Поэзия рылеева: анализ «дум» и «войнаровского»

Думы

Краткое содержание думы

В 1822 году Кондратий Федорович представляет свету думу, которая посвящена атаману Ермаку. Ее отчасти положили на музыку, и она превратилась в песню.

Данная дума основана на настоящих исторических событиях. Основной герой — это известный персонаж истории — казачий атаман, которого зовут Ермак Тимофеевич. Он прославился тем, что сыграл главную роль в присоединении Сибири к Российскому государству. Присоединение произошло при правлении Иоанна Грозного во второй половине XVI столетия.

Ермак с собственным войском постоянно вел войну с ханом Кучумом, который не желал покоряться российскому царю и выплачивать дань Москве. Он желал сам верховодить Западной Сибирью и поэтому никому не покорялся, а позже и вовсе сделал переворот и казнил своих мусульманских братьев, которые дали согласие принять русское подданство и заплатить мзду победителям.

Далее в думе рассказывается, как в очередном сражении Ермака с Кучумом полегло большое количество народа. Затем Кучум бежал в степи, а Ермак с оставшимися после битвы воинами, которых было всего 50 человек, одолевая путь по Иртышу, остановился на ночлег в устье реки под названием Вагай.

Ночью сибирский хан внезапно совершил нападение на дремлющих казаков и многих убил. Убереглось только пару человек.

Казачий атаман, отягощенный двумя кольчугами, где одна из них была подарена ему царем, и орудием, которое он носил, бросился в речку. Таким образом он хотел добраться до стругов, однако утонул. Но, согласно татарским преданиям, Ермака убил богатырь Кутугай, ранив его в горло своим копьем.

Тело атамана было вытянуто на сушу рыбаком татарского происхождения. Со всей окрестности съехалось большое количество мурз, чтобы посмотреть на тело Ермака. Среди присутствующих был даже Кучум. На протяжении нескольких дней татары расстреливали из лука мертвое тело мужественного российского воина и весело пировали, хотя позже его останки выкинули. По версии свидетелей они пролежали целый месяц на свежем воздухе и не портились. После этого татары, сняв с тела все одежки и снаряжения, чтобы разделить их между собой, похоронили казачьего атамана в знатном месте, которое находилось за мусульманским кладбищем. А точнее, в деревне Баишево.

Литературный анализ

Кондратий Федорович, воодушевленный подвигами российских воинов, принял решение посвятить им собственные мысли. Так и возникла дума, рассказывающая про смерть атамана. Автор отлично исследовал старинные предания о русском воине и узнал, что в день погибели героя была мощная гроза со штормом, и Ермак умер в волнах буйной реки.

Поэт начинает свое произведение с описания той ужасной ночи, когда сама природа устрашает: шумит дождь, ревет буря, постоянно гремит гром, молнии летают в ночном сумраке, и ветры неистовствуют.

В думе описывается, как на береге речки сидит задумчивый Ермак, который, как будто предчувствуя собственную скорую смерть, раздумывает о жизни, о приятелях и про то, достойно ли они прожили свою жизнь, так как почти все казаки были в прошлом отчаянными правонарушителями и головорезами, перешедшими на службу к русскому царю. Главный герой абсолютно не осуждает их, а даже наоборот — восторгается их мужеством и доблестью. Он высказывает мнение, что все имеющиеся злодеяния в своей жизни они смыли кровью противников и даже сейчас не щадят собственной жизни за царя и святую Русь.

В думе неустрашимому и мужественному атаману противопоставлен вождь вражеского лагеря Кучум — опасный и бесчестный человек, который, боясь напрямую вступить в поединок с дружиной Ермака, подкрался тайно к ним со своим войском и всех их погубил: воины пали, не успев даже обнажить мечи.

Смерть воина

Ермак кидается в речку, одетый в тяжелый панцирь, который ему подарил царь, и утопает. Рылеев считает, что именно нелегкое снаряжение богатыря повлекло за собой его смерть. Речка практически с ходу поглотила мужественного воина. Герой умер, он променял собственную свободу и начал служить самодержавию. «Смерть Ермака» Рылеев тоже заканчивает описанием буянящих ветров и громов.

Содержание

I. Олег ВещийII. Ольга при могиле ИгоряIII. СвятославIV. СвятополкV. РогнедаVI. БоянVII. Мстислав УдалыйVIII. Михаил ТверскойIX. Димитрий ДонскойX. ГлинскийXI. КурбскийXII. Смерть ЕрмакаXIII. Борис ГодуновXIV. Димитрий СамозванецXV. Иван СусанинXVI. Богдан ХмельницкийXVII. Артемон МатвеевXVIII. Петр Великий в ОстрогожскеXIX. ВолынскийXX. Наталия ДолгоруковаXXI. Державин
ДОПОЛНЕНИЯ
Думы, не вошедшие в отдельное издание:1. Владимир Святый2. Яков Долгорукий3. Царевич Алексей Петрович в Рожествене4. Видение Анны Иоановны

Наброски неоконченных дум:5. Вадим6. «О, что тебя, край милый, ожидает»7. «На гордой крутизне брегов»8. Марфа Посадница9. «Повсюду вопли, стоны, крики»10. Меньшиков11. Миних

Смерть Ермака

Ермак вступает в неравную борь­бу с при­ро­дой, подобно героям ан­тич­ных тра­ге­дий. Здесь он сражается с неспра­вед­ли­во­стью. Но как человек может бороться со стихией? К тому же на нём слишком тяжкие до­спе­хи, подаренные Иваном Грозным. У Ермака не остаётся сил на сопротивление. Он тонет, увлекаемый вниз царским подарком.

Анализ «Смерти Ермака» Рылеева даёт представление о том, что именно считает автор причиной гибели своего героя. Несомненно, тяжёлые латы погубили Ермака. Принявший от царя дорогой подарок, казак погиб. Он променял свою свободу и убеждения на верную службу самодержавной власти. Как декабрист, Рылеев ставил проблему личной свободы особенно высоко. Он не считал службу царю и службу России тождественными понятиями. В анализе произведения Рылеева «Смерть Ермака» следует показать, как, восторгаясь героизмом Ермака Тимофеевича и его службой на благо родного государства, поэт негодует, видя, что казак не ценит свободу. Нет, не река погубила Ермака, а дары царские.

Поэт заканчивает думу описанием бушующей стихии. Знакомые читателю стро­ки те­перь приобретают иной от­те­нок. Анализ «Смерти Ермака» Рылеева помогает понять, что фи­нал думы на­по­ми­на­ет по­хо­ро­ны павшего воина. Но в траурной процессии участвует только природа.

Данное произведение, написанное в 1822 году, быстро приобрело невероятную популярность. Критиками был многократно выполнен анализ думы Рылеева. «Смерть Ермака» была фрагментарно положена на музыку, став песней, широко распространённой в народе.

Биография автора

Дума входит в своеобразный философско-патриотический цикл поэм, к которым также относятся:

  1. «Державин»;
  2. «Димитрий Донской»;
  3. «Волынский»;
  4. «Богдан Хмельницкий»;
  5. «Вещий Олег».

Относительно оценки творчества Рылеева существует много различных комментариев. Например, Пушкин писал, что в его произведениях нет ничего государственного и русского, не считая имен.

Кондратий Рылеев являлся русским поэтом и публичным деятелем, который родился 18 сентября 1795 года. Проживал он в селе Батово, которое находится в Санкт-Петербургской губернии. В 1801 Кондратий поступил на обучение в первый Петербургский кадетский корпус.

В 1813 г. он принял участие в зарубежных походах российской армии, которые закончились в 1814 г.

Но, как не прискорбно, жизнь автора трагически закончилась 13 июля 1826 года. Он умер в возрасте 30 лет. Рылеев являлся одним из управляющих декабристского восстания и пребывал в числе пятерых офицеров, которые были приговорены к казни на эшафоте.

Творческий процесс

В творчестве автора были такие знаменательные даты:

  1. 1820 год был знаменателен тем, что автор создал свою известную сатирическую оду «К временщику»;
  2. Спустя год, Рылеев вступил в состав Вольного общества приверженцев русской словесности, а также находился на службе заседателя уголовной палаты Петербурга;
  3. В 1824 г. возглавил управленческий отдел российско-американской компании;
  4. С 1823 по 1825 год совместно с Александром Бестужевым трудился над изданием альманаха «Полярная звезда», а также был в составе масонской ложи «К пламенеющей звезде».

Кто такой Ермак

Одним из самых из­вест­ных ка­за­ков в российской ис­то­рии является ата­ман Ермак Тимофеевич. Он, в отличие от бунтовщиков Разина и Пугачёва, воевавших против представителей власти, послужил Отечеству. Конечно, покоряя Сибирское ханство, Ермак преследовал свои корыстные интересы. Грабёж во время войны не является злодейством, к тому же подобные действия поддерживались нападающим государством. Своим походом Ермак положил начало завоевания и присоединения Сибири к России.

Таким образом, Ермак – довольно разносторонний персонаж. Он и вольный казак, и воин, действующий во славу своего государства. Поэтому его образ привлёк Рылеева.

Характеристика текста

Основу стихотворения составляет историческое событие. Повествование начинается с описания природы. В момент, когда бушует стихия, главный герой сидит и думает о том, какую роль он сыграл в истории, вспоминает боевых товарищей и размышляет о жизни в целом. Погодные условия символизируют то, что чувствует Ермак. Практически каждый воин в прошлом являлся разбойником, и теперь они в полной мере искупили свою вину перед отчизной.

Рылеев — первый писатель, который ввел в литературу новый жанр под название дума. Автор в полной мере продемонстрировал национальный характер благодаря образу главного героя. Ермака писатель изобразил как сильного и могучего воина, который совершает свои подвиги не ради собственной выгоды, а только лишь для того, чтобы страна процветала и жила спокойно.

Анализ «Смерти Ермака» Рылеева дает в полной мере ощутить гордость за русский народ, который сражался ради интересов России. Прочитав думу, полностью становится ясно, что именно автор считает причиной смерти всенародного героя. Мужчина променял свою жизнь на службу у государя и за это был награжден. Писатель был декабристом, и именно поэтому в своем повествовании он описал проблему личной свободы. Рылеев никогда не считал службу государю чем-то высоким.

После ознакомления с произведением становится ясно, кто является автором думы «Смерть Ермака», так как только Рылеев мог так точно описать чувства и переживания героя. Он подчеркнул цену свободы. В некоторых строках прослеживается негодование поэта, так как исторический герой не ценил то, чем другие очень дорожили. Благодаря использованию различных образных средств выразительности эта поэма отразила стремление многих людей служить во благо своей страны.

Монголо-татарское иго:

Величие нашей страны и ее борьба с иноземными захватчиками нашли отражение в стихах, которые до сих пор глубоко поражают душу своей силой и яркостью.

Времена Монголо-татарского ига описываются как период темной истории, но несмотря на это, в поэзии этих лет живут надежда на свободу, память о предках-героях и сила нации. В стихотворениях проявляется противостояние нашего народа, его силы духа, жажды свободы и желания покончить с тиранией.

  • Поэт Аполлон Григорьев в своем произведении «Монголы» описывает характер монгольского нашествия и людей, оказавшихся под их властью. Сильная метафора и эмоциональная сила этого стихотворения дают представление о том, какие испытания приходилось пережить нашему народу.
  • Александр Блок известен своими стихотворениями о русской истории. Одно из них, «Сказка о правде и добродетели», рассказывает о том, как Русь встала на защиту своих святынь и культуры перед ненавистным врагом.
  • Михаил Лермонтов также посвятил несколько стихотворений Монголо-татарскому игу. Одно из них, «Изгнание монголов», описывает мечту о светлом будущем, когда наш народ освободится от чужеземной тирании и вернется к своему благородному прошлому.

Стихи о Монголо-татарском иге – это не только историческое наследие, но и важная часть нашей культуры и самоидентификации. Они напоминают нам о славном прошлом нашей страны и помогают нам сохранить единство и духовное наследие наших предков.

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Стакан воды, или Следствия и причины Скриб

    История рассказывает о 18 веке, Англия в компании Пруссии и Австрии воюет для того чтобы получить испанские сокровища. Англией правит королева Анна, которой свойственны мягкость и нерешительность

  • Краткое содержание Братья Львиное сердце Линдгрен

    В Швеции в маленьком безымянном городке живут два брата – Юнатан и Карл. Их квартира, расположенная на третьем этаже старого дома, выглядит уныло и бедно. Карл и Юнатан очень сильно отличаются друг от друга.

  • Краткое содержание Гаврилиада Пушкина

    Поэма «Гаврилиада», написанная Александром Сергеевичем Пушкиным в 1821 году, очень необычна в том свете, в котором решил показать ее автор. Ведь именно эта поэма, под эпичным названием «Гаврилиада» рассказывает о хорошо известных событиях в Библии

  • Краткое содержание Чарушин Про Томку

    Томка – молодой щенок с длинными ушами. Он скоро подрастёт и будет настоящим помощником охотника.

  • Краткое содержание Пастернак Детство Люверс

    Повесть Пастернака поэтична и психологична. В произведении показано, как взрослела героиня, какие этапы проходила. Например, ещё совсем ребёнок она однажды проснулась ночью из-за кошки, увидела, что взрослые не спят – на другой стороне реки огни и шум

Высшим достижением декабристской поэзии, ее итогом 1820-х годов стало прежде всего творчество Кондратия Федоровича Рылеева — его «Думы
» и поэма «Войнаровский
». Именно эти произведения можно по праву назвать репрезентантом всех поисков поэтов-декабристов. И сама фигура Рылеева, одного из пяти казненных декабристов (был повешен на кронверке Петропавловской крепости 13 июля 1826 г. в возрасте 30 лет), стала знаковой в русском общественном и культурном сознании. По замечанию Н. Огарева, «Рылеев был поэтом общественной жизни своего времени».

Смысл произведения Смерть Ермака Рылеева

Основной смысл сюжета и финала произведения Кондратия Федоровича Рылеева «Смерть Ермака»: анализ, главные герои и сюжетная линия

Смысл названия книги «Смерть Ермака»

«Смерть Ермака» была написана К. Ф. Рылеевым в 1822 году, в период между двумя русско-персидскими войнами. Произведение написано в духе романтизма и посвящено легендарному казачьему атаману, Ермаку Тимофеевичу (1532 — 1585), который возглавил поход на Сибирь и, покорив неизведанные до того земли, сделал их частью Российской Империи.

Несмотря на то, что поэт мог бы в своем творении прославить жизнь одного из самых успешных казачьих атаманов, в качестве основного сюжета он выбрал именно описание гибели Ермака. Замысел автора заключался в том, чтобы показать парадоксальность жизни и судьбы: человек, переживший множество трудностей и походов, являвшийся сперва опасным разбойником, становится прекрасным воином, служащем стране, и погибает не от руки недруги или предателя, а от единственного врага, которого не может покорить человек – от бушующей водной стихи.

Смысл произведения Смерть Ермака Рылеева

Повествование начинается с описания непогоды, царившей на реке Иртыш, возле которой раскинули свои шатры казаки Ермака. Их лидер — единственный, кто не спит, поглощенный раздумьями о совершенных подвигах. Его не волнует богатство и роскошь, которую сулит служба российскому престолу, он заботится лишь о подвигах, которые способны сделать его бессмертным в памяти потомков.

Прекрасно осознавая ответственность за поход и людей, участвующих в нем, Ермак, тем не менее, не возносит себя над товарищами даже в мыслях, что также характеризует его со стороны автора как человека не только храброго, но и благородного. И Ермаком, и его войском, помимо жажды славы движет любовь к стране, на благо которой служит казачий атаман и которую непрестанно воспевает в мыслях.

Покоя не дают старому атаману и воспоминания о прошлых разбойничьих годах, когда и он, и большинство его казаков были не защитниками, а грабителями страны, которой сейчас преданно служат. Страх перед смертью отходит на второй план перед желанием искупить преступления. Но главное исполнено: Сибирь покорена и находится во владениях Ивана Грозного.

Предаваясь раздумьям, Ермак незаметно засыпает, чем не преминул воспользоваться его заклятый враг, хан покоренных казаками земель, Кучум. Автором это представляется не счастливой случайностью для сибирского хана, но самой волей судьбы, согласно которой выполнившей свою земную миссию казачий атаман должен был завершить свой земной путь. Кучум выступает как инструмент рока, но, тем не менее, он изображен слабым и подлым, не решившимся напасть на казачий отряд в равном бою и атаковавший казаков глубокой ночью, когда люди не имели ни малейшей возможности себя защитить. Рылеев использует слово «тать», характеризующее хана: это вор, человек, делающий что-либо исподтишка (в данном случае – забирающий жизни у вражеского отряда, не готового к нападению).

Постоянное обращение Рылеева к теме природной стихии подчеркивает напряженную атмосферу, в которой происходит описываемая сцена. Стихия будто стремится разбудить старого казака, предупредить его об опасности, но Ермак и его войско продолжают мирно спать, несмотря на бушующую вокруг непогоду. С другой стороны, буря выступает союзником сибирского хана: именно она позволяет ему незаметно подкрасться с отрядом к спящим казакам, заглушая шаги и скрывая нападающих в темноте.

Ермак просыпается во время начавшейся бойни и пытается спастись, пробравшись к челнам, но лодки слишком далеко от берега. Несмотря на силы и храбрость, Ермак тонет в волнах бушующей реки, побежденный стихией.

Смысл финала произведения

Рылеев будто потешается над тонущим героем: его погубили доспехи, подаренные царем за верную службу. Гибель Ермака стала трагическим событием, но только для людей. Природа, погубившая Ермака, остается равнодушной и к бойне, учиненной отрядом хана над спящими казаками, и к гибели их лидера. Стихии абсолютно все равно, на чьей территории она будет бушевать: человеку все равно никогда не победить ее.

Правда и вымыслы

Прежде чем читать думу, нужно узнать о том, какие события в ней реальные и какие художественные средства использовал автор. Освоением Сибири действительно занимался казак Ермак, а колонизацию территории запланировал Иван Грозный.

Но историки не смогли отыскать точную дату походов, биографию самого атамана. Хотя пожилые казаки рассказывали, что на момент поездки в Сибирь Ермаку было 45−50 лет. Он заслужил звание атамана, руководил станичниками. А занять такую должность можно было только длительной службой.

Казаки во время нападения ночью на лагерь бросили своего атамана на берегу, сели в лодки и отплыли от берега. Кольчугу Ермаку царь не дарил. Согласно летописям, он рассчитывался со своими служащими сукном и деньгами. Представителям военного класса за их подвиги он платил золотом. Да и доспехи казаки надевали непосредственно перед боем, атаман не мог спать в панцире и не успел бы облачиться в него во время внезапного нападения.

Так как Рылеев был декабристом, он разделял понятия долга перед монархией и Родиной. Царь стал символом лишения свободы, а поступок Ермака — примером для всех воинов. Хотя казаки в ту ночь погибли не ради отечества, а за идею Ивана Грозного.

Предыдущая запись «Бедная Лиза» — краткое содержание повести Н.М. Карамзина
Следующая запись «Мещанин во дворянстве» — краткое содержание комедии Жан-Батиста Мольера

Последние заданные вопросы в категории образование

Образование 30.11.2023 22:05 15 Тимовський Назар.

Какие составить предложения со словом «напасть»?

Ответов: 0

Образование 30.11.2023 22:04 24 Харин Андрей.

Всероссийская олимпиада Культура вокруг нас Где смотреть задания и ответы?

Ответов: 0

Образование 30.11.2023 22:03 24 Шадрина Анастасия.

Слово «Напасть» — какая часть речи?

Ответов: 0

Образование 30.11.2023 22:02 26 Валеева Рита.

Как пройти уровень «Исторический фильм» в олимпиаде «Культура вокруг нас»?

Ответов: 1

Образование 30.11.2023 21:32 30 Романенко Софья.

Какие ответы на викторину о Екатеринбурге?

Ответов: 1

Образование 30.11.2023 21:24 19 Король Саша.

Какую страну хотел завоевать Павел I при помощи донских казаков в 1801 г.?

Ответов: 1

Образование 30.11.2023 21:23 8 Мухортов Слава.

Какие прилагательные подобрать к слову «купальник»?

Ответов: 1

Образование 30.11.2023 21:17 13 Танкович Вова.

Кака часть речи слово «коротко»?

Ответов: 1

Образование 30.11.2023 21:13 24 Бефус Эрик.

Какие существительные подобрать к слову «призрачный»?

Ответов: 1

Образование 30.11.2023 21:12 15 Мацько Софья.

Как решить: На птицеферме есть только куры и гуси (см)?

Ответов: 1

От первых князей до Ярослава Мудрого

В русской истории событий много,

Славных героев и князей в ней великих.

Но самые первые – это наши отцы,

Смелые князья, покорители земель.

Князь Годы правления Деяние
Рюрик 862-879 Основание Рюриковичей
Олег 879-912 Захват Киева и создание древнерусского государства
Игорь 912-945 Первый русский поход на Византию
Святослав 945-972 Завоевание Хазарского каганата и победы над Византией
Владимир 980-1015 Крещение Руси и развитие культуры
Ярослав Мудрый 1019-1054 Расцвет государства и создание Кодекса Ярослава

Эти князья оставили яркий след,

На страницах истории России навсегда.

Их подвиги и жизненные истории

Знаменитые поэты в стихах воспели.

Примечания

. Виноградова В.Л. Словарь-справочник «Слова о полку Игореве», М.; Л., 1965, вып. 1, с. 80, 81.

. См.: Былины в записях и пересказах XVII—XVIII вв. / Изд. подготовили А.М. Астахова, В.В. Митрофанова, М.О. Скрипиль. М.; Л., 1960..

. См.: Пипин А.Н. История русской этнографии. СПб., 1890, т. 1; СПб., 1891, т. 2; Лобода А.М. Русский богатырский эпос (опыт критико-библиографического обзора трудов по русскому богатырскому эпосу). Киев, 1896; Сперанский М.Н. Русская устная словесность. М., 1917; Соколов Ю.М. Русский фольклор. М., 1938 (изд-е 2. М., 1941); Астахова А, М. Былины Севера. М.; Л., 1938, т. 1; Гусев В.Е. Русские революционные демократы о народной поэзии. М., 1963; Азадовский М.К. История русской фольклористики. М., 1958, т. 1; М., 1963, т. 2; Астахова А.М. Былины. Итоги и проблемы изучения. М.; Л., 1966; Плисецкий М.М. Историзм русских былин. М., 1962; Аникин В.П. Русский богатырский эпос. М., 1964 (библиография — с. 180—188).

. Миллер О. Сравнительно-критические наблюдения над слоевым составом народного русского эпоса. Илья Муромец и богатырство киевское. СПб., 1870, с. XXIII.

. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. М., 1865, т. I, с. 304, 305.

. Миллер О. Сравнительно-критические наблюдения…, с. 809.

. Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. СПб., 1861, т. I.

. Буслаев Ф.И. Бытовые слои русского эпоса. М., 1871, с. 246.

. Буслаев Ф.И. Бытовые слои…, с. 251.

. Буслаев Ф.И. Бытовые слои…

. Майков Л.Н. О былинах Владимирова цикла. СПб., 1863.

. Майков Л.Н. О былинах…, с. 22 и прим. 1.

. Майков Л.Н. О былинах…, с. 26, 27.

. Сперанский М. Русская устная словесность, с. 160.

. Майков Л.Н. О былинах…, с. 36; Былины. М., 1919, с. XII (вступ. стат. М. Сперанского).

. Келтуяла В.А. Курс истории русской литературы. СПб., 1913, ч. I, кн. 1.

. Аникин В.П. Советская историческая школа в былиноведении и Всеволод Миллер. — В кн.: Вопросы теории фольклора. Русский фольклор. Л., 1979, вып. XIX, с. 84—112.

. Скафтымов А.П. Поэтика и генезис былин, Саратов, 1924.

. См. труды (в алфавитном порядке): В.П. Андриановой-Перетц, Т.М. Акимовой, В.А. Аникина, А.М. Астаховой, В.Б. Гусева, С.И. Дмитриевой, Р.С. Липец, Д.С. Лихачева, А.И. Никифорова, М.М. Плисецкого, В.Я. Проппа, Б.Н. Путилова, А.Н. Робинсона, Б.А. Рыбакова, Б. и Ю. Соколовых, В.И. Чичерова.

. Астахова А.М. Былины. Итоги и проблемы изучения.

. Пропп В.Я. Русский героический эпос. М., 1955 (2-е изд. М., 1958).

. Путилов Б.Н. Об историзме русских былин. — В кн.: Русский фольклор. М.; Л., 1966, т. 10, с. 119; Мирзоев В.Г. Былины и летописи. Памятники русской исторической мысли. М., 1978, с. 9.

. Лихачев Д.С. «Единичный исторический факт» и художественное обобщение в русских былинах. — В кн.: Славяне и Русь. М., 1968; Плисецкий М.М. Историзм русских былин; Рыбаков Б.А. Древняя Русь…, с. 41—44; Липец Р.С. Эпос и древняя Русь. М., 1969; Аникин В.П. Теоретические проблемы историзма былин в науке советского времени. М., 1972—1980, вып. 1—2.

. Лихачев Д.Л. «Эпическое время» русских былин. — В кн.: В честь Б.Д. Грекова. М., 1952, с. 56; Акимова Т.М. Русские героические былины (схема исторического развития). — В кн.: Основные проблемы эпоса восточных славян. М., 1958, с. 62.

. Рыбаков Б.А. Древняя Русь. Датирующие признаки былин рубежа XI—XII вв., с. 101.

. Дмитриева С.И. Географическое распространение русских былин. М., 1975.

. Дмитриева С.И. Географическое распространение русских былин, с. 93.

. Жданов И. Русский былевой эпос. СПб., 1895.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

Анализ «Войнаровского» Рылеева

Реализацией этих тенденций в определенной степени стала завершенная в 1824 г. поэма «Войнаровский», которую заметил и оценил Пушкин. «С Рылеевым мирюсь, — писал он, — «Войнаровский» полон жизни», — и так конкретизировал эту оценку: «… слог его возмужал и становится истинно-повествовательным, чего у нас почти еще нет». Можно говорить об определенном воздействии на это произведение позднего Рылеева канонов байронической поэмы. В ее центре — разочарованный герой, пересматривающий свой жизненный путь. Племянник Мазепы, Войнаровский в сибирской ссылке увидел всю бесперспективность деяний своего дяди, почувствовал бесплодность своих поисков. Но в отличие от байронических героев ссыльный Войнаровский разочарован, но не сломлен, не превращается в мизантропа.

Рылеев сознательно не следует исторической правде, что подчеркнуто двумя прозаическими жизнеописаниями (Мазепы и Войнаровского), предпосланными поэме и отличающимися от жизни поэмного героя. Войнаровский Рылеева — носитель гражданских идеалов, близких декабристской риторике. Его исповедь, обращенная к встреченному на его пути историку, исследователю Сибири Гергарду Фридриху Миллеру, близка по своему пафосу и стилю монологам героев «Дум». Но в отличие от них характер Войнаровского лишен статики; он — живая, сомневающаяся, склонная к хандре личность. Он человек с биографией, герой пути. Оживляет его фигуру образ героини, его невесты, последовавшей за ним в ссылку и нашедшей здесь смерть. Умирает и сам Войнаровский, и его драматическая судьба — предчувствие и предсказание трагической участи самого Рылеева, его сосланных в Сибирь друзей и их жен, добровольно последовавших за ними.

Своеобразие поэмы, что особенно подчеркнул Пушкин, определяется ее новым слогом, «истинно-повествовательным». Подробное и почти этнографически точное описание окрестностей Якутска (кстати, первоначально сюда будет сослан А. Бестужев), видимо, почерпнутое из сочинений того же Миллера, развернутые примечания, проясняющие особенности языка и нравов местных жителей — всё это важный этап русской романтической поэмы на пути освоения местного колорита при изображении истории.

Поэме предпослано послание «А.А. Бестужеву», заканчивающееся известными словами: «Я не Поэт, а Гражданин», в которых афористически выражена эстетическая и политическая позиция Рылеева.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный мир
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: