Послесловие
Знаменитую первую фразу из «Зависти» знает, наверное, каждый:
Темы 20-х годов 20 века в этом ярком модернистском романе, здесь и футуризм и экспрессионизм в очень талантливой интерпретации. Новая философия, новая идеология, новое искусство и техника в противостоянии со старым. Но в этом романе вечных тем ничуть не меньше, чем новых, поэтому Зависть.
Конец несколько смазан. Оно и понятно, уж очень трудно было Олеше определиться с отношением к своим героям, неоднозначным и сложным, прорисованных ярким и схематичным языком футуризма, но несущих всю тяжесть классических интерпретаций, например образ «маленького человека» еще из Гоголя.
Вроде бы всё просто и понятно, первый — неприкаянный, загнивающий фрукт советского общества, второй – всегда правый колбасник. Но нам слышится скрытый сарказм в описании деяний Андрея Бабичева, а образ созданного им нового вида колбасы, такой жирной, такой вкусной и вечно свежей, становится символом советского благополучия.
Роман написан чудесным языком, с большим количеством ярких метафор, преувеличений, он состоит из утонченных деталей, описание которых передаёт неповторимую атмосферу 20-х годов прошлого века.
Советую всем, не пожалеете!
О метафоричности романа Ю. Олеши сказано уже немало, но я все равно повторюсь, ибо обилие метафор является одной из главных примет «Зависти». Автор исторгает их в таком изобилии — как фокусник из рукава — что ими засыпаны все страницы, они переходят одна в другую, впечатляют смелостью и остроумием, местами их даже слишком много, словно автор прежде не имел возможности говорить, а теперь наконец-то дорвался и безнаказанно творит волшебство. Он играет ими, жонглирует, производя на свет все новые, новые, и они, как детки, толпятся в маленькой комнате и не понимают, для чего их всех собрали сюда. Текст романа отшлифован до хрустального блеска (по крайней мере, первая часть), все буковки и ударения стоят в идеальных местах, есть ощущение, что Олеша долго и придирчиво правил его, доводя до совершенства. Начиная с известных слов о том, что «он поет по утрам в клозете», автор врывается в воображение читателя, как раскочегаренный паровоз, и несет нас на себе вдаль с бешеной скоростью. От начала к середине мой книгочейный восторг идет по нарастающей, и на сцене с подменой письма я уже практически влюблена в Олешу и готова поставить ему отдельный памятник, за совершенство, но посредине, начиная со знакомства Кавалерова с Иваном, все буквально разваливается на куски. Я в отчаянии, я в тревоге, и на протяжении следующих страниц мое бешенство нарастает…
Кроме метафор, примечательным в романе является подача гл героя, от которого идет повествование. По привычке мы воспринимаем речь первого лица некритично – повествователь не может быть НАСТОЛЬКО необъективен… Ведь правда. Оказывается – может. На -надцатой странице у нас открываются глаза, и мы видим, что Николай Кавалеров – жалкий мелочный тип, и название «Зависть» отнюдь не метафора, а его оппонент – Андрей Бабичев, несмотря на то, что храпит по ночам и поет в клозете, — волевой и решительный человек. Энергичный творец реальности.А Кавалеров – злобный завистник. Правда, ранимый и образованный.
Тем интереснее читать дальше, уже понимая, что его комментарии нужно «пропускать чрез сито» — так образуются несколько пластов восприятия, и подобного я точно не встречала нигде. Единственное исключение – доктор Шеппард из «Убийства Роджера Экройда» А. Кристи. В «Зависти» тоже часто говорят про убийство:
Да нет, конечно не убьет. Но позлится премного и заведет свою жизнь в тупик. В тупик под названием «Анечка Прокопович». Там тепло, там темно и страшно, и на пышной кровати сидит довольный Иван и подмигивает большими глазами…
В романе есть множество замечательных мест. Они – как россыпь мелких бриллиантов, их можно уверенно вносить в учебники и ставить в пример литераторам. Например, шикарная тема о том, что «вещи не любят меня» (зато «любят» Андрея Бабичева), или колокольный звон «Том Вирлирли», или изумительная, нереально вкусная и питательная докторская колбаса как символ нового времени (именно она – символ, а не Валя с Володей, как кажется поначалу).
Роман «Зависть» мог бы стать шедевром литературы 20го века, но не стал (стал всего лишь известен), потому что так и не был понят. Его вторая часть – это дикая фантасмагория, одна сплошная метафора, которую нелегко вместить, легче промолчать с загадочным видом и отделаться многоточием…Что же Вы сделали с нами, дорогой писатель Юрий Олеша? Зачем так жестоко попрали надежды на светлое будущее и идеальный финал романа, под стать замечательному началу. Дайте ответ.Не дает ответа.
Несбывшиеся мечты
Кавалеров мечтает стать знаменитым, одержим какими-то высокими идеями. Ему бы родиться и жить в провинциальном французском городке, а потом уехать в столицу и совершить нечто грандиозное. А он обречен жить в стране, где от успешного человека требуется реалистическое восприятие действительности. Герой понимает, что жизнь его не сложилась, в ней он уже ничего не добьется. И знаменитым ему не быть.
Кавалеров мечтает о большой любви, хотя понимает, что ее тоже уже не будет в его жизни. Сорокапятилетняя Анечка Прокопович, жирная и рыхлая вдова — это та, кем он может довольствоваться в любви как мужчина. Он понимает, что унижен до предела, и это приводит его в ярость.
Встреча главных героев
Краткое содержание романа Олеши «Зависть» начинается повествованием от лица главного героя. Николаю Кавалерову двадцать семь лет. Будучи пьяным, он подрался в пивной. Кавалерова вышвырнули на улицу. В таком неприглядном виде его подобрал проезжающий мимо на своем автомобиле Андрей Бабичев — коммунист, успешный директор треста пищевой промышленности. Спаситель великодушен: он привозит Кавалерова в свой дом и разрешает ему там жить в отдельной комнате, предупреждая, что диван в этой комнате принадлежит его приемному восемнадцатилетнему сыну — футболисту Володе Макарову. Поэтому диван надо будет освободить, когда сын вернется из Мурома. Также Бабичев предлагает Кавалерову несложную работу: от него требуется корректура документов и выборка материалов.
Рождение зависти
В течение двух недель Кавалеров живет с Бабичевым и наблюдает за ним. Его раздражает, что он такой успешный, увлеченный своей работой: Андрей придумывает название для шоколадных конфет, работает над созданием колбасы нового вида, занимается строительством коммунальной столовой под названием «Четвертак».
Кавалеров презирает своего благодетеля, называя его колбасником и считая его человеком более низким по сравнению с собой. Кавалеров считает себя таким утонченным, обладающим поэтическим даром, ведь он сочиняет куплеты и монологи для эстрады, а его темами становятся нэпманы, фининспектор, совбарышни, алименты. Он болезненно завидует Бабичеву, его успешной жизни, карьере, его крепкому здоровью и энергичности. Кавалеров изо всех сил старается найти слабые стороны, уязвимые места. Его ревность к Володе Макарову, с которым он даже не знаком, безгранична.
«Офелия»
Иван намеревается показать новоиспеченному союзнику свою изобретенную машину, в которой сосредоточено огромное количество разных функций. По рассказу создателя, этот аппарат умеет делать все, но он запретил ему это. Эта машина могла бы сделать всех людей счастливыми, но Иван решил отомстить за свою эпоху, развратив ее. Он вложил в нее самые пошлые человеческие чувства. Неслучайно изобретатель назвал этот аппарат «Офелией» — именем девушки, которая сошла с ума от отчаяния и любви. Кавалеров наблюдает за Иваном, который как будто разговаривает с кем-то по другую сторону забора. Пронзительный свист приводит Ивана и Кавалерова в ужас. Они вместе убегают.
История Ивана Бабичева
В кратком содержании «Зависти» Олеши нельзя не упомянуть еще одного героя — брата Андрея. После окончательного разрыва с Андреем Бабичевым Кавалеров становится союзником его брата Ивана, который оказался в жизни таким же неудачником. Из его исповеди герой узнает, что Иван с детства проявлял способности к изобретательству, за что его называли Механиком. Получив образование в политехническом институте, тот недолго проработал инженером. А теперь его жизнь — это пивные, в которых он ищет себя: рисует портреты, сочиняет экспромты и проповедует.
Иван призывает всех, кому не чужды человеческие чувства, к протесту против бездушности, которую, по его словам, несет в себе социализм, делающий из человека машину. С нескрываемой ненавистью он относится к своему брату Андрею, который, по его мнению, отнял у него дочь Валю, а также к его приемному сыну Володе Макарову. Все это сближает Ивана с Кавалеровым.
Новая встреча
Кавалеров оказался в числе зрителей на матче по футболу, где играл Володя Макаров.
Он с мучительной ревностью наблюдает за Володей, Андреем Бабичевым и Валей
Ему кажется, что они окружены всеобщим вниманием и счастливы этим. Самого Кавалерова никто не замечает
Он мучается тем, что Валя недоступна для него.
Пьяный герой возвращается домой ночью. Оказавшись в постели с Анечкой Прокопович и выслушав от нее сравнения с бывшим мужем, Кавалеров приходит в ярость. Он избивает вдову, что также восхищает ее. Герой заболевает. Анечка ухаживает за больным. В бреду ему приходят счастливые Валя и Володя, а «Офелия», приколов к стене иглой Ивана, преследует его самого.
Непростительная оплошность
Кавалеров решает уйти из дома Бабичева. Во время его сборов возвращается Володя Макаров, студент и футболист. Кавалеров растерян, он ревностно наблюдает, как тот занял место на полюбившемся ему диване. Кавалеров предпринимает попытки оклеветать Бабичева. Однако Макаров спокойно игнорирует его обвинения. Уходя, герой не решается оставить написанное им письмо, поэтому забирает его с собой. Однако позже он понимает, что случайно взял вместо своего письма совсем другое, а свое оставил на столе. Краткое содержание Ю. К.Олеши «Зависть» дает понять, что эта оплошность сыграет роковую роль. Обнаружив свою ошибку, Кавалеров приходит в отчаяние. Он возвращается к Бабичеву. Герой готов молить его о прощении и каяться. Но увидев своего благодетеля, он забывает о том, что хотел просить прощения. Кавалеров оскорбляет Андрея, а, увидев выходящую из его спальни Валю, совсем теряет голову от зависти и ревности. В конечном итоге его вышвыривают за дверь. Герой полон злобной мести и грозится убить своего ненавистного спасителя.