Краткое содержание л.н. толстой «хаджи-мурат»

«хаджи-мурат». краткое содержание (л. н. толстой)

Читать краткое содержание Хаджи Мурат Льва Толстого

Сюжет произведения разворачивается осенью в 1851 году. Главный герой Хаджи-Мурат является наибом муллы Шамиля. Они стали злейшими врагами. Имам взял в плен всех родных своего помощника. Хаджи-Мурат вынужден бежать в аул Махкет. Там он скрывается у старого приятеля Садо, но понимает, что вечно так продолжаться не будет и поэтому переходит на сторону своих врагов – русских.

Руководитель Куринского полка князь Воронцов со своей супругой Марьей Васильевной и ее сыном от предыдущего мужа проживает в лучших апартаментах крепости. Русской семье кажется, что они лишены многих вещей, вынуждены стеснять себя в чем-то. Другие же, видя жизнь князя и его семьи, поражаются их роскошью.

В эту самую ночь местные жители Махкета, хотят оправдать себя перед имамом, поэтому пытаются поймать наиба. Но Хаджи-Мурат ловкий и хитрый воин, взять его не так уж просто. Он со своим помощником убегает вглубь леса. Там их ждут другие мюриды. Здесь Хаджи-Мурат надеется на то, что Воронцов примет его пропозицию вести борьбу против имама. Русские офицеры, которые впервые увидели Хаджи-Мурата, поражаются его добродушию, наивной улыбке и спокойствию. Посланник наиба сообщает ему, что князь готов встретить его со всеми почестями. Это действительно оказалось правдой. Воронцов тепло принимает гостя. Герой требует, чтобы его отправили к главнокомандующему в Тифлис.

Отец Воронцова хорошо осмысливает то, что чеченский наиб всегда будет противником русского народа, а сейчас вынужден действовать так в связи с последними происходящими событиями. В это же время Хаджи-Мурат осознает, что старый князь раскусил его. Каждый из них говорит совершенно другое, не то о чем думает. В свою очередь Хаджи-Мурат дает слово верой и правдой служить царю, и настроить всех дагестанцев против Шамиля. За это наиб просит Воронцова помочь освободить его семью. Князь дает слова поразмышлять об этом.

Хаджи-Мурат находится в Тифлисе, ходит на светские мероприятия, а в глубине души противоречит образу жизни русских. В качестве помощника героя является Лорис-Меликов, которому наиб рассказывал о своей жизни и объяснил причину вражды с имамом. Адъютант тщательно наблюдал за воинами Хаджи-Мурата. Часть из них совершенно не понимало, почему повинуются наибу и в удобный момент могли перевестись на сторону Шамиля, остальные были верными своему руководителю, готовы были пожертвовать своей жизнью ради него.

Наиб по приказу Николая I находится в Тифлисе, ожидает набега на Чечню. В этой операции участвует и русский офицер Бутлер, который станет близким другом Хаджи-Мурату. Офицер восхищается песней наиба о кровной мести. Нападение русских оставило после себя неблагоприятный след: разрушен аул Махкет, мечети и другие достопримечательности засорены. Наблюдая за этой картиной, чеченцы испытывают чувство отвращения к русским и желают уничтожить их, как вредоносных насекомых.

Хаджи-Мурат оказывается в другой крепости именуемой Грозной. А его семья находится под пристальным наблюдением людей Шамиля в Ведено. Грозный имам требует, чтобы наиб вернулся назад, иначе его мать и супруга пойдут по рукам, а сына ослепят.

Наиб живет в это время в доме военного Петрова. Для Марьи Дмитриевны Хаджи-Мурат стал авторитетом. Она очень уважала чеченского военного, так как он отличался добротой, интеллигентностью, обходительностью по сравнению с русскими офицерами, которые то и могли, что пьянствовать и выражаться нецензурными словами.

Герой понимает, что все его усилия по освобождению семьи напрасны, он отправляется снова в Тифлис. Он служит царю, за что получает денежное вознаграждение. Но русские офицеры не торопятся помогать Хаджи-Мурату, поэтому он решает действовать самостоятельно. Наиб часто вспоминает родных и свое детство. Его наполняют непонятные чувства – ностальгия по Родине.

Мюриды наиба бессердечно убивают казаков. Хаджи-Мурат надеется, что перейдет речку Алазань, но ему это не под силу, так как дорогу полностью затопило водой. Битва на рисовом поле стало для него последней. В этом бою силы были неравны, Хаджи-Мурат был ранен и погиб.

Он был мужественным воином и боролся до конца.

Варвары отделили голову от тела Хаджи-Мурата и демонстрировали всем. Увидели голову наиба офицер Бутлер и Марьи Дмитриевна. Это была большая потеря для них. Хаджи-Мурат стал для них близким товарищем.

Краткое содержание повести

Чтобы до конца разобраться в сложной цепочке событий, описываемых в повести, и точнее передать его краткое содержание, необходимо вспомнить ту историческую канву, в которую они вплетены.

Россия находилась в состоянии крайне неустойчивого мира с Аварским ханством. Имам Шамиль покорил практически всю его территорию и сдаваться не желал. Пока Хаджи-Мурат пребывал на его стороне, русские войска почти ничего не могли сделать: отважный горец был отличным стратегом и выходил победителем из всех сражений.

Только безвыходная ситуация могла вынудить его рассориться с бывшим руководителем и предложить свою помощь русской армии. Услуги Хаджи-Мурата трудно было переоценить: русские знали, что он стал бы чрезвычайно ценным приобретением. Однако обе стороны не доверяли друг другу.

Хаджи-Мурат и его мюриды побывали в селе, подвергнув жителей немалой опасности. Те погнались за незваными гостями, но погоня была скорее предупредительной, так как Хаджи-Мурат пользовался огромным уважением у горцев до своего перехода на сторону русских.

Сдавшись в плен, он оказался между двумя враждующими лагерями. В одном его не принимали, так как не доверяли ему и полагали, что в любую минуту он может вернуться на службу к своим. В другом лагере ему также перестали доверять, поскольку посчитали предателем после того, как он стал искать убежище у бывших врагов.

Если пересказать кратко последовавшие затем события, получится следующее. Хаджи-Мурат вызывает тревогу в стане русских, в результате стычки погибает рядовой Авдеев – славный малый, пошедший на службу вместо семейного брата. Эта смерть словно тянет за собой целый ряд последующих событий, хотя внешне она никак не связана с ними. Если же читать внимательно, становится ясно: Толстой не зря выводит на сцену Авдеева, его старика-отца и старушку-мать, его «соломенную вдову» Аксинью и бездельного пьяницу-брата. Писатель вскрывает неприглядную картину: ради исполнения воли одного человека (императора) гибнут либо переживают тяжелейшие несчастья целые семьи: Петр Авдеев, его семейство, 15-летний сын Садо, жители аула, где скрывался Хаджи-Мурат. Вполне ясна и участь семьи Хаджи-Мурата, которая была сначала козырем в игре, а затем, после его смерти, стала просто не нужна, утеряла, так сказать, свое политическое значение.

Будучи в плену, Хаджи-Мурат надеется на помощь русских. Но у Николая совершенно иные устремления: его тешит мысль, что он – полубог в России, и по его высочайшей воле, одним росчерком пера, вершатся судьбы человеческие. Он, по сути, оставляет Хаджи-Мурата одного, к тому же приказывает продолжать завоевательную политику на Кавказе, что, разумеется, только усиливало ненависть горцев к бывшему вождю, сдавшемуся русским.


Николай Первый

Из всего окружения только двое персонажей чувствуют величие души и сердца почетного пленника: Бутлер и Марья Дмитриевна. Они простые, бесхитростные люди, и вот им-то дано понять, кто волею судьбы вынужден был склонить перед русским царем голову. Хаджи-Мурат это понимает: покидая их, он одаривает этих двух новых своих «кунаков» ценными подарками.

Длительное пребывание в почетном плену не приводит ни к чему, и Хаджи-Мурат вынужден действовать на свой страх и риск. Либо он победит и выручит семью сам, практически в одиночку, либо погибнет. Он бежит из плена и умирает в неравной схватке. Так получилось, что его отрубленную голову первыми видят Бутлер и Марья Дмитриевна

В финале повести звучат слова Марьи Дмитриевны, вырвавшиеся из самого сердца: «Живорезы вы!», обращенные ко всем, кто ради любых своих целей и выгод ни во что не ставит жизнь человеческую – и неважно, чья это жизнь, человека из своего или чужого стана

Содержание

Глава IIГлава IIIГлава IVГлава VГлава VIГлава VIIГлава VIIIГлава IXГлава XГлава XIГлава XIIГлава XIIIГлава XIVГлава XVГлава XVIГлава XVIIГлава XVIIIГлава XIXГлава XXГлава XXIГлава XXIIГлава XXIIIГлава XXIVГлава XXV

Я возвращался домой полями. Была самая середина лета. Луга убрали и только что собирались косить рожь.

Есть прелестный подбор цветов этого времени года: красные, белые, розовые, душистые, пушистые кашки; наглые маргаритки; молочно-белые с ярко-желтой серединой «любишь-не-любишь» с своей прелой пряной вонью; желтая сурепка с своим медовым запахом; высоко стоящие лиловые и белые тюльпановидные колокольчики; ползучие горошки; желтые, красные, розовые, лиловые, аккуратные скабиозы; с чуть розовым пухом и чуть слышным приятным запахом подорожник; васильки, ярко-синие на солнце и в молодости и голубые и краснеющие вечером и под старость; и нежные, с миндальным запахом, тотчас же вянущие, цветы повилики.

Я набрал большой букет разных цветов и шел домой, когда заметил в канаве чудный малиновый, в полном цвету, репей того сорта, который у нас называется «татарином» и который старательно окашивают, а когда он нечаянно скошен, выкидывают из сена покосники, чтобы не колоть на него рук, Мне вздумалось сорвать этот репей и положить его в середину букета. Я слез в канаву и, согнав впившегося в середину цветка и сладко и вяло заснувшего там мохнатого шмеля, принялся срывать цветок. Но это было очень трудно: мало того что стебель кололся со всех сторон, даже через платок, которым я завернул руку, — он был так страшно крепок, что я бился с ним минут пять, по одному разрывая волокна. Когда я, наконец, оторвал цветок, стебель уже был весь в лохмотьях, да и цветок уже не казался так свеж и красив. Кроме того, он по своей грубости и аляповатости не подходил к нежным цветам букета. Я пожалел, что напрасно погубил цветок, который был хорош в своем месте, и бросил его. «Какая, однако, энергия и сила жизни, — подумал я, вспоминая те усилия, с которыми я отрывал цветок. — Как он усиленно защищал и дорого продал свою жизнь».

Дорога к дому шла паровым, только что вспаханным черноземным полем. Я шел наизволок по пыльной черноземной дороге. Вспаханное поле было помещичье, очень большое, так что с обеих сторон дороги и вперед в гору ничего не было видно, кроме черного, ровно взборожденного, еще не скороженного пара. Пахота была хорошая, и нигде по полю не виднелось ни одного растения, ни одной травки, — все было черно. «Экое разрушительное, жестокое существо человек, сколько уничтожил разнообразных живых существ, растений для поддержания своей жизни», — думал я, невольно отыскивая чего-нибудь живого среди этого мертвого черного поля. Впереди меня, вправо от дороги, виднелся какой-то кустик. Когда я подошел ближе, я узнал в кустике такого же «татарина», которого цветок я напрасно сорвал и бросил.

Куст «татарина» состоял их трех отростков. Один был оторван, и, как отрубленная рука, торчал остаток ветки. На других двух было на каждом по цветку. Цветки эти когда-то были красные, теперь же были черные. Один стебель был сломан, и половина его, с грязным цветком на конце, висела книзу; другой, хотя и вымазанный черноземной грязью, все еще торчал кверху. Видно было, что весь кустик был переехан колесом и уже после поднялся и потому стоял боком, но все-таки стоял. Точно вырвали у него кусок тела, вывернули внутренности, оторвали руку, выкололи глаз. Но он все стоит и не сдается человеку, уничтожившему всех его братии кругом его.

«Экая энергия! — подумал я. — Все победил человек, миллионы трав уничтожил, а этот все не сдается».

И мне вспомнилась одна давнишняя кавказская история, часть которой я видел, часть слышал от очевидцев, а часть вообразил себе. История эта, так, как она сложилась в моем воспоминании и воображении, вот какая.

Характеристика главных героев

В повести присутствует ряд основных и второстепенных действующих лиц. Каждый из них играет свою особую роль в истории. Главные герои следующие:

  • Хаджи-Мурат — аварский вождь, полевой командир отрядов имама Шамиля, его правая рука;
  • М.С. Воронцов — князь, наместник на Кавказе, главнокомандующий русскими войсками;
  • Шамиль — имам, духовный и военный лидер сопротивления горцев;
  • Николай I — российский император.

Хаджи-Мурат — человек внушительного вида «на белогривом коне, в белой черкеске, в чалме на папахе и в отделанном золотом оружии». Это важная деталь для понимания образа легендарного горца. Она означает, что человек совершил хадж (паломничество) в Мекку — священное для мусульман место. Герой обладает стальным характером, неукротимой силой воли, неугасимым желанием достичь поставленной цели. Он безгранично предан своей семье, ради освобождения которой предпринимает отчаянный побег от русских и погибает.

М. С. Воронцов — сын российского дипломата, воспитан в Англии, образован, честолюбив, властолюбив, тертый царедворец. Он имел все высшие чины и ордена, считался искусным военным и даже победителем Наполеона под Краоном. Ему больше 70 лет, но он бодрый, обладает острым умом. У него «лисье бритое лицо».

Николай I уверен в своей особой роли в России и Европе. Он как должное воспринимает лесть и раболепие людей, в которых вселяет ужас. У него белое длинное лицо с огромным покатым лбом.

Шамиль умеет производить впечатление на народ. Он выглядит величественно и просто. Его «бледное, окаймленное подстриженной рыжей бородой лицо с постоянно сощуренными маленькими глазами было как каменное, совершенно неподвижно».

Битва за Шамильскую крепость

Хаджи-Мурат был назначен имамом и начал готовиться к войне против России. Он объединил всех своих противников в один лагерь и просил помощи у шамильского имама, но этот отказал ему, сказав, что Шамиль больше не желает войны с Россией. Вскоре, Хаджи-Мурат осознал, что ему ничего не остается, кроме как сражаться за своих людей и свою родину.

Хаджи-Мурат и его армия начали блокировать Шамильскую крепость, где находилось русское войско. Русские были заблокированы и отрезаны от своих снабженческих линий. Ситуация стала крайне напряженной. Обе стороны ждали решающего столкновения.

Битва длилась несколько дней, и обе стороны потерпели большие потери. Наконец, Хаджи-Мурат и его армия смогли прорваться через ряды русских и войти в крепость.

Хаджи-Мурат и его армия были завалены убитыми, но они победили в этой борьбе и освободили свою родную землю от врагов. После этой победы, Хаджи-Мурат понимал, что дальнейшее сопротивление русским бессмысленно и решил сдаться.

История создания

Лев Николаевич сам служил на Кавказе, участвовал в стычках с горскими отрядами Шамиля. В его дневниках и письмах много раз возникает имя Хаджи-Мурата. Позднее он прочитал серию книг под общим названием «Сборник сведений о кавказских горцах».

В июле 1896 года писатель бродил по лугам и наткнулся на искореженный и наполовину сломанный репей. Своей стойкостью, несгибаемостью и тягой к жизни он напомнил ему Хаджи-Мурата. Работа над повестью длилась много лет. Автор изучил большое количество источников про наиба имама и кавказскую войну

Не обошел он вниманием и литературу о Николае I, фрагмент о котором решил вставить в повествование. Работа над произведением была завершена в декабре 1904 г

Экранизации

Лев Толстой был не единственным деятелем искусства, которого впечатлили похождения Хаджи-Мурата. Режиссеры СССР, Турции и Италии создали кинопостановки по мотивам книги писателя. Первая экранизация – «Белый дьявол» – вышла в 1930 году в СССР. Режиссер Александр Волков пригласил на главную роль в фильме актера Ивана Мозжухина.

В 1959 году итальянец Рикардо Фреда снял киноленту «Хаджи-Мурат – белый дьявол» с участием Стива Ривза. В 1968 году одноименный проект создали в Турции. Главную роль в фильме исполнил Гюнейт Аркин. А в 1966 историческими событиями с участием Хаджи-Мурата заинтересовался . написал сценарий для картины, но фильм не был допущен к съемкам советской цензурой.

Работая над созданием повести, Лев Николаевич Толстой изучал огромное количество материалов. Он хотел достоверно передать характер и внешность воинственного героя, а также корректно описать реальные исторические факты. Для написания первого наброска писатель изучил более 5000 страниц записей и материалов. В повести отражены данные, которые он почерпнул из архивов и официальных документов.

  • Смелость и нрав Хаджи-Мурата покорили романтичного Толстого, и он даже пошел на контакт с родственником горца. Сын аварца Гулла в переписке поделился с писателем деталями жизни отца.
  • Толстой не стремился к изданию «Хаджи-Мурата» и не выпустил повесть при жизни. Таково было категоричное решение автора. После его смерти издали книгу под названием «Посмертные художественные произведения Л.Н. Толстого», в которую вошла повесть. Ее опубликовали в Москве в 1912 году, после внесения правок по правилам цензуры. В Берлине в том же году книгу издали без редактуры. Российские читатели впервые смогли полностью прочесть повесть в 1917 году.

Описание главного героя

Хаджи-Мурат – бывший кавказский военачальник, который перешел на сторону России после убийства своей семьи темами. Он – высокий и красивый человек, со светлыми глазами и хмурой морщиной на лбу. Стремление к свободе и независимости было сильным у него всегда. В ходе повести его образ меняется, и он начинает понимать, что бесконечная война не приведет к победе никого, и он решает уйти от насилия и помириться со своими врагами.

Хаджи-Мурат верен своим принципам и всегда идет до конца, не смотря на препятствия и опасности, со всей силой борясь за свою свободу и достоинство. Он обладает непоколебимой волей и знанием, куда его ведет его жизненный путь. Его жизненным путем была борьба за справедливость и свободу своего народа, и он готов пожертвовать даже своей жизнью, чтобы достичь этой цели. Даже находясь на вражеской территории, он продолжает стоять за свое убеждение и за то, во что он верит.

Хаджи-Мурат – это герой, в достоинства которого трудно не поверить. Его стойкость и бескомпромиссность порой кажутся неуместными, однако они позволяют ему сохранять свою независимость и достойное отношение окружающих к себе. Вместе с этим герой изображается как человек, который мудро и расчетливо решает свои проблемы, не теряя ни своего обаяния, ни своей спокойствия. Его судьба сложна и трагична, и он оставляет после себя ощущение великого, непобедимого и незабываемого героя.

Встреча с русскими офицерами

Хаджи-Мурат бежал из своего селения и попросил у русских офицеров защиты от мести Гамзат-бека. Русские офицеры согласились принять его под свою защиту и дали лошади.

Однако, во время обеда у офицеров, Хаджи-Мурат произнес проклятие на главного гостя, который оказался дядей офицера. Хаджи-Мурат ушел из дома в гневе, но потом вернулся, чтобы извиниться.

Русские офицеры вели себя с Хаджи-Муратом дружелюбно и защищали его от мести, но осознавали, что он может принести большое бедствие, если он окажется среди еще более злых людей. Они тайно планировали его арест и сдачу российским властям.

Хаджи-Мурат ушел из дома офицера и скрылся, но вскоре понял, что он не может жить без защиты русских офицеров. Он вернулся к офицерам и обратился к ним за помощью. Русские офицеры не сдали его в руки врагов и продолжили защищать его.

Очень краткий пересказ повести «Хаджи-Мурат»

Талантливый военачальник Шамиля аварец Хаджи-Мурат в ходе русско-чеченской (Кавказской) войны добровольно сдается русским властям и соглашается воевать за Россию. Семья Хаджи-Мурата остается в Чечне в качестве заложников. Он не участвует в боевых действиях, опасаясь расправы над близкими.

Проживая на подконтрольной России территории, Хаджи-Мурат несколько месяцев безуспешно пытается вызволить семью из плена: просит русских заплатить выкуп, ведет переговоры с чеченцами. Ничего не добившись, аварец с верными людьми совершает побег, намереваясь выкрасть у чеченцев своих близких.

Брошенный в погоню русский отряд окружает беглецов. В ходе долгой перестрелки Хаджи-Мурат погибает. У него отрезают голову и возят ее по крепостям и аулам.

Основные персонажи повести

Главные герои:

Хаджи-Мурат – наиб имама Шамиля, мужчина средних лет, смелый, отважный горец.

Другие персонажи:

  • Шамиль – имам, предводитель кавказских горцев, враг Хаджи-Мурата.
  • Михаил Семенович Воронцов – главнокомандующий войск на Кавказе, умный, дальновидный стратег.
  • Семен Михайлович Воронцов – сын Михаила Воронцова, флигель-адъютант.
  • Марья Васильевна Воронцова – супруга Семена Воронцова, умная, тонкая женщина.
  • Николай I – русский император.
  • Чернышев Александр Иванович – военный министр России.
  • Элдар, Ханефи, Гамзало, Хан-Магома – верные помощники Хаджи-Мурата, его мюриды.
  • Марья Дмитриевна – сожительница офицера Петрова.
  • Лорис-Меликов – адъютанта Семена Воронцова, приставленный к Хаджи-Мурату.
  • Бутлер – молодой, красивый офицер, влюбленный в Марью Дмитриевну.
  • Садо – чеченец, житель аула Макхет, близкий знакомый Хаджи-Мурата.

Очень краткий пересказ

Если не углубляться в повествование о Хаджи-Мурате по главам и лишь кратко пересказать, суть истории сводится к следующему.

Автор повести, от лица которого написано произведение, идет по полю, собирая букет из красивых цветов. Среди нежных васильков и колокольчиков он обнаруживает оригинальный репей, приглянувшийся ему своей необычностью, и он решает добавить репей к букету. Однако сорвать цветок не так-то просто: репей сопротивлялся изо всех сил, не сдаваясь человеку. А когда оказался сорванным, утратил всю свою красоту. Цветок сгубили напрасно!

Этот скромный эпизод навеял автору ассоциацию с историей, слышанной им от кавказцев. В далеком 1851 году любимый вождь аварцев Хаджи-Мурат, рассорившись с имамом Шамилем, заехал к своему верному другу Садо. Садо и его семья приняли «кунака» очень тепло, помогли укрыться, а затем Хаджи-Мурат с товарищами принял решение сдаться русским и служить им верой и правдой. У него не было искренних теплых чувств и какой-то преданности по отношению к русским, разорявшим аварские селения, однако недруг Шамиль захватил его семью и угрожал расправиться с нею, если Хаджи-Мурат не вернется к нему.

У Хаджи-Мурата просто не осталось выбора, и он вынужден был обратиться к русскому царю через посредников – военных и дипломатов, служивших на Кавказе.

С почетным пленником обращались очень почтительно. Однако, пока дело дошло до высшей инстанции – императора – положение Хаджи-Мурата осложнилось. Шамиль недвусмысленно дал ему понять: решение следует принять в ближайшее время, если он хочет увидеть родных живыми и невредимыми. Воронцовы и дипломат Чернышев друг друга недолюбливали, предложили Николаю два противоположных друг другу варианта, как поступить с почетным пленником, добровольно предложившим свои услуги.

Однако Николай не спешил доверять недавнему врагу, и ничего не предпринял для освобождения семейства Хаджи-Мурата. Гордый аварец понял, что ему придется действовать самому. Он сумел сбежать от охраны, а когда за ним бросилась погоня, живым не дался. Он сам и его верные соратники сражались до последнего. Лишь отрубив голову Хаджи-Мурату, русские поняли, что более он не опасен.

Повесть «Хаджи-Мурат»

Будучи в статусе пленника, Хаджи-Мурат получает теплый прием от новых друзей. Адъютант князя Воронцова записывает биографию аварца, и читатель становится свидетелем важных событий жизни героя. Из-за наговора военного министра Чернышева сделка с Хаджи-Муратом срывается, и он бежит. В результате погони храбрый воин оказывается настигнут. Его казнят, а голову привозят князю.

Смелость Хаджи-Мурата покоряла самих горцев. Ему всегда противостояли лучшие офицеры русских войск, так как боец был избирателен и предприимчив. При создании произведения Толстой вдохновлялся бесстрашием и решительностью своего героя. Свободолюбивый и мужественный человек всю жизнь воевал.

Ради семьи он пошел на неудобные договоренности и стал пленником. Непокорный горец, преследовавший свои цели, не хотел задерживаться у русских, поняв, что не найдет у них решения своей проблемы.

История создания персонажа

Двадцатитрехлетним юношей Лев Толстой попал на Кавказ и участвовал в военных действиях. В его дневниках неоднократно упоминаются события, связанные с Хаджи-Муратом. Восхищение этой личностью было бескрайним, поэтому автор произведения выбрал горца Хаджи-Мурата прототипом героя произведения. Идея повести зародилась в 1896 году. Писатель стал с увлечением изучать биографию воина и последовательность боевых действий, происходивших на Кавказе. К 1897 году появились первые наброски повести.

В 1898 году появилось еще два черновых очерка. За этим последовали три года работы, потребовавшие кропотливого проникновения в суть вопросов и изучения фактов. К 1902 году произведение находилось на финальной стадии работы. Но Толстой решил внедрить в повествование фигуру , и писателю пришлось изучить дополнительные материалы. Заключительные правки сделаны в 1904 году.

Хаджи-Мурат был бесстрашным воином. Мудрость военачальника удивляла представителей любой нации. Атаки кавалерийского лидера были известны агрессией и уверенностью, а отступления – непредсказуемостью. Толстой восхищался тем, что Хаджи-Мурату удалось обвести вокруг пальца мудрых полководцев – князя Воронцова и князя Аргутинского-Долгорукова.

Значение имени мусульманина расшифровывается просто. В переводе с арабского языка Мурат означает «целенаправленный», а Хадж – «паломничество». Хаджи-Мурат родился в Хунзахе. Его политические взгляды менялись в зависимости от личных предпочтений.

Он был советником и помощником русских, а затем 15 лет служил защитником интересов имама Шамиля, сделавшего Хаджи-Мурата главным аварцем и своим представителем. В приоритете героя были личные принципы и интересы. В 22 года предводитель хунзахцев умудрился захватить власть и удерживал ее на протяжении 9 лет, находясь на противоположной стороне мировоззрения с Шамилем.

Он поддерживал российские войска и остался при дворе после захвата Хунзаха. Так мужчина стал командиром аварских войск при несовершеннолетнем хане Султан-Ахмеде. Вскоре из-за соперничества с ханом Хаджи-Мурата обвинили в предательстве и выдворили в поселение, где оставили связанным под наблюдением конвоя.

Воину удалось совершить побег. После этого он стал «правой рукой» недавнего врага – Шамиля. Вместе мусульмане 10 лет держали в страхе русских, организуя набеги и карательные операции. Но и дружбе с имамом пришел конец из-за своенравности смелого полководца.

В финале противостояния он оказался заложником ситуации. Непокорный военачальник принял смерть в продолжительной кровопролитной схватке, в которой противостоял нескольким солдатам. Даже раненый, он продолжал отбивать атаки. Хаджи-Мурата казнили через отсечение головы.

Второстепенные герои и их характеристика:

  •  Рассказчик  — автор, вспомнивший историю про переход Хаджи-Мурата и его гибель.
  •  Гамзат  – имам (духовное лицо у мусульман) Дагестана и Чечни в 1832-1834 гг.
  •  Шамиль  — чеченский лидер, возглавивший священную войну против русских.
  •  Арслан-Хан  — кумыцкий князь, кровник Хаджи-Мурата.
  •  Гаджи-Ага Мехтулинский  — мелкий кавказский правитель, перешедший на сторону русских, в прошлом кунак Хаджи-Мурата.
  •  Ханефи  — аварец; побратим и ближайший соратник Хаджи-Мурата.
  •  Хан-Магома  — мюрид (послушник, ученик, подчиненный) Хаджи-Мурата
  •  Элдар  — мюрид Хаджи-Мурата; жизнерадостный молодой человек.
  •  Гамзало  — мюрид Хаджи-Мурата; чеченец сурового вида, не скрывающий своей злобы и презрения к русским.
  •  Юсуф  — старший сын Хаджи-Мурата.
  •  Патимат  — мать Хаджи-Мурата.
  •  Садо  — мирный чеченский мужчина 40 лет.
  •  Бата  — брат Садо.
  •  Михаил Семенович Воронцов  — генерал, главнокомандующий российских войск на Кавказе.
  •  Семен Михайлович Воронцов  — сын Михаила Семеновича; командир полка в Воздвиженской крепости.
  •  Марья Васильевна Воронцова  — жена Семена Михайловича; очень красивая женщина.
  •  Булька  – кудрявый, красивый мальчик 6 лет, пасынок Воронцова.
  •  Бутлер  — молодой русский офицер, приехавший воевать на Кавказ из-за денежного проигрыша в карты.
  •  Петров Иван Матвеевич  — комендант крепости Грозная.
  •  Марья Дмитриевна  — жена Ивана Матвеевича.
  •  Чернышев Александр Иванович  — российский военный министр, противник Воронцова.
  •  Лорис-Меликов  — адъютант главнокомандующего.
  •  Николай I  — российский император.
  •  Меллер-Закомельский  — генерал, командующий гарнизоном крепости Воздвиженская.
  •  Петр Авдеев  — простой солдат, погибший в перестрелке с чеченцами.
  •  Серегин  — сослуживец Авдеева.
  •  Аким  — старший брат Петра, избежавший призыва на военную службу.
  •  Отец Авдеева  — старик-крестьянин.
  •  Панов  — унтер-офицер.
  •  Полторацкий  — командир роты в Воздвиженской.
  •  Козловский  — генерал, командующий левого фланга российских войск на Кавказе.
  •  Барятинский  — князь, сменивший Козловского на посту командующего левого фланга.
  •  Клюгенау  — русский генерал на Кавказе.
  •  Аргутинский  — русский генерал.
  •  Кириллов  — статский советник.
  •  Каменев  — русский офицер, объезжающий крепости и аулы с целью демонстрации отрезанной головы Хаджи-Мурата.

Основная идея повести

Лев Толстой крупными мазками рисует портрет удивительного человека, сердце которого бесстрашно. Над всеми мелкими персонажами – императором Николаем, дипломатами Чернышевым и Воронцовыми, генералами и военачальниками в орденах и лентах возвышается мощная фигура простого горца Хаджи-Мурата. Даже оставшись один, он не сдается. Не случайно в самом конце повести Толстой вновь упоминает кустик репейника, поцарапанный и покореженный, но продолжавший стоять в выжженном и вспаханном поле.

Писатель высказывает еще одну идею, которую стоило бы помнить и современным политикам. Выражает он ее незамысловатой пословицей: «Угощал волк ишака мясом, а ишак волка сеном – оба голодные остались». Иными словами, ни к чему пытаться навязывать другим свою волю и свои приоритеты. Попытки подавить независимых горцев не привели ни к чему хорошему: сложно нам понять друг друга, мы слишком разные.

Прочесть повесть Толстого стоит обязательно. В ней скрыто еще немало интересного для вдумчивого читателя, и она никогда не потеряет актуальности, поскольку персонажи, описанные Толстым, будут встречаться во все времена.

Эпичность в повести

Толстой не был бы автором грандиозной эпопеи, если бы он ограничился «камерным» рассказом о нескольких месяцах жизни полевого, говоря современным языком, командира. В повесть органично вплетена яркая картина народной и государственной жизни. Здесь есть боевые столкновения, светские балы, солдаты и вожди, русские и горцы.

Для Толстого война неприемлема как явление. Ему жалко простых людей, втянутых в кровавую бойню. Зло исходит от инициаторов этой ужасной войны — императора российского Николая I и горского имама Шамиля. Оба они глубоко чужды Толстому. Он верит в способность простых людей обойтись без войны.

Настроения и мысли обыкновенных людей ярко показаны на примере судьбы семьи солдата Авдеева. Для старика быть хлеборобом лучше, чем воевать. По этой причине он тяжело переживает, что сына забрали в армию. Война разрушает семью, хотя та живет в глубинке России. Военный погибает, его жена вскоре стала «брюхата от поручика», старший брат пьянствует, а родители тоскуют о сыне. Горе, разорение, утраты приносит война и горцам (уничтожение аула Махкет, убийство отпрыска Садо).

Толстовский вывод однозначен: глубинная правда жизни не за вдохновителями войны. Рассматриваемая повесть — одно из его последних произведений, итог его многолетних раздумий о свободе и силах, ее подавляющих. Писатель подвергает беспощадному разоблачению высших вдохновителей и организаторов войны как с русской, так и с кавказской стороны.

План по освобождению семьи

Хаджи-Мурат решает освободить свою семью из плена Ахмеда-хана и Шамиля, чтобы они могли вернуться на свое родное место. Он обращается к Арсеню Владимировичу, представителю русской администрации, с просьбой помочь ему в решении этой проблемы.

Арсеню Владимирович обещает помочь Хаджи-Мурату и даёт ему подробный план освобождения его семьи. По этому плану Хаджи-Мурат должен будет убежать от Шамиля и присоединиться к Ахмеду-хану, чтобы сделать вид, что он продолжает вести бой против русских. Затем Арсеню Владимировичу и его людям нужно будет напасть на лагерь Ахмеда-хана, чтобы освободить Хаджи-Муратову семью.

Хаджи-Мурат соглашается с планом и находит способ выйти из плена Шамиля. Он присоединяется к Ахмеду-хану и в конечном итоге его семья освобождается благодаря смелости и решительности Хаджи-Мурата и помощи от Арсения Владимировича.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный мир
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: