Чапаев и пустота

Чапаев и пустота · краткое содержание романа пелевина

Краткое содержание Чапаев и Пустота – Пелевин Виктор

Чапаев и Пустота Краткое содержание романа Одна из фундаментальных вещей Пелевина построена вокруг одного из самых фундаментальных психологических образов, вокруг архетипа квадрицы. В одной палате психиатрической больницы лежат четверо больных. Каждый поочередно рассказывает свою историю или, точнее, не историю, а описывает свой мир. В одном из миров соответствующий персонаж вступает в алхимический брак с Западом (психический больной Просто Мария – с Шварценегером). В другом – в алхимический брак с Востоком (Сердюк – с японцем Кавибатой). Один из миров – это мир главного героя, Петра Пустоты, который вместе с Василием Ивановичем Чапаевым и с Анной воюет на Восточном фронте (центральный мир повествования). Четвертый мир (рассказчик – свихнувшийся бандит Володин) сам распадается на четыре составляющие части личности рассказчика: внутренний подсудимый, внутренний прокурор, внутренний адвокат и “тот, кто от вечного кайфа прется”. Повторная четверица как бы усиливает центральную символику произведения для тех читателей, которые не поняли ее из символической фигуры четырех больных в одной палате. Архетип четверицы, несмотря на формальную простоту сюжета (сумасшедший выписывается из больницы, потому что переживает прозрение, хотя и не то, на которое рассчитывал врач, а именно: больной приходит к выводу, что этот мир иллюзорен), придает произведению глубину, многоплановость. В тексте обильно представлена и символика, так сказать, второго ряда. Например, фрагмент: “Мы оказались на идущей в гору грунтовой дороге. С левого ее края начинался пологий обрыв, а справа вставала выветрившаяся каменная стена удивительно красивого бледно-лилового оттенка”, – представляет собой цепь символов, являющихся в сновидениях, которые называют великими сновидениями. Обрыв слева тут означает бессознательное человека, каменная гора справа – это сознание. Подъем символизирует сложность погружения в бессознательное (мешает сознание). Конечно, Пелевин сам не придумывает всю философскую подоплеку своего произведения. Это же художественный текст. Явным заимствованием являются манипуляции барона Юнгерна с Петькой; они удивительно точно повторяют ритуалы Дона Хуана, учителя Карлоса Кастанеды. В качестве параллельного сюжета повествования Пелевин намеренно берет жизнь и мысли Василия Ивановича Чапаева. Тут автор совмещает простоту затертых до дыр народной молвой анекдотических образов с философской глубиной и задушевностью бесед этих же персонажей книги. Это противопоставление подготавливает читателя к восприятию основного конфликта произведения, конфликта между реальностью и представлением о ней. Существует ли реально этот мир? Он не более реален, чем тот Василий Иванович, который живет в анекдотах. Если Айвазовский расписывается на обломке мачты, болтающейся среди волн, то у Пелевина мы встречаем своеобразную подпись, описание стиля писательской работы. В сцене знакомства Петра Пустоты со своей медицинской картой автор по сути дела говорит не о персонаже повествования, а о себе самом, что “его мысль, “как бы вгрызаясь, углубляется в сущность того или иного явления”. Благодаря такой особенности своего мышления в состоянии “анализировать каждый задаваемый вопрос, каждое слово, каждую букву, раскладывая их по косточкам”. В книге “Чапаев и Пустота” есть немало любопытных и нравоучительных мест. Мне больше всего запомнилась как бы рекомендация автора, как литератору вести себя с некоторыми критиками: “Будучи вынужден по роду своих занятий встречаться со множеством тяжелых идиотов из литературных кругов, я развил в себе способность участвовать в их беседах, не особо вдумываясь в то, о чем идет речь, но свободно жонглируя нелепыми словами… “

Десятая Часть

Петр выписался из лечебницы и приехал в город. Он сидел на скамейке и думал о том, что делать потом. Он припомнил про кабаре, куда раньше ходил. На настоящий момент вместо кабаре работал паб. Он сел за стол, взял напиток из эсктези и водки и начал сочинять стих. Ручка показалась маленьким орудием с пулями. Он написал и поднялся на сцену. После прочтения он выстрелил в светильник, и свет отключился. В пабе началась стрельба, а сам Петр вышел из заведения через задний ход. На улице стоял броневик, в котором сидел Чапаев. Петр сел в броневик и тот умчался прочь. Вскоре герой отправился в мир внутренней Монголии.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Петербургские вечера

Отец Леонида, Иоаким Каннегисер, был потомственным дворянином, титулярным советником и богатым промышленником: он руководил судостроительными верфями сначала в Николаеве, а затем в Петербурге. Семья перебралась в столицу в 1907 году и заняла весь этаж в доме № 10 по Саперному переулку: Иоаким, его жена Роза и три ребенка — Сергей, Леонид и Елизавета (Лулу).

Леонид Каннегисер. Источник

Их квартира быстро стала центром интеллектуальной и культурной жизни города. Там устраивались литературные вечера, на которых бывали Сергей Есенин, Осип Мандельштам, Михаил Кузмин. Один из январских вечеров 1916 года пронзительно описывает Марина Цветаева в «Нездешнем вечере»:

Упоминает она и двух хозяев литературного салона — братьев Сережу и Леню:

Источники[править]

  1. Мать Акима Самуиловича Канегиссера (бабушка Леонида Каннегисера) — Розалия Эммануиловна Мандельштам (1833—1905) — приходилась родной сестрой историку русской литературы И. О. Мандельштаму, офтальмологу и учёному-медику М. Э. Мандельштаму (заведующему кафедрой глазных болезней Императорского университета Святого Владимира в Киеве). Двоюродные братья отца — биолог и эмбриолог А. Г. Гурвич и нефтехимик Л. Г. Гурвич (1871—1926).
  2. Скончалась Р. Л. Каннегиссер // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1946.— 29 июня (№ 12480).— С. 2 (Русский Париж).
  3. ↑ Зенькович Н. А. Глава 2. Стреляющий велосипедист // Покушения и инсценировки: от Ленина до Ельцина. — Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. — Т. 6. — С. 115—139. — 636 с. — ISBN 5-224-02152-9. Архивированная копия. Проверено 23 июля 2012.
  4. . Проверено 2 июля 2022.
  5. Арсеньева З. Исполняется 130 лет со дня рождения Марины Цветаевой // Санкт-Петербургские ведомости. — 2022. — 7 окт.
  6. Виталий Шенталинский «Поэт-террорист» Архивная копия от 8 июня 2017 на : Переписка Л. Каннегисера и П. Богдановой-Бельской из следственного дела петроградской ЧК.
  7. Поэт и смерть: документальный фильм Марины Бирюковой. Проверено 29 января 2017.
  8. Г. А. Морев «Из истории русской литературы 1910-х годов: к биографии Леонида Каннегисера» Архивная копия от 7 декабря 2018 на Минувшее: Исторический альманах, т. 16. СПб., 1994; стр. 115—149 (Дневники О. Н. Арбениной-Гильдебрандт)
  9. В. М. Толмачёв «Вёл себя как истинный герой и мученик» Архивная копия от 19 октября 2018 на : Публикация дневника О. Н. Арбениной-Гильдебрандт с комментариями М. В. Толкачёва (сборник «Бутылка в море: Страницы литературы и искусства», 2002).
  10. Глеб Морев «Сапёрный, 10» Архивная копия от 2 февраля 2017 на : Комментарии к раннему дневнику актрисы (см. сам дневник здесь Архивная копия от 2 февраля 2017 на ).
  11. Ярослав ЛЕОНТЬЕВ Три товарища Архивная копия от 2 декабря 2013 на
  12. Цветков В. Ж. Белое дело в России. 1919 г. (формирование и эволюция политических структур Белого движения в России). — 1-е. — Москва: Посев, 2009. — 636 с. — 250 экз. — ISBN 978-5-85824-184-3.
  13. Ратьковский, И.С. 100-летие убийства Урицкого: версии событий (рус.). Накануне (2018-08-30). Проверено 10 января 2023.
  14. Алданов Марк. Убийство Урицкого. Проверено 17 сентября 2007.
  15. Ратьковский Илья Сергеевич Петроградская ЧК и организация доктора В. П. Ковалевского в 1918 г // Новейшая история России. — 2012. — В. 1. — С. 100–115. — ISSN 2219-9659.
  16. Роман Гуль. Дзержинский (начало террора). Проверено 23 ноября 2007.
  17. Есенин С.А.: Есенин — Чернявскому В. С., после 12 или 13 июня 1915.. esenin.niv.ru. Проверено 18 января 2016.

Десятая часть

Петра выписали, и он вернулся в город. Сидя на лавке, Пётр размышлял, как ему быть дальше. Тут он вспомнил о литературном кабаре и сразу понял, что делать.

В новой реальности кабаре стало пабом, но внутри мало что изменилось. Пётр решил повторить действия, с которых всё началось: сел за столик, заказал коктейль из водки и экстези и достал украденную у санитара перед выпиской ручку, чтобы написать стихотворение. Ручка оказалась миниатюрным оружием с одной пулей. Пётр сочинил стих, прочёл его и выстрелил в люстру. В зале погас свет, началась перестрелка, и Пётр на ощупь покинул паб через чёрный ход.

Чапаев в своём броневике ждал Петра на улице.

Броневик тронулся, и «скоро вокруг уже шуршали пески и шумели водопады» Внутренней Монголии.

Четвёртая часть

Проснулся он в больничной кафельной комнате, в чугунной ванне с прохладной водой. В соседних ваннах лежали другие пациенты из его палаты — Володин, Сердюк и мускулистый молодой человек Мария.

Во время тихого часа Пётр тайно проник в кабинет главврача и нашёл толстую папку с историей своей болезни. Патологические отклонения у него начались в четырнадцать лет: отошёл от семьи и друзей, снизилась успеваемость в школе, начал усиленно читать философскую литературу о пустоте и небытии.

После тихого часа между Сердюком и Марией произошла ссора. Пётр пытался их разнять и получил по голове гипсовым бюстом Аристотеля.

Вторая Часть

После сна Петр очнулся в психиатрической больнице в 1990 году. Петра, как и всех больных лечили от раздвоения личности. Во время сеанса врач брал одного пациента и погружал его в гипнотическое состояние. На этот раз гипнозу поддался Петр. В мыслях он стал просто Марией из оперы. Мария ходила по берегу и встретила Арнольда Шварценеггера. Они пошли к военному истребителю. Мария села на фюзеляж и взлетела в небе вместе с Арнольдом. Она закричала, что ей больно, поскольку девушка зацепилась за капюшон. И возлюбленный отпустил ракету. Они спустились на телебашню Останкино. Петр вынырнул из своего видения и очнулся. После врач вколол лекарство, и он заснул.    

Главные персонажи романа

Пустота – молодая женщина, адепт пустотности и отрицания реальности. Она живет в мире иллюзий и постоянно сомневается в существовании окружающего мира

Она становится важной фигурой во взаимодействии с Чапаевым и его спутниками

Василий Иванович Чапаев – подполковник Красной Армии, лидер Красной партизанской бригады. Он храбр и решителен, но также часто сомневается в своей роли и действиях.

Андрей Карлович Будимир – комиссар партизанской бригады и верный спутник Чапаева. Он является его главным помощником и доверенным лицом. Будимир является рационалистом и скептиком, часто выступает в книге в роли разумного критика и дополняет Чапаева своими качествами.

Анфиса Чапаева – сестра Чапаева, дружелюбная и любознательная женщина. Она помогает брату и его товарищам, но также испытывает свои сомнения и противоречивые чувства.

Петька – молодой человек, который присоединяется к Чапаеву и Будимиру в их партизанской борьбе. Он наивен, энергичен и не боится сражаться за свои идеалы.

Айболит – врач, который присоединяется к Чапаеву и оказывает ему помощь во время различных битв и конфликтов. Он также символизирует заботу и преодоление физических и психологических страданий.

Биография[править]

Родился 15 марта (по старому стилю) 1896 года в Санкт-Петербурге в еврейской семье. Отец — Иоаким (Аким) Самуилович Каннегисер (1860—1930), директор-распорядитель завода Общества судостроительных, механических и литейных заводов в Николаеве, затем инженер в области судостроения и металлообработки в Петербурге. Мать — Роза Львовна Сакер (1863—1946), врач. Брат — Сергей (9 марта 1917 года застрелился у себя дома — либо в результате несчастного случая, разряжая свой револьвер, либо покончив жизнь самоубийством, по поздним воспоминаниям дальней родственницы, якобы из-за того, что опасался оглашения информации, что он был тайным осведомителем охранного отделения), сестра — Елизавета (была депортирована из Ниццы в 1942 году и погибла в Освенциме).

«Самый петербургский петербуржец» (по выражению поэта Г. Адамовича) Леонид Каннегисер родился в марте 1896 года в семье состоятельного и известного инженера-механика, стоявшего во главе крупнейших в России Николаевских судостроительных верфей. Переселившись в Петербург, Каннегисер-отец, по сути дела, возглавил руководство металлургической отраслью страны, а его дом в Сапёрном переулке (д. 10, кв. 5)стал местом встреч административной элиты и столичных знаменитостей. Даже уже проживая в Петербурге вся семья каждое лето до 1914 года по традиции проводила на даче в Одессе.

Леонид окончил гимназию Гуревича и в последний предвоенный год поступил на экономическое отделение Политехнического института.

Одесская знакомая семьи Каннегисер Н. Блюменфельд вспоминала о братьях: «Эстеты, изломанные, с кривляниями и вывертами, с какой-то червоточинкой, Лёва любил эпатировать добропорядочных буржуа, ошарашивать их презрением к морали, не скрывал, например, что он гомосексуалист».

В 1915 году у Леонида была романтическая связь с поэтессой Палладой Богдановой-Бельской; в 1915—1917 годах — роман с актрисой Ольгой Гильдебрандт (согласно воспоминаниям актрисы, они были близки к помолвке, но после гибели старшего брата Сергея в марте 1917 года их отношения прекратились).

Юнкер Михайловского артиллерийского училища. В ночь с 25 на 26 октября вместе с несколькими другими юнкерами Каннегисер пошёл защищать Временное правительство.

Пятая часть

Пётр очнулся летом в незнакомой комнате. У его кровати сидела Анна. Она рассказала о сражении, во время которого Пётр командовал эскадроном, был контужен и несколько месяцев пробыл в коме.

Не слушая возражений, Пётр встал и решил прогуляться по городу. Анна привела его в ресторан, где рассказала, что Пётр очень сблизился с Чапаевым.

Узнав, что Чапаев — дядя Анны, Пётр попытался флиртовать с ней. Он решил, что девушка неравнодушна к нему, раз дежурила у его кровати. На это Анна возразила, что приходила в комнату Петра послушать его живописный бред. Пётр обиделся и поссорился с ней.

В ссору вмешались белые офицеры, сидящие за соседним столиком. Конфликт нарастал, но тут в ресторане внезапно появился бритый наголо человек с двумя револьверами и прогнал их. Он представился Котовским и увёз Анну, с которой был давно знаком, на своей коляске.

Пётр подумал, что не имеет ничего, способного привлечь такую женщину, как Анна, и почувствовал отвращение к себе.

Чапаева Пётр нашёл в старой бане на задворках усадьбы. Тот огорчился, узнав, что Пётр действительно забыл всё, что успел понять, и попытался объяснить ему, что вся окружающая реальность находится в его сознании, а сам он пребывает в пустоте. Свои объяснения Чапаев сдабривал щедрыми порциями самогона, и вскоре Пётр слишком опьянел, чтобы хоть что-то понять.

Добравшись до своей комнаты, Пётр уснул. Разбудил его Котовский, пришедший поговорить о России и раздобыть немного кокаина. Половину банки, доставшейся ещё от убитого фон Эрнена, Пётр выменял у Котовского на лошадей и коляску, на которой тот катался с Анной.

Восьмая Часть

В этот раз Петр проснулся в реальной жизни у нового русского по фамилии Володин. Володин с двумя бандитами приехал в лес на джипе. Они развели костер и зажарили психогенных грибов и все съели. Володин сказал, что кайф человек ловит от своего внутреннего мира. Данное чувство заперто в сейфе. Чтобы найти ключи к нему нужно отказаться от всех благ. От таких благ отказались монахи из тибетских монастырей. Тут начались разногласия между Володиным и его приятелем. Сверху на них свалился столб и 2 приятеля начали сильно вопить. В пустоте Володин увидел Черного Барона и убежал. Володин с друзьями сел в машину и быстро выехал из леса.

Критический анализ романа «Чапаев и Пустота»

Роман «Чапаев и Пустота» Виктора Пелевина выделяется в современной литературе своей оригинальностью и глубоким содержанием. Это произведение описывает мир, где граница между реальностью и виртуальным миром стирается, а герои оказываются пленниками своих собственных фантазий и желаний.

Отправной точкой романа является постмодернистская идея о том, что действительность представляет собой игру, и что реальность может быть сконструирована и изменена в соответствии с нашими желаниями. Автор исследует границы между реальностью и вымыслом, показывая, что они размываются и взаимно проникают друг в друга.

Главный герой романа, Чапаев, известный советский командир, оказывается не только героем иконического прошлого, но и персонажем, производным от воображения Пустоты — сущности, которая символизирует непрерывно меняющийся потребительский мир и постоянную неопределенность общества.

В процессе повествования Пелевин обращается к различным жанрам и стилям, что позволяет ему подчеркнуть передачу виртуального и иллюзорного характера существования героев. Автор показывает, что потребительская культура и массовые медиа не только усложняют понимание реальности, но и заставляют героев романа играть в виртуальные игры, теряя свою индивидуальность и свободу выбора.

Чапаев и Пустота предстают перед читателем как сущности, утратившие свою индивидуальность, обреченные на роль пешек в игре судьбы. Герои извлекают удовольствие от игры, но не могут осознать своего истинного «Я». Вместе с тем, Пелевин в своем романе задает вопрос о нашей способности к самоопределению и поиску смысла в мире современной потребительской культуры.

Одним из центральных тем романа является проблема поиска истинной свободы и смысла жизни в мире перманентного разнообразия и потребительской культуры. Пелевин показывает, что истинная свобода может быть достигнута только через осознание своей истинной природы, отказ от игр виртуального мира и возвращение к реальности.

Роман «Чапаев и Пустота» вызывает много вопросов и требует глубокого понимания со стороны читателя. Он говорит о постмодернистской реальности, манипуляции сознанием и потере индивидуальности. Пелевин предлагает свой критический взгляд на современное общество и показывает его тенденции и проблемы. Роман оставляет много пространства для размышлений и интерпретаций, вызывая у читателя необходимость думать и анализировать собственные убеждения и представления о реальности.

Шестая часть

Пётр очутился в реальности Сердюка, в Москве 1990-х. Тот ехал в метро. У соседа по лавке Сердюк заметил брошюру «Японский милитаризм» и подумал, что японцы помнят про долг, поэтому и живут нормально.

Выйдя из метро, Сердюк от тоски сильно напился. На газете, в которую была завёрнута закуска, он увидел объявление — московское отделение японской фирмы набирает сотрудников. Он позвонил.

На следующий день вместе с главой филиала Кавабатой, следуя вековым японским традициям, Сердюк пил саке, поэтически разговаривал о жизни и развлекался с русскими девушками, переодетыми гейшами.

Так состоялся «алхимический брак России с Востоком», где Кавабата олицетворял Восток. Кавабата заявил, что их фирма больше похожа на клан, и посвятил Сердюка в самураи этого клана.

Вскоре Сердюк узнал, что вражеский клан скупил контрольный пакет акций их фирмы, и теперь все самураи клана должны сделать себе сэппуку. Сбежать Сердюку не удалось. Он вспомнил прошедшую ночь и понял, что она, в отличие от мира за дверью офиса, была настоящей. Он не захотел всё это предавать, взял меч и вспорол себе живот. Союз России и Востока продлился недолго.

Сердюк очнулся в психлечебнице. «Вот так тебя и нашли у калорифера, с розочкой в руке. С кем пил-то на самом деле, помнишь?» — спрашивал главврач.

Вторая часть

Проснулся Пётр в середине 1990-х в психиатрической лечебнице.

Её главврач лечил «раздвоение ложной личности» по собственной методике: группу пациентов погружали в ложную реальность одного из них, а по окончании сеанса все они возвращались к своим привычным маниям.

Петру вкололи препарат и ввели в групповой галлюцинаторный сеанс. Он попал в реальность пациента, считающего себя просто Марией из мексиканской мыльной оперы.

На дымной набережной Мария встретила своего суженого — Арнольда Шварценеггера. Тот отвёл её на пустырь, к военному истребителю, где должен был осуществиться их «алхимический брак». Посадив Марию на фюзеляж, Арнольд взлетел. Самолёт накренился, Мария покатилась по крылу и зацепилась капюшоном за ракету. Она крикнула, что так не хочет, и ей больно. Шварценеггер выпустил ракету, и Мария вместе с ней влетела в Останкинскую телебашню. Слияния России с Западом не произошло.

Вынырнув из «не самого интересного видения в своей жизни», Пётр заснул.

Пятая Часть

Петр очухался в неизвестном помещении на койке. Возле койки сидела Анна. Анна поведала, что произошло сражение. В битве Петр повелевал эскадроном и получил контузию. После чего он пролежал несколько месяцев в больнице. Петр встал с постели, вышел на улицу прогуляться. Они с Анной пришли в ресторан, и та поведала, что он сильно сдружился с Чапаевым. Анна была племянницей Чапаева. Петр поразмыслил, что Анна влюблена в него. На что Анна разозлилась и сказала, что приходила его навещать. Петр обиделся и они поругались. В стычку между ними вмешались офицеры, которые сидели в ресторане. Во время ссоры пришел лысый мужчина и всех разнял. В конце он увез Анну с собой. Петр почувствовал себя униженным после ссоры с девушкой. Петр встретился с Чапаевым в старой усадьбе. Чапаев расстроился, увидев что Петр все позабыл. Друг угостил Петра самогоном. Выпив слишком много, Пустота опьянел. Он пришел в свою комнату и заснул. Его разбудил Котовский, который пришел поговорить. Котовский хотел раздобыть чуть – чуть кокаина. Петр сказал, что последнюю порцию поменял на коляску с лошадьми.   

Наиболее известные стихотворения[править]

СМОТР
На солнце, сверкая штыками —
Пехота. За ней, в глубине, —
Донцы-казаки. Пред полками —
Керенский на белом коне.
Он поднял усталые веки,
Он речь говорит. Тишина.
О, голос! Запомнить навеки:
Россия. Свобода. Война.
Сердца из огня и железа,
А дух — зеленеющий дуб,
И песня-орёл, Марсельеза,
Летит из серебряных труб.
На битву! — и бесы отпрянут,
И сквозь потемневшую твердь
Архангелы с завистью глянут
На нашу весёлую смерть.
И если, шатаясь от боли,
К тебе припаду я, о, мать,
И буду в покинутом поле
С простреленной грудью лежать —
Тогда у блаженного входа
В предсмертном и радостном сне,
Я вспомню — Россия, Свобода,
Керенский на белом коне.
27 июня 1917, Павловск
СНЕЖНАЯ ЦЕРКОВЬ
Зима и зодчий строили так дружно,
Что не поймёшь, где снег и где стена,
И скромно облачилась ризой вьюжной
Господня церковь — бедная жена.
И спит она средь белого погоста,
Блестит стекло бесхитростной слюдой,
И даже золото на ней так просто,
Как нитка бус на бабе молодой.
Запела медь, и немота и нега
Вдруг отряхнули набожный свой сон,
И кажется, что это — голос снега,
Растаявшего в колокольный звон.
Нижний Новгород, март 1918

Что такое «Чапаев и Пустота»?

Книга представляет собой сатирическую и философскую аллегорию на современное общество и миропорядок. Главные герои — четыре Пустоты, некие антигерои, которые приходят в наш мир из другой реальности и пытаются приспособиться к новой жизни.

Среди Пустот есть и реинкарнация вымышленного героя Советского Союза, Василия Чапаева, который должен стать ключевой фигурой в решении глобальных проблем. Однако его поистине безумные приключения и попытки адаптироваться к современному обществу сталкиваются с проблемой пустоты — отсутствием смысла и цели.

Произведение исследует темы власти, политики, идеологии, религии, вопросы самоидентификации и поиска смысла в жизни. Оно критически относится к псевдоавторитетам и стандартам, которыми управляется современное общество.

«Чапаев и Пустота» является сложным и многогранным произведением, отличающимся оригинальным стилем и глубокими философскими мыслями, поэтому оно до сих пор привлекает внимание читателей и вызывает много дискуссий

Первая часть

Зима 1918 года. В центре послереволюционной Москвы Пётр наткнулся на бывшего однокурсника и поэта фон Эрнена. Тот теперь служил в ЧК и пригласил старого друга в свою огромную, конфискованную у кого-то квартиру.

Пётр признался, что три дня назад в Петербурге за абстрактное стихотворение его хотели взять люди из ЧК, но он убежал от них, отстреливаясь. Фон Эрнен, обещавший помочь, решил всё же его арестовать. Под дулом маузера Пётр вышел в прихожую, где неожиданно накинул на подлеца своё пальто и задушил его.

Пётр надел кожанку чекиста, перезарядил пистолет и хотел было уходить. Вдруг в квартиру ввалилась пара матросов в бушлатах. Приняв Петра за фон Эрнена, они вручили ему приказ «провести нашу линию» в литературном кабаре, выпили с ним водки с кокаином и вместе поехали туда.

В полутёмном зале кабаре Пётр встретился взглядом со странным человеком с волевым спокойным лицом и закрученными вверх усами.

Пётр поднялся на эстраду, прочёл только что написанный стих и после строчки «ответим белой сволочи революционным террором!» выстрелил в люстру. Сопровождавшие его матросы подхватили стрельбу. В зале кричали и прятались за колоннами, и только тот усатый человек невозмутимо сидел за своим столом.

Прекратив пальбу, матросы с Петром вышли через чёрный ход и сели в автомобиль. В дороге Пётр уснул.

Восьмая часть

На этот раз Пётр попал в реальность Володина, «нового русского». Тот вместе с двумя бандитами — своей «крышей» — приехал на джипе в лес. Компаньоны развели на поляне костёр, съели психогенных грибов и ждали прихода.

Володин объяснил недалёким спутникам, что «весь кайф в мире» — внутри человека. Он заперт, как в сейфе, и чтобы добыть ключик от этого сейфа, надо отказаться от всего. Этим и занимаются в монастырях, где монахи «прутся» круглые сутки от ощущения мировой любви.

Один из приятелей проникся идеей вечного кайфа, но Володин его разочаровал: «если б так просто врубиться можно было, сейчас бы пол-Москвы бесплатно пёрлось». Внутри человека полно всяких ипостасей: и подсудимый, и прокурор, и адвокат. Но чтобы словить «всемирный кайф», надо «всю эту очередь оттереть» и стать никем.

Разговоры прервал столб света, который спустился на костёр и охватил собой сидящих вокруг. Те увидели пустоту и отведали вечного кайфа. Двое «нищих духом» стали вопить и кричать. «Так, ноги делаем. Быстро!» — сказал Володин, увидев в пустоте Чёрного Барона, и приятели разбежались кто куда.

Придя в себя, все собрались у джипа Володина. По дороге тот объяснил, что они залезли в вечный кайф незаконно, а за это там и повязать могут. На физическом уровне забирают в дурдом, а куда «на тонком» — загадка. Если бы его спутники не устроили шухер, всё бы обошлось.

Седьмая Часть

Петр очнулся в штабе, где Котовский просил у него наркотики. Чапаев повез его на встречу к Черному Барону чтобы доказать силу ума и разницу между бессмертием и смертностью. Петр вошел в мистический лагерь Барона. В лагере было очень темно и повсюду горело множество костров. Вдали он видел мелькающие силуэты людей. Барон разъяснил герою, что реальность с Чапаевым и психбольницей имеют равнозначный характер. Петр погрузился в транс и вдел во сне иллюзии. Вдруг Петр очнулся в степи возле костра, где сидели Барон и Чапаев. У костра он видел умерших однополчан. Петр снова очнулся в штабе у Чапаева. Он был один. Позже он пошел в свою комнату и заснул на кровати.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный мир
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: