Противоположности (антонимы)

Прямое дополнение

Этот вид дополнения так называется, потому что на него напрямую направлено действие от сказуемого, которое выражено переходным глаголом. Чаще всего можно найти без предлога.

Способы выражения прямого дополнения

Может быть выражено существительными в винительном (напишет сочинение) и родительном (недостаёт внимания) падежах без предлога. Также вклиниваться между прямым дополнением и сказуемым может частица –не.

Прямое дополнение всегда стоит без предлога. Этим оно в большей мере и отличается от косвенного.

Примеры прямого дополнения:

  • Он любил (что?) жизнь в любую погоду;

  • В гостиной (кого?) никого не было, и окно было нараспашку;

  • Вчера я пришел на праздник и меня (кого?) сразу облепили дети со всех сторон;

  • Своих (кого?) близких нужно ценить больше всего;

  • Вскоре мы увидели (что?) свет в конце туннеля. 

Правописание гласных Е — О в окончаниях

1.   После шипящих под ударением в соответствии с произношением пишется о, без ударения — е:

  • в окончании существительных в формах именительного падежа (среднего рода) и творительного падежа: плечо, блиндажом, вожжой, клещом, листажом, метражом, монтажом, муляжом, параличом, парчой, плечом, пращой, стеллажом, шалашом, а также: Петром Ильичом, Сергеем Кузьмичом, Ильей Фомичом; но без ударения: вече, баржей (но: баржой), добычей, зрелищем, плачем, престижем, сажей, рыбищей, сапожищем, типажем, тоннажем, топорищем, хронометражем, а также: Иваном Петровичем, Наташей, Растроповичем;
  • в окончании прилагательных: большой, большого, большому, о большом, меньшой (устар., разг.), меньшого (но: меньшего), меньшому, о меньшом; но без ударения: горячего, колючего, свежего; а также в кратких формах среднего рода: общо, свежо; но без ударения: колюче, певуче;
  • у наречий, возникших как застывшая форма творительного падежа существительных: голышом, нагишом.

2.   После шипящих под ударением в окончании существительных родительного падежа множественного числа пишется е, если произносится : вожжей (вожжи), клещей, ножей, свечей.

Примечание. Различаются в написании формы творительного падежа слов вираж (крутой поворот) и вираж (химический раствор) соответственно: виражом и виражем.

Буквы и природа

М. Яснов  

Все буквы на страницах книг
Живут, как им велит язык.
Но в мире шумном, заоконном,
Живут по собственным законам.

Пройдись на луг, спустись по горке –
Для жителей дупла и норки
Звук «Б» – порой любимый звук:
Бобр, белка, бурундук, барсук.

У насекомых букву «Ч»
Найдёшь в сверчке и саранче;
Кузнечик, бабочка, пчела –
Всем, как ни странно, «Ч» мила!

А вот у многих нам знакомых
Не столь приятных насекомых
Ты «мягкий знак» в конце найдёшь:
Слепень и трутень, шершень, вошь!

Домашний скот узнать легко –
В начале слов поставим «КО»:
Корова, конь, коза, кобыла
И кот (не скот, но тоже мило).

У букв – особенные лица,
И если хочешь подразниться,
Поставь в конце ударный «Я»:
Червяк! Хомяк! Змея! Свинья!

А тех, кого боимся мы,
Нередко пишем через «Ы»:
Рысь, выдра, крыса, мышь и бык…
Какой хитрющий наш язык!

Стихи для детей

Грустный клоун громко плачет, А веселый клоун скачет, Хочет подвиг совершить – Хочет рёву рассмешить. Разворчался старый дед: «Доживешь вот до ста лет!» Внук ответил: «Никогда! Буду молодым всегда!» Петя пил чай ледяной И теперь лежит больной. Если б пил компот сливовый, Был бы, как Степан, здоровый. Долго рисовала Даша Птиц оранжевой гуашью, Но вмешался Дима в дело: «Ворон – черный, голубь – белый!» Вышел в поле храбрый рыцарь, Может он с любым сразиться, А трусливого зайчонка Напугает и девчонка. Вася птичкам сыплет крошки. Жору все боятся кошки – Он гоняет их метлой. Вася – добрый, Жора – злой! За высоким за забором Можно спрятать даже гору, А за низеньким, увы, Виден каждый пук травы. Сел Мишутка на качели – Мышки легкие взлетели. Для забав подобных Мишка Что-то уж тяжелый слишком. Очень толстый червячок Яблоку прогрыз бочок. С тонким он теперь соседом О скворцах ведет беседу. В телевизоре включенном Сто ребят и сто девчонок. Но не будет никого, Если выключить его! Любят кот и папа Тани Спать на мягком на диване, А на жесткий табурет Вовсе претендентов нет. Для красавицы спесивой Принц не очень-то красивый. Но он станет в миг прекрасным Рядом с монстром безобразным. Нынче пасмурный день был, Глеб зонт взял, а Лев – забыл. Дождь пролился неплохой. Лев – весь мокрый, Глеб – сухой! Любопытный карапуз Изучал продуктов вкус, Но из всех запомнил толькоСладкий торт и перец горький.Полный чемодан гордится, Что поедет за границу, Ну а старый и пустой В шкаф отправят на постой.Длинный сарафан для Маши, Чтоб была всех в мире краше, А короткий – для Аленки, Маленькой ее сестренки. «Ох, – вздыхает пес голодный, – Съесть могу кого угодно!»Сытый же ему в ответ: «Ну, тогда меня здесь нет!» Папа Борю нынче днемУзким выпорол ремнем. Дулся Боря – он решил, Что широкий заслужил. Любит даже царь подводный Пить в жару коктейль холодный, А эмир Али-Кучай Пьет в жару горячий чай.Грязному автомобилю Путь машины преградили: «Чистым здесь зеленый свет! Остальным дороги нет!»

Автор. Олеся Емельянова. 2002 г.

«Читаем вместе: Антонимы». Обучающая (дидактическая) настольная игра, в которой используются эти стихи.

. Загадки и цепочки загадок в стихах для малышей про всё на свете.

Детские стихи. Обучающие и развивающие, познавательные и развлекательные стихи, потешки, игры, задачки и загадки в стихах для детей.

Детские песенки. Ноты, тексты и миди-файлы мелодий веселых песенок для детей.

Сказки в стихах. Сказки, басни и притчи Олеси Емельяновой для детей и взрослых.

Сценарии для детского театра. Библиотека пьес, инсценировок и сценок в стихах по народным и авторским сказкам и басням для детского театра.

Значение дополнения в предложении

Дополнение является помощником в предложении. Оно распространяет его и дает непосредственно больше информации, что не в состоянии сделать подлежащее и сказуемое. 

Легкий пример: Таня слушает музыку.

Дополнение («музыку») отвечает на вопросы, которые исходят от других частей речи и направлены к нему. В данном случае вопрос исходит от сказуемого: слушает что? — музыку.

Благодаря дополнению мы получили развернутый ответ. 

В связи с этим этот член предложения может иметь разные значения. Оно может показывать:

  • адресата (вижу его, люблю их);

  • орудие или инструмент (мазал кистью, рисовал красками);

  • объект, на что направлено действие (рисую картину, играю в куклы);

  • наши чувства (слышу запах, трогаю слепок). 

Дополнения могут быть однородными, т. е. когда их в одном предложении несколько. Примеры:

  • Мама мыла пол, плиту, столы и посуду;

  • Папа починил стул, полку и детскую машинку. 

Я учу глаголы

Воскобойников

Я пришёл из школы,
Я учу глаголы…

Мне их выучить – пустяк!
У меня свой метод!
Применяется он так –
Новый метод этот:

«Кричать» – кричу,
«Вертеть» – верчу,
«Двигать» – двигаю,
«Прыгать» – прыгаю!..

Я и прыгал!
Я и двигал!
Я и топал!
Я и пел! –
До тех пор, пока в прихожей
Вдруг звонок не зазвенел…

Открываю: наш сосед
(Он живёт под нами).
Не причёсан,
Не одет –
В тапках и в пижаме…

Он кричит:
– Прошу прощенья!
Это что – землетрясенье?!
Или, может быть, слоны
Надо мной поселены?!
Или, может быть, у вас
Школа вся гостит сейчас?!

– Уважаемый сосед,
Никого в квартире нет…
Я пришёл из школы
И учу глаголы…

Стихи про цилиндр

—  Цилиндр, что такое? — спросил я у папы.
Отец рассмеялся :
— Цилиндр, это шляпа.
Чтобы иметь представление верное,
Цилиндр, скажем так, это банка консервная.
Труба парохода — цилиндр,
Труба на нашей крыше — тоже,
Все трубы на цилиндр похожи.
А я привёл пример такой —
Калейдоскоп любимый мой,
Глаз от него не оторвёшь,
И тоже на цилиндр похож.

***
Сегодня вышел на работу утром,
Чую, что чего-то не хватает,
Костюм, монокль — всё при мне как будто,
Но нет цилиндра — лишь он мое сердце согревает.
У многих он есть, а у меня нету,
Без цилиндра я даже фокус с зайцем сделать не смогу,
Чтобы найти его, я обыщу всю планету,
Ведь без цилиндра я с ума сойду.

Геометрия в стихах для детей 6-9 лет

Точка

Пуст сегодня дворик наш,

За окошком хмуро.

Я взял фломастер, карандаш,

Решил чертить фигуры.

Передо мной бумаги лист,

До чего ж он бел и чист.

Фломастером ткнёшь

посредине листочка

И на листе получается ТОЧКА.

Линия

Пусть точек будет очень много,

Я через них веду дорогу.

Соединяя точку с точкой,

Я начертил дорожку-строчку.

Дорожка, изгибаясь, вьётся,

Дорожка ЛИНИЕЙ зовётся.

Прямая линия

Мне посоветовала мама,

Вести свою дорогу прямо.

Как сделать линию прямой —

Никак не получается.

Фломастер у меня хромой,

Или рука сбивается?

А вот с линейкой по листу

Так просто провести черту.

Смотрите, ровная какая,

Это линия — ПРЯМАЯ.

Угол (прямой, острый, тупой)

Мама мой взяла листок,

И загнула уголок,

Угол вот такой у взрослых

Называется ПРЯМЫМ.

Если угол уже — ОСТРЫМ,

Ели шире, то — ТУПЫМ.

Я ОСТРЫЙ — начертить хочу,

Сейчас возьму и начерчу.

Веду из точки две прямых,

Как будто два луча,

И видим ОСТРЫЙ УГОЛ мы,

Как острие меча.

А для УГЛА ТУПОГО

Всё повторяем снова:

Из точки две прямых ведём,

Но их пошире разведём.

На чертеж мой посмотри,

Он, как ножницы внутри,

Если их за два кольца

Мы раздвинем до конца.

Треугольник

Самолёт летит по небу,

Треугольное крыло,

На моём велосипеде,

Треугольное седло,

Есть такой предмет, угольник,

И всё это — ТРЕУГОЛЬНИК.

Тут мама три спички

На стол положила

И мне треугольник

Из спичек сложила.

А в это время я чертил

И наблюдал за мамою,

Я три прямых соединил

И сделал то же самое.

Квадрат

Пришёл из школы старший брат,

Из спичек выложил квадрат.

Дала мне мама шоколад,

Я дольку отломил — квадрат.

И стол — квадрат, и стул — квадрат,

И на стене плакат — квадрат,

Доска, где шахматы стоят,

И клетка каждая — квадрат,

Стоят там кони и слоны,

Фигуры боевые.

КВАДРАТ — четыре стороны,

Все стороны его равны,

И все углы прямые.

Окружность и круг

Мы живём с братишкой дружно,

Нам так весело вдвоём,

Мы на лист поставим кружку,

Обведём карандашом.

Получилось то, что нужно —

Называется окружность.

Мой брат по рисованию

Себя считает мастером,

Всё, что внутри окружности,

Закрасил он фломастером.

Вот вам красный круг, кружок,

По краю синий ободок.

КРУГ — тарелка, колесо,

ОКРУЖНОСТЬ — обруч, поясок.

ОКРУЖНОСТЬ — очертанье КРУГА.

Я смотрю на наш листок,

Стал искать у круга угол,

Но найти его не смог.

Брат смеётся — вот дела!

Да у круга нет угла,

У тарелки и монеты

Не найдёшь углов, их нету.

Трапеция

ТРАПЕЦИЯ, ТРАПЕЦИЯ

Фигура есть такая,

А я её не знаю.

Ты где живешь, трапеция,

В Америке, в Китае?

Может, за трапецией

Поехать надо в Грецию?

Мама говорит: — Не надо,

Трапеция с тобою рядом.

Развею я твою тоску,

Ты подожди минутку.

И на гладильную доску

Укладывает юбку,

По ней проводит утюжком,

Чтоб не топорщилась мешком:

— Вот тебе ТРАПЕЦИЯ,

Не стоит ехать в Грецию.

Овал

А как нарисовать овал?

На помощь брата я позвал.

Брат взял фломастер и искусно

Мне овал нарисовал:

Ты слегка окружность сплюсни,

Получается ОВАЛ.

Сколько раз его видал,

В ванной зеркало — овал!

Овал и блюдо, и яйцо.

Мама говорит: — Лицо

У тебя овальное.

Пусть будет овальное,

Лишь бы не печальное.

Мы рассмеялись и в овале

Рожицу нарисовали.

Овал — окружность удлинённая

И рожица в ней удивлённая.

Стихи про объемные тела

Куб

Принёс нам ящик почтальон —

Посылка мне и брату.

Ящик — КУБ, в нём шесть сторон,

Все стороны — квадраты.

А что лежит в посылке?

Там стружки и опилки,

Конфеты и баранки,

Ещё с вареньем банки.

Цилиндр

— Цилиндр, что такое? —

спросил я у папы.

Отец рассмеялся:

— Цилиндр, это шляпа.

Чтобы иметь представление верное,

Цилиндр, скажем так,

это банка консервная.

Труба парохода — цилиндр,

Труба на нашей крыше — тоже,

Все трубы на цилиндр похожи.

А я привёл пример такой —

Калейдоскоп любимый мой,

Глаз от него не оторвёшь,

И тоже на цилиндр похож.

Конус

Сказала мама: — А сейчас

Про конус будет мой рассказ.

В высокой шапке звездочёт

Считает звезды круглый год.

КОНУС — шляпа звездочёта.

Вот какой он. Понял? То-то!

Мама у стола стояла

В бутылки масло разливала.

— Где воронка? Нет воронки.

Поищи. Не стой в сторонке.

— Мама, с места я не тронусь,

Расскажи ещё про конус.

— Воронка и есть в виде конуса лейка.

Ну-ка, найди мне её поскорей-ка.

Воронку я найти не смог,

Но мама сделала кулек,

Картон вкруг пальца обкрутила

И ловко скрепкой прихватила.

Масло льётся, мама рада,

Конус вышел то, что надо.

Пирамида

Я видел картину. На этой картине

Стоит ПИРАМИДА в песчаной пустыне.

Всё в пирамиде необычайно,

Какая-то есть в ней загадка и тайна.

А Спасская башня на площади Красной

И взрослым, и детям знакома прекрасно

Посмотришь на башню, обычная с виду,

А что на вершине у ней? Пирамида!

Шар

Удар! Удар! Ещё удар!

Летит в ворота мячик — ШАР!

А это — шар арбузный

Зелёный, круглый вкусный.

Вглядитесь лучше — шар каков!

Он сделан из одних кругов.

Разрежьте на круги арбуз

И их попробуйте на вкус.

Автор стихов: Тимoфeeвский Aлексaндр Пaвлoвич

Стихи про подлежащее и сказуемое для детей

Организация: МБОУ «СОШ № 41»

Населенный пункт: город Братск

Я хочу поделиться с коллегами рифмовками собственного сочинения для нахождения главных и второстепенных членов предложения на уроках русского языка в начальных классах.

Дети с удовольствием повторяют сначала вместе со мной, а потом и самостоятельно эти стихотворные строки. Хоровое повторение рифмовок на уроках способствует прочному долговременному запоминанию. С каждым днём в классе становится всё больше учеников, которые могут с помощью рифмовок самостоятельно определить члены предложения. Результаты проверочных работ говорят о высокой эффективности применения данного приёма. Приятно видеть радостные лица детей, получающих удовольствие от того, что они успешно выполняют задание учителя: разобрать предложение по членам.

Нахождение главных членов предложения

1) О чем тут предложение? (или: О ком тут предложение?)

Что? — Вопрос такой.

Это подлежащее.

Внизу одной чертой.

2) Вопрос от подлежащего

«Что делает?» — скажи.

Сказуемое это.

А значит, две черты.

Образец применения рифмовок учениками. Белый снег кружится в воздухе.

О чём тут предложение? О снеге.

Кто? Что? – вопрос такой.

Что? Снег.

Внизу одной чертой.

Вопрос от подлежащего

«Что делает?», — скажи.

Снег что делает? Кружится.

А значит, две черты.

Нахождение второстепенных членов предложения

1) Чей? И какой?» — вопросы просты,

Лишь не хватает волнистой черты.

Признак предмета или явления

Обозначает определение.

2) Вопросы косвенных падежей

Всему известны миру.

Это дополнение.

3) Где? Куда? Откуда? Как?

Косвенное дополнение

Очень легко его найти в речи, если хорошо усвоить, что такое прямое, ведь к первым относится все то, что не вошло во второе. Также маячками косвенных дополнений могут служить предлоги, инфинитивы и сложные словосочетания.

Способы выражения косвенного дополнения

Могут выражаться существительными:

  • рисуем (чем?) карандашами;

  • верит (во что?) в удачу;

  • бегите (на чем?) на коньках;

  • жалели (кого?) друга;

  • жать (что?) кнопку. 

Или местоимениями:

  • ждать (кого?) его;

  • звонить (кому?) ему. 

Сложными словосочетаниями (фразеологизмами, инфинитивами, некоторыми числительными).

Примеры косвенного дополнения

  • Это число не делится (на сколько?) на четыре.

  • Добавим эти подарки (к чему?) к остальным призам.

  • Нужно попросить его (о чем?) об услуге.

  • Ученик вежливо поздоровался (с кем?) с учителем.

  • Дома сломался телевизор, и отец пригласил (кого?) мастера, чтобы тот исправил неполадку.

Геометрия в стихах для детей 6-9 лет

Точка

Пуст сегодня дворик наш,

За окошком хмуро.

Я взял фломастер, карандаш,

Решил чертить фигуры.

Передо мной бумаги лист,

До чего ж он бел и чист.

Фломастером ткнёшь

посредине листочка

И на листе получается ТОЧКА.

 

Линия

Пусть точек будет очень много,

Я через них веду дорогу.

Соединяя точку с точкой,

Я начертил дорожку-строчку.

 

Дорожка, изгибаясь, вьётся,

Дорожка ЛИНИЕЙ зовётся.

Прямая линия

Мне посоветовала мама,

Вести свою дорогу прямо.

Как сделать линию прямой —

Никак не получается.

Фломастер у меня хромой,

Или рука сбивается?

А вот с линейкой по листу

Так просто провести черту.

Смотрите, ровная какая,

Это линия — ПРЯМАЯ.

 

Угол (прямой, острый, тупой)

Мама мой взяла листок,

И загнула уголок,

Угол вот такой у взрослых

Называется ПРЯМЫМ.

Если угол уже — ОСТРЫМ,

Ели шире, то — ТУПЫМ.

Я ОСТРЫЙ — начертить хочу,

Сейчас возьму и начерчу.

Веду из точки две прямых,

Как будто два луча,

И видим ОСТРЫЙ УГОЛ мы,

Как острие меча.

