Софокл «Аякс» – краткое содержание — Русская историческая библиотека
Все сюжеты трагедий Софокла заимствованы из мифов. Получив готовый сюжет, выводя перед зрителями всем известных персонажей, поэт должен был мотивировать их поведение, объяснять происходящее в соответствии с нравственными нормами своего времени.
Так, о легендарном родоначальнике одной из известных в Афинах семей, участнике троянского похода, герое одноименной драмы Софокла – Аяксе Теламониде было известно следующее. После смерти Ахилла претендентами на доспехи покойного выступили Одиссей и Аякс. Ахейцы присудили доспехи Одиссею, а Аякс покончил с собой.
История эта упоминается в гомеровских поэмах. У Пиндара Аякс изображен доблестным героем, обманутым ловким демагогом Одиссеем.
Аякс Теламонид и Одиссей бьются за доспехи Ахилла. Аттическая ваза, ок. 500 г. до Р. Х.
Драма Софокла «Аякс» по языку и композиции предположительно считается самой ранней из сохранившихся его трагедий. Она построена на конфликте между могуществом бога и зависимостью от него человека. Богиня Афина помрачила рассудок храброго Аякса, так как он отказался от помощи богов и недостаточно почтительно отозвался об Афине.
Действие драмы начинается уже после суда о доспехах. В прологе Одиссею, тайно подсматривающему за странными действиями Аякса, является Афина. Она объясняет ему, что Аякс, оскорбленный приговором, замыслил погубить братьев-Атридов – Агамемнона и Менелая, но она, Афина, пришла на помощь предводителям ахейцев и повергла Аякса в безумье.
Тот обратил свой гнев на стадо коров и овец, приняв их за Атридов, и теперь в своем шатре бичует окровавленные туши. Несмотря на протесты Одиссея, Афина вызывает Аякса, чтобы продемонстрировать свою власть над ним и показать, как страшно безумье того, кто был самым разумным и решительным среди ахейцев.
Покидая орхестру, богиня говорит:
Любой из смертных может в день единыйУпасть и вновь подняться…
Но Аяксу уже не суждено подняться живым.
Когда безумие оставляет его, и он, придя в себя, видит содеянное, его охватывает беспредельное отчаяние, так как благородный человек должен «либо славно жить, иль славно умереть».
Тщетно Текмесса, верная подруга, и дружина, составляющая хор, уговаривают и удерживают его от отчаянного поступка. Утешив их и усыпив их подозрения, Аякс уходит на берег моря и там бросается на меч.
Софокл
Смертью Аякса трагедия не завершается, но открывается ее вторая часть. Агамемнон и Менелай запрещают хоронить тело Аякса. В его защиту выступают сводный брат Тевкр и недавний враг Одиссей, который в отличие от Атридов знает меру ненависти и вражды.
Возможно, что политические события, современником которых был Софокл, повлияли на отрицательную оценку им Менелая – царя враждебного Афинам спартанского государства. Здесь нет двух драм, объединенных в одну, так как по античным представлениям жизненный путь человека завершается его погребением.
Даже во времена Софокла лишение погребения было наказанием за тягчайшие преступления, например, за измену родине. Во времена Пелопоннесской войны в 406 г. афинский флот вышел победителем в морском сражении, но из-за бури и быстро наступивших сумерек победители не смогли подобрать тела павших.
По возвращении все стратеги были сначала награждены за победу, а потом осуждены и казнены за святотатство.
Вырванным у Атридов согласием на достойное героя погребение завершается трагедия Софокла. Честь Аякса восстановлена, и теперь никто не усомнится в том, что
Он был лучшим из лучших; из смертных никтоС ним сравняться не мог…
Это не драма о преступлении и наказании, а трагедия великого человека, непреклонного и мощного, чуждого компромиссам, который сам принял на себя удар и сам выбрал для себя героическую смерть. Аякс таков, каков он есть, другим он быть не может.
История создания трагедии Софокла
Трагедия создана как продолжение рассказа о жизни царя Эдипа, который не понимал, что творит. Продолжение повествует о жизни его детей, развивается после смерти царя.
Главные герои и их характеристика
В произведении участвуют следующие персонажи:
-
Антигона – дочь царя Эдипа, главная героиня, которая решила похоронить брата, нарушив тем самым указ царя.
-
Креонт – царь, который приказал казнить царевну после смерти ее братьев.
-
Этеокл и Полиник – враждующие братья Антигоны, которые погибли на поле боя, не смогли поделить власть и трон, оставшийся после смерти отца.
-
Исмена – вторая дочь Эдипа, которая не поддержала Антигону, не стала ей помогать, посчитав себя слишком слабой.
-
Эрот – сын царя, жених Антигоны, который покончил жизнь самоубийством, узнав о несправедливом решении отца казнить невесту.
Если рассказывать кратко, то автор написал несколько произведений, которые повествовали об отце Антигоны, его поступках, за которые он понес наказание – выколол себе глаза.
Антигона – плод инцеста, ее отец убил своего отца и женился на матери. В результате кровосмешения у него родилось 4 детей: 2 сына и 2 дочери.
Братья враждовали между собой и после смерти отца не смогли поделить трон и власть. В результате погибли оба в бою. С этого и начинается история, которая полностью раскрывает суть трагедии.
Краткое содержание трагедии «Антигона»
Если читать произведение, не зная предыстории, то сложно понять, в чем его суть.
Если говорить кратко, то после смерти брата Антигона решает похоронить его, не обращая внимания на указ, который издал царь Креонт. Именно Креонт правит в Фивах после смерти одного из братьев Антигоны – Этеокла.
Его хоронят с почестями, а вот Полиник, второй брат царевны, после гибели остается гнить. Его тело оплакивают обе сестры, но решается на действия Антигона. Она пытается подговорить Исмену, но она отказывается ей помочь.
Тело Полиника охраняет стража, но при смене караула стражники обнаруживают, что труп присыпан землей. Один из стражников сообщает об этом царю, он приходит в ярость и грозит вестникам и стражникам страшной расправой.
Царь приказывает обнаружить нарушителя закона и привести его живьем к нему. Антигону обнаруживают через несколько часов, она вновь приходит к телу брата и засыпает его землей.
Царь приходит в бешенство и грозит Антигоне страшной расправой – он замурует ее живьем. Царевна своей вины не отрицает, выгораживает сестру и говорит о том, что правитель нарушил не человеческие, а Божьи законы.
Образ девушки взывает сочувствие, ее пытается оправдать не только народ, но и жених, царевич Эрот – сын Креонта. Но его мудрые и справедливые слова не впечатляют отца, он не меняет своего решения. Царевич протестует и говорит, что готов умереть вместе с невестой.
Накануне казни Антигоны к царю приходит слепой провидец, говорит, что его решением не довольны боги. Креонт под давлением меняет приговор, но поздно. Антигону уже казнили, а вместе с ней погиб и его сын, царевич.
Жена царя выслушивает вестника молча, потом уходит и бросается на меч. О чем Креонту тут же сообщает вестник. Царь остается в расстроенных чувствах, плачет и вторит, что закон богов выше, чем закон людей – полная антигония. В этот фрагмент правителю вторит хор.
Анализ произведения
Жанр произведения определяется, как трагедия. Суть заключается в том, что не стоит идти против морали, пренебрегать человеческими чувствами, ставить гордость превыше всего.
Царь возомнил себя всесильным, решил строго наказать сестру, которая чтила память брата, оплакивала его и присыпала тело землей.
Более подробно можно изучить трагедию, если прочитать ее. Текст можно найти на онлайн-сервисах, он есть и в аудио варианте. По мотивам трагедии поставлена не одна пьеса. Можно посмотреть трагедию в Театре музыки и поэзии.
Софокл «Аякс»
Аякс Великий, безусловно, один из самых заметных и значимых героев гомеровской поэмы, отважный боец, первый среди ахейцев.
В отличие от истеричного Ахилла и хитроумного, вплоть до подлости, Одиссея, Аякс представляется таким суровым и прямым выходцем из глубокой старины, могучим, как скала, героем древности, даже щит его «семикожный» вышел из иных времён.
Помимо Ахилла, он был одним из тех немногих, кто мог одолеть великого бойца Гектора в единоборстве.
В общем, Аякс, хоть и находясь в тени, отбрасываемой титанами троянской трагедии, всё одно является её неотъемлемой частью, плотью от плоти этой постылой войны.
А вот о его нелепой гибели слепой аэд не говорит нам ни слова, и это притом, что Одиссей встречает в Аиде тень Аякса, которая не пожелала подходить к своему старому недругу.
Согласно другим произведениям, Аякс боролся в традиционных соревнованиях за право обладания оружием погибшего Ахилла, отличавшегося чудесными свойствами. и, по сути, одержал на них победу.
Но разгневанные на него владыки похода, Атриды, по наущению Афины, отдали доспех её любимцу — хитроумному лису Одиссею…
Казалось бы, откровенно дурацкая фабула: воин убивает стадо баранов. Что теперь?
Недаром эту трагедию считают самой ранней из сей семёрки, оставшейся со времён Греции, уж слишком переполненным выглядит текст. Конечно, центром трагедии является безумие Аякса и его самоубийство.
Здесь трагедия человека, в силу своей гордыни, бросившего вызов богам, и жестоко ими осмеянный, растоптанный, обессиленный. Здесь и история его жены, стойкой Текмессы, безуспешно удерживающей мужа на грани жизни и смерти.
И тема погребения, столь важная для афинского трагика…
И тема борьбы божественного, космического с земным. Аякса привела к гибели череда случайностей, утверждённых Роком, и они привели к закономерному, неизбежному концу. Но стоит ли идти вопреки принятому порядку, и выступать против погребения мёртвого героя?
Как и Гомер, Софокл не любит братьев Атридов, и вкладывает в их уста горделивые речи о своём былом союзнике, отказывая непокорному бойцу в последних почестях.
В их словах проскальзывает тираническая власть, стремление к подчинению всего и вся. Но здесь Атриды замахнулись на крепкий испокон веков порядок, и встретили яростный отпор.
Пикировки между Атридами и Тевкром с Одиссеем являются, вероятно, одними из самых ярких частей трагедии, поединками столкновения разных воль.
В конечном счёте, это весьма любопытная пьеса, глубоко завязанная в греческой культуре и троянском цикле. Ещё одна чёрточка к покинувшему нас миру…
Аякс
- Софокл
- Аякс
- Трагедия
(пер. Ф. Ф. Зелинского)
Действующие лица
- Афина
- Аякс, предводитель саламинян под Троей
- Агамемнон, предводитель ахейского войска
- Mенелай, спартанский царь, его брат
- Одиссей, предводитель итакийцев
- Текмесса, пленница Аякса
- Тевкр, сводный брат Аякса
- Вестник
- Хор саламинских воинов
- Без слов: Еврисак, сын Аякса; слуги.
- Действие происходит в ахейском лагере под Троей;
- в первой половине — перед шатром Аякса,
- во второй — на пустынном берегу моря.
Пролог
Входит Одиссей, внимательно изучая следы, ведущие в шатер Аякса.
С другой стороны появляется Афина, невидимая Одиссею.
- Афина
- Не в первый раз я застаю тебя,
- Лаэртов сын, как замыслом отважным
- Предупредить стремишься ты врага.
- Теперь у крайнего предела стана,
- Где выстроил приморский свой шатер
- Аякс, его ты свежие следы,
- Охотник терпеливый, измеряешь,
- Узнать желая, дома ль он иль нет.
- Твое чутье, что у лаконской гончей,
- На путь тебя надежный навело.
- Да, он вернулся; пот с лица струится
- 10 И кровь смывает с обагренных рук.
- Тебе же нет нужды за дверь шатра
- Заглядывать; открой мне мысль свою:
- От знающей узнать ты можешь все.
Одиссей
Афины ль слово слышу я, дражайшей
Мне из богинь? Да, это ты! Хоть лика
Ты не являешь своего, — твой голос
Я узнаю; он жжет мне сердце, точно
Трубы тирренской медноустой звон.
- Ты не ошиблась. Замысел хочу я
- Врага раскрыть, Аякса-щитоносца:
- 20 Его давно слежу я одного.
- Он в эту ночь деяньем непонятным
- Обидел нас — коль он его виновник;
- Ведь нет в нас знанья, лишь гадать дано нам, —
- И этот труд я принял на себя.
- Мы только что нашли все наше стадо
- Зарезанным безжалостной рукою;
- Лежит в крови и скот и пастухи.
- Все в том винят Аякса, да и мне
- Один сказал свидетель, что увидел,
- Как он во тьме с мечом, покрытым кровью,
- 30 Недавно мчался по полям пустынным.
- Немедля по указанной тропе
- Пустился я; одни следы признал я,
- Другие ж — нет. Недоуменья полный,
- Стою я здесь. Ты вовремя явилась,
Заступница моя! Твоей деснице
Свою судьбу я вверил навсегда.
- Афина
- Мне все известно — и твоей охоте
- Помощницей и стражем я пришла.
Одиссей
Владычица! Недаром я трудился?
Афина
Нет: той резни виновник был Аякс.
Одиссей
40 Каков же смысл безумного деянья?
Афина
Жестокий гнев за отнятый доспех.
Одиссей
Но почему ж на скот он гнев направил?
Афина
Он мнил, что вашу проливает кровь.
Одиссей
Как? Он отмстить аргивянам задумал?
Афина
И отомстил бы, если бы не я.
Одиссей
На что же он дерзнул в своей отваге?
Афина
На вас — коварно, в ночь, один на всех.
Одиссей
И цели беспрепятственно достиг?
Афина
Достиг шатра обоих полководцев.
Одиссей
50 И все ж свирепых рук не обагрил?
- Афина
- Нет. Удержала от потехи злобной
- Аякса я, губительным обманом
Его глаза сурово заслонив
- И на стада его направив — вашу
- Неразделенную еще добычу
- Под стражей пастухов. И вот, нагрянув,
- Он стал рубить кругом себя и душу
- Убийством рати многорогой тешить.
То думал он, что братьев он Атридов
- Жизнь исторгает, то — других вождей.
- Я ж разжигала дух его больной
- 60 И в сеть беды безумца завлекала.
- Резнею душу усладив, живых
- Связал быков он и баранов крепко
- И в свой шатер погнал, воображая,
- Что воинов уводит, а не скот
- Рогатый. Там поныне в исступленье
- Он пленников своих терзает всласть.
- Теперь ты сам болезнь его увидишь
- И весть о ней данайцам передашь.
- О, не пугайся! Не грозит бедою
- Его явление тебе. Туманом
- Покрыла я его глаза: не может
- 70 Он образа увидеть твоего.
(В направлении шатра)
Эй, друг! К чему без устали у пленных
Ты руки вяжешь? Выходи! Тебя,
Аякс, зову я: выходи скорее!
Одиссей
Зачем, Афина? Не зови его!