Презентация на тему автоматизация звука к

Автоматизация звуков [к] и [г]

Закрепление звука [Г] в речи ребёнка

Закрепление звука идёт в той же последовательности, что и : слоги, слова, чистоговорки, тексты, скороговорки.

ГА: газ, газета, газон, галка, галдеть, гагара, гать, гамак, гавань, гармошка и т.д.

ГО: голод, город, гость, гордый, горло, горлинка, горы, горец, гончий, гонг и т.д.

ГУ: гусь, гусыня, губы, гулять, гули, гусли, гурьба, гуща и т.д.

Га-га-га, га-га-га: у кого болит нога?

Га-га-га, га-га-га: не  болит уже нога.

Га-га-га, га-га-га: вязнет в сене нога.

Гу-гу-гу, гу-гу-гу: я помочь тебе могу.

Гу-гу-гу, гу-гу-гу: сидит синичка на снегу.

Гу-гу-гу, гу-гу-гу: гусь посеется на лугу.

Го-го-го, го-го-го: конь смеётся: «И-го-го!»

Стихотворные тексты со звуком :

Гусь купил себе гармошку,

Но дырявую немножко.

Хорошо гармошка пела,

По-гусиному шипела.

(Г. Виеру)

Гусь

— Га-га-га! — гогочет гусь.

— Я семьёй своей горжусь!

На гусят и на гусыню

Всё гляжу, не нагляжусь!

(Н. Коётарев)

Снегири сидят в снегу:

Сядут в снег – и ни гу-гу.

Зря сычи их стерегут

На заснеженном лугу.

(А. Пудваль)

Грач качался в гамаке,

Гуси – в волнах на реке.

Мимо голуби летели

И на веточку присели.

Веточка качается-

Неплохо получается.

(А. Пудваль)

Скороговорки со звуком достаточно сложны:

В гнезде – гагара, у гагары птенцов пара.

Ганна съела галушку, Герман – горбушку.

Шлёпают гуськом гусак за гусаком.

Свысока смотрит гусак на гусака.

Ой, выщиплет бока гусак у гусака.

Говорила им горилла, приговаривала,

Говорила, говорила, приговаривала.

Галка села на забор,

Грач завел с ней разговор.

Гонец с галер сгорел.

Собрала Маргарита маргаритки на горе,

Потеряла Маргарита маргаритки во дворе.   

Как на горке, на пригорке

Стоят тридцать три Егорки:

Раз Егорка, два Егорка, три Егорка…

Летела гагара над амбаром,

А в амбаре сидела другая гагара

Итого гагар – пара..

Прекрасная тренировка для закрепления мягких звуков – чистоговорки и скороговорки:

Ки-ки-ки, ки-ки-ки: ёлки очень высоки.

Ке-ке-ке-, ке-ке-ке: спит котенок в уголке.

Ги-ги-ги, ги-ги-ги: мяч поймал, — теперь беги!

Ги-ги-ги, ги-ги-ги: Гена, маме помоги!

Ги-ги-ги, ги-ги-ги: не забудь про сапоги.

Автоматизация звуков К и Кь

ЗВУК К. (№1)

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Автоматизация звука в слогах.

ка-ко-ку-кы ко-ку-кы-ка ку-кы-ка-ко кы-ка-ко-ку
ак-ок-ук-ык ок-ук-ык-ак ук-ык-ак-ок ык-ак-ок-ку
ак-ак-ак- бак, мак, так; ок-ок-ок- ток, бок, сок, док;
ук-ук-ук- тук, бук, внук, паук; ык-ык-ык- бык;
ик-ик-ик- пик, веник, финик; ек-ек-ек- век, бег, снег;
як-як-як- маяк, як.

3. Послушай и повтори. Обведи капельки.

Дождик, дождик, веселей!Капай, капай, не жалей!Кап! Кап! Кап.

4. Угадай слово, которое

заканчивается звуком :уро. дру. сту. сапо. то. кри. суро. вени. шнуро. поро. като. замо. брело. зна. кло. трес. .

5. Автоматизация звука в словах.

Бак, мак, так, маховик, паук, индюк, тук, бук внук, бык, бок, док, табак, поток, опенок, паек, веник, ботинок, дубок, моток, охотник, молоток, тюбик, финик, путник, пик, як, маяк, каюк, тупик.

1. Отгадай загадку. Обведи отгадку.

Зелены мы, как траваНаша песенка: «Ква-ква».

2. Угадай слово, начав его звуком , :

. окос, . исть, . ино, . нига, . ошка, . ит, . рот, . ольцо,. екс, . олдун, . офе, . ость, . амень, . олодец, . орова.

3. Автоматизация звука в слогах.

Ква-кво-кву-квы кна-кно-кну-кны
Кво-кву-квы-ква кно-кну-кны-кна
Кву-квы-ква-кво кну-кны-кна-кно
Квы-ква-кво-кву кны-кна-кно-кну

4. Названия, каких картинок звучат, похоже?

5. Игра «Веселый счет». Сосчитай уток.

ЗВУК К. (№5)

1. Повторить чистоговорки.

ка — ка — ка — наша ноша не легка; Ниток клубок укатился в уголок.
ко — ко — ко — убежали далеко; Клава клала лук на полку,
ку — ку — ку — покупаем мы муку. Кликнула к себе Николку.

2. Игра « Один-много».

Кабан – кабаны кабина – кабины, камень – камни,
канава – канавы, капкан — капканы, конь – кони,
кот – коты, канат – канаты, комета – кометы,
конфета – конфеты, команда – команды, комната – комнаты.

3. Игра «Прятки». Назови картинки.

4. Повторить чистоговорки.

На кокосы, на кокосы На скамейке семь котят
Налетели мы, как осы, Все котята есть хотят.
А кокосы высоко, В миску мы кисель нальем –
Высоко и далеко.* Вот вам миска с киселем.

ЗВУК К. (№6)

1. Отгадай загадку. Обведи отгадку.

Без крыльев летят, Без ног бегут,
Без паруса плывут. (облака)

2. Игра « Один-много».

Один бак – много баков одна буква – много букв
Один мак – много маков одна тыква – много тыкв
Один бук – много буков одно окно – много окон
Один паук – много пауков один маяк – много маяков
Один бык – много быков один индюк – много индюков
Один дубок – много дубков один веник – много веников

3. Повторить чистоговорку.

Киска, киска, где твоя миска?
Ест киска суп из миски:
Сыта киска – пуста миска.
(Выложить из счетных палочек)

4. Автоматизация звука в словочетаниях.

мяукать под окном; купать коней в Оке; выкопать канаву; покупать комок; коптить окуней.

5. Игра «Прятки». Назови картинки.

ЗВУК К. (№7)

1. Игра «Исправь ошибку».

Письмо пишет дедушку. Наша мышка поймала кошку.
Катушка ниток купила бабушку. Камешек нашёл Пашу.
На шубу вешают вешалку. Камыши сидят в лягушке.
Ландыши нашли Наташу. В картошку положили мешок.

2. Игра «Веселый счет».

3. Автоматизация звука в словах.

Как, какаду, какао, какая, каемка, капкан, квак, койка, кок, кокон, комок, копейка, кнопка, кубик, кубок, покупка, пикник, конь, утка.

ЗВУК Кь. (№1)

1. Автоматизация звука в слогах.

кя-кя — кя-кя-кя кя-ке-кю-ки
ке-ке — ке-ке-ке ке-кю-ки-кя
кю-кю — кю-кю-кю кю-ки-кя-ке
ки-ки — ки-ки-ки ки-кя-ке-кю

2. Автоматизация звука в словах.

Киви, кивок, кино, Ким, кипа, коньки, кубики, маки, кепи, кепка, бакен, кит, кипяток, ботинки, Никита, букет, пакет, океан, пеньки, кеды, потомки.

3. Автоматизация звука в словочетаниях.

покупать маки; надевать кепку и кеды; кивать Никите; надевать накидку; пить кипяток; кубики в пакете; Никитины ботинки; ходить в кино.

4. Повторить чистоговорки.

В океане кит, киту кипяток кипятит. Покупаем мы покупки:
Кепку с этикеткой покупает Светка. Для Никиты те покупки
И для Кима те покупки.
А в покупках утки, дудки,
Кубики и незабудки.

5. Игра «Чего не хватает?» (ручки, лапки, ножки).

Подготовительный этап

Перед тем как приступать к постановке звука, необходимо выработать базу для него. Это артикуляция и дыхание. В логопедии принят поэтапный подход к коррекции звукопроизношения. Нельзя пренебрегать последовательностью, иначе не получится исправить дефект.

Цель подготовительного этапа в устранении каппацизма — это научить ребенка чувствовать движения языка. Для этого предлагается ряд упражнений.

Первое упражнение называется «Силач». Ребенок открывает рот, широко улыбается. Логопед оборачивает палец платком или бинтом, кладет его на кончик языка, который лежит в расслабленном виде у нижних зубов. Он начинает аккуратно отодвигать орган вглубь рта. В это время ребенок сопротивляется и выталкивает палец.

Следующий этап — палец кладут на среднюю часть языка, отодвигая его вглубь рта. Постепенно у дошкольника сформируется новое ощущение, он сможет самостоятельно пододвигать язык.

Второе упражнение – «Горка». Логопед показывает образец выполнения перед зеркалом. Широкая улыбка при открытом рте. Кончик языка упирается в нижние зубы, задняя часть поднята к небу. Если ребенок испытывает затруднения, то можно помочь ему прижать кончик.

Третье упражнение – «Месим тесто». Предназначено для снятия тонуса, расслабления. Широкий язык кладется на нижнюю губу, затем слегка шлепается верхней губой.

Для того чтобы научить дошкольника делать язык широким, используют упражнение «Лопаточка». Рот открыт, язык высунут и распластан на нижней губе. Поза удерживается в течение пяти секунд.

Еще один способ укрепить мышцы языка. Ребенок высовывает язык, логопед оборачивает его платком, аккуратно удерживает орган, а дошкольник пытается его убрать в рот.

Для выработки правильной артикуляции используют дыхательную гимнастику. Для этого предлагают упражнение «Ветерок». Ребенок должен сделать «Горочку», после чего сдуть бумажку или фантик с руки логопеда.

Для отработки «Горочки» дают пожевать спринцовку самого маленького размера. Ее тщательно моют и крупной частью кладут в рот. Груша будет прижимать кончик языка, а ребенка попросят ее несильно пожевать.

При сильном рвотном рефлексе тренировки проводят постепенно. Зондом для постановки звука гладят язык, постепенно продвигаясь все дальше. Можно гладить шариком верхнее небо, постепенно сдвигаясь к корню языка.

В тяжелых случаях помогает логопедический массаж. Он может быть ручным и зондовым. Назначает его только специалист.

Закрепление звука [Х, ХЬ] в речи ребёнка

Чистоговорки с , :

Ха-ха-ха, ха-ха-ха: скачет по полу блоха.

Ху-ху-ху, ху-ху-ху: не поймали мы блоху.

Хи-хи-хи, хи-хи-хи: быстры лапки у блохи.

Хе-хе-хе, хе-хе-хе: знаем сказку о блохе.

Фразы со звуками , :

Собери сухой хворост.

Хитрый хорь поймал хомяка.

У хамелеона длинный хвост.

Харитон собирал хворост.

Стихотворные тексты со звуками , :

Хомячок охрип от крика:

— Разве хорь болеет гриппом?

Ой, хорёк, какой ты врун,

Я от хохота умру!

(А. Пудваль)

Хохотушка

Хохотала звонко Мила,

В рот смешинка угодила.

Ха-ха-ха! Вдруг – бух! – упала

И смешинку потеряла.

(Ф. Бобылев)

Хвастливый хамелеон.

Хвастался хамелеон своим хвостом

Хвостатым хищникам. Потом…

– Что стало с ним, с его хвостом?

– Ни хамелеона, ни хвоста.

Ведь нет у хищников поста.

История, увы, проста.

(Е. Карельская)

Хомячок

Хомка, хомка, хомячок —

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встаёт,

Чистит лапки, воду пьёт.

Прибирает Хомка хатку

И выходит на зарядку:

Раз, два, три, четыре, пять,

Хочет Хомка сильным стать!

(А. Каменчук)

Хорь охотник

На охоту хорь в курятник ходил,

Да хохлаток впопыхах разбудил.

Да проснулся Петух,

На Хоря сверху бух!

Хорь со страху еле ноги унёс.

Ох, и больно, и обидно до слёз!

И сидит он, и ворчит под ольхой:

— Нехороший тот курятник, плохой!..

(В. Суслов)

Хорек ходил на елку к волку,

Унес хлопушку втихомолку.

Теперь хорек своей хлопушкой

Зверей пугает, словно пушкой.

(Г. Сапгир)

Хочешь великаном стать?

На ходули надо встать!

Ахи, охи, хохот, смех.

Скоморохи выше всех!

(В. Берестов)

Скороговорки со звуками , :

Вкусная халва – мастеру хвала.

Хохотушка буква Х

Хохотала: «ха-ха-ха!»

Прохор и Пахом ехали верхом.

Муха-горюха села на ухо.

Метки: Автоматизация звуков

Артикуляционные упражнения

С дошкольниками одно логопедическое задание повторяется трижды в день. Каждое упражнение делается минимум 5 раз. К новому уроку дети переходят после того, как без запинки выполнят предыдущее действие. При постановке звука логопед использует следующие упражнения:

  1. Улыбнитесь, приоткройте рот. Это исходное положение (ИП) артикуляции при постановке звука . Слегка покусывайте язык.
  2. Придайте ИП органам артикуляционного аппарата. Переднюю часть языка положите на нижнюю губу и прикройте верхней. Теперь «пошлепывайте» губами и произносите слог «пя».
  3. Займите ИП. Покусывание языка чередуйте с «пошлепывающими» движениями губ.
  4. Из ИП артикуляционного аппарата на нижнюю губу положите язык. Расслабьте его, накройте верхней губой. Теперь зафиксируйте положение на 5-10 секунд. Если ребенку трудно самому удерживать положение языка, то с помощью стерильной марли держите пальцами за кончик. Дошкольник в это время будет пытаться убрать язык в ротовую полость.
  5. При постановке заднеязычного согласного примите правильную артикуляцию органов речи: улыбнитесь, выпятите язык «горкой», расслабьте связки. При этом кончиком упритесь в нижние резцы, а корнем прикоснитесь к небу. Удерживайте позицию до 5 секунд.
  6. Придайте ИП артикуляционному аппарату. Сделайте язык «горкой». Напрягайте и расслабляйте его каждые 10 секунд.
  7. Займите ИП, язык выпятите «горкой». Теперь плавно подуйте по средней части органа, ощутите прохладный воздух. Усложните задание: не просто выдыхайте воздух, а произносите звук и сдувайте ватный шарик с ладони.

Польза чистоговорок:

  • Чистоговорки со звуком «С» построены таким образом, чтобы позиция звука в слогах, сочеталась с позицией звука «С» в словах.
  • Эти упражнения помогут вашему малышу также развивать словотворчество, т.к. можно придумывать и свои окончания чистоговорок.
  • Для того, чтобы материал был интересен и понятен детям он представлен в виде картинок, моделей и слогов. Детям постарше можно предлагать самостоятельно читать слоги или повторять за взрослым. А вот с картинками малыши справятся и самостоятельно или с небольшими подсказками.
  • Автоматизация звука «С» в чистоговорках будет полезна и тем, что поможет познакомить детей с предлогами (при помощи моделей), а также разовьет ассоциативное мышление.
  • Ребенок при помощи моделей предлогов научится видеть и слышать это «маленькое» слово. Дети очень часто соединяют предлоги с существительными и считают их одним словом (н-р, сочетание слов НА столе, малыши воспринимают как одно слово НАСТОЛЕ ит.п.). Модели предлогов представлены ниже.
  • Ребенок при помощи мнемодорожек научится правильно составлять предложения и рассказы. Этот навык пригодится и в будущем при обучении в школе, т.к. научит ребенка мыслить образно.

Модели предлогов:

Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков вы найдете по выделенной .

У нас на сайте вы можете скачать, распечатать и использовать дидактический материал для своих занятий. А можно заниматься прямо у нас на страничке.

ПОМНИТЕ! Говорить нужно неспеша, четко проговаривая необходимые звуки.

Автоматизация звука   в чистоговорках

  • СА – СА – СА  — длинная коса;
  • СА – СА – СА — хитрая лиса;
  • СА – СА – СА  — вот летит оса;
  • СА – СА – СА  — укусила в нос оса;
  • СЫ – СЫ – СЫ — у дедушки усы;
  • СЫ – СЫ – СЫ —  лисёнок у лисы;
  • СЫ – СЫ – СЫ —  хвост красивый у лисы;
  • СЫ – СЫ – СЫ — новые весы;
  • СЫ – СЫ – СЫ —  заведи часы;
  • СЫ – СЫ – СЫ — не боюсь я злой осы;
  • СУ – СУ – СУ —  воду я несу;
  • СУ – СУ – СУ —  дом стоит в лесу;
  • СУ – СУ – СУ — я осу в руке несу;
  • СО – СО – СО —  у Сони колесо;
  • СО – СО – СО —  стал мой нос, как колесо;

Чистоговорки на слог АС

  • АС – АС – АС — дети  входят в класс;
  • АС – АС – АС — дети пили квас;
  • АС – АС – АС — свет у нас погас;
  • АС – АС – АС — я корову пас;
  • АС – АС – АС — вкусный ананас;
  • ОС – ОС – ОС — на поляне много коз;
  • ОС – ОС – ОС — я несу поднос;
  • УС – УС – УС — я несу арбуз;
  • УС – УС – УС — у Сони много бус;
  • ЕС – ЕС – ЕС — автобус едет в лес;
  • ИС – ИС – ИС — на суку Борис повис;
  • АСЫ – АСЫ – АСЫ – это ананасы;
  • ОСЫ – ОСЫ – ОСЫ — на столе подносы;
  • ОСЫ – ОСЫ – ОСЫ — заплетали косы;
  • УСЫ – УСЫ – УСЫ — подарим маме бусы;
  • ИСТ – ИСТ – ИСТ — наш Борис танкист;
  • ИСТ – ИСТ – ИСТ — вот зелёный лист;
  • ОСТ – ОСТ – ОСТ — у Васьки длинный хвост;
  • АСТА – АСТА – АСТА — вот зубная паста;
  • АСКА – АСКА – АСКА — у Сони маска;
  • АСКА – АСКА – АСКА — у Сони коляска;
  • АСКИ – АСКИ – АСКИ — мы купили маски;
  • ИСКА – ИСКА – ИСКА — на столе записка;
  • ИСКА – ИСКА – ИСКА — спит киска;
  • ИСКА – ИСКА – ИСКА — на столе редиска;
  • ИСКУ – ИСКУ – ИСКУ — мы купили миску;
  • ОСКИ – ОСКИ – ОСКИ — мы носили доски;
  • ИСТО – ИСТО – ИСТО — посуду мыли чисто;
  • УСТА – УСТА – УСТА —  вкусная капуста;
  • УСТО – УСТО – УСТО — в огороде пусто;
  • ЭСТО – ЭСТО – ЭСТО — мы месили тесто;
  • ОСКА – ОСКА – ОСКА — высокая берёзка;

ОСНЫ – ОСНЫ – ОСНЫ — у скалы сосны;

