Казаки толстой краткое содержание по главам

Казаки толстой анализ кратко

Казаки — краткое содержание

f033ab37c30201f73f142449d037028d

f033ab37c30201f73f142449d037028d

f033ab37c30201f73f142449d037028d

f033ab37c30201f73f142449d037028d

   Действие повести происходит в станице Новоминская, расположенной рядом с Тереком, отделяющим земли казаков и чеченцев. Именно здесь расположен кавказский пехотный полк, в котором служит юнкер Дмитрий Андреевич Оленин. 

   Оленину 24 года, до сих пор жизнь его протекала легко и беззаботно. Он совершил немало ошибок, старался ни к чему серьезно не относится и успел прогулять половину того состояния, которое оставили ему родители, умершие, когда Дмитрий был ребенком. Отправление в полк рассматривалось им, как шанс начать новую жизнь.

   Станица, куда приезжает Оленин, живет своей размеренной жизнью. Оленина поселяют в дом хорунжего, который работает в школе учителем и домой приезжает только в праздники.

Хозяева дома – бабушка Улита и ее дочь Марьянка поначалу не очень приветливы к Оленину, но это никак не связано с самим молодым человеком – просто казаки привыкли так относиться ко всем чужакам.

Тем более, что обычно армейские офицеры ведут себя не очень прилично, с точки зрения казаков — они проводят свободное время в пьянстве, ухаживаниях за молодыми казачками и игре в карты.

   Но Оленин совсем не такой. Ему нравится размеренная жизнь казаков, он присматривается к ним, внимательно слушает рассказы старого Ерошки и постепенно вливается в новую для него атмосферу.

Весь день он проводит в лесу, охотясь, а вечером, возвращаясь домой, ужинает и ведет долгие беседы с Ерошкой. Он угощает Ерошку вином, дарит коня молодому казаку Лукашке, отвечает согласием на требования хорунжего платить за квартиру больше, чем было оговорено в самом начале.

   Особенно нравится ему Марьянка. Но он смотрит на нее точно так же, как смотрит на красоту окружающих станицу гор и не думает ни о чем большем. Тем более, что Марьянка готовится к свадьбе с Лукашкой.

Но однажды он, подавшись уговорам князя Белецкого, с которым был знаком еще в Москве, приходит на вечеринку, где присутствует и Марьянка. Оставшись с ней наедине, он ее целует и понимает, что любит ее и готов на ней жениться.

Видя, что готовится свадьба Марьянки и Лукашки, Оленин делает ей предложение. Девушка отвечает согласием, но Оленину надо еще получить и согласие ее родителей на свадьбу.

   Отправившись к родителям девушки, он видит на улице отряд казаков и узнает, что несколько абреков перебрались через Терек. Вместе с отрядом он уезжает и участвует в схватке, в которой оказывается смертельно раненым Лукашка.

Вернувшись в станицу, Оленин идет поговорить к Марьянке, но видит, что она вновь относится к нему очень негативно. Поняв, что она его никогда не полюбит, Оленин решает уехать из станицы в крепость.

Теперь он уже не мечтает о новой жизни, как при отъезде из Москвы.

Читать краткое содержание Хаджи Мурат Льва Толстого

Сюжет произведения разворачивается осенью в 1851 году. Главный герой Хаджи-Мурат является наибом муллы Шамиля. Они стали злейшими врагами. Имам взял в плен всех родных своего помощника. Хаджи-Мурат вынужден бежать в аул Махкет. Там он скрывается у старого приятеля Садо, но понимает, что вечно так продолжаться не будет и поэтому переходит на сторону своих врагов – русских.

Руководитель Куринского полка князь Воронцов со своей супругой Марьей Васильевной и ее сыном от предыдущего мужа проживает в лучших апартаментах крепости. Русской семье кажется, что они лишены многих вещей, вынуждены стеснять себя в чем-то. Другие же, видя жизнь князя и его семьи, поражаются их роскошью.

В эту самую ночь местные жители Махкета, хотят оправдать себя перед имамом, поэтому пытаются поймать наиба. Но Хаджи-Мурат ловкий и хитрый воин, взять его не так уж просто. Он со своим помощником убегает вглубь леса. Там их ждут другие мюриды. Здесь Хаджи-Мурат надеется на то, что Воронцов примет его пропозицию вести борьбу против имама. Русские офицеры, которые впервые увидели Хаджи-Мурата, поражаются его добродушию, наивной улыбке и спокойствию. Посланник наиба сообщает ему, что князь готов встретить его со всеми почестями. Это действительно оказалось правдой. Воронцов тепло принимает гостя. Герой требует, чтобы его отправили к главнокомандующему в Тифлис.

Отец Воронцова хорошо осмысливает то, что чеченский наиб всегда будет противником русского народа, а сейчас вынужден действовать так в связи с последними происходящими событиями. В это же время Хаджи-Мурат осознает, что старый князь раскусил его. Каждый из них говорит совершенно другое, не то о чем думает. В свою очередь Хаджи-Мурат дает слово верой и правдой служить царю, и настроить всех дагестанцев против Шамиля. За это наиб просит Воронцова помочь освободить его семью. Князь дает слова поразмышлять об этом.

Хаджи-Мурат находится в Тифлисе, ходит на светские мероприятия, а в глубине души противоречит образу жизни русских. В качестве помощника героя является Лорис-Меликов, которому наиб рассказывал о своей жизни и объяснил причину вражды с имамом. Адъютант тщательно наблюдал за воинами Хаджи-Мурата. Часть из них совершенно не понимало, почему повинуются наибу и в удобный момент могли перевестись на сторону Шамиля, остальные были верными своему руководителю, готовы были пожертвовать своей жизнью ради него.

Наиб по приказу Николая I находится в Тифлисе, ожидает набега на Чечню. В этой операции участвует и русский офицер Бутлер, который станет близким другом Хаджи-Мурату. Офицер восхищается песней наиба о кровной мести. Нападение русских оставило после себя неблагоприятный след: разрушен аул Махкет, мечети и другие достопримечательности засорены. Наблюдая за этой картиной, чеченцы испытывают чувство отвращения к русским и желают уничтожить их, как вредоносных насекомых.

Хаджи-Мурат оказывается в другой крепости именуемой Грозной. А его семья находится под пристальным наблюдением людей Шамиля в Ведено. Грозный имам требует, чтобы наиб вернулся назад, иначе его мать и супруга пойдут по рукам, а сына ослепят.

Наиб живет в это время в доме военного Петрова. Для Марьи Дмитриевны Хаджи-Мурат стал авторитетом. Она очень уважала чеченского военного, так как он отличался добротой, интеллигентностью, обходительностью по сравнению с русскими офицерами, которые то и могли, что пьянствовать и выражаться нецензурными словами.

Герой понимает, что все его усилия по освобождению семьи напрасны, он отправляется снова в Тифлис. Он служит царю, за что получает денежное вознаграждение. Но русские офицеры не торопятся помогать Хаджи-Мурату, поэтому он решает действовать самостоятельно. Наиб часто вспоминает родных и свое детство. Его наполняют непонятные чувства – ностальгия по Родине.

Мюриды наиба бессердечно убивают казаков. Хаджи-Мурат надеется, что перейдет речку Алазань, но ему это не под силу, так как дорогу полностью затопило водой. Битва на рисовом поле стало для него последней. В этом бою силы были неравны, Хаджи-Мурат был ранен и погиб.

Он был мужественным воином и боролся до конца.

Варвары отделили голову от тела Хаджи-Мурата и демонстрировали всем. Увидели голову наиба офицер Бутлер и Марьи Дмитриевна. Это была большая потеря для них. Хаджи-Мурат стал для них близким товарищем.

Краткое содержание Кассиль У классной доски для читательского дневника

Началом повествования, является рассказ об обычной учительницы по имени Ксения Андреевна Карташова, которая больше тридцати лет учила сельских ребят. Она отличалась необыкновенным спокойствием, рассудительностью, а самое главное справедливостью. Ребята очень её любили и, хоть называли строгой, а все равно знали, всё-что бы не сказала Ксения Андреевна, это только для их блага и пользы. Девочки старших классов очень хотели перенять плавные движения, эту неповторимую стать и грациозность. И несмотря на то, что волосы её посидели, глаза же оставались такими, как были в молодости, ярко-синими.

И не только ребята глубоко уважали свою учительницу, но также и все, кого она либо, когда учила. Среди них были и люди знатные, и простые, но все без исключения относились к ней с чувством глубокой преданности.

И выпало на долю Ксении Андреевной не лёгкое военное время. Все ребята с её класса, как могли ток и помогали партизанам. Костя Рыжков, который был лучшим пловцом, доставлял партизанам на тот берег, различные послания и донесения. Ученица Шура Капустина, оказывала первую помощь пострадавшим, а самый тихий мальчик в классе Сеня Пичуги, предупреждал своих о приближающихся немцев.

Но однажды случилось, так, что ребятам не удалось скрыться от приближающихся немцев и те заперли их вместе с учительницей в классе. Ребята были сильно взволнованы, но мудрая и спокойная Ксения Андреевна сумела их успокоить.

Читать краткое содержание У классной доски. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Краткое содержание повести Казаки. Кавказская повесть 1852 года.

Ранним зимним утром от крыльца московской гостиницы Шевалье, простясь с друзьями после долгого ужина, Дмитрий Андреевич Оленин отъезжает на ямской тройке в кавказский пехотный полк, куда зачислен юнкером.

Оленин принят хозяевами холодно, как и заведено у казаков принимать армейских. Но постепенно хозяева становятся терпимее к Оленину. Этому способствует его открытость, щедрость, сразу установившееся приятельство со старым казаком Ерошкой, которого в станице уважают все. Оленин наблюдает жизнь казаков, она восхищает его естественной простотой и слитностью с природой. В порыве добрых чувств он дарит Лукашке одну из своих лошадей, и тот принимает подарок, не в силах понять такого бескорыстия, хотя Оленин искренен в своем поступке. Он всегда угощает вином дядю Ерошку, сразу соглашается с требованием хорунжего повысить плату за квартиру, хотя оговорена была меньшая, дарит Лукашке коня — все эти внешние проявление искренних чувств Оленина казаки и называют простотой.

Оленин участвует в одной экспедиции и представлен в офицеры. Он сторонится избитой колеи армейской жизни, состоящей в большей части из картежной игры и кутежей в крепостях, а в станицах — в ухаживании за казачками. Каждое утро, налюбовавшись на горы, на Марьянку, Оленин уходит на охоту. Вечером возвращается усталым, голодным, но совершенно счастливым. Непременно приходит к нему Ерошка, они долго беседуют и расходятся спать.

Оленин каждый день видит Марьянку и любуется ею так же, как красотой гор, неба, даже не помышляя о других отношениях. Но чем больше он наблюдает ее, тем сильнее, незаметно для себя, влюбляется.

В это же время продолжаются приготовления к свадьбе Лукашки и Марьянки. В таком странном состоянии, когда внешне все идет к этой свадьбе, а у Оленина крепнет чувство и яснеет решимость, он делает девушке предложение. Марьянка соглашается, при условии согласия родителей. Наутро Оленин собирается идти к хозяевам просить руки их дочери. Он видит на улице казаков, среди них Лукашку, которые едут ловить перебравшихся на эту сторону Терека абреков. Повинуясь долгу, Оленин едет с ними.

Окруженные казаками чеченцы знают, что им не уйти, и готовятся к последнему бою. Во время схватки брат того чеченца, которого ранее убил Лукашка, стреляет Лукашке из пистолета в живот. Лукашку привозят в станицу, Оленин узнает, что тот при смерти.

Вы прочитали краткое содержание повести «Казаки». Предлагаем вам также посетить раздел Краткие содержания , чтобы ознакомиться с изложениями других популярных писателей.

Обращаем ваше внимание, что краткое содержание повести «Казаки» не отражает полной картины событий и характеристику персонажей. Рекомендуем вам к прочтению полную версию повести

Краткое содержание Капнист Ябеда

В книге рассказывается о главе Гражданской палаты Кривосудова. В имении Кривосудова повытчик Добров встретился с подполковником Прямиковым. Прямиков рассказал товарищу, что его сосед Праволов открыл против него судебное дело. По словам Прямикова его сосед был ябедником. Праволов располагал опытом в проведении судов и всегда подкупал председателей ради собственной пользы. Кривосудов был опытным взяточником. Взятку брали его секретари и прокурор. Чтобы решить ситуацию Добров посоветовал Прямикову дать взятку. Прямиков решил довериться закону.

Все судебные дела Кривосудов проводил дома. При этом брал плату за зал для проведения суда. Через некоторое время должна приехать дочь Кривосудова Софья. Услышав о приезде Софии, Прямиков был сильно взволнован. Впервые они познакомились в Москве. После прибытия Софьи, Прямиков узнал, что она его любит. В гостях у Кривосудова молодой подполковник попросил руки Софьи. Также он рассказал Кривосудову о своем процессе. Кривосудов выпроводил Прямикова и обещал принять решение насчет обоих вопросов. После его ухода, Кривосудов выразил недовольство и сказал, что не желает иметь подобного зятя. Прямиков был из состоятельной семьи, но не мог копить и сберегать свое богатство. Добров принес документы для рассмотрения Кривосудовым. Кривосудов ни разу не подписывал никаких документов без взятки.

На дне рождения председателя в гости пришел Наумыч, и принес гостинцы от Праволова. На рассказ о Прямикове, Кривосудов сказал, что подполковник является полной бездарностью. При беседе с супругой Кривосудов сказал, что Прямиков может выиграть дело. Супруга посоветовала найти правила в законе, по которым молодой человек должен проиграть. Фекла намеревалась отдать Софью в жены за Праволова. Софья считала его черствым стариком. Праволов подкупил судей и всех свидетелей. Праволов хотел подружиться с Кривосудовым, но не намеревался обручиться с его дочерью.

На завтрашний день Праволов отправил Наумыча с деньгами. Наумыч вручил конверт, и выразил признательность. Секретари председателя уже нашли закон, по которому Прямиков должен проиграть. Служанка Анна вместе с Добровым начали прибираться в гостиной для проведения судебного разбирательства. Члены палаты зашли в гостиную. Кривосудов по очереди рассматривает все судебные дела. Чуть позже Кривосудов зачитал дело Прямикова и Праволова. Спустя немного времени в заседание пришел почтальон и принес 2 конверта. В первом письме было приказано посадить Праволова. А в следующем конверте было распоряжение расформировать и посадить всех сотрудников палаты и самого Кривосудова. В конце Прямиков получил согласие на брак с Софьей.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Мари

Мерсо возвращается домой. Проспав около двенадцати часов, он отправляется на пляж, где встречает Мари Кардон — бывшую служащую его конторы. Между ними завязывается роман, который не вызывает в душе главного героя никаких эмоций. В его жизни ничего не изменилось ни после смерти матери, ни после ночи, проведенной с Мари.

На следующий день Мерсо отправляется в контору. На обратном пути встречает соседей — старика, выгуливающего собаку, и сутенера Раймона. Последний просит его о помощи. Нужно написать письмо бывшей любовнице, чтоб вызвать ее на свидание. Раймон, дабы отомстить за измену, изобьет ее. Мерсо не только соглашается, но и позже, когда на сутенера подают в суд, выступает в его защиту.

Начало жизни

Ни для кого не секрет, кто написал «Федорино горе». Автор — Корней Чуковский. Он родился в далеком 1882 году. Впоследствии в краткой автобиографии 1964 года Чуковский признавался, что не любил, когда его называли старейшим писателем. Однако это действительно так, ведь ему посчастливилось увидеть Александра Куприна, Владимира Короленко, Александра Блока и других деятелей Серебряного века. Местом рождения Чуковского стал Петербург. Его отцом был студент, который оставил крестьянку, мать писателя, с двумя детьми. В городе на Неве мальчик занимался самообразованием, погружался в тонкости английского языка (что ему очень пригодилось, когда работал в Лондоне в качестве корреспондента газеты «Одесские новости»).

Вернувшись в Россию, писатель наладил контакты с людьми, которые ныне признаны классиками литературы. Чуковскому принадлежит ряд работ, посвященных творчеству Некрасова (который был его любимым поэтом), Чехова, футуристам, массовой литературе. Но когда стал интересоваться литературным творчеством для детей тот, кто написал «Федорино горе»? Автор этой сказки по приглашению Горького начал работать в издательстве «Парус». Заведуя в нем детским отделом, Чуковский и сам подумывал о написании сказочной поэзии и прозы. Вскоре издательство прекратило существование, и писатель со своим «Крокодилом» (который уже в то время был создан) перекочевал в «Ниву».

Убийство

На выходные Мерсо отправляется с Раймоном и Мари в гости к приятелю Массону. По дороге они встречают арабов. Один из них — брат женщины, которую избил не так давно Раймон, но благодаря содействию друга был оправдан. Они приезжают к Массону. Целый день проводят на пляже. А к вечеру снова встречают арабов и понимают, что те их выследили. Происходит драка, в результате которой Раймон получает ножевое ранение.

Спустя несколько дней они снова встретили арабов. На этот раз Раймон отдал Мерсо пистолет, а затем исчез. Страдая от невыносимого зноя, главный герой почувствовал недомогание, напоминающее состояние опьянение. Яркие солнечные лучи раздражали его и, увидев одного из арабов, он достал револьвер и выстрелил в него.

Тема и проблематика

Тема рассказа – становление личности, проблема выбора. Основная мысль состоит в том, что для достижения жизненных целей нужна не только решимость, но и мудрость, смирение перед жизненными обстоятельствами. Кроме того, Платонов в 5 главке решает философский вопрос о сосуществовании двух образов жизни – оседлого и кочевого. Героиня понимает замысел советского служащего и добровольно, даже с радостью, принимает пожизненную роль песчаной учительницы.

Поднимаются также социальные проблемы, связанные с пренебрежением власти к людям (Марию вежливо выслушивают, пожимают руку в знак окончания разговора, но помогают исключительно советом). Зато просят посвятить всю жизнь общественному делу. Актуальны в рассказе философские проблемы жертвы и воздаяния, благодарности, воодушевления, мудрости и недальновидности.

«Посторонний» Альбера Камю

Краткое содержание повести передать буквально парой слов: это история странного молодого человека, совершившего убийство из-за ярких лучей солнца. Более подробное изложение, характеристика героя и анализ произведения представлены ниже. Особенности книги Альбера Камю «Посторонний»: повествование ведется от первого лица, герой рассказывает о событиях из своей жизни беспристрастно. Даже тогда, когда речь идет об убийстве.

Писатель однажды сказал: «В нашем обществе тот, кто не плачет на похоронах матери, может быть приговорен к смерти». В этом идея книги «Посторонний» Альбера Камю. Краткое содержание изложено по следующему плану:

  • На похоронах матери.
  • Мари.
  • Раймон.
  • Безразличие.
  • Убийство.
  • Арест.
  • В камере смертника.

Пересказ в тезисах

Программа 6 класса предусматривает умение учащегося тезисно изложить пройденный материал. Это нельзя назвать собственно пересказом рассказа «Уроки французского» – скорее попыткой передать свое понимание основных мыслей произведения. В нескольких главах автор рисует перед читателем следующую картину.

  1. Мальчик (писатель предпочитает не называть имя главного героя) оказывается совсем один в чужом для себя месте, где вынужден не только учиться, но и в прямом смысле слова выживать. Царил голод, а скудные запасы, присылаемые из дома, таяли раньше времени из-за воровства других учеников.
  2. Постоянный голод подталкивает мальчика к мысли о необходимости добыть деньги, но, так как работать он еще не мог, единственно доступным способом стала строго запрещенная азартная игра.
  3. Классный руководитель Лидия Михайловна, узнав о «преступлении», решает не выдавать своего подопечного, а помочь ему своими силами.
  4. Способ, выбранный Лидией Михайловной, не вписался в принятые рамки «добропорядочного поведения», формально ею были нарушены строгие запреты, а потому ей пришлось уволиться из школы и уехать.

Образ природы

Также Державин воспевает и прекрасные природные пейзажи, с которыми гармонирует образ просвещенной монархини. Описываемые им ландшафты во многом похожи на сцены с гобеленов, украшающих гостиные петербургской знати. Державин, который также увлекался рисованием, неспроста называл поэзию «говорящей живописью». В своей оде Державин говорит о «высокой горе» и о «розе без шипов». Эти образы помогают сделать образ Фелицы еще более величественным.

Часто произведения литературного творчества, отстоящие от современности на многие годы и даже века, оказываются сложными для восприятия, понимания и усвоения не только учениками школы, но даже взрослыми людьми. Именно поэтому сегодня речь пойдет о таком поэте 2-й половины 18-го — 1-й половины 19-го века, как Гавриил Романович Державин. «Фелица», краткое содержание которой будет рассмотрено в этой статье, поможет нам лучше понять автора и его творческое наследие.

Об авторе

Создатель повести «Посторонний» — Альбер Камю — прозаик, эссеист, философ и лауреат Нобелевской премии по литературе. Будущий писатель родился за год до начала Первой мировой войны в алжирском местечке Мондови. Его отец работал на винодельческой ферме, 1914 году погиб в битве на Марне. Мать Камю была необразованной женщиной.

Детство будущего лауреата Нобелевской премии прошло в нищете. Однако Альбер с ранних лет проявлял удивительные способности, а потому, в отличие от многих своих сверстников, поступил после окончания школы в лицей. В тридцатые годы Камю изучал философию в Алжирском университете. Он много читал, вел дневник, писал эссе. Огромное влияние на формирование Камю как писателя оказали творчество Достоевского, труды Ницше.

В начале Второй мировой войны писатель работал в газете «Пари-суар». В 1940-м он завершил работу над повестью «Посторонний». Альбер Камю в 1942 году смог издать произведение, и это стало важным событием во французской литературе. В годы войны он написал также «Миф о Сизифе» и «Чуму».

Камю был человеком довольно активным. Примыкал то к одной, то к другой подпольной организации. В начале пятидесятых публиковался в анархистском журнале. За повесть «Посторонний» Альбер Камю получил Нобелевскую премию в 1957-м – за три года до смерти. Основная тема произведений французского прозаика – борьба с несправедливостью и насилием.

Образы в оде

Нужно отметить, что через все стихотворение также проходит образ царевича Хлора. Этот персонаж взят из «Сказки о царевиче Хлоре», которая была написана самой императрицей. Ода начинается с пересказа этой сказки, присутствуют такие образы, как Фелица, Лентяй, Мурза, Хлор, Роза без шипов. А завершается произведение, как и положено, хвалой благородной и милостивой правительнице. Подобно тому, как это бывает в мифических произведениях, образы в оде являются условными, аллегорическим. Но у Гаврилы Романовича они даны в совершенно новой манере. Поэт рисует императрицу не просто богиней, но и той, кому не чужды людские жизни.

Жанровые особенности

Жанр «Фелицы» Державина — ода, хвалебная торжественная песнь, в которой автор благодарит императрицу за то, что она старается заниматься просвещением, уделяет должное внимание литературе и искусству, не стремится унижать своих подданных или издеваться над ними. Именно такой, в представлении поэта, и должна быть жизнь человека, наделенного божественной властью. Жанровые особенности произведения позволяют отметить, что поэт сознательно отказался от популярных классицистических шаблонов, в частности, привносит в возвышенный стиль и высокий слог оттенки сатиры, что для канонической хвалебной оды было недопустимо

Жанровые особенности произведения позволяют отметить, что поэт сознательно отказался от популярных классицистических шаблонов, в частности, привносит в возвышенный стиль и высокий слог оттенки сатиры, что для канонической хвалебной оды было недопустимо.

Другие черты текста:

Смешение высоких устаревших слов с бытовыми, разговорными. Первые используются при рассказе о самой Фелице, вторые же применяются автором для того, чтобы показать суровую правду жизни ее приближенных, людях, для которых порок стал нормой.
Наличие личностного начала

Для классической оды свойственно описание важного героического события или же объективное, обезличенное восхваление исторической личности. Державин же, в отличие от предшественников, пишет о собственных мыслях, переживаниях, чувствах. Поэтому текст в итоге получился с легким намеком интимности, трогательности, в нем можно обнаружить элементы сентиментализма.
Размер — четырехстопный ямб с пиррихием, позволяющий создать особую торжественную восторженную интонацию

Этой чертой текст напоминает классическую оду.

Поэтому текст в итоге получился с легким намеком интимности, трогательности, в нем можно обнаружить элементы сентиментализма.
Размер — четырехстопный ямб с пиррихием, позволяющий создать особую торжественную восторженную интонацию. Этой чертой текст напоминает классическую оду.

Новизна произведения

В своем произведении Державин изображает добродетельную Фелицу в противопоставлении ленивым и изнеженным вельможам. Также в анализе оды «Фелица» стоит отметить, что само стихотворение пропитано новизной. Ведь образ главного действующего лица является несколько иным по сравнению, к примеру, с произведениями Ломоносова. У Михаила Васильевича образ Елизаветы является несколько обобщенным. Державин же указывает в своей оде на конкретные дела правительницы. Он также говорит и о ее покровительстве торговле, промышленности: «Велит любить торги, науки».

До того, как была написана ода Державина, обычно образ императрицы выстраивался в поэзии по своим строгим законам. Например, Ломоносов изображал правительницу как земное божество, которое ступило с далеких небес на землю, кладезь бесконечной мудрости и безграничной милости. Но Державин осмеливается отойти от данной традиции. Он показывает многогранный и полнокровный образ правительницы – государственного деятеля и выдающуюся личность.

Краткий пересказ

Действия разворачиваются в небольшом селе, где в местной школе работает учительницей Ксения Андреевна. Строгую, но справедливую и внимательную женщину знают и любят все местные жители. Почти все обучались грамоте именно под ее началом, а сейчас водили к ней уже своих собственных детей.

Во время войны рядом с поселением была расположена линия фронта. Мужское население самостоятельно организовало отряд и ушло воевать к партизанам, которые прятались в лесу. Все, кто остался в деревне, оказывали им посильную помощь:

занимались сбором важной информации;
предоставляли медицинскую помощь;
носили продукты и одежду.

Люди в селе уже давно не обращали внимания на перемещение войск, шум вражеской техники. Но однажды фашисты появились на главной улице: на мотоцикле сидело трое немцев. Они под дулом винтовок собрали детей в школе. Самый главный из них потребовал стул, но ни один из ребят не тронулся с места, чтобы выполнить приказ врага. Тогда Ксения Андреевна объяснила, что дети слушаются только ее указаний, по ее просьбе все-таки был принесен табурет.

Офицер предложил ученикам пройти экзамен: указать на карте, где скрываются партизаны, но вновь ни один не шелохнулся, и не раскрыл рта. Немцы разозлись, схватили педагога, подвели ее к доске и объявили, что расстреляют, если дети продолжат молчать. Они считали до трех. Ксения Андреевна тихо попросила подопечных не смотреть и ничего не говорить.

Вдруг из строя выбежал Костя Рожков, он подошел к доске, с силой ударил медной створкой врага. А затем бросился наутек через открытое окошко. Вслед ему раздался крик и выстрелы. Отважный подросток смог живым добраться до речки, переплыть ее и укрыться в лесу.

На звуки стрельбы пришли партизаны, они повязали немцев. Теперь учительница, как знаток немецкого языка, участвовала в допросе врага, и уже они дрожали в ожидании своей горькой участи.

Лев Николаевич Толстой «Казаки»: обзор книги

Пост навеян прочтением повести «Казаки» Льва Николаевича Толстого. Раньше как-то совершенно несправедливо недооценивал небольшие произведения Толстого, теперь опять приходится нагонять.

Справка Толстой Лев НиколаевичПолное название: «Казаки»Жанр: повестьЯзык: русскийДата написания: 1862 годДата первой публикации: 1862 годКоличество страниц (А4): 120

Краткое содержание повести «Казаки» Толстого Л.Н.

Главный герой повести «Казаки» Льва Николаевича Толстого — юнкер Дмитрий Андреевич Оленин, богатый молодой человек. Он едет служить на Кавказ по собственному желанию. Доехав до места, он поселяется в казачьей станице Новомлинской.

Станица эта находится на берегу Терека, на самой границе с чеченскими землями. В станице живут терские казаки, находящиеся на службе царя. При этом они сохранили старую веру и традиции.

Оленина в станице встречают достаточно прохладно, но он и не ищет ничьего общества, ему хорошо живется в относительном уединении. Мало-помалу он начинает привыкать к такой жизни и начинает ценить свой образ жизни гораздо сильнее, чем ту жизнь, которую он вел раньше.

Он близко сходится с местным стариком казаком Ерошкой, который учит его охоте, а также местным традициям и обычаям.

Оленин живет в доме казачьего хорунжего, у которого есть дочь-красавица по имени Марьяна. Она нравится местному молодому казаку по имени Лукашка (Лука). Он (Лукашка) хоть и беден, но удал и дерзок: он смел в бою, ловок в седле, безудержен в гулянии, бесстрашен в вылазках на вражеские территории.

Однажды он убивает переплывшего через Терек чеченца, чем заслуживает большое уважение среди казаков. Оленин дарит ему коня, чтобы он смог посвататься к Марьяне. Так и происходит, родители Марьяны дают добро на скорую свадьбу Марьяны и Лукашки. Сам Оленин неравнодушен к Марьяне, но пока не отдает себе в этом отчета.

На одной из деревенских посиделок ему удается поговорить с Марьяной и они начинают общаться, Оленин часто приходит к ним в гости. Он убеждается, что любит Марьяну, но не знает, что ему делать дальше: ему противна мысль о том, чтобы сделать Марьяну своей любовницей, но не знает он и, как ему на ней жениться.

Незадолго до свадьбы Марьяны и Лукашки он чувствует, что и Марьяна не совсем к нему безразлична. Он делает ей предложение и получает ее согласие. На следующее утро он собирается пойти к ее отцу просить ее руки, но этим планам не суждено было сбыться.

Станичные казаки собираются по тревоге: чеченцы тайком переплыли через Терек, но были замечены казачьим патрулем. Оленин едет с казаками.

Казаки, ведомые Лукашкой, убивают чеченцев, но при попытке взять живым одного из них (брата того самого убитого Лукашкой чеченца) Лукашка получает тяжелое ранение в живот.

Он находится при смерти, казаки посылают за доктором, который может вылечить раненого травами. После произошедшего Марьяна отказывается продолжать общение с Олениным, и он понимает, что ему больше нечего делать в станице.

Он просит перевода и уезжает, предварительно простившись с Ерошкой.

СмыслВ повести «Казаки» автор противопоставляет простую жизнь, близкую к природе, жизни в современной цифилизации.

Главный герой романа находит удовольствие в относительном уединении, отдает должное самобытности окружающих его людей.

«Поймите одно или поверьте одному. Надо видеть и понять, что такое правда и красота, и в прах разлетится все, что вы говорите и думаете, все ваши желанья счастья и за меня и за себя. Счастье — это быть с природой, видеть ее, говорить с ней.

„Еще он, избави Боже, женится на простой казачке и совсем пропадет для света“, — воображаю, говорят они обо мне с искренним состраданием.

А я только одного и желаю: совсем пропасть в вашем смысле, желаю жениться на простой казачке и не смею этого потому, что это было бы верх счастия, которого я недостоин.»

Вывод

«Казаки» Толстого изобилуют описаниями природы и быта казаков. Эти описания даже в моем не богатом воображении вызывают настолько явственные образы, что кажется, что я сам был в этой самой станице Новомлинской. Книга очень понравилась. Читать повесть «Казаки» Толстого Л.Н. обязательно!

Обзоры книг Л.Н. Толстого:

1. Рассказ «После бала»2. «Севастопольские рассказы»3. Повесть «Смерть Ивана Ильича»4. Повесть «Казаки»5. Повесть «Отец Сергий»6. Рассказ «Разжалованный»7. Рассказ «Как умирают русские солдаты»

Рекомендую почитать также обзоры книг (и сами книги тоже, разумеется):1. Джек Лондон «Зов предков» – самый популярный пост моего блога;2. Эрих Мария Ремарк «Жизнь взаймы» – некогда самый популярный пост моего блога;3. Аркадий Гайдар «Тимур и его команда»;4. Айн Рэнд «Атлант расправил плечи»;5. Артур Хейли «Отель»;6. Чарльз Диккенс «Рождественская песнь в прозе»

Что случилось с Хаджи-Муратом

Однако его надежды не оправдались. Русские не доверяют горцу, держат его как пленника. Решение вопроса по обмену пленных затягивается, докладывают даже самому императору. Потеряв веру в помощь русских, Хаджи-Мурат решает бежать вместе с несколькими сподвижниками и спасти семью самому. Но побег заканчивается неудачно: русские настигают его и убивают.

Анализ повести «Хаджи-Мурат» показывает, что в ней воплощены антивоенные взгляды Толстого. Писатель рисует героическую, бессмысленную гибель Хаджи-Мурата. До этого изображает смерть русского солдата, простого крестьянина Авдеева, который пошёл в рекруты вместо брата. Показывает резню, устроенную в ауле. Толстой подчёркивает, что гибнут смелые, добрые, хорошие люди, каждый со своими желаниями, надеждами, своим взглядом на мир. Он любуется добротой и силой героев, тем печальнее и бессмысленнее представляется их гибель. Толстой отстаивает убеждение, что человек несёт ответственность за всё происходящее на земле и должен прекратить напрасную вражду. В этом главная мысль писателя-гуманиста.

Надеемся, что даже краткий анализ повести «Хаджи-Мурат» помог вам лучше понять суть произведения. Обязательно прочитайте его целиком, даже если вы уже ознакомились с кратким содержанием. Посетите наш литературный блог , там вы найдете множество статей на подобную тематику. Читайте

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный мир
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: