Краткое содержание рассказа Песчаная учительница Платонова
Рассказ «Песчаная учительница» был создан Андреем Платоновичем Платоновым в 1927 году. Главной героиней произведения становится молодая женщина, приехавшая в отдаленное селение обучать детей и столкнувшаяся с тем, что из-за чрезвычайно тяжелых условий проживания в этих краях у учеников не имеется ни сил, ни желания для регулярного посещения школьных занятий. При этом учительница обнаруживает, что родители ребят также вовсе не стремятся к тому, чтобы их наследники получали какие-либо знания.
События развиваются в 20-х годах 20-го столетия. Отец Марии Никифоровны Нарышкиной был педагогом. Взрослеющая девушка также выбирает для себя преподавательскую стезю и после окончания обучения оказывается в селе Хошутово, находящемся поблизости от пустыни. Жителям деревни приходится едва ли не ежедневно сражаться с последствиями регулярных песчаных бурь, расчищая покрытые песком улицы. В связи со столь неблагоприятным климатом крестьяне в этих краях не могут полноценно трудиться, и урожаи фактически отсутствуют.
Местные дети не перестают болеть из-за полуголодного нищенского существования и постоянных трудностей с песком, нередко они пропускают уроки, у них не имеется никакого стремления к изучению наук. Тем не менее, активная и неравнодушная Мария Никифоровна не намеревается сдаваться.
Молодая женщина обращается в различные инстанции с просьбой помочь исправить ситуацию с песчаными бурями. Но отдел образования не оказывает ей никакого содействия, учительнице лишь вручают книги соответствующего содержания, посвященные борьбе с заносами. Ознакомившись с необходимыми материалами, Нарышкина принимается за озеленение местных угодий, стараясь убедить здешних жителей, что подобная ежегодная мера является жизненной необходимостью. В итоге подросшие кустарники действительно играют для посевов роль защиты от песков.
Теперь дети чаще и более охотно посещают занятия в школе, к тому же Марию нередко слушают и взрослые люди, желая узнать, каким образом обеспечить себе более комфортное существование среди пустынных просторов. Но через некоторое время поблизости от селения Хошутово располагается кочевое племя.
Эти люди вытаптывают зеленые насаждения, из-за их действий пропадают запасы воды, кочевники уничтожают и посадки, на деревню опять обрушиваются чудовищные неурожаи. Мария Никифоровна решает действовать в этой ситуации самостоятельно, она беседует с вождем кочевников и горячо уговаривает его прекратить разорять и губить селение, беречь уже посаженные растения и необходимые местным обитателям водные источники. Человек, возглавляющий племя, соглашается с доводами Нарышкиной и даже просит ее научить кочевой народ вести такое же существование, как у жителей села Хошутово.
Вышестоящее руководство объявляет Марии Никифоровне о переводе в другую деревню, где также требуется серьезная борьба с песками, тогда как крестьяне из Хошутово уже могут справиться со стихией и без учительницы. Мария осознает, что при постоянном нахождении в самых глухих и отдаленных краях, куда ее приводит судьба, ей наверняка не удастся выйти замуж и создать собственную семью, о чем ранее мечтала Нарышкина. Но женщина продолжает деятельность, связанную с озеленением пустыни, решив полностью посвятить себя спасению других людей.
Героиня рассказа является ярким примером благородства, самоотверженности и искреннего энтузиазма. Мария Никифоровна жертвует собственной личной жизнью ради общего блага, и именно таким образом обретает счастье.
Читательский дневник.
Другие произведения автора:
Жизнь ради благополучия других
Заведующий сразу же заявив, что теперь в Хошутово вполне обойдутся без нее. А затем пояснил, что крестьяне села уже сами смогут бороться с песком, а вот ее хотят отправить в Сафуту, где живут осевшие кочевники. Мария Никифорова сначала возмутилась, однако заведующий тут же объяснил свой замысел. Приводим его краткое содержание. Песчаная учительница должна будет научить кочевников бороться со стихией. Тогда исчезнет опасение, что в какой-то момент они сорвутся из занесенных песком мест и вновь отправятся уничтожать посадки русских переселенцев.
Мария Никифоровна задумалась. А как же молодость? Семья? Но затем вспомнила умного вождя, подумала о безысходности племен, зажатых песками, и удовлетворенно ответила: «Я согласна». Завокроно подошел к девушке: «Вы … могли бы заведовать целым народом, а не школой… Мне … почему-то стыдно. Но пустыня — будущий мир…».
Таково краткое содержание рассказа «Песчаная учительница» А. Платонова.
Нарышкина Мария Никифоровна выросла в семье учителя. Мария пошла по стопам отца и тоже получила педагогическое образование. На практику девушку послали работать учителем в школе села Хошутово. Село было глухим, располагалось рядом с астраханской пустыней. Неудивительно, что часто село страдало от последствий песчаных бурь – каждый день жители расчищали улицы от песков. Крестьяне не могли работать, урожая не было.
Из-за нищеты и проблем с песком дети часто болели, поэтому пропускали школу, у них не было желания учиться. Однако Мария Никифоровна не унывает. Преподавательница решила тоже бороться с проблемой песков. Она искала помощи в отделе образования, ей не смогли помочь, так как не оказалось специалистов по этой проблеме. Вместо помощи Марии Никифоровне дали книги, описывающие методы борьбы против песчаных наносов. Изучив тематическую литературу, она берется за дело: проводит ежегодные работы по озеленению местности, убеждая жителей в необходимости этой меры. Частично это помогает преодолеть проблему села Хошутово – посаженные кустарники защищали посевы от песков.
Школьники охотнее ходят на учебу, и не только они – в школе стали появляться и взрослые, чтобы научиться жить более полноценно вблизи мертвой пустыни. Но вскоре приходит новая беда: недалеко от Хошутово селятся кочевники. Хозяйственная деятельность кочевников губит посаженные растения и истощает запасы воды в колодцах, их кони вытаптывают зелень. В селе снова неурожаи. Учительница пытается справиться и с этой проблемой: она направляется к вождю кочевого племени и просит прекратить разорять деревню, относиться бережно к посаженным растениям и имеющимся источникам воды. Вождь соглашается и просит Марию научить кочевников жить так же, как живут в Хошутово.
Хошутовцам Мария больше не нужна: они справляются с песками без нее. Марию решили перевести в другое село, где тоже нужна помощь в борьбе с песками. Как и у многих девушек, у нее была мечта встретить любимого и выйти замуж, а в глуши, куда ее посылают это вряд ли возможно. Но Мария решает посвятить себя помощи другим и продолжает озеленение пустыни в разных селах.
История Марии – яркий пример энтузиазма и самоотверженности. Она боролась с проблемой, несмотря ни на что, отказалась от личной жизни ради того, чтобы помочь целому народу. Ее стремление изменить окружающий мир в пользу будущего многих людей достойно похвалы.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Очень краткий пересказ рассказа «Песчаная учительница»
После окончания педагогических курсов в послереволюционное время двадцатилетняя Мария Нарышкина прибыла в Хошутово. Ее встретило бедственное положение живущих в заметаемом песком пустыни селении крестьян. Учить голодных раздетых детей было сложно.
Со временем молодая учительница поняла, что поселенцы смогут выжить только, если научатся выращивать защитные полосы. Под ее руководством были высажены кустарники, сосны.
Жить стало легче, пока через селение не прошли кочевники с огромными стадами скота. За три дня окрестности вновь стали пустынными. Из беседы с вождем кочевников Мария Никифоровна сделала вывод, что вины этого умного человека в случившемся нет.
После доклада в окружном роно заведующий предложил Нарышкиной отправиться в еще более отдаленное село, чтобы преподавать жизненно важную песчаную культуру оседающим в Сафуте кочевникам. После непродолжительных раздумий и сомнений Мария Никифоровна дает согласие.
Школьное чтиво
Произведения школьной литературы в простой и доступной форме
Платонов А. “Песчаная учительница”
Главные герои рассказа “Песчаная учительница” и их характеристика
- Мария Никифоровна Нарышкина. Молодая учительница, деятельный, ответственный человек.
План пересказа рассказа “Песчаная учительница”
- Молодость и учеба
- В селе Хошутово
- План борьбы с песками
- Успехи борьбы
- Нашествие кочевников
- Все пропало
- Новое назначение
- Обещание учительницы
Кратчайшее содержание рассказа “Песчаная учительница” для читательского дневника в 6 предложений
- После окончания курсов Мария отправляется в Хошутово, где видит бедность и наступающие пески.
- Она решает обучать людей бороться с песками.
- Мария высаживает защитные насаждения и сосны.
- Приходят кочевники и уничтожают все насаждения.
- Мария жалуется в округ, но ей предлагают новое село и продолжение работы.
- Мария соглашается и обещает сделать пустыню лесом.
Главная мысль рассказа “Песчаная учительница”
Человек и пустыню может сделать цветущим садом.
Чему учит рассказ “Песчаная учительница”
Рассказ учит упорству, самоотверженности, умению увлечь людей. Учит бороться с трудностями, не сдаваться, жить ради людей.
Отзыв на рассказ “Песчаная учительница”
Мне понравился этот рассказ, хотя и немного жаль учительницу, которая всю свою жизнь посвятит борьбе с песками, забыв про личную жизнь. Но она выбрала для себя иное счастье – служение людям.
Пословицы к рассказу “Песчаная учительница”
Упорство и труд все перетрут. Живи для людей, поживут и люди для тебя. Человек сам кузнец своего счастья. Живи не прошлым, а завтрашним днем. Не красна жизнь днями, а красна делами.
Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа “Песчаная учительница” по главам:
Марии Нарышкиной было 20 лет и она была родом из небольшого городка Астраханской губернии. Ее миновали события войны и революции, а повзрослела она когда социализм уже окреп. Она любила географию, с упоением читала отцовские книги и поступила на педагогические курсы. Через четыре года учебы Марию распределили в село Хошутово, рядом с пустыней.
По дороге в село Мария впервые увидела песчаную бурю, а само село поразило ее своей бедностью. Хошутово было почти все засыпано песком, в нем было несколько дворов, и Мария поселилась в комнате при школе. Старик-сторож принял ее как дочь.
Через два месяца начались занятия, но дети ходили в школу нерегулярно. А когда настала ранняя зима и вовсе почти перестали. Им было не во что одеться, они голодали, так же как и взрослые. К новому году умерло двое ребят. Мария решила заняться обучением людей тому, как бороться с песками, как из пустыни сделать живую землю. Крестьяне не поверили учительнице, а в округе ей посочувствовали и дали книги. Агроном жил за полтораста верст и никогда не бывал в Хошутово.
К концу первого лета Мария убедила крестьян заниматься общественными работами весной и осенью и через год Хошутово было не узнать. Вокруг села появились заградительные шелюговые полосы озеленения, защищавшие орошаемые огороды. Около школы Мария Никифоровна собиралась устроить сосновый питомник и окончательно победить пустыню. Она знала, что растения, высаженные между соснами дают удвоенные урожаи. В Хошутово появилось топливо, а из прутьев стали плести корзины, делать мебель. Это принесло селу две тысячи рублей прибыли. Теперь школа полнилась не только детьми, но и взрослыми.
Через три года случилась беда, через село прошли кочевники. Они запоздали, степь уже умерла, и кочевники кормили скот насаждениями и соснами. Исчезла вода, потому что скот выпил ее подчистую. Взбешенная Мария отправилась к вождю кочевников и стала ругаться. Она говорила, что будет жаловаться и что сейчас советская власть. Но вождь ответил, что тот, кто голоден и ест траву родины, тот не преступник. Мария поехала в округ, а там сказали, что Хошутово теперь обойдется без нее, крестьяне знают что делать. И предложили учительнице проделать ту же работу в Сафуте, селе, где селятся бывшие кочевники. Там тоже нужно было обучать людей бороться с песками, ведь чем больше кочевников станут вести оседлую жизнь, тем реже они будут уничтожать насаждения у других сел. Мария задумалась о своей молодости, несуществующем муже, вожде кочевников и согласилась. Она пообещала вернуться через пятьдесят лет старушкой, но по лесной дороге.
Анализ произведения Платонова Песчаная учительница
Произведение «Песчаная учительница» было написано в 1926 году. Рассказ является направлением реализма. Рассказ описывает укрощение песка. Платонов представил свой рассказ в виде очерков. Сюжет произведения повествует о становлении героя.
Темой произведения является развитие личности и проблема выбора. Автор показал, что для воплощения мечты и цели нужны рассудительность и мужество, и смирение перед ситуациями. Также автор затронул общефилософский вопрос о существовании 2 образов как кочевой и оседлой. Главная героиня добровольно принимает свою роль в качестве школьной учительницы. Также в рассказе автор затронул проблему, связанную с отношением государственной власти к простым людям. Также в произведении затронуты проблемы жертвенности и вознаграждения, увлечения, наказания и премудрости.
Творение состоит из 5 глав. В первой части автор рассказывает о детстве и обучении главной героини и ее семье. Юная учительница Мария Нарышкина попала в поселок Хошутово, расположенный на пустыне. После прибытия учительница увидела бессмысленный и тяжкий труд крестьян. Крестьяне постоянно расчищали песок, который занес ветер. Мария Никофоровна начала учить грамоте местных детей, которые голодали и жили в нищете. После смерти 2 детей, героиня поняла, что крестьян интересует только победа и борьба с пустынными песками. Героиня обратилась в государственный орган и попросила прислать в село ученого, который разбирается в песках. Она получила отказ, и совет изучить все самой. В течение 2 лет учительница занималась обучением и помогала крестьянам. С ее помощью они начали заниматься озеленением. После 2 лет работ в поселке начали расти сосны и другие деревья, огороды и сады процветали.
Через 3 года все труды крестьян и учительницы были уничтожены кочевниками. Животные кочевников растоптали и съели всю растительность, также выпили всю воду. Мария подала жалобу против кочевников. Глава округа предложил учительнице поехать в поселок Сафуту, в котором жили кочевники. Мария смирилась и поехала в Сафуту.
В произведении автор противопоставил живость учительницы и мертвость пустыни. Слово «мертвое» передается метафорой, обозначающее песчаные могилы, безлюдные пески и горячий ветер. В решающий момент героиня увидела собственную молодость, которая была погребена под песком. Она ставит перед собой цель и старается заменить мертвую картину на живую
Пейзаж является важной составляющей идеей во всем рассказе
Песчаная учительница
Очень кратко
Учительница географии учит людей бороться с песками и выживать в суровой пустыне.
Двадцатилетняя Мария Никифоровна Нарышкина, дочь учителя, «родом из забросанного песками городка Астраханской губернии» была похожа на здорового юношу «с сильными мускулами и твёрдыми ногами». Своим здоровьем Нарышкина была обязана не только хорошей наследственности, но и тому, что отец оберегал её от ужасов Гражданской войны.
С детства Мария увлекалась географией. В шестнадцать лет отец отвёз её в Астрахань на педагогические курсы. Мария проучилась на курсах четыре года, во время которых распустилась её женственность, сознание и определилось отношение к жизни.
Распределили Марию Никифоровну учительницей в глухое село Хошутово, что находилось «на границе с мёртвой среднеазиатской пустыней». По пути в деревню Мария впервые увидела песчаную бурю.
Селение Хошутово, куда Нарышкина добралась на третий день, было полностью занесено песком. Каждый день крестьяне занимались тяжким и почти ненужным трудом — расчищали село от песка, но расчищенные места снова засыпало. Жители села были погружены «в молчаливую бедность и смиренное отчаяние».
Мария Никифоровна поселилась в комнате при школе, выписала из города всё необходимое и начала преподавать. Ученики ходили неисправно — то пять придут, то все двадцать. С наступлением суровой зимы школа и вовсе опустела. «Крестьяне заскорбели от нищеты», у них кончался хлеб. К Новому году двое из учеников Нарышкиной умерло.
Сильная натура Марии Никифоровны «начала теряться и затухать» — она не знала, что делать ей в этом селе. Учить голодных и больных детей было невозможно, а крестьяне к школе равнодушны — слишком она далека от «местного крестьянского дела».
В голову молодой учительницы пришла мысль, что людей надо учить борьбе с пескам. С этой задумкой она отправилась в отдел народного образования, где к ней отнеслись сочувственно, но специального преподавателя не дали, только снабдили книгами и «посоветовали самой преподавать песчаное дело».
Вернувшись, Нарышкина с большим трудом уговорила крестьян «устраивать каждый год добровольные общественные работы — месяц весной и месяц осенью». Всего за год Хошутово преобразилось. Под руководством «песчаной учительницы» повсюду рассадили единственное растение, хорошо растущее на этих почвах — похожий ни иву кустарник шелюгу.
Полосы шелюги укрепили пески, защитили деревню от ветров пустыни, увеличили урожай трав и позволили орошать огороды. Теперь жителям топили печи кустарником, а не вонючим сухим навозом, из его веток они начали плести корзины и даже мебель, что дало дополнительный доход.
Чуть позже Нарышкина достала саженцы сосны и высадила две полосы посадок, которые защитили посевы ещё лучше, чем кустарник. В школу Марии Никифоровны начали ходить не только дети, но и взрослые, познающие «мудрость жизни в песчаной степи».
На третий год в селе случилась беда. Каждые пятнадцать лет через деревню проходили кочевники «по своему кочевому кольцу» и собирали то, что породила отдохнувшая степь.
Через трое суток ничего не осталось от трёхлетнего труда крестьян — всё истребили и вытоптали кони и скот кочевников, а люди до дна вычерпали колодцы.
Молодая учительница пошла к вождю кочевников. Тот молча и вежливо выслушал её и ответил, что кочевники не злы, но «травы мало, людей и скота много». Если людей в Хошутово станет больше, они прогонят кочевников «в степь на смерть, и это будет так же справедливо, как сейчас».
Втайне оценив мудрость вождя, Нарышкина поехала в округ с подробным докладом, но там её сказали, что Хошутово теперь обойдётся без неё. Население уже умеет бороться с песками и, после ухода кочевников, сможет и дальше оживлять пустыню.
Заведующий предложил Марии Никифоровне перевестись в Сафуту — село, населённое кочевниками, перешедшими на оседлый образ жизни, — чтобы обучать местных жителей науке выживания среди песков. Научив жителей Сафуты «культуре песков», можно улучшить их жизнь и привлечь остальных кочевников, которые тоже осядут и перестанут истреблять посадки вокруг русских селений.
Учительнице было жалко проводить свою молодость в такой глуши, похоронив мечты о спутнике жизни, но она вспомнила о безысходной судьбе двух народов и согласилась. На прощанье Нарышкина пообещала приехать через пятьдесят лет, но не по песку, а по лесной дороге.
Прощаясь с Нарышкиной, удивлённый заведующий сказал, что она могла бы заведовать не школой, а целым народом. Ему было жалко девушку и почему-то стыдно, «но пустыня — будущий мир, ‹…› а люди будут благородны, когда в пустыне вырастет дерево».
Сюжетная линия рассказа
«Песчаная учительница», краткое содержание которой мы предоставляем, переносит читателя в среднеазиатскую пустыню. Думаете, случайно? Западноевропейские специалисты считают, что в условиях пустыни раскрываются самые сильные черты человека. Библейское предание твердит, что Христос скитался по пустыне 40 дней, ничего не ел, не пил, укреплял свой дух.
У Марии Нарышкиной было прекрасное детство с чудесными родителями. Её отец был очень мудрым человеком. Работая учителем, много сделал для становления дочери. Потом Мария училась на педагогигеских курсах в Астрахани. После окончания её отправляют в отдалённую деревню Хошутово, что возле самой пустыни в Средней Азии. Пески очень усложняли жизнь местных жителей. Они не могли заниматься земледелием, уже опустили руки и забросили все начинания. Даже в школу ходить никто не хотел.
Энергичная учительница не опустила руки, а организовала настоящий бой со стихией. Посоветовавшись с агрономами в райцентре, Мария Никифоровна организовала посадку шелюги и сосны. Эти действия заставили пустыню быть приветливее. Жители зауважали Марию, в школу приходили ученики. Только скоро чудо закончилось.
Вскоре деревня подверглась набегу кочевников. Насаждения они уничтожили, воду из колодцев использовали. Учительница пытается договориться с вождём кочевников. Тот просит Марию научить лесному делу жителей соседнего села. Учительница соглашается и решает посвятить себя спасению сёл от песков. Она подбадривает жителей и верит, что когда-нибудь здесь будут красоваться лесные насаждения.
А. С. Пушкин писал:»Наставникам за благо воздадим». Именно наставником, а не учителем можно назвать главную героиню в книге «Песчаная учительница». Краткое содержание не передаёт безжалостности и холодности пустыни к людям. Только целеустремлённый, с активной жизненной позицией человек может противостоять ей. В своих поступках Мария Никифоровна пользуется гуманностью, справедливостью, терпимостью. Учительница ни на кого не перекладывает судьбу крестьян и с оптимизмом смотрит в будущее. Когда-то она мечтает приехать в деревню по лесной дороге.
2 вариант
Произведение представляет собой одно из первых сочинений писателя, относящихся к художественной прозе, выражающей авторскую творческую яркую и необычную индивидуальность.
Главной героиней рассказа является молодая женщина Нарышкина Мария, представленная писателем в образе двадцатилетней девушки, закончившей Астраханские курсы педагогов и назначенной педагогом для обучения детей в дальнем районе, в селе Хошутово, расположенной в районе среднеазиатских пустынных территорий.
Работа молодой учительницы начинается в трудных условиях, поскольку село ощущает тотальный дефицит водного баланса, необходимого для питья и полива, и постоянно оказывается атакованным песчаными бурями, следствием которых становится нищета деревни, а также невозможность детей посещать занятия, в том числе и в зимний период из-за снежных ураганов и отсутствия необходимой теплой одежды и обуви.
Отличаясь мужественной и активной натурой, Мария решает организовать с помощью местного населения работу по превращению пустынных мест в живые территории. При этом, не получив поддержки от собственного руководства, девушка полагается исключительно на собственные силы и имеющиеся знания, которые помогают ей в налаживании общественных работ по высадке зеленых кустарников в виде шелюги, а также сосновых питомников, способных стать защитой при песчаных бурях, задерживая песок, и сберегающих снежную влагу и преграждающих движение горячего ветра.
Спустя несколько лет после начала борьбы с пустыней под руководством Марии Нарышкиной село преображается в живой, зеленеющий поселок, при этом крестьяне, используя прутья разросшихся кустарников, имеют дополнительный заработок от продажи плетеных корзинок, мебели, ящичков.
Однако вскоре весь труд односельчан оказывается уничтоженным кочевниками, прошедшими через поселок. Мария не отчаивается и призывает местных жителей возобновить прежнюю работу по высадке зеленых растений, а сама лично посещает предводителя кочевого племени с просьбой оградить их родное село в будущем от подобных набегов. Беседа двух думающих людей приводит к положительному результату, а глава кочевников проникается симпатией к активной, молодой и неравнодушной женщине.
Через некоторое время Марию переводят на работу в дальнюю деревню, в которой располагаются кочевники, решившие вести оседлую жизнь, где девушка продолжает начатое ей дело в форме образования местного населения, а также обучения культуре жизни в условиях песчаных мест. Девушка немного тоскует об отсутствии собственной личной жизни, которой она жертвует ради общественного блага.
Рассказ «Песчаная учительница» отличается отображением в повествовательном содержании многочисленной проблематики в виде раскрытия роли педагога в человеческой жизни, изображения сильных черт характера борца с природными стихиями, а также вопросы нравственного выбора человека, поставившего целью своей собственной судьбы искреннее служение людям.