Краткий пересказ русской сказки «иван царевич и серый волк»

Краткое содержание русской народной сказки «иван-царевич и серый волк»

Краткое содержание

Однажды с золотой яблони начали бесследно исчезать яблоки. Никто не мог поймать вора. Тогда сыновья царя решили сами сторожить сад по ночам. В первую ночь охранял старший сын: долго бродил по саду, а потом лёг на траву и незаметно для себя уснул. Утром он сказал, что никого не видел. Средний сын сторожил сад и тоже проспал всю ночь, ничего не замечая вокруг.

Младший сын, Иван, стерёг сад в третью ночь. В отличие от своих братьев, он боялся не только лечь на траву, но даже присесть, поэтому всю ночь не сомкнул глаз. Чтобы прогнать сон, Иван умывался росой. Среди ночи он вдруг заметил яркий свет в саду и увидел Жар-птицу, клюющую золотые яблоки с ветвей чудесного дерева. Иван-царевич подкрался сзади и попытался поймать её, но она выскользнула и улетела. В руке царевича осталось золотое перо.

Утром царь спросил сына о похитителе. Иван показал отцу перо Жар-птицы. Это ненадолго успокоило царя. Но через некоторое время он приказал сыновьям отправиться в странствование за Жар-птицей. Братья собрались поехали в разные стороны.

Иван-царевич долго странствовал. Однажды в жаркий день он слез с коня, прилёг на траву и уснул. Он долго спал, а когда проснулся, не смог найти коня. Иван долго искал лошадь, но нашёл лишь её обглоданные кости. Опечалившись, он пошёл дальше пешком. Царевич долго шёл, затем устал и присел на траву. Вдруг к нему подбежал Серый волк, спросил юношу о его печали и признался, что это он убил и съел лошадь. Юноша рассказал о поручении отца найти Жар-птицу. Оказалось, что Серый волк знает, где искать Жар-птицу. Волк готов служить Ивану-царевичу.

Волк со всадником стремительно побежал через леса, поля и моря. Так они добрались до крепости с высокими стенами. Серый волк посоветовал Ивану лезть через стену, спрятать Жар-птицу, но оставить клетку. Было удачное время: в этот час все сторожи отдыхают.

Царевич вошёл в роскошный терем, где увидел Жар-птицу в клетке. Тут он забыл предупреждение Серого волка, и как только прикоснулся к клетке, раздался громкий звук. Стражники схватили пришельца и привели его к царю Афрону, который тут же начал строго его расспрашивать. Из уважения к отцу Ивана-царевича царь Афрон готов его простить, если юноша окажет ему услугу, — нужно привести златогривого коня, который есть у заморского царя Кусмана.

Серый волк отругал юношу за непослушание, а потом они поехали за конём. Путешественники снова оказываются возле крепости в тот момент, когда стражники спят. Серый волк строго-настрого наказывает Ивану-царевичу не прикасаться к уздечке. Но юноше понравилась роскошная уздечка, и он решил её взять. Раздался шум, стражники схватили юношу и привели к царю Кусману. Тот хочет наказать Ивана, но поручает ему привезти Елену Прекрасную, дочь заморского царя Далмата.

Герои вновь отправляются в дорогу. Когда они приехали, то увидели, как в саду царевна гуляет в сопровождении нянек. Серый волк отослал Ивана назад, сказав, что скоро догонит, и отправился сам к царевне. Серый волк улучил момент, когда Елена немного отстала от нянюшек, схватил её, перекинул на спину и убежал. Вскоре он догнал царевича, и все вместе они отправились к царю Кусману. Серый волк решил спрятать девушку в избушке и самому превратиться в Елену, а затем убежать.

Возле дворца царя Афрона царевич вновь пригорюнился: ему не хотелось отдавать прекрасного коня. Серый волк решил превратиться в златогривого коня, а настоящего коня и невесту спрятать в лесу. Царь Афрон Жар-птицу, а Иван пешком вернулся в лес, оседлал коня, посадил на него Елену Прекрасную, и все вместе отправились в дорогу. Во дворце волк вновь принял свой первоначальный облик, немедленно убежал, вскоре догнал Ивана-царевича и попрощался с ним, потому что дальше волку нельзя было идти. Иван трижды поклонился Серому волку в знак благодарности. Волк сказал, что пока что не прощается, они ещё могут встретиться.

Иван-царевич и Елена Прекрасная поехали дальше, остановились на ночлег в поле. Ночью его нашли двое старших братьев и увидели, что младший всё добыл. Они убили брата, забрали девушку и Жар-птицу.

Появился Серый волк, поймал ворона и его птенца, которые летали над телом, и отправил ворона за живой и мёртвой водой. Только такая вода могли спасти юношу. Когда ворон отыскал и принёс воду, волк отпустил их. Он исцелил раны мёртвой водой, а затем оживил убитого живой водой. Затем Серый волк отыскал и растерзал убийц. После этого они с Иваном-царевичем простились навеки.

Иван вместе с девушкой, Жар-птицей и конём вернулись домой и обо всём рассказал отцу, через некоторое время сыграли свадьбу.

Краткое содержание

В некотором царстве давным-давно жил «могучий царь, по имени Демьян Данилович». Было у него три сына: Клим, Петр и Иван. Царь очень гордился своим чудесным садом, в котором росла яблоня с золотыми яблочками. Однажды Демьян Данилович не досчитался яблочек и повелел своим сыновьям отыскать вора. В награду он пообещал выделить половину царства, а после своей смерти – и все царство.

Братья «уговорились Поочередно в сад ходить, и ночь не спать, и вора сторожить». Вот только Клим и Петр не выдержали, да и уснули на своем посту, и лишь Иван оставался всю ночь бодрым. Он заметил, как яблоней лакомилась Жар-птица. Царевич попытался было поймать волшебную птицу, но она вырвалась, оставив лишь перо.

Узнав об этом, царь Демьян решил «добыть Воровку яблок, чудную Жар-птицу». Он послал за ней сыновей, пообещав половину царства тому, кто ее достанет. По дороге Иван встретил Серого Волка, который съел его коня, но стал служить царевичу верой и правдой. Он привез Ивана к огражденному саду, в котором жила Жар-птица, но наказал ни в коем случае не трогать ее клетку.

Царевич позабыл о наставлении Серого Волка и взял клетку. Тут же «громкий поднялся звон, и сторожа проснулись, и в сад сбежались». Они привели Ивана к владельцу сада – царю Далмату. Тот согласился помиловать наглого вора, но только если тот приведет к нему коня Золотогрива, что принадлежал царю Афрону. Серый Волк привез Ивана к Афрону, и велел ни в коем случае не трогать уздечку коня. Иван ослушался его, и был пойман царскими стражниками. Афрон пообещал никому не рассказывать о краже, если Иван привезет ему Елену Прекрасную, дочь царя Касыма.

Серый Волк выкрал из царских чертогов Елену Прекрасную и путем превращений сделал так, что у Ивана осталась и полюбившаяся ему царевна, и Золотогрив, и Жар-птица. На прощание волк дал царевичу совет: «Будь осторожен, люди злы; и братьям родным не верь». Клим и Петр, увидав, с какими сокровищами вернулся Иван, из зависти убили младшего брата.

Спас Ивана верный Серый Волк, который оживил его при помощи живой и мертвой воды. Он предупредил царевича, что в последний раз служит ему. Волк рассказал, что братья его мертвы, а Золотогрив, Жар-птица и Елена Прекрасная похищены Кощеем. Тайна смерти Кощея была известна лишь Бабе-Яге, и друзья отправились к ней. По дороге Иван хитростью раздобыл у леших скатерть-самобранку, шапку-невидимку и драчун-дубинку.

От Бабы-Яги Иван узнал, что смерть Кащея надежно спрятана: «на острове великом на Буяне есть старый дуб; под этим старым дубом Зарыт сундук, окованный железом; в том сундуке лежит пушистый заяц; в том зайце утка серая сидит; а в утке той яйцо; в яйце же смерть Кощеева».

Ивану Царевичу удалось преодолеть все преграды на своем пути: победить Кощея, вызволить Елену Прекрасную и вернуться в родное царство. Он обвенчался с Еленой и после смерти отца взошел на престол. Серый Волк стал жить во дворце и пользоваться большим почетом. Он «нянчился с его детьми, сам, как дитя, резвился с ними», выучил их грамоте, давал ценные наставления. Вскоре после смерти Ивана Демьяновича, скончался и его верный друг и соратник Серый Волк.

Краткое содержание произведения

На прочтение краткого пересказа потребуется около 8-10 минут:

Воришка золотых яблок

Больше всего царь Берендей ценил в своем царстве сад, в котором росла яблоня с золотыми яблоками. Но в саду том завелся воришка, под покровом ночи он воровал драгоценные плоды. Царский караул долго пытался, но так и не смог выследить похитителя. Тогда сыновья Берендея – три царевича – решили помочь своему батюшке.

У старшего и среднего сына, которые первыми попытались выследить вора, ничего не получилось. Они уснули во время караула, но не признались в этом отцу. Младший царевич Иван всю ночь боролся со сном, и ему удалось увидеть невероятной красоты Жар-птицу. Именно она похищала драгоценные царские плоды. Когда Берендей услышал о птице, он захотел ее заполучить.

Царское задание

Царь поручил сыновьям поехать на край света и добыть ему чудесную птицу. Царевичи собрались в дорогу и разъехались в разные стороны. Вскоре с Иваном приключилось несчастье – во время привала он заснул, а проснувшись, нашел от коня только обглоданные кости.

Оказалось, это серый волк съел царского коня. Он сам признался в этом Ивану и пообещал помочь ему в достижении цели взамен отнятого скакуна. Волк выслушал рассказ о Жар-птице и повез на своей спине царевича в далекое царство, где она находилась.

Путешествия в поисках Жар-птицы

Волк привез Ивана в царство царя Афрона. Он надоумил царевича, как украсть Жар-птицу. Мудрый зверь предупредил молодца, что ни в коем случае он не должен брать вместе с птицей ее драгоценную клетку, иначе ее пропажу быстро обнаружат.

Иван не сдержался и нарушил обещание, данное волку. Его схватила стража и повела к царю. Афрон согласился помиловать своего вора и даже подарить ему птицу, если тот приведет к нему Златогривого коня из соседнего царства.

Описание Ивана Царевича в сказке «Царевна-лягушка»

Снова серый волк взялся за помощь герою. Он привез его в царство царя Кусмана. Мудрый зверь рассказал Ивану, как выкрасть коня, но приказал ему не трогать украшенную драгоценностями уздечку. Царевич и в этот раз не послушался совета и попался царской страже на краже коня и уздечки. Кусман согласился простить своего обидчика, если тот привезет ему из соседнего царства Прекрасную Елену. Царь мечтал жениться на молодой царевне, но не получил ее согласия.

На этот раз волк повез героя к царю Далмату. Учитывая предыдущий опыт, он решил сам выкрасть царевну. У серого все ловко получилось, но царевич опечалился, что придется отдавать Елену Прекрасную царю Кусуму. Тогда волк обернулся царевной, а Иван с Еленой поехали прочь на Златогривом коне. Царь Далмат очень удивился, увидев вечером вместо прекрасной девушки дикого зверя, а волк нагнал своих спутников и помог им проделать такую же подмену с конем.

В конце концов, с помощью волка Иван заполучил Жар-птицу, Елену Прекрасную и Златогривого коня. На радостях он поблагодарил своего помощника, с приближением к родному царству они попрощались. Но волк предвидел, что прощаются они ненадолго, поэтому не уходил далеко в лес.

Предательство братьев

Пока Иван царевич выполнял отцовское поручение, его братья проиграли в карты своих коней и слонялись без дела. Они встретили младшего брата в родных краях, когда тот прилег у ручья отдохнуть. Царевич с Еленой выпили воды, поели хлеба, и их разморило, они заснули. Тогда завистливые братья решили Ивашку убить, а его добычу присвоить себе. Они не хотели возвращаться домой с пустыми руками, тем более, когда их превзошел меньшой брат.

Злые царевичи убили Ивана, а Елене приказали молчать, когда она прибудет во дворец. Они скрылись из виду, а к телу убитого подбежал волк, он бродил неподалеку, так как чувствовал что-то недоброе. Волк схватил маленького вороненка и приказал его матери лететь за живой водой. Ворона выполнила поручение, чтобы спасти жизнь своему птенцу. С помощью чудодейственной воды волк оживил мертвого царевича и отправился с ним нагонять братьев-предателей.

Когда серый догнал коварных братоубийц, он немедленно растерзал их на месте. Несмотря на то, что братья-предатели его убили, царевич опечалился при виде их растерзанных тел. Трудно было объяснять Ивану, почему братьев настигла такая злая участь. Царь Берендей грустил недолго, так как понимал, что его сыновья сами заслужили такую страшную судьбу. Тем более что во дворце отпраздновали свадьбу – его сын Иван женился на Елене Прекрасной, а батюшке достался Златогривый конь с Жар-птицей.

Краткое содержание (сюжет)

У царя Берендея было три сына. И росло в его саду чудесное деревце с золотыми яблочками. А по ночам кто-то повадился яблочки воровать. Старший и средний сын не смогли определить вора, так как проспали в карауле всю ночь, вместо того, чтобы следить. А младший, Иван-царевич, увидел, что яблоки срывает Жар-птица. Ему даже удалось выдернуть у нее перо, которое ярко светилось в темноте.

И захотелось Берендею заполучить красивую птицу целиком. Все три брата отправились на ее поиски.  В первую же ночь Иван-царевич лишился коня – им поужинал Серый волк. Но чтобы царевич не огорчался сильно, волк пообещал ему помощь в поимке Жар-птицы.

Сел Иван на волчью спину и поскакали они к терему другого царя, Афрона. Волк велел царевичу ночью пробраться в терем, вытащить Жар-птицу, а золотую клетку не трогать. Но не захотел Иван следовать совету, взял и клетку, из-за чего был пойман. Царь Афрон обещал отпустить царевича, если тот украдет для него золотого коня из царства Кусмана.

Поскакали царевич и волк к Кусману. Хитрый зверь снова рассказывает Ивану, как украсть коня и не попасться. Для этого нужно не прикасаться к золотой уздечке. Но опять царевич не стал следовать совету мудрого волка, взял уздечку и был пойман. Царь Куман пообещал помиловать Ивана, если тот привезет ему Елену Прекрасную, дочь царя Далмата.

Поскакал царевич на волке к Далмату. Но тут волк сам крадет девушку, поэтому в этот раз они не попадаются. Иван-царевичу очень понравилась Елена прекрасная, он не хочет ее отдавать. Тогда волк превращается в нее, Кусман отдает коня, а Иван убегает с девушкой. Волк снова превращается в себя, и они едут в царство Афрона.

Поскольку царевичу жалко отдавать и коня тоже, волк превращается в коня, Афрон отдает Жар-птицу.

Волк сбегает от Афрона и прощается до поры до времени с царевичем.

Братья, позавидовав удачливому младшему брату, убивают его и забирают трофеи. Но его воскрешает Волк при помощи живой и мертвой воды, после чего разрывает братьев на кусочки. Иван-царевич возвращается домой с подарками для отца и женится на Елене. И потом живут они долго и счастливо

Краткое содержание сказки «Иван царевич и серый волк» подробно

Жил-был царь и было у него три сына – Петр, Клим и Иван. Гордился царь своими наследниками и прекрасным садом, где цвела и благоухала яблонька с золотыми яблочками.

Однажды доложили царю, что по ночам в сад вор пробирается и плоды драгоценные таскает. Расстроился государь и отправил старших царевичей на караул. Только они, ленивцы, всю ночь проспали и вора не поймали.

Младшенький же Иван взялся за дело с умом и выследил, что в сад диковинная Жар-птица прилетает и яблочки золотые обдирает. Попытался царевич птичку-воровку поймать, да только одно перышко волшебное, светом пытающее, в руке осталось.

Обрадовался царь, что воровку прогнали. Но только новая печаль на него напала. Попросил отец, чтобы сыновья добыли ему заморскую Жар-птицу, а в награду пообещал полцарства. Иван, недолго думая, отправился в дорогу. В лесу камень нашел с указателем, и поехал по кривой дорожке судьбу свою искать.

По предсказанию на камне лишился царевич коня, но приобрёл верного друга – лесного жителя Серого Волка. Рассказал Иван говорящему зверю, что ищет он волшебную Жар-птицу. Волк пообещал помочь и на спине своей серой довез царевича до царства грозного Далмата.

Желанную Жар-птицу герой нашел, но только Волка не послушался и позарился на золотую клетку. Так и в плен к царю угодил. За птичку потребовал Далмат привезти ему коня Золотогрива. Помчал Волк царевича в дальние страны. В конюшнях царя Афрона Иван коня отыскал, но только опять друга серого не послушал и за уздечку золоченую схватился.

Разгневанный Афрон дал Ивану задание. За коня златогривого придется к воинственному Касиму ехать и дочь его Елену Прекрасную привезти. И снова быстрый волчище другу помог. Выбрал момент, когда царевна от мамок-нянек отдалилась, схватил ее и был таков…

Выполнил смелый царевич опасную работу, но с добычей никак не хотел расставаться. И тут серый ему и говорит: «Давай я обращусь и в коня, и в царевну, так мы Далмата с Афроном ловко проведем». Сказано – сделано! Царь Афрон жениться хотел, но только на свадьбе волчью морду увидел. А довольный Долмат поехал на охоту на златогривом коне да с волчьей спины на землю повалился.

Иван на радостях поехал домой с невестой. А тут братья родные в поле его встречают, и мечом на смерть убивают. Забрали предатели богатые дары и к отцу поехали. Но Серый Волк друга не бросил. Послал воронов за живой и мертвой водой. Оживил друга и обещал помочь в поиске суженой – драгоценной Елены Прекрасной.

Но в это время случилось страшное. Кощей Бессмертный на отцовские владения напал, братьев Ивана убил, добычу отнял и все царство-государство в сон погрузил.

Пришлось друзьям снова в дорогу собираться. Довез волчище царевича до заколдованного леса, а дальше ступить не мог. Подсказал только другу как коня боевого волшебного да говорящего из плена освободить.

Пошел герой в одиночку. У двух леших Иван хитростью забрал волшебные вещицы – шапку-невидимку, дубинку-драчунью и скатерть-самобранку. Долго брел царевич, пока не добрался до двери, что в земле была спрятана. За двенадцатью замками конь боевой томился, которого злой Кощей взаперти держал. В награду за освобождение обещал говорящий конь служить Ивану верой и правдой.

Долго ли, коротко ли. Доехал царевич до избушки на курьих ножках и у Бабы-яги узнал, где смерть кощеева спрятана.

Старушка подсказала, что на острове Буяне спрятанный сундук есть, в нем заяц, в зайце утка, а в утке яйцо. Там и схоронена надежно погибель подлого Кощея. На берегу морском Иван щуку пожалел и отпустил. А за доброе дело помогла ему рыбина со дня моря яйцо добыть, которое из сундука царевич достал да в руках не удержал.

Дальше с помощью шапки-невидимки и дубинки-драчуньи победил Иван змея с двенадцатью головами. Смело вошел он в замок Кощея. Раздавил яйцо и пришиб злодея дубиной, а на месте кощеева царства возникло озеро с голубой водицей.

Освободил царевич любимую и отправился восвояси. Добытые у Кощея гусли-самогуды разбудили сонное отцовское царство. Сыграли свадьбу Иван и Елена Прекрасная, а Серый Волк и на свадебке плясал, и в доме царском навсегда жить остался.

Отзыв, мои впечатления:

Сказка интересная, но не моя любимая. Можно сказать, что в ней нет ни одного положительного героя. Иван-царевич – вор и похититель царевны, чуть было не погибает из-за своей жадности. Его отец, царь Берендей, просит своих сыновей похитить для него Жар-птицу. Не купить, обменять или попросить отдать, а украсть. Хотя, напомню, что цари — люди не бедные. Другие правители, Афрон и Кусман, соглашаются отпустить Ивана тоже только в обмен на преступление – он должен своровать коня для одного и похитить человека для другого. Волка, хоть он служит царевичу и спасает его, можно назвать соучастником преступлений. Два других царских сына – убийцы. Как видите, в этом произведении абсолютно нет примеров для подражания. И очень жаль Елену Прекрасную – ее согласия на брак никто не спрашивал.

Мой любимый эпизод – это воскрешение Ивана-царевича при помощи мертвой и живой воды. Я очень надеюсь, что медицина будущего сможет изобрести лекарства, подобные этим волшебным водам. И воскрешение умерших людей перестанет быть просто эпизодом из сказки.

Неизвестные слова с расшифровкой:

Караулы – охрана

Похитник – вор

Задолить («сон задолит») – здесь в значении «одолевать».

Пригорюнился – расстроился, огорчился.

Гуж – специальная петля, которая соединяет оглоблю с дугой в конской упряжке. Служит для управления лошадьми.

Чудится – мерещится, кажется.

Подходящие пословицы и поговорки:

Долг платежом красен.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Кто к нам с мечом придет, тот от него и погибнет.

Скупой платит дважды.

Семь раз отмерь – один отрежь.

Корысть глаза слепит.

Жадность последнего ума лишает.

Не зная броду, не суйся в воду.

Всяк хочет взять, да никто не хочет дать.

Где растяпа и тетеря, там не прибыль, а потеря.

Хронология общеностратических мифологических сюжетов

Хронология основных сюжетов общеностратической мифологии выглядит следующим образом:

  1. Древнейшим мифом является миф о Мировом древе.

    В славянской и
    осетинской мифологии с функциями Мирового древа также выступает яблоня
    (которая также связана со свадебными и с похоронными обрядами).
    Возраст мифа – 35 тыс. лет.
    Этот миф есть у всех народов мира — даже в
    фольклоре
    австралийских аборигенов, причем Австралия стала отдельным от Азии материком 40 тыс. лет назад
    (после заселения),
    и ее обитатели
    не контактировали с другими народами).

  2. Следующий уровень (XII – IX тыс. до н.э.) мифологической системы связан
    с мифами о Деве Творения, принявшей облик водоплавающей птицы, которая снесла Мировое яйцо;
    с мифами о двух Птицах, создающих мир, причем одна творит Добро, а другая Зло
    (дуализм, вошедший в религии народов Востока,
    в зороастрим
    и иудаизм);
    с мифами, где лук и стрелы представлены как система мира ,
    причем с ними связаны представления об изобилии, плодовитости и судьбе;
    с мифами о Волчьем боге, который, например, в славянском пантеоне известен как Велес.
    Обоснование возраста: все эти мифы есть в
    мифологиях
    индоевропейских народов и в мифологиях
    уральских,
    алтайских и
    палеоазиатских
    народов .
  3. Третий хронологический уровень (VIII – VI тыс. до н. э.) представлен мифом о Великой богине
    (в славянском пантеоне Макошь или Лада)
    География мифа показывает, что он зародился на
    Ближнем Востоке, в среде
    ранних индоевропейцев,
    причем Великая богиня перенимает функции и Девы творения и Волчьего бога.
    Она – творец всего живого и обеспечивает плодовитость, плодородие и изобилие.
    Обоснование возраста: этот миф есть у
    индоевропейских народов и народов, языки которых относятся
    к ностратическим
    на Востоке.
  4. По-видимому, на четвёртом хронологическом уровне развития общеностратической мифологии является Культ Неба(-Отца),
    а, точнее, культ Дня и Сияющего неба, чьи реликты имеются не только у большинства (если не у всех)
    ностратических народов,
    но и у древних шумеров и китайцев.
    Этот культ возник, по-видимому, уже с переходом к патриархату, связанному, вероятно, с развитием скотоводства,
    как изначально мужского хозяйства (возникшим из охоты), в то время как женским было земледелие (возникшим из собирательства).

Н.А. Николаева.
Хронология, периодизация и происхождение некоторых элементов славянской мифологической системы.
2008, с.125-130.

Борьба со Змеем

Возможно, орнаментальным отражением идеи Мирового Змея является латышский узор
«Зигзаг».

Возможно, что тема битвы верховного бога с Небесным змеем возникла под впечатлением
Созвездия Дракона, окружающего Ось мира
Полярную звезду.

Между прочим, из-за прецессии земной оси функции полярных звёзд по-очереди (1 раз в 26000 лет) принимают звёзды 6 созвездий:
Лиры, Геркулеса, Дракона, Малой Медведицы, Цефея, Лебедя.
И в созвездии Дракона полярная звезда находилась в 5500-1500 и 18500-14500 годах до нашей эры.
Второй период соответствует верхнему палеолиту, когда, наверное, и оформилось представление о Небесном Драконе.

Змей — божество «низа» Вселенной.

Верования в змея распространены по всему миру, однако «примечательно сходство ностратических слов
*kulV «змея» и *kula «озеро, водоем» .
С ним сходны и *kula ‘община, род, племя, семья’ .
Отсюда, например, др.-ирл. eland ‘род’, литов, kiltis ‘племя’; драв, kuli ‘семья’; фин. kyla ‘деревня’;
алт. kil или gela ‘дом’, (башк. күрше- күлән ‘соседи’ — Ш. Я.).
Это может быть объяснено тем, что бог преисподней, один из двоих верховных божеств неолитической
(и, видимо, палеолитической) религии считался прародителем человечества .

В башкирской мифологии хтоническое божество — змей (дракон и т

п.) занимает важное место. Это, в первую очередь, злое мифическое существо в виде змеи аждаһа

Вместе с тем, «в башкирском фольклоре сохранилось двойственное отношение к змеям,
порождаемое представлением о них, как о тотемных предках и хозяевах хтонического мира.
Это подтверждается историческими сведениями Ибн-Фадлана о почитании башкирами змей как божеств-тотемов.
Отсюда, очевидно, и проистекает запрет на убийство змей, который донесла до нас только сказка.
Очевидно со временем тотемное восприятие змей стерлось в памяти народа, но сохранилось особое к ним отношение:
башкиры считали змею существом «зловредным, опасным и вместе с тем необыкновенным»
[Руденко С. И. Лаклинская и Игнатиева пещеры Южного Урала //
Тр. О-ва землевладения при Имп. СПб. ун-те. СПб, 1914. Т. 3. С. 18; цит. по: Котов, 1997: 26].

Библиография о «змеиных» мифах:

Дракон и Зодиак. Сборник статей (по материалам конференций): палеоастрономия, этноастрономия, археоастрономия /
Редактор и составитель Э. Н. Кауров. Астрономическое общество Euro-Asian Astronomical Society (EAAS).
Комиссия по палеоастрономии. — Издательская группа «Кудесники», Типография «Человек K&degree;», 1997. — 100 с.

Материалы сборника в основном сосредоточены вокруг проблемы архаических наблюдений Полюса Мира и
зодиакальных созвездий,
их взаимосвязи и использования в ориентировке на больших пространствах.

Пересказ

Жил был царь. И было у него трое сыновей. У этого царя        Берендея был роскошный яблочный сад, в нем росла золотая яблоня. И вот однажды, царь заметил, что его яблоки кто-то ворует. Царь очень опечалился и как то попросил подежурить ночью, и узнать, кто ворует яблоки. Старший и младший сыновья проспали под яблоней всю ночь и никого не увидели. А младший Иван глаз не сомкнул, и узнал, кто ворует золотые яблоки. Оказалась — это была жар-птица, но, увы, Иван только перо принес отцу на утро. Отец наказал сыновьям попутешествовать по свету и привезти ему эту чудную птицу.

Сыновья послушали отца и поехали в путь. Они разъехались в разные стороны. Вот Иван прилег подремать на травку, просыпается, а коня нет. Сидит грустный,  подходит волк и говорит: — это я проглотил твою лошадь, поэтому буду тебе в помощь. Иван рассказал просьбу отца, и волк сказал:- садись на меня, я тебя довезу к жар-птице. И дал ему наставления, но Иван, не послушался и его поймали на воровстве жар-птицы. Взамен на птицу сказали украсть у другого царя коня златогривого.

Иван сел на волка, и тот его быстро доставил, до ворот замка, где находится этот конь. И волк дал наказ, как украсть коня. Но Иван снова его не послушал, его поймали сторожа, и привели к царю. Царь был удивлен Ивану, и сказал, что на коня он поменяет Елену Прекрасную. В этот раз волк сам пошел.

Вот едут они, Иван грустный сидит, уж ему очень не хочется расставаться ни с Еленой, ни с конем, ни с жар – птицей. Волк ему помог и с этим сначала притворился  в Елену Прекрасную, потом в коня златогривого. И ему удалось всегда убегать. И вот едет Иван домой на златогривом коне с Еленой прекрасной  и с золотой клеткой, в которой сидит жар – птица.

С волком они распрощались, и немного перекусив, прилегли отдохнуть, и уснули. Старшие братья  Ивана увидели это все дело, и убили Ивана и все забрали себе. Откуда не возьмись, прибежал серый волк  и приказал ворону принести   воду, которая сможет оживить Ивана. Ему все ворон принес. Волк, вспрыснул этой водой, и Иван ожил. Волк рассказал, что его убили его братья. Иван быстро забрался на спину волку, они догнали братьев,  волк их растерзал.

А Иван возвратился обратно, то все рассказал отцу.  Немного погрустив, царь успокоился. А у Ивана – царевича и  Елены, был роскошный пир, и жили они долго и счастливо.

Эта сказка учит быть честным, и прислушиваться, что тебе говорят другие. И еще что в жизни просто так ничего не дается.

Подробный пересказ сказки про Ивана-царевича и Серого Волка

Сказка  начинается с описания жизни царя.  Жил он в достатке, и особенно красив был его сад, утопающий в зелени. И стал он подмечать, что у него исчезают яблоки.  И решил государь  сыновей заставить нести в саду караул, чтобы узнать, кто же крадет у него плоды .

Побрел   стеречь  старший  сын, но проспал он, и не увидел ничего. Пришел Клим  к отцу, и доложил,  что не было никого. Так же не смог поймать вора  средний сын. Дремота  сморила, как и брата его. На следующую  ночь пошел в сад Ваня, самый младший из всех сыновей. Зорко он смотрел, и вдруг видит, возникла  откуда-то  красивая птица, набрала она яблок, и хочет улететь. Но, Иван, вцепился в  ее  хвост, да и не удержал, вырвалась она и след ее простыл. У него лишь перышко осталось.

Всего вдоволь  было у государя, а такого дива он не имел. И отправил он своих сыновей добыть Жар-птицу. Кто же доставит ее первым ,тот получит после его смерти все государство. Захотелось и младшему сыну  тоже следовать с ними. Долго не мог отпустить  его отец, но все-таки отправил.

Едет Иван, и видит, на распутье находится  столб с надписями, куда ехать и что  приключится в этой стороне с путешественниками. Принял решение он  следующее – следовать направо. Видит, выбегает Серый Волк, который нападает на коня нашего героя и начинает преданно ему служить. Отвозит он Ивана к невиданной красоты птице.

 Прибыв  на место,  видит царевич огромную ограду из камня выложенную, а за ней находится  клетка, в которой сидит  Жар-птица. Забрался он   на чужую территорию, схватил клетку, да только собрался бежать, как все зазвенит, закричит. Забыл он наказ волка — не прикасаться к ней. Охрана схватила юношу  и бросила к ногам царя Далмата. Решил простить Ивана Далмат, но только при одном условии, что тот доставит  ему коня Золотогрива, иначе он его опозорит.

Поймал Иван коня, но вот ослушался опять  волка, и пристало царевичу   привезти Елену Прекрасную, иначе ожидает его позор.

Серый Волк решил помочь царевичу. Добыл он ему Елену Прекрасную. Однако молодые люди влюбились и не захотели расставаться, тогда Серый Волк применил  свое волшебство, и Елена осталась с царевичем.

Возвращаясь, домой, Иван увидел братьев. Позавидовали они, что у него столько богатства  и убили. Опять же помог  Серый Волк. Оживил он его чудодейственной водой и рассказал, что Клима и Петра уничтожил Кощей  Бессмертный,  а также  захватил в плен Елену Прекрасную. С царевной Кощей  не сможет ничего сделать, так как у нее находится оберег, но вот его он может уничтожить. Одна только Баба-Яга знает, как победить злодея. Волк показал путь  к старухе.

По дороге Иван смог отнять у Леших волшебные вещи, и узнал у Бабы-Яги, как можно уничтожить врага его.  А гибель Кощея  находилась в яйце, которое трудно было найти. Но Иван смог забрать Кощееву  смерть и прибыл в его царство, чтобы сразиться с ним. Победив, Иван  забрал Елену и двинулся домой.

Прибыв в свое царство, он увидел, что все было заколдовано. Все спали непробудным  сном. Тогда он начал играть на гуслях,  доставшихся ему от Леших, и все ожили. Вскоре Иван и Елена повенчались. Присутствовал на пиру  и Серый Волк, который остался жить  там, и даже водился   с детьми Ивана. После кончины  отца государством стал править Иван. А когда и ему пришла  пора,  уйти в мир иной, то Серый Волк тоже скончался.

Произведение учит нас тому, что надо всегда слушать наказы, выполняя их точно правильно. И дружба поможет в любой беде. Верный друг очень важен в жизни.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Мать мира и Мировое яйцо (14-10 тыс. лет назад)

За морем царевна есть, что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает, ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит, а во лбу Звезда горит…

В индоарийском
пантеоне Мать мира — это, вероятно, Рада — жена Шивы,
в древнегреческом —
наверное Афродита или Деметра, в древнеславянском —
богиня Земли, урожая и судьбы Макошь,
в ханаанском и месопотамском —
Астарта (Иштар).

Скорее всего, этот мифосюжет более древний, чем ностратическая общность,
т.к. статуэтки Богини-матери обнаружены уже в стоянках
палеолита.

Богиня неба и ее атрибуты.

Ностр. *mara значит ‘влага, влажный’
(откуда, в частности, санскр. mari ‘дождь’ (и башк. диал. мәретке ‘оттепель’. — Ш. Я.).
Ностр. *mara обозначает не только небесную влагу, но и земную, откуда индоевроп. mаrе ‘море’, то г ‘болото’,
а море и болото относились к сфере не богини неба, а бога «низа» .
Характерно то, что «бог и богиня часто имели сходные имена.
Таковы, например, ностр. *kulV ‘змея’, *kula ‘водоем’, *kula ‘род, племя’, *kali ‘подниматься, вершина, холм’.. .

Ностр. *mana ‘мужчина, самец’ .
Для обозначения женщины в ностратическом языке служило слово «mina …
Это сходство слов, обозначающих мужчину и женщину, соответствует часто наблюдаемому сходству имен
неолитического бога и богини (~ башк. инә ‘мать’, мең — название рода — UI. Я.) .
Вследствие действия мифологического фактора от одной пра- формы происходят корейское а1 ‘зерно’,
древнеисландское ala ‘кормить’, дравидское al, ala ‘сила’, готское alau ‘вырастать’, тохар. alym ‘жизнь’ .
Родство слов рассмотренной группы с именами божеств, обусловленное религиозно-мифологическим взглядом на мир, несомненно.

Имя бога преисподней Ил, Эл, Ал стало названием бога вообще: у арабов — Алла, у евреев — Эль..
Женский дубликат Алла-Аллат; так именовалась у арабов в доисламское время богиня, которая считалась великой матерью, владычецей неба..
В угаритских надписях упоминается «матерь богов» Элат.., у шумеров царица преисподней носит имя Алу; у хурритов Бог преисподней — Ал…
К этому можно добавить название гор в центральной Азии — Алтай (Ала-тау).
Корнеслово alb/alp есть в этнонимах и топонимах Европы, например: Албания на Балканах; Альпы..
В британских легендах албан — название народа, некогда населявшего Британские острова..,
названия рек Эльба (она же Лаба) в Центральной Европе и Лаба на Северном Кавказе.
Надо полагать, что все эти слова восходят к доиндоевропейскому и досемитскому (из языков баск-дене, по М. Сводешу. — Ш. Я.)
имени Великой богини и Великого бога Ь (р, ш).
Баскское alaba ‘дочь’ состоит из ala ‘женщина’ и Ьа.., даже у африканских негров есть женское имя Баба .

Биьлиография и ссылки:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный мир
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: