Краткое содержание
Рассказчик делится воспоминаниями, как он стал писателем. По его мнению, все «вышло непредумышленно», и, как ему казалось, он «не делался писателем, а будто всегда им был, только — писателем «без печати»».
С раннего детства рассказчик был очень разговорчивым, за что получил от своей няньки прозвище — «балаболка». В его памяти ещё живы «картинки детства, обрывки, миги» каких-то незначительных событий, обрывок песен, молитв.
Будучи ребёнком, рассказчик с удовольствием разговаривал с игрушками, досками, метлой — всё казалось мальчику живым, родным и понятным. Все предметы он одушевлял, придумывал истории с их участием.
Повзрослев, рассказчик поступил в гимназию, где за постоянную болтовню прозвали его в «первом классе гимназии «римский оратор»». Это прозвище надолго закрепилось за ним, и очень часто он бывал наказан за разговоры на уроках.
В третьем классе рассказчик увлёкся романами Жюля Верна — произведения французского писателя будили и без того богатое воображение мальчика, и он написал сочинение о невероятных путешествиях учителей на Луну. Эта рукопись «имела большой успех, читали её даже и восьмиклассники», однако сухой, чёрствый инспектор Николай Иванович Баталин был совершенно иного мнения. Он считал, что гимназисты должны с большим уважением и трепетом относиться к педагогам, и строго наказал юного сочинителя.
Рассказчик ничего не мог поделать со своими писательскими порывами, которые бурно изливались в школьных сочинениях. В своих работах он делал глубокие лирические отступления, которые невероятно раздражали Баталина, любившего, чтобы ученики выполняли задания по плану.
Однажды рассказчик попытался даже отстоять своё мнение перед инспектором, за что получил поначалу тройку с минусом, а затем и вовсе кол и в придачу оскорбление. Этот кол испортил мальчику средний балл, в результате чего он не был допущен к экзаменам и остался на второй год.
Это событие, печальное на первый взгляд, стало счастливым для юного героя. Он попал к «другому словеснику, к незабвенному Федору Владимировичу Цветаеву», получив полную свободу для самовыражения. Мальчик с энтузиазмом взялся за дело, особенно сильно полюбив «классные сочинения на поэтические темы».
Цветаев неизменно ставил «за «рассказы» пятёрки с тремя иногда крестами, — такие жирные!», а однажды сказал, что в рассказчике есть «некая, как говорится, «шишка»», и он обязательно должен развивать свой талант. Фёдор Владимирович стал единственным преподавателем, который оставил глубокий след в душе рассказчика.
По окончании гимназии в творческой вехе рассказика наступил третий период, уже печатный. Лето перед выпускным классом он провёл в глухой деревушке, где днями напролёт рыбачил. Неподалёку от заброшенной мельницы, где жил глухой старик, располагались «обрывы, бездонный омут «с сомом», побитые грозою, расщеплённые ветлы». Живописное место настолько впечатлило юношу, что в его душе проснулось что-то неясное, но быстро прошло.
И только во время подготовки к выпускным экзаменам это «что-то» неожиданно завладело разумом рассказчика, и он, отшвырнув учебники, за один вечер написал небольшой рассказ под названием «У мельницы», взяв за основу сюжета свою летнюю рыбалку.
Это важное событие произошло «мартовским вечером 1894 года». Рассказчик был вполне доволен результатом своих трудов. Но он совершенно не знал, что делать дальше — литераторов он не знал, в его «семье и среди знакомых было мало людей интеллигентных»
Ему почему-то стыдно было даже посоветоваться по поводу своей работы
Но он совершенно не знал, что делать дальше — литераторов он не знал, в его «семье и среди знакомых было мало людей интеллигентных». Ему почему-то стыдно было даже посоветоваться по поводу своей работы.
Вспомнив, что на Тверской ему когда-то попалась небольшая вывеска ежемесячного журнала «Русское обозрение», рассказчик отправился туда со своим рассказом. Оказавшись в святилище, он не на шутку оробел. В просторном кабинете, заваленном книгами, сидел «редактор, приват-доцент Московского университета Анатолий Александров». Он приветливо встретил юношу, взял рассказ и попросил заглянуть месяца через два.
Спустя положенные два месяца рассказчика вновь попросили «заглянуть месяца через два». Но к тому времени он оказался в вихре выпускных экзаменов и совсем позабыл о своём рассказе. Тем более неожиданным стало для него письмо из «Русского обозрения», в котором Александров попросил юношу «зайти переговорить». Он сказал, что ему понравился его слог и описания русской природы, и попросил оторопевшего юношу писать для его издания.
Рассказчик вышел из редакции в полном смятении чувств. Присев на лавочку, он понял, что стал совершенно другим человеком.
Смысл рассказа «Как я стал писателем» Шмелева
Произведение «Как я стал писателем» носит автобиографический характер, поскольку Иван Сергеевич Шмелев показывает становление самого себя в качестве публициста и писателя. Он описывает, как пришел в свою профессию, начиная историю с самых ранних лет вплоть до студенческой жизни. Автор обратился также к опыту создания одного из первых своих рассказов «У мельницы», где представлена картина народной жизни.
Произведение было написано в 1895 году. Жанр относят к рассказу, потому что число героев ограничено и поставлена одна главная проблема — нелегкая стезя к писательскому будущему.
Путь к творчеству по сюжету проходит этапами. Изначально герой вовсе не писал, однако неуемно много разговаривал обо всем на свете, за что получил прозвище «балаболка» от своей нянечки. Ей, как и большинству взрослых, казалось, что ребенок несет абсолютную чепуху, разговаривая со всем, что его окружает. Однако в нем говорил дар, предназначение, которое изначально нашло такой способ для самовыражения. Вполне естественно, ведь мальчик еще не научился писать. В школе мальчика прозвали «римским оратором» и часто оставляли после уроков в наказание за разговорчивость.
Когда автор освоил письмо, наступил второй этап его творчества. Он настолько увлекался произведениями Жюль Верна, что они сподвигли его написать целую поэму о путешествии всех учителей на воздушном шаре к Луне. Его творчество оказалось популярным среди гимназистов, но инспектор гимназии Баталин, будучи черствым и суровым, отреагировал на такую писанину резко, за что маленький поэт получил еще и взыскание. Причем такая реакция была не последней и их противостояние закончилось тем, что рассказчик остался на второй год. Но известно, что все делается к лучшему и второгодник попал к другому словеснику совсем иного душевного наполнения — Цветаеву, который был более снисходителен. Цветаев заметил в мальчике талант и позволил ему заниматься сочинительством, не применяя к нему строгую цензуру и свод непреклонных правил гимназии, а лишь поощряя хорошими оценками.
Третий этап можно охарактеризовать как печатный. Автор был уже выпускником гимназии и от простого сочинительства перешел к серьезным вещам. Без раздумий и долгой корректировки он создал свой первый рассказ «У мельницы». Полный сомнений он отправился в редакцию и оставил свою рукопись. И спустя время он получает одобрение редакции вместе с завидным гонораром в 80 рублей. Автор был в эйфории от переполнявших его чувств. Когда он увидел издание со своим рассказом и подписанный его фамилией его восприятие к самому себе в корне поменялось. Он понял, что стал другим, на нем теперь лежит долг, обязательство что-то делать, двигаясь по руслу своей жизни.
Основной темой произведения стал процесс становления на непростой путь писателя. И.С. Шмелев убежден в том, что дар, предназначение человека дается ему еще при рождении и судьба ведет его всеми способами и путями прямо к цели
Проблематикой выступает совершенно обыденная вещь, что в период поиска себя, особенно творческим людям, очень важно найти поддержку, человека, который увидит, поверит и поможет раскрыть дарованный судьбой талант
Идти к своему призванию в одиночку очень трудно. Наставники, которые привыкли двигаться по одной линии и жестко критикуют какие-либо отклонения, способны отбить желание к творчеству напрочь. С такими учителями невозможно достигнуть успеха, добиться признания и получить доказательство в виде одобрения от более матерых и опытных профессионалов. Именно поэтому Баталин вызывает чувство неприязни, а смерть душевного Цветаева — искренние слезы сожаления.
Образ Баталина — это совокупность всего, что желает загубить, задавить и не дать подняться на ноги. Баталин выдирал индивидуальность юного писателя, словно сорняк из ровной и прополотой грядки. Образ Цветаева, наоборот, противостоит душегубству, он дает надежду, веру в свои силы и ставит цели, которые помогут взобраться на вершину своего личного Эвереста. Если бы встреча с Цветаевым не случилась, то велика вероятность, что судьба рассказчика сложилась бы иначе, он бы не стал писателем, а работал бы на заводе, рифмуя стишки под звуки мотора рабочего станка. Этот рассказ, словно попытка заново переосмыслить свою писательскую стезю и вспомнить ее истоки.
Спасение душ
Книга – это бесценное произведение искусства. За строками из обычных букв скрывается настоящая магия, способная увлечь за собой в другой мир, спасая от жестокой реальности. Сила, придающая смелости и желания сражаться. Например, работа В. Быкова «Обелиск». Исследуя этот аргумент о роли книги в жизни человека, можно уверенно заявить, что печатные издания — это вещи, за которые не жалко умереть.
Во времена фашистского режима школьный учитель А. Мороз продолжает учить своих учеников. Герой говорит детям, что если сейчас перестать учиться, то «будут оболванивать они». Герои этого произведения умерли, но никто не отказался от книг.
Не менее ярко описаны аргументы о роли книги в жизни человека в произведении А. Приставкина «Рогожский рынок». В рассказе речь идет о мальчике, живущем в военной Москве. Однажды он отправляется на рынок за картофелем, но, не удержавшись, покупает роман Пушкина «Евгений Онегин». Когда мальчик опомнился, уже было поздно возвращать все назад. Нехотя он начинает перелистывать пожелтевшие от времени страницы. Неожиданно для себя он увлекается написанным, которое переносит его далеко от военных кошмаров искалеченной Москвы в мир балов, светских бесед и спокойных зимних пейзажей.
За чтением очень часто исчезает проблема, и роль книги в жизни человека аргументам уже можно не поддавать. Все и так понятно. С первой строчки, которая выдергивает человека из серой реальности, перенося в красочный мир чудесных фантазий.
Сейчас читают
На Венском совете обсуждается окончание войны с Наполеоном. После этого правитель Александр Павлович уезжает путешествовать в Европу. Там он увидел много интересного и необычного. Он много восхищается работой иностранцев
Однажды в Петербурге во времена правления Николая I случилось удивительное событие. Успешный военный, который должен был жениться на красивой девушке, фрейлине императрицы, ушел со службы и стал монахом
Ночью Кузьма решает ехать к брату за помощью. Были сомнения по поводу помощи. Как-никак они давно уже не виделись и стали друг другу людьми чужими.
Сюжет пьесы происходит в Англии в Бирмингеме. Джимми и его сосед Клифф воскресным вечером сидя в креслах, читают газеты. На вид Джимми лет двадцать пять, он сочетает в себе искренность и насмешливую злость
Источник
Знакомство с цензурой
Иван Шмелев с женой Ольгой Охтерлони и сыном Сергеем. Конец XIX века. Фотография: interesnyefakty.org
В 1894 году, после окончания гимназии, Шмелев поступил на юридический факультет Московского университета. В студенческие годы он увлекся научными теориями: прочел работы натуралиста Чарльза Дарвина, социолога Герберта Спенсера, а также антрополога Шарля Летурно, который описывал социальную эволюцию человека
Шмелев вспоминал: «Я питал ненасытную жажду «знать»… это знание уводило меня от самого важного знания — от источника Знания, от Церкви»
В 1895 году Шмелев женился на Ольге Охтерлони. По просьбе религиозной невесты свой медовый месяц новобрачные провели не на курортах Кавказа, как делали их современники, а на острове Валаам. По пути Шмелевы заехали в Троице-Сергиеву Лавру получить благословение от отца Варнавы, которого Иван знал еще с детства. «Подходим, — писал Шмелев в очерке «У старца Варнавы». — Бокль, Спенсер, Макс Штирнер — все забылось. Я как будто прежний, маленький, ступаю робко Кладет мне на голову руку, раздумчиво так говорит: «Превознесешься своим талантом». Всё. Во мне проходит робкою мыслью: «Каким талантом… этим, писательским?» Страшно думать».
После поездки Шмелёв написал цикл очерков «На скалах Валаама». Он назвал иноков тружениками и говорил об их силе духа, но не скрывал того, что не видит смысла в отречении от мира. Рукопись Шмелев принёс в журнал «Русское обозрение», где опубликовали первый рассказ автора. Но там писателя попросили внести правки: редакция не согласилась с критикой аскетизма. Писатель отказался и в 1897 году опубликовал цикл за свои деньги. Однако до широкой аудитории книга не дошла — весь тираж задержали по распоряжению обер-прокурора Святейшего синода Константина Победоносцева. Шмелева вызывали в Цензурный комитет, где после двух встреч с князем Николаем Шаховским он согласился сократить произведение на 27 страниц. Из очерков убрали отрывки о пьянстве и лицемерии монахов. Отредактированную версию опубликовали, но книга не пользовалась спросом, и издания пришлось продать букинисту. После этого Шмелев долго ничего не писал.
В январе 1897 года у Шмелева и Охтерлони родился сын Сергей. Семья жила скромно, денег не хватало. Иван зарабатывал частными уроками в свободное от учёбы время. К ученикам он ходил пешком: экономил на извозчиках, даже если приходилось идти в другую часть города. В 1898 году Шмелев закончил университет, и его отправили отбывать воинскую повинность.
В 1901 году Шмелев стал чиновником по особым поручениям Владимирской казенной палаты. Из-за службы семья переехала во Владимир. Он вернулся к литературе и начал писать детские рассказы: «К солнцу», «Служители правды», «Мэри» и другие. Во Владимире Шмелев много общался с простыми людьми, которые столкнулись с несправедливостью. Под впечатлением от увиденного писатель начал писать произведения о «маленьком человеке»: «Вахмистр» — о военном, который перешел на сторону революционеров из-за сына, и «Гражданин Уклейкин» — о сапожнике-пьянице, жизнь которого налаживается после революции. Критики высоко оценили произведения, и Шмелёв решил сосредоточиться на писательском деле. В 1907 году он уволился со службы и переехал обратно в Москву.
Маршак С.Я. Дремота и Зевота. Усатый-полосатый
Бродили по дороге Дремота и Зевота. Дремота забегала в калитки и ворота, Заглядывала в окна И в щелочки дверей И детям говорила: — Ложитесь поскорей! Зевота говорила: кто спать скорее ляжет, Тому она, Зевота, спокойной ночи скажет, А если кто не ляжет Сейчас же на кровать, Тому она прикажет Зевать, зевать, зевать!
Усатый-полосатый
Жила-была девочка. Как её звали?Кто звал,Тот и знал,А вы не знаете.Сколько ей было лет?Сколько зим,Столько лет, —Сорока́ ещё нет,А всего четыре года.И был у неё… Кто у неё был?Серый,Усатый,Весь полосатый.Кто это такой? Котёнок.Стала девочка котёнка спать укладывать.— Вот тебе под спинкуМягкую перинку.Сверху на перинкуЧистую простынкуВот тебе под ушкиБелые подушки.Одеяло на пухуИ платочек наверху.Уложила котёнка, а сама пошла ужинать.Приходит назад, — что такое?Хвостик — на подушке,На простынке — ушки.Разве так спят? Перевернула она котёнка, уложила, как надо:Под спинку —Перинку.На перинку —Простынку.Под ушки —Подушки.А сама пошла ужинать. Приходит опять, — что такое?Ни перинки,Ни простынки,Ни подушкиНе видать,А усатый,ПолосатыйПеребралсяПод кровать.Разве так спят? Вот какой глупый котёнок!Захотела девочка котёнка выкупать.ПринеслаКусочекМылаИ мочалкуРаздобыла,И водицыИз котлаВ чайнойЧашкеПринесла.Не хотел котёнок мыться —Опрокинул он корытцеИ в углу за сундукомНачал мыться языком.
Вот какой глупый котёнок!
Стала девочка учить котенка говорить:
— Котик, скажи: мя-чик. А он говорит: мяу!
— Скажи: ло-шадь. А он говорит: мяу!
— Скажи: э-лек-три-че-ство. А он говорит: мяу-мяу!
Все «мяу» да «мяу»! Вот какой глупый котенок!
Стала девочка котенка кормить.
Принесла овсяной кашки — Отвернулся он от чашки.
Принесла ему редиски — Отвернулся он от миски.
Принесла кусочек сала. Говорит котенок: — Мало!
Вот какой глупый котенок!
Не было в доме мышей, а было много карандашей. Лежали они на столе у папы и попали котенку в лапы. Как помчался он вприпрыжку, карандаш поймал, как мышку,
И давай его катать — Из-под стула под кровать, От стола до табурета, От комода до буфета. Подтолкнет — и цап-царап!
А потом загнал под шкап.
Ждет на коврике у шкапа, Притаился, чуть дыша… Коротка кошачья лапа —
Не достать карандаша!
Вот какой глупый котенок! Закутала девочка котенка в платок и пошла с ним в сад. Люди спрашивают: — Кто это у вас? А девочка говорит: — Это моя дочка. Люди спрашивают: — Почему у вашей дочки серые щечки? А девочка говорит: — Она давно не мылась. Люди спрашивают: — Почему у нее мохнатые лапы, а усы, как у папы? Девочка говорит: — Она давно не брилась. А котенок как выскочит, как побежит, — все и увидели, что это котенок — усатый, полосатый.
Вот какой глупый котенок!
А потом, А потом
Стал он умным котом,
А девочка тоже выросла, стала еще умнее и учится в первом классе сто первой школы.
«Как я стал писателем», анализ рассказа Шмелева
Произведение носит автобиографический характер, повествование ведется от первого лица. Рассказчик приоткрывает перед читателями дверь в свою творческую лабораторию. Он делится собственным опытом, который может пригодиться тем, кто желает посвятить жизнь литературному творчеству. Становление рассказчика в качестве писателя разделено на три этапа. Причем нередко рассказчик беседовал с неодушевленными предметами — например, успокаивал стоявшую в углу метлу, представляя, что ее наказали.
При этом отправились они туда на воздушном шаре, изготовленном из огромных штанов преподавателя латинского языка. Правда, в качестве гонорара за нее рассказчик получил лишь наказание от инспектора гимназии. В 1895 году рассказ напечатали и даже заплатили гонорар в 80 рублей. После первой публикации рассказчик понял, что стал другим. Первый — инспектор гимназии Баталин.
Баталин не любит детей, не имеет таланта к преподаванию. Таких учителей вообще лучше не подпускать к ребятишкам. Ему не просто неинтересны творческие поиски гимназистов, он выступает против них. Темы сочинений Баталин задает скучные. Второй преподаватель — учитель словесности Федор Владимирович Цветаев. Он сыграл в судьбе рассказчика важнейшую роль. Пожалуй, главное достоинство Цветаева — он смог разглядеть талант в рассказчике. Для создания образов Цветаева и Баталина Шмелев использовал прием противопоставления.
Эