15 признаков лета: урок природы для дошкольников

Стихи про лето для детей

Как появились ядовитые грибы.

Когда-то очень давно на планете жили одни грибы. Они не росли как сейчас на одном месте, а умели ходить, так как у них было две ноги. И еще грибы были говорящие. Жили грибы большими семьями. Однажды в одной семье родился особенный грибочек. За противный, и вредный характер его прозвали Поганка. Поганка ни кого не слушал, ни маму, ни папу и в грибную школу не хотел ходить.

Прошло время, гриб по прозвищу Поганка вырос и решил захватить грибной мир. Он творил зло и те грибы, которые были со скверным характером стали помогать ему. Вскоре все грибы разделились на два лагеря: вредных и злых, как их предводитель Поганка и грибов которые были добры и приветливы. Началась война между грибами.

Она подумала: — «Они же погубят друг друга».

И вот однажды проснувшись утром, грибы обнаружили, что у них осталась одна нога. Грибы хотели закричать о том, что они не смогут больше ходить, но и говорить они тоже не могли. Грибы жили молча на одном месте, но злые грибы копили и копили ненависть в себе, она стала превращаться в яд. Стали злые грибы очень ядовитыми.

Шло время, на планете появились люди и злые грибы стали вредить людям. Люди стали передавать из поколения в поколение знания о том, какие грибы можно кушать, а какие следует обходить стороной.

Вот к чему может привести злость и вражда.

Закрепление знаний

Полезно выучить песню или несколько коротких стишков о лете, а затем, в процессе урока, подобрать к ним подходящие картинки. Ну и, конечно, загадки, которые так любят дети! Для каждой из них нужно заранее подготовить карточку с рисунком-разгадкой.

В зависимости от уровня развития ребенка можно расширить объем информации с помощью дополнительных инструментов. Хорошо, например, записать на аудионоситель голоса животных и птиц, чтобы малыш учился их распознавать. Для формирования наблюдательности следует приучать ребенка вести календарь погоды, грамотно пользуясь условными обозначениями.

Эти простые приемы помогут дошкольнику прочно усвоить материал и превратят серьезное занятие в увлекательную игру, которую юный ученик непременно захочет повторить.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

по окружающему миру

в средней группе

Цель: Расширить знания о летнем сезоне, учить описывать лето и сравнивать его с другими временами года.

Воспитатель: Бойкова А. В

Отгадайте время года:

Жаркая стоит погода,

Рано солнышко встает,

Днем и греет, и печет,

Речка манит нас прохладой,

В лес за ягодами надо (лето)

Летом жарко или холодно?

Какое небо летом?

Есть ли листья на деревьях?

Какого цвета трава?

Какие овощи и фрукты растут?

Чем дети занимаются летом?

Давай сравним лето и осень

Небо летом голубое, а осенью?

Какая трава летом, какая осенью?

Когда листья зеленые, а когда желтые?

Когда купаются в реке?

Когда много цветов?

Когда собирают урожай?

А сейчас мы немного поиграем. Посмотри на картинки и скажи, какие из них относятся к лету. Почему?

Посмотри на картинку и назови признаки лета.

А теперь составь рассказ про лето (опираясь на картинки)

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс профессиональной переподготовки

Сейчас обучается 2952 человека из 85 регионов

Изучаем времена года через музыку

Дошкольники уже способны воспринимать и понимать классическую музыку, скажем, П. И. Чайковского из альбома с соответствующим нашей теме названием «Времена года». На таком музыкальном занятии можно сочетать прослушивание музыкальных фрагментов из различных пьес данного альбома и представлять времена года для детей в картинках, фото, а также в репродукциях известных художников.

Так, например, воспитатель во время прослушивания пьесы «Март. Песня жаворонка» может показать детям, не просто рисунок на тему весны, а, скажем, репродукцию картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели». В данном случае изобразительный и музыкальный ряд способны создать запоминающийся образ весны, который у ребенка сохранится на всю жизнь.

К тому же можно предложить детям попытаться нарисовать то, что они услышали в звуках.

Делаем образовательный календарь

Возьмём обыкновенный календарь желательно с крупным нанесением на нём цифр и букв. Покажем его малышу и познакомим с расположением названий месяцев, дней недели и числом дня. Теперь предложим сделать этот календарь особенным и поиграть с ним. Виды игр с календарём могут быть различные:

  • Календарь погоды. Малыш каждый день отмечает, какая сегодня была погода, солнечно, дождь, ветер. Для этого можно взять фломастер, а можно придумать специальные наклейки для каждого проявления погоды.
  • Календарь настроения. Предложите малышу отмечать своё ежедневное настроение. Радость, грусть, обида, веселье и т.д. Делать это можно с помощью ручки или карандаша.
  • Математический календарь. Посчитайте с малышом, сколько дней осталось до отпуска или до выходных. Пускай каждый прожитый день вычёркивается из календаря.

Игры с календарём желательно проводить в свободное время малыша, обязательно акцентировав внимание малыша на время года, название месяца и дня недели

Неважно, какое время года за окном, важно дать малышу понятие об общих признаках каждого, чтобы выработать стойкое запоминание и понимание таких абстрактных понятий. В дальнейшем это поможет малышу в образовательной программе детского сада и начальной школы

В дальнейшем это поможет малышу в образовательной программе детского сада и начальной школы

Неважно, какое время года за окном, важно дать малышу понятие об общих признаках каждого, чтобы выработать стойкое запоминание и понимание таких абстрактных понятий. В дальнейшем это поможет малышу в образовательной программе детского сада и начальной школы

Правильно направив внимание малыша на изучение признаков времён года, можно научить его отличать зиму от весны, весну от лета. Это даёт хороший скачок в развитии абстрактного мышления и образования в целом

Многообразие растительного мира

Природа в летние дни отличается обилием красок и ароматов. Городские парки, скверы украшены зеленью деревьев и кустарников. Клумбы пестрят разноцветным убранством: розы, маки, гладиолусы, гвоздики. На полях и лугах красуются ромашки, лютики, колокольчики, васильки.

В начале лета на садовых участках созревают ягоды клубники, вишни, смородины. На овощных грядках появляется молодой картофель, морковь, редис. Немного позже спеют абрикосы, персики, кукуруза, вслед за ними – дыни, арбузы, виноград. Ближе к концу сезона можно собирать ежевику, бруснику, клюкву, шиповник. В это же время дозревают лесные орехи.

Осенние изменения в живой и неживой природе

Осень – переходный период между жарким летом и холодной зимой. Именно в это время года все объекты живой и неживой природы готовятся к затяжным заморозкам.

Основные явления неживой природы осенью                                            

Похолодания

 Из-за отдаления земли от солнца температура воздуха осенью понижается. Небесное светило находится не высоко над горизонтом, а дни становятся заметно короче, чем летом. Ясных дней почти нет, облачно и пасмурно.

Осадки

Несмотря на то, что снег ещё не выпадал, на земле, траве и крышах домов образуется небольшой ледяной покров, который называется инеем.

Также осенью выпадает дождь и снег, на землю спускается туман, оставляя после себя влагу – росу.

Наблюдения за неживой природой осенью показывают, что изменения окружающей среды происходят не случайно: она словно создаёт благоприятные условия для живых организмов.

Так, осенние холода приходят на Землю постепенно, что помогает животным и растениям приспособиться к текущим условиям и подготовиться к будущим холодам.

Явления живой природы в осеннюю пору

Осенью мир живой природы преображается. Человек наблюдает чудесную картину: деревья и земля словно покрыты золотом, в небе кружат стаи перелетных птиц, а некоторые культуры дают свои плоды.

Несмотря на то, что в ноябре наступает «затишье» (листья полностью опадают, учащаются дожди и туманы, а птицы улетают на юг), природа в этом месяце по-своему красива и уникальна.

Сезонная спячка животных

Животные и растения чувствуют наступление осенних холодов и заранее начинают готовиться к приближающейся зиме. Для этого медведи, ежи, барсуки, летучие мыши, белки, еноты и другие лесные жители впадают в спячку.

Осенью у этих животных замедляется обмен веществ, они усиленно питаются, тем самым откладывают «запасы» в виде жира. Этот процесс помогает им выжить зимой, так как на протяжении трёх месяцев в организм животных не поступают питательные вещества.

Также перед сезонной спячкой животные находят подходящее место с необходимыми для выживания условиями (комфортная температура, отсутствие света и безопасное местоположение). Обычно ими являются дупла, берлоги и норы.

Изменение окраски шубки животных

Некоторые царства и классы живой природы (такие, как млекопитающие, деревья, кустарники) имеют свойство менять свой цвет в переходный сезон (осенью и весной). Так, например, окрас шубки зайца, песца и ласки меняется с серого на белый, а белки – с рыжего на серо-коричневый.

Созревание ягод, овощей, зелени и фруктов

Помимо красочного пейзажа, природа радует человека и сезонными продуктами.

— Так, из овощей осенью созревают баклажан, кабачок, капуста, перец и морковь;

— Из фруктов – арбуз, виноград, груши, персики и яблоки;

— Из ягод – рябина, клюква, голубчика, брусника, боярышник и калина;

— Из зелени – шпинат, шалфей и другие.

Изменение цвета листьев и их опадение

В сентябре деревья покрыты легкой позолотой, в октябре (в период «золотой осени») они принимают яркие оттенки. В ноябре же человек наблюдает слой темно-коричневых листьев на земле. Верхушки деревьев «оголяются», полностью избавляясь от летней «одежды».

Связь между неживой и живой природой осенью заметна: температура и изменение климата «предупреждают» животных и растения о скором наступлении похолоданий. Они, в свою очередь, используют ресурсы неживой природы в качестве места для ночевки (берлоги, опавшие листья и норы). 

Летние месяцы

Как известно, каждый из четырех сезонов состоит из трех месяцев. Самыми яркими, теплыми, веселыми являются именно летние месяцы. Давайте понаблюдаем, как меняется окружающий мир с приходом лета, и каковы особенности всех трех летних месяцев.

Июнь

Самый первый месяц лета. Начало теплого сезона дает о себе знать тем, что световой день становится более длинным. Солнце встает над землей очень рано, и ярко светит в течение всего дня, начиная припекать ближе к полудню.

В июне на грядках начинают созревать первые летние ягоды и фрукты: клубника, смородина, вишня. Поля и луга покрываются красивым пестрым ковром из разнотравья.

Июль

Если погода в июне отличается мягкостью, то с приходом второго летнего месяца – июля – она начинает заметно меняться. В этот период солнце становится очень активным, и уже с утра на улице становится очень жарко. В полдень солнце может припекать так, что, оказавшись на прогулке без головного убора и воды, можно легко получить тепловой или солнечный удар.

Рис. 1. Жаркое июльское солнце.

Природа также страдает от сильной жары: пересыхают тонкие ручейки и неглубокие водоемы, иссушается трава, в степной зоне могут возникать стихийные пожары.

ТОП-4 статьи

которые читают вместе с этой

Помимо прочего, погода может удивлять резкой сменой своего «настроения». Яркое солнце неожиданно скроется за тучами, с неба грянет гром и на землю прольется сильный ливень. Но уже спустя полчаса гроза благополучно заканчивается, и небо становится таким же чистым и ясным, как и раньше.

Август

Вслед за знойным июлем наступает пора последнего летнего месяца – августа. С его приходом в природе начинают чувствоваться перемены: солнце перестает выжигать землю, световой день становится короче, по вечерам на землю спускается приятная прохлада.

Август недаром называют бархатным сезоном. Погода в этот летний месяц очень комфортная: не слишком жарко, но и не холодно, воздух теплый, мягкий, не пересушенный. К тому же в августе собирают богатые урожаи фруктов: поспевает янтарный виноград, сочные персики, медовые груши, сливы.

Рис. 2. Щедрый урожай в августе.

Отрывки из рассказа «Бежин луг». Из цикла «Записки охотника»

Иван Сергеевич Тургенев

Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце — не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное — мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится а лиловый ее туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра… Но вот опять хлынули играющие лучи, — и весело и величава, словно взлетая, поднимается могучее светило. Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями. Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы, они почти не трогаются с места; далее, к небосклону, они сдвигаются, теснятся, синевы между ними уже не видать; но сами они так же лазурны, как небо: они все насквозь проникнуты светом и теплотой. Цвет небосклона, легкий, бледно-лиловый, не изменяется во весь день и кругом одинаков; нигде не темнеет, не густеет гроза; разве кое-где протянутся сверху вниз голубоватые полосы: то сеется едва заметный дождь. К вечеру эти облака исчезают; последние из них, черноватые и неопределенные, как дым, ложатся розовыми клубами напротив заходящего солнца; на месте, где оно закатилось так же спокойно, как спокойно взошло на небо, алое сиянье стоит недолгое время над потемневшей землей, и, тихо мигая, как бережно несомая свечка, затеплится на нем вечерняя звезда. В такие дни краски все смягчены; светлы, но не ярки; на всем лежит печать какой-то трогательной кротости. В такие дни жар бывает иногда весьма силен, иногда даже «парит» по скатам полей; но ветер разгоняет, раздвигает накопившийся зной, и вихри-круговороты — несомненный признак постоянной погоды — высокими белыми столбами гуляют по дорогам через пашню. В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой; даже за час до ночи вы не чувствуете сырости. Подобной погоды желает земледелец для уборки хлеба…

***
Месяц взошел наконец; я его склонились к темному краю земли многие звезды не тотчас заметил: так он был мал и узок. Эта безлунная ночь, казалось, была все так же великолепна, как и прежде… Но уже, еще недавно высоко стоявшие на небе; все совершенно затихло кругом, как обыкновенно затихает все только к утру: все спало крепким, неподвижным, передрассветным сном. В воздухе уже не так сильно пахло, — в нем снова как будто разливалась сырость… Недолги летние ночи!..
… утро зачиналось. Еще нигде не румянилась заря, но уже забелелось на востоке. Все стало видно, хотя смутно видно, кругом. Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звезды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля, запотели листья, кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса, и жидкий, ранний ветерок уже пошел бродить и порхать над землею…..
… уже полились кругом меня по широкому мокрому лугу, и спереди, по зазеленевшимся холмам, от лесу до лесу, и сзади по длинной пыльной дороге, по сверкающим, обагренным кустам, и по реке, стыдливо синевшей из-под редеющего тумана, — полились сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света… Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило. Всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы; мне навстречу, чистые и ясные, словно тоже обмытые утренней прохладой, принеслись звуки колокола, и вдруг мимо меня, погоняемый знакомыми мальчиками, промчался отдохнувший табун…

Признаки лета для детей

  • Первым понятным признаком лета для детей является смена одежды. Она становится лёгкой, с короткими рукавами. В футболке или лёгком платьице ребёнку не холодно. Также меняется обувь, кроссовки и ботинки меняются на более лёгкие сандалии или тапочки.
  • Малыш с удовольствием отметит разницу, произошедшую в природе. Это и окрепшая листва на деревьях, и разнообразие трав и цветов, и появление первых ягод и фруктов в саду.
  • Лето – это время для отпусков и каникул. Поездки на природу или на отдых к морю. Прогулки на улице и посещение различных детских мероприятий на свежем воздухе.
  • Можно указать ребёнку и то, что летом световой день длится дольше, чем в другие времена года. За это время можно справиться с большим объемом работы, чем, к примеру, зимой.

Показав основные признаки лета, не стоит забывать о названии летних месяцев и дней недели. Для детей дошкольного возраста такие представления также не понятны за счёт малого развития абстрактного мышления. Поэтому такие понятия нужно просто выучить. На помощь к решению данной проблемы может прийти календарь.


Летние цветовые сочетания

Такой рисунок будет незабываемым, если сделать его ярким и сбалансированным по цвету. Сочетания цветов в картинах — тонкая грань между красотой и безграмотностью, которую очень легко перейти. Создавая рисунок, помните об основных правилах сочетания цветов.

Главные контрасты, которые смотрятся выигрышно в работах:

  • Красный — зелёный.
  • Синий — оранжевый.
  • Фиолетовый — жёлтый.

Совмещая эти и их оттенки, можно добиться хороших результатов. Но нельзя добавлять их в рисунок в равном соотношении. Каждый из двух цветов должен присутствовать в меньшем количестве, как бы разбавляя картину.

Не используйте пастельные, т. е. светлые, разбавленные белым тона, они больше подходят для свежей весны. Для летней картины подойдут сочные цвета. Это может быть контраст основных цветов или каких-то нескольких ярких тонов с чёрным. Здесь нужно быть внимательным: в картине не должно быть много тёмных участков, это испортит цветовой баланс.

Как нарисовать лето: идеи, художественные техники, пошаговые инструкции и картинки для срисовывания.

Лето — это время, когда можно на время позабыть об учебниках, и наконец-то заняться тем, о чём мечтает душа: вдоволь набегаться и нагуляться с друзьями, накупаться в пруду, увидеться с родными, понежиться под ласковым солнышком. Детские рисунки на тему лета очень разные, но от всех них веет теплом и добротой.

Рассказ 4. Зачем нужны грибы? С кем дружат грибы?

Спросите ребенка, кому и чем полезны грибы. Да. они полезны и нужны и людям, и зверям, и птицам, и растениям, которые растут рядом с ними в лесу:

— Грибы собирают и едят люди. Мы их солим, маринуем, варим из них грибной суп, делаем грибную икру, печем пироги с грибами и делаем из них много других вкусных блюд.

— Грибы едят и животные. Питаются ими летом и собирают — запасают на зиму. Даже ядовитые для человека грибы могут быть полезны животным! Например, мухомор едят белки, слизни, сороки. А лось может проглотить целый мухомор целиком, и не один! Он так лечит себя. Для него мухомор — это лекарство.

— А еще — грибница нужна для жизни лесных деревьев, кустарников, трав и цветов. Грибы — настоящие друзья деревьев! Грибница срастается с тонкими корешками дерева в земле. В результате грибы получают от деревьев нужное им питание и полезные вещества, а деревья также получают от грибов полезные вещества для их питания. Благодаря грибам деревья лучше усваивают всё полезное из своей «пищи» и быстрее растут. Так грибы и деревья помогают друг другу всю жизнь! Они лучшие друзья и друг без друга жить не могут!

Например, мухомор помогает расти соснам, елям, березам и другим деревьям, а еще он украшает лес!

Грибы помогают переработать остатки растений в лесу: разрушают пни, поваленные стволы деревьев, упавшие сучья. Это санитары леса, которые его чистят.

Подведение итогов

В конце первой – познавательной – части урока рекомендуется обобщить материал, выделив из него основную информацию.

Отличительные характеристики – 15 признаков лета:

  1. Дневная жара.
  2. Теплые ночи.
  3. Увеличение продолжительности дня.
  4. Высокое расположение солнца.
  5. Ясное голубое небо, иногда с белыми облаками.
  6. Прогревание водоемов.
  7. Ливневые дожди с грозами.
  8. Появление на небе радуги.
  9. Образование утренней росы.
  10. Множество звезд на ночном небе.
  11. Разнообразие цветущих растений.
  12. Обилие ягод, фруктов и овощей.
  13. Большое количество насекомых.
  14. Стрекотание кузнечиков по вечерам.
  15. Активность животных и птиц.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный мир
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: