Щедрин «Бедный волк», какое краткое содержание?
На моделях представлены произведения разных жанров: рассказ, сказка и басня.. Это поможет нам глубже проникнуть в содержание произведения, понять поступки. Самоотверженный поступок Жульки. Самоотверженный заяц 1883. Здравомысленный заяц 1885. Краткое содержание сказки М. Читается за 2 минуты оригинал — 10 мин. Содержание теории Раскольникова можно сформулировать так?..
В краткое изречение, содержащее в себе законченную философскую мысль,.. Здравомысленный заяц — краткое содержание произведения, рассказа, книги. Так что вот самое краткое объяснение, что с этим законом не так… Мокрые, голодные и продрогшие журналисты, как зайцы из рассказа… Содержание обучения соотносительно с рече-языковым и… В языке автора и героев рассказа встречаются диалекты. Беззаветный — самоотверженный и героический. Безза- ветный… Заяц выскочил из лесу и по- бежал полем…
Если есть желание помочь. Салтыков Щедрин соседи краткое содержание. Краткое содержание сказки «Кладовая солнца» Пришвина М. Анализ сказки.
Цели обучения, его содержание, уровни знаний, умений и навыков…. Сами виноваты. Построили себе заяц и зайчиха домишко в лесу. Все вокруг.. Кратко сформулируйте ваши ожидания: время, место, сюжет, герои.
Цель мероприятия: кратко познакомить детей с биографией и творчеством… Ребятам рассказ об Олеге Кошевого очень понравился. Рассказ о твердый переплет 310 стр. Перенесение человеческих черт на.
Б Медведь. В Заяц. Г Карась. Д Ворон. Самоотверженный заяц. Однажды заяц перед волком провинился. Бежал он, видите ли, неподалеку от волчьего логова, а волк увидел его и кричит:. Содержание конвертов с вопросами… Учитель: Прослушаем рассказ об истории создания сказки.. Обратимся к сюжету и композиции сказки: найдем зачин и концовку, кратко перескажем сюжет и обратим.. Самоотверженный заяц, 30…. Если кратко, то и в 1959 особой надобности в «оккупации» у Китая не было…
Они платили налог на посадку дерева в своём дворе и на содержание. Салтыков-Щедрин, Михаил Евграфович. Андреев, Леонид Николаевич. Можно сказать, что и идейное содержание и художественные особенности сатирических сказок направлены на воспитание уважения к народу и.
В процессе изучения. Содержанием словарной работы является объяснение новых, непонятных… Заяц, зайчик, зайчишка, зайчиха, зайцы, заячья.
Краткое изречение, выражающее руководящую. В книге представлено краткое содержание произведений, варианты анализа произведений, биографии авторов. Данное пособие предназначено для. Документальный рассказ о Квасникове М. Краткое изложение. История одного города представляет собой цикл рассказов, не связанных между.. Например, в сказке Самоотверженный заяц волк наслаждается положением властителя, деспота: ….. Салтыкова -Щедрина Содержание истории города Глупова в. Вспомним, например, героя рассказа И.
Он ради… Краткое содержание.. Краткое содержание. Книги выпускаются в монастырях, а их содержание принимает религиозный характер… В данном разделе мы кратко рассмотрим сценарии проведения. Большинство тестов должно быть ориентировано на содержание глав… Передайте содержание второй части стихотворения,. Проблематика и идейное содержание поэмы..
Первый вопрос: кратко расскажите историю создания поэмы,. Тургенева и составьте краткий рассказ о творческой истории создания романа. Здравомысленный заяц — герой одноименной сказки, «так здраво рассуждал, что и ослу впору».
Бедный волк Салтыков-Щедрин краткое содержание сказки
Сказка «Бедный волк» была написана Михаилом Евграфовичем Салтыковым-Щедриным в 1883 году. Произведение относится к циклу сатирических историй, в которых автор в аллегорической форме высмеивает разнообразные человеческие недостатки, такие, как алчность, недалекость, тщеславие, властолюбие, высокомерное и презрительное отношение к другим людям. В центре сюжета сказки оказывается волк, который в течение всего жизненного пути проявляет агрессию, убивает иных живых существ и занимается грабежом ради того, чтобы прокормить самого себя и свое семейство. Писатель подчеркивает, что волк, являющийся наиболее беспощадным хищником на территории с умеренным климатом, жесток не по собственной воле. По словам Салтыкова-Щедрина, причина безжалостности зверя заключается в том, что его организм способен насытиться исключительно мясной пищей.
Для волка возможен только один способ добычи еды, то есть уничтожение живого создания. Однако никто из лесных обитателей не желает умирать, более сильные существа обороняются от волка самостоятельно, для слабых также нередко находятся надежные защитники. Волк достаточно часто вынужден оставаться голодным, и в потасовках ему постоянно мнут бока. Несчастное животное в таких случаях пронзительно воет, приводя в ужас всех вокруг. Ему с глубочайшей тоской подвывает и его спутница жизни, поскольку волчица понимает, что не сумеет накормить голодных детенышей.
Абсолютно все лесные звери испытывают к волку глубочайшую ненависть, именуя его убийцей, разбойником и злодеем. Сельские жители постоянно ставят на волка капканы и устраивают на него охоту, в то время как это существо виновно лишь в том, что не в силах существовать на свете иначе. Однако и среди этих злобных и агрессивных зверей находится тот, кто однажды осознает, что вел неправильную и греховную жизнь. В молодые годы и он регулярно крал детей, похищал овец и убивал лесников, всегда оставаясь безнаказанным. Все вокруг не переставали его проклинать, но волк лишь становился еще более беспощадным и ловким, внушая окрестным обитателям панический ужас. Но в один из дней этот зверь, уже успевший немного постареть, оказывается в плену у медведя, Михайло Ивановича Топтыгина.
Михайло Иванович относится к волкам с нескрываемой неприязнью, поскольку они нередко нападают на него целой стаей и портят медвежью шкуру. Топтыгин пытается выяснить, обладает ли волк хотя бы минимальной совестью. Пленник уверяет, что без совести существовать на свете невозможно, однако ему необходимо обеспечивать пищей волчат, волчицу и себя, при этом он и его сородичи могут поглощать лишь мясо.
Медведь решает отпустить волка на волю, считая, что разбойник на самом деле является наиболее несчастным и обездоленным среди зверей. При этом Михайло Иванович замечает, что волку не только не следует дорожить жизнью, но и, напротив, ему стоит стремиться к гибели. Агрессор постепенно стареет и слабеет, к тому же один из крестьян наносит ему сильный удар поленом по спине, после которого волк уже не в состоянии добывать себе пропитание. Зверь воет от голода, но однажды отправляет домой пойманного ягненка, сжалившись над бедным малышом, умолявшим отпустить его к матери. При этом волк понимает, что его ожидает смерть без привычных для него убийств, но в его ушах звучат давние проклятия жертв.
Зверь вспоминает обо всех, кого он погубил на своем веку, о тех, кто из-за него потерял детей или родителей. Он полагает, что ему действительно следует добровольно убить себя, как советовал медведь, однако он не в состоянии совершить подобного поступка. Волк в отчаянии и из последних сил продолжает расправляться с живыми существами, но однажды в его лесу появляются охотники. Разбойник охотно выходит им навстречу, зная, что смерть станет для него подлинной избавительницей.
На примере волка сказки «Бедный волк» писатель показывает людей, которые на протяжении многих лет причиняют окружающим только зло. При этом они, как и персонаж истории, знают, что поступают неправильно, но не могут изменить себя и отказаться от привычного образа жизни.
Краткое содержание Бедный волк Салтыков-Щедрин
Волк – самый лютый зверь в лесу. Он не помилует ни зайца, ни овцы. Он может вырезать у мужика скот и оставить всю семью обездоленной. Но, и мужик, когда разозлится, волка не помилует. Так и живут, враждуя, волк и люди. Но, не только человек ненавидит злого зверя, но и животные его не жалуют.
Жил однажды один волк. Был он настоящим душегубом: коров резал, лесника убил, маленького мальчика в лес унес. Никогда не голодал зверюга. Долго жил и убивал волк. Но, однажды, попал он в лапы к медведю. Тот тоже не любил волков за разбой в лесу. Не стал убивать медведь волка, а захотел пробудить в нем совесть. Начал убеждать, что нехорошо убивать всех без разбору. Волк же объяснил ему, что он животное, которое может питаться только мясом. Жить волку надо, волчиху и волчат кормить необходимо, а не убивая, делать он этого не сможет. Согласился медведь с волком в невозможности жизни волчьей без душегубства, и отпустил его. Волк не стал обманывать Топтыгина в том, что он раскаивается в убийствах, или в том, что меньше станет убивать. Медведь сказал, что смерть для волка самое желанное избавление.
Дальше продолжил убийства волк, да ещё больше прежнего. Повадился в деревню одну ходить каждую ночь, и животных резать. Наестся до отвала, и спит весь день, а ночью снова за разбой принимается. Долго ещё он так промышлял, но и к нему старость пришла. Тяжело стало бегать волку. Да, к тому же, мужик немного палкой хребет покалечил зверюге. Тяжело стало добывать пропитание волку. Он начал бояться собак. Овцу из стада стянуть не может. Воет от голода все ночи.
Один раз посчастливилось ягнёнка маленького в деревне украсть. Несёт волк его в зубах, а ягнёнок плачет и просится, чтобы волк отпустил его. Раньше все овцы разбойнику попадались молчаливые, а этот так жить хочет. Вспомнил волк слова медведя, что смерть ему избавлением станет. Пожалел ягнёнка, выпустил его из пасти.
Забрался в лес, лёг и стал смерти ждать. Но, животное не может на себя руки наложить, а смерть не приходит никак. Разве, что от голода умереть сможет. Так он давно уже голодает. Никого, кроме молодых ворон, поймать не может. Лежит и думает, что проклят он из-за убийств многочисленных. В ушах так и стоят слова мужиков, что он душегуб проклятый. Именно, проклятый, иначе зачем жить, если для этого убивать только и надо. Сколько он зверья погубил и людей несчастными сделал. Стал смерть он ждать.
В лес пришли облавой мужики с собаками. Волк пошёл к ним на встречу, склонив голову. Когда почувствовал удар от пули во лбу, с облегчением подумал, что наконец-то смерть-избавительница пришла к нему.
К сожалению, волк не может жить без убийств, но и такое животное имеет право на существование.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Сейчас читают
Главный герой, Иван Присыпкин, был бывшим рабочим и бывшим партийным сотрудником, сегодня, 1929 году, изменил свое имя на Пьера Скрипкина. Он собирался жениться на дочери парикмахера, Эльвире Ренессанс
Повествование идет о мальчике, по имени Коля Красоткин, у которого есть только мама, но проживают они в доме еще с несколькими людьми: служанкой, по имени Агафья и докторшей
Действие начинается на уроке литературы. Ученикам было дано задание – сделать отрывной календарь. Дениска быстро сообразил, как его сделать. У него получился отличный игрушечный календарь из картонки
Рассказ начинается с повествования начала жизни стрижонка. Автор подробно описывает его мать, делая акцент на её заботу, справедливость и строгость в воспитании.
Действие трагедии Лессинга «Эмилия Галотти» развивается в вымышленной итальянской провинции Гвастелла. Ее правитель, принц Гонзага, готовится к свадьбе с графиней Орсина. Он разглядывает ее портрет и понимает
Встреча с кроликом
Одинокий волк продолжал свой путь по лесу, обдумывая свою жизнь и пустоту вокруг. Вдруг он услышал странный шум в кустах. Волк был осторожен, ведь в лесу могло быть много опасных животных.
Из-за кустов выскочил Кролик. Он был веселый и говорил очень быстро. Несмотря на несколько неприятных слов в адрес волка, Кролик стал разговаривать дружелюбно. Он рассказал, что занимается разведкой в лагере охотников и знает много интересного.
Волк честно признался, что голоден и никак не может поесть. Кролик быстро предложил ему свежие морковки и капусту, которые были на продажу в лагере.
Получив деньги от волка, Кролик продолжил свой путь в лагерь охотников, а волк отправился на еду. Он был очень благодарен Кролику и понимал, что не все животные в лесу такие злые, как ему казалось.
Описание сюжета
Современным читателям не всегда понятны термины, которые использует в своём произведении «Бедный волк» Салтыков Щедрин. Краткое содержание простыми словами поможет ученикам лучше понять смысл сюжета и прочувствовать атмосферу повествования.
Жизнь матёрого лесного волка сводилась к постоянному добыванию пропитания. В охоте не было ему равных. Зверь никогда не сидел голодным, всегда знал, где и чем можно поживиться. Не брезговал он и походами в деревню, чтобы утащить домашний скот. Иногда его добычей были неосторожные люди.
Лесные звери не любили и боялись волка. Называли его душегубом и бандитом. Не было у зверя естественных врагов кроме медведя. Вот как-то попался он к топтыгину в лапы. Но лесной гигант был не только сильным, но и мудрым животным. Убивать он волка не хотел, решил сначала поучить злодея уму разуму. Просил он пообещать, что не будет больше серый хищник лишать зверюшек жизни, но волк отказался.
Объяснил он медведю, что врать не умеет, поэтому обещать ничего не будет. Убивает он не для развлечения, а для пропитания. В его рацион входит только мясо, и он не виноват, что ничем другим волки питаться не могут. И дело даже не в нём самом, иногда нужно и волчице с волчатами еду приносить. Не может отец оставить голодным своих детей.
Медведь его слушал и понимал, что серый бандит прав. Не ради забавы он убивает зверей, а ради того, чтобы выжить. Так уж в природе заложено — один должен умереть, чтобы жил другой. Не смог медведь волка убить, отпустил его на все четыре стороны. А тот опять за своё взялся. Зверей убивать, да у людей скот таскать.
Однажды утащил с поля маленького несмышлёного ягнёнка. Пока волок его к лесу, малыш просил его отпустить. Да так слёзно кричал, что тронул душу старого волка. Вспомнил хищник слова медведя и, наконец, понял их смысл:
- убивать нельзя;
- каждая жизнь бесценна;
- даже самая глупая зверушка тоже хочет жить.
Понял он, что единственный выход — это собственная быстрая смерть. Но у животного даже рук нет, чтобы их на себя наложить. Не может, он получается, даже умереть по собственному желанию. Хотел сначала к мужикам выйти, да испугался, что замучают его пока не умрёт, поэтому лежал и выл в логове по ночам, призывая к себе лёгкую смерть.
Однажды смерь сжалилась над раскаявшимся хищником и послала в лес охотников с ружьями. Волк увидел их и пошёл прямо на выстрел. Последнее что он помнит — это удар в лоб и осознание свободы.
Произведение хоть и считается сказкой, но имеет глубокий подтекст. На примере мыслящих зверей автор хотел показать, что не всё так однозначно, как кажется на первый взгляд. Именно поэтому для разбора лучше использовать краткое содержание. «Бедный волк» был написан в 1883 году. Для современного читателя в сказке многие термины не совсем понятны, а это может исказить смысл произведения.
Главные герои
Основных персонажей в сказке всего двое — волк и медведь. По сюжету они олицетворяют две противоположности — добро и зло. На первый взгляд, всё просто и понятно. Волк — злой хищник, который убивает животных и людей, а медведь — разумный лесной гигант, с чувством справедливости и милосердия.
Медведь не убивает волка, а даёт ему возможность повиниться и оправдаться. Однако слова хищника ставят медведя в тупик. С одной стороны, тот совершает плохие поступки, с другой — у волка просто нет выбора. Здесь нельзя осудить или оправдать серого убийцу, так как прямой его вины в злодеяниях нет — его таким создала природа. Именно поэтому медведь не может решить, что с ним делать, поэтому отпускает.
Налицо параллель с действующей властью. Писатель показывает, какой должна быть справедливость, которой так недостаёт людскому обществу. Но, даже разобравшись в ситуации, не всегда можно вынести правильное решение, потому что многие обстоятельства порой не зависят от самого́ человека.
Волк изначально описывается как убийца, который не испытывает сожаления от того, что лишает жизни другое существо. Он даже гордится своими успехами на охоте. Но если долго внушать кому-то, что он плохой, то, в конце концов, он и сам начинает в это верить. Так и произошло с волком. Он раскаялся в своих поступках, в которых был не так уж и виноват. Но по-другому жить хищник не умел, поэтому нашёл для себя единственный выход из положения — смерть.
Салтыков-Щедрин. Все произведения
- Баран-непомнящий
- Бедный волк
- Богатырь
- Верный Трезор
- Ворон-челобитчик
- Вяленая вобла
- Господа Головлёвы
- Деревенский пожар
- Дикий помещик
- Добродетели и Пороки
- Дурак
- Здравомысленный заяц
- Игрушечного дела людишки
- История одного города
- Карась-идеалист
- Кисель
- Коняга
- Либерал
- Медведь на воеводстве
- Недреманное око
- О корени происхождения Глуповцев
- Орёл-меценат
- Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил
- Помпадуры и помпадурши
- Пошехонская старина
- Премудрый пескарь
- Пропала совесть
- Рождественская сказка
- Самоотверженный заяц
- Сказка Гиена
- Соседи
- Христова ночь
- Чижиково горе
Популярные сегодня темы
Жанровая направленность произведения представляет собой короткую новеллу, основной тематикой которой является размышления о смысле человеческой жизни.
Ответственность – это характерная черта сформировавшейся личности. Если человек совершает поступки, а за их последствия отвечать не собирается, не отдает отчет в своих действиях, его сложно назвать достойной личностью и с ним лучше не иметь дел.
В 1869 году Иван Александрович Гончаров завершил свою знаменитую трилогию, которая состояла из трех частей: «Обыкновенная история», «Обломов» и «Обрыв».
Впечатления от пребывания на Кавказе известный писатель получил, находясь в детском возрасте. Маленький Михаил часто болел, и поэтому его бабушка на лечение отвозила его несколько раз на Кавказ.
Образ Агафьи Пшеницыной вызывает много двойственных мыслей, как в наше время, так и во времена Гончарова. Главная черта характера героини – любовь с большой самоотдачей к близким ей людям, которая переплетается с поклонением и смирением.
Краткий сюжет
Произведение относится к позднему периоду творчества автора. Он часто придумывал рассказы аллегорического характера, где животные являлись главными героями. Но эта сказка имеет тяжелое содержание и особенную тему. Автор описывает понятие жестокости, и по каким причинам она возникает. А также он пишет о хороших и плохих людях.
Вот однажды медведь решил поймать волка и судить его. Он объяснял, что в лесу его все боятся и ненавидят. Хищник в свое оправдание признался, что если не будет охотиться, не сможет выжить и прокормить свою семью. Поговорив с ним, косолапый понял, что нельзя судить того, кто просто живет по своим правилам и законам. После этого медведь отпустил его. Пока у волка была сила и прыть он охотился и питался.
Через время зверь постарел, ослаб и не мог догнать даже зайца. Подумал он и решил выйти к охотникам, чтобы принять смерть.
В сказке всего 2 основных персонажа:
- Волк — разбойник и душегуб, который раскаялся и признался, что не может жить иначе.
- Медведь Топтыгин — мудрый и справедливый.
Несколько интересных сочинений
- История жизни Ивана Денисовича Шухова в рассказе Один день Ивана Денисовича (биография и судьба героя) Русский крестьянин, фронтовик Шухов Иван Денисович, волею судьбы попавший в людскую мясорубку в страшные годы репрессий в барак ГУЛАГа. Теперь он даже не человек, а просто Щ-854
- Герои романа В списках не значился Васильева (характеристика) Произведение является одним из самых значимых сочинений, основанных на реально происходящих во время Великой Отечественной войны событиях.
- Сочинение на тему Первая любовь Первая любовь – прекрасное чувство и переживание, которое запоминается на всю жизнь. Впервые это светлое чувство посещает человека в отрочестве в период формирования и созревания. Девочки начинают преображаться
- Сочинение Что такое Отчаяние Мир материален. Ежедневно у человека возникают потребности, которые ему нужно удовлетворить. Если человек не может получить желаемое, наступает состояние крайней безнадёжности. Негативные эмоции овладевают им.
- Лесков
Стиль написания
Проанализировав все творчество Салтыкова-Щедрина, можно сделать вывод, что он использует только один литературный прием — гротеск. Его главная суть заключается в доведение ситуации до абсурда, в преувеличении и даже в проявлении жестокости. Именно по этой причине некоторые сказки могут казаться странными даже взрослому человеку. В произведении «Бедный волк» заложен глубокий смысл, который прослеживается в каждой строчке. Автор пытается объяснить, что проявление жестокости порой бывает оправданным действием. Он простым языком описывал происходящую действительность своего времени.
Чтобы полностью понять творчество писателя, нужно задуматься, что он никогда не писал впустую. В каждом очерке повествователя присутствует мораль. Именно этим и интересны его произведения.
Возвращение к Лисе и Жуку
После того, как Волк обменял свою купленную зайчью шубу на сосиски, он решил вернуться к Лисе и Жуку. Он хотел похвастаться своими новыми приобретениями и узнать, чем они сами занимаются.
Когда Волк подошел к их норе, он услышал смех и громкие разговоры. Войдя в дом, он увидел, что Лиса и Жук играют в карты и отведывают вкусности, которые они купили на деньги Волка. Он был оскорблен и решил отомстить им за это.
Волк вышел из дома и отправился к ближайшему магазину, чтобы купить мёд. Затем он вернулся и предложил Лисе и Жуку поиграть в «мёд и муравьи». Однако это была ловушка, и когда они начали есть мёд, на них набросился Волк. Лиса и Жук попали в беду, но им удалось спасти себя от нападения.
- Вывод:
- Сказка показывает, что жадность и эгоизм не оставляют места для дружбы и сочувствия. Каждый должен быть осторожен и не забывать, что его поступки могут повлечь за собой последствия.
Значение в творчестве сатирика
В сочинении на тему сказок Салтыкова-Щедрина важно отразить и значение этого тематического пласта в творческом пути автора. Здесь писатель отказывается от традиционной морали, не стремится чему-либо учить своих читателей
Он берет обычных героев-животных, даже не меняет их традиционный фольклорный облик, но наделяет человеческими чертами, которые и высмеивает в комичной гротескной форме.
Таким образом, каждый герой призван обобщать специфические черты, присущие определенному сословию. Орел воплощает собой царя и его приближенных, заяц и премудрый пескарь — представителей простого народа, коняга — крестьянство. Такое описание помогало автору в сказочной форме передать волнующие его мысли, зашифровать за героями-животными пороки современности. Конечно, Михаил Евграфович понимал, что цензуру обойти ему не удастся, слишком откровенна его сатира, многие политические деятели того времени узнавали в героях себя.
Таковы основные особенности сказок великого русского классика, произведений уникальных, самобытных, необычных.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826 год — 1889 год) — известный писатель — сатирик.
Известный писатель-сатирик Михаил Евграфович Салтыков (псевд. Н. Щедрин) родился 15 (27) января 1826 г. в с. Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии. Выходец из старинного дворянского, по матери — купеческого рода.
Под влиянием социалистических идей пришел к полному отрицанию помещичьего уклада, буржуазных отношений и самодержавия. Первая крупная публикация писателя — «Губернские очерки» (1856-1857), изданные от имени «надворного советника Н. Щедрина».
После решительного сближения с социал-демократами в начале 1860-х гг. вынужден был в 1868 г. на время отойти от масштабной деятельности в редакции журнала «Современник» в связи с кризисом демократического лагеря; с ноября 1864 г. по июнь 1868 года занимался провинциальной административной деятельностью последовательно в Пензе, Туле и Рязани.
В Туле служил с 29 декабря 1866 г. по 13 октября 1867 г. в качестве управляющего Тульской казенной палатой.
Своеобразные особенности характера Салтыкова, проявленные им во время руководства важным правительственным учреждением в Туле, наиболее выразительные черты его личности были запечатлены служившим под его началом тульским чиновником И. М. Михайловым в статье, опубликованной в «Историческом вестнике» в 1902 г. На административном посту в Туле Салтыков энергично и на свой манер боролся с бюрократизмом, взяточничеством, казнокрадством, стоял за интересы низших тульских общественных слоев: крестьян, кустарей-ремесленников, мелких чиновников.
В Туле Салтыков написал памфлет на губернатора Шидловского «Губернатор с фаршированной головой».
Деятельность Салтыкова в Туле завершилась его удалением из города по причине остроконфликтных отношений с губернским начальством.
В 1868 году этот «беспокойный человек» был по повелению императора Александра II окончательно уволен в отставку как «чиновник, проникнутый идеями, не согласными с видами государственной пользы».
Продолжая писательскую деятельность, Салтыков открыл 1870-е годы произведением «История одного города», где по предположениям тульских краеведов, в портретной характеристике градоначальника Прыща присутствуют живые черты губернатора Шидловского.
Тула и Алексин упоминаются Салтыковым в его произведениях «Дневник провинциала в Петербурге» и «Как один мужик двух генералов прокормил». На тульский практический опыт Салтыков, видимо, опирался в одном из своих «Писем из провинции». Однако краеведы сходятся во мнении, что трудно учесть с документальной точностью, в каких еще щедринских произведениях отразились тульские впечатления.
Пребывание Салтыкова-Щедрина в Туле отмечено мемориальной доской на здании бывшей казенной палаты (пр.Ленина,43). Документы о служебной деятельности писателя хранятся в Государственном архиве Тульской области. Тульским художником Ю. Ворогушиным в память о сатирике созданы восемь офортов-иллюстраций к «Истории одного города».
-
Роль коммуникации в управлении организацией кратко
-
Нотариус функции и полномочия кратко
-
Портфолио учителя начальных классов школа россии
-
Закон о цифровых финансовых активах кратко суть
- Примеры электронного обучения в школе
Образы животных в сказках Салтыкова-Щедрина
И. С. Тургенев писал об особенностях сатиры Салтыкова: “В Салтыкове есть нечто свифтовское: этот серьезный и злобный юмор, этот реализм, трезвый и ясный среди самой необузданной игры воображения, и особенно этот неколебимый здравый смысл, сохраняемый несмотря на неистовства и преувеличения формы”.
Все это абсолютно верно для сказок Салтыкова-Щедрина. Сказки – это особый литературный жанр, основанный на народных легендах, былях, песнях, суевериях. В них часто используются традиционные сюжеты, персонажи (Василиса Прекрасная, Иван-царевич,
По сути своей эти произведения являются политическими памфлетами.
Первое знакомство с творчеством М. Е. Салтыкова-Щедрина начинается со сказок “Премудрый пескарь”, “Самоотверженный заяц”, “Орел-меценат”, “Верный Трезор”, “Медведь на воеводстве” и др. Все эти сказки знакомы нам с детских лет. За образами животных в этих сказках скрываются известные человеческие пороки
Автор рисует читателю образы обывателей, смирившихся перед властью например в сказке “Самоотверженный заяц”. Почему простой человек так быстро смиряется со своей участью? Почему он так покорен и беззащитен?
Отчего обыватели считают правомерным свое бесправное положение? Салтыков-Щедрин показывает немало положительных черт зайца: благородство, любовь к ближним, честность, прямоту, но все они бессмысленны перед рабской покорностью и боязнью ослушаться волка, то есть власть. Заяц выступает здесь в той же роли, что и в русских сказках, но в народных историях о животных слабейший почти всегда оказывался победителем.
В сказке “Орел-меценат” разоблачению подвергнут глупый и жадный правитель. Он иронично назван меценатом, представляя собой образец правительственного мракобесия. Он уничтожил соловья за его вольные песни, дятла-ученого “нарядил в кандалы и заточил в дупло навечно”, дотла разорил ворон-мужиков.
Но Орла ждало наказание: бунт.
“Верный Трезор” – сказка-сатира на раболепную покорность и “собачью преданность” подчиненных своим неблагодарным хозяевам. Но классическим образом крестьянской России стал Коняга. Коняга – труженик, источник жизни для всех.
Без отдыха, без собственной цели, без вознаграждения трудится скотина. “Нет конца работе!” Работой исчерпывается весь смысл его существования.
Сказки о животных Салтыкова-Щедрина имеют литературных предшественников. Это не только русские народные сказки, где животные также зачастую изобличают социальные пороки. Схожий сюжет, например, в средневековом французском романе-фаблио “Роман о Лисе”.
Лис в этой истории – мелкий феодал. Он обманывает более крупных хищников – волка, медведя, льва, и тогда мы сочувствует ему. Но когда Лис начинает обижать более слабых – кур, зайца, он получает заслуженное наказание.
Политические сказки Салтыкова-Щедрина ближе к басне. Как и в баснях, в сказках Щедрина есть мораль-заключение, все герои статичны (они являются воплощением тех или иных пороков, отрицательных черт человека), отсутствует образ положительного героя.
Сказки Салтыкова-Щедрина не просто изображают абстрактные пороки, как это было в нравоучительных баснях XVIII в., но они дают представление о реальной жизни России во второй половине XIX в. Сам Щедрин был уверен, что пишет на злобу дня. Он так об этом говорит: “…Писания мои до такой степени проникнуты современностью, так плотно прилаживаются к ней, что ежели и можно думать, что они будут иметь какую-нибудь ценность в будущем, то именно и единственно как иллюстрация этой современности”. Действительно, многие описываемые им реалии ушли с исторической сцены. Нет крепостного права, правитель уже не имеет столько власти казнить и миловать, но до сих пор остались премудрые пескари, жестокие хищные волки.
Автор обычно тщеславен, но вряд ли Салтыков-Щедрин порадовался бы, узнав, что его сказки до сих пор более-менее отражают объективную современную действительность.
Тематическая специфика
Еще более детально разобраться в том, какие именно темы поднимал сатирик, поможет таблица. В ней указаны основные тексты и рассмотренные в них аспекты.
Примеры сказок | Основные вопросы | Кратко о художественных особенностях |
Медведь на воеводстве, Орел-меценат | Высмеивание царской власти, невежества и откровенной глупости министров, дворянства и прочих лиц, приближенных к трону. | Активно используется едкая сатира, сарказм. Писатель не скрывает свой гнев. |
Орел-меценат | Осмеяние деятельности монарха на почве просвещения | Используются образы птиц, каждая из которых воплощает определенные черты, при этом вполне реалистичны. Например, сороки любят все блестящее. |
Дикий помещик, Повесть про то… | Угнетенность крестьянства. Глупость и наглость помещиков. | Гротескная ситуация помогла показать абсурдность того, что происходит в реальности. Крестьяне, сильные и умелые, вынуждены кормить бестолковых и бесполезных генералов и помещиков. |
Самоотверженный заяц | Тематика взаимоотношений сильного и слабого, наделенного властью и лишенного ее. Самоунижение, внутренняя слабость. | Классические герои — злобный волк и трусливый заяц в своих обычных амплуа выражают человеческие пороки. |