Дидактические игры по лексической теме «Семья» (старший дошкольный возраст)
Светлана Немичева
Фотоотчет.
Дидактические игры представляют собой многоплановое педагогическое явление.Это: 1) игровой метод обучения,2) форма обучения детей,3) самостоятельная игровая деятельность,4) средство всестороннего развития личности ребенка. Существует три вида дидактических игр: словесные,игры с предметами, настольно- печатные дидактические игры. Предлагаю настольно- печатные игры по лексической теме » Семья» для индивидуальной работы.
1.»Что нужно маме для работы?».
Цель: учить детей описывать нужный предмет, упражнять в умении называть предметы необходимые людям определённой профессии.
Игровые правила и действия: из набора картинок с изображением различных предметов ребёнок подбирает нужную.
2.» Помоги бабушке посадить огород».
Цель: упражнять в умении подбирать нужные картинки. Развивать память и мышление.
Игровые правила: подбор нужной картинки.
3.» Помоги маме приготовить обед».
Цель: упражнять в умении группировать предметы по признакам
Развивать память и внимание
Вариант игры: вместо картинок можно взять муляжи овощей и фруктов.
4.»Помоги дедушке в ремонте».
Цель: закрепить умение группировать предметы по назначению.
Игровые правила: из набора картинок ребёнок подбирает нужную.
Аналогичные дидактические игры можно сделать по любой лексической теме. Желаю удачи.
Дидактические игры на ориентировку в пространстве и во времени (старший дошкольный возраст). «Путешествие» Цель: учить ориентироваться в пространстве. Содержание. В. обозначает направление на полу групповой комнаты стрелка; разного.
Дидактические игры по математике на величину. Старший дошкольный возраст. Дидактические игры на величину (старший дошкольный возраст) «Что шире, что уже» Цель: упражнять в сравнении предметов по длине, ширине.
Дидактические игры по математике (решение игровых задач) Старший дошкольный возраст. «Помоги ежу» Цель: Закрепление умения отсчитывать нужное количество предметов. Пополнение знаний о жизни дикого животного. Ход: детям предлагается.
Конспект культурной практики по теме «Народные игры» (старший дошкольный возраст) Цель: создание социальной ситуации развития детей через игровую деятельность –народные игры. Задачи: *продолжать знакомить детей с культурой.
Конспект занятия по теме «Одежда» с использованием ИКТ. Старший дошкольный возраст Задачи: • Уточнить и обогатить знания детей по теме одежда. Учить классифицировать одежду (муж., жен, детская; спортивная, домашняя, верхняя,.
Организация непосредственно образовательной деятельности старший дошкольный возраст по теме «Путешествие по басням» Автор конспекта НОД: Бычкова Г. В. инструктор по физической культуре МАДОУ «Детский сад № 1 «Ласточка» Цель: Оздоровление детей, приобщение.
Праздник «Юморина» (старший дошкольный возраст) Праздник «ЮМОРИНА» старший дошкольный возраст Звучит весёлая музыка. Дети входят в зал и садятся на стульчики. Реб. 1 Сегодня нас ждут.
Занятие по математике старший дошкольный возраст. Цель: закрепить понятие : «длинный»- «короткий», «длиннее»-«короче», «одинаковые по длине». Закреплять представление о том, что число предметов.
Лексическая тема
Дети должны знать существительные: мама, папа, бабушка, дедушка, сын, дочь, брат, сестра, внук, внучка, фамилия, имя, отчество, семья, тётя, дядя, отец, мать, школьник, школьница, отличник, бассейн, шахматы, шашки, журнал, книга, телевизор, радио, дом, квартира, подъезд.
Прилагательные: большой, маленький, ласковый, старший, младший, взрослые, любимый, дружный, добрый, злой, высокий, низкий, детский, старый, молодой, цветной, мягкий, твердый, удобный, благоустроенная, двух-, трех-,
четырехкомнатная, сильный, слабый, примерный, шаловливый, послушный, веселый, грустный, мудрый, глупый, ленивый.
Глаголы: сидит, стоит, спит, рисует, шить, пороть, варить, гладить, чинить, рвать, штопает, стирает, убирает, разбрасывает, рассказывает, плачет, смеется, дружит, ссорится, помогает, ухаживает, ворчит, любит, пеленает, стряпать, посещать.
Дидактические игры для речевого развития детей
Такие разновидности игр направлены на обогащение словарного запаса ребенка, формирование умения строить грамматически правильные высказывания, использовать речь для общения с окружающими, развитие звуковой культуры и фонематического слуха.
Игра «Разговор животных»
Цель: расширение словарного запаса детей, развитие артикуляционных умений.
Для проведения игры достаточно подготовить детский мяч. Дети выстраиваются в шеренгу, а воспитатель становится напротив их и сообщает детям правила игры: он будет называть животных и бросать мяч первому игроку. Ребенок должен поймать мяч, назвать, какие звуки произносит это животное, и вернуть мяч ведущему. Далее мяч бросают следующему игроку.
Игра заканчивается, когда мяч получит последний в шеренге игрок и выполнит задание. Можно использовать второй вариант игры: ведущий называет звуки, а дети должны угадать животное, которое его произносит.
Игра «Живые слова»
Цель: учить детей составлять грамматически правильные предложения.
Воспитатель сообщает детям, что они должны будут с помощью мимики и жестов изобразить одно слово, которое он будет называть. Затем он предлагает выйти к доске того, кто сможет показать слово (например, «зайчик»). После этого воспитатель называет следующее слово (например, «любит») и вызывает еще одного участника.
Оба дошкольника становятся перед детьми и по очереди «показывают» свои слова, а все хором называют их: «Зайчик любит». Далее воспитатель просит закончить предложение, назвав третье слово. Дети предлагают разные варианты, а педагог выбирает слово и приглашает к доске третьего участника, который будет его изображать.
Потом педагог просит участников поменяться местами, а дети должны сказать, что получится от такой перестановки. Нужно проиграть все комбинации. Таким образом составляются несколько новых предложений.
Игра «Найти место картинке»
Цель: учить детей составлять связное высказывание, соблюдать последовательность событий.
Для игры нужно подготовить серию сюжетных картинок и разложить их на столе перед ребенком. Одну картинку кладут отдельно. Ребенку предлагают рассмотреть картинку найти ее место среди тех, которые уже разложены по порядку, а затем составить по ним рассказ.
Загадки
Кто милее всех на свете? Кого любят очень дети? На вопрос отвечу прямо:
— Всех милее наша. (мама)
Кто же трудную работу Может делать по субботам? — С топором, пилой, лопатой Строит, трудится наш. (папа)
Кто любить не устает, Пироги для нас печет, Вкусные оладушки?
Это наша. ( бабушка )
Он трудился не от скуки, У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед — Мой родной, любимый. (дед)
Курс профессиональной переподготовки
Сейчас обучается 2844 человека из 84 регионов
Курс повышения квалификации
Сейчас обучается 787 человек из 79 регионов
Курс повышения квалификации
Сейчас обучается 412 человек из 75 регионов
В данном файле размещены игры и упражнения для развития речи у детей старшего дошкольного возраста по теме «Моя семья». Можно распечатать и вложить в методическую копилка для работы или сделать папку-передвижку, разместив в «родительском уголке», т.к. содержащий материал можно рекомендовать родителям для занятий с детьми дома.
Лукашевич Лидия ЛеонидовнаНаписать 3053 21.08.2020
Номер материала: ДБ-1276928
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
- 21.08.2020 0
- 21.08.2020 0
- 21.08.2020 0
- 21.08.2020 0
- 21.08.2020 0
- 21.08.2020 0
- 21.08.2020 0
- 21.08.2020 0
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Фальков поручил проверить знания студентов после нерабочих дней
Время чтения: 1 минута
Прослушивание музыки снижает усталость мозга
Время чтения: 1 минута
Около половины детей болеют коронавирусом в бессимптомной форме
Время чтения: 1 минута
Москалькова предложила создать рекомендации подросткам по использованию соцсетей
Время чтения: 1 минута
В Минобрнауки разрешили вузам продолжить удаленную работу после 7 ноября
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ О СЕМЬЕ
В прилежном доме густо, а в ленивом доме пусто. В родной семье и каша гуще.
Вся семья вместе, так и душа на месте. Не будет добра, коли в семье вражда.
Ищи себе мужа для века и выходи замуж, рассмотрев человека Не откладывай работу на субботу, а женитьбу на старость.
Добрую жену взять — ни скуки, ни горя не знать. Руби дерево по себе.
Злая жена сведет мужа с ума. Русский человек без родни не живет.
Намеки да попреки — семейные пороки. Жениться — не воды напиться.
На что и клад, когда в семье лад. Муж без жены — что гусь без воды. Семья— опора счастья.
Слепой щенок и тот к матери ползет. Слава сына — отцу отрада.
Где любовь и совет, там и горя нет. (Любовь да совет — так и горя нет.) Краса до венца, а ум до конца.
Добрая семья прибавит ума-разума.
В хорошей семье хорошие дети растут. Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Познавательные игры для детей старшей группы
Познавательные игры направлены на развитие любознательности, стремления получать новые знания, умения совершать познавательные действия, а также на формирование представлений об окружающем мире.
Игра «Сгруппируй по признаку»
Цель: учить детей группировать предметы по существенному признаку, развивать логику.
Для игры понадобится 15 – 20 разных предметов. Их нужно положить на стол перед детьми, а затем предложить отобрать только те предметы, которые обладают одинаковым свойством:
- металлические;
- деревянные;
- круглые;
- съедобные;
- красные;
- маленькие;
- которые нужны для школы и т.д.
Задание можно предлагать отдельному ребенку или целой группе детей.
Игра «Что напутал Незнайка?»
Цель: расширять кругозор детей, их познания об окружающем мире; развивать логику и мышление, учить находить несоответствия.
Вариантов игры несколько. Можно предложить детям рассмотреть картинки, которые нарисовал Незнайка, и найти на них ошибки. Можно попросить участников прослушать описание предметов и определить несоответствие. Например: «У утенка маленький хвост, длинные уши, желтый пух и большие лапы».
Игра «Собери гусеницу»
Цель: учить детей обобщать, выбирать группы предметов по обобщающему слову, развивать внимательность.
Для игры нужно подготовить шаблоны головы гусеницы и предметные картинки круглой формы (по бокам каждой картинки сделать отверстия для шнурка). Все картинки положить в центр стола.
Детям дается задание — собрать гусеничку, которая собирает одежду (посуду, растения и т.д.). Можно разделить участников игры на группы и каждой дать отдельное задание. Дети должны отобрать нужные картинки, а затем соединить их между собой с помощью шнурка.
Игры для социально-коммуникативного развития
Игры этого типа помогают ребенку научиться общаться со взрослыми и сверстниками, регулировать собственное поведение, сопереживать. Способствуют формированию готовности к совместной деятельности, позитивного отношения к труду.
Игра «Волшебная палочка»
Цель: учить общению со сверстниками.
Дети садятся в круг. Воспитатель сообщает, что у него в руках находится волшебная палочка, которая любого человека может превратить в вежливого, дружелюбного и доброжелательного. Он предлагает ребятам по очереди брать в руки эту волшебную палочку, а затем назвать своего соседа справа ласковым именем и сказать ему приятное пожелание. После такого приветствия волшебная палочка передается соседу. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не выполнят задание волшебной палочки.
Игра «Большой секрет для дружной компании»
Цель: учить детей взаимопониманию, формировать навыки взаимодействия друг с другом, установления контакта со сверстниками.
Данная игра проводится с группой детей (5 – 6 участников). Необходимо подготовить красивую шкатулку и положить в нее мелкие предметы (мячик, кубик, фигурку животного, машинку и т.п.). Можно заменить эти вещи картинками с их изображением.
Дети собираются в комнате и садятся в отдалении друг от друга. Педагог подходит к каждому ребенку и предлагает ему, не заглядывая в шкатулку, взять из нее наугад любой предмет.
Когда каждый получил свою вещицу, воспитатель сообщает, что ее название нужно держать в строгом секрете. После этого он предлагает детям попытаться разузнать секреты друг у друга. Для этого они могут:
- уговорить своего товарища рассказать свою тайну;
- предложить в обмен на раскрытие секрета какой-то приз;
- договориться о взаимном раскрытии секрета друг другу;
- задавать наводящие вопросы, чтобы угадать название предмета.
Воспитатель должен следить, чтобы все дети включились в игру и никто не пытался обмануть каким-то образом других. При необходимости нужно помочь самым робким и нерешительным.
Игра заканчивается, когда все секреты будут раскрыты. Не стоит слишком затягивать игру. Если кто-то из детей слишком увлечется сохранением своего секрета, нужно уговорить его изменить поведение, проявить дружелюбие.
Игра «Магазин вежливости»
Цель: учить детей вежливому общению, адекватно вести себя в различных ситуациях.
Для проведения игры рекомендуется создать яркие декорации магазина, оборудовать кассовый аппарат, раздать всем участникам игровые деньги. Воспитатель объясняет детям, что у него в магазине продаются вежливые слова (нужно их распечатать крупным шрифтом на карточках и разложить на полках).
Педагог описывает детям различные ситуации, которые могут случиться в их жизни, и предлагает с помощью вежливых слов найти нужный выход. Например, ребенок разбил какую-то вещь и хочет избежать наказания. Ему нужно купить такие вежливые слова, которые помогут извиниться перед мамой. Если дети не умеют читать, то они просто называют слова, а воспитатель подбирает нужную карточку сам.
Образовательные игры
Одним из главных заданий образовательного процесса в старшей группе детского сада является подготовка к школе. Поэтому дошкольникам обязательно предлагают поучаствовать в играх, которые способствуют обучению счета, знакомят с буквами, учат выполнять несложные математические действия с предметами.
Игра «Веселые скрепки»
Цель: подготовка к обучению счету, знакомство с цифрами.
Вариантов игры несколько. Нужно подготовить карточки с написанными цифрами (от 1 до 5). С двух боков у карточек сделать отверстия.
1 вариант. Детям предлагается с помощью скрепок соединить все картинки вместе, расположив их по порядку.
2 вариант. К каждой картинке с цифрой нужно прикрепить соответствующее количество скрепок.
Игра «Найди звук в слове»
Цель: развивать фонематический слух, учить находить нужный звук в слове, определять, где он находится.
Для игры нужно подготовить карточки с изображениями отдельных предметов. Возле каждой картинки находится строка таблицы, у которой количество ячеек соответствует количеству звуков в слове.
Детям предлагается найти в словах нужный звук (например ). Они должны произнести название предмета так, чтобы указанный звук слышался четко. Затем определить, какое место занимает звук в слове и закрасить соответствующую ячейку в таблице.
Игра «Геометрическая дорожка»
Цель: познакомить детей с геометрическими фигурами, научить различать их.
Для игры нужно изготовить крупные шаблоны нескольких основных геометрических фигур и разложить их на полу комнаты в хаотическом порядке. Далее детям дается задание перейти с одной стороны комнаты на другую, наступая только на указанную фигуру.
Игру можно усложнить, сделав фигуры разных цветов и указывая несколько заданий. Например, наступать только на треугольники красного цвета и т.п.
Разнообразие дидактических игр позволяет сделать образовательную деятельность в детском саду увлекательной и эффективной.
Поиграйте в игру «Распределим обязанности».
Кто что будет делать, например:
Сын – убирает, выносит мусор, ходит в магазин за покупками… Дочь – моет и вытирает посуду, вытирает пыль, помогает убирать… Отец – зарабатывает деньги, делает ремонт…
Мать – зарабатывает деньги, готовит пищу, стирает, гладит…
Упражнение «Назови ласково» (образование существительных в уменьшительно-ласкательной форме). Мама — мамочка , мамуля и т.д. (папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, внук, внучка, дядя, тетя)
Игра «Кто кем приходится?» Кто девочка для мамы? — дочка Кто мальчик для мамы? — сын Кто мальчик для девочки? — брат Кто мама для папы? — …
Кто девочка для дедушки? — … Кто мальчик для бабушки? — … Кто мама для бабушки? — ….
Кто папа для мамы? — … Кто папа для бабушки? — …
Игра «Чей? Чья? Чьё? Чьи?»
Бабушка носит халат. Халат чей? (бабушкин) Папа носит галстук. Галстук чей? (папин)
У мамы есть шарф. Шарф чей? (мамин) У Пети есть мяч. Мяч чей? (петин)
Дедушка носит рубашку. Рубашка чья? (дедушкина) Мама носит шляпу. Шляпа чья? (мамина)
Таня носит платье. Платье чьё? (танино) Папа надел пальто. Пальто чьё? (папино)
Дедушка надел ботинки. Ботинки чьи? (дедушкины) Мама надела сапоги. Сапоги чьи? (мамины)
Игра «Кулачок» — загибать пальчик на каждое слово. Подбери признак мама (какая?) – ласковая, добрая, нежная, заботливая, любимая и т.д.… папа (какой?) – смелый, сильный, строгий, веселый, выносливый.
Бабушка (какая?) — добрая, ласковая, хозяйственная, аккуратная, милая… дедушка (какой?) — трудолюбивый, заботливый, внимательный, решительный, терпеливый .
Семья (какая?) — дружная, крепкая, сплоченная, многодетная, большая, спортивная…
Игры для художественно-эстетического развития
Такие разновидности игр направлены на формирование у детей умения воспринимать и понимать произведения искусства, развитие эстетического вкуса и собственного творческого потенциала.
Игра «На что похожи облака»
Цель: развитие фантазии, умения воспринимать объекты.
Для игры нужно подготовить карточки с изображением облаков разной формы. Эти карточки раздаются детям. Им нужно рассмотреть изображения и сказать, на что похоже облако.
Эту игру можно проводить во время прогулки, предлагая дошкольникам посмотреть на небо и описать облака. Еще один вариант игры: воспитатель называет любой предмет, а дети должны нарисовать похожее на него облако.
Игра «Подбери по цвету»
Цель: развивать цветовосприятие, учить детей различать цвета и их оттенки.
Суть игры заключается в необходимости распределять предметы на группы в соответствии с их цветом. Вариантов такой игры много.
1 вариант. Подготовить фишки разного цвета и коробочки, которые им соответствуют. Фишки перемешивают, а ребенок раскладывает их по коробочкам. Вместо коробочек можно использовать пакеты от сока с закручивающей крышкой. Дно у пакета надрезают, чтобы его можно было приоткрывать. Крышечки разукрашивают в разные цвета. Для игры используют разноцветные шарики.
2 вариант. На плакате нарисовать несколько девочек, одинаковых, но с разными цветами шапочек. К плакату прилагается несколько шаблонов зонтиков, которые окрашены в разные цвета. Необходимо для каждой девочки подобрать соответствующий зонтик. Можно сделать подобную игру на тему «Цветы – бабочки», «Гномик – домик» и т.д.
Игра «Разрисуй тарелку»
Цель: учить воспринимать объекты декоративно-прикладного искусства; учить создавать геометрические орнаменты, развивать художественный вкус.
Для игры нужно подготовить презентацию по теме «Декоративные тарелки», макет тарелки и набор геометрических фигур. Сначала детям предлагается просмотреть презентацию и рассказать, какое впечатление осталось от увиденного, какие образцы наиболее запомнились.
Далее воспитатель сообщает о том, что дети могут сами попробовать стать художниками и украсить тарелку на свой вкус
Он может обратить внимание на то, что в орнаменте рисунок должен повторяться
В ходе игры дети выбирают любые геометрические фигуры и раскладывают их на макете. Далее проводится выставка полученных работ.