Краткое содержание премудрый пескарь салтыков-щедрин для читательского дневника

Красивые стихи, берущие за душу — о жизни и любви

Государственная деятельность. Зрелое творчество

Вернувшись в 1855 году из ссылки, Салтыков-Щедрин поступил на службу в министерство внутренних дел. В 1856-1857 годах были опубликованы его «Губернские очерки». В 1858 году Михаила Евграфовича назначили вице-губернатором Рязани, а затем Твери. Параллельно писатель печатался в журналах «Русский вестник», «Современник», «Библиотека для чтения».

В 1862 году Салтыков-Щедрин, биография которого ранее была связана больше с карьерой, чем с творчеством, покидает государственную службу. Остановившись в Петербурге, писатель устраивается работать редактором в журнал «Современник». Вскоре выходят его сборники «Невинные рассказы», «Сатиры в прозе».

В 1864 году Салтыков-Щедрин вернулся на службу, заняв должность управляющего казенной палаты в Пензе, а затем в Туле и Рязани.

История Питера Уинстона

В ходе исследований было установлено, что довольно часто зрелые люди и дети, страдающие шизофренией, до болезни отличались незаурядными способностями, считались одаренными, сверхразвитыми личностями. Ну как здесь не вспомнить фразу: «Гениальность и безумие идут рука об руку». Кажется, ее автором стал великий Чезаре Ломброзо.

История юного шахматиста Питера Уинстона – яркий тому пример. Питер родился в Нью-Йорке в 1958 году. Его отец преподавал химию в Колумбийском университете, а мать была магистром Педагогического колледжа.

В 1 год и 6 месяцев Питер уже знал алфавит и читал Британскую энциклопедию. В 6 лет его отдали в школу для одаренных детей, где его характеризовали как остроумного и энергичного мальчугана, но с вычурной манерой поведения.

Шахматами он увлекся еще в начальных классах, причем обучился им сам, с подачи отца. Он повторял партии известных шахматистов. Очевидцы рассказывали, что на турнирах во время игры он как будто впадал в транс, а если проигрывал, то впадал в ярость. Его называли гениальным мальчиком. Будучи подростком, он даже получил предложение от известного издательства написать книгу о шахматах. 

Проучившись год в престижной школе Линкольна, он забросил ее. Аргументировал это тем, что устал от этого занудства и «дерьма». Поступил в альтернативную школу, где дети самостоятельно контролировали учебный процесс. Но, когда его любимый учитель уволился, Питер также перестал посещать школу.

В 1972 году в возрасте 14 лет Питер Уинстон сыграл шахматную партию с гроссмейстером Уолтером Шоном Брауном, который носил титул чемпиона Австралии и трехкратного чемпиона США. Питер разгромил оппонента за 37 ходов. Это событие произвело фурор. Впоследствии партию называли просто «Игра».

На юниорском чемпионате США он разделил первое место с фаворитом того сезона, затем на чемпионате мира занял 6 место.

В 17 лет он поступил в колледж, увлекся политикой, а через полгода попал в психиатрическую больницу с психологическим кризом. Здесь ему и был поставлен диагноз шизофрения. В больнице он провел целый год. Его друг утверждал, что не мог узнать Питера. Уинстон твердил, что лекарства нарушают его способность игры в шахматы.

После выписки Питер продолжал участвовать в шахматных турнирах, но проигрывал все партии. Очевидцы говорили, что у него было много выигрышных ходов, но он их пропускал. Из-за его неопрятного вида, несоблюдения гигиены (матери его друга пришлось даже дезинфицировать постельное белье после того, как Питер у них ночевал) некоторые говорили о том, что парень употребляет наркотики. Хотя это мнение было ошибочным.

Друг, посещавший его квартиру, говорил, что Питер жил в ужасных условиях. Сам он выглядел так, как будто не спал несколько ночей, не мылся и не ел. Взгляд был блуждающим. Было видно, что в квартире засиживаются допоздна, играют в карты и шахматы на деньги.

Последний раз Питера видели, когда он посещал семью своего знакомого. Он был не в себе: беспокоен, собирался поехать в Техас на встречу с Уолтером Корном – одним из родоначальников шахмат. Называл его Богом. Затем он ушел, и его больше никто не видел.

Питер Уинстон пропал без вести в 1978 году в возрасте 20 лет. Его так и не нашли. Выдвигается несколько версий его исчезновения, которые, однако, не имеют официального подтверждения. Волшебное исчезновение Питера Уинстона считается одним из таинственных и резонансных событий шахматного мира.

Начальные симптомы шизофрении расплывчаты и неточны. Они становятся не только ее признаками, но и других психических расстройств. Однако альянс апатии, аутизма, странностей поведения, депрессии и патологического мышления дает повод обратиться к специалисту, чтобы не пропустить зарождение болезни.

Читательский дневник по сказке «Премудрый пескарь» Михаила Салтыкова-Щедрина

Название: «Премудрый пескарь».

Число страниц: 10

Жанр: сказка

Главные герои: Пескарь.

Второстепенные герои: его родители, рак, щука, прочая рыба.

Характеристика главных героев:

Пескарь — Тихий, трусливый, необычайно осторожный.

Всего боялся и сидел в норе. Эгоист. Считал себя мудрым.

Бесполезная рыба.

Характеристика второстепенных героев:

Родители пескаря — Много повидали и много испытали.

Давали сыну дурные слова.

Прочая рыба — Обычная, подвижная, живёт своей жизнью.

Рак, щука — хотели съесть пескаря.

Краткое содержание сказки «Премудрый пескарь»

В детстве отец-пескарь потчевал сына историями про опасности, которые его подстерегают.

Он так запугал пескаря, что тот решил забиться в нору и никуда не выходить.

Сколько бы ни караулили его щука и рак, пескарь упрямо сидел в норе.

Он считал себя премудрым и гордился долгой жизнью.

Но все вокруг про него просто забыли.

И пескарь рванулся в мир, где и исчез без следа.

Может умер от старости или его сожрали.

Основная мысль сказки «Премудрый пескарь»

Главная мысль сказки в том, что нельзя жить в постоянном страхе.

Основная идея сказки в том, что лучше жить меньше, но оставить после себя след.

Чему учит сказка

Сказка учит ничего не бояться.

Учит жить полной жизнью, получая от этого удовольствие.

Учит жить для других, приносить пользу обществу.

Учит не быть одиночкой и эгоистом.

Учит думать о других.

Краткий отзыв по сказке «Премудрый пескарь» для читательского дневника

Прочитав эту сказку, я подумала, что смысл жизни в том, чтобы приносить пользу.

Можно прожить долго, но оказаться забытым людьми.

А можно прожить жизнь короткую, но яркую, полную впечатлений.

Это поучительная и интересная сказка.

Автору удалось показать бесполезность долгой жизни, лишённой удовольствий.

Мне не понравился герой сказки, который боялся всего на свете.

Он на самом деле просто существовал, всеми забытый и одинокий.

Я всем советую прочитать эту сказку и постараться жить так, чтобы не было стыдно и больно за бесцельно потраченные годы.

Пословицы к сказке

  • Боязливому и своя тень страшна.
  • Живи для людей, поживут и люди для тебя.
  • Жизнь прожить — не поле перейти.
  • Жить без цели — просто небо коптить.
  • Ещё не умер, но уже не живёт.

Словарь неизвестных слов

  • Аридов век — долгие годы, большой промежуток времени.
  • Хайло — глотка.
  • Шваркнуть — бросить во что-то.
  • Козни — происки.
  • Остолоп — дурак.

Библиотека произведений автора пополняется.

Проблематика произведения

Одна из основных проблем этой сказки – страх. Автор высмеивает человеческую трусость перед трудностями, без которых жизнь невозможна. Избегая предполагаемой опасности, пескарь фактически избегает и самой жизни. При этом в произведении подчеркивается, что причиной такого отношения стали родители – то есть, такие взгляды люди перенимают благодаря воспитанию и общественному устройству.

Красной нитью через произведение также проходит проблема бесполезности, тщетности жизни. Больше ста лет пескарь прожил в норке вместо того, чтобы наполнить свою жизнь смыслом. Однако это осознание приходит к нему лишь перед смертью, когда он уже не в силах ничего изменить.

Всю жизнь пескарь жил в заблуждении касательно внешнего мира. Это еще одна проблема, освещенная писателем в сказке. Он никогда не встречался со своими страхами лицом к лицу, ему их внушили с детства, и всю жизнь он прожил, убеждая себя, что встреча с одним из «опасных» обитателей водоема обязательно станет роковой. В конце концов он выстраивает для себя собственный безопасный мир, состоящий из маленькой норки и мечтаний о непрожитой, но наполненной смыслом жизни.

Тема

Тема «Премудрого пескаря» включает в себя социально — политическую проблематику общества той эпохи. В произведении беспощадно высмеивается поведение обывателей реакционной эпохи, их трусливое бездействие и равнодушие.

В нравоучительном произведении Салтыкова — Щедрина главный герой — рыбка-либерал, который своим существованием полностью отражает политику либерально настроенной интеллигенции. В этом образе заключена основная мысль сказки, которая обличает интеллигентов — либералов, скрывающихся от правды жизни за собственным малодушием, старающимися провести свою жизнь незаметно. Здесь опять всплывает вечная тема того времени, когда каждый ведет себя так, думая лишь о том, «как бы чего не случилось, как бы чего не вышло».

Возможно, вам также будет интересна статья  Н.М. Карамзин «Бедная Лиза» — краткое содержание для читательского дневника

Обличение такого общества наглядно доказывает, что такое поведение ни к чему не приведет, суть в том, что все — равно не удастся спастись, прячась в своей норе.

В «Премудром пескаре» анализ произведения невозможен без определения смысла названия, которое автор дал своей сказке. Иносказательная и сатирическая сказка подразумевает и сатирическое название.

Живет пескарь, который считает себя «премудрым». В его понимании, это действительно так. Родители пескаря сумели прожить долго, они умерли от старости. Это они и завещали родному сыну — пескарю, «живи тихо и спокойно, никуда не лезь, проживешь долго и счастливо». Автор вкладывает сарказм в название пескаря «премудрый». Невозможно быть мудрым, живя серой, бессмысленной жизнью, боясь всех и вся.

Речевая характеристика Мцыри

Главная особенность речевой характеристики Мцыри — эмоциональность, способность ярко и красочно описывать свои чувства, переживания. Оказавшись на смертном одре, он исповедуется старому монаху, описывая свой побег и делясь с ним своими несбывшимися надеждами на счастливую жизнь в родном краю.

Чтобы показать всю глубину переживаний лирического героя, Лермонтов использует множество изобразительных средств. С их помощью создается страстный, эмоционально высокий тон поэмы.

Наиболее часто в своих высказываниях Мцыри использует такое средство художественной выразительности, как сравнение. С его помощью отражается мечтательная натура юноши («…я видел горные хребты, причудливые, как мечты…»), его близость и отождествление с дикой природой («…сплетясь, как пара змей…»), отдаление от мира людей («Я сам, как зверь, был чужд людей и полз и прятался, как змей…»). Подобные сравнения отражают неукротимый дух Мцыри, его страсть и энергию.

Особенно стоит отметить трепетную любовь героя к природе, описание которой он передает при помощи красочных метафор и олицетворений («…в тени рассыпанный аул…», «…там, где, сливаяся шумят, обнявшись будто две сестры, струи Арагвы и Куры…»).

Сильные душевные переживания герой передает при помощи риторических вопросов и восклицаний («Старик! я слышал много раз, // Что ты меня от смерти спас — // Зачем?…», «…О, я как брат // Обняться с бурей был бы рад!…»).

История создания

История написания сказки «Премудрый пискарь» — это череда интересных фактов:

  1. «Премудрый пискарь» был создан в 1882 году, когда в среде русской интеллигенции царило разочарование от провала реформ и начала эпохи реакции. Российская империя превращалась в полноценное капиталистическое государство, что постепенно превращало общество в серую безликую массу, в которой есть только конкуренция, и нет места жалости и состраданию.
  2. Создавая эту сказку, Салтыков-Щедрин попытался описать человека нового времени, но прототип пескаря неизвестен.
  3. Впервые «Премудрый пискарь» был опубликован в эмигрантской газете «Общее дело» в Женеве. Ее распространяли в подполье, в России она была вне закона. Но потом сказку приняли в журнал «Отечественные записки», и все русские читатели смогли получить к ней доступ.
  4. Отсылки на это произведение М.Е. Салтыкова-Щедрина любил делать Владимир Ленин в своих выступлениях. Он называл пескарями всех тех, кого хотел укорить в трусости.

Очень кратко

Умный пескарь решает, что если жить в тёмной норе и тихо дрожать, то его и не тронут. Умирая в одиночестве, он понимает, что не было в его жизни ни любви, ни дружбы, а все вокруг считают его дураком.

В оригинале используется написание «пискарь», оно сохранено в названии и цитатах как дань традиции. Однако современная норма — «пескарь», этот вариант используется в остальных местах.

Жил-был пескарь. Его умные родители умудрились дожить до глубокой старости. Старик-отец рассказывал, как однажды его выловили сетями вместе со множеством другой рыбы и хотели уже кинуть в кипящую воду, но он оказался слишком мал для ухи, и его выпустили в реку. Натерпелся он тогда страху.

Пескарь-сын огляделся и увидел, что он в этой реке самый маленький: любая рыба может его проглотить, а рак — перерезать клешнёй. Он даже своим братьям-пескарям отпор не сможет дать — накинутся гурьбой и запросто еду отнимут.

Пескарь был умный, просвещённый и «умеренно-либеральный». Он хорошо запомнил поучения отца и решил «так прожить, чтоб никто не заметил».

Первым делом он придумал сделать такую нору, куда никто другой забраться не сможет. Целый год он украдкой выдалбливал её носом, прячась в иле и траве. Пескарь решил, что будет выплывать из неё либо ночью, когда все спят, либо после полудня, когда остальная рыба уже сыта, а днём — сидеть и дрожать. До полудня рыбы всех мошек съедали, пескарю почти ничего не оставалось и жил он впроголодь, но «лучше не есть, не пить, нежели с сытым желудком жизни лишиться».

Однажды он проснулся и увидел, что его караулит рак. Полдня рак пескаря поджидал, а тот в норке дрожал. В другой раз его щука целый день у норы стерегла, но он и от щуки уберёгся. Под конец жизни щуки начали его хвалить, что так тихо живёт, надеясь, что он возгордится и из норы высунется, но мудрый пескарь на лесть не поддавался и всякий раз, дрожа, одерживал победу.

Прожил он так больше ста лет.

Перед смертью, лёжа в своей норе, он вдруг подумал: если бы все пескари жили, как он, то «весь пискарий род давно перевёлся бы». Ведь для продолжения рода семья нужна, а члены этой семьи должны быть здоровы, бодры и сыты, жить в родной стихии, а не в тёмной норе, дружить и хорошие качества друг у друга перенимать. А пескари, дрожащие в норах, для общества бесполезны: «даром место занимают да корм едят».

Пескарь отчётливо осознал всё это, ему захотелось вылезти из норы и гордо проплыть по всей реке, но, не успев подумать об этом, он испугался и продолжил помирать: «жил — дрожал, и умирал — дрожал».

Пронеслась перед пескарём вся его жизнь, и понял он, что не было в ней никаких радостей, никому он не помог, не утешил, не защитил, доброго совета не дал, никто не знает о нём и не вспомнит его после смерти. Вот и теперь умирает он в тёмной, холодной норе, а мимо проплывают рыбы и ни одна не придёт спросить, как же этот премудрый пескарь умудрился столько прожить. Да и называют его не премудрым, а остолопом и дураком.

Тут он начал понемногу забываться, и приснилось ему, будто он в лотерею выиграл, вырос значительно и «сам щук глотает». Во сне его нос высунулся из норы, и пескарь исчез. Что с ним случилось — неизвестно, может, щука сожрала, а может и рак утащил, но, скорее всего, он просто умер и всплыл на поверхность. Какая щука захочет есть старого и больного пескаря, «да к тому же ещё и премудрого»?

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин родился 15 (27) января 1826 года в селе Спас-Угол Тверской губернии в старинной дворянской семье. Начальное образование будущий писатель получил в домашних условиях – с ним занимались крепостной живописец, сестра, священник, гувернантка. В 1836 года Салтыков-Щедрин обучался в Московском дворянском институте, с 1838 – в Царскосельском лицее.

Анализ стихотворения «Я помню чудное мгновенье» Пушкина

Первые строки стихотворения «Я помню чудное мгновенье» известны практически каждому. Это одно из самых известных лирических произведений Пушкина. Поэт был очень влюбчивым человеком, и многие свои стихи посвящал женщинам. В 1819 г. он познакомился с А. П. Керн, которая на долгое время захватила его воображение. В 1825 г., во время ссылки поэта в Михайловском, состоялась вторая встреча поэта с Керн. Под влиянием этой неожиданной встречи Пушкин и написал стихотворение «Я помню чудное мгновенье».

Короткое произведение является образцом поэтического признания в любви. Всего в нескольких строфах Пушкин разворачивает перед читателем долгую историю взаимоотношений с Керн. Выражение «гений чистой красоты» очень емко характеризует восторженное преклонение перед женщиной. Поэт влюбился с первого взгляда, но Керн во время первой встречи была замужем и не могла ответить на ухаживания поэта. Образ прекрасной женщины преследует автора. Но судьба на несколько лет разлучает Пушкина с Керн. Эти бурные годы стирают из памяти поэта «милые черты».

Ссылка за недозволенные стихи в Михайловское тяжело действует на поэта. Его угнетает не отрыв от столичной жизни, к которой он испытывал только презрение. Главной проблемой Пушкина «во мраке заточенья» был отрыв от привычного творческого общества, отсутствие возможности поделиться с кем-нибудь своими замыслами. Внезапно он узнает, что в соседнем Тригорском поместье находится А. Керн. Александр спешит к ней. Керн благосклонно встречает поэта. Для Пушкина эта встреча стала спасительным лучом надежды. В его душе вновь просыпаются «и жизнь, и слезы, и любовь».

В стихотворении «Я помню чудное мгновенье» Пушкин показывает себя великим мастером слова. Он обладал удивительной способностью сказать о бесконечно многом всего лишь в нескольких строках. В небольшом стихе перед нами предстает промежуток в несколько лет. Несмотря на сжатость и простоту слога автор доносит до читателя перемены в своем душевном настроении, позволяет пережить радость и печаль вместе с ним.

Стихотворение написано в жанре чистой любовной лирики. Эмоциональное воздействие усилено лексическими повторами нескольких фраз. Их точная расстановка придает произведению свою неповторимость и изящество.

Творческое наследие великого Александра Сергеевича Пушкина огромно. «Я помню чудное мгновенье» — одна из самых дорогих жемчужин этого сокровища.

Премудрый пискарь

Очень кратко: Умный пескарь решает, что если жить в тёмной норе и тихо дрожать, то его и не тронут. Умирая в одиночестве, он понимает, что не было в его жизни ни любви, ни дружбы, а все вокруг считают его дураком.

В оригинале используется написание «пискарь», оно сохранено в названии и цитатах как дань традиции. Однако современная норма — «пескарь», этот вариант используется в остальных местах.

Жил-был пескарь. Его умные родители умудрились дожить до глубокой старости. Старик-отец рассказывал, как однажды его выловили сетями вместе со множеством другой рыбы и хотели уже кинуть в кипящую воду, но он оказался слишком мал для ухи, и его выпустили в реку. Натерпелся он тогда страху.

Пескарь-сын огляделся и увидел, что он в этой реке самый маленький: любая рыба может его проглотить, а рак — перерезать клешнёй. Он даже своим братьям-пескарям отпор не сможет дать — накинутся гурьбой и запросто еду отнимут.

Продолжение после рекламы:

Пескарь был умный, просвещённый и «умеренно-либеральный». Он хорошо запомнил поучения отца и решил «так прожить, чтоб никто не заметил».

Первым делом он придумал сделать такую нору, куда никто другой забраться не сможет. Целый год он украдкой выдалбливал её носом, прячась в иле и траве. Пескарь решил, что будет выплывать из неё либо ночью, когда все спят, либо после полудня, когда остальная рыба уже сыта, а днём — сидеть и дрожать. До полудня рыбы всех мошек съедали, пескарю почти ничего не оставалось и жил он впроголодь, но «лучше не есть, не пить, нежели с сытым желудком жизни лишиться».

Однажды он проснулся и увидел, что его караулит рак. Полдня рак пескаря поджидал, а тот в норке дрожал. В другой раз его щука целый день у норы стерегла, но он и от щуки уберёгся. Под конец жизни щуки начали его хвалить, что так тихо живёт, надеясь, что он возгордится и из норы высунется, но мудрый пескарь на лесть не поддавался и всякий раз, дрожа, одерживал победу.

Брифли существует благодаря рекламе:

Прожил он так больше ста лет.

Перед смертью, лёжа в своей норе, он вдруг подумал: если бы все пескари жили, как он, то «весь пискарий род давно перевёлся бы». Ведь для продолжения рода семья нужна, а члены этой семьи должны быть здоровы, бодры и сыты, жить в родной стихии, а не в тёмной норе, дружить и хорошие качества друг у друга перенимать. А пескари, дрожащие в норах, для общества бесполезны: «даром место занимают да корм едят».

Пескарь отчётливо осознал всё это, ему захотелось вылезти из норы и гордо проплыть по всей реке, но, не успев подумать об этом, он испугался и продолжил помирать: «жил — дрожал, и умирал — дрожал».

Пронеслась перед пескарём вся его жизнь, и понял он, что не было в ней никаких радостей, никому он не помог, не утешил, не защитил, доброго совета не дал, никто не знает о нём и не вспомнит его после смерти. Вот и теперь умирает он в тёмной, холодной норе, а мимо проплывают рыбы и ни одна не придёт спросить, как же этот премудрый пескарь умудрился столько прожить. Да и называют его не премудрым, а остолопом и дураком.

Тут он начал понемногу забываться, и приснилось ему, будто он в лотерею выиграл, вырос значительно и «сам щук глотает». Во сне его нос высунулся из норы, и пескарь исчез. Что с ним случилось — неизвестно, может, щука сожрала, а может и рак утащил, но, скорее всего, он просто умер и всплыл на поверхность. Какая щука захочет есть старого и больного пескаря, «да к тому же ещё и премудрого»?

Значение произведения “Премудрый пискарь”

Сказка “Премудрый пискарь” имеет глубокое философское значение. Главный герой, пескарь, является символом человека, который боится жить, боится рисковать и поэтому живет в страхе, оторванный от жизни. Он изо всех сил старается сохранить свою жизнь, но при этом живет скучной и однообразной жизнью, не имея семьи, друзей и не знакомясь с новыми людьми и миром.

Пескарь в сказке символизирует человека, который не живет полной жизнью, а боится изменений и новых возможностей. Он проживает более ста лет, но не оставляет никакого следа в мире, не достигает никаких достижений и не находит своего места в жизни. Он становится “бесполезным пескарем”, не имеющим никакой ценности для общества.

Сказка призывает людей не бояться рисковать и не жить в страхе. Она показывает, что жизнь, наполненная опасностями и рисками, может быть более насыщенной и интересной, чем жизнь, проводимая в страхе и изоляции.

Важно находить баланс между сохранением своей жизни и жизнью в полной мере, позволяющей развиваться и наслаждаться жизнью. Сказка также призывает не забывать о значимости ближайших людей и не избегать общения с ними, так как это помогает найти свое место в жизни и оставить след в мире

Сжатый анализ

Михаил Евграфович работал над созданием «Премудрого пискаря» с декабря 1882 г. по январь 1883 г. Поводом для написания сатирического произведения послужила общественно-политическая обстановка в стране. Прослойка интеллигенции, настроенная либерально, предпочитала избегать активных действий, чтобы не нажить проблем. «Цвет общества» отсиживался в «укромных уголках»: люди опасались за свою жизнь.

Как говорил сам Салтыков-Щедрин, «Премудрый пискарь» — сатирическая сказка. Сюжет можно воспринимать как буквально, так и в переносном смысле. Жизнь многих людей проходит так же уныло и безрадостно, как протекают дни главного героя произведения — мудрого пискаря (в XIX веке правописание слова было именно таким).

Главные герои и их характеристика

Главные герои сказки “Премудрый пискарь” – пескарь и рак, хотя щука также играет важную роль в развитии сюжета:

  1. Пескарь – главный герой, символизирует слабость, страх и бездействие. Он боится всего на свете, включая щуку, воду и любое изменение своей привычной жизни. Строго следуя своему отцу, пескарь живет на протяжении всей жизни в своей норе, уходя в нее каждый вечер, и избегая любого риска. Это приводит к тому, что он не женится и не имеет потомства, что в конечном итоге является одной из главных причин его трагической судьбы. Однако, после нескольких встреч с раком и щукой, пескарь начинает задумываться о том, что его жизнь не полна и что он может потерять больше, чем просто свою жизнь, если не изменит своему стилю жизни.
  2. Рак – представитель старой школы мышления, символизирует традиции и стабильность. Рак, как и отец пескаря, учит пескаря жить в соответствии с определенными правилами и предписаниями. Однако, рациональный подход рака к жизни не всегда работает, как показано в сказке, и пескарь в итоге осознает, что он не может жить вечно в своей норе и оставаться бездействующим.
  3. Щука – символизирует опасность и вызов, а также является тем персонажем, который вынуждает пескаря изменить свое поведение. Щука представляет опасность для пескаря, однако, в конце концов, она оказывается не единственной угрозой для него.
  4. Отец пескаря – представитель старой школы мышления, который учит своего сына жить в соответствии с определенными правилами и предписаниями. Его смерть становится одной из важнейших точек в сюжете, так как это заставляет пескаря начать свой путь самостоятельно.


Персонажи сказки

Темы произведения

Основными темами произведения являются:

  1. Неуверенность в себе. Пескарь считал, что он не сможет противостоять окружающим его жителям водоема, и потому выбрал не пересекаться с ними вообще. До самой смерти он был уверен в своей ничтожности и слабости перед миром, и полноценно жить мог только в мечтах или во сне. Он отказался от свободы и нормальной жизни, добровольно принеся себя в рабство, лишь бы умереть собственной смертью.
  2. Зона комфорта. Пескарь вырыл маленькую норку, в которой мог уместиться только он – это было его безопасное место. И хотя она была тесной и ограничивала его движения, он продолжал жить так на протяжении ста лет, прячась от жестокости внешнего мира.
  3. «Футлярность» или изоляция, отрешение от мира. Руководствуясь страхом за свою жизнь, пескарь собственноручно отрезает себя от окружающего мира и от прочих обитателей водоема. Таким образом, он закрылся в своей норе – «футляре» — не только от предполагаемых опасностей, но и от тех, кто мог бы стать его другом или создать с ним семью. Только в конце жизни он осознает, что таким затворническим образом жизни он всего-навсего обрек себя на вечное одиночество.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный мир
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: