Содержание в Кратком Виде
1. Введение
2. Первая часть: Проголошение о Самозвере и его Превращении
- 2.1 Заратустра и его душа
- 2.2 Превращение Самозверя в Шальную Мудрость
- 2.3 Заратустра и его учение о Веянии
- 2.4 Дух, Воля и Человек в учении Заратустры
3. Вторая часть: Повествование о Времени Младшего Человека
- 3.1 Появление и встреча со Зверем
- 3.2 Восстановление Зверя и его победа над Младшим Человеком
- 3.3 Смерть и возрождение Младшего Человека в Ведении
- 3.4 Учение о Великой Игре и свободе воли
4. Третья часть: Разновидности Учеников Заратустры
- 4.1 Появление Преображения и Избранного
- 4.2 Бесполезность отречения и пути к себе
- 4.3 Учение о благородном и падшем Человеке Круглом и Камне
- 4.4 Последнее учение Заратустры о Веянии и Истинной Игре
5. Заключение
Композиция и основные идеи
Главный герой книги — Заратустра, который восходит в гору на семь дней, чтобы принести людям истину. Он говорит о «сверхчеловеке» — эволюционном шаге в развитии человека, который способен преодолеть свои ограничения и привычные представления о морали и добре. Заратустра утверждает, что человек должен отказаться от традиционных норм и ценностей, чтобы достичь своего потенциала.
Основные идеи книги включают:
Возвышение человека: Ницше утверждает, что человек должен преодолеть себя и выйти за рамки своих ограничений, чтобы стать сверхчеловеком. Это включает отказ от моральных норм и ценностей, которые ограничивают его развитие.
Сверхчеловек: Заратустра говорит о сверхчеловеке, который берет ответственность за свою жизнь и самостоятельно создает свои ценности и цели. Он не подчиняется традициям и внешним нормам, но следует своей внутренней истине.
Преодоление страданий: Ницше считает, что страдания неизбежны в жизни, но они могут привести к преобразованию и росту. Человек должен встретиться со своей болью, чтобы преодолеть ее и обрести свою истину.
Критика религии и массового общества: В книге присутствует критика религиозных и моральных учений, которые, по мнению Ницше, подавляют и притесняют индивидуальность и свободу. Он также критикует массовое общество, где люди подчиняются общепринятым правилам и утратили свою истину и способность к саморазвитию.
Книга «Что говорил Заратустра» представляет собой мощное философское произведение, в котором Ницше предлагает новую моральную перспективу и идеал сверхчеловека, которые вызывают смешанные реакции у читателей и до сих пор вызывают живые дискуссии.
О Чем Говорил Заратустра
Заратустра выражает свою неприязнь к традиционным ценностям и моральным установкам, которые он считает ограничивающими для развития индивидуальности и свободы духа. Он призывает людей освободиться от моральных предписаний и научиться слушать свою собственную внутреннюю голосовую, который он называет «высшим человеком».
Главная тема книги — идея «вечного возвращения», которая предполагает, что все в мире повторяется бесконечное количество раз. Заратустра утверждает, что только через понимание этого понятия люди смогут достичь своего потенциала и счастья.
Книга «Так говорил Заратустра» содержит множество символических и метафорических образов, которые призваны помочь читателю понять основные идеи Ницше. Он использует аллегорические истории, диалоги и притчи, чтобы передать свою философию. Отдельные главы затрагивают такие темы, как воля к власти, смерть бога, свободное творчество и возрождение.
В целом, «Так говорил Заратустра» является популярным и влиятельным произведением философии, которое вызывает размышления о смысле жизни, нравственности и ценностях
Идеи, выраженные в этой книге, всё еще занимают важное место в философских дискуссиях нашего времени
Дух Тяжести
В третьей части философского романа у Заратустры появляются новые притчи и образы. Он рассказывает своим немногочисленным слушателям о Духе Тяжести — существе, напоминающем то ли карлика, то ли крота, пытающемся сделать мудреца хромым. Этот демон пробовал утащить Заратустру на дно, в бездну, полную сомнений. И только ценой больших усилий главному герою удалось спастись.
Оратор объясняет публике, что Дух Тяжести дается каждому человеку с рождения. Периодически он напоминает о себе в виде слов «зло» и «добро». Заратустра отрицает эти понятия. Он считает, что никакого добра или зла не существует. Есть только естественные желания каждого человека, которые не стоит скрывать ни при каких обстоятельствах.
Рог Олифант
Роланд воскликнул: «О, горе! Сегодня милая Франция лишилась лучших своих рыцарей! Затем он сказал Оливьеру: — Друг мой Оливьер, вы были правы. Я послушаюсь вас и затрублю в свой рог Олифант, пусть император Карл поспешит нам на помощь».
Но Оливьер сурово ответил: «Слишком поздно решили вы меня послушаться, Роланд! Если бы вы затрубили в свой рог, когда я просил вас об этом, император Карл и все его войско были бы уже здесь, и победа была бы нашей. А теперь, когда из-за вашего безрассудства погибло столько франков, звать на помощь, чтобы спасти самих себя, было бы позором!» Мудрый архиепископ Турпин услышал речь Оливьера и сказал: «Войско императора Карла уже далеко и не успеет спасти нас. Но все же трубите в свой рог, Роланд, чтобы император Карл узнал, что мы погибли, и, вернувшись, отомстил за нас!» И Роланд взял свой рог Олифант.
К устам своим Роланд свой рог приставил, Напряг все силы, зычно он трубит.
На тридцать лье чрез горные вершины Заветный рог раскатами гремел.
Войско Карла Великого ушло далеко вперед, но все же император услышал звук Олифанта.
Карл сказал: «Слышите? Это рог Роланда!» Изменник Гвенелон ответил: «Наверное, Роланд решил поохотиться на зайцев и подбадривает охотников звуками рога».
Но тут Олифант затрубил снова, и Карл воскликнул: «Роланд в беде, он зовет нас на помощь!» Император развернул свое войско и поскакал назад к Ронсевалю.
Во весь опор несется Карл Великий;
Поверх брони висит брада седая,
Вокруг него французские дружины
Несутся вскачь, исполнены тоски.
Меж тем в Ронсевальской долине в неравном бою погибли последние франки. Пал храбрый граф Оливьер, пал мудрый архиепископ Турпин и Роланд остался один.
Последняя часть
В четвертом томе Ницше рассказывает о старости Заратустры. Дожив до преклонных лет, он продолжает верить в свои проповеди и жить согласно главному лозунгу сверхчеловека, который гласит: «Будь тем, кто ты на самом деле есть». Однажды пророк слышит крик о помощи и покидает свою пещеру. По дороге он встречает множество персонажей: Прорицателя, Совестливого духом, Чародея, Самого безобразного человека, Нищего и Тень.
Заратустра приглашает их в свою пещеру. Так философский роман приближается к своему концу. Гости пророка выслушивают его проповеди, которые он уже рассказывал прежде не протяжении всей книги. В сущности, в этот раз он обобщенно резюмирует все свои идеи, складывая их в стройное учение. Далее Фридрих Ницше описывает вечерю (по аналогии с Евангелием), где все едят баранину, восхваляют знания Заратустры и молятся. Хозяин говорит о том, что скоро наступит Великий Полдень. Утром он уходит из своей пещеры. На этом заканчивается сама книга и ее краткое содержание. «Так говорил Заратустра» — роман, который мог быть продолжен, если бы Ницше успел до конца реализовать свой творческий замысел.
С этой книгой я познакомился впервые в 21 год. Не знаю почему, но она оказалась в моем личном списке литературы, с которой НЕОБХОДИМО познакомиться. Снежный ком слухов и споров по поводу Заратустры глубоко закрался в мое сознание, и мне было необходимо составить личное мнение по поводу этого произведения.
Само произведение состоит из четырех частей, в которых автор описывает мысли, диалоги и монологи некоего вымышленного героя – Заратустры. Заратустра выступает в романе неким бродячим философом, который, как он считает, несет в себе знание о новом звене в эволюционной цепи человека. И это новое звено — сверхчеловек — должно стать логической «заменой» нынешнего homo sapiens. Это то, о чем говорит и думает Заратустра. Будучи первоклассным филологом и философом одновременно, Ницше написал не только интересную работу в области философии, но и очень интересный роман с точки зрения литературы. Весь процесс чтения меня не покидала мысль, что я читаю поэму или одно большое стихотворение, причем написанное очень образно и несколько даже лирично. Сюжет состоит из буквальных учений Заратустры и из многих символических сцен и образов, которые он наблюдает или в которых участвует. Текст насыщен поэтическими образами, часто очень красивыми и оригинальными.
«Я, странник и скиталец по горам, говорил он в своем сердце, – я не люблю долин, и, кажется, я не могу долго сидеть спокойно».
Книгу можно прочесть, как интересную работу в философии, можно порезать на сотни и тысячи цитат, чтобы попытаться понять их или хотя бы объяснить. В любом случаем, чтение «Заратустры» — это не бесполезное времяпровождение и оно способствует мыслительному процессу, и в этом нет ничего предосудительного. Главное, наверное, не пытаться «затиснуть» ее в рамки какой бы то ни было догмы или системы. Роман, скорее всего, глобальнее и шире любого поверхностного впечатления.
Название книги как нельзя лучше характеризует само произведение. И я согласен с тем, что эта книга для всех и ни для кого. Больше другого в этой книге я увидел образ самого автора. Создается впечатление, что Ницше создал площадку, с которой он мог бы выговориться полностью, не перебиваемый критиками и догматиками тогдашней религии и науки. При чтении книги лично я остро сопереживал не главному ее герою, а именно автору произведения. Чувствуются одиночество философа и тяга к знанию ученого. В итоге получается, что книга очень полезна, как любая достойная работа по философии — и в то же время она больше похожа на лекарство для одного только Ницше, лекарство от личных фобий и комплексов, которых хватает у любого человека.
Я почувствовал некое облегчение после прочтения книги: многие вымыслы, которые оплетали ее, оказались действительно вымыслами. Если до начала новейшего времени истории «Так говорил Заратустра» была одной из ключевых книг (опять же, и в философии, и в литературе), то сейчас она больше похожа на некий миф или легенду. Немного в памяти человечества книг, так беспощадно «исковерканных» многочисленными схоластами. И можно встретить много людей, которые имеют «четкое» представление о книге основанное, только на слухах и слухах об этих слухах, без малейшего знакомства с самим текстом. Не стоит ожидать от произведения ответов на все вопросы, как, впрочем, и в любой другой книге. Но если вам интересна философия во всех своих гранях, или вы хотите узнать лучше эпоху, то книга, бесспорно, достойна внимания.
В завершение я хотел процитировать самого Заратустру:
«Все еще не исчерпаны и не открыты человек и земля человека».
Картина «Закат, Монблан» Венцеля Хаблика (Wenzel Hablik)
Место в обществе
«Уста мои — уста народа; слишком грубо и сердечноговорю я для шелковистых кроликов
«.
Одной из затронутых в книге тем является противопоставление философа и общества. Заратустра живёт один на горе, в пещере, среди диких зверей, которые о нём заботятся и с которыми он много разговаривает. Книга начинается с того, что Заратустра объявляет начало своего «заката», и спускается со своей горы к людям, однако после этого одиночество мудреца только усиливается — народ в своей массе не слышит и не понимает Заратустру. Несколько раз он отчаивался в своей миссии и возвращался на гору, хотя в процессе он приобретал учеников и друзей. Набравшись сил и тишины, он вновь спускался к людям, чтобы продолжать нести своё учение.
Часть четвёртая и последняя
Заратустра состарился и «волосы его поседели».
Он продолжает верить в «тысячелетнее царство Заратустры» и придерживается главного лозунга Сверхчеловека — «Будь тем, кто ты есть!»
Однажды он слышит крик о помощи и идёт искать попавшего в беду «высшего человека». Ему навстречу попадаются различные персонажи — мрачный Прорицатель, два Короля с ослом, Совестливый духом, старый Чародей, последний Папа, Самый безобразный человек, Добровольный нищий и Тень. Все они рассказывают Заратустре свои истории и хотят найти «высшего человека». Мудрец отправляет их к своей пещере и продолжает свой путь.
Утомившись, Заратустра возвращается в пещеру и видит там всех путников, встреченных за день. Среди них Орёл и Змея. Мудрец произносит проповедь о признаках «высшего человека», резюмируя все идеи, сказанные в ранних проповедях.
После этого он устраивает «вечерю», где все пьют вино, едят барашков и восхваляют мудрость Заратустры. Все гости, включая осла, молятся.
Мудрец называет своих гостей «выздоравливающими» и воспевает наступление «Великого Полдня».
Утром Заратустра покидает свою пещеру.
Пускай меня за это все преподы по философии сочтут маргиналом, но читать скучно. Если у Вас нет острой необходимости в чтении или одержимости философией и Вы хотите почитать что-нибудь умное, почитайте что-нибудь другое, от этого вы врядли получите удовольствие)))
И все же: Кто ничего не говорит – редко ошибается. Лично для меня в «Заратустре» главным стало вот что: всякая чужая душа – потусторонний мир. Говорят, что всё превосходство Заратустры – лишь превосходство над ничтожеством, зато в христианстве человек унижен в роли царя природы. Строго говоря это не совсем так:Плутовство философии разделяет здесь Заратустру (тучу и предтечу сверхчеловека)Сверхчеловека («молнию» т.е разумного и бессовестного суперзверя из бездны) и т.н. высших людей (знать, элиту). Девиз этой книги мог бы звучать очень красиво – «так философствуют молнией».Не надо только забывать, что назначение этой молнии – уничтожить человека.»Слепыми хотел бы я сделать людей». «Моя мудрость, выжги им глаза» волит автор грядущего «Антихриста», сиречь ангела зла и суперзверя.И злая мудрость человеческая скоро-таки «выжгла глаза» ипритом. Одному маленькому немецкому фельдфебелю и очередному кандидату в антихристы. Только не надо мне говорить, мол Ницше бы ужаснулся, а Гитлер все равно так ничего и не понял. Не будем оскорблять величие провозвестника и зачинателя переоценки всех ценностей.
А в Заратустру не надо верить. Не надо дословно и скурпулезно цитировать. Каждую фразу разбирать по буквам. Нацисты уже разобрали, уберменши доморощенные… И в Ницше не надо верить. Ради бога, обзовите Ницше психопатом, дураком, графоманом! Только не надо притворяться сильно грамотным и лезть со своей кухонной критикой, прочитав первую главу. Знал бы Ницше, как он угадал последнего человека. Мы сегодня не умеем ничего делать сами. У руля стоят не самые сильные, а самые наглые. Мы вымираем, как мамонты. Мы боимся сказать новое слово, мы боимся быть лучше других, боимся любить, боимся верить, жить боимся. Это то, что нам дала цивилизация.Чем професиональнее мнение о Заратустре, тем оно неправильнее. Мы привыкли навешивать на всё ярлыки и судить о вещах «как положено». А ведь мы, оказывается, болваны. Забудьте все, чему вас учили! Отмените эти навязанные кем-то истины! Только то ценно, что достигнуто СВОЕЙ волей, СВОЕЙ силой, СВОИМ умом. Это – то, чему Ницше научил лично меня.
Эта книга действительно очень глубока и, действительно, чтобы ее понять «надо иметь длинные ноги». Ни грамма пафоса я в ней не увидела. Афористический стиль изложения заставляет задумываться почти над каждым предложением. У прочитавшего эту книгу на самом деле может поменяться мироощущение, Ницше обнажает людские пороки и дает возможность смотреть в глубь. Но, если его понять слишком буквально, то можно «сойти с ума», как Arthur1984, то бишь оказаться рабом своей гордыни. Читать надо вдумчиво, непредвзято и, как пишет сам Ницше в этом произведении, «не позволяйте навязывать себе ложных ценностей!»
Предлагаю вашему вниманию рецензию на книгу Фридриха Ницше «Так говорил Заратустра». Возможно, это даже скорее можно назвать впечатлениями и размышлениями по поводу этой книги, но вам виднее.
Судьба работы
Текст опубликован по частям. У него не было успеха, и Ницше опубликовал последнюю часть на счет автора ( ). Четыре части были впервые опубликованы вместе в 1892 году .
Письма Ницше и некоторые фрагменты свидетельствуют о том отвращении, которое охватило Ницше, когда он заметил, что антисемиты присвоили себе имя Заратустры:
Ницше имел высокое представление о своей книге и долгое время не думал, что ее можно понять. Итак, столкнувшись с этой ситуацией и неожиданным приемом людей, которых он презирал, он позже писал в Ecce homo ( 1888 г. ):
Поэтичность книги была оценена по-разному. Хайдеггер , например, находит там поражающие своей красотой отрывки, но считает, что многие другие отрывки плоские или безвкусные.
Андре Жид , который остается сторонником этой книги, отмечает в своем журнале , что22 июня 1930 г. : «В седьмой или восьмой раз (по крайней мере) пробовал И спрахать Заратустру . НЕВОЗМОЖНО. Тон этой книги для меня невыносим. И все мое преклонение перед Ницше не заставляет меня терпеть это. Наконец, мне кажется, что в его работе это несколько излишне; приобрела бы значение только в том случае, если бы других книг не существовало. Я постоянно чувствую, что он завидует Христу; стремится дать миру книгу, которую мы сможем читать, читая Евангелие . Если эта книга Ницше стала более известной, чем все другие, то это потому, что, в конце концов, это роман . Но именно для этого он адресован низшему классу своих читателей: тем, кому еще нужен миф. И что мне особенно нравится в Ницше, так это его ненависть к художественной литературе. »
Мир Заратустры
«Когда Заратустре исполнилось тридцать лет, покинулон свою родину и озеро своей родины и пошел в горы
«.
Главный персонаж книги — древний мудрец Заратустра. Действие происходит где-то в древности, можно, например, представить, что в Древней Греции (сам Ницше жил в девятнадцатом веке). Мир, окружающий Заратустру, прост и привлекателен — горы, моря, леса и небольшие города. Живая природа, населённая различными зверями, создаёт особый фон для истории, которая разворачивается вокруг мудреца и его учения. Сам Заратустра выражается в простых и понятных образах, взятых из непосредственного окружения. Современная проблематика звучит в таком древнем контексте очень необычно и даже угрожающе. Мне часто хотелось представить, как бы учение Заратустры было бы воспринято в настоящем древнем мире. Однако при всей внешней архаичности мир Заратустры неявным образом содержит некоторую усталость, тупиковость и другие черты, характерные для девятнадцатого века.
Часть вторая
Заратустра удаляется в свою пещеру. Спустя годы, мудрец снова решает идти к людям с новыми притчами.
Он снова говорит об отрицании религии, потому что «это мысль, которая всё прямое делает кривым». Существование богов убивает любое творение и созидание. Прочь от богов и от священников, которые гибнут в огне за ложные идеи.
Истинная добродетель для человека — это Самость, которая «проявляется во всяком поступке». Нужно возлюбить созидание больше сострадания, так как сострадание ничего не способно создать.
Заратустра раскрывает ложь понятия «равенство» — этот миф используется для мщения и наказания сильных, несмотря на то, что люди не равны и «они не должны быть равны!»
Все «прославленные мудрецы», подобно ослам, служили «народу и народному суеверию, а не истине». Но настоящие мудрецы живут в пустыне, а не в городах. Поэтому настоящий мудрец избегает толпы и не пьёт из её «отравленных родников».
Заратустра учит о «воле к власти», которую он видел «всюду, где было живое» и которая побуждает слабого подчиниться сильному: «Только там, где есть жизнь, есть и воля: но не воля к жизни — воля к власти! Так учу я тебя». Именно «воля к власти» делает человека сильным и возвышенным, подобно колонне — «чем выше она, тем нежнее и прекраснее, тогда как внутри — твёрже и выносливее».
Он говорит о «культуре», которая мертва и исходит из иллюзорной действительности. Учёные этой мёртвой реальности выдают себя за мудрецов, но их истины ничтожны. Заратустра призывает к «незапятнанному» и чистому познанию, «чтобы всё глубокое поднялось на высоту мою!»
Над поэтами он смеётся за их «вечную женственность» — они слишком «поверхностны и недостаточно чистоплотны: они мутят воду, чтобы казалась она глубже».
Все великие события, уверяет Заратустра, должны вращаться «не вокруг тех, кто измышляет новый шум, а вокруг изобретателей новых ценностей». Лишь «воля к власти» может уничтожить сострадание и вызвать к жизни Великое.
Заратустра учит своих слушателей трём человеческим мудростям: давать себя обманывать, «чтобы не остерегаться обманщиков», больше остальных щадить тщеславных и не допускать, «чтобы из-за вашей трусости мне стал противен вид злых».
В глубокой печали он покидает своих непонимающих слушателей.
Философия Заратустры
У Заратустры есть свой «Сборник речей», состоящий из 22 притч. Именно они раскрывают основные идеи, которые пытается донести до читателей Фридрих Ницше. Заратустра презирает священников и учит уважать солдат. Он считает государство «кумиром» и объясняет, что только после его падения наступит эра нового человека. Философ убеждает избегать актеров, шутов и славы. Он критикует христианский постулат о том, что на зло надо отвечать добром, считая такое поведение слабостью.
Большую часть своих тезисов Заратустра рассказывает прохожим и случайным спутникам. Так, с одним юношей он делится мыслью о том, что в человеческой природе значительное место занимает зло, и только преодолев его, он может стать сверхчеловеком. Из всех тезисов пророка особенно выделяется один. На нем основывается вера, о которой рассказывает книга «Так говорил Заратустра». Анализ показывает, что важнейшей частью мифологии философа является его пророчество о наступлении Великого Полдня. Это событие предварит переход человека на новую стадию своего развития. Когда наступит Великий Полдень, люди отпразднуют закат своего прежнего полусуществования.
Часть третья
Заратустра снова в пути. Он повествует попутчикам о своей встрече с Духом Тяжести — «на мне сидел он, полукрот, полукарлик; хромой, он и меня пытался сделать хромым». Этот Карлик оседлал мудреца, пытаясь увлечь его в бездну сомнений. Только мужество спасает философа.
Заратустра предостерегает, что Дух Тяжести даётся нам с рождения в виде слов «добро» и «зло». Этого врага, говорящего «добро для всех, зло для всех» побеждает лишь тот, «кто говорит: вот моё добро и моё зло». Нет ни хорошего, ни плохого — есть «мой вкус, которого мне не надо ни стыдиться, ни скрывать».
Нет и универсального пути, который можно указать каждому — есть лишь индивидуальный выбор каждого в вопросах морали.
«Не должно ли быть так: всё, что может произойти, уже проходило некогда этим путём? Не должно ли быть так: всё, что может случиться, уже случилось некогда, свершилось и миновало?» — задаётся вопросом Заратустра, утверждая идею о Вечном Возвращении. Он уверен: «всё, что может произойти и на этом долгом пути вперёд — должно произойти ещё раз!»
Мудрец говорит о том, что всю жизнь определяет «самая древняя аристократия мира» — Случайность. А ищущий счастья никогда не находит его, потому что «счастье — женщина».
Возвращаясь в свою пещеру через города, Заратустра опять говорит об умеренной добродетели, которая совмещается с комфортом. Люди измельчали и почитают «то, что делает скромным и ручным: так превратили они волка в собаку, а людей — в лучшее домашнее животное человека».
Мудрец опечален глухотой людей к истине и говорит, что «там, где нельзя больше любить, там нужно пройти мимо!»
Он продолжает издеваться над «старыми, ревнивыми, злобными» пророками, говорящими о единобожии: «Не в том ли и божественность, что существуют боги, но нет никакого Бога?»
Заратустра восхваляет сладострастие, властолюбие и себялюбие. Это здоровые страсти, бьющие «ключом из сильной души, соединённой с возвышенным телом» и они будут свойственны «новой аристократии». Эти новые люди разрушат «старые скрижали» морали, заменив их новыми. «Неустрашимая отвага, долгое недоверие, жестокое отрицание, пресыщение, надрезывание жизни» — вот что, по словам Заратустры, характеризует новую элиту и рождает истину.
Для того чтобы быть сильным, надо иметь «широкую душу», которая свободна от внешних обстоятельств и «бросается во все Случайное». Эта душа обладать жаждой воли, мудростью и любовью, «в которой все вещи обретают стремление и противоборство».
Только тот, кто хочет преодолеть себя, обладает «волей к власти» и широкой душой будет спасён. Слабых и Падающих нужно толкнуть и учить «быстрее падать!» — призывает Заратустра.
Лучшие должны стремиться к господству во всех сферах жизни. Мужчина должен быть «способным к войне», а женщина — к деторождению. «Вы заключаете брак: смотрите же, чтобы не стал он для вас заключением!» — предостерегает философ.
Заратустра отрицает «общественный договор», ведь общество «это попытка, это долгое искание того, кто повелевает».
Он воспевает «всё злое в человеке», потому что «всё дурное и злое есть наилучшая сила и твёрдый камень в руке высочайшего из созидающих».
После этих проповедей звери называют Заратустру «учителем Вечного Возвращения».
Часть первая
Заратустра возвращается к людям после десяти лет одиночества в горах, чтобы донести весть о Сверхчеловеке.
Спустившись с гор, он встречает отшельника, говорящего о любви к Богу. Продолжая путь, Заратустра недоумевает: «Возможно ли это?! Этот святой старец в своём лесу ещё не слыхал о том, что Бог умер!»
В городе мудрец видит толпу, которая собравшуюся поглазеть на канатного Плясуна. Заратустра говорит людям о Сверхчеловеке: он призывает людей быть «верными земле» и не верить «неземным надеждам», потому что «Бог умер». Толпа смеётся над Заратустрой и смотрит выступление канатного Плясуна. В результате козней Паяца канатоходец падает и погибает. Подобрав труп погибшего, мудрец покидает город. Его сопровождают Орёл и Змея.
В своих «Речах», состоящих из двадцати двух притч, Заратустра смеётся над фальшивой моралью и устоями человечества.
Мудрец начинает с рассказа о «трёх превращениях духа»: сначала дух есть Верблюд, который превращается во Льва, а Лев становится Ребёнком. Дух навьючивают, но он хочет обрести свободу и, подобно льву, стать господином. Но Лев не может стать Духом-Созидателем без Ребёнка — «священного утверждения» духа.
Многие парадоксальные жизненные устремления и разные типы людей обсуждает Заратустра:
Он осуждает богоподобных — они желают, чтобы «сомнение было грехом». Они презирают «здоровое тело — сильное и совершенное». Философ проклинает священников — этих проповедников смерти, которые должны исчезнуть «с лица земли».
Заратустра учит уважать воинов — они «преодолевают человека в себе», не желая долгой жизни.
Он говорит «о тысяче и одной цели», когда доброе одного народа у другого народа считается злым, потому что «у человечества нет ещё цели».
Мудрец вещает о «новом кумире», которому поклоняются люди — о государстве. Гибель этого мифа означает начало нового человека.
Он советует избегать славы, паяцев и актёров, так как вдали от этого «жили всегда изобретатели новых ценностей».
Заратустра называет глупостью, когда отвечают добром на Зло — это унижение для врага, а «маленькая месть человечнее отсутствия мести».
Браком называет он «волю двоих создать единое, большее тех, кто создал его», а истинно целомудренными называет снисходительных и весёлых.
Говорит мудрец и о любви к «созидающим в уединении» — они способны «творить сверх себя».
Юноше Заратустра повествует о злой природе человека, который подобен дереву и «чем настойчивее стремится он вверх, к свету, тем с большей силой устремляются корни его вглубь земли, вниз, во мрак — во зло».
О природе женщины упоминает мудрец — разгадкой её является беременность, а правило обращения с ней одно: «Идёшь к женщинам? Не забудь плётку!»
Заратустра осуждает людей, которые «пребывая в жалком самодовольстве», погрязли в этих «добродетелях». Человек на пути к Сверхчеловеку должен хранить «героя в душе своей», быть верным земле, найти себя и «желать одной волей», отрицая всякую другую веру.
Заканчиваются «Речи» пророчеством о наступлении «Великого Полдня», когда на пути от животного к Сверхчеловеку человек «празднует начало заката своего».
«Умерли все боги: ныне хотим мы, чтобы жил Сверхчеловек» — так, по мнению Заратустры, должен звучать девиз человечества.
Противоположный эталонному образ последнего человека
Это люди, живущие в «тепличных условиях», сочетающие в себе такие качества, как наивность, смирение, ненасилие. Такие люди ищут комфорт и безопасность. Равенство играет весомую роль. Как писал Заратустра: «Нет пастуха, одно лишь стадо». Для таких людей труд — развлечение.
Фрагмент Афинской школы Рафаэля, 1509 г., показывающий Зороастра (слева, со звёздным глобусом)Фото: Общественное достояние
В итоге, когда у нас сложилось чёткое представление о двух противоположных образах, очень интересно знать общественное мнение. Парадокс в том, что люди, услышав теорию о сверхчеловеке, идеале, к которому нужно идти, подняли на смех отшельника. Проповедь же, касаемая отрицательного образа, вызвала такие настроения:
Стоит заметить, что несмотря на это, Заратустра не переставал надеяться на то, что его вскоре поймут. Он уходил в горы, возвращался снова к людям, проповедуя то же самое.
Фридрих Ницше — мистическая фигура конца XIX века, философ, получивший известность благодаря своему неординарному видению мира. И книга «Так говорил Заратустра» — точное отражение состояния души её хозяина.
Лютый атеизм, реклама поведения, выходящего из всяких рамок морали, преподносится так навязчиво, на золотой тарелочке с надписью «Величайшая истина истин», будто это нечто такое сокровенное, нереально умное, настолько важное, что человек должен сиюминутно проникнуться, зажечься идеей преображения на пути к сверхчеловеку. Если вам по душе философские размышления, вы в восторге от диковинного, нереального подхода к миропознанию, спокойно относитесь к вышеупомянутой религиозной позиции, то эту работу стоит прочесть
Если вам по душе философские размышления, вы в восторге от диковинного, нереального подхода к миропознанию, спокойно относитесь к вышеупомянутой религиозной позиции, то эту работу стоит прочесть.
Джорджоне, «Три философа» 1508 г.Фото: Общественное достояние
Я, как человек с иной планеты, не увидела в произведении драгоценного металла, ничего полезного не вычерпав для себя. Полностью не согласна с Ницше. Я не придерживаюсь атеизма, теории эволюции и не считаю, что «Бог умер», ведь много лет назад наши предки почитали Бога, и до сих пор религия, вера существуют в самых разных уголках мира — это знак.
Не завоевала моего расположения и модель сверхчеловека, ведь она содержит качества, которые нужно искоренять. Себялюбие, например, я бы поменяла на отзывчивость, а злость — на смирение, миролюбие. Конечно, можно раскритиковать каждый пункт, но, думаю, этого будет достаточно для формирования представления моего отношения к произведению.
Что бы там ни было, важно помнить одно: каждый человек понимает окружающий его мир по-своему. Мы, в свою очередь, должны высказывать свою позицию и с уважением относиться к трудам других людей
Основные идеи романа ‘Так говорил Заратустра’ Ф.Ницше
1.Ницше «Так говорил Заратустра»
Роман «Так говорил Заратустра» построен вокруг трех
центральных идей: идеи сверхчеловека, смерти Бога и Вечного возвращения.
Нынешний человек, со всеми его слабостями и устаревшими
суждениями – это «нечто, что должно превзойти». Развитие возможно только в том
случае, если признать всю ничтожность существующего сейчас уклада – господства
толпы игнета навязанной морали. Час великого презрения» — вот самое высокое, что могут пережить люди.
При этом былое счастье должно стать отвратительным, так же, как былые
разум идобродетель. «Человек — это
канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, — канат над пропастью», и
именно в продвижении по нему Ницше видел главную цель человечества.
Сверхчеловек может родиться только в борьбе, которая рассматривается как
самоцель. «Вы говорите, что благая цель освящает даже войну? Я же говорю вам,
что благо войны освящает всякую цель».
На пути к сверхчеловеку дух должен перенести три
метаморфозы. Он должен превратиться в верблюда, из верблюда во льва, а изо льва
в ребенка. Под верблюдом понимается выносливая личность, которая охотно
взваливает на свои плечи тяжесть познания и, не теша своего высокомерия,
становиться на колени, позволяя навьючить себя всеми трудностями. Верблюд не
боится «опуститься в грязную воду, если это вода истины». В воле же льва –
свобода. Он отвергает все «ты должен» и приветствует «я хочу».«Создавать новые ценности — этого не может
еще лев; но создать себе свободу для нового созидания — это может сила льва».
Дитя, наконец, есть новым начинанием,будущим созидателем,«святым
словом утверждения».
Идея Бога рассматривается как вредоносная, ведь признавая
Бога совершенным недостижимым идеалом, человек отдаляет себя от этого идеала. В
страхе перед творцом он выберет послушание, а не созидание, что не сделает его
ближе к сверхчеловеку. «Некогда говорили: Бог, — когда смотрели на дальние
моря; но теперь учил я вас говорить: сверхчеловек». При этом Ницше призывал не
гоняться за химерами и не думать, что мы сами сможем стать сверхлюдьми, мы –
лишь фундамент, на котором он сможет в будущем выстроиться.
Из этого следует критика церкви и существующих добродетелей,
которые построены на покорности и ожидании воздаяния: «Хотите получить плату за
добродетель, небо за землю, вечность за ваше сегодня? И теперь негодуете вы на
меня, ибо учу я, что нет воздаятеля?» Религия – это то, что необходимо слабым
людям, но у сверхчеловека пропадает в ней всякая необходимость,он находится над предписанной свыше моралью и
должен разрушить устаревшие скрижали.Если раньше религия могла быть полезной, то сейчас «Бог задохнулся от
своего слишком большого сострадания». Его убило ничтожество человека, «самый
безобразный человек». Он не мог существовать, видя «глубины и бездны человека,
весь его скрытый позор и безобразие». То есть, пропагандируемые смирение,
ненасилие и равенство теперь являются пагубными и препятствуют продвижению
вперед. Новыми истинами должны стать воля к власти, мужество и
непреклонность.
Идея Вечного возвращения означает возможность повторения
всякого явления через непредсказуемое количество времени:«все идет, все возвращается; вечно вращается
колесо бытия».Это значит, что и «маленький
человек»,которого так презирал Ницше,
тоже будет вечно возвращаться. Пусть эта идея и кажется на первый взглядужасающей, но высший смысл жизнь приобретает
исключительно благодаря тому, что она вновь и вновь возвращается, налагая при
этом колоссальную ответственность на человека. Последний должен суметь
устроить ее таким образом, чтобы она оказалась достойна Вечного
возвращения.
При этом
исключается возможность другой жизни и признается лишь возвращение к тому,
чем мы являемся в этой жизни. Вместо того, чтобы мечтать о загробном мире, надо
осознать, какой силой обладает такой взгляд на вещи. В нем сокрыто великое
мужество и принятие судьбы.
«Я приемлю тебя, жизнь, какова бы ты ни была: данная мне
в вечности, ты претворяешься в радость и желание непрестанного возвращения
твоего; ибо я люблю тебя, вечность, и благословенно кольцо колец, кольцо
возвращения, обручившее меня с тобою»