 

А для УГЛА ТУПОГО

Всё повторяем снова:

Из точки две прямых ведём,

Но их пошире разведём.

На чертеж мой посмотри,

Он, как ножницы внутри,

Если их за два кольца

Мы раздвинем до конца.

 

Треугольник

Самолёт летит по небу,

Треугольное крыло,

На моём велосипеде,

Треугольное седло,

Есть такой предмет, угольник,

И всё это — ТРЕУГОЛЬНИК.

Тут мама три спички

На стол положила

И мне треугольник

Из спичек сложила.

А в это время я чертил

И наблюдал за мамою,

Я три прямых соединил

И сделал то же самое.

 

Квадрат

Пришёл из школы старший брат,

Из спичек выложил квадрат.

Дала мне мама шоколад,

Я дольку отломил — квадрат.

И стол — квадрат, и стул — квадрат,

И на стене плакат — квадрат,

Доска, где шахматы стоят,

И клетка каждая — квадрат,

Стоят там кони и слоны,

Фигуры боевые.

КВАДРАТ — четыре стороны,

Все стороны его равны,

И все углы прямые.

Окружность и круг

Мы живём с братишкой дружно,

Нам так весело вдвоём,

Мы на лист поставим кружку,

Обведём карандашом.

Получилось то, что нужно —

Называется окружность.

 

Мой брат по рисованию

Себя считает мастером,

Всё, что внутри окружности,

Закрасил он фломастером.

Вот вам красный круг, кружок,

По краю синий ободок.

 

КРУГ — тарелка, колесо,

ОКРУЖНОСТЬ — обруч, поясок.

ОКРУЖНОСТЬ — очертанье КРУГА.

Я смотрю на наш листок,

Стал искать у круга угол,

Но найти его не смог.

 

Брат смеётся — вот дела!

Да у круга нет угла,

У тарелки и монеты

Не найдёшь углов, их нету.

Трапеция

ТРАПЕЦИЯ, ТРАПЕЦИЯ

Фигура есть такая,

А я её не знаю.

Ты где живешь, трапеция,

В Америке, в Китае?

Может, за трапецией

Поехать надо в Грецию?

Мама говорит: — Не надо,

Трапеция с тобою рядом.

Развею я твою тоску,

Ты подожди минутку.

И на гладильную доску

Укладывает юбку,

По ней проводит утюжком,

Чтоб не топорщилась мешком:

— Вот тебе ТРАПЕЦИЯ,

Не стоит ехать в Грецию.

Овал

А как нарисовать овал?

На помощь брата я позвал.

Брат взял фломастер и искусно

Мне овал нарисовал:

Ты слегка окружность сплюсни,

Получается ОВАЛ.

 

Сколько раз его видал,

В ванной зеркало — овал!

Овал и блюдо, и яйцо.

Мама говорит: — Лицо

У тебя овальное.

Пусть будет овальное,

Лишь бы не печальное.

Мы рассмеялись и в овале

Рожицу нарисовали.

Овал — окружность удлинённая

И рожица в ней удивлённая.

 

Стихи про объемные тела

Куб

Принёс нам ящик почтальон —

Посылка мне и брату.

Ящик — КУБ, в нём шесть сторон,

Все стороны — квадраты.

 

А что лежит в посылке?

Там стружки и опилки,

Конфеты и баранки,

Ещё с вареньем банки.

Цилиндр

— Цилиндр, что такое? —

спросил я у папы.

Отец рассмеялся:

— Цилиндр, это шляпа.

Чтобы иметь представление верное,

Цилиндр, скажем так,

это банка консервная.

 

Труба парохода — цилиндр,

Труба на нашей крыше — тоже,

Все трубы на цилиндр похожи.

А я привёл пример такой —

Калейдоскоп любимый мой,

Глаз от него не оторвёшь,

И тоже на цилиндр похож.

 

Конус

Сказала мама: — А сейчас

Про конус будет мой рассказ.

В высокой шапке звездочёт

Считает звезды круглый год.

КОНУС — шляпа звездочёта.

Вот какой он. Понял? То-то!

Мама у стола стояла

В бутылки масло разливала.

— Где воронка? Нет воронки.

Поищи. Не стой в сторонке.

— Мама, с места я не тронусь,

Расскажи ещё про конус.

— Воронка и есть в виде конуса лейка.

Ну-ка, найди мне её поскорей-ка.

Воронку я найти не смог,

Но мама сделала кулек,

Картон вкруг пальца обкрутила

И ловко скрепкой прихватила.

Масло льётся, мама рада,

Конус вышел то, что надо.

 

Пирамида

Я видел картину. На этой картине

Стоит ПИРАМИДА в песчаной пустыне.

Всё в пирамиде необычайно,

Какая-то есть в ней загадка и тайна.

 

А Спасская башня на площади Красной

И взрослым, и детям знакома прекрасно

Посмотришь на башню, обычная с виду,

А что на вершине у ней? Пирамида!

 

Шар

Удар! Удар! Ещё удар!

Летит в ворота мячик — ШАР!

А это — шар арбузный

Зелёный, круглый вкусный.

 

Вглядитесь лучше — шар каков!

Он сделан из одних кругов.

Разрежьте на круги арбуз

И их попробуйте на вкус.

Автор стихов: Тимoфeeвский Aлексaндр Пaвлoвич

Грамматическая основа предложения — запоминалка

Прочитайте этот стишок ученикам начальных классов, или даже ребенку-малышу, — да, пусть он половину не поймет, но его это не утомит, а позабавит, а какая-то часть зацепится в сознании (о важных, непременных господах, основах любого предложения, — подлежащем и сказуемом, о дополняющих их — уже второстепенных членах и т. д.) и потом, уже через несколько лет, когда подрастет, он вам скажет: «Ой спасибо, Мамочка, а сегодня на уроке Русского языка мне все так легко далось, как будто я об этом уже раньше когда-то все знал!»

Знай, как таблицу умножения, Грамматическую основу предложения! (Над этим стоит потрудиться, Скажу вам честно — пригодится! Ведь «Ворд», в родном могучем нашем, Не столь силен ещё пока что).

Есть в предложении основа, Прошу запомнить это слово!

Из чего она образуема: Из подлежащего и сказуемого!

А может и из одного — Подлежащего или сказуемого всего!

Есть в предложении главное — непременное! А есть поясняющее, дополняющее, украшающее — второстепенное!

(Давайте их также придадим гласности — Дополнение, определение и обстоятельство). Подлежащее, сказуемое — господа важные, степенные, А эти члены — второстепенные:

Господа важные скажут, считай, и понятно (разве дополнить), А второстепенным, без них, лишь пустословить, В разнобой да невнятно — ничего непонятно!

И НАПОСЛЕДОК, НЕ УСТАЛИ ПОКА ЕЩЕ, ЧУТЬ ПОПОДРОБНЕЕ О ПОДЛЕЖАЩЕМ:

(Эта подтема сложней в понимании, Максимум здесь проявите внимания! И если ребеночек маленький, крошка, Не читайте пока, подрастет пусть немножко).

Итак, запомнить убедительно Прошу вас одно: Лишь в падеже именительном Подлежащему быть дано!

А если слово в винительном падеже, Оно дополнительный член уже!

Этот винительный путать их рад: «Ну, извините, вот так — виноват».

Падежи те в вопросе «ЧТО?» очень похожи, Различить их навскидку довольно сложно.

Но, впрочем, попробуем сделать и это, Запомнив две вот такие приметы:

Вот вам первая примета (Попрошу запомнить это!):

Винительный часто гуляет с предлогом, Именительный предлог не берет в дорогу.

ПО ДВА ПРИМЕРА (ПРИМЕТЫ):

1)ИДУ В ДОМ, и 2)СТОИТ ДОМ — Разберемся с падежом:

1)Если дом стоит с предлогом, Вариантов здесь не много.

Не питай пустых надежд, То винительный падеж!

Этот дом здесь, однозначно, Так, второстепенный – «дача»

2)ДОМ СТОИТ — предлога нет, Ну, какой у нас ответ?

Раз стоит как перст один — Это ВАЖНЫЙ ГОСПОДИН.

Дом добротный, надлежащий, Он часть речи — .

Вот примета номер два: У винительного и родительного падежа, Вопрос ЧТО совпадает тогда,

Когда слова не одушевлены,— Так что «слово с душой» поищите вы!

Окончание слова одушевленного Выручает из положения затрудненного!

И чтобы не спутать с падежом винительным, Существительное замените вы.

1)ВЗЯЛ ТЕТРАДЬ, 2)ЛЕЖИТ ТЕТРАДЬ. Как падеж определять?

1)ВЗЯЛ за ручку, скажем — маму, Или Машу, Дашу, Славу!

Что у нас теперь там стало, Что нам «мама» подсказала?

Окончание на У Это нас ведет к тому,

Что падеж винительный, Это уясните вы!

2)ЛЕЖИТ МАМА, СЛАВА, ДАША — Нет сомнения здесь даже!

Окончание на А — Именительный тогда!

Вот и все, пожалуй, отдохните, если вас вымучил, Да и сам я дальше еще не выучил:)

Стих про треугольник

Самолёт летит по небу,
Треугольное крыло,
На моём велосипеде,
Треугольное седло,
Есть такой предмет — угольник,
И всё это — ТРЕУГОЛЬНИК.
Тут мама три спички
На стол положила
И мне треугольник
Из спичек сложила.
А в это время я чертил
И наблюдал за мамою,
Я три прямых соединил
И сделал то же самое.

***
Треугольник — три угла,
Посмотрите детвора:
Три вершины очень острых —
Треугольник – «остроносый».
Стороны в нем тоже три:
Раз, два, три – ты посмотри.

***
Треугольный треугольник,
Угловатый своевольник.
Он похож на крышу дома
И на шапочку у гнома.
И на острый кончик стрелки,
И на ушки рыжей белки.
Угловатый очень с виду
Он похож на пирамиду!

Прописная буква

Е. Измайлов  

Обычная буква выросла вдруг,
Выросла выше всех букв – подруг.
Смотрят с почтеньем
На букву подруги.
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится в слове
Не зря и не просто
Буква такого высокого роста.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк:
В букве большой уважения знак!

Таня, Ваня, Петя, Галя,
Лена, Нина, Мила, Валя,
Коля, Ира, Алексей,
И Серёжа, и Андрей.
Никогда не забывайте –
Имя буквой выделяйте.
Кошка – Маришка,
Котёнок – Тишка,
Щенок – Дружок,
Цыплёнок – Пушок,
Корова – Бурёнка,
Коза – Найдёнка,
Поросёнок – Хрюша
И бычок – Гаврюша.
Все их клички до одной пишут с буквы прописной!

Кошка – Пушинка,
Собака – Смешинка,
Петух – Крикун,
Козёл – Бодун,
Воробей – Тишка,
Поросёнок – Гришка.
Красотка – синичка,
Как напишешь клички?

Имена, фамилии,
Клички, города
Все с заглавной буквы пишутся всегда.
Начинает буква
Важные слова:
Иванова Анна.
Шуя и Москва.

Почему же мы с тобой
Пишем с буквы прописной:
Таня, Ваня, Мила, Нина,
Коля, Петя и Ирина,
Иванов, Петров, Орлов
Ленинград, Москва, Ковров?

Учим написание слов с буквой У в конце

В русском языке существуют много слов, в которых в конце стоит буква У. Например:

  • долг
  • хлеб
  • клин
  • куп
  • глуш
  • суп
  • друг
  • слон

Чтобы запомнить спеллинг этих слов, важно понимать, как они произносятся и какая буква используется в конце. Например, слово «долг» произносится , а буква У в конце обозначает звук

Аналогично, в словах «хлеб», «куп», «суп» и «слон» буква У также обозначает звук .

Но есть и исключения. В словах «клин», «глуш» и «друг» буква У в конце обозначает звук .

При изучении правописания слов с буквой У в конце, важно запомнить их написание. Например, слово «суп» пишется с буквой У в конце, а не с буквой О

А слово «хлеб» пишется с буквой У, а не с буквой Е.

Постепенно запоминая и практикуя написание слов, с буквой У в конце, можно научиться писать их верно без ошибок.

Пишем слова с У в конце

В данном разделе представлены слова, которые оканчиваются на букву «У».

  • глуш
  • клин
  • друг
  • суп
  • куп
  • слон
  • лук
  • хлеб

Упражнения на написание слов

Давайте проверим вашу способность писать слова с буквой «У» в конце. Вам нужно будет написать следующие слова:

1. куп — это существительное, обозначающее небольшое количество какого-то товара, которое обычно покупается вместе.

2. клин — это существительное, обозначающее острый или заостренный предмет или угол.

3. суп — это существительное, обозначающее пищевое блюдо, приготовленное на основе бульона или кипяченой воды с добавлением различных ингредиентов.

4. лук — это существительное, обозначающее овощ, который состоит из нескольких сочных листьев, сросшихся у основания.

5. слон — это существительное, обозначающее крупное млекопитающее, характеризующееся большим размером, длинной хобота и исполинскими бивнями.

6. друг — это существительное, обозначающее человека, с которым у кого-то есть дружеские отношения.

7. глуш — это существительное, обозначающее место, где отсутствуют постоянные жители и обычно нет развитой инфраструктуры.

8. хлеб — это существительное, обозначающее пищевой продукт, приготовляемый из распаренного и замешанного теста.

Попробуйте написать эти слова правильно, без ошибок. Удачи!

ТРАПЕЦИЯ

ТРАПЕЦИЯ, ТРАПЕЦИЯ

Фигура есть такая,

Ты где живёшь, трапеция,

В Америке, в Китае?

Может, за трапецией

Поехать надо в Грецию?

Мама говорит: «Не надо,

Трапеция с тобою рядом.

Развею я твою тоску,

Ты подожди минутку», —

И на гладильную доску

По ней проводит утюжком,

Чтоб не топорщилась мешком:

— Вот тебе ТРАПЕЦИЯ,

Не стоит ехать в Грецию.

А как нарисовать овал?

На помощь брата я позвал.

Брат взял фломастер и искусно

Мне овал нарисовал:

Ты слегка окружность сплюсни,

Сколько раз его видал,

В ванной зеркало — овал!

Овал и блюдо, и яйцо.

У тебя овальное.

Пусть будет овальное,

Лишь бы не печальное.

Мы рассмеялись и в овале

Овал — окружность удлинённая

И рожица в ней удивлённая.

Принёс нам ящик почтальон —

Посылка мне и брату.

Ящик — КУБ, в нём шесть сторон,

Все стороны — квадраты.

А что лежит в посылке?

Там стружки и опилки,

Конфеты и баранки,

Ещё с вареньем банки.

Корни с чередованием О — А

  • кос – кас: в корне пишется а, если сразу за корнем следует суффикс а. Например: коснуться – касаться;
  •  лож – лаг: в корне пишется а, если сразу за корнем следует суффикс а. Например: приложение – прилагать;
  •  клон – клан: в корне по ударением может быть как о так и а, но без ударения пишется только о. Например: поклон – кланяться;
  •  твор – твар: как и в предыдущем случае, под ударением может быть и о и а, но без ударения только о. Например: творец – тварь;
  •  гор – гар: буква а бывает только под ударением, без ударения пишется о. Пример: гореть – загар;
  •  плав – плов: буква о пишется только в двух словах: пловец и пловчиха, в остальных словах пишется а. Пример: плавучий, сплавить;
  •  зар – зор: без ударения пишется только а. Пример: зарево – зори. Исключение: зорянка, зоревать;
  •  раст – рос: перед ст и щ в словах без ударения пишется а. Пример: расти – росло, возраст, взращённый; Перед с без последующего т пишется о. Пример: выросший, недоросль; Исключение: ростовщик, росток, Ростислав, Ростов, отрасль;
  •  равн – ровн: корень равн пишется преимущественно в словах, связанных по значению со словом «равный» («одинаковый»). Пример: сравнить, равномерный. Корень ровн пишется преимущественно в словах, связанных по значению со словом «ровный» («прямой, гладкий»). Пример: подровнять, ровнять;
  •  мак – мок: корень мак пишется в таких словах, которые означают «опускать, что-нибудь в жидкость». Пример: макать, обмакнуть. Корень мок пишется в словах означающих «становиться влажным, впитывать жидкость». Пример: мокнуть, намокать, промокнуть.

Гостиная или гостинная? Как писать слово гостиница?

Только ГОСТИНАЯ!
 
Прилагательное ГОСТИНАЯ образовано от существительного ГОСТЬ с помощью суффикса -ИН- (суффиксальный способ словообразования). Позднее произошла субстантивация прилагательного, то есть его переход в разряд существительных, но дополнительных суффиксов (Н) при этом не добавилось. Сейчас слово ГОСТИНАЯ употребляется как прилагательное или как существительное. Но всегда с ОДНИМ «Н».
 
Это слово не относится к исключениям, прилагательные имеют стандартный набор суффиксов: -н-, -ан-, -ян-, -ин-, -енн-. Чтобы не ошибиться, нужно только внимательно смотреть на структуру слова и помнить набор суффиксов на -Н- (об этом напишу позже, если есть необходимость)

Кстати, с корнем ГОСТ(Ь)- еще одно слово традиционно вызывает вопросы. Это слово ГОСТИНИЦА.  Посмотрим, как оно образовалось:
ГОСТ'(Ь)+ ИН (Суффикс) + ИЦ(А) — окончание.

Как правильно: в течениЕ или в течениИ?

Как правильно написать: «в течении 24 часов» или «в течение 24 часов», «сказать в заключение» или «сказать в заключении»? Отвечают эксперты портала http://gramma.ru:

Правописание предлогов типа в течение, в продолжение, в отличие, во избежание, в заключение, вследствие, наподобие, а также наречия впоследствии и в самом деле представляет некоторую трудность.
 
Нужно иметь в виду, что все эти слова образованы сочетанием предлога с существительным, стоящим в форме определенного падежа. Поэтому те буквы, которыми заканчиваются «трудные» предлоги и наречия, в действительности представляют собой не что иное, как падежные окончания исходных существительных.
 
В заключение, в течение, вследствие, в отличие, во избежание, в продолжение, наподобие – в данном случае предлоги в и на сочетаются с винительным падежом существительных на -ие, окончание которого совпадает с окончанием именительного падежа таких существительных. Наречие впоследствии образовалось сочетанием предлога в с формой предложного падежа существительного последствие, благодаря чему и сохраняет окончание именно предложного падежа: -и.

Сложность представляют, на мой взгляд, два момента. Во-первых, необходимо в каждом отдельном случае понимать, какая именно часть речи перед нами – существительное + предлог либо наречие. Становясь предлогами, существительные утрачивают свое лексическое и грамматическое значение, а также теряют самостоятельность. Привязываясь к существительным, предлоги вместе с падежными окончаниями существительных лишь указывают на их отношение к словам, которым подчинены.

Например, у существительного течение есть лексическое значение поток воды, направление воды. Течение может употребляться в разных падежах с разными предлогами: от течения, по течению и т.д. Предлог же в течение выражает только временные отношения: в течение месяца, в течение дня.

Во-вторых, следует обратить внимание на то, что некоторые предлоги и наречия, образованные из предложно-падежных форм существительных, пишутся слитно: наподобие, вследствие, впоследствии. Слитность и раздельность написаний регулируется лексико-морфологическим принципом орфографии

Если помните, есть бородатый анкедот: «По Красной площади бродит мужик с транспарантом, на котором написано: «Свободу Леониду Ильичу Брежневу!». Подошедший милиционер: «Ты чё, мужик?! С чего ты взял, что Брежнев в тюрьме?». «Так по радио утром сообщили: «В заключении Леонид Ильич Брежнев сказал…»». Не делайте подобных ошибок!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный мир
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: