Юшку и то, что она не приходилась ему дочерью.

Необычное решение

Александр оказался за решеткой, а Костю назначили помощником к другому машинисту, который был очень осторожен. Он аккуратно ездил, полностью тормозил до того, как на горизонте возникал желтый сигнал семафора. Константину было с ним очень скучно, поэтому он часто вспоминал о старом наставнике.

Однажды помощник пришел в гости к брату, который учился в университете. Тот, рассказывая о науке, упомянул о физической лаборатории и установке Теслы, которая была способна вызывать мощные электрические молнии. Возвратившись домой, Костя отправил следователю послание, в котором просил о проведении необычного эксперимента над осужденным и упомянул об уникальной установке.

Подобный эксперимент должен был показать чувствительность глаз Александра к электричеству. Василий долгое время не отвечал, но потом прислал утвердительный ответ. Опыт завершился необходимым Косте результатом, и Мальцева выпустили. Однако после завершения испытания он ослеп.

Летом Константин успешно сдал экзамены, и его поставили машинистом поезда местного назначения. Перед каждым отъездом он наблюдал на платформе Александра, сидящего на лавочке и смотрящего вдаль затуманенными глазами. Он жадно дышал запахами гари, и уже никто не способен был его утешить.

Однажды Костя встретил Мальцева и предложил ему вместе отправиться в поездку. Александр быстро согласился, потому что он давно мечтал снова попасть в кабину паровоза. На следующий день Константин усадил его на собственное место и предоставил возможность управлять составом. Слепой машинист наслаждался ездой и позабыл о своем недуге. На спокойных участках Костя отходил от него и наблюдал за происходящим со стороны. Он испытывал прежний восторг и ностальгию.

Подъезжая к пункту назначения, Константин заметил желтый сигнал семафора, но принял решение не сбавлять ход. Однако тут он услышал совет Александра, что необходимо уменьшить скорость из-за предупредительного цвета — к машинисту вернулось зрение.

Произведение Андрея Платонова является доказательством того, что талантливые люди тоже иногда нуждаются в помощи и поддержке окружающих.

«В прекрасном и яростном мире»

Главными героями рассказа являются Мальцев Александр Васильевич и рассказчик Костя.

Мальцев — талантливый человек, машинист, который чувствует машину, любит ее, знает. Он скучает от своего таланта, так как чувствует, что достиг в своем деле высшего мастерства, но передать его никому не может, так как невозможно выразить талант словами. Кроме того, в жизни он не может найти себе равного и оттого страдает. Именно отсюда вытекает и его отношение к людям — слегка пренебрежительное, даже высокомерное

Важно заметить, что Мальцев даже по имени никого не называет. И только когда он попадает в беду, ощущает свое бессилие, он зовет рассказчика по имени: «Костя!» Когда Мальцев ослеп, он стал обычным смертным, ему нужна помощь, поэтому он перестает ощущать себя выше и лучше других

Рассказчик — человек, который восхищался талантом и умением Мальцева, он добрый, чуткий. Всеми силами старается Костя помочь осужденному Мальцеву, так как понимает, что тот невиновен. И он придумывает эксперимент с установкой Тесла, в результате которого Мальцев окончательно слепнет. Рассказчик ощущает чувство вины перед Мальцевым, и он готов отвечать за свой поступок. Но его предложение было продиктовано добротой и любовью по отношению к Мальцеву.

В рассказе есть интересная фраза: «Что лучше — свободный слепой человек или зрячий, но невинно заключенный?» По мнению Платонова, именно в этой дилемме и проявляется ярость мира. Мир враждебен человеку, не позволяет властвовать собой и сокрушает он избранных, таких как Мальцев. Но именно избранные бросают вызов этому миру. Так, Мальцев, поведя состав в грозовую тучу, бросил вызов яростному миру и проиграл.

Но мир не только яростен, он также и прекрасен. Прекрасен тем, что в нем есть место творчеству, любви, красоте, возможности проявления доброты, взаимопонимания. И рассказчик понимает эту «прекрасность» мира. Кроме того, он понимает, что человек может противостоять ярости мира, противопоставить ему свою волю, мужество, желание помочь, заботу и любовь. И Костя решает во что бы то ни стало бороться, помочь Мальцеву. И он берет Мальцева на паровоз. Этот поступок характеризует рассказчика как человека, который несет ответственность за людей, волей судьбы оказавшихся рядом с ним, за людей, которым требуется его помощь.

И Мальцев прозревает — не только потому, что вновь ощущает машину, но и потому, что он стал кому-то нужен, кто-то заботится о нем, проявляет понимание. Силой своей любви и заботы Костя смог вернуть Мальцеву зрение. И оба героя понимают, что все прекрасное в жизни создается трудом, но это не только труд человека-профессионала, это еще и труд человеческой души. А потому человек должен быть всегда готов к борьбе с этим яростным миром за то, чтобы он стал прекрасным.

История создания

Обстоятельства написания рассказа остаются недостаточно исследованными литературоведами. Известно, что между воплощением авторского замысла на бумаге и публикацией произведения прошло больше 30 лет.

Произведение было написано Андреем Платоновичем в 1935 году, писателю было 36 лет, он уже был состоявшимся литератором, однако не печатался и не издавался, в период правления Сталина оказался не угодным режиму и фактически находился под запретом.

Исторический фон отразился на судьбе и душевном состоянии писателя. Пишут, что в 30-е годы он был в угнетенном состоянии: из его окружения многие были репрессированы. Семья писателя также была в опасности. Через некоторое время после написания «Юшки» был арестован и отправлен в лагеря сын Андрея Платонова.

В такой непростой обстановке автор сохранял философское отношение к жизни и писал произведение, поднимающее нравственные проблемы. Конечно, рассказ «Юшка» не мог появиться в печати в сталинское время. Он будет опубликован лишь в 1966 году, уже после смерти писателя

Жанр и сюжет произведения

«Юшка» — произведение гениального автора Андрея Платонова, суть написания которого заключалась в преподнесении повседневности со всеми ее жизненными проявлениями, а название красноречиво говорит о том, что центральную позицию в повествовании занимает человек с такой кличкой. Жанр «Юшки» — повесть. В центре сюжета стоит старик по прозвищу Юшка (на жаргоне это означает немощный или непутевый), кузнец, предоставляющий работу центральному персонажу, и Даша — девочка-сирота, которой помогал главный герой и которая стала врачом.

Довольно сложно уместить все страдания Ефима Дмитриевича (именно так зовут центрального персонажа) и основную мысль повести Платонова «Юшка» в кратком содержании для читательского дневника. Но школьники, проходящие это произведение, должны уметь грамотно составлять сокращенное описание. Для этого необходимо выделить основную сюжетную линию.

Главный герой по прозвищу Юшка — помощник местного кузнеца с трудной судьбой. В качестве завязки автор решил поведать историю жизни персонажа, рассказать о его работе, родственниках. Кульминация же повести весьма непредвиденна, ведь жизнь Ефима обрывается из-за простого спора с озлобленным прохожим, находящимся в состоянии алкогольного опьянения. В качестве развязки автор рассказывает читателям о приемной дочке Юшки, которая была сиротой.

В своих рассказах Андрей Платонов не прибегает к рассуждениям об экстремальных ситуациях или неординарных поступках.

Основные проблемы, рассматриваемые писателем:

  1. люди не должны вымещать свою злобу на других представителей общества только потому, что они не такие;
  2. любую боль, жизненные неудачи, накопившуюся злобу нельзя проецировать на человека, отличающегося внешне, неспособного дать отпор;
  3. состоятельность любого человека проявляется не в красивой одежде, модной прическе, а в отношении к людям, требующим сострадания.

Тогда только можно стать богатым, наполнив себя высокими моральными качествами. И ярким тому примером был Юшка, богатый душой, заслуживающий внимания и уважения окружающих. Именно таких людей нужно ценить, беречь, а не губить.

План повести

Несмотря на то что рассказ сам по себе короткий, не разделен на главы, детям, учащимся в 7 классе, порой довольно сложно прочитать полностью столь эмоциональное произведение. Чтобы упростить себе задачу пересказа повести или создания изложения, стоит заранее составить план с выделением основных мыслей.

Условно его можно разделить на несколько частей:

  • Портрет главного героя Юшки, повествование о его работе и кузнеце.
  • Материальное положение Ефима Дмитриевича.
  • Отношение детей и взрослых к главному персонажу, моральное и физическое давление.
  • Поездки каждое лето в отпуск, никто не знает, куда отправляется ежегодно на месяц Юшка.
  • Плохое здоровье героя, из-за чего он не отправляется в очередную поездку.
  • Трагическая смерть Ефима Дмитриевича.
  • Изменение жизни односельчан после кончины подмастерья кузнеца.
  • Приезд приемной дочери Юшки, которая была обеспокоена отсутствием отца.
  • Рассказ, который заставил измениться злых людей, о доброте главного персонажа.
  • Устройство Даши на работу врачом в том же городе, где раньше жил ее приемный отец.
  • Несение добра людям Юшкиной дочерью.

https://youtube.com/watch?v=nXWbC4H8LjM

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный мир
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: