Краткое содержание
Акт первый
Приятели подходят к дому сенатора Брабанцио, чтобы сообщить, что его дочь – прекрасная Дездемона – сбежала к мавру. Поначалу синьор Брабанцио не верит словам Родриго, который давно мечтает о Дездемоне. Удостоверившись, что дочери нет дома, он в сопровождении Родриго и стражи отправляется к Отелло.
Сцена вторая
Отелло делится с Яго новостью о своей женитьбе на Дездемоне. Кассио передает военачальнику приказ дожа Венеции явиться во дворец по срочному делу.
Сцена третья
Тем временем Брабанцио делится с дожем своей печалью – похищением любимой дочери. В ответ Отелло сообщает, что сочетался с Дездемоной законным браком.
Дездемона просит дожа разрешить сопровождать мужа в военном походе, но Отелло оставляет ее на попечение Яго и его жены, которым полностью доверяет.
Подавленный Родриго хочет утопиться с горя, но Яго, который мечтает отомстить Отелло, берется помочь ему.
Акт второй
Сцена вторая
Сцена третья
Яго не сомневается, что его план сработает: отзывчивая девушка будет непременно хлопотать за судьбу лейтенанта перед супругом, и это даст повод внушить Отелло мысли о ее неверности.
Акт третий
Следуя совету Яго, Кассио отправляется к Дездемоне, чтобы попросить о содействии в его непростом деле. Эмилия рассказывает молодому человеку, что Отелло и сам не прочь восстановить его в звании при удобном случае. Кассио настаивает на встрече с Дездемоной.
Сцена вторая
Отелло в сопровождении местных дворян отправляется на осмотр укреплений.
Сцена третья
Яго путем недомолвок ловко манипулирует ревнивым Отелло, наводя его на мысль о необходимости слежки за молодой супругой и Кассио.
Сцена четвертая
Ничего не подозревавшая Дездемона в очередной раз просит мужа вернуть на службу лейтенанта Кассио, чем еще больше разжигает его ревность. Между супругами впервые вспыхивает ссора, и Отелло в гневе уходит.
Обнаружив у себя чужой платок, Кассио просит свою любовницу Бианку скопировать такую же вышивку, которая ему пришлась по душе.
Акт четвертый
Яго умело разжигает в душе Отелло пламя ревности, и мавр, не выдержав душевных терзаний, лишается чувств. Чтобы окончательно убедить генерала в подлости Кассио, он предлагает подслушать признания лейтенанта.
Отелло слышит лишь обрывки разговора и думает, что речь идет о его ненаглядной Дездемоне. Его подозрения окончательно подтверждаются, когда Бианка возвращает Кассио вышитый платок. Мавр решает убить изменницу, а расправу над лейтенантом Яго берет на себя.
Сцена вторая
Отелло унижает супругу обвинениями в неверности. Дездемона пытается оправдать свое честное имя, но ревнивец не верит ей. В слезах девушка жалуется Эмилии и Яго на грубое обращение Отелло. Эмилия уверена, что она стала жертвой страшной клеветы, а лицемерный Яго просит ее немного потерпеть, пока излишне горячий супруг не остынет.
Сцена третья
Переодеваясь ко сну, Дездемона поет грустную любовную песню про иву, которую когда-то ей пела старая служанка.
Сцена вторая
На крики Эмилии сбегаются придворные. Женщина при свидетелях сообщает, что это муж заставил принести ему платок Дездемоны, который он затем подкинул Кассио. Разъяренный Яго убивает супругу и убегает. Его догоняет Отелло и ранит.
Акт первый
Венецианская республика, период войны с Турцией. Еще затемно под окнами сенатора Брабанцио шумят двое: поручик Яго и молодой дворянин Родриго. Оба люто ненавидят мавра (темнокожего) генерала Отелло.
Яго рассчитывал, что мавр назначит его своим лейтенантом. Но стал всего лишь знаменосцем. А в лейтенанты попал Кассио. Яго оскорблен: его, вояку, обошел какой-то «книжный червь», «теоретик», «щеголь». Теперь он хочет отомстить, отравить счастье мавра.
Родриго мечтал жениться на прекрасной Дездемоне. Брабанцио счел, что юноша не пара его дочери. И вот теперь они кричат под окнами, чтобы Брабанцио первым узнал новость: ночью его дочь сбежала с «черным» немолодым Отелло.
Брабанцио в ужасе, чувствует себя опозоренным. Теперь бы он отдал дочку за Родриго – да поздно. Он уверен, что мавр приворожил кроткую, милую Дездемону. И, как назло, наказать его сейчас нельзя. Идет война с турками, без доблестного генерала дожу (правителю) не обойтись.
Брабанцио со стражниками несется к обидчику в гостиницу. Яго уже там, прикидывается другом мавра. Взбешенный отец требует, чтобы мавр шел в тюрьму. Отелло хочет решить дело миром. Ведь он – не худшая партия для девушки: славен и родом знатен. Все участники ночного переполоха (включая Кассио, помощника генерала) спешат к дожу: он вызвал Отелло на военный совет.
Выясняется, что турецкий флот угрожает Кипру. Брабанцио не до войны: он жалуется, что «страшилище» обесчестило его дочь. Генерал объясняет, что Дездемона добровольно пошла за него, они обвенчались этой ночью. В доме Брабанцио он часто пускался в воспоминания о «бедах юных лет», злоключениях своих. Дездемона прониклась к нему состраданием и восхищением.
Зовут для объясненья Дездемону. Она подтверждает, что мавр для нее – любимый и законный муж. Дож хочет примирить все стороны, но Брабанцио остывает не сразу. Отелло намерен тотчас отплыть к Кипру. Дездемона намерена сопутствовать ему в походе. Отелло поручает ее заботам «верного и честного» Яго и его жены Эмилии. Они прибудут на Кипр чуть позже генерала.
Родриго понимает, что Дездемона навек потеряна для него. Он хочет утопиться с горя. Но у коварного Яго есть план получше. Он думает убить двух зайцев: отомстить Отелло и обчистить карманы богатенького Родриго. Яго уверяет приятеля, что деньги сотворят чудеса. Осталось только вызвать ревность мавра. Пусть он ревнует жену к красавчику Кассио.
Читательский дневник по пьесе «Отелло» Шекспира
Сюжет
Генерал-мавр Отелло тайно венчается с прелестной Дездемоной, дочкой сенатора. Ее поклонник Родриго убит горем. Его использует поручик Яго, враг генерала. Яго мечтал занять место лейтенанта, правой руки при Отелло, но тот выбрал Кассио. Яго обвиняет Дездемону в связи с Кассио.
Ревнивый мавр верит. Яго подбрасывает Кассио платок Дездемоны. Эта улика и ярость делают свое дело. Мавр требует Яго тайком убить Кассио, а сам готов убить жену. Яго хочет руками Родриго убрать Кассио, но тот остается жив. Отелло душит жену.
Вскоре правда выходит наружу. И про платок, и про верность Дездемоны, и честность Кассио, и коварство Яго. В финале Отелло сводит счеты с жизнью, а Яго ждет казни.
Отзыв
Тема предательства, совершенного из зависти к чужому счастью и успеху. Гордец манипулирует людьми в своих интересах, губит других, бесчестит себя. Как говорится, не рой другому яму – сам в нее попадешь. Тема утраченной любви, погибшего счастья, потери доверия, дружбы. Женская доля, образ верной жены, покорной мужу. Ревность как чудовище. Зло наказано, правда торжествует, но какой ценой.
Акт второй
Сцена первая
Предшественник Отелло (по управлению Кипром) – Монтано вместе с горожанами наблюдает с крепостной площадки за спокойной гладью ещё недавно бушевавшего моря. Ему приносят весть о гибели турецкого флота. Кассио извещает Монтано о потере корабля Отелло. На Кипр прибывает Дездемона с Яго и Родриго.
Яго переругивается со своей женой Эмилией. К острову пристаёт корабль Отелло. Мавр со свитой и Дездемоной отправляются в замок. Яго убеждает Родриго в том, что Дездемоне нравится Кассио. Родриго соглашается под видом солдата затеять ссору с лейтенантом, чтобы выставить последнего в неприглядном свете.
Сцена вторая
Глашатай объявляет на улице приказ Отелло о всеобщем празднестве с пяти до одиннадцати вечера в честь победы над турецким флотом и свадьбы генерала.
Сцена третья
В десять вечера Отелло с Дездемоной уходят в спальню. Яго спаивает плохо переносящего вино Кассио и выставляет его пьяницей перед Монтано. Родриго затевает драку с лейтенантом. Монтано пытается их разнять и получает тяжелое ранение от Кассио. По совету Яго Родриго убегает, чтобы поднять в городе тревогу. Пришедший на шум Отелло снимает Кассио с должности офицера. Яго советует лейтенанту в восстановлении своего доброго имени попросить помощи у Дездемоны.
Экранизации
Сюжет пьесы Шекспира лег в основу многих кинокартин. Благодаря затейливым коллизиям и перипетиям, описанным поэтом, постановщики получили материал для экранных интерпретаций. Впервые фильм «Отелло» продемонстрировали зрителям в 1906 году. Актеры и роли были любопытны аудитории, а кинематограф в это время переживал этап становления.
В период с 1906 по 1922 год новые киноверсии пьесы выходили на экраны кинотеатров практически ежегодно. В 1950-ые годы появились первые видеозаписи телевизионных постановок и оперных спектаклей на этот сюжет. В числе известных исполнителей роли Отелло – , сыгравший роль в одноименной картине, снятой на Мосфильме в 1955 году, и , представший в образе мавра в 1965 году.
В 1976 году знаменитого полководца на оперной сцене изобразил . Он чаще других оперных артистов исполнял эту партию. В 1981 году воплотить героя в кадре решился .
Сюжет о ревнивом супруге, способном на убийство любимой жены из-за собственных сомнений, актуален и сегодня. Им вдохновляются театральные деятели, представители кинематографа. Излюбленным спектаклем московского зрителя является «Отелло», в котором главную роль исполняет .
Пьеса «Отелло» входит в число самых визуализируемых произведений Шекспира. В репертуаре любого драматического театра вы найдете постановку по мотивам трагедии. Она входит в список самых изучаемых литературных произведений, специалисты отмечают, что читатели часто заблуждаются и неверно толкуют некоторые факты повествования. Так, например, многие уверены, что Отелло задушил Дездемону. Но, если вчитаться в реплики, становится очевидным, что сделать это быстро у мавра не получилось и он, сжалившись над женой, заколол ее кинжалом.
Те, кто не помнит текста пьесы, уверен, что знаменитая фраза «Мавр сделал свое дело, мавр может уходить» принадлежит Отелло. В реальности же это фраза из произведения «Заговор Фиеско в Генуе», написанного в 1783 году.
Уильям Шекспир знал рецепт успешного литературного произведения. Он написал «Отелло» в 1604 году, когда военные события, произошедшие на Кипре, еще были свежи в памяти аудитории
Таким образом, писатель добавил контекст, который наверняка привлек бы внимание публики
Образ и сюжет
Действие в пьесе происходит в Венеции. Главные герои – военачальник Отелло, его супруга Дездемона и секретарь Яго. Мавр знакомится с дочерью Брабанцио Дездемоной и влюбляется в нее. Их союз претит семье девушки, а тайная свадьба наводит на мысль о том, что Отелло взял Дездемону в жены силой. Получив назначение в отдаленный гарнизон, герой уезжает туда вместе с супругой. Секретарь Яго и помощник Родриго готовят заговор с целью свержения Отелло с поста. Мужчины клевещут на Дездемону, уверяя начальника, что девушка изменяет тому с подчиненным – Кассио.
Мелкие интриги, которые плетет Яго, доказывают мавру, что жена неверна ему. Доказательством измены служит платок Дездемоны, подброшенный Яго «любовнику» Дездемоны. Он советует Отелло задушить жену. В сети, расставленные хитроумным секретарем, попадаются подчиненные Отелло, Кассио и Родриго. Большой обман ведет к смерти военнослужащих.
На супружеском ложе Отелло пытается заставить Дездемону покаяться в грехе, но девушка непреклонна и не собирается признаваться в том, чего не было. Мавр душит супругу, а затем закалывает ее. По прибытии стражников жена Яго раскрывает его планы и гибнет от рук супруга. Отелло совершает самоубийство.
Центральным действующим лицом выступает мавр-полководец – благородный человек, способный на чистые помыслы, храбрые действия и настоящие чувства. Образ Отелло является воплощением идеала Ренессанса. Герой стремится к гармоничному сосуществованию разума и сердца.
Отелло неспроста чувствует себя чужим в Венеции. Представитель другой расы, он не принят обществом, несмотря даже на всеобъемлющую любовь Дездемоны. Мнимая измена супруги в глазах героя является подтверждением того, что он не вписывается в мир, частью которого пытается быть. Яго убеждает начальника, что любовь красавицы благородного происхождения не делает Отелло полноправным членом общества. Его подвиги остаются невзрачными, а жизнь, подвергаемая риску, ничего не значит для окружающих.
Ревность Отелло – это не чувства оскорбленного мужчины, а глубокая душевная травма, связанная с общественным укладом. В Дездемоне герой видел сочетание идеалов, а предполагаемая измена очернила и разрушила их. Вера является основной категорией для персонажа. Раскрывшись возлюбленной, он доверился ей. В момент убийства супруги Отелло переживает сильный внутриличностный конфликт. В нем борются любовь к жене и мысль об обмане. В сражении разума и сердца побеждает разум. Смерть Дездемоны восстанавливает нравственное равновесие в мире, где существуют герои.
Анализ произведения
Главная идея трагедии – противоборство разума и сердца. Произведением автор предостерегал бездумно поддаваться буре чувств. Все известные цитаты из пьесы связаны с ложью, слабой волей, грехами.
Ключевые герои нашли свою смерть именно от того, что не прислушались к голосу разума и пошли на поводу у своих страстей. Каждый имел свою слабость:
-
Дездемона – излишнюю доверчивость;
-
Отелло – ревность;
-
Родриго – зависть и влечение;
-
Яго – мстительность;
-
Эмилия – доверчивость и невнимательность.
Интриги, зародившиеся из-за поступков на «горячую голову», и привели к многочисленным смертям.
Акт четвертый
Яго создает декорации очередной ловушки для своих врагов. Он заводит речь с Кассио о его подружке Бьянке. Между тем, Отелло прячется и подслушивает неподалеку. От ярости он не разбирает половины слов.
Смех мнимого соперника доводит его до бешенства. А Кассио лишь объясняет, как Бьянка плетет вокруг него свои сети, надеясь стать ему женой. Видит мавр и как какая-то девушка (это и есть Бьянка) швыряет в Кассио платок – его подарок. Отелло бьется в припадке, теряет сознание.
Отелло приходит в себя. Он ослеплен яростью. Яго рекомендует ему задушить неверную прямо в супружеской постели. И обещает, что этой же ночью покончит с Кассио.
Тем временем из Венеции приходит повеленье дожа. Наместником острова назначен Кассио, а Отелло предписано вернуться домой. Дездемона не может сдержать радости: и за Кассио, и за себя. Она успела соскучиться по родным местам. Не владея собой, Отелло при всех дает ей пощечину. Гонец Лодовико ошеломлен.
Мавр допрашивает трепещущую Эмилию. Она клянется, что госпожу и Кассио связывает только дружба. Он призывает к себе Дездемону: «Кто ты?» Она отвечает, что его жена, верная жена. Мавр не стесняется в выражениях, проклинает «венецианскую шлюху». Рыдающая Дездемона клянется спасением своей души, что он несправедлив к ней.
Объявляется Родриго. Он просит Яго отчитаться за драгоценности, которые якобы приняла Дездемона. Тот уверяет, что осталось совсем чуть-чуть. Пусть Родриго проломит голову Кассио – и все сложится.
Отелло предупреждает жену, что, после ужина с гостями из Венеции, придет в спальню. Пусть она будет там одна, без Эмилии. Дездемона соглашается. Душа ее печальна. Готовясь ко сну, она напевает старую песенку про иву и несчастливую девушку. Ту самую, что слышала в детстве. Она думает о смерти – и просит Эмилию, если что, завернуть ее тело в белоснежные простыни с супружеского ложа.
Акт третий
Эмилия по секрету сообщает Кассио, что Отелло только и ищет повода вернуть должность своему любимцу. О том же хлопочет Дездемона. Кассио рад. Впрочем, памятуя о совете Яго, он просит о личной встрече с Дездемоной. Эмилия устраивает эту встречу.
Дездемона убеждает Кассио, что Отелло не забудет дружбу с ним. Успокоенный Кассио тихонько уходит, завидев генерала. Дездемона сразу приступает к делу. Она, как повелительница сердца мавра, с улыбкой просит назвать дату, когда Кассио вернется к своим обязанностям. Очарованный Отелло обещает выполнить любую просьбу своей милой «негодницы». Сердце воина наполняется нежностью.
Оставшись с генералом наедине, Яго вливает в его душу яд подозрений. Он выясняет, что Кассио с самого начала в курсе любви генерала и красавицы. Выходит, Дездемона привязана к нему, привыкла видеть его рядом. Кроме того, чего скрывать, Кассио хорош собой. Чего не скажешь об Отелло. Выслушав такие речи, Отелло мрачнеет. Он поручает Яго следить за Дездемоной.
Напоследок Яго дает ему один совет: повременить с прощеньем Кассио. И понаблюдать, как будет себя вести Дездемона. Отелло чувствует себя рогоносцем. Когда жена входит в комнату – он смотрит на нее другими глазами. Она замечает перемену. Отелло сваливает все на головную боль. Своим нежными руками она хочет обвязать его голову красивым платочком, но муж отстраняется. Платок летит на пол.
После их ухода платок подбирает Эмилия. Муж давно просил украсть у синьоры именно его. Однако Эмилия знает, что эта вещица – дар любви генерала. Дездемона огорчится, лишившись платка. Поэтому она решает отдать мужа копию платка. Надо только скопировать узор.
Но ее план рушится: Яго выхватывает платок из ее рук. Когда жена уходит, он думает, как подбросить «улику» Кассио. Между тем, Отелло уже сходит с ума от ревности и гнева. Он требует у Яго доказательств измены. Грозит, что накажет его за клевету.
В ответ Яго откровенничает. Однажды ночью Кассио в бреду представлял в своих объятьях Дездемону. Для Отелло уже и этого достаточно, но Яго добивает его окончательно. Он уверяет, что Кассио утирается платком, который подарил жене Отелло. Тем самым, расшитым ягодками. Отелло «змеи жалят сердце». Он жаждет «крови», клянется небесами, что отомстит.
Расставаясь с Яго, генерал дает тому три дня на то, чтобы убить Кассио. С «распутницей» он разберется сам.
Как нарочно, Дездемона все твердит мужу об огорченном Кассио. Но теперь она встречает решительный отпор. Отелло твердит только о платке. И уверяет в его волшебной силе. Если жена лишится его, то потеряет любовь мужа. Дездемона не может предъявить платок. Это их первая крупная ссора.
Эмилия с житейской мудростью советует госпоже присмотреться к мужу. Быть может, злая ревность поселилась в его сердце. Но Дездемоне не в чем упрекнуть себя.
Между тем, платок действительно подброшен Кассио. Он вертит в руках красивую вещицу, уверен, что владелица будет ее искать. Он просит любовницу Бьянку вышить для него точно такой же. Она ревнует его к хозяйке платка.
Автор
- Александр Астахов (1)
- Александр Афанасьев (1)
- Александр Бестужев (1)
- Александр Блок (3)
- Александр Грибоедов (2)
- Александр Грин (4)
- Александр Дружинин (1)
- Александр Костюнин (1)
- Александр Куприн (19)
- Александр Новоселов (1)
- Александр Островский (4)
- Александр Пушкин (43)
- Александр Радищев (1)
- Александр Солженицын (5)
- Александр Твардовский (3)
- Алексей Свирский (1)
- Алексей Толстой (4)
- Альберт Лиханов (3)
- Анатолий Алексин (8)
- Анатолий Приставкин (1)
- Андрей Геласимов (1)
- Андрей Некрасов (1)
- Андрей Платонов (17)
- Анна Масс (2)
- Антон Чехов (48)
- Антоний Погорельский (1)
- Антуан де Сент-Экзюпери (1)
- Аркадий Аверченко (3)
- Аркадий Гайдар (2)
- Астрид Линдгрен (1)
- Борис Васильев (4)
- Борис Екимов (1)
- Борис Житков (4)
- Борис Пастернак (2)
- Борис Полевой (2)
- Борис Тищенко (1)
- Борис Шергин (3)
- Братья Гримм (2)
- Валентин Катаев (4)
- Валентин Распутин (4)
- Валентина Осеева (5)
- Валерий Медведев (1)
- Вальтер Скотт (1)
- Василий Белов (2)
- Василий Гроссман (1)
- Василий Жуковский (7)
- Василий Шукшин (15)
- Василь Быков (2)
- Вениамин Каверин (1)
- Викентий Вересаев (1)
- Виктор Астафьев (13)
- Виктор Голявкин (1)
- Виктор Гофман (2)
- Виктор Гюго (1)
- Виктор Драгунский (3)
- Виктор Сидоров (1)
- Вильгельм Гауф (3)
- Вильям Козлов (1)
- Виссарион Белинский (3)
- Виталий Бианки (7)
- Виталий Губарев (1)
- Виталий Закруткин (1)
- Владимир Богомолов (1)
- Владимир Железников (3)
- Владимир Короленко (6)
- Владимир Крупин (1)
- Владимир Набоков (4)
- Владимир Одоевский (2)
- Владимир Солоухин (1)
- Владимир Тендряков (1)
- Владислав Крапивин (2)
- Всеволод Гаршин (5)
- Вячеслав Шишков (1)
- Гавриил Троепольский (1)
- Галина Черноголовина (1)
- Ганс Христиан Андерсен (13)
- Геннадий Черкашин (1)
- Геродот (1)
- Ги де Мопассан (1)
- Глеб Успенский (1)
- Гомер (4)
- Гофман (1)
- Гёте (1)
- Даниель Дефо (1)
- Даниил Заточник (1)
- Денис Фонвизин (3)
- Джанни Родари (1)
- Джеймс Гринвуд (1)
- Джеймс Олдридж (1)
- Джек Лондон (7)
- Джеральд Даррелл (1)
- Джером Сэлинджер (1)
- Дмитрий Григорович (1)
- Дмитрий Лихачев (1)
- Дмитрий Мамин-Сибиряк (3)
- Дмитрий Писарев (1)
- Евгений Басов (1)
- Евгений Замятин (1)
- Евгений Носов (7)
- Евгений Пермяк (1)
- Евгений Шварц (2)
- Екатерина Мурашова (1)
- Елена Верейская (3)
- Елена Габова (1)
- Жозеф Рони-старший (1)
- Жорж Санд (1)
- Захар Прилепин (2)
- Иван Бунин (27)
- Иван Гончаров (5)
- Иван Дмитриев (1)
- Иван Крылов (12)
- Иван Поммо (1)
- Иван Соколов-Микитов (1)
- Иван Тургенев (48)
- Иван Шмелев (4)
- Игорь Левшин (1)
- Игорь Стравинский (1)
- Иларион Киевский (1)
- Ирина Полянская (1)
- Исаак Бабель (1)
- Кир Булычев (2)
- Клиффорд Саймак (1)
- Кондратий Рылеев (2)
- Константин Воробьев (3)
- Константин Паустовский (12)
- Константин Станюкович (2)
- Лев Кассиль (4)
- Лев Толстой (32)
- Леонид Андреев (5)
- Леонид Леонов (1)
- Леонид Пантелеев (4)
- Лидия Чарская (2)
- Лия Гераскина (1)
- Луиза Мэй Олкотт (1)
- Льюис Кэрролл (1)
- Любовь Воронкова (1)
- Любовь Романова (1)
- Людвиг Минкус (1)
- Людмила Петрушевская (1)
- Людмила Улицкая (1)
- Майк Гелприн (1)
- Максим Горький (15)
- Марина Москвина (1)
- Марк Алданов (1)
- Михаил Булгаков (7)
- Михаил Зощенко (13)
- Михаил Лермонтов (31)
- Михаил Осоргин (1)
- Михаил Пришвин (10)
- Михаил Салтыков-Щедрин (12)
- Михаил Шолохов (8)
- Мольер (4)
- Мухамедша Бурангулов (1)
- Надежда Тэффи (2)
- Нестор Летописец (1)
- Николай Булгаков (1)
- Николай Вагнер (1)
- Николай Гарин-Михайловский (2)
- Николай Гоголь (28)
- Николай Добролюбов (2)
- Николай Дубов (1)
- Николай Карамзин (4)
- Николай Лесков (12)
- Николай Некрасов (8)
- Николай Носов (10)
- Николай Телешов (2)
- Николай Устинович (1)
- Николай Чернышевский (1)
- О. Генри (3)
- Ольга Громова (1)
- Оноре де Бальзак (2)
- Оскар Уайльд (4)
- Павел Бажов (8)
- Павел Засодимский (1)
- Павел Санаев (1)
- Проспер Мериме (1)
- Радий Погодин (2)
- Редьярд Киплинг (1)
- Роберт Стивенсон (1)
- Роберт Шекли (1)
- Рувим Фраерман (1)
- Рэй Брэдбери (9)
- Сакен Жунусов (1)
- Самуил Маршак (1)
- Саша Черный (3)
- Сельма Лагерлёф (2)
- Сервантес (1)
- Сергей Аксаков (2)
- Сергей Баруздин (1)
- Сергей Михалков (1)
- Софокл (1)
- Софоний Рязанец (1)
- Софья Прокофьева (2)
- Софья Радзиевская (1)
- Стендаль (1)
- Тед Чан (1)
- Томас Майн Рид (1)
- Турольд (1)
- Уильям Голдинг (1)
- Уильям Шекспир (6)
- Ульф Старк (1)
- Фазиль Искандер (3)
- Франц Кафка (1)
- Фридрих Шиллер (1)
- Фрэнсис Бёрнетт (1)
- Фёдор Абрамов (7)
- Фёдор Достоевский (11)
- Чингиз Айтматов (4)
- Шарль Перро (5)
- Эдгар Аллан По (3)
- Эдуард Артемьев (1)
- Эдуард Веркин (1)
- Эдуард Успенский (1)
- Энн Хогарт (1)
- Эрнест Сетон-Томпсон (2)
- Эрнест Хемингуэй (1)
- Эсхил (1)
- Юлия Кузнецова (1)
- Юнна Мориц (1)
- Юрий Бондарев (1)
- Юрий Вронский (1)
- Юрий Казаков (3)
- Юрий Коваль (1)
- Юрий Нагибин (1)
- Юрий Яковлев (6)
АКТ ПЕРВЫЙ
Сцена первая
Судя по тону разговора Яго с Родриго, поручик был явно чем-то недоволен. Виной всему стало назначение на должность лейтенанта молодого офицера Кассио, а не его. Этот выскочка оказался проворней. Генерала Отелло, венецианского мавра не смутил его непрофессионализм и отсутствие должного опыта в боевых делах.
Яго не скрывал ненависть по отношению к Отелло и решил отомстить ему, а поможет ему в этом Родриго. Этот дворянин безответно влюблен в дочь сенатора, Дездемону. Безродный зять благородному семейству был не нужен и в свое время Брабанцио ему об этом сказал, давая понять, что не пара он его дочери-красавице.
Своим ором приятели разбудили сенатора. Они сообщают Брабанцио, что Дездемона сбежала с мавром. Старик не верит их словам, но вскоре убеждается, что дочь и правда отсутствует. Он созывает стражу и отправляется на поиски беглянки и ее похитителя.
Сцена вторая
Лицемер Яго спешит к Отелло предупредить его о скором приходе встревоженного побегом дочери сенатора, советуя спрятаться. Мавр никогда не был трусом, да и в чем он виноват перед Брабанцио. Яго узнает от Отелло, что они обвенчались с Дездемоной. Кассио сообщает, что генерала срочно вызывает к себе дож. В это время появляется Брабанцио, требуя объяснений. Выяснение отношений было отложено на потом. Сенатор и генерал отправляются на военный совет.
Сцена третья
На собрании дож сообщает присутствующим, что на Кипр идут турецкие войска. Отелло получает приказ встать на защиту острова. Сенатор обвиняет Отелло в похищении дочери, рассчитывая на поддержку дожа. Пригласили Дездемону. Девушка признается отцу, что никто ее не похищал. Она полюбила Отелло всем сердцем и не представляет жизни без него. Генерал отправляется на одном корабле, его супруга в сопровождении Яго, Родриго и Кассио с разрешения дожа на другом.
Акт пятый
Сцена первая
Родриго нападает на Кассио из-за колонны. Лейтенант даёт дворянину отпор. Вылезший из-за засады Яго со спины ранит Кассио в ногу. Отелло радуется расправе над врагом. Лодовико и Грациано (брат Брабанцио) оказываются на месте преступления. Яго закалывает кинжалом Родриго, выдавая его за разбойника, напавшего на Кассио, и обвиняет прибежавшую на шум Бьянку в пособничестве преступникам. Лейтенанта относят на перевязку. Эмилия уходит в замок сообщить о случившемся.
Сцена вторая
Отелло будит Дездемону поцелуем. Он спрашивает молилась ли она на ночь и предлагает ей сделать это ещё раз, если у неё на душе есть неисповеданный грех. Дездемона клянётся, что единственное, в чём она грешна, — это в любви к Отелло. Мавр обвиняет жену в том, что она подарила Кассио платок. Дездемона клянётся спасением души, что не делала этого. Отелло говорит, что Кассио подтвердил, что был с ней в сношении. Дездемона предлагает спросить у него об этом лично. Отелло говорит, что Кассио убит Яго. Дездемона понимает, что погибла. Она просит Отелло отсрочить смерть – на сутки, на час, на минуту, но мавр не слушает жену и душит её прямо в постели. Услышав стучащую в дверь Эмилию, Отелло закалывает ещё живую Дездемону.
Эмилия сообщает Отелло о смерти Родриго. Умирающая Дездемона кричит о своём убийстве, но никого не обвиняет в своей смерти. Отелло рассказывает Эмилии в том, что это Яго открыл ему глаза на измену жены.
В присутствии Монтано и Грациано Яго признаётся в сказанном о Дездемоне. Эмилия отказывается подчиняться мужу. Отелло говорит Грациано, что задушил его племянницу. Грациано радуется, что Брабанцио не дожил до смерти дочери. Эмилия собирается рассказать присутствующим правду. Яго бросается на неё с мечом, но его обезоруживают. Эмилия сообщает всем, что это она передала платок Дездемоны мужу, который долго просил украсть его. Отелло пытается заколоть Яго. Монтано останавливает его. Яго убивает Эмилию и убегает.
Среди 37 пьес, созданных Шекспиром, одной из наиболее выдающихся стала трагедия «Отелло». Сюжет произведения, как и многих других пьес английского драматурга заимствован. Источником является новелла «Венецианский мавр», принадлежащая перу итальянского прозаика Джиральди Читио. По мнению исследователей творчества Шекспира, драматургом заимствованы лишь основных мотивы и общая сюжетная канва, так как Шекспир не настолько хорошо знал итальянский, чтобы в совершенстве понять все нюансы новеллы, а на английский язык произведение было переведено лишь в XVIII веке.
В основе конфликта пьесы лежат противоречивые чувства доверия, любви и ревности. Жадность и желание любыми способами подняться по карьерной лестнице Яго оказываются сильнее преданности Кассио, чистой и верной любви Отелло и Дездемоны. Зная сильную натуру Отелло, его по-военному четкие и строгие взгляды, неспособность воспринимать окружающий мир в полутонах, Яго проворачивает свои интриги на одном лишь сомнении, посеянном в душе у мавра
Один намек, осторожно брошенный «верным» поручиком, приводит к трагичной развязке
В произведении «Отелло» четко соблюдены основные законы жанра трагедии: крушение надежд, невозможность изменить реальность, смерть главных героев.
Акт третий
Сцена третья
Дездемона клянётся Кассио, что восстановит его в должности. Заметив идущего в сад Отелло, лейтенант уходит. Дездемона просит за Кассио. Отелло обещает вернуть другу офицерство. Когда Дездемона с Эмилией уходят, Яго путём недомолвок, умолчаний и философских рассуждений о природе ревности подталкивает мавра к мысли о слежке за женой и Кассио.
Дездемона зовёт Отелло обедать. В саду она теряет платок, подаренный ей на свадьбу мужем. Эмилия передаёт пропажу Яго, который до этого просил украсть платок у Дездемоны.
Отелло не находит себе места от ревности. Он называет Яго мерзавцем и требует предоставить ему неопровержимые улики, обличающие Дездемону. Поручик говорит, что сложно застать любовников с поличным, но выдать их могут косвенные вещи: к примеру, сон, в котором Кассио шептал любовные признания Дездемоне и целовал руку Яго, приняв её за руку жены мавра. Отелло верит выдумке поручика, когда тот рассказывает о платке с земляничным узором, которым лейтенант якобы вытирал свой лоб. Мавр клянётся небесам отомстить за поруганную любовь. Яго обещает во всём ему содействовать. Отелло просит избавить его от Кассио за три дня. Яго предлагает сохранить жизнь Дездемоне. Мавр – против.
Сцена четвёртая
Дездемона просит шута разыскать Кассио. Эмилия говорит хозяйке, что не знает, куда мог запропаститься её платок. Отелло рассказывает Дездемоне о том, что последний достался его родителям от цыганки, наделившей вещь магическими свойствами: до тех пор, пока платок находится у женщины, она будет красива и любима мужем, но как только она его отдаст или потеряет, исчезнет и её счастье. Дездемона просит за Кассио, мавр требует показать ему платок. Новобрачные ругаются. Отелло уходит.
Кассио просит Дездемону сказать ему, есть ли у него шанс продолжить службу или стоит попытать счастья на другом поприще? Венецианка говорит, что потеряла влияние на мужа, но всё равно попытается сделать всё возможное для восстановления офицерства Кассио.
Эмилия объясняет Дездемоне, что причина холодности Отелло в ревности.
Бьянка обвиняет Кассио в том, что он неделю пропадал неизвестно где. Лейтенант просит любовницу вышить ему такой же платок, как и тот, что он случайно нашёл среди своих вещей. Кассио договаривается с Бьянкой о вечернем свидании.
Акт четвёртый
Сцена первая
Яго разжигает ревность Отелло рассказами о том, как Кассио бесчестит Дездемону. Мавр от ярости теряет сознание. Яго говорит Кассио, что Отелло подвержен падучим припадкам, и отсылает его прочь. Мавру поручик предлагает самому убедиться в подлости лейтенанта.
Яго прячет Отелло и начинает расспрашивать Кассио о Бьянке. Легковерный мавр, плохо слышащий, о чём идёт речь, принимает смех лейтенанта на свой счёт. Он думает, что Дездемона просила Кассио жениться на ней и, когда видит в руках подошедшей Бьянки свой платок, окончательно убеждается в измене жены.
Яго отсылает Кассио за оскорблённой в лучших чувствах любовницей. Вышедший из укрытия Отелло просит поручика достать ему яда, чтобы убить жену. Яго предлагает задушить Дездемону. Мавр соглашается с этой идеей. Убийство Кассио Яго берёт на себя.
Лодовико привозит письмо от дожа Венеции, в котором главой Кипра назначается Кассио, а Отелло отзывается назад. Дездемона радуется возвращению домой. Мавр принимает её эмоции на счёт лейтенанта и даёт ей пощёчину. Лодовико не понимает, что случилось с Отелло.
Сцена вторая
Отелло расспрашивает Эмилию об отношениях Дездемоны и Кассио. Жена Яго говорит, что венецианка честна перед мужем. Отелло не верит Эмилии, считая её сводней. Он приказывает жене Яго выйти, запереть за собой дверь и стеречь вход.
Отелло обвиняет жену в измене. Дездемона не понимает, почему муж плачет. Она предполагает, что он в обиде на её отца, который решил отозвать его с Кипра. Отелло называет жену шлюхой. Дездемона клянётся Христом, что была верна мужу. Взбешённый Отелло уходит.
Эмилия успокаивает плачущую Дездемону, понося в присутствии Яго подлеца, который решил морочить мавра. Дездемона просит поручика помочь ей вернуть любовь Отелло. Яго успокаивает венецианку, говоря, что мавр не в духе из-за политических забот.
Родриго обвиняет Яго в непорядочности. Дворянин говорит, что разорён, а за те драгоценности, что он передавал для Дездемоны, можно было совратить и монахиню. Родриго решает напрямую обратиться к жене мавра, чтобы потребовать свои украшения назад. Яго успокаивает несчастного влюблённого, обещая, что в следующую ночь Дездемона будет его. Всё, что нужно для этого, — убрать со своего пути Кассио.
Сцена третья
После ужина, устроенного в честь приёма венецианского посольства, Отелло приказывает Дездемоне отпустить Эмилию и ждать его в постели. Венецианка благодарит служанку за то, что она застелила кровать свадебным бельём и просит, в случае своей смерти, завернуть её в него, как в саван. Дездемона признаётся Эмилии, что весь вечер у неё из головы не идёт песня про иву, которую перед смертью пела служанка её матери – Варвара, когда её бросил любовник.
Дездемона переодевается ко сну и поёт. Она спрашивают Эмилию, смогла бы та изменить мужу? Жена Яго отвечает, что пошла бы на это, если бы ей предложили взамен целый мир. Дездемона не верит в существование женской измены. Эмилия объясняет хозяйке, что в изменах жён виноваты мужья.
Заключение
Пьеса Уильяма Шекспира, повествующая о трагической любви мавра и прекрасной Дездемоны, на протяжении многих лет пользуется неизменным успехом у драматургов во всем мире.
- Отелло – полководец. Мавр, дослужившийся до генерала. Справедливый, благородный и честный человек. Доверчив и внушаем.
- Дездемона – супруга Отелло. Единственная дочь сенатора. Трепетная и невинная. Идеал самопожертвования и героизма.
- Яго – поручик. Хитер и коварен. Оклеветав Дездемону в глазах Отелло, он толкает его на убийство.
- Микеле Кассио – подчиненный генерала. Был взят на службу к Отелло лейтенантом, сместив метившего на это место Яго.
- Родриго – дворянин. Несчастный влюбленный в дочь сенатора.
- Эмилия – жена Яго. Близкая подруга Дездемоны.
- Брабанцио – сенатор. Отец Дездемоны.
- Бианка – куртизанка. Неравнодушна к Кассио.