Слайд 17Краткое содержаниеСтаруха Анна лежит без движения, не открывая глаз; она почти
застыла, но жизнь еще теплится. Дочери понимают это, поднеся к губам кусок разбитого зеркала. Оно запотевает, значит, мама еще жива. Однако Варвара, одна из дочерей Анны, полагает возможным уже оплакать, «отголосить ее», что она самозабвенно делает сначала у постели, потом за столом, «где удобнее». Дочка Люся в это время шьет скроенное еще в городе траурное платье. Швейная машина стрекочет в такт Варвариным всхлипам. Анна — мать пятерых детей, двое сыновей ее погибли. Варвара приехала проститься с мамой из районного центра, Люся и Илья из близлежащих провинциальных городков. Ждет не дождется Анна Таню из далекого Киева. А рядом с ней в деревне всегда был сын Михаил вместе с женой и дочкой. Собравшись вокруг старухи утром следующего после прибытия дня, дети, видя воспрянувшую мать, не знают, как им реагировать на ее странное возрождение. «Михаил и Илья, притащив водку, теперь не знали, чем им заняться: все остальное по сравнению с этим казалось им пустяками, они маялись, словно через себя пропуская каждую минуту». Забившись в амбар, они напиваются почти без закуски, если не считать тех продуктов, что таскает для них маленькая дочь Михаила Нинка. Это вызывает законное женское негодование, но первые стопки водки дарят мужикам ощущение неподдельного праздника.
«Последний срок» (Распутин): краткое содержание
Анна – старуха, в ней едва теплится жизнь, она уже не в силах даже пошевелиться. Дочери, чтобы проверить, не умерла ли мать, подносят к ее лицу зеркало. Варвара, одна из дочерей Анны, считает возможным начать оплакивать умирающую мать, а другая дочь – Люся — уже шьет черное платье.
У Анны пятеро детей, но сейчас с ней только Варвара, Люся с Ильей, да сын Михаил, который живет в одной с матерью деревне. Главная героиня ждет приезда Тани, которая живет в Киеве. Как только все дети, кроме Татьяны, собираются вокруг умирающей, она словно возрождается, и дети тут же впадают в недоумение.
Мужчины, не зная чем заняться, уходят в амбар и там напиваются. Постепенно их охватывает веселье – мать-то еще жива. Но чем больше они пьют, тем больше их охватывает страх – страх потерять Анну, страх перед неизбежной смертью: «смерть уже заметила всех в лицо и уже не забудет».
Краткое содержание книги «Последний срок» автора Валентин Распутин можно продолжить сценой описания следующего утра. Илья и Михаил плохо себя чувствуют и чтобы избавиться от этого состояния решают опохмелиться. Выпивку они сравнивают с обретением воли, ведь в пьяном состоянии их уже ничего не сдерживает: ни дом, ни работа. Не всегда они находили отраду в алкоголе, были дни в бытность существования колхоза, когда вся деревня работала на заготовке дров. Вот такой труд был им по нраву и приносил наслаждение.
О прежней жизни вспоминает и Люся. Раньше в семье был конь – Игрень, которого девушка очень любила, но от тяжелой непосильной работы он сдох. Бродя по окрестным полям, Люся вспоминает, что раньше она как будто ощущала какое-то направление своей жизни, словно чья-то рука вела ее, но в городе это ощущение исчезло. Множество размышлений о прежнем благополучии вложил в повесть «Последний срок» Распутин. В словах героев слышится плач по невозвратной жизни, когда все жили в гармонии друг с другом и природой.
Анна постепенно оживает и уже может самостоятельно подняться и выйти на крыльцо. Приходит навестить свою подругу Мирониха. Но сердце старухи все еще полно печали из-за того, что никак не приедет Таня. Танчора, как называли ее свои, отличалась от братьев и сестер мягким людским характером. Но не едет дочь, и Анна решает умереть. За последние годы старуха смирилась с неизбежным и даже сдружилась со смертью. Она договаривается с ней, чтобы та забрала ее во сне. Так все и случается.
Слайд 19 Эти воскресники устраиваются для себя, одна семья
помогает другой, что и сейчас возможно. Но колхоз в селе разваливается, люди уезжают в город, некому кормить и выращивать скот. Вспоминая о прежней жизни, горожанка Люся с большой теплотой и радостью воображает любимого коня Игреньку, на котором «хлопни комара, он и повалится», что в конце концов и случилось: конь сдох. Игрень много таскал, да не сдюжил. Бродя вокруг деревни по полям и пашне, Люся понимает, что не сама выбирает, куда ей идти, что ее направляет какая-то посторонняя, живущая в этих местах и исповедующая ее сила. …Казалось, жизнь вернулась назад, потому что она, Люся, здесь что-то забыла, потеряла что-то очень ценное и необходимое для нее, без чего нельзя… Пока дети пьют и предаются воспоминаниям, старуха Анна, съев специально сваренной для нее детской манной каши, еще больше взбадривается и выходит на крыльцо. Ее навешает долгожданная приятельница Мирониха. «Оти-моти! Ты, старуня, никак, живая? — говорит Мирониха. — Тебя пошто смерть-то не берет?.. Я к ей на поминки иду, думаю, она как добрая укостыляла, а она все тутака».
Слайд 21 — Илья! — начала Люся еще на ходу. Вид у
нее был решительный и взволнованный, будто что-то случилось. Она сказала совсем не то, чего боялся Михаил. — Илья, ты знаешь, что сегодня пароход? Скоро уж. А следующий будет только через три дня. Илья растерянно поднялся: — И что нам теперь делать? — Смотри сам. А мне надо ехать. Мне больше оставаться здесь никак нельзя. — Ехать надо, — кивнул Илья и посмотрел на Михаила. — Мать вроде поправилась. — Подождали бы, — несмело сказал Михаил. Ему никто не ответил. Они вошли в избу все вместе и в старухиной комнате вдруг застыли. Их не заметили. Варвара, склонясь над матерью, почти упав ей на грудь, всхлипывала, а старуха с закрытыми глазами тянула на себя какой-то жуткий, заунывный мотив. Лицо при этом у нее было высветленным, почти торжественным. Они прислушались и различили слова — ласковые, безнадежные и в то же время как бы вывернутые наизнанку слова, имеющие обратный и единственный смысл: Отходила ты у нас полы дубовые, Отсидела лавочки брусчатые, Отсмотрела окошечки стекольчаты, Ты, лебедушка моя, родима матушка. — Что это у вас тут происходит? — громко и насмешливо спросила Люся. — Что за концерт? Варвара и старуха враз смолкли. Варвара вскочила, показала на мать: — Вот, матушка… — Видим, что не батюшка, — хохотнул Илья. — Помру я, — жалобно, пытаясь что-то объяснить, пролепетала старуха.
Смысл повести «Последний срок»
Темы, которые затрагивает Распутин в повести «Последний срок», более глубокие и многогранные, чем может показаться на первый взгляд.
Отношения между членами семьи, отношение к родителям, алкоголизм, старость, понятия совести и чести все эти мотивы сплетены в единое отображение смысла жизни человека в «Последнем сроке»; и затрагивая эти темы, Распутин лишь отображает действительность.
Главное действующее лицо повести это восьмидесятилетняя старуха Анна, которая живет у своего сына. Ее внутренний мир наполнен переживаниями о детях, которые уже давно разъехались и ведут жизнь отдельно друг от друга. Анна думает лишь о том, что ей хотелось бы увидеть их счастливыми до того, как она умрет. А если и не счастливыми, то просто увидеть их всех в последний раз.
Но ее выросшие дети это дети современной цивилизации, занятые и деловые, у них уже свои семьи, и они могут думать о многих вещах — и на все им хватает времени и сил, кроме матери. Почему-то о ней они почти не вспоминают, не желая понимать, что для нее ощущение жизни осталось только в них, мыслями о них она только и живет.
Когда Анна чувствует приближение смерти, она готова потерпеть до конца еще несколько дней, ведь ей очень хочется увидеть свою семью
До своей последней минуты она любит их всей душой и жизненной силой, что еще осталась в ней, но дети находят время и внимание для нее только ради приличия
Распутин раскрывает их жизни так, что кажется, что они вообще живут на белом свете ради приличия. Причем сыновья погрязли в пьянстве, а дочери заняты своими «важными» делами.
Они нелепы и неискренни в своем последнем желании уделить внимание умирающей матери. Ведь в последние дни жизни матери они могли бы хоть что-то подправить, могли просто искренне поговорить с ней и уделить ей внимание, достойное матрие, но и на это их не хватило
Слайд 12 Сибирская земля – родина писателя. Валентин Григорьевич Распутин родился 15
марта 1937 года в крестьянской семье в селе Уст-Уда Иркутской области, расположенном на берегу Ангары. Местечко с берегов красавицы Ангары стало центром мироздания для талантливого мальчугана. Грамоте и счету Валентин научился с малых лет – уж очень жадно тянулся он к знаниям. Смышленый паренек читал все, что ни попадалось: книги, журналы, обрывки газет. Отец, вернувшись с войны героем, заведовал почтовым отделением, мать работала в сберкассе. Беззаботное детство оборвалось разом – у отца на пароходе срезали сумку с казенными деньгами, за что он угодил в тюрьму и на Колыму, оставив жену с тремя малолетними детьми на произвол судьбы. Так что детство писателя не было безоблачным и безмятежным, и Валентин рано познал безотцовщину и нужду.
Слайд 28 Анна в «Последнем сроке» — ярчайший пример художественного исследования писателем
человеческой души. Последние дни старухи Анны заполнены размышлениями о прожитом. Разбегаются тропинки воспоминаний и в тридцатые, и в сороковые, и в недавние годы. В биографии героини безоблачно – праздничного очень мало, а трудного до горького невпроворот; «Всегда одно и то же: теребили с чем-нибудь ребятишки, кричала скотина, ждал огород, а еще работа в поле, в лесу, в колхозе – вечная круговерть, в которой ей некогда было вздохнуть и оглядеться по сторонам». Но даже на смертном одре она устремлена к живому, к тому, что останется после нее. Все мечты героини о том, чтобы между сыновьями и дочерьми царило согласие. Мать не в состоянии осудить их даже тогда, когда они явно того заслуживают. Она может их только жалеть, хотя «почему жалела, она и сама не знала, не умела понять».
Слайд 18 В конце концов мать жива. Не обращая внимания на девочку,
собирающую пустые и недопитые бутылки, они уже не понимают, какую мысль на этот раз они хотят заглушить, может быть, это страх. «Страх от сознания, что мать вот-вот умрет, не похож на все прежние страхи, которые выпадают им в жизни, потому что этот страх всего страшнее, он идет от смерти… Казалось, смерть уже заметила их всех в лицо и уже больше не забудет». Напившись основательно и чувствуя себя на следующий день так, «будто их через мясорубку пропустили», Михаил и Илья основательно опохмеляются и на следующий день. «А как не пить? — говорит Михаил. — День, второй, пускай даже неделю — оно еще можно. А если совсем до самой смерти не выпить? Подумай только, ничего впереди нету. Сплошь одно и то же. Сколько веревок нас держит и на работе, и дома, что не охнуть, столько ты должен был сделать и не сделал, все должен, должен, должен, должен, и чем дальше, тем больше должен — пропади оно все пропадом. А выпил, как на волю попал, все сделал, что надо. А что не сделал, не надо было делать, и правильно сделал, что не делал». Это не значит, что Михаил и Илья не умеют работать и никогда не знали другой радости, кроме как от пьянства. В деревне, где они когда-то все вместе жили, случалась общая работа — «дружная, заядлая, звонкая, с разноголосицей пил и топоров, с отчаянным уханьем поваленных лесин, отзывающимся в душе восторженной тревогой с обязательным подшучиванием друг с другом. Такая работа случается один раз в сезон заготовки дров — весной, чтобы за лето успели высохнуть, приятные для глаза желтые сосновые поленья с тонкой шелковистой шкуркой ложатся в аккуратные поленницы»
Слайд 22 — Мама, мне уже надоели эти разговоры о
смерти. Честное слово. Одно и то же, одно и то же. Ты думаешь, нам это приятно? Всему должна быть мера. Ты ни о чем больше не можешь говорить. Тебе еще жить да жить, а ты все что-то выдумываешь. Так же нельзя. — До ста лет, мать, чтоб обязательно — ага,— подхватил Илья. Старуха, уставившись куда-то в стену, молчала. — Ты же сама понимаешь, мама, что ты почти полностью выздоровела. Ну и живи, радуйся жизни. Будь как все и не хорони себя без смерти. Ты живой, нормальный человек — вот им и будь. Люся выдержала небольшую паузу и тем же ласковым голосом сказала: — А нам сегодня надо ехать. Так получается, мама. — Да вы че это?! — вскрикнула Варвара. Старуха, не веря, оторопело покачала головой. — Надо, мама, — мягко, но настойчиво повторила Люся и улыбнулась. — Сегодня пароход. А следующий будет только через три дня. Так долго ждать мы не можем. — Не, не, — простонала старуха. — Нельзя седни от матушки уезжать, нельзя,— волновалась Варвара. — Вы прямо как неродные. Сами подумайте. Нельзя. — Еще хоть день-то подождали бы, — поддержал ее Михаил.— Мы ведь, мама, не вольные люди: что хочу, то и делаю,— не отвечая им, говорила матери Люся. — Мы на работе. Я бы с удовольствием прожила здесь хоть неделю, но тогда меня могут попросить с работы. Мы ведь не в отпуске. Пойми, пожалуйста. И не обижайся на нас. Так надо.
Слайд 13 Взрослел паренек на собственном голодном и горьком опыте, но
неистребимая тяга к знаниям и не по-детски серьезная ответственность помогли выстоять. Окончив четыре класса в Атланке, Распутин, конечно же, хотел продолжить учебу. Но школа, где были старшие классы, находилась за 50 километров в районном центре. Каждый день не наездишься – надо было жить там одному. Так в 11 лет началась его самостоятельная жизнь, без семьи, без матери. Учиться было сложно: нужно было преодолеть себя, преодолеть голод (мать раз в неделю посылала хлеб и картошку, но их всегда не хватало). Но Распутин учился на совесть. Едва ли он осмеливался пойти в школу с невыученными уроками. Оценивали его знания только на “отлично”, кроме, разве только французского – не давалось произношение. Тем не менее были и в эту пору жизни моменты отрадные, и в основном, они связаны с книгой. “Я уверен,- писал позже Распутин,- что писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать все то, что дает ему потом право взяться за перо. А потом образование, книга. Жизненный опыт воспитывают в дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве”. Писатель вспоминал, как они с приятелем частенько забирались в местную библиотеку, вынимая стекло, и “ воровали” оттуда книги. За лето он так пристрастился к чтению, что, перейдя в 5-й класс, почувствовал себя несчастным человеком: читать стало нечего, а без книг он уже не мог.
Слайд 32 Смерть матери становится моральным испытанием для ее взрослых
детей. Испытанием, которое они не прошли. Черствые и равнодушные, они не только не испытывают радость при неожиданной надежде на выздоровление матери, но и досадуют, словно она их обманула, нарушила планы, использовала время. Как результат этой досады, возникают ссоры. Сестры обвиняют Михаила в недостаточно хорошем обращении с матерью, срывая на нем нервное напряжение, демонстрируя свое превосходство над необразованным братом. И Михаил устраивает сестрам и брату беспощадный экзамен: «А что,— кричит он,— может кто-нибудь из вас заберет ее? Кто из вас больше всех любит мать?». И никто не принял этого вызова, предательство это имеет свои корни — черствость, равнодушие, эгоизм. Ради собственных интересов люди, для которых мать принесла в жертву свою жизнь, отказались от того, что делает человека человеком — добра, гуманности, сострадания, любви. На примере одной семьи писатель раскрыл черты, присущие всему обществу, напомнил нам о том, что, предавая своих близких, отказываясь от идеалов добра, завещанных нам предками, мы, в первую очередь, предаем себя, своих детей, воспитывающихся на примере нравственного вырождения.
Анализ замысла «Последний срок» — смысл названия
Валентин Распутин указывает современному обществу и человеку на их нравственное падение, на ту черствость, бессердечие и эгоизм, которые завладели их жизнями и душами.
Ради чего живут такие люди? Ради злости и ненависти, зависти и неуважении к другим людям? Если они не могут даже по-человечески проститься с умирающей матерью, что можно говорить об их отношении к окружающему миру, об их жизненном предназначении и роли…
Писатель показывает, насколько жалкой может быть жизнь таких людей, насколько бездуховной и мрачной, и главная мысль состоит в том, что они своими руками создали такой мир вокруг себя.
И остается лишь один вопрос, касающийся названия повести и какой смысл в него вложил Распутин.
Неизбежный конец: Отчаяние и моральные дилеммы в повести Последний срок
Тема | Автор | Напряжение и повороты событий | Границы между добром и злом |
---|---|---|---|
Отчаяние и моральные дилеммы | Автор повести Последний срок | Искусное создание напряжения и неожиданные повороты | Задумываясь о границах между добром и злом |
В своей новой статье мы погрузимся в мир отчаяния и моральных дилемм, которые переживают главные герои повести Последний срок. Писатель искусно проводит нас через запутанный лабиринт эмоций, заставляя задуматься о сложных вопросах морали и справедливости.
Автор не оставляет читателя равнодушным, создавая напряжение с каждой новой главой. Мы будем исследовать, каким образом автор умело поддерживает интригу, используя неожиданные повороты событий и развивая психологические конфликты героев. Каждая страница повести наполнена острыми эмоциями и моральными выборами, которые заставляют нас задуматься о нашем собственном отношении к миру.
Одна из главных тем повести — отчаяние. Мы будем анализировать, как герои сталкиваются с безысходностью и как она влияет на их поступки. Автор умело передает их эмоциональное состояние, позволяя нам полностью погрузиться в их мир и пережить каждую тяжелую минуту вместе с ними.
Кроме того, мы обратимся к вопросу моральных дилемм и границ между добром и злом. В повести Последний срок нет явно выраженных героев и злодеев, каждый персонаж оказывается в ситуации, где ему приходится выбирать между поступками, которые могут иметь как положительные, так и отрицательные последствия. Мы проанализируем эти сложные выборы и попытаемся разобраться, как автор представляет границы между добром и злом.
В заключение, повесть Последний срок предлагает нам не только захватывающую историю, но и приводит к душевным размышлениям о самих себе. Она заставляет нас переосмыслить наши представления о морали и открывает глаза на сложность межчеловеческих отношений. Присоединяйтесь к нам в этом путешествии и глубже взгляните на Последний срок.
Илья и Михаил напиваются
Илья и Михаил, притащив лодку, не могут решить теперь, что делать. По сравнению с предстоящим событием, все остальное казалось пустяком, и они маялись, пропуская через себя каждую минуту. Сыновья почти без закуски напиваются, забившись в амбар, перекусывают лишь продуктами, которые для них таскает Нинка, маленькая дочка Михаила. Это обстоятельство провоцирует законный гнев женщин, но стопки водки дарят ощущение праздника двум братьям. Мать, в конце концов, жива. Они уже не понимают, не обращая внимания на собирающую недопитые и пустые бутылки девочку, какую мысль хотят заглушить на этот раз. Возможно, страх от сознания того, что родительница их скоро умрет. Он не похож на другие страхи, всего ужаснее, так как идет от самой смерти, которая, казалось, заметила в лицо всех их и уже не забудет.
Продолжается произведение «Последний срок». Краткое содержание дальнейших событий следующее. Чувствуя себя скверно на следующий день после попойки, братья опохмеляются снова. Илья и Михаил не умеют работать. Они не знали никогда иной радости, кроме как от попойки. Общая работа случалась в деревне, где когда-то жили все вместе, — заядлая, дружная, звонкая, с разноголосицей топоров и пил. Она была весной, в сезон заготовки дров. Но сейчас люди уезжают в город, в селе разваливается колхоз, некому выращивать и кормить скот.
Слайд 25 Ее растолкала Нинка. — Возьми, баба. — Нинка протягивала ей
конфету. Старуха отвела ее руку. — Они нехорошие, — жалея старуху, сказала Нинка об отъезжающих. Губы у старухи шевельнулись — то ли в улыбке, то ли в усмешке. Потом вернулся Михаил и подсел к ней на кровать. — Ничего, мать, — после долгого молчания сказал он и вздохнул. — Ничего. Переживем. Как жили, так и жить будем. Ты не сердись на меня. Я, конечно, дурак. Ой, какой я дурак, — простонал он и поднялся. — Лежи, мать, лежи и ни о чем не думай. Не сердись на меня сильно. Дурак я. Старуха слушала не отвечая и уже не знала, могла она ответить или нет. Ей хотелось спать. Глаза у нее смыкались. До вечера, до темноты, она их еще несколько раз открывала, но ненадолго, только чтобы вспомнить, где она была. Ночью старуха умерла.
Сюжетная линия
История начинается с описания одной русской женщины, которой исполнилось восемьдесят лет. Она всю жизнь была активной и очень много работала. Но три года назад совсем сдала, заболела и слегла. Теперь она лежит и дожидается своей смерти.
За свою жизнь главная героиня Анна родила много детей, но в живых осталось только пятеро: два сына и три дочери. Михаил был самым младшим, и именно у него старуха доживала свой век. Когда он понял, что матери осталось совсем немного, то отправил телеграммы остальным членам семьи, для того чтобы они приехали и попрощались с матерью.
Сначала приехала старшая дочь Варвара, следом за ней прибыли Илья и Люся. Все они с нетерпением ждали появления Татьяны, которая проживала в Киеве. Мать была совсем в плачевном состоянии, и Варвара начала оплакивать ее еще при жизни, а Люся принялась шить траурные наряды. Сыновья Анны решили купить водки на похороны и взяли целый ящик, так как подумали, что придет вся деревня.
Когда дети собрались у кровати Анны, она неожиданно открыла глаза, подозвала всех детей. Когда она узнала, что Татьяны еще нет, опять впала в забитее.
Вскоре старушке стало легче, и наутро она попросила каши. Она с таким трепетом и нежностью смотрела на своих детей, как будто старалась запомнить их лица на века. Женщина не могла говорить, радость от приезда детей не давала ей спокойно спать
Руки ее тряслись, сердце бешено колотилось, она старалась уделить внимание каждому.
Легкомыслие сыновей
Когда Люся поправляла матери постель, то заметила, что она лежит на грязных простынях. Она начала все высказывать Михаилу и стыдить его за это. В сторонке стояла его жена Надя и заливалась краской. Анна начала защищать сноху, оправдывая ее тем, что ей и так нелегко. Дело в том, что Михаил постоянно пьян, устраивает скандалы, в общем, Наде хватает с ним забот. После выслушанного Люся пообещала, что обязательно поговорит с братом по поводу его поведения.
На следующее утро Анна смогла сама сесть в кровати. К ней подбежала внучка Нинка и присела рядом с ней.
В эту ночь все плохо спали, Анне приснился плохой сон, и она попросила Варвару сходить к Миронихе, своей подруге, и проведать ее. Затем проснулся Михаил и спросонок подумал, что вечером они вместе с Ильей выпили всю водку. Открыв кладовку, он убедился, что все бутылки на месте.
Михаил и Илья спрятались от женщин и начали пить еще до завтрака. Они делились своими проблемами и жаловались на то, как тяжело проходит похмелье.
Беспокойство матери
Как-то Люся решила прогуляться по лесу. Ей хотелось побыть в одиночестве и поразмыслить над своей жизнью. Всматриваясь в знакомые места, она начала вспоминать свое детство и юношество. Ей казалось, что это было очень давно
К Анне в гости пришла ее соседка Мирониха. Они долго разговаривали и обсуждали все село. Когда подруга посмотрела на изможденную старуху, она подумала, что хорошо бы им умереть в один день.
Сыновья Анны ушли в сильный запой. Позже к ним присоединился сосед Степан. Они весело проводили время, не задумываясь над тем, что скоро может случиться горе.
Старушка была счастлива, что возле нее собрались все дети. Единственное, что беспокоило ее, — это дочь Татьяна. Женщина постоянно задавалась вопросом о том, почему она не рядом.
Старуха внутри себя поняла, что Татьяну ждать бесполезно. Она долго плакала, ее пытались успокоить дети, но все было безрезультатно. Старушка думала, что с ее любимицей что-то случилось. Все дело в том, что Татьяна вышла замуж за военного, его постоянно переводили с одного места на другое. Но в последнее время семья обосновалась в Киеве.
Приехавшие дети, видя, что матери, кажется, стало получше, собираются домой. Люся говорит матери, что ей и Илье нужно уезжать в город на работу. Вслед за ними уезжает и Варвара. После того как всех проводили, Михаил попросил прощения у матери и сказал, чтобы она не расстраивалась, они будут жить так же, как и раньше. Однако ночью старуха умерла.
Своим произведением Распутин дает возможность подумать о тех, кто дорог и кому стоит прийти на помощь. Главная мысль повествования заключается в том, что не нужно халатно относиться к людям, которые отдают всю свою любовь и ласку ради других. Близким и родным людям всегда требуется поддержка, забота и защита. А равнодушие их обижает и даже может убить.
Слайд 23 Старуха заплакала, поворачивая лицо то к Люсе, то к Илье,
повторяла: — Помру я, помру. От увидите. Седни же. Погодите чутельку, погодите. Мне ниче боле не надо. Люся! И ты, Илья! Погодите. Я говорю вам, что помру, и помру. — Опять ты, мама, о том же. Мы тебе о жизни, ты нам о смерти. Не умрешь ты и не говори, пожалуйста, об этом. Ты у нас будешь жить еще очень долго. Я рада была повидать тебя, но теперь надо ехать. А летом мы опять приедем. Обязательно приедем, обещаем тебе. И тогда уж не наспех, как сейчас, а надолго. — Что летом! — вмешался Илья. — Не летом, а раньше увидимся. Мать вот как следует на ноги встанет, и можно к нам в гости приехать. Приезжай, мать. В цирк сходим. Я рядом с цирком живу. Клоуны там. Обхохочешься. — Одним днем раньше, одним позже, — пытался понять Михаил. — Какая разница. Люся вспылила: — Я не собираюсь обсуждать с тобой этот вопрос. Наверное, я лучше знаю, есть разница или нет. Или ты по-прежнему считаешь, что мы должны везти маму с собой и для этого обязаны подождать ее? — Нет, не считаю. — И на том спасибо.