Краткое содержание произведения «в окопах сталинграда» по главам

Анализ отрывка из повести а.п. некрасова "в окопах сталинграда". произведения о войне (повесть «в окопах сталинграда» виктора платоновича некрасова)

Некрасов В. П.. Все произведения

Сейчас читают

  • Краткое содержание былины Волх Всеславьевич
    Главным героем произведения является былинный богатырь Волх Всеславьевич, обладающий недюжинной физической силой и умением превращаться в птиц и зверей.
  • Краткое содержание Куприн Штабс-капитан Рыбников
    Одновременно с известием о поражении от японцев российского военного флота, Рыбниковым была получено сообщение, пришедшее из сибирского города. Получив его, он селится в никудышной гостинице, и все свое время проводит, посещая театры
  • Чарская
    Закрытые учебные заведения России для девочек. Переживания учениц, их эмоции и душащая атмосфера. Их грезы, мировоззрения, страхи и судьбы. Именно Лидия Чарская наиболее подробно и честно описала все это в своих работах
  • Краткое содержание Островский Горячее сердце
    Эта комедия Островского раскрывает все сложности быта мещанской жизни 19 века. Этот драматург способен показать изнутри все тонкости проживания в маленьком городке, где правит самодурство и абсолютная власть таких персонажей как Тарас Тарасович Хлыпов
  • Краткое содержание Подпоручик Киже Тынянов
    Императору снился неприятный сон. Под окном послышался крик «Караул». Молодой писарь, от страха, что его могут сослать в Сибирь, сильно волновался

Образ Валеги

В своей повести Некрасов («В окопах Сталинграда»), анализ содержания которой это подтверждает, особое внимание уделяет ординарцу Керженцева — Валеге. Это простой необразованный восемнадцатилетний парень, бесконечно преданный своему лейтенанту и родине

Его работа, на первый взгляд, незаметна, но Керженцев не раз удивлялся тому, как ловко Валега хозяйствовал. В любых условиях Юрия ждали подогретый обед, чистое белье, сухая плащ-палатка. Каким-то неведомым образом Валега мог приспосабливаться к любым условиям. При этом Керженцев был уверен: если закончатся патроны и нужно будет драться за родину зубами, его ординарец и в этой ситуации справится. Именно такие воины, жившие в окопах днем и ночью, и вынесли на себе основную тяжесть войны.

На фронт

Керженцев, Игорь и Седых получают приказ переправляться в инженерный отдел на ту сторону Волги, к Мамаеву кургану, где развернулась линия фронта. Там их распределяют по разным дивизиям. 184-я, куда попадает главный герой, сразу же попадает на оборону завода «Метиз». Керженцева назначают командиром 4-й и 5-й рот, которые постоянно атакует противник. Место для боя неудобное: окопаться и спрятаться невозможно. Немцы сначала предпринимают обстрелы, но вскоре появляются танки и самолеты. Обстрелы не прекращаются практически весь день, но воинам удается удержать оборону. Много раненых и убитых. Ночью становится известно, что в бою был убит комбат. Начальник штаба полка передает руководство батальоном Керженцеву.

Кратко об истории создания произведения

Рукопись создавалась писателем что называется по горячим следам – в годы войны и в первые месяцы послевоенного времени. Впервые «В окопах Сталинграда» опубликовали в 1946 году, в журнале «Знамя».

Через год книга удостоилась Сталинской премии, а в пятидесятых годах вышел фильм «Солдаты» по мотивам повести с участием Всеволода Сафонова и Иннокентия Смоктуновского. Сам Некрасов сыграл в эпизоде пленного немца.

После эмиграции писателя и лишения его советского гражданства книгу изъяли из библиотек и долгое время не переиздавали. Ситуация изменилась только в годы перестройки, и то, довольно поздно, в 1989 году. Увы, к тому времени Виктора Некрасова уже не было в живых…

Чертова семерка

Главы 1-4

Тактика ведения боя следующая: второй батальон привлекает внимание противника, давая возможность пройти танка с десантами, за которыми должна выступить пехота – первый батальон. Артподготовки нет никакой, все построено « на неожиданности »

Все идет хорошо до тех пор, пока в самом неожиданном месте не подрывается « левофланговый танк с цифрой “7”» . Следующий за ним танк делает поворот и попадает на собственное минное поле – « самое дьявольское из всех, смешанное из противотанковых и противопехотных мин ».

Среди бойцов начинается суматоха, беспорядочный огонь, и только двум танкам удается вырваться вперед.

Командир полка вызывает к себе Керженцева, обвиняет его в случившемся и приказывает застрявший танк « любыми средствами » превратить в огневую точку – ДОТ. Вернувшись на поле боя, он узнает, что « фрицы в танк забрались », и теперь их нужно выманивать из злополучной семерки.

Чтобы взять танк, решают сделать под него подкоп. Работу осложняет твердый, промерзлый грунт, и подкоп завершен только спустя четыре дня. В подготовленном туннеле укладывают взрывчатку, и по команде взрывают. Бойцы спешат к танку, и Керженцев получает ранение.

Главы 5-6

В медсанбате Керженцев первым делом узнает, что танк взят. У него перелом левой голени, сквозная огнестрельная рана. Получив первую помощь, комбат отправляется в госпиталь.

Дни в госпитале тянутся « тоскливо, однообразно, но уютно, тепло и, главное, беззаботно ». Случайно он встречает там бойца из своего батальона, и они ведут « бесконечные разговоры обо всем ».

Незаметно подбирается Новый год, и Керженцев с грустью вспоминает своих родных. Отмечая с товарищами праздник в госпитале, он с радостью узнает, что советскими войсками « пятнадцать тысяч машин… сто тридцать семь тысяч пленных ».

На тракторном заводе

Утром Керженцева с товарищами отправляют за город. Там предстоит срочно заминировать тракторный. Работа осложняется постоянными обстрелами, нарушающими целостность проводов. К тому же нет всех необходимых приборов. Люди работают без отдыха, однако проходит дней двенадцать, а завод все стоит. Город практически непрерывно бомбят, и он почти разрушен. Бои идут на той стороне реки, где находятся окопы Сталинграда. Некрасов — краткое содержание разговора приводится ниже — показывает, как в эти непростые для страны месяцы и годы формируется истинный патриотизм людей. Так, Георгий Акимович, инженер-электрик ТЭЦ, в споре с Керженцевым доказывает, что русские войска не умеют воевать, и на исход войны может повлиять только чудо. В эту минуту Юрий вспоминает слова одного из бойцов, встретившихся на пути к Сталинграду. Тот говорил о жирной земле, что дает жизнь семенам, и о невозможности отдать ее врагу. Вспомнилась герою и самая страшная смерть: человек, который минуту назад говорил, лежал перед ним с раскинутыми руками, а на губе его догорал окурок. Из таких деталей, по мнению автора, и формируется то высокое чувство, которому Л. Толстой дал название «скрытая теплота патриотизма».

Образ главного героя

Анализ повести «В окопах Сталинграда» Некрасова невозможен без обращения к личности Юрия Керженцева. Это образованный, который впитывает в себя все, что видит и слышит вокруг. Он понимает, что война совсем не похожа на мирную жизнь: в ней нельзя ничего предугадать. И все же то, что происходит: отступление, тяжелое положение армии, немые укоры во взглядах жителей оставленных селений — заставляет героя и его сослуживцев искать ответ на извечный вопрос о том, кто виноват.

Сам лейтенант неоднократно ловит себя на мысли, что на войне сердце ожесточается, а человеческие ценности становятся совсем иными. Тем не менее он очень самокритичен и требователен к себе. Неразговорчивый, порой вспыльчивый герой в нужную минуту способен поддержать и принять правильное решение. Он искренне переживает смерть каждого из своих товарищей. В ответственные минуты оказывается рядом с бойцами, так же как и они, не прячется от пуль. Война стала для него ответственным делом, которое следует выполнять на совесть.

Автор не идеализирует своего героя, что подтверждают поступки Керженцева и их анализ. «В окопах Сталинграда» — пример того, как ведет себя на войне обычный человек. Когда во время разговора с Чумаком мимо пролетают пули, Юрий невольно пригибается. Он, командир, иногда не знает, что делать, и чувствует вину перед другими. Не отказывается от добытого Валегой молока или лимона. Но его достоинство в том, что в нем отсутствуют ложный героизм, высокомерие.

Таким образом, главный герой — это обычный человек, ценой своей жизни защитивший Сталинград и всю страну.

Второстепенные герои и их характеристика

  •  Георгий Акимович  – вечно недовольный, но очень работоспособный инженер Тракторного завода. Человек чести, искренне переживающий за судьбу своего родного города и всей страны.
  •  Мария Кузьминична  – добрая заботливая женщина, седовласая, с огрубевшими руками хозяйка, в доме которой остановились Керженцев и его спутники.
  •  Николай Николаевич  – работник автосклада, супруг Марии Кузьминичны, лысоватый подвижный мужчина небольшого роста.
  •  Пехотинец Волегов (Валега)  – молодой ординарец Керженцева, добрый алтайский парень, хозяйственный, заботливый, работящий и смелый.
  •  Абросимов  – начштаба полка, карьерист, ради достижения цели не жалеющий подчиненных.
  •  Игорь Свидерский  – лучший друг Керженцева, поначалу начальник химической службы полка, затем – сапер.
  •  Майор Бородин  – командир полка, узколицый добродушный мужчина, вспыльчивый, но быстро отходчивый.
  •  Старшина Чумак  – отважный командир роты разведчиков морской пехоты, ценящий боевое братство.
  •  Седых  – скромный молодой боец, надежный товарищ, любознательный парень, все делающий с удовольствием.
  •  Ширяев  – энергичный командир первого батальона, смелый товарищ с золотоволосым чубом, за что удостоился клички «Кузьма Крючков».
  •  Гаркуша  – помощник командира взвода саперов, большой специалист своего дела.
  •  Калужский  – помощник командира по тылу, знатный приспособленец, загодя припасший гражданскую одежду и уничтоживший знаки отличия офицера при отступлении.
  •  Лисагор  – командир взвода саперов, хороший и умный специалист, но мало что смыслящий в чертежах.
  •  Лазаренко  – связной при штабе.
  •  Капитан Максимов  – начальник штаба полка.
  •  Люся  – симпатичная, с короткой стрижкой, соседка Марии Кузьминичны, врач.
  •  Карнаухов  – командир четвертой роты, бывший шахтер. Сильный и добрый мужчина, тайный поэт и любитель прозы Джека Лондона.
  •  Фарбер  – интеллигентный командир пятой роты, рассеянный и задумчивый математик.
  •  Бойко  – сержант из подразделения саперов.
  •  Петров  – голубоглазый пулеметчик из отряда Фабера.
  •  Капитан Сумароков  – любознательный сосед Керженцева по палате в военном госпитале.

Роль лирических отступлений и размышлений героя

Описания действительности часто прерываются ретроспективой в прошлое. В первой части их больше, во второй, где событийный ряд развивается быстрее, уже не так много. Во время тягостного отступления это воспоминания Керженцева о любимом Киеве, где остались родной дом и семья. Герой испытывает постоянную боль от того, что теперь там хозяйничают фашисты.

Несколько мирных дней в Сталинграде напоминают о любимой девушке, довоенных занятиях и увлечениях, которые уже никогда не будут такими, как прежде. Беседы на заводе, который готовят к взрыву, вызывают воспоминания о «Севастопольских рассказах». В них Л. Толстой рассуждает о «скрытом патриотизме» русского народа. Это то, что видит сейчас рядом с собой главный герой — подчеркивает Некрасов.

В окопах Сталинграда (анализ контрастных картин усиливает впечатление от прочитанного) Юрий обращает внимание на окружающую его природу. Описание спокойного и величавого, на фоне которого разворачиваются страшные события, помогает острее почувствовать трагедийный масштаб происходящего

Такое восприятие мира превращает Керженцева в человека, пытающегося решить вечную проблему жизни и смерти, героизма и подлости, искренности и лицемерия.

Сочинение по повести Некрасова “В окопах Сталинграда”

“В окопах Сталинграда” – книга не только о военных действиях. Она прежде всего о людях, о тех, кто сумел выстоять и победить. В условиях войны характеры людей проявляются по-разному.

На первый взгляд кажется, что писатель не дает оценок происходящему, но сама интонация некрасовского текста расставляет все на свои места. И читатель понимает, что за человек перед ним – честный воин или шкурник, или, самое страшное, командир-карьерист, шагающий по трупам. Близкий друг Некрасова, А. Н. Рохлин говорил, что он “был убежденным, твердокаменным

реалистом”.

Думается, это шло не только от характера писателя, но еще и оттого, что он многое повидал на войне.

Смерть всегда страшит своей неожиданностью. Некрасов говорит о смерти каждый раз с болью, испытывает потрясение от ее повседневной обыденности: “Лазаренко ранен в живот. Я вижу его лицо, ставшее вдруг таким белым, и стиснутые крепкие зубы. …Он уже не говорит, а хрипит.

Одна нога загнулась, и он не может ее выпрямить. Запрокинув голову, он часто-часто дышит. Руки не отрывает от живота. Верхняя губа, белая, как кожа, мелко дрожит.

Он хочет еще что-то сказать, но понять ничего нельзя. Он весь напрягается. Хочет приподняться и сразу обмякает.

Губа перестает дрожать”.

Расхожее мнение, будто бы люди на войне привыкают ко всему, в том числе и к страху смерти, Некрасов опровергает: “Я помню одного убитого бойца. Он лежал на спине, раскинув руки, и к губе его прилип окурок. Маленький, еще дымившийся окурок.

И это было страшней всего, что я видел до и после на войне… Минуту назад была еще жизнь, мысли, желания. Сейчас – смерть”.

А в прошлом – “аккуратно подстриженные липы, окруженные решеточками”, “большие молочно-белые фонари на толстых цепях, перекинутых от дома к дому”, “уютные особнячки с запыленными окнами”, “столетние вязы дворцового сада”, “шуршащие под ногами листья”, “Днепр и синие дали, и громадное небо”. На войне окружающий солдат мир воспринимается как своеобразный негатив, где всепоглощающим становится цвет серой пыли.

События Сталинградского сражения Некрасов описывает так, как он видел сам, без пропагандистских приукрашиваний: “Опять стреляем. Пулемет трясется как в лихорадке. Я чувствую, как маленькие струйки пота текут у меня по груди, по спине, под мышками. Впереди противная серая земля.

Только один корявый, точно рука с подагрическими пальцами, кустик. Потом и он исчезает – пулемет срезает”. Характерная примета повести – сжатое время.

Керженцев не раз удивляется, что в минуты он проживает года. Читая повесть, сталкиваешься с различными суждениями и мнениями.

Люди разные и по-разному пришли на фронт, но каждого волнует вопрос: как случилось так, что с начала войны армия только отступает, оставляя родную землю, стыдясь взглянуть остающимся в глаза.

Только однажды Некрасов попытается ответить на него: “На других мы с вами полагались.

Стояли во время первомайских парадов на тротуаре, ручки в брючки, и смотрели на проходящие танки, на самолеты, на шагающих бойцов в шеренгах… Ах, как здорово, ах, какая мощь! Вот и все, о чем мы тогда думали.

Повесть заканчивается предполагаемым наступлением в районе Сталинграда. Это еще не та, майская победа 1945-го, но все же победа. А фашистам все-таки показали Волгу, – и экскурсию проводил “молоденький, курносый” сержантик, который весело и заразительно смеялся.

Другие персонажи

Игорь Свидерский
– лучший друг Керженцева.

Валега, Лазаренко

подчиненные Керженцева, его боевые товарищи.

Ширяев
– командир батальона, профессионал своего дела.

Абросимов
– самоуверенный штабист, виновник бессмысленной гибели бойцов.

Главы 1-4

В июле 1942 года немецкая армия подходит к Воронежу, и из штаба дивизии приходит приказ об отступлении. Для прикрытия уходящих солдат выбран первый батальон под командованием комбата Ширяева. В качестве помощника с ним остается и военный инженер, лейтенант Керженцев. Ширяев « волнуется, но старается не показать волнения » – у него в распоряжении скудные остатки боеприпасов, но капитан Максимов просит продержаться пару дней, а после – начинать отступление.

Главы 5-9

Спустя положенные два дня первый батальон также покидает укрепления. Неожиданно навстречу им появляется Игорь Свидерский, который сообщает ужасную новость – полк разбит, Максимов ранен, в живых осталось « человек сто, не больше ». Он передает приказ Максимова – изменить маршрут и « на соединение с ним идти », остерегаясь встречи с немцами, которые « яичницу жрут километрах в десяти – двенадцати отсюда».

Спустя сутки батальон натыкается на полуразрушенные сараи, и располагается в них. Заметив немецкую разведку, бойцы занимают оборону. Во время обстрела батальон несет множество потерь. Ширяев обирает четырнадцать бойцов и уходит, а Керженцев с Игорем, Валегой и Лазаренко остается их прикрывать.

Лазаренко погибает, а оставшимся бойцам удается примкнуть к потоку отступающих войск. Вскоре они понимают, что отыскать в этом хаосе остатки своего полка – задача не из легких. Какой-то майор сообщает, что в Сталинграде « новые части формируются », и бойцы отправляются туда.

Главы 10-13

Сталинград встречает товарищей тихой, мирной жизнью, разительно отличающейся от того ужаса, что им довелось пережить совсем недавно. Они останавливаются у Марьи Кузминичны, и устраиваются на работу. В их обязанности входит подготовка важных промышленных объектов к возможному взрыву. Так незаметно проходит август.

Мирная жизнь в Сталинграде рушится в одночасье. В воскресный вечер в небе неожиданно появляются немецкие самолеты – « их так много, что трудно разобрать, откуда они летят ». Они бомбят город в течение двух часов, среди жителей начинается паника.

Главы 14-20

Утром Керженцев с товарищами отправляется на Тракторный завод, чтобы срочно заминировать его. Непрерывные обстрелы и отсутствие необходимых приборов затрудняют работу.

Над Сталинградом висит « непроходящее облако дыма и пыли » – город, не переставая, бомбят, и он уже полностью разрушен.

Когда на двенадцатый день приходит смена, Керженцева и его товарищей направляют « в штаб фронта – инженерный отдел », где распределяют по разным дивизиям.

Керженцева назначают командиром 4-й и 5-й рот 184-й дивизии, в задачи которой входит оборона завода «Метиз». Обстрелы не прекращаются практически круглосуточно, советская армия терпит колоссальные потери. После смерти комбата руководство батальоном передают Керженцову.

Часть вторая

Главы 1-7

Бои идут, не прекращаясь, весь сентябрь. В октябре немцы входят в Сталинград, и среди советских подразделений происходит рокировка. Батальон Керженцева перебрасывают на самый тяжелый « участок между «Метизом» и восточным концом извилистого, как буква З, оврага, на Мамаевом ». Главная задача тридцати шести бойцов под командованием Керженцева – не смотря ни на что держать оборону в течение нескольких месяцев.

На следующую ночь батальон получает мины. Бойцы принимаются рыть окопы, саперы устанавливают взрывные устройства. Неожиданно Керженцев получает новый приказ – штурмом взять сопку, укрепленную немцами.

Главы 8-15

В назначенное время «кукурузник» отвлекает противника, а разведчики определяют позиции врага. В полной темноте четырнадцати бойцам во главе с Керженцевым удается вытеснить фашистов с сопки и укрепить свои позиции на территории.

Комбат прекрасно понимает, что немцы просто так не отступятся, и вскоре, действительно, начинается непрекращающиеся обстрелы. « Мины свистят и рвутся кругом без передышки », редкие перерывы длятся не больше пяти минут.

В живых остается одиннадцать человек и четыре пулемета, остро ощущается нехватка воды. Легкое ранение в голову вызывает у Керженцова сильную слабость. Когда перед его глазами появляется Ширяев, ему кажется, что он видит сон. Комбат передает командование батальоном Ширяеву и отправляется рыть блиндажи.

Главы 16-21

В течение следующих трех дней Керженцев отдыхает, а после получает в распоряжение « инженерное имущество », и принимается работать над схемой по укреплению передовой.

Стреляют пушки, « немцы по-прежнему увлекаются минометами ». Строить и минировать укрепления приходится ночью. Вскоре становится понятно, что ситуация под Сталинградом начинает меняться. После восьмидесяти двух дней активных бомбежек впервые наступает затишье – « в воздухе воцаряется непонятная, непривычная, совершенно удивительная тишина ».

Главы 22-25

В свой день рождения, девятнадцатого ноября, Керженцев узнает новость – в шесть ноль-ноль планируется « наступление по всему фронту ». Он получает приказ – в « ограниченный срок, каких-нибудь десять часов » разминировать не только свои поля, но и противника. При этом « каждая снятая мина должна быть учтена, каждое обнаруженное минное поле зафиксировано, привязано к ориентиру и обязательно к постоянному ».

Батальон готов к выполнению приказа, но неожиданно в дело вмешивается начальник штаба Абросимов, настаивающий на решительной атаке. В результате « половины батальона уже нет ».

После окончания сражения судят Абросимова, по чьей вине напрасно полегло немало бойцов. Он оправдывается, обвиняя остальных в трусости и нежелании воевать. Согласно решению полевого суда Абросимова « разжаловали и – в штрафную ».

Главы 26-30

Наутро приходит не « целая дивизия танковая », как было обещано ранее, а « шесть стареньких, латаных и перелатаных » танков. Начальником дивизии назначают Ширяева.

За двадцать минут до начала атаки Керженцеву сообщают, что поле заминировано « какими-то незнакомыми » немецкими минами. Вместе с саперами он отправляется на поле, но там уже поджидают немцы. Керженцев получает сильное ранение.

После двухмесячного лечения в госпитале Керженцев возвращается в свой батальон. Его радостно встречают боевые товарищи, и к вечеру он уже пьян – « от воздуха, солнца, ходьбы, встреч, впечатлений, радости ». Узнав, что неподалеку находится Игорь, Керженцев планирует навестить старого друга. Однако планам его не суждено сбыться – бойцы, окрыленные победой, вновь готовятся к атаке…

Выводы

Книга о людях из окопов — так назвали многие из первых читателей повесть, которую написал в 1946 году никому не известный В. Некрасов, «В окопах Сталинграда». Анализ произведения подтверждает эту мысль. Беспристрастный рассказ автора о тех, кто в страшные для страны годы оказался перед и сумел сохранить в себе лучшие еще раз подчеркивает непоколебимую стойкость, безграничное мужество и истинный патриотизм русского народа, всегда умевшего отстоять свободу и независимость своего государства.

Повесть Виктора Некрасова
«В окопах Сталинграда» была частями
опубликована в журнале «Знамя» в 1946
году. Окончание повести было напечатано
в том же журнале, который открывался
постановлением ЦК от 14 августа 1946 года
«О журналах «Звезда» и «Ленинград».
Постановление стало причиной высокой
идеологической бдительности в литературе
и в связи с этим руководство «Союза
писателей» вычеркнуло выдвинутую
редакцией «Знамени» повесть Некрасова
на соискание сталинской премии. «Союз
писателей» даже провел два совещания,
готовя предстоящий разгром повести в
печати.

И вдруг, по повелению
самого Сталина, «В окопах Сталинграда»
удостоилась Сталинской премии, и это
спасло ее от неминуемого разгрома.
Книга Некрасова представляла собой не
рассказ наблюдателя, а человека
побывавшего в окопах и познавшего все
тяготы войны. Некрасов изобразил войну
без прикрас и смягчений, это была книга,
написанная изнутри войны. Некрасов был
первым, кто правдиво описал войну и ее
героев. В подавляющем большинстве
произведений той поры окопники были
безликой массовкой, а крупным планом
изображались герои неуязвимые для пуль
и мин, которым все было нипочем и это
показывает, что реальная картина войны
не была донесена до читателя. Тот образ
войны, который при помощи пропаганды
вбивался в головы людей, ничего общего
не имел с тем, что пережили фронтовики.

Некрасов смог передать
правдиво изобразить войну еще и потому,
что он сам участвовал в битве за
Сталинград. Он воевал в Сталинграде, на
Украине, в Польше. В 1944 году демобилизовался
в звании капитана, получил медаль «За
отвагу» и «Орден красной звезды»

В своей повести Некрасов
рассказывает о том, что было в
действительности, что видел герой своими
глазами, что он пережил.

Прежде всего, новизна
повести Некрасова заключается в правдивом
взгляде на войну, далёком от пафосного,
романтического её восприятия. Перед
читателем предстают военные будни, быт
простых солдат, их негромкий героизм,
их суждения о войне, об отступлении и
победе — словом, всё то, что получило
определение “окопная правда”.

Установка на
“нелитературность” — непосредственное
впечатление, рассказ с места событий —
определяет своеобразие стиля повести
Некрасова. Первые главы позволят учащимся
сделать некоторые выводы о стилевых
особенностях этого произведения. Прежде
всего, нужно отметить спокойную,
“чеховскую” манеру, лаконизм
повествования, особую роль играют
детали.

Значение символа
приобретают такие детали, как ещё
дымящийся окурок, прилипший к губе
убитого бойца (“И это было страшней
всего, что я видел до и после на войне.
Минуту назад была ещё жизнь,
мысли, желания. Сейчас — смерть”),
указательный столб с табличкой “Сталинград
— 6 км”, направленный прямо в небо
(“дорога в рай”), портрет Д.Лондона в
блиндаже Карнаухова, «Барыня», которую
“где-то совсем рядом наяривает кто-то
на балалайке”, хотя “кругом всё стреляют
и стреляют, и небо уж фиолетовое, и визжат
ракеты”. Таким образом, события войны
пропущены через сознание героя — это
позволило создать психологический
портрет человека на войне.

Выбором героя В.Некрасов,
по словам В.Быкова, “опередил своё
время”. Позже, в 50–60-х годах, повестями
В.Быкова «Дожить до рассвета», Г.Бакланова
«Пядь земли», Ю.Бондарева «Горячий
снег», В.Курочкина «На войне как на
войне» заявит о себе так называемая
“лейтенантская проза”, главными героями
которой будут молодые лейтенанты —
вчерашние выпускники школ, студенты,
прошедшие в течение нескольких месяцев
обучение и тут же отправленные на фронт.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный мир
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: