Детские скороговорки для развития речи

Скороговорки для развития речи

Чистоговорки


Звуки М, П, Б

1. Ом-ом-ом-ом-мы построим новый дом.
2. Уп-уп-уп-уп — я готовлю папе суп.
3. Бы-бы-бы-бы в лесу растут грибы.
4. Мама Милу в ванне мыла.
5. Петя пилил пилой пень.
6. Любят бананы все обезьяны.

Звуки Т, Д, Н

1. Та-та-та, та-та-та- хвост пушистый у кота.
2. Ду-ду-ду, ду-ду-ду — дети бегают в саду.
3. Но-но-но, но-но-но- в нашей комнате темно.
4. Собака Том сторожит дом.
5. Дарья дарит Дине дыни.
6. Няня нянчит Надю с Ниной.

Звуки К, Г, Х, Й

1. Ко-ко-ко- кошка любит молоко.
2. Га-га-га у козы рога.
3. Ха-ха-ха— не поймать нам петуха.
4. Ой-ой-ой-зайке холодно зимой.
5. На горе гогочут гуси.
6. Хомячку на ухо села муха.

Звуки Ф, В

1. Аф-аф-аф- мы постовим в угол шкаф.
2. Ву-ву-ву — в лесу видели сову.
3. У Фани фуфайка, а у Феди туфли.
4. Наш Филат не бывает виноват.

Звук С(сь).

1. У Сони сани с горки едут сами.
2. Сеня в лесу встретил лису.
3. У нас газ погас.
4. Су-су-су-су — тихо осенью в лесу.
5. Носит Сеня сено в Сени, спать на сене будет Сеня.

Звук З

1. Зу-зу-зу-зайку моем мы в тазу.
2. У Зины козлик в корзине.
3. Лиза купила Зине корзину в магазине.
4. У магазина пьют сок Зоя и Зина.
5. У Зины звонок звенит звонко.
6. У маленькой Зины зайка спит в корзине.

Звук Ц

1. Цы-цы-цы- есть хотят птенцы.
2. Из колодца вода льется.
3. Не велика птица синица, да умница.
4. Цу-цу-цу — дали нам по огурцу.
5. Цыпленок пьет из блюдца воду.
6. Слава поставил цветы на подоконник.
7. Цы-цы-цы- мы помыли огурцы.
8. Нет конца у моего кольца.

Звук Ш

1. Нашей Маше дали мало каши.

Звук Ж

1. Жа-жа-жа убежали два ежа.
2. Жу-жу-жу- ежу кофточку вяжу.
3. Хорош пирожок, внутри творожок.

Звук Ч

1. Ча-ча-ча — сидит зайчик у врача.
2. Чу-чу-чу — врач идет к грачу.
3. Шубка овечки греет лучше печки.
4. У четырех черепах по четыре черепашонка.

Звук Щ

1. Ща-ща-ща- Коля ходит без плаща.
2. Щи-щи-щи- ищем мы щавель на щи.
3. Для ухи нужны лещи, а щавель — на щи.

Звук Л (Ль)

1. Лу-лу-лу- наточил Толя пилу
2. Ли-ли-ли суп соленый, не соли!
3. Дед Данила делил дыню.
4. Пол мыла Лара, Лиля Ларе помогала.

Звук Р (рь)

1. Говорила сорока сороке: я, как рыба, молчу на уроке.
2. Под кустом ореха норка. В норке проживает норка.
3. У меня на кармашке маки и ромашки.

Особый фольклорный жанр

Скороговорки как малый жанр народного творчества слагались в поэтически-шутливой форме. Постановка слов проходит
таким образом, чтобы звуки в них повторялись по-особому, поэтому каждая чистоговорка имеет свой фонетический
рисунок. Комичность таких стишков состоит в практически всегда неизбежном соскальзывании с затрудненной фразы,
невольном превращении в смешной вариант сходных по звучанию слогов.

Веселые стихи-скороговорки можно условно разбить на два вида – одни основываются на повторе
труднопроизносимого звука для самых маленьких, другие сталкивают фонемы таким образом, что даже взрослому, который
полностью владеет родным языком, они трудны для четкого произношения.

Чистоговорки, как и потешки, растут вместе с ребенком. Сначала веселая, занимательная игра с элементами обучения,
позже – более усложненная школа дикционных упражнений. В них есть один важный показатель – основная
единица ритма, где можно проследить явное выделение концовки строки с одинаковым количеством слогов. Народные
исполнители «скороговорили» на одном дыхании, поэтому скороговорки состоят из маленьких предложений, без
разделительных точек, которые бы нарушали скорость произношения ненужными паузами.

Тренировочные тексты дают возможность с головой окунуться в мир фонетики, разнообразия звуков в словах,
словосочетаниях, фразах, они обогащают, расширяют словарный запас, запуская механизмы мышления и воображения,
добавляют элемент творческого поиска, личной заинтересованности. Краткость, емкость, ритмичность, динамичность
высказываний выделяют их среди других речевых упражнений. Игра звуков, которые путаются, где-то пропадают, подменяют
друг друга или зеркально повторяются, дразнят и предлагают помериться с ними силам, испытывают память и подвижность
речевого аппарата.

Скороговорки для детей на звук Р

Прежде, чем начинать работу со скороговорками на звук Р, важно выяснить, имеются ли проблемы у ребенка вообще с выговариванием этой буквы. Когда ребенок начинает говорить букву Р? Однозначного ответа логопеды не дают, все зависит от развития конкретного ребенка

Так, например, двухлетний малыш, который ходит в детский сад и имеет старших брата или сестру, с легкостью может «тарабанить барабан». А карапуз на домашнем воспитании может не выговаривать этот сложный звук и до 4-5 лет.

Однако, 5 лет — предел и если ребенок не выговаривает звук Р до этого возраста, значит, у него имеются какие-то проблемы. Следовательно, к логопеду ребенка сводить стоит. Логопед подберет не только артикуляционную гимнастику, но и скороговорки на звук Р. Обычно скороговорки для детей 5 лет на звук Р — это простые фразы из 1-2 предложений.

Ехал Грека через реку,
Видит Грека — в реке рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Грека — цап!
На дворе трава, на траве дрова
Не руби дрова
на траве двора.
Карл у Клары украл кораллы,
Клара у Карла украла кларнет.
Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.
Расскажите про покупки,
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои.
Грач с горяча осерчал на грача
Проворонила ворона вороненка
В пруду у Поликарпа три карася, три карпа.
Рыла свинья, тупорыла, белорыла,
Полдвора рылом изрыла,
Вырыла, подрыла,
До норы не дорыла.
На то хавронье и рыло,
Чтобы она рыла.
И прыгают скороговорки, как караси на сковородке.
Триста тридцать три корабля
Лавировали, лавировали,
Да и не вылавировали.
Рубили дроворубы сыры дубы на срубы
Кричал Архип, Архип охрип.
Не надо Архипу кричать до хрипу.
Три сороки тараторки тараторили на горке.
Варвара караулила цыплят, а ворона воровала.
У тридцати трёх полосатых поросят
Тридцать три хвостика висят.
Как на горке, на пригорке
Стоят тридцать три Егорки:
Раз Егорка,
Два Егорка,
Три Егорка …
(И так до тридцати трёх Егорок.)
На дворе трава,
На траве дрова:
Раз дрова, два дрова, три дрова.
Отвори, Варвара, ворота,
у двора на траве коли дрова.
Брат сестре твердит три дня.
Скоро праздник у меня.
Третий день рожденья.
Будем есть варенье.
Бородач боронил бороной борозду
Разъярённый крокодил
Раздражён и нелюдим.
У репки да редьки корень крепкий
Тридцать три трубача трубят тревогу
Красный краб кричит «УРА!».
Резать торт пришла пора.
Выдра в тундре
В недрах тундры
Выдры в гетрах
Тырят в вёдра
Ядра кедров!
Бык тупогуб тупогубенький бычок,
У быка была тупа губа.
Киска у крыски украла ириску.

Английские скороговорки с переводом

Сурок

How much wood would a woodchuck chuck
if a woodchuck could chuck
wood?

Сколько дров бросил бы сурок,
если бы сурок мог бросать дрова?

Зоопарк

Can you imagine an imaginary menagerie manager
managing an imaginary
menagerie?

Ты можешь вообразить воображаемого руководителя зоопарка,
который руководит воображаемым
зоопарком?

Устрица

Any noise annoys an oyster
but a noisier noise annoys an oyster
most.

Любой шум раздражает устрицу,
но более шумный шум раздражает устрицу ещё больше.

Ракушки

She sells sea shells at the sea shore,
the shells she sells are the
sea-shore shells, I’m sure.

Она продаёт морские ракушки на берегу моря,
ракушки, которые она продаёт — это морские
ракушки, я уверен.

Упражнения на смешанные звуки

  • Стоит воз овса, возле воза овца.
  • Собака сидит на цепи.
  • Заглянет солнце и к нам в оконце.
  • На круше у Шура жил журавль.
  • Кошка спит, а мышку видит.
  • Ежик лежит под ёлкой.
  • Лёжа хлеба не добудешь.
  • Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки.
  • Мальчик чистит лошадку щеткой.
  • Щенок играет с мячом.
  • Са-ша-ша- Соня моет малыша.
  • Ас-аш-аш — под сосной стоит шалаш.
  • Шесть мышат в шалаше шуршат.
  • Саша любит сушки, а Соня ватрушки.
  • Вымыли мышки миски для мишки.
  • Ча-ца-ца- стоит мальчик у крыльца.
  • Ца-ча-ча растет птенчик у грача.
  • У волчицы волчата, у курицы и цапли- цыплята.
  • Девочка пьет чай из чашки.
  • Ща-са-са- под кустом сидит лиса.
  • У гусыни усов ищи-не ищи- не сыщешь.
  • Щи да каша -пищи наша. Всякой вещи свое место.
  • Рыбу ловит рыболов.
  • Весь в реку ушел улов.
  • Вкусная халва, мастеру хвала.
  • Римма и Тима шли мимо тира.
  • «да-да-да — в огороде лебеда»,
  • «ду-ду-ду — растут яблоки в саду»,
  • «ша-ша-ша — принесли домой ерша»
  • «ту-ту-ту — мы поедем в Воркуту»
  • «жа-жа-жа — есть иголки у ежа»
  • «чи-чи-чи — прилетели к нам грачи»
  • «жу-жу-жу — я на солнышке лежу» … и так далее.

Скороговорки для детей со звуками Ч-Ц

Четыре черненьких, чумазеньких чертенка
Чертили
черными чернилами чертеж.
У четырех черепашек четыре черепашонка.
Ученик учил уроки, у него в чернилах щёки
Чем чаще чищу, тем чашка чище
Цыплята и курица пьют чай на улице
Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас
Чеpепaхa, не скучaя, чaс сидит зa чaшкой чaя
Чукча в чуме чистит чуни. Чистота у чукчи в чуме.
Шильце, мыльце, кривое веретенце, шёлковое полотенце на полке за дверцей.
Куцая лисица в платьице из ситца мучицу из пшеницы сеет через ситце.
Две девицы брали водицу из криницы — поливать пшеницу.
Над кузницей, мельницей вьтся метелица, по лесу танцует и по полю стелется.
Чики-чок, чики-чок, трещит за печкою сверчок.
Грач сгоряча осерчал на грача.
Чики-чики-чикалочки.
Едет гусь на палочке.
Уточка — на дудочке, курочка на чурочке, зайчик на тачке, а мальчик на собачке.
Чёрной ночью чёрный кот прыгнул в чёрный дымоход.
В дымоходе чернота, отыщите там кота!
Колокольчики, бубенчики, летели голубенчики.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный мир
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: