Главные герои романа Ремарка «Триумфальная арка»
Для того чтобы вам было проще воспринимать краткое содержание романа Эриха Марии Ремарка «Триумфальная арка», предлагаю сначала познакомиться с его основными героями.
-
- Равик (Равич) – главный герой произведения, хирург, бежавший из Германии, не имеющий французского гражданства (настоящее имя героя – Людвиг Фрезенбург);
- Жоан Маду – объект любви главного героя. Она актриса и певица. Наполовину румынка, наполовину англичанка;
- Хааке – гестаповец, который пытал Равика, когда тот еще был в Германии, и довел до самоубийства Сибиллу – девушку, которую Равик тогда любил;
- Дюран – именитый врач, владеющий клиникой. Хорош в качестве диагноста, но плох в роли хирурга, из-за чего вынужден привлекать к операциям других врачей. Одним из таких докторов и становится Равик;
- Вебер – врач, по профессии гинеколог, работает в клинике Дюрана, товарищ Равича. Является хорошим семьянином. Садоводство является его главным хобби.
- Эжени – сотрудница клиники Дюрана, медицинская сестра;
- Кэте Хегстрем – американка, больная раком. Она стала первой пациентка Равича;
- Борис Морозов – эмигрант из России; работающий портье в «Шахерезаде»;
- Аарон Гольдберг – проживал вместе с Равиком в гостинице «Интернасьональ», повесился на окне;
- Рут Гольдберг – супруга Аарона Гольдберга. После самоубийства мужа продала его документы нелегальному эмигранту;
- Эрнст Зейденбаум – нелегальный мигрант, имеет докторскую степень по философии и филологии, в течение 6 лет был постояльцем гостиницы «Интернасьональ»;
- Розенфельд – эмигрант, для выживания вынужден продавать полотна Ван Гога, Сезанна, Гогена, Сислея, Ренуара, Делакруа;
- Жанно – мальчик 13 лет, попал в ДТП, из-за чего Равику пришлось ампутировать ему ногу;
- Люсьенна – пациентка Равича, он оперировал ее после неудачно сделанного аборта, позже она пошла на панель;
- Роланда – распорядительница в публичном доме «Озирис». После получения наследства открывает кофейню.
Обратите внимание, что в разных переводах имя главного героя может звучать по-разному: Равик или Равич. Главные герои романа Ремарка “Триумфальная арка” (кадр из одноименного фильма)
Главные герои романа Ремарка “Триумфальная арка” (кадр из одноименного фильма)
Треблинка
В Треблинке существовало сразу два лагеря, которые отличались номерами. «Треблинка-1» позиционировался как трудовой, а «Треблинка-2» — как лагерь смерти. Под конец мая 1942 года, под руководством Генриха Гиммлера, лагерь был построен возле деревни Треблинка, а к июню он начал действовать. Это крупнейший лагерь смерти, построенный в годы войны, с собственной железной дорогой. Первые жертвы, сосланные туда, сами покупали билеты на поезд, не понимая, что едут на смерть.
Гриф секретности распространялся не только на убийства заключённых – само существование концлагеря было секретом долгое время. Над Треблинкой запрещалось пролетать немецким самолётам, а на расстоянии в 1 км от него по всему лесу были расставлены солдаты, которые при приближении любого стреляли без какого-либо предупреждения. Те, которые привозили сюда заключённых, сменялись охранниками лагеря и внутрь никогда не заходили, а 3-метровая стена не позволяла стать случайными свидетелями того, что творилось за оградой.
Узники Треблинки
Из-за полной секретности в Треблинке не требовалось присутствие большого количества охранников: достаточно было примерно 100 вахманов– прошедших специальное обучение коллаборационистов (украинцев, русских, болгар, поляков) и 30 эсэсовцев. Газовые камеры, замаскированные под душ, были присоединены к выхлопным трубам двигателей тяжёлых танков. Люди, находившиеся в душе, умирали скорее от удушья, чем от смертоносного состава газа. Впрочем, пользовались и другими способами: воздух из помещения полностью высасывался и заключённые умирали от недостатка кислорода.
После массивной атаки Красной армии на Волге, Гиммлер лично приехал в Треблинку. До его посещения жертвы закапывались, но это означало оставлять за собой следы. По его распоряжению были построены крематории. Гиммлер отдал приказ – откопать уже убитых и кремировать. «Операция 1005» — таким было кодовое название ликвидации следов убийств. Сами заключённые занимались выполнением приказа, и вскоре отчаяние помогло им решиться: нужно поднимать восстание.
«Операция 1005»
Тяжелейший труд и газовые камеры забирали жизни новоприбывших, так что постоянно в лагере оставалось приблизительно 1 000 заключённых для поддержания его функционирования. В 1943 году, 2 августа 300 человек решились бежать. Были подожжены многие лагерные постройки и проделаны лазы в ограде, но после первых удачных минут восстания многим пришлось безуспешно штурмовать ворота, а не пользоваться первоначальным планом. Уничтоженными оказались две трети из восставших, а многих отыскали в лесах и расстреляли.
Осень 1943 года знаменуется как полное окончание действия концлагеря в Треблинке. Ещё долгое время на территории бывшего концлагеря было распространено мародёрство: многие искали ценные вещи, которые когда-то принадлежали жертвам. Треблинка оказалась вторым после Освенцима лагерем по наибольшему количеству жертв. Всего здесь было убито от 750 до 925 тысяч человек. Для сохранения памяти об ужасах, которые пришлось пережить жертвам концентрационного лагеря, на его месте позднее соорудили символическое кладбище и памятник-мавзолей.
Памятник-мавзолей в Треблинке
https://youtube.com/watch?v=Ez_mdWrub_Y
Любимая женщина
Равик одержим в своей любви. Но его отношения с Жоан изначально обречены. Мог ли он быть счастлив с роковой женщиной? Такие как Жоан — это и богини и блудницы. Они живут в жадной погоне за чувственными наслаждениями. Счастье с ними призрачно, но эмоций через край.
Прототипом Жоан, как уже было сказано, является кинодива Марлен Дитрих, а Равика — сам Ремарк. Мучительная любовь писателя и актрисы продолжалась пятнадцать лет. Своим романом «Триумфальная арка» Ремарк хотел исцелиться. История любви Жοан и Равика описана настолько живо, красочно, чтο их чувства в буквальнοм смысле мοжнο пοнять и пοчти пережить при чтении.
Однако в мοмент встречи с женщиной, которая становится для Равика самым близким человеком в холодном, но прекрасном Париже, никакοгο чуда не прοисхοдит, жестοкοе кοлесο жизни не прекращает свοегο вращения. Влюбленные не питают надежд и иллюзий, и как ни страннο, этο лишает их неизбежнοй οтравы взаимных οбид — любοвь изначальнο пοражена гοречью безнадежности, а нοчнοй кальвадοс (любимый напиток героев Ремарка) с дешевыми сигаретами не οсοбеннο смягчает этοт привкус. К тοму же в жизни Равика пοявляется нοвая, пοглοщающая и сжигающая егο страсть — рοкοвая встреча с бывшим мучителем-гестапοвцем привοдит в движение сοвсем другие шестеренки душевного механизма.
Неверοятный юмοр Ремарка, не стοлькο насмешливый, скοлькο глубοкий и мудрый, пοзвοлил книге разοйтись на мнοжествο пοтрясающих цитат. От его глубοчайшегο пοнимания механизмοв, движущих человеческими душами, станοвится немного грустно. «Триумфальная арка» — книга мнοгοгранная, населенная яркими, неповторимыми образами. Все эти пοтрясающе убедительные персοнажи будут жить вечнο, благοдаря гению писателя. Прοчтение романа Ремарка делает читателей мудрее, светлее через безграничную печаль главного героя.
Роман Эриха Марии Ремарк «Триумфальная арка» известен по всему миру. Писателю удаётся невероятно реалистично описать войну, любовь, переживания героев и тронуть сердца читателей. Книга написана в середине 20 века, входит в список лучших книг, обязательных к прочтению.
Писатель переносит нас в предвоенное время. Главный герой – немец, хирург Равик. Он помогал своим друзьям, пережил пытки и смерть любимой женщины. Ему удалось сбежать во Францию, где он живет без документов, постоянно опасаясь быть пойманным. Равик живёт в гостинице для беженцев, но, несмотря на свою тяжёлую жизнь, он помогает людям. Втайне от закона он делает операции людям, подменяет французских хирургов. Он удивляет своим талантом и работоспособностью.
Во Франции он знакомится с Жоан. Она итальянская актриса, у которой тоже есть своя история. Равик и Жоан очень разные, но они хотят быть вместе. Пара постоянно ссорится и мирится, они ищут пути к взаимопониманию. Их отношения изображены откровенно, без излишней сказочности, но эти люди вдохновляют друг друга, заставляя меняться. Равик хочет отомстить человеку, который его пытал, в его душе есть место не только для любви, но и для ненависти.
Эта книга оставит сильное впечатление, о ней будешь помнить спустя долгое время после прочтения. Её не назовешь сладкой сказкой, здесь изображена реальность жизни, настоящее, с его болью и правдой. Писателю удаётся чётко передать ощущения героев, любовь и страдания, атмосферу предвоенного времени, когда страх будто витает в воздухе. На примерах жизни героев писатель говорит о том, что боль не уходит совсем даже спустя время. Она может немного приглушиться, но если потревожить старые раны, то всё возвратится вновь. И тем не менее, нужно продолжать жить и что-то делать, нужно не опускать руки и помогать другим людям.
Арест
У герοя завязывается любοвный роман с Жоан. Он помог ей с работой. В облике Жоан произошли существенные перемены: теперь она не безликая, отчаявшаяся женщина, а довольно яркая, привлекательная особа.
Жоан οчень хοчется нοрмальных, челοвеческих οтнοшений, в кοтοрых не нужнο скрываться и пοстοяннο пребывать в страхе. На этοй пοчве между влюблёнными пοстοяннο прοисхοдят ссоры. Настοящий кοнфликт у герοев вοзникает пοсле тοгο, как хирурга арестοвывают и высылают в Швейцарию. Он пребывает там οкοлο трёх месяцев и снова вοзвращается вο Францию, где вскоре расстаётся с Жοан. Женщина за это время успела найти другого. Как оказалось, ждать она не умеет.
Продолжение сюжета
Следующие дни были похожи на предыдущие. Равик проживал в своем отеле. Хозяйка относилась к нему хорошо, хоть и знала, что у него не было документов. Хирург уже несколько раз из-за этого попадал в полицию.
Клиника процветала, все больные обращались к доктору Дюрану за помощью. На самом деле он только усыплял пациентов, а все операции проводил Равик. Дюран прослыл хорошим хирургом, но он платил своему помощнику за его труд и молчание.
Однажды Равик встретился со своим другом — Морозовым, который работал в ночном заведении «Шахерезада». Хирург заметил у него на столе статуэтку Мадонны и подумал о Жоан.
Тогда он решил посетить девушку и застал ее в плохом настроении. Хирург договорился с другом и устроил ее работать в ночной клуб. А во время обеда в кафе Равик увидел гитлеровского палача, который пытал его и девушку Сибиллу. Она не выдержала издевательств и повесилась в лагере. Своими подозрениями мужчина поделился с Морозовым, но тот ему не поверил.
https://youtube.com/watch?v=_RJxPpHq58I
Между Равиком и Жоан развивались серьезные отношения. Они поняли, что просто созданы друг для друга, когда гуляли под Триумфальной аркой. Но иногда хирург пытался отдалиться от девушки. Их разделяла большая разница в возрасте и принадлежность к разным социальным классам. Равик думал, что певица все равно бросит его, поэтому их роман не может длиться долго.
Его мысли также постоянно занимало появление гестаповца. И во время обеда с Морозовым он снова увидел своего палача. Опять в памяти хирурга всплыли воспоминания о времени, проведенном в лагере. Мужчина бежал из Германии вместе с Сибиллой, но гитлеровцы их поймали. Равик выдержал все испытания и допросы, а девушка не смирилась с пытками и погибла.
Чтобы забыть эти страшные моменты, мужчина принял решение отправиться к морю вместе с Жоан. Неделю они провели вместе на средиземноморском побережье. Но хирургу стало скучно, хотя он часто играл в казино. А Жоан такая жизнь понравилась, ее увлекли развлечения. Равик это не одобрил, он порвал с певицей и вернулся в Париж.
Хирург был слишком отзывчивым человеком, он решил помочь женщине после того, как на нее обрушилось здание. В это время появилась полиция и попросила его предоставить документы. Патрульные заставили его проехать с ними и депортировали Равика в Швейцарию.
«Триумфальная арка» — сюжет
Действие происходит во Франции 1938-1939 годах. Равик, участник Первой Мировой войны, немецкий хирург, не имеющий гражданства, живёт в Париже и оперирует пациентов вместо менее квалифицированных французских хирургов. Он — один из множества эмигрантов без паспортов или каких-либо иных документов, постоянно находящихся под угрозой ареста и высылки из страны. На родине он помог бежать двум невиновным, пережив после этого пытки в гестапо и гибель своей девушки в застенках, он перебрался во Францию, так как там эмигрантам легче всего жить.
Он случайно знакомится с итальянской актрисой Жоан Маду и завязывает с ней роман, влюблённые то ссорятся, то мирятся. Равику удаётся заманить в лес и убить своего главного мучителя — гестаповца Хааке, пообещав ему визит в элитный бордель. В конце романа начинается война, Жоан получает смертельное ранение от пули ревнивого актёра, Равик отказывается скрыться под личиной русского эмигранта и спокойно отдаётся в руки полиции, устроившей облаву в отеле, где он живёт.
Рецензии
Враги народа
Уехали мы к осени 45 года. Начальник полка Михаил Михайлович Бессонов говорил: «Клава, останься. В России сейчас очень плохо и голодно, там разруха. Мы тебя возьмем вольнонаемной или рядовой зачислим и поставим на довольствие». Но мне уже 7 лет, нужно идти в школу, и только поэтому, наверное, мама спешила. Мы вернулись в Орел. За нами приехала из Москвы одна из маминых сестер, и меня забрали в Москву – по старому месту жительства.
Помню, когда меня привели в 1 класс, по букварю проходили букву «У». А она одна из последних, значит, и «А», и «О», и какие-то односложные слова уже прошли. Что такое «мир», что такое «мама», «мама мыла раму» – все в прошлом. Значит, это был, наверное, уже октябрь – ноябрь месяц.
Мы к тому времени уже получили похоронку на отца, он погиб в первые годы войны на Ленинградском фронте. У меня до сих пор хранится несколько его писем, написанные карандашом со штемпелем 41-го года.
Самого папу я почти не помню, только один момент. Он принес мне в детский сад новые сандалики, а там был тихий час, и воспитательница поставила их перед моей кроватью. И вот запах этих сандаликов я помню до сих пор! Так что у нас были документы о том, что папа погиб, а про маму нельзя было упоминать, и мы говорили, что не знаем, где она. Дедушка вписал меня, как сироту, к себе в паспорт и получил на меня детскую карточку.
Маме в Москву было нельзя, по закону она имела право жить только за 101 километром — как враг народа, как угнанная, плененная. Поэтому осталась у сестры в Орле и поначалу даже не пыталась нас навещать. Знала, что арестуют. Но постепенно завербовывалась все ближе и ближе к Москве. Если Орел – 360 километров, то она находила работу на полпути, в районе Тулы, а это уже 180. Потом еще ближе, еще…
В последние годы перед смертью Сталина работала на лесозаготовках в городе Дедовск. Помню, как я к ней приезжала. И она уже рисковала иногда – навещала нас в воскресенье. Но если попадалась на глаза соседям, значит, среди ночи приходили из НКВД, и ее выгоняли. Слава Богу, хоть не сажали! До Курского вокзала далеко, поэтому она до самого утра шла пешком по улице и горько плакала. Лишь бы только не быть дома, потому что находиться в семье было нельзя.
Я никогда в жизни, ни в одном документе не написала, что была в Орле на оккупированной территории, тем более что нас с мамой угоняли в Германию. В школе была пионеркой, потом комсомолкой, и по окончании смогла поступить в институт. Иначе бы не приняли – как дочь врага народа.
По маме я очень скучала. Пожалуй, именно тогда и начала верить в Бога — молилась, чтобы мама побыстрей приехала. Я так хотела ее увидеть, что даже сейчас верю — это мое желание передавалось ей свыше, и мама вдруг неожиданно появлялась! Я жила с тремя ее сестрами и с дедушкой. И старшая из сестер – тетя Шура, меня очень любила. У нее не было семьи, никогда не было детей, и всю свою любовь она отдавала мне. И сейчас в молитвах, я иногда ее вспоминаю чаще, чем маму…
Маму в Москве, по старому месту жительства, прописали только в 56-м году, когда умер Сталин, когда все уже утряслось, когда было доказано, что мы не враги народа, и с немцами не сотрудничали.
Об авторе
Писатель родился в 1898 году. Родной город Ремарка – Оснабрюк. Уже в ранние годы Эрих проявлял любовь к литературе. В юности увлекался творчеством таких писателей как Томас Манн, Стефан Цвейг, Фёдор Достоевский. В 1904 году Ремарк поступил в церковную школу. Спустя пять лет – в учительскую семинарию.
В 1939 году писатель уехал в США. Гражданство ему удалось получить лишь спустя восемь лет. В начале пятидесятых у него начался роман с известной актрисой Полетт Годдар. В 1957 году Ремарк оформил развод с Юттой и женился на бывшей супруге Чарли Чаплина. Остаток жизни провел в Швейцарии, куда уехал в 1958 году. Один из известнейших прозаиков 20 столетия, представитель литературы потерянного поколения ушел из жизни в 1970 году в швейцарском городе Локарно.
Рецензии на книгу «Триумфальная арка»
Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить рецензию. Регистрация займет не более 15 секунд.
Anna M
Приятно было ознакомиться с интересным любовным романом!
Мое мнение, что книга «Триумфальная арка» — это более мужская проза, но прочесть ее стоит и девушкам) Ремарк, лично для меня, один из немногих авторов, который доходчиво преподносит жизненные ценности, носитель определения философии. Можно не мало для себя открыть и начать ценить не только любовь, верность, страдание, но и то, что ты являешься человеком! В моменты прочтения, меня переполняли чувства печали, радости, восторга, просто фонтан эмоций) Книга «Триумфальная арка» буквально пролетает перед глазами, в общем как и сама жизнь! Читайте, плачьте, учитесь ценить и любить, разбирайте на цитаты, много таких моментов где непроизвольно улыбаешься!!! Приятного прочтения!
Полезная рецензия?
1 /
Fanny
Как и все книги Эриха Ремарка “Триумфальная арка” является очень трагической и печальной историей. История главных героев не может не волновать, она настолько печальная, настолько искренняя, настоящая, что задевает за живое, трогает до глубины души, заставляет задуматься. Вот такую гамму эмоций вызвала у меня эта замечательная книга, которая для меня стала одной из любимых.
Очень понравилась любовная линия, интересные герои, характеры которых хорошо раскрыты. Однако, история их любви здесь не центральное событие. Скорее она создана в качестве фона. Эрих Ремарк изобразил целую эпоху — довоенное время, когда на всей Земле царил полный хаос, люди жили в страхе.
Действия романа происходят во Франции в красивом городе Париж. Но даже всю эту красоту затмевает тьма, которая охватила весь мир.
Восхищает символичность книги, наличие глубоких цитат, красивый слог.
В этой книге я не нашла не одного минуса, она идеальна от начала до конца!
Полезная рецензия?
Характеристика персонажей
Доктор Равик
Настоящее имя хирурга – Людвиг Фрезенбург. Это весьма неоднозначный персонаж, раскрывающийся перед читателем с разных сторон.
С одной стороны, Равик, он же Людвиг Фрезенбург, представлен в качестве положительного героя. В фашистской Германии Равик занимал высокий пост. Для сохранения своего высокого положения ему достаточно было просто согласиться с политикой новых властей, или хотя бы смотреть на их действия «сквозь пальцы». Однако Равик не смог пойти на сделку с собственной совестью. Он не хотел допустить страданий и смерти невинных людей. Хирург идёт на риск, спрятав несчастных. Равик прекрасно понимает, чем для него это может закончиться, но не отступает. В результате, главный герой теряет всё: высокий пост, расположение властей, любимую девушку и родину.
Чудом оставшись в живых, Равик начинает новую жизнь в Париже. Пытки, которые хирургу пришлось пережить в Германии, не ожесточили главного героя, не изменили его характер. Равик по-прежнему остаётся честным человеком, способным бескорыстно оказать помощь нуждающемуся. Встретив ночью незнакомку, Равик старается взять на себя все её проблемы, ничего не ожидая взамен.
Тем не менее, автор не отрицает: пытки, концлагерь и скитания не могли не оставить свой след. Ремарк показывает немецкого хирурга и с другой, менее приятной стороны. Читатель узнаёт, что Равик злопамятен и мстителен. Встретив своего давнего врага в Париже, хирург начинает разрабатывать план убийства. Ненависть, которую он испытывал к Хааке, не исчезла даже через несколько лет. Равик хладнокровно и без тени жалости убивает гестаповца, уродует его труп. Автор не поддерживает своего героя в его действиях, но и не осуждает. Для человека, потерявшего самое дорогое, вполне естественно испытывать ненависть к тому, кто лишил его всего.
Жоан Маду
Предположительно, на создание образа Жоан автора вдохновила Марлен Дитрих. Незадолго до начала Второй мировой войны Ремарк и Дитрих жили в Париже.
Равик не придаёт особого значения встрече с незнакомой женщиной, которая нуждается в его помощи. Хирург помогает людям ежедневно. Помощь незнакомому человеку для него вполне естественна. Однако постепенно Маду входит в его жизнь. Сближение Жоан и Равика началось с взаимного полового влечения. Однако постепенно хирург начинает понимать, что Жоан может быть не только страстной любовницей, но и душевным собеседником. Маду, как и Равик, не имеет ни родины, ни родственников. Жоан выросла в Италии, при этом её отец был румыном, а мать – англичанкой. Уже с детства Маду окружали «чужие». Теперь она вновь оказывается среди «чужих», на сей раз, в другой стране.
Жизнь обоих главных героев давно не имеет смысла и превратилась в рутинную борьбу за выживание. Оба потеряли своих возлюбленных. Только встретив друг друга, Равик и Маду чувствуют, что в их жизни наконец-то появился смысл. Они без остатка отдаются новому чувству. Но уже через небольшой промежуток времени между влюблёнными начинаются распри. Жоан устала от неопределённости. Она хочет найти стабильное место в этом мире, несмотря на то, что начинающаяся в Европе война толкает мир в омут хаоса. Жоан слишком долго ждала своего счастья, чтобы подождать ещё. Она хочет иметь семью и быть законной женой, с которой можно показаться в свете, а не случайной любовницей, которую стремятся спрятать от посторонних глаз.
Символы в романе
Главный символ романа – это Триумфальная арка. Эта достопримечательность Парижа не так популярна, как Эйфелева башня, но тоже широко известна. Не всем читателям понятно, почему автор выбрал Триумфальную арку, чтобы дать название роману. Она не является действующим лицом и не играет в произведение особо значимую роль. Однако Ремарк остановил свой выбор именно на ней, а не на более привычной Эйфелевой башне. Не использовал он также для названия имя одного из главных героев.
Прежде всего, автор пытается отвлечь внимание публики от стереотипного образа Парижа. Даже в сознании тех читателей, которые никогда не были во французской столице, этот город ассоциируется с наслаждением, безудержным весельем и запретными удовольствиями
Именно такие ассоциации может вызвать Эйфелева башня. Автор хочет показать Париж совершенно с другой стороны. Накануне Второй мировой войны французская столица продолжает оставаться городом мечты. Но приезжают в него теперь не ради наслаждений, а ради спасения жизни. Здесь находят приют эмигранты из Германии. В основном это евреи, а также те, кто не разделял взгляды пришедших к власти фашистов.
Назвав свой роман «Триумфальная арка», Ремарк осторожно даёт понять, что, несмотря на все усилия фашистов, победа будет не за ними. 4.5
5
(
12
голосов
)
4.5
5
(
12
голосов
)
Память о страшных днях
Мы встретились с узниками в каждом районе – определили задачи, цели, у нас появились планы. Начали писать письма. И в итоге в 2003 году меня выбрали руководителем организации бывших узников фашизма Южного административного округа, а затем и всей Москвы, где я с удовольствием до сих пор работаю.
И для меня это прежде всего – в память о тех, кто не дожил. В память о моей матери. Мы начали выпускать книги, брошюры, писать стихи. В нашем округе был прекрасный поэт (он уже умер), Леонид Михайлович Тризна, – выпустили несколько его сборников, в том числе «В плену обугленного детства».
Он сам – узник белорусского лагеря Озаричи. Это страшный лагерь под открытым небом, где людей не кормили, и они не имели права даже снег собрать, чтобы попить… Их заражали сыпным тифом. При отступлении немецких войск это был один из способов, чтобы распространить тиф на Красную армию. Такая велась бактериологическая война.
Озаричи, Матреновка, Хатынь, Хацунь… Все наши поездки были связаны с оккупацией немецкими войсками, в основном, российских и белорусских территорий. А в 2011 году моя внучка закончила 10 класс со всеми пятерками, и я ей подарила такую поездку по Белоруссии, чтобы она своими глазами увидела, что такое война, что такое Брестская крепость, что такое взрывы, что такое прожектора, что такое пулеметная очередь — чтобы все это пропустила через себя.
С сыном, невесткой и внучкой
С нами ездили еще дети, старшеклассники – 10–11 класс. Они возвращались из этих поездок совершенно с другими глазами! Мы могли жить на территории санатория, где вечером всегда были танцы. Но нет, никто танцевать не идет. Они подходят к нам и просят рассказать еще что-нибудь… И мы начинаем рассказывать – и со стихами, и со слезами на глазах. Ведь наша работа в том и заключается – нести память о тех страшных днях.
В нашей организации есть люди, у которых на голове до сих пор – шрамы от прикладов. Есть те, кого матери заслонили собой от убийства.
Начиная с 2004 года, я добивалась выделения кусочка земли 2х2 м. в Парке 30-летия Победы в Южном округе, чтобы поставить камень или плиту в память о детях — узниках фашистских лагерей. И 10 лет там стояли три плиты с рисунками детей за колючей проволокой!
А 8 мая 2014 года открыли на этом месте Памятник «Детям-узникам фашистских лагерей», единственный в Москве, нам депутаты муниципального собрания Чертаново выделили на него 3 миллиона. Выхлопотала, выпросила, выстрадала я эти деньги!..
Священник освящает новый памятник
Зато теперь к Памятнику ходят пары молодоженов – возложить цветы, чтобы их дети никогда не узнали, что такое фашизм, что такое голод, что такое преследование. А под Новый год мы наряжаем там елку, потому что у тех детей никогда не было такого праздника.
Странно, но мне никогда не снится мое «угнанное» детство. Не знаю, почему. Конечно, бывают какие-то кошмары, когда за мной кто-то гонится, и это могут быть немцы… но не думаю, что виной тому детские воспоминания. Но все равно, как писал Леонид Тризна:
«Я помню давнюю весну, Поля траншеями изрыты. Нет, не играли мы в войну, Мы настоящей были сыты.
Уже война закончилась давно, Но не забыть нам голод, муки. И только молим Бога об одном, Чтоб этого не знали наши внуки».
Фото и видео: Виктор Аромштам
Анализ и экранизации
Книга немецкого писателя считается классикой европейского романа. Автор долго работал над своим сочинением, но уровень его мастерства настолько высок, что мнения критиков и читателей исключительно положительные.
Произведение учит многому:
- стойкости;
- преданности;
- умению любить;
- милосердию;
- искренней дружбе.
Любовь — основной движущий элемент романа. Она воскресила главного героя, помогла ему отвлечься от собственных проблем. Равик не может отказаться от своих чувств, днем и ночью он готов говорить с Жоан, спрашивать у нее совета. Об этом можно судить исходя из диалога между главными героями: «Я тебя люблю. — Но ты же меня практически не знаешь. — А какое это имеет отношение к любви?» (цитата из произведения). Ссоры и разрывы влюбленные переносят тяжело, хотя и накапливают обиды.
Но предавшись мести, он снова погряз в мрачных мыслях. Автор постарался оправдать такой поступок — умело описал историческую обстановку в стране. Ведь убийство гестаповца произошло перед объявлением войны.
По книге ставили спектакли во французских и английских театрах, а также есть несколько экранизаций:
- «Триумфальная арка», 1948;
- фильм с аналогичным названием 1985 года.
В первой ленте снимались Шарлем Буайе и Ингрид Бергман. Во втором роли главных персонажей исполнили Лесли-Энн Даун и Энтони Хопкинс.
Анализ и экранизации
Книга немецкого писателя считается классикой европейского романа. Автор долго работал над своим сочинением, но уровень его мастерства настолько высок, что мнения критиков и читателей исключительно положительные.
Произведение учит многому:
- стойкости;
- преданности;
- умению любить;
- милосердию;
- искренней дружбе.
Любовь — основной движущий элемент романа. Она воскресила главного героя, помогла ему отвлечься от собственных проблем. Равик не может отказаться от своих чувств, днем и ночью он готов говорить с Жоан, спрашивать у нее совета. Об этом можно судить исходя из диалога между главными героями: «Я тебя люблю. — Но ты же меня практически не знаешь. — А какое это имеет отношение к любви?» (цитата из произведения). Ссоры и разрывы влюбленные переносят тяжело, хотя и накапливают обиды.
Но предавшись мести, он снова погряз в мрачных мыслях. Автор постарался оправдать такой поступок — умело описал историческую обстановку в стране. Ведь убийство гестаповца произошло перед объявлением войны.
По книге ставили спектакли во французских и английских театрах, а также есть несколько экранизаций:
- «Триумфальная арка», 1948;
- фильм с аналогичным названием 1985 года.
В первой ленте снимались Шарлем Буайе и Ингрид Бергман. Во втором роли главных персонажей исполнили Лесли-Энн Даун и Энтони Хопкинс.
Цитаты из книги Эрих Мария Ремарк «Триумфальная арка»
Роман Эриха Марии Ремарк «Триумфальная арка» известен по всему миру. Писателю удаётся невероятно реалистично описать войну, любовь, переживания героев и тронуть сердца читателей. Книга написана в середине 20 века, входит в список лучших книг, обязательных к прочтению.
Писатель переносит нас в предвоенное время. Главный герой – немец, хирург Равик. Он помогал своим друзьям, пережил пытки и смерть любимой женщины. Ему удалось сбежать во Францию, где он живет без документов, постоянно опасаясь быть пойманным. Равик живёт в гостинице для беженцев, но, несмотря на свою тяжёлую жизнь, он помогает людям. Втайне от закона он делает операции людям, подменяет французских хирургов. Он удивляет своим талантом и работоспособностью.
Во Франции он знакомится с Жоан. Она итальянская актриса, у которой тоже есть своя история. Равик и Жоан очень разные, но они хотят быть вместе. Пара постоянно ссорится и мирится, они ищут пути к взаимопониманию. Их отношения изображены откровенно, без излишней сказочности, но эти люди вдохновляют друг друга, заставляя меняться. Равик хочет отомстить человеку, который его пытал, в его душе есть место не только для любви, но и для ненависти.
Эта книга оставит сильное впечатление, о ней будешь помнить спустя долгое время после прочтения. Её не назовешь сладкой сказкой, здесь изображена реальность жизни, настоящее, с его болью и правдой. Писателю удаётся чётко передать ощущения героев, любовь и страдания, атмосферу предвоенного времени, когда страх будто витает в воздухе. На примерах жизни героев писатель говорит о том, что боль не уходит совсем даже спустя время. Она может немного приглушиться, но если потревожить старые раны, то всё возвратится вновь. И тем не менее, нужно продолжать жить и что-то делать, нужно не опускать руки и помогать другим людям.
Атмосфера предвоенной Франции
Почему же роман назван «Триумфальная арка»? Отзывы о книге читателей высказывают разные предположения. В чем здесь аллегория? Ведь для Франции это сооружение является символом победы, ликования. Произведение же Ремарка наполнено трагизмом.
Действительно, по ходу романа арка упоминается несколько раз, а именно в его особенные, сюжетообразующие моменты. Только ли в этих вкраплениях в канву повествования скрыта привязка названия книги к Парижу?
Писатель рассказывает о столице Франции, живущей и веселящейся безумно, словно по инерции. В воздухе уже витает предчувствие грядущей войны, однако об этом принято молчать. По ходу романа всего лишь несколькими своими мазками художник-Ремарк показывает многогранную картину окружающей жизни.
Поражают художественной завершенностью второплановые персонажи. Роскошная дама Кэт Хегстрем, которую изнутри поедает рак. Парнишка Жено, потерявший ногу, но радующийся, поскольку на страховое пособие сможет открыть лавку и жить торговлей. Девушки с пониженной социальной ответственностью, опасающиеся попасть в больницу, поскольку израсходуются ранее заработанные ими деньги.
Месть
Этой сюжетной линии Ремарк посвятил всего несколько страниц. Равик совершенно случайно видит на парижской улице человека, который виновен в смерти его любимой девушки. Именно Хааке допрашивал Сибиллу. Именно он довел ее до самоубийства. Девушка повесилась в своей камере после очередной беседы со следователем.
Равик начинает слежку за своим врагом. Он находится в перевозбужденном состоянии. Доктор и не думал, что когда-нибудь ему повезет, и он встретит этого человека. Но в мыслях он не раз его уничтожал. Равик убивает офицера гестапо. Но это преступление отнюдь не приносит ему чувства облегчения.