Чистоговорки на слог СТЫ

  • СТЫ – СТЫ – СТЫ — длинные хвосты;
  • СТЫ – СТЫ – СТЫ — строили мосты;
  • СТЫ – СТЫ – СТЫ — зелёные листы;
  • СТЫ – СТЫ – СТЫ —  улетели аисты;
  • СТЫ – СТЫ – СТЫ — мяч летит в кусты;
  • СТА – СТА – СТА  — у Сони два листа;
  • СТА – СТА – СТА — стояли у моста;
  • СТА – СТА – СТА — мы видели аиста;
  • СТА – СТА – СТА — сели на места;
  • СТУ – СТУ – СТУ — стояли на мосту;
  • СТУ – СТУ – СТУ — едем по мосту;
  • СТУ – СТУ – СТУ — солдаты на посту;
  • СКИ – СКИ – СКИ — новые носки;
  • СКА – СКА – СКА — длинная доска;
  • СКУ – СКУ – СКУ — мы несли доску;
  • СНЫ – СНЫ – СНЫ — стояли две сосны;
  • СНА – СНА – СНА — на улице весна;

Звук «С» в чистоговорках — это следующий этап автоматизации. Звук «С» поставлен, автоматизирован изолированно, в слогах, словах и словосочетаниях? Тогда самое время приступить к автоматизации звука «С» в чистоговорках.

Автоматизация звука «С» в чистоговорках при помощи наглядности поможет родителям и педагогам ввести звук «С» в активную речь ребенка.

Вам также будет интересно:

  1. Артикуляционная гимнастика
  2. Автоматизация звука Р
  3. Автоматизация шипящих звуков
  4. Дифференциация звуков
  5. Развитие речи
  6. Обучение грамоте
  7. Дидактические игры

Желаем всем успехов и позитивного настроения!!!

К-Г (К’-Г’)

кот — год

ока — ага

икра — игра*

калина — Галина*

куст — густ*

 кол — гол*

кости — гости*

Клаша —  Глаша*

кашу — гашу*

кошка — Гошка*

класс — глас*

колки — иголки*

колос — голос’

катить — гатить

книга

коготь

иголка*

курага*

гудок

отгадка

кагат

гавкать

уголок*

 кагал*

карга*

кагор*

гайка

гномик

загадка*

горшок*

губка

нагайка

годок

галка*

горка* грелка*

курган* горько*

коготок

гамак

когда

голубка*

голубок*

глубоко*

горелка* гребенка кочерга*

круг*

грек*

галстук*

3. Счет: 1-10,2-20

мягкая губка

гнедой конь

тонкая книга

глубокая канава*

4. Спряжение в настоящем и будущем времени:

бегать на коньках *                 гудеть в дудку (буд.в.)

гнать уток и утят                 готовить беговые коньки

помогать Кате                         покупать книгу

догонять пингвиненка                       отгадать загадку

5. Скороговорки, рассказы:

Ну-ка, галки, не галдите,

Малых деток не будите*.

Угадай-ка, галка, код,

Чтоб попасть на луноход*.

Не гони коней кнутом:

Кто спасет тебя потом?

Конь спасет тебя потом —

Но не надо гнать кнутом*.

Маленькому Гошке

Подарили кошку.

Маленькой Агашке

Дайте манной кашки*.

Гоготали громко гуси

В огороде у бабуси*.

На окно садится кот,

Просидит там целый год*.

У елки иголки колки*.

Галка села на палку.

Палка ударила галку*.

Села Галина на калину,

Съела калину Галина*.

Гулит голубка на лугу,

А вот галка ни гу-гу*.

Егорке с Климом

Тесен двор,

Они бегут

Гонять футбол.

Там Климу гол

Забил Егор.

И Клим забил

Егорке гол*.

Выпал иней на луга,

Щиплет гусям лапки.

— Гуси! Гуси!

— Га-га-га!

— Надевайте тапки!

Надевайте тапки —

Берегите лапки*.

Говорят, говорят:

 Собрались на горке

Около Егорки,

Собрались на палке

Голубь, гусь и галки*

Гули, гули, гуленьки

Подлетают к Юленьке*.

Кот Фунтик

У Гони новая губка. Ганя моет губкой кота Фунтика.

Фунтик недоволен и Ганей, и губкой. Он хватает когтями Ганину губку.

Особенности автоматизации

Если для постановки использовали механический способ, то лучше сразу начинать вводить слоги. Для начала используют прямую позицию – согласный плюс гласный звук.

Сначала используют слоговые дорожки из одинаковых слогов: «КА-КА-КА». После добавляют другой слог: «КА-КА-КО». Если ребенку сложно запомнить такое количество, то используют два слога.

На начальном этапе автоматизации используют чистоговорки. Задача дошкольника произнести слоги, а логопеда уже оставшуюся фразу.

После успешного усвоения прямых слогов берут обратные − гласный плюс согласный. Снова начинают с одинаковых слоговых дорожек: «АК-АК-АК». Потом добавляют еще слог: «АК-АК-ОК».

Детям обычно неинтересно повторять слоги, поэтому используют игровые приемы. Пальцами прошагивают дорожки, мотают клубок ниток, собирают игрушки с пола – каждое движение сопровождается повторением слога. Можно кидать мячик в корзину, рисовать узоры, собирать картинку.

Только после того, как слоги будут усвоены, переходят к словам

Параллельно уделяют внимание развитию речевого слуха. Для этого ребенку объясняют артикуляцию разных звуков, акцентируя внимание на особенностях произношения – для этого используют зрительный анализатор

После учат различать их на слух

Особенно это важно для проведения дифференциации звуков. Если этот этап дается тяжело, то начинают с неречевых звуков – музыкальных инструментов, природных шумов и т

п. Важно не торопиться и отрабатывать каждый этап. Тогда получится закрепить хороший результат.

Способы постановки

Постановка звука происходит на индивидуальных занятиях. Первый способ – по подражанию. Для этого логопед показывает образец артикуляции, но сам звук не произносит. Только демонстрирует, как язык собирается «горочкой» и предлагает дошкольнику повторить. После перед ним кладут на ладони ватный шарик, просят сдуть. На выходе получится правильный звук , который можно автоматизировать.

Но по подражанию редко удается ввести звук, поэтому используют механическую помощь. В наборе зондов Рау есть специальный зонд для заднеязычных звуков. Он похож на широкий шпатель.

Дошкольник поизносит безостановочно слог «ТА», в это время логопед зондом задвигает язык вглубь рта. После манипуляции послышится нужный звук. Зонд удерживают, чтобы ребенок запомнил произношение.

На этом моменте необходимо придумать обозначение звуку. Нельзя называть его , так как это вызовет старый стереотип произношения. Подойдет «Кашель».

Зонд убирают и предлагают ребенку самостоятельно воспроизвести «Кашель». Придется немного помогать зондом, чтобы дошкольник мог найти правильную позу для языка. К автоматизации переходят только тогда, когда будет идеальное звучание в изолированной позиции.

Можно попробовать поставить звук от имитации. Логопед тихо кашляет, выдавая что-то вроде . Делать это нужно тихо, почти шепотом, сокращая разрыв между покашливаниями. Такой трюк позволит убрать призвук . Для визуализации просят ребенка поднести ладонь ко рту. Он будет ощущать толчки воздуха.

Есть еще способ постановки на вдохе. Для этого дошкольника учат втягивать язык, собирать его словно «улитка в раковину прячется». Кончик кладется на нижнюю губу, резко сползает по нижней части рта и складывается «Горочкой». Логопед произносит шепотом нечто похожее на «КА».

Из этого же положения «улитка в раковине» ребенок произносит «КА» — ему предлагается «выпустить улитку наружу». Такой обманный маневр позволит вызвать изолированный звук, показать новую позицию.

Постановка звука при замене на эффективнее всего проводится с механической помощью. В качестве заменителя зонда используют обычный шпатель или детскую силиконовую соску.

Постановка с опорой

В некоторых ситуациях можно вызвать от правильного звука. Если есть хороший , то можно попробовать от него

Для этого акцентируют внимание ребенка на особенностях произношения – корень языка касается неба, нужно запомнить это ощущение. Кончиком нужно хорошо упереться в небо, как бы закрыть языком «щель», нажим должен быть сильным

В этот момент нужно «кашлянуть» и получится звук .

После начинают тренировать ребенка изолированно произносить . Звук может быть громким, взрывным, напряженным. В таком случае нужно попросить его говорить шепотом. Призвук уйдет со временем.

Для того чтобы закрепить изолированное звучание, нужно использовать игровые приемы. Дошкольнику предлагают перебирать стеклянные камешки, выкладывая их в виде дорожки. После по ним «шагают» пальцы, каждый шаг — это звук.

Подойдут разные дорожки: которые нужно обводить пальцем, выкладывание узоров, закрашивание картинок. Детям нравятся динамичные игры: попрыгать столько, сколько раз прозвучал звук. Можно выкладывать дорожку из разных позиций. Каждый прыжок – смена позы. Например, прыгнул и повернулся направо, потом налево и т. п. Каждое движение сопровождается звуком.

Недостатки произношения буквы «к»

Явление, когда дети не умеют выговаривать какой-либо звук, заменяют его другой фонемой или искажают при произношении, называется речевым нарушением. При каппацизме выявляют следующие недостатки:

Ребенок произносит изолированно или в словах с характерным придыхательным, кашлевым призвуком. При артикуляции голосовые связки смыкаются, а язык остается безучастным. Поэтому фонема ставится заново.
У трехлетних детей слышится в речи вместо четкий призвук из-за неплотного прилегания языка к небной занавеске. Отсюда воздух проходит через щель, образуя фонему . Проводится полный цикл занятий по дифференциации заднеязычных согласных с фиксированием внимания на укладе органов артикуляционного аппарата.
Дошкольник вместо твердого называет мягкий звук с добавлением гласных , . Объяснение в том, что у ребенка сформировалась неверная привычка артикуляции. Исправляется дефект механическим способом. Педагог сдвигает у дошкольника язык со средней части неба к задней. Такое положение поможет в произношении твердого согласного.
Ребенок называет слова с заданной фонемой, издает горловое звучание. Это явление возникает из-за примыкания корня языка одновременно к небу и задней стенки глотки. Ошибка исправляется механическим способом, когда учитель с помощью шпателя от «та» приходит к произношению «ка». При этом педагог следит за тем, чтобы нажатие на язык было легким.
Вместо дошкольник произносит фонему , в обратных слогах добавляет призвук или . Такой дефект объясняется включением в артикуляцию голосовых связок. Чаще всего он возникает при автоматизации согласных ,

Поэтому занятия проводятся поэтапно: закрепляются звуки , , затем добавляется фонема , обращается внимание дошкольника на отсутствие дрожи гортани при произношении заднеязычного согласного.

Занятия с логопедом.

Правильная артикуляция

Любая работа начинается с того, что ребенку показывают образец звучания. Звук относят к группе заднеязычных, то есть для их произношения поднимается задняя часть языка. Именно от этого звука ставят остальные — , и их мягкие пары.

Поэтому целесообразно коррекцию начинать со звука . Для его произношения губы принимают нейтральную позицию либо становятся раскрытыми. Зубы разомкнуты, кончик языка лежит у нижних зубов, но не упирается в них. Передняя и средняя спинка опущены, задняя поднята и упирается в мягкое небо. Боковые части языка слегка касаются твердого неба. Голосовые связки не напрягаются, воздух проходит через смычку языка и неба, разрывает ее и получается звук .

В норме заднеязычная группа появляется в раннем возрасте. Благодаря сосанию язык принимает вид «горки» и у ребенка получается произносить отдельные звуки.

Затруднения могут возникать из-за высокого или узкого неба – в таком случае не получится образовать смычку. При дизартрии возникает слабость или напряжение отдельных мышц языка. Иногда у детей плохо формируется фонематический слух. Благодаря ему люди различают разные звуки речи.

Дефектное произношение звука называется каппацизмом. Иногда звук отсутствует, тогда вместо «Кот» получается «’от». Звук может искажаться и вместо него будет слышаться щелчок – так происходит из-за слишком плотной смычки.

Замену на другие звуки называют паракаппацизмом. Чаще всего звук меняется на , и иногда на . В таком случае, помимо постановки звука, логопед занимается дифференциацией.

Постановка звуков «к», «г», «х»

Помогают занятия по развитию слуховой памяти, внимания, фонематического слуха. Педагог указывает ребенку на точную артикуляцию, правильное положение языка, губ, а также отрабатывает чистое звучание изолированной фонемы с помощью речевых и неречевых заданий, пассивной артикуляционной гимнастики, логопедического массажа, упражнений с бездефектными звуками.

Логопед подбирает дошкольнику 2 упражнения для постановки заднеязычных согласных, а навыки закрепляют родители в домашних условиях:

  1. «Язычок-борец, или Кто сильнее». Дошкольник принимает исходное положение при постановке велярного согласного: приоткрытый рот в улыбке. Логопед легким нажатием на язык отодвигает спинку вглубь рта. Ребенок сопротивляется. Педагог, попеременно надавливая на кончик и переднюю спинку, добивается поднятия задней части языка. Во рту образуется «горка».
  2. «Катание с горы». Ребенок сам выгибает язык «горкой», кончиком касается нижних резцов. Затем толчкообразно выдыхает на ладонь с ватным шариком, сдувает его и называет фонему.

Артикуляционная гимнастика.

Основные способы

В работе с дошкольниками различают 3 метода:

По образцу

Педагог показывает ребенку, как правильно произносить велярный согласный, акцентируя внимание на четкой артикуляции, положении органа речи, звучании .
Механический способ. Применяется логопедом при формировании правильного положения органов речи

Используются массаж, пассивная артикуляционная гимнастика, шпатели, зонды.
Смешанный метод. Предполагает использование всевозможных логопедических приемов для становления и автоматизации фонемы. Выбор зависит от индивидуальности ребенка.

При постановке велярного согласного учитель выбирает один вариант или комплекс упражнений:

«Покашливание»:
дошкольник выдыхает, имитирует легкое покашливание, произносит слог «кхе», ощущает поток воздуха на ладони;
при возникновении иного звучания педагог использует логопедический прием: указательным и большим пальцами слегка сдавливает область горла под подбородком, придает механически нужный уклад органам речи;
следующим шагом будет научить малыша покашливанию шепотом, чтобы услышать чистый призвук ;
заднеязычный согласный закрепляется в других слогах: «ка», «ко», «ку»;
в заключение ребенок дифференцирует изолированную фонему .

«Вдох-выдох»:педагог учит дошкольника называть слог «ка» любым способом на вдохе, делаются упражнения «Улитка» и «Храп» (в первом случае нужно втянуть язык вглубь горла, как будто улитка прячется в раковину, во втором желательно изобразить беззвучный храп и научиться выговаривать звук , произносить слог «ка»);
логопед учит шепотом говорить «ка» на вдохе и выдохе, также делаются упражнения «Улитка» и «Храп»;
на выдохе педагог закрепляет у дошкольника отдельный велярный звук, подготавливает тренировку на слогах с поставленными гласными , , , , .

«Постановка от »:
коррекционный педагог логопедическим инструментом фиксирует положение речевого аппарата в момент медленного проговаривания дошкольником слога «та», нажимает шпателем на корень языка, когда слышит от ребенка звук ;
далее учитель с помощью инструмента надавливает на переднюю спинку языка, чтобы получить звучание «тя»;
логопед продолжает продвигаться инструментом к корню, образует «горку», добивается от дошкольника произношения слогов «кя», «ка»;
ребенок, как только научился чисто произносить изолированный заднеязычный согласный с помощью инструмента, переходит к самостоятельному произношению фонемы.

«Постановка от »:
при чистом произношении фонемы детское внимание фиксируется на правильной артикуляции органов, желательно установить язык «горкой», корнем касаться неба и перекрывать щель;
дошкольник внимательно следит за движением педагога, а затем также изображает легкое покашливание, выдыхает воздух на ладонь с фонемой ;
при появлении напряженного, срединного призвука логопед поэтапно добивается чистого произношения заднеязычного согласного через тихое покашливание, начиная с легкого для ребенка слога «кэ» и заканчивая соединениями с другими гласными.

Артикуляционный профиль.

Автоматизация звука «к» в словах

Заключительная фаза, автоматизация звука в речи, наступает после постановки изолированной фонемы . Работа коррекционного педагога начинается с неоднократного повторения прямых, обратных слогов, слоговых рядов. Например, учитель-логопед подготавливает следующие задания:

  1. Прямые слоги: «ку», «кы», «ко», «ка».
  2. Обратные слоги: «ак», «ык», «ок», «ук».
  3. Легкие и сложные слоговые ряды: «ка — кы — ко», «кло — кла», «квак — квук», «кны — кна — кно — кну».
  4. Короткие слова с одинаковым рядом: «бак — мак — ак», «бок — моток — ок», «бук — внук — ук».
  5. Слоговой ряд со словом: «ык — ык — бык», «ук — ук — паук», «ак — ак — табак», «ик — ик — веник», «ок — ок — сапожок», «юк — юк — курдюк», «як — як — бедняк».
  6. Короткие слова: «пик», «лик», «кот», «тук», «бук», «око», «кол».

Затем логопед подводит дошкольника к словам с заднеязычным согласным. Ребенок учится находить понятия на заданный слог, подбирать слова с несколькими рядом стоящими согласными:

  1. В начале слова: «кокон», «комок», «копейка».
  2. В середине слова: «акула», «полка», «гимнастика», «анкета», «бисквит».
  3. В начале и середине слова: «клубника», «коляска», «кадушка».
  4. В конце слова: «сок», «лук», «маяк», «как», «клок».
  5. В начале и конце слова: «кок», «колобок», «комок», «кабак», «каблук».
  6. Слог в начале, середине и конце слова (например, «ку»): «кубик», «кубок», «секунда», «миску».
  7. Слова со стечением согласных: «крыса», «класс», «тучка», «ручка».

Отработанные понятия учитель-логопед закрепляет в словосочетаниях, предложениях, связной речи. В частности, дошкольника просят сначала связать легкие слова, придумать предложения с заданной фонемой, а затем подобрать больше слов со звуком :

  1. Словосочетания: «атласные маки», «надевать кепку», «классное занятие», «купить куклу», «крутить маховик».
  2. Предложения: «На беленьких котят налетели озорные воробышки», «Индюк клюет песок, камни, гальку, насекомых».

С младшим дошкольником автоматизация звука невозможна без логопедических игр:

  1. «Один… а много…»: «один кролик, а много кроликов», «одна майка, а много маек».
  2. «Один-много»: «внук — внуки», «индюшка — индюшки», «кулич — куличи».
  3. «Найди ошибку»: «В подосиновик положили корзину», «Колбасой шестилетний кошку свежей кормил Кеша».
  4. «Порядковый счет»: «одна сумка, две сумки, три сумки…».
  5. «Один — два — пять»: «один крот, два крота, пять кротов», «одна арка, две арки, пять арок», «одно стекло, два стекла, пять стекол».
  6. «Прямой и обратный счет до 10»: «одна кровать, десять кроватей, две кровати, девять кроватей…».
  7. «Лишнее слово»: «колос, кукла, лотос, кефир, мешок», «кричу, клюет, учим, крапать».
  8. «Лишний звук»: «канат, компьютер, драка, климат».
  9. «Большой — маленький»: «курица — цыпленок», «корова — теленок», «конь — жеребенок», «коза — козленок», «утка — утенок», «кошка — котенок».
  10. «Назови ласково»: «куб — кубик», «чашка — чашечка», «кот — котик».
  11. «Ласковый звук»: «нос — носик», «глаз — глазик», «рот — ротик», «стол — столик».
  12. «Чье?»: «мой клубок», «моя кофта», «мое окно».
  13. «Раздели на слоги»: «ко-ло-коль-чик», «клип», «ка-би-нет», «клоп».
  14. «Выдели ударный слог»: «кро-кус», «крот», «ком-ната», «крик-нуть», «ка-мера».

https://youtube.com/watch?v=h3iVmO9oMkI

На автоматизацию согласной фонемы, как и на закрепление новой физиологической привычки, уходит в среднем 1,5 месяца. Новые навыки ослабнут, если взрослые не будут контролировать правильную артикуляцию органов. Это приведет к нарушениям речи. Легче поставить ребенку звук с нуля, чем исправить дефект неправильного произношения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный мир
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: