Краткое содержание кавказский пленник пушкина

Кратко «кавказский пленник» а. с. пушкин

Краткое содержание поэмыКавказский пленник

В ауле, где вечером на порогах сидят черкесы и говорят о своих битвах, появляется всадник, тащащий на аркане русского пленника, который кажется умершим от ран. Но в полдень пленник приходит в себя, вспоминает, что с ним, где он, и обнаруживает кандалы на своих ногах. Он раб!

Мечтою летит он в Россию, где провел молодость и которую покинул ради свободы. Ее мечтал он обрести на Кавказе, а обрел рабство. Теперь он желает только смерти.

Ночью, когда аул угомонился, к пленнику приходит молодая черкешенка и приносит ему прохладный кумыс для утоления жажды. Долго сидит дева с пленником, плача и не имея возможности рассказать о своих чувствах.

Много дней подряд окованный пленник пасет стадо в горах, и каждую ночь приходит к нему черкешенка, приносит кумыс, вино, мед и пшено, делит с ним трапезу и поет песни гор, учит пленника своему родному языку. Она полюбила пленника первой любовью, но он не в силах ответить ей взаимностью, боясь растревожить сон забытой любви.

Постепенно привыкал пленник к унылой жизни, тая в душе тоску. Его взоры тешили величественные горы Кавказа и Эльбрус в ледяном венце. Часто находил он особую радость в бурях, которые бушевали на горных склонах, не досягая высот, где он находился.

Его внимание привлекают обычаи и нравы горцев, ему нравятся простота их жизни, гостеприимство, воинственность. Он часами мог любоваться, как черкесы джигитуют, приучая себя к войне; ему нравился их наряд, и оружие, которое украшает черкеса, и кони, являющиеся главным богатством черкесских воинов

Он восхищается воинской доблестью черкесов и их грозными набегами на казачьи станицы. В домах же своих, у очагов, черкесы гостеприимны и привечают усталых путников, застигнутых в горах ночной порой или ненастьем.

Наблюдает пленник и за воинственными играми чеченских юношей, восхищается их удалью и силой, его не смущают даже их кровавые забавы, когда они в пылу игры рубят головы рабам. Сам изведавший военные утехи, смотревший в глаза смерти, он скрывает от черкесов движения своего сердца и поражает их беспечной смелостью и невозмутимостью. Черкесы даже гордятся им как своей добычей.

Влюбленная черкешенка, узнавшая восторги сердца, уговаривает пленника забыть родину и свободу. Она готова презреть волю отца и брата, которые хотят продать ее нелюбимому в другой аул, уговорить их или покончить с собой. Она любит только пленника. Но ее слова и ласки не пробуждают души пленника. Он предается воспоминаниям и однажды, плача, открывает ей душу, он молит черкешенку забыть его, ставшего жертвой страстей, которые лишили его упоений и желаний. Он сокрушается, что узнал ее так поздно, когда уже нет надежды и мечты и он не в состоянии ответить ей на ее любовь, душа его холодна и бесчувственна, и в ней живет другой образ, вечно милый, но недостижимый.

В ответ на признания пленника черкешенка укоряет его и говорит, что он мог хотя бы из жалости обмануть ее неопытность. Она просит его быть снисходительным к ее душевным мукам. Пленник отвечает ей, что их судьбы схожи, что он тоже не знал взаимности в любви и страдал в одиночестве. На рассвете, печальные и безмолвные, они расстаются, и с этих пор пленник проводит время один в мечтах о свободе.

Однажды он слышит шум и видит, что черкесы отправляются в набег. В ауле остаются только женщины, дети и старцы. Пленник мечтает о побеге, но тяжкая цепь и глубокая река — неодолимые препятствия. И вот когда стемнело, к пленнику пришла она, держа в руках пилу и кинжал. Она сама распиливает цепь. Возбужденный юноша предлагает ей бежать с ним вместе, но черкешенка отказывается, зная, что он любит другую. Она прощается с ним, и пленник бросается в реку и плывет на противоположный берег. Внезапно он слышит позади шум волн и отдаленный стон. Выбравшись на берег, он оборачивается и не находит взглядом на оставленном берегу черкешенки.

Пленник понимает, что означали этот плеск и стон. Он глядит прощальным взором на покинутый аул, на поле, где он пас стадо, и отправляется туда, где сверкают русские штыки и окликаются передовые казаки.

Вы прочитали краткое содержание поэмы Кавказский пленник. Предлагаем вам также посетить раздел Краткие содержания, чтобы ознакомиться с изложениями других популярных писателей.

Обращаем ваше внимание, что краткое содержание поэмы Кавказский пленник не отражает полной картины событий и глубокую характеристику персонажей. Рекомендуем вам к прочтению полную версию поэмы

Содержание рассказа «Кавказский пленник» по частям

Краткое содержание «Кавказский пленник» Пушкин с описанием каждой части:

Посвящение

Свое произведение А. С. Пушкин посвятил генералу Н. Н. Раевскому – герою Отечественной войны 1812 года. Именно ему поэт был обязан своим путешествием по Кавказу, который глубоко впечатлил его. Николай Николаевич был верным, преданным другом, в общении с которым Пушкин – «жертва клеветы и мстительных невежд» – «спокойство находил» и «сердцем отдыхал».

Часть 1

В одном из горных аулов сидели черкесы, разговаривая «о бранных, гибельных тревогах, о красоте своих коней, о наслажденьях дикой неги». Неожиданно перед ними появился всадник, тащивший на аркане русского пленника. Тут же сбежался весь аул, чтобы посмотреть на «младого пленника», который поначалу не подавал никаких признаков жизни.

Когда же он очнулся, то увидел на своих ногах кандалы. Юноша сразу понял, что отныне «он раб», и вряд ли теперь окажется в родной России, где познал и первую любовь, и первое предательство, где он оставил «лучших дней воспоминанье».

Герой, пресытившись прелестями светской жизни, отправился на Кавказ, чтобы обрести истинную свободу. Но вместо этого пьянящего чувства он ощутил всю горечь плена, и теперь ему остались считанные дни до гибели.

Юноша был очень удивлен, когда под покровом ночи к нему прокралась молодая черкешенка. Ему даже показалось, что «это лживый сон, усталых чувств игра пустая». Девушка, сжалившись над измученным пленником, принесла ему кумыс. Собрав остаток сил, юноша поднес чашу к губам, но после, обессиленный, упал на землю. Прекрасная черкешенка еще долго сидела возле него и плакала от жалости.

Отныне девушка стала каждую ночь навещать русского пленника, чтобы принести ему еду и вино. Она принялась обучать его своему языку, и вскоре перед пленником открылись нравы и обычаи горцев, нехитрый уклад их жизни, понятия о чести. Однако пленника не трогали эти картины – он думал лишь о предстоящем конце.

Часть 2

Юная черкешенка, общаясь с пленником, влюбилась в него, познав «восторги сердца, жизни сладость». Она призналась юноше в своей любви, а также в том, что отец и брат ее «немилому продать хотят». Ради чувств к нему она готова была даже пойти на смерть, выбрав для этого «кинжал иль яд».

Пленник слушал признания черкешенки «с безмолвным сожаленьем» – ее страстные слова не вызвали в его душе ничего, кроме тяжких воспоминаний о прошлой жизни. Он принялся умолять девушку позабыть его, не тратить своей прекрасной, чарующей юности ради него и полюбить другого, более достойного молодого человека.

Пленник сожалел о том, что не встретил черкешенку раньше, когда его сердце было свободно. Но сейчас в его душе живет образ недостижимой для него девушки. Черкешенка расплакалась и принялась укорять юношу в том, что он мог бы и пожалеть и воспользоваться ее наивностью и  неопытностью.

Он нашел бы утешение в ее любви – чистой, искренней, беззаветной. Девушка захотела узнать имя его возлюбленной, на что тот ответил, что никогда «не знал любви взаимной, любил один, страдал один». Теперь же он и думать не хочет о любви, поскольку ему суждено умереть «вдали брегов желанных».

Однажды юноша услышал шум и понял, что черкесы начали подготовку к набегу. В ауле остались одни лишь дети, женщины и старики, но о побеге и думать невозможно – «цепь невольника тяжка, быстра глубокая река».

Когда стемнело, к пленнику пришла черкешенка с пилой и кинжалом. Она распилила оковы, дала юноше кинжал и заверила, что этой ночью его никто не найдет. Юноша позвал ее с собой, но гордая черкешенка попросила отыскать на родине свою любовь, а о ее страданиях позабыть. Он с благодарностью поцеловал руку своей спасительнице, и спустился к бурлящей реке. Переплыв на другой берег, пленник услышал всплеск и «отдаленный стон» – девушка, не вынеся неразделенной любви, бросилась в воду.

Юноша все понял. Оглядев аул «прощальным взором», он отправился в сторону, где «сверкали русские штыки, и окликались на курганах сторожевые казаки».

Эпилог

В эпилоге поэт высказал радость от того, что «смолкнул ярый крик войны», и отныне путники могут беспрепятственно путешествовать по Кавказу.

Заключение

В поэме Пушкин воплотил идею свободы и борьбы за нее, идею любви и преданности ей. Основная мысль произведения заключается в том, чтобы никогда не сдаваться в борьбе за собственную свободу, и не требовать от любимого человека больше, чем он может дать.

Предыдущая запись Краткое содержание «Сказки о попе и работнике его Балде» А. С. Пушкина
Следующая запись Краткое содержание баллады «Людмила» В. А. Жуковского

Краткое содержание по главам

Краткое содержание произведения «Кавказский пленник» далее представлено по главам. Пересказ можно использовать для читательского дневника.

Предисловие Эту поэму автор посвящает генералу Раевскому, благодаря которому состоялось его путешествие на Кавказ. За это время Пушкин настолько проникся природой, красотой души жителей гор, что свои эмоции и впечатления от поездки вложил в произведение. Для поэта Кавказ стал настоящим Парнасом.

Николая Николаевича Раевского, прославленного героя войны 1812 года, автор считал большим другом. В общении с ним, как писал сам поэт, он отдыхал душой.

Часть 1 В одном из горных аулов отдыхали горцы, ведя неспешную беседу о былых днях и сражениях, вспоминая о разном. Они увидели всадника, который вел на аркане пленного юношу. Тот оказался русским и первое время был совсем безжизненным, но вскоре пришел в себя и увидел на ногах цепи. Он понял, что теперь он пленник, и бросил взгляд в сторону равнин, где был его дом, первые чувства и предательство, лучшие годы.


Молодая девушка напоила его кумысом

В горы он поехал, чтобы обрести долгожданную свободу, но в итоге оказался плененным горцами. Он тосковал и желал себе смерти, но ближе к ночи к нему пробралась красивая черкешенка. Юноше это показалось прекрасным видением. Девушка что-то говорила ему, но он не понимал ни слова и принимал происходящее за чудо. Она принесла ему кумыс и поила, чтобы придать сил. Пленник выпил и снова упал, а девушка сидела рядом с ним и горько плакала от того, что не может передать ему своих переживаний.

С тех пор она часто приходила к нему, когда он пас стадо, приносила вино и еду, обучала своему языку. Черкешенка давно любила его, однако юноша боялся разбередить свои старые душевные раны.

День ото дня пленник стал внимательно наблюдать за обычаями горного народа. Он любовался их природой, нравами, гостеприимством, стройными джигитами и их воинственностью.

Часть 2 Молодая черкешенка уже не мыслила своей жизни без любимого пленника, а отец с братом решили выдать ее замуж в соседний аул. Ее возлюбленный безмолвствует. Он знает о чувствах девушки, но в душе живет любовь к другой. Он просит найти себе достойного человека и полюбить. Сам же сожалеет, что не встретил ее раньше, а теперь не может искренне полюбить. Перед глазами образ другой, которая не оценила и предала. Он уговаривает не мучать его своей любовью.

Они расстаются на заре, стараясь не смотреть в глаза друг другу. С тех пор пленник ходит по аулу один, смотря в даль – не едет ли какой-нибудь казак, чтобы спасти его. В один из дней он понимает, что горцы готовятся к налету. Из селения уехали все мужчины. Свобода занимает все его мысли, но цепь тяжелая, а река очень глубокая – ему не переплыть.

Как только на аул спустились сумерки, пришла его влюбленная черкешенка. Она принесла напильник и кинжал. Освободив пленника от цепи, она оставила ему кинжал и велела бежать. Молодой человек звал ее с собой, но она отказалась и посоветовала ему найти ту, о которой он постоянно думает.

Уже переплывая речку, он услышал шум воды и тихий вскрик. Юноша понял, что девушка бросилась в горную реку, не в силах вынести отчаянье. Он в последний раз посмотрел на берег, оставшийся позади, и пошел туда, где раздавались голоса казаков.

Эпилог В заключение автор порадовался, что война давно позади. Отныне можно свободно путешествовать по красивым местам.

Читать краткое содержание Кавказский пленник Пушкина

Начинается поэма с посвящения другу — Раевскому, с мыслей и воспоминаний о Кавказе. Собственно, история разворачивается с появления пленного русского в практически сонном ауле. Пленника приводят на аркане. Жизнь аула, конечно, взбудоражена появлением этой «диковинки». Сцена того, как герой попался своим врагам, не представлена. Но можно понять, насколько она была жестокой — пленник изранен, долго восстанавливается. Много строк отведено прекрасному пейзажу: горы, речки… герой не может не восхищаться красотой природы. Но, конечно, его терзают грустные мысли.

Он — раб, с тоской вспоминающий о родной стороне. Почти все время он погружен в грустные мысли. Впрочем, когда-то он сам оставил родной край, погнавшись за свободой. Дома он во всем разочаровался: в службе, обществе, друзьях, даже любви… его сердце «увяло». Но и на Кавказе не поймал он призрачной свободы. Теперь ему остается только наблюдать за жизнью аула, за пирами и подготовкой к сражению… и он начинает восхищаться народом, который его пленил. Тренировки юношей, мудрые советы стариков, нрав женщин — все приятно удивляет «гостя». Его стереотипы о том, что это просто «дикари», постепенно разрушается.

Первая часть поэмы завершается на том, что черкесы гордятся своей добычей, ведь русский очень смел. Даже бровь его не дрогнет в минуты опасности! Смелый народ ценит отвагу даже в пленных. Черкесы не высказывают ему открыто своего восхищения, только перешептываются между собой.

Начало второй части — это обращение к влюбленной черкешенке. В тяжелой жизни, с самого начала его «заточения» появляется прекрасная дева. Дочь этого народа влюбляется в гордого пленника. Она всячески пытается ему помочь: накормить, отвлечь… она учит его своему наречию, поет родные песни. Молодая черкешенка убеждает пленника забыть все беды в ее объятьях. Для нее связь с ним — серьезный шаг, но она готова рискнуть, смутить своих родственников ради любви. Девушка наивна, она верит, что сможет исцелить его душу, как сделала с его телом. Но русский благородно отвергает ее любовь. Он считает себя уже стариком. Ему жаль, что девушка тратит на него силы и время, ведь он считает себя погибшим человеком. Даже признается деве, что безответно любит другую, которая осталась в России. Хотя эта другая так и не приняла его любовь. Черкешенка оскорблена тем, что он отвергает ее искреннюю жертву. Девушка оставляет его…

Но так и не может от него отказаться. В итоге однажды при сумятице в ауле дева приходит к пленнику, чтобы его освободить. Он был уверен, что ему суждено погибнуть в этом самом ауле, но все получилось не так. В последний момент он предлагает ей бежать с ним, но теперь она отказывается. Раз он любил другую, то пусть ищет ее признания, а не предлагает свою любовь из благодарности. Они прощаются, но скоро сбежавший слышит всплеск — дева покончила с собой. Ничего уже не изменить.

Завершает поэму эпилог, где Пушкин говорит о Кавказе. Его Муза часто переносится в эти горы, любуется ими, слушает песни народа, воспитанного войной… но поэт восхищается не только врагом, но, в первую очередь, русскими войнами, армией, полководцами. Во всем тексте поэмы много черкесских слов, названий, имен… и конечно, присутствуют даже адаптированые песни этого народа.

Оцените произведение:

  • 3.09

Голосов: 94

Читать краткое содержание Кавказский пленник. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Пушкин. Краткие содержания произведений

  • Арап Петра Великого
  • Барышня-крестьянка
  • Бахчисарайский фонтан
  • Борис Годунов
  • Братья разбойники
  • Выстрел
  • Гаврилиада
  • Гробовщик
  • Дубровский
  • Евгений Онегин
  • Жених
  • История Пугачева
  • Кавказский пленник
  • Каменный гость
  • Капитанская дочка
  • Маленькие трагедии
  • Медведиха
  • Медный всадник
  • Метель
  • Моцарт и Сальери
  • Песнь о вещем Олеге
  • Пиковая дама
  • Пир во время чумы
  • Повести Белкина
  • Полтава
  • Русалка
  • Руслан и Людмила
  • Сказка о золотом петушке
  • Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях
  • Сказка о попе и его работнике Балде
  • Сказка о рыбаке и рыбке
  • Сказка о царе Салтане
  • Скупой рыцарь
  • Станционный смотритель
  • Цыганы
  • Южная ссылка

От «Кавказского пленника» к «Евгению Онегину»

В юности Пушкин находился под сильным влиянием английского поэта Байрона. Главный персонаж «Пленника» стал первым воплощением в русской поэзии героя зарубежного писателя. Характеристика его была таковой:

  • чувство превосходства над окружающими;
  • разочарование в дружбе, любви, прежних идеалах;
  • острое ощущение несвободы и стремление к независимости;
  • душевный дискомфорт в обществе, мучительное осознание несовершенства окружающего мира;
  • поиск идеала и понимание безрезультатности этих действий.

Во многом таков и пушкинский «Пленник». Литературные критики отмечают, что образ офицера в поэме заключает в себе зародыш главного пушкинского творения — романа в стихах «Евгений Онегин».

Вот как это охарактеризовывается:

  • И тот и другой — байронические герои.
  • В обоих произведениях женский персонаж объясняется герою в чувствах, но получает отказ.
  • Через некоторое время уже мужчина говорит о романтике, а девушка, продолжая любить своего избранника, дает ему понять, что их общее счастье невозможно.
  • И у поэмы, и у романа открытый финал, предоставляющий читателю полную свободу размышлений о том, что будет с героем после всех описанных событий.

Легенды и байронизм

Почти сразу по прибытии на Кавказ Пушкин заболел и его отправили лечится на Кавказские воды. Там поэт заинтересовался местными легендами, центральные персонажи которых представляли собой сильные и волевые личности. В это же время Александр Сергеевич увлеченно знакомится с творчеством английского поэта Джорджа Байрона. Под впечатлением от поэм и стихотворений Байрона Пушкин пишет поэму «Кавказский пленник». Следует отметить, что неверно будет называть «Кавказского пленника» исключительно «подражанием Байрону», так как Александр Сергеевич вовсе не делал кальку с произведений англичанина. Скорее, он соревновался со своим британским коллегой, поэмами которого был восхищен. И во многих смыслах творения Пушкина не только не уступали творчеству Байрона, но и превосходили их. 

«Кавказский пленник». Заглавный лист первоначальной редакции поэмы. 1820.

Создание поэмы заняло у Александра Пушкина около шести месяцев. Он писал ее в Гурзуфе, Кишиневе, Каменке и Киеве. В черновиках поэта произведение изначально носило название «Кавказ». Привычный нам заголовок появился уже ближе к публикации поэмы. Точку в своих записях Пушкин поставил в феврале 1822 года, когда находился в Каменке. И в августе того же года «Кавказский пленник» был опубликован в Санкт-Петербурге. 

Очень краткий пересказ

Русский молодой человек попал в плен к горцам. Его очень сильно ранили, он ослаб, но больше мучился не от физической боли, а от унижений и своего положения

Единственный человек, который проявил внимание и пожалел его, – юная черкешенка, жительница аула, куда попал раненый

Девушка с каждым днем все сильнее привязывается к юноше. Сначала она подкармливала его, чтобы тот быстрее набирался сил, затем приходила к нему и пела красивые песни ее народа.

Молодой человек благодаря девушке узнал много нового и интересного об обычаях и культуре горцев, полюбил природу этой местности. Однако не смог ответить взаимностью на нежные чувства юной черкешенки, поскольку давно любил другую, которая когда-то не оценила его.

Юноша отверг красавицу. Гордая девушка не смогла примириться со своим горем. Она помогла бежать возлюбленному, а сама утопилась. От том, что его спасительница рассталась с жизнью, молодой человек понял слишком поздно.

О произведении — поэма «Кавказский пленник» А.С.Пушкина

Поэму «Кавказский пленник» Александром Сергеевичем Пушкин начал писать в Гурзуфе в 1820 году и окончил ее в феврале 1821 года в Каменке, в имении его друга офицера, поэта и декабриста Василия Давыдова.

Краткое содержание поэмы «Кавказский пленник»

Поэма «Кавказский пленник» начинается с посвящения, которое А.С. Пушкин адресовал своему другу генералу Николаю Николаевичу Раевскому, так как именно благодаря ему Александр Сергеевич совершил свое путешествие на Кавказ, невероятно впечатлившее поэта. В произведении описывается молодой русский офицер, который устал от светской жизни блестящего Петербурга и отправился на Кавказ за чувством свободы. Однако внезапно он попал в плен к горцам и понял, что отныне он лишен даже той привычной жизни, ограниченной условностями столичных нравов и правил, которую он так чурался. Теперь он раб! Эта мысль терзает сердце молодого человека и без того истерзанное несчастной безответной любовью и предательством друзей. 

Через некоторое время ему начинает помогать молодая черкешенка: она приносит ему еды и воды, ухаживает за ним, учит его местному языку, а потом признается, что полюбила его всем сердцем. Но пленник откровенно говорит, что никогда не сможет полюбить девушку, так как его сердце уже занято, пусть и безответной любовью. Гордую черкешенку сражает наповал такое признание, но в благородном порыве она помогает любимому человеку бежать из плена, а сама бросается в горную реку, чтобы свести счеты с жизнью, которая ей не мила без избранника. В заключении поэмы А. Пушкин воспевает русских генералов – покорителей Кавказа. 

Авторская страница «Кавказский пленник»

Слава, критика и главная мысль

Поэма «Кавказский пленник», которую написал Пушкин, была горячо принято публикой уже при жизни поэта. Еще до возвращения Александра Сергеевича из Кавказской ссылки балетмейстер Шарль-Луи Дидло поставил в Петербурге одноименный балет с Авдотьей Истоминой в главной роли. Представление стало настоящим культурным событием столицы. Наряду с «Бахчисарайским фонтаном» поэма «Кавказский пленник» стала самым популярным произведением Пушкина при его жизни. Однако некоторые эпизоды поэмы подверглись критике. Так, например, литератор Петр Вяземский упрекал Пушкина за восхваление генералов-покорителей Кавказа: «Что есть хорошего в том, что они покоряли горские племена и творили такие зверства, от которых кровь леденеет? Вот если бы они эти племена просвещали… Поэзия – не союзница палачей…». 

Основной идеей поэмы «Кавказский пленник» стала идея свободы. Александр Пушкин призывает своих читателей никогда не сдаваться в борьбе за свободу, быть преданным своей любви, но никогда не требовать от возлюбленного более того, что он способен дать.

Узнать больше о творчестве и биографии Александра Сергеевича Пушкина вы можете посетив Государственный музей А.С.Пушкина в Москве.

НАШИ РЕОКМЕНДАЦИИ

За минуту

В большом черкесском ауле горцы держат пленных русских. Недалеко от реки плененные рабы с цепями на ногах пасут стада аула. Вечером пастухов привязывают к забору. Перед тем как заснуть, они слышат песни о победе над русскими.

Черкесы планируют нападение на русских, когда появляется Гирей, тащащий на аркане полуживого пленника. Ему удается выжить, и юноша становится одним из пастухов. Он смотрит на другой берег реки, предвкушая свободу.

Юноша узнает особенности жизни в ауле, становится свидетелем казней казаков. Ночью к пленнику приходит молодая черкешенка и угощает хлебом с кумысом. Влюбленная девушка посещает его на протяжении 4 ночей, но у юноши перед глазами была другая.

В очередную ночь черкешенка освобождает юношу и тщетно молит о взаимности. Она ведет его через утесы на свободу, но меткий выстрел старого черкеса, отца девушки, убивает пленника. Его спутница падает без чувств. Черкешенка так больше и не вернулась домой, утопившись с горя в горной реке.

В своем произведении писатель показывает нам образ романтика, хотя и находящегося в неволе, а также описывает жизнь кавказского народа.

В самом начале повествования перед нами предстает картина, где горцы в своем ауле поздним вечером ведут беседу о военных действиях. Вдруг они видят своего соплеменника, который волочит пленного русского воина.

Только на следующий день, наш герой понимает, что он попал в рабство, так как видит на ногах цепи. Он вспоминает годы, проведенные в России. Как же он так глупо попал в неволю?

Поздней ночью, когда все улеглись спать, к нему в сарай приходит красивая девушка, которая принесла пленнику попить. Черкешенка сидит около него продолжительное время , но никак не может излить свои чувства к нему.

Долгое время приходится пленнику присматривать за стадом , и все это время за ним наблюдала эта красавица. А по ночам, чтобы ее не заметили ее соплеменники, черкешенка приносила молодому человеку различные сладости, много рассказывала о своем народе и обучала его говорить на местном языке. Она влюбилась в него, но он не мог ответить ей такими, же чувствами, так как на родине у него уже была возлюбленная.

Уныло проходили день за днем. Пленник понемногу свыкался с такой жизнью. А что ему оставалось делать. Он наблюдал за красотами царственных гор, за жизнью джигитов. Часто смотрел, как они готовились к сражениям, тренируясь ежедневно с кинжалами. Он восхищен был их нарядами. Привлекало его и игры молодых черкесов, которые показывали свою удаль и храбрость.

Когда девушка узнала, что молодой человек восторгается жизнью горцев, она пытается уговорить его забыть своих родных и жить здесь с ней. Она не хочет другого мужа, которого ей выбрали отец и брат. Но, ни ласковые речи, ни стон ее души не затрагивают сердце пленника. Он говорит ей, что она — прекрасная девушка, но в его сердце живет его возлюбленная – нежное и милое создание. И он не хочет ее предавать.

Услышав такие речи, девушка упрекает его в том, что он даже не может пожалеть ее, ведь она так страдает, на что, пленник отвечает, ведь когда-то он пережил такие же страдания, и с этим надо смириться.

Как-то раз, молодой человек понимает, что все мужское население уходит из аула. Готовится очередное нападение. Ему выпадает отличная возможность бежать, но как это сделать? И ему помогает влюбленная черкешенка. Освободившись от цепей, юноша уговаривает ее убегать вместе с ним, но она отступает от своих намерений, зная, что у него есть невеста.

Переплыв на другой берег реки, оборачиваясь , он не видит черкешенки, и только тогда он понимает, что означали послышавшийся ему всплеск воды. Грустным взором он окидывает место, где ему пришлось пробыть столько времени, он направляется туда, где стоят казачьи войска.

Поэма учит нас любить свое Отечество, не забывать родных и любимых, какие бы соблазны не попадались на пути.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Южная ссылка Пушкина

Александр Пушкин еще во время обучения в Царскосельском лицее вошел в круг ведущих литераторов того времени. После окончания учебы, и тем более после публикации поэмы «Руслан и Людмила», мастерство поэта еще более окрепло, а слава о нем распространилась по всей России. Однако, Александр Сергеевич не мог писать стихи «по заказу», его талант желал подчиняться только смелым и искренним порывам души. Ну и, добавим к этому лихость и бесшабашность молодости (поэту едва исполнилось 20 лет). В итоге, за написание едких эпиграмм на власть, которые дошли до императора, и при этом сам Александр I назвал их возмутительными, Пушкин был приговорен к ссылке. Изначально поэта должны были отправить в Сибирь, но, благодаря заступничеству друзей (в особенности Николя Карамзина, Василия Жуковского и Петра Чаадаева), приговор смягчили и Пушкин был сослан в южные губернии Российском империи. Таким образом, Александр Сергеевич около четырех лет провел на Кавказе. 

1849. КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК. ВОТ РУССКОЙ ПЛЕННИК ВОЗОПИЛ; АУЛ НА КРИК ЕГО СБЕЖАЛСЯ… ЦЕНЗОР Н. Е. ЗЕРНОВ. ИЛЛЮСТРАЦИЯ К «КАВКАЗСКОМУ ПЛЕННИКУ» А. С. ПУШКИНА

Глава первая

В горный аул прискакал на коне один из его жителей-черкесов, волоча на аркане русского юношу, которого тут же заковали в цепи и оставили на краю селения. Избитый и израненный пленник долго лежал без сознания, а когда очнулся, обнаружил, что на его ногах оковы. Юноша вспомнил далекую Россию, где его жизнь начиналась счастливо, но затем пришло разочарование:

  • он столкнулся с изменой друзей;
  • оказался несчастлив в любви;
  • испытал на себе враждебное отношение аристократии.

Тяготясь светской жизнью с ее лицемерием и условностями, герой поэмы устремился на Кавказ. Погоня за «веселым призраком свободы», которую он надеялся обрести в этом краю, завершилась рабством в самой грубой форме.

Сочувствием к пленнику прониклась юная красавица, жившая в этом ауле. По ночам, тайком от родных, девушка приходила к нему, поила кумысом и вином, приносила еду, пела песни, обучала местному языку. И сострадание в душе горянки переросло в любовь. Юноша догадывался о ее чувствах, но не мог ответить на них, боясь разбередить свои старые душевные раны.

Со временем пленник если не смирился, то свыкся со своим положением и стал проявлять интерес к окружающему миру. Его восхищали «великолепные картины» местной природы, вызывала интерес жизнь горцев. Юноша любовался отвагой и ловкостью черкесов, их воинскими навыками, доведенными до совершенства.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный мир
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: