Популярные сегодня пересказы
- Тоска — краткое содержание рассказа Чехова Главным героем произведения является извозчик по имени Иона Потапов. На улице очень холодная погода, с неба сыпятся хлопья снега. Однако, извозчику нет до этого дела. Иона сгорбленно сидит и думает о своем
- Стучит! — краткое содержание рассказа Тургенева История из цикла Записки охотника рассказывает про поездку главного героя в Тулу за дробью. После охоты на тетеревов герой отдыхает у себя и узнает от слуги Ермолая, что кончилась дробь и нужно ехать в город.
- Воительница — краткое содержание повести Лескова В произведении повествуется о Домне Платоновне, которая была кружевницей. Женщина называла окружающих людей злыми и жестокими. Себе же она такой характеристики не дает.
- Леонов Леонов Л.М. – писатель советского времени, классик того времени. Родился он в Москве, 31 мая 1899 года в семье, где отец был поэтом и основал книжное издательство и небольшой
ЗА ЧТО?
С первых же дней прихода к власти большевики решили сразу “убить двух зайцев”: вырвать из среды народа самых честных, совестливых и умных людей (поскольку “быдлу” намного легче внедрить в мозги любую, даже самую безумную идеологию), а заодно создать из них бесплатную рабочую силу. Использовали при этом малейший повод, раздутый затем до “контрреволюционной деятельности”.
Поначалу, ещё на заре советской власти, подобное в основном касалось мужского населения страны (поскольку мужчина более способен на организованное сопротивлению режиму). Но к середине 30-х годов большевистская власть всполошилась. Она поняла, что её врагом в большей мере, чем мужчина, является женщина! По той простой причине, что её мировосприятие, её характер, взращённый в большинстве своём православным укладом жизни, изменить намного труднее, чем у мужчин. Ибо женщина воспринимает окружающую действительность не столько разумом, сколько сердцем. И если мужчину с помощью такой “науки”, как марксизм-ленинизм, можно было убедить в оправданности насильственного отбора у крестьян хлеба, подавления инакомыслия и многочисленных расстрелов представителей “эксплуататорских” классов, то женщина, особенно христианка, склонная к милосердию и всепрощению, подобных доводов не принимала. И, видимо, не приняла бы никогда. Таким образом, советская власть стала сортировать своих противников не только по классовому, но и половому признаку. И в первую очередь под удар большевиков попали женщины — родные и близкие тех, кого однозначно нужно было уничтожить или изолировать от основной массы людей, превращаемых в “винтиков”. Именно для женщин и были в основном предусмотрены такие формулировки преступного статуса, как член семьи врага народа (ЧСВН), член семьи изменника родины (ЧСИР), социально-опасный элемент (СОЭ), социально-вредный элемент (СВЭ), связи, ведущие к подозрению в шпионаже (СВПШ), и т.д.
ВОССТАНИЯ В ГУЛАГЕ
И всё же, несмотря на жёсткое подавление любого недовольства осуждённых, случались отдельные акты организованного сопротивления режиму.
Так, в мае 1954 года в Кенгирском лагерном отделении заключённые подняли восстание, в котором участвовало около двенадцати тысяч человек. Мужчины и женщины, уголовники и политические стояли здесь плечом к плечу.
Беспорядки начались в одном лагпункте, а затем перекинулись в три других, в том числе женские. Охрана растерялась, сразу не применила оружие, заключённые воспользовались нерешительностью, проломили заборы и соединились в одну массу…
Восставшие образовали Комиссию для переговоров с начальством и самоуправление в составе двенадцати человек во главе с бывшим подполковником Советской Армии Кузнецовым. От блатных в неё вошел “вор в законе” Виктор Рябов. Были в Комиссии три женщины от женбараков. Наиболее авторитетная из них — Супрун Лидия Кондратьевна (1904-1954), украинка, учительница, приговорённая в 1945 году к 15 годам каторжных работ. В Комиссии существовали отделы агитации и пропаганды, быта и хозяйства, питания, внутренней безопасности, военный и технический. Для агитации использовались воздушные шары и воздушные змеи, которые смастерили чеченцы. На шарах крупными буквами написали: “Спасите женщин и стариков от избиения! Мы требуем приезда члена Президиума ЦК!” Змеев же снаряжали листовками с такими, в частности, лозунгами: “Долой убийц-бериевцев! Жёны офицеров Степлага, вам не стыдно быть жёнами убийц?”
Были выдвинуты требования: установить 8-часовой рабочий день, пересмотреть судебные решения в отношении заключённых, прекратить их побои и унижения, а также разрешить переписку и свидания с родными и близкими.
Комиссия смогла поддерживать в лагере порядок. За сорок дней восстания не было свершено ни одного преступления. Захваченное продовольствие в целях экономии распределяли по прежним нормам, но пайки выросли: под влиянием общего воодушевления на кухне перестали воровать, прекратили выдавать лишние порции “придуркам”, а блатные больше не отнимали еду у политических. Лагерная охрана и администрация ранее питались с того же склада, и все дни осады зэки по договоренности с лагерным персоналом отпускали ему продовольствие, причём по нормам для вольных.
22 июня местное радио сообщило, что требования восставших приняты и в Кенгир едет член Президиума ЦК. Это, по замыслу чекистов, должно было усыпить бдительность заключённых. А на рассвете 25 июня через заранее сделанные проёмы во внешнем ограждении на лагерь двинулись танки Т-34 и переброшенный из-под Куйбышева полк особого назначения МВД.
Вот как описаны дальнейшие события этого восстания у А.И.Солженицына:
“Танки давили всех попадавшихся по дороге… Они наезжали на крылечки бараков, давили там… притирались к стенам бараков и давили тех, кто виснул там, спасаясь от гусениц… Танки вминались под дощатые стены бараков и даже били внутрь бараков… Раненых добивали штык-ножами. Женщины прикрывали собой мужчин — кололи и женщин! Опер Беляев в это утро своей рукой застрелил десятка два человек. После боя видели, как он вкладывал убитым в руки ножи, а фотограф делал снимки уничтоженных “вооружённых бандитов”. Раненая в лёгкое, скончалась член Комиссии Супрун, уже бабушка. Некоторые прятались в уборные, их решетили очередями и там…”
С восходом солнца восстание было разгромлено. Догорали бараки, баррикады и траншеи. Вокруг валялись десятки убитых, раздавленных, обожжённых заключённых…
Разрушение семейных связей
Людей высылали и убивали хладнокровно, никто не думал о детях, оставшихся без родителей. Их помещали в приюты, причем, братьев и сестер помещали порознь, часто в разные детдома. Малышам меняли фамилии, чтобы родственники не могли их разыскать. Конфликт между преданностью семье и требованиями враждебного социума возникал всякий раз, когда детское желание быть принятым в группе, быть, как все, использовалось взрослыми с идейными целями, для промывания мозгов. Так, детей часто заставляли отказываться от родителей как от врагов народа, предлагая сменить фамилию, угрожая, что не примут в пионеры, комсомол.
Одна из участниц рассказала, что после долгих уговоров написать заявление об отказе от родителей ее саму и ее сестру приняли в комсомол.
«Нам хотелось в комсомол, (хотелось) быть такими, как все. Мы верили, что родители наши не виноваты, что они вернутся. Все в школе были комсомольцы, а мы нет, а нам очень этого хотелось. Тогда директор приюта послал в Москву воспитательницу, и секретарь ЦК комсомола дал разрешение принимать нас в комсомол. Они приехали с эти решением, и мы вступили в комсомол уже в 15 лет»
Уничтожение материальных следов и замалчивание репрессий было важной частью работы палачей, так как это было уничтожением следов преступлений, и совершалось оно целенаправленно и старательно. Так, вещи, письма арестованных не возвращались, расстрелянных людей закапывали в общие могилы без опознавательных знаков, так, чтобы их никто никогда не нашел. Шестеро из 15 участников интервью до сих пор не знают, где были расстреляны и похоронены их родители, и на протяжении всей жизни ищут их затерявшийся след
Оставшиеся в живых или на воле родственники часто сами уничтожали семейные документы, архивы, фотографии, чтобы не подвергать риску себя и детей, и таким образом навсегда исчезали материальные доказательства того, что человек когда-то жил.
У двенадцати участников опроса есть дети и внуки, однако, только двое из двенадцати рассказывали о том, что в семье были погибшие и сидевшие в лагерях, еще до перестройки, остальные же, и то, не все, отважились сделать это только после нее.
Последняя сестра милосердия
Во второй половине 50-х в Америку приехали и Александра Николаевна с мужем. В Нью-Йорке они долгие годы заведовали «Домом свободной России» — культурным центром русской белой эмиграции.
Александра Николаевна была активисткой Международного Красного Креста, переписывалась с людьми по всему миру, помогая семьям, рассеянным по свету после революции и войн, найти друг друга и воссоединиться.
-
Встреча галлиполийцев в Доме Свободной России, Нью-Йорк. Александра Николаевна первая слева
-
Ежегодная встреча Корниловцев в Доме Свободной России. Александра Николаевна сидит вторая слева в первом ряду, за ней стоит Викентий Гетц
Последние несколько лет жизни, уже после кончины своего супруга Викентия Ивановича Гетца, Александра Николаевна прожила на Толстовской ферме (благотворительная организация помощи русским эмигрантам), окруженная однополчанами и родными по духу людьми. Скончалась она на 95-м году жизни. «Ушла из жизни последняя Сестра Милосердия Корниловского Дивизиона», — было написано в некрологе.
В день похорон сын Александры Николаевны, Константин, рассыпал на ее могилу горсточку русской земли — подарок, который он привез матери из своей первой поездки в Россию. Сама Александра увидеть Россию еще раз так и не смогла. Мечта о потерянной Родине, увезенная на пароходе «Саратов» в далеком 1920 году, прошла с нею рука об руку всю жизнь. С нею и со всеми теми, кто 100 лет назад смотрел на удаляющийся берег Крыма в последний раз.
Сложно представить себе боль и тоску, саднящие сердца этих людей долгие годы их сложной и порой трагической жизни. Жизни, проведенной на чемоданах, в надежде и готовности вернуться в Россию в любую минуту.
Они не смогли вырвать Отечество из революционного жерла и путь, по которому большевики повели страну, не приняли. Отношение белой эмиграции к Советскому Союзу характеризовал принцип «непримиримости» – отказ от любых форм сотрудничества и взаимодействия с советским правительством и его представителями. Этот принцип естественен и понятен, потому что нельзя примириться с насилием, предательством, братоубийством и безбожием. Но, как известно, лес рубят – щепки летят. Отношение к советской власти порою распространялось и на людей, власть не имущих, а просто несущих свой жребий и свою ношу в Советской России. Тех, кто вырос и жил в Советском Союзе и кто позже оказался в Америке, в эмиграции долгие десятилетия встречали не столько враждебно, сколько настороженно. Когда рана не затянута, то и дуновение свежего ветра способно вызвать боль и раздражение.
Могила А.Н. Пио-Ульской и В.И. Гетца
Работа в лагере
Работа в лагере была для большинства людей непосильно тяжелой. Они испытывали унижение от того, что не могли справиться с нормами, выбивались из сил, многие, особенно на лесоповалах, не выдерживали больше года, погибали от изнурения и голода. В главе «Расчеловечивание» в книге «Путешествие в страну Зека» Ю. Марголин пишет:
«Огромное, подавляющее, 90%-ное большинство идет на черную массовую каторжную работу. Лагеря, призванные исправлять трудом»- как будто можно кого-нибудь исправить обращением в рабство – представляют в действительности дикарскую профанацию труда и неуважение к человеческому таланту и умению».
Изнуряющий Голод в лагере погружал людей в состояние регресса, когда все мысли и переживания вращались вокруг пайки, а еда становилась единственной ценностью. Вспоминает один из участников интервью:
«Когда живой человек, близкий человек Вам пишет, а Вы не в состоянии с ним общаться, это, конечно, не легко было. И уже (становилось) как-то безразлично. Понимаете, видишь эту нищету, этот голод, холод, уже не до писем было. Слушайте, что может радовать? Если бы накормить бы меня, это было бы радостью. А когда вечно, понимаете, тебя одолевает голод, холод, нужда и грязь, и нечисти, и издевательства, самое главное, и моральное (унижение) такое, тут уже не до писем было. Слушайте, какие там письма, какие там родственники! Боже мой!»
Постепенно люди невольно погружались в нечеловеческое состояние – или «расчеловечивание» как назвал его Ю. Марголин:
«Все подавлено в массовом обитателе лагеря: его логика и чувство справедливости, его личное право на внимание к элементарнейшим потребностям его духа и тела. Ему остается только смирение и сознание своего абсолютного ничтожества и бесправия
Даже человеку Запада, который в крови имеет индивидуальную строптивость и личную гордость – невозможно сохранить чувство собственного достоинства, если он продолжает оставаться в лагере».
Доходяги — истощенные от голода и работы люди, вместе с больными, попадали в больницу, умирали. Хоронили их, как правило, в ближайшем рву, за оградой лагеря, без могил и крестов.
С этой книгой читают
Бандиты и бабыЗадорнов Михаил Николаевич
Предлагаю Вашему вниманию книгу «Бандиты и бабы», первые главы которой я начинал публиковать в своём блоге.
4.58
(6)
Снесла Баба Яга яичкоУгрешич Дубравка
Искрометный и едкий роман хорватской писательницы и бунтарки Дубравки Угрешич «Снесла Баба Яга яичко» был написан в рамках международного литературного проекта…
4
(4)
Я знаю, что нужно бабам! Уроки соблазнения от крутого парняБелуши Джим
«Любая женщина скажет, что ей нужен добрый, сострадательный, ласковый, вежливый и внимательный мужчина. Ерунда! На самом деле ей нужен загадочный, могущественный,…
2.6
(5)
Похождения Хаджи-Бабы из ИсфаганаМориер Джеймс Джастин
У «Похождений Хаджи-Бабы из Исфагана» удивительная судьба. Этот авантюрный роман о головокружительной дипломатической карьере плута и пройдохи брадобрея Хаджи-Бабы был…
5
(3)
Где отважные мужчины, или Привет, любимая! Маркова Татьяна
Она не мыслит жизни без музыки. Ему нужна всего лишь частичка ее тепла.
3.9
(5)
Привет с того света, или Приключения попаданцаБорискин Александр
Что делать, если совершенно случайно стал попаданцем и получил при этом способности знахаря? Можешь перемещаться между параллельными мирами Земли, а потом еще и…
3
(3)
Баба-яга БессмертнаяНикитина Елена Викторовна
Я — Баба-яга. Вообще-то меня зовут Алена, а Баба-яга — это титул, доставшийся мне по наследству вместе с тайными магическими знаниями. Мой возлюбленный, сам Кащей…
4.3
(6)
А что вы хотели от Бабы-ягиНикитина Елена Викторовна
Что такое «не везет» и как с этим бороться? Из академии магии выгнали — не выдержали. Домик в наследство достался, да и тот от Бабы-яги. Местные жители уничтожать…
4.3
(8)
ЛАГЕРНЫЙ БЫТ И КАТОРЖНЫЙ ТРУД
“Из клуба нас этапом погнали в лагерь Орлово-Розово. Расселили по землянкам, выкопанным на скорую руку. Вместо постели выдали по охапке соломы. На ней мы и спали… А когда нас переместили в барак, лагерные “придурки” (обслуга, мастера и бригадиры, — В.К.), а с ними и уголовники стали устраивать на нас налёты. Избивали, насиловали, отнимали последнее, что оставалось…” (из воспоминаний В.М.Лазуткиной).
Большинство узниц ГУЛАГа умирало от непосильного труда, болезней и голода. А голод был страшный.
“…заключённым — гнилая треска, солёная или сушёная; худая баланда с перловой или пшённой крупой без картошки… И вот — цинга, и даже “канцелярские роты” в нарывах, а уж общие… С дальних командировок возвращаются “этапы на карачках” — так и ползут от пристани на четырёх ногах…”(Нина Стружинская. За землю и волю. Белорусская газета, Минск, 28.06.1999)
О лагерной работе.
“С наступлением весны нас стали выводить из зоны под конвоем на полевые работы. Копали лопатами, боронили, сеяли, сажали картофель. Все работы выполнялись вручную. Так что руки наши женские всё время были в кровавых мозолях. Отставать в работе было опасно. Грозный окрик конвоя, пинки “придурков” заставляли работать из последних сил…” (из воспоминаний Лазуткиной В.М.).
В “Архипелаге ГУЛАГ” Солженицына есть слова одной из якутских заключённых: “на работе порой нельзя было отличить женщин от мужчин. Они бесполы, они — роботы, закутанные почти до глаз какими-то отрепьями, в ватных брюках, тряпичных чунях, в нахлобученных на глаза малахаях, с лицами — в чёрных подпалинах мороза…”
И далее: “от Кеми на запад по болотам заключённые стали прокладывать грунтовый Кемь-Ухтинский тракт, считавшийся когда-то почти неосуществимым. Летом тонули, зимой коченели. Этого тракта соловчане боялись панически, и долго за малейшую провинность над каждым из нас рокотала угроза: «Что? На Ухту захотела?..
Долгота рабочего дня определялась планом (“уроком”). Кончался день рабочий тогда, когда выполнен план; а если не выполнен, то и не было возврата под крышу…”
Пытки и издевательство
Во время следствия сотрудники применяли пытки и издевались над заключенными, женщин насиловали, могли на ночь поместить в камеру к уголовникам, чтобы на утро выбить из них признание. Самой распространенной пыткой было лишение сна. Заключенные не выдерживали унижения и пыток, и нередко кончали или, по-крайней мере, хотели покончить с собой.
Садизм не был приписан сотрудникам НКВД специальными распоряжениями, он был их личным проявлением. Масштабы его распространения были огромны, а изощренность издевательств приводит в ужас. По-видимому, среди сотрудников НКВД было много людей с психическими нарушениями, или же они обретали их в процессе своей работы. Очевидно также, что все эти преступления не имеют срока давности и подлежат уголовному наказанию.
Получение результатов и их валидизация
Интервью с каждым участником длились от 4 до 8 часов с интервалом в 1-2 недели. Нас интересовали такие темы, как:
- Детство и юность в родительской семье и отношения с родителями
- События, пережитые семьей до ареста и их влияние на судьбу собеседника
- Потеря родных и сохранение памяти о них в семье
- Отношения с собственными партнерами и детьми в настоящее время
- Тревоги и ожидания, связанные с современной политической ситуацией
Интервью записывались на диктофон , расшифровывались, в виде текстов раздавались трем экспертам, а затем обсуждались с каждым из них отдельно. Согласующиеся мнения разных экспертов принимались в качестве рабочих гипотез. Несовпадающие мнения также учитывались и записывались. Все мнения экспертов и анализ контрпереноса интервьюера были представлены в заключительных резюме по каждому случаю (на 1-2 страницах). Процедура экспертной валидизации, предложенная д-ром М. Лейцингер-Болебер, позволила добиться большей объективности в анализе материала, защищая полученные результаты от влияния «субъективного фактора».
“МАМКИ”
Так на лагерном жаргоне именовали женщин, родивших в заключении ребёнка. Судьба их была незавидной. Вот воспоминания одного из бывших узников:
“В 1929 году на Соловецком острове работал я на сельхозлагпункте. И вот однажды гнали мимо нас “мамок”. В пути одна из них занемогла; а так как время было к вечеру, конвой решил заночевать на нашем лагпункте. Поместили этих “мамок” в бане. Постели никакой не дали. На этих женщин и их детей страшно было смотреть: худые, в изодранной грязной одежде, по всему видать, голодные. Я и говорю одному уголовнику, который работал там скотником:
— Слушай, Гриша, ты же работаешь рядом с доярками. Поди, разживись у них молоком, а я попрошу у ребят, что у кого есть из продуктов.
Пока я обходил барак, Григорий принёс молока. Женщины стали поить им своих малышей… После они нас сердечно благодарили за молоко и хлеб. Конвоиру мы отдали две пачки махорки за то, что позволил нам сделать доброе дело… Потом мы узнали, что все эти женщины и их дети, которых увезли на остров Анзер, погибли там от голода…” (Зинковщук Андрей. Узники Соловецких лагерей. Челябинск. Газета. 1993,. 47.)
«Родственники после ареста кого-то из членов семьи старались оборвать связь с ними»
— Получается, бунты были только в самих лагерях, родственники заключенных не протестовали…
— Протестов массовых не было. Бунты были непосредственно в лагерях, особенно сразу после смерти Сталина -восстания в Норильске, в Карлаге и т. д. Родственники искренне верили, что члена их семьи быстро вернут. Они ничего не могли знать, где родственник находится, что с ним происходит. Искать единомышленников и пытаться понять, у кого такая же беда, люди не могли. В конце 1930-х годов во время большого террора многие после ареста кого-то из членов семьи старались оборвать всю связь с ним, вырезали из фотографий, меняли имена, фамилии, чтобы их, не дай Бог, тоже не забрали, как родственника врага народа. То есть это был прежде всего страх.
— Верно ли винить в репрессиях только Сталина?
— То, что Сталин во всем виноват, это некоторое упрощение. При том что Хрущев начал как раз политику десталинизации, он сам, например, возглавлял Украинскую ССР, когда там был голод начала 30-х годов. Он просто сам понимал, что эта система лежит огромным грузом на советской экономике и что таким способом невозможно построить не то что светлое будущее, а просто какую-то стабильную страну. Поэтому как раз после смерти Сталина начинаются массовые амнистии, забрасывается строительство огромных объектов: трансполярной магистрали Чум — Салехард — Игарка, подземный туннель на Сахалин. Стало очевидным, что эти стройки никому не нужны, они отнимали только огромное количество ресурсов и что вообще та система ГУЛАГа неэффективна.
Результаты
Арест. Первым сильным, шокирующим переживанием для всех, с кем я беседовала, были арест и первые дни пребывания в тюрьме. Самым тяжелым было нахождение в камере-одиночке или в специальном так называемом «пенале», куда человека помещали в ожидании приговора.
Один из участников вспоминал:
«(Во время вынесения приговора) меня удалили, помню, и водрузили в коридорный конверт. Это, знаете, такая квадратная кабиночка, где можно только вокруг своей оси вертеться. И там держали меня очень долго. И я весь потом, помню, обливался потом… от одного расстройства, от одного только этого события страшного. … (После вынесения приговора) меня вернули в ту камеру, откуда меня взяли. Меня там не узнали. Я был потрясенный страшно. Я не мог ни с кем говорить, и со мной истерика была. Ну, я помню, меня на носилках отнесли в тюремную больницу, там полежал несколько дней, потом пришел в себя… (у меня были) спазмы горла, я не мог ничего сказать от волнения …»
Чудовищным нарушением границ личности было то, что человека с самого начала в тюрьме, а потом в лагере, часто раздевали, осматривали, унизительно «шмонали», проверяли, не спрятано ли что-то во рту, в заднем проходе, отбирали все личные вещи, вытаскивали резинки из белья. Люди переживали стыд, смущение, окончательно понимали, что имеют дело с садистами.
СКОТ
“Старосте Кемского лагеря Чистякову женщины не только готовили обед и чистили ботинки, но даже мыли его. Для этого обычно отбирали наиболее молодых и привлекательных женщин… Вообще, все они на Соловках были поделены на три категории: “рублёвая”, “полурублёвая” и “пятнадцатикопеечная” (“пятиалтынная”). Если кто-либо из лагерной администрации просил молодую симпатичную каторжанку из вновь прибывших, он говорил охраннику: “Приведи мне “рублёвую”…
Каждый чекист на Соловках имел одновременно от трёх до пяти наложниц. Торопов, которого в 1924 году назначили помощником Кемского коменданта по хозяйственной части, учредил в лагере настоящий гарем, постоянно пополняемый по его вкусу и распоряжению. Из числа узниц ежедневно отбирали по 25 женщин для обслуживания красноармейцев 95-й дивизии, охранявшей Соловки. Говорили, что солдаты были настолько ленивы, что арестанткам приходилось даже застилать их постели…
Женщина, отказавшаяся быть наложницей, автоматически лишалась “улучшенного” пайка. И очень скоро умирала от дистрофии или туберкулёза. На Соловецком острове такие случаи были особенно часты. Хлеба на всю зиму не хватало. Пока не начиналась навигация и не были привезены новые запасы продовольствия, и без того скудные пайки урезались почти вдвое…” (Ширяев Борис. Неугасимая лампада.)
Когда насилие наталкивалось на сопротивление, облечённые властью мстили своим жертвам не только голодом.
“Однажды на Соловки была прислана очень привлекательная девушка – полька лет семнадцати
Которая имела несчастье привлечь внимание Торопова. Но у неё хватило мужества отказаться от его домогательства
В отместку Торопов приказал привести её в комендатуру и, выдвинув ложную версию в “укрывательстве контрреволюционных документов”, раздел донага и в присутствии всей лагерной охраны тщательно ощупал тело в тех местах, где, как он говорил, лучше всего можно было спрятать документы…
В один из февральских дней в женский барак вошли несколько пьяных охранников во главе с чекистом Поповым. Он бесцеремонно скинул одеяло с заключённой, некогда принадлежавшей к высшим кругам общества, выволок её из постели, и женщину изнасиловали по очереди каждый из вошедших…” (Мальсагов Созерко. Адские острова: Сов. тюрьма на дальнем Севере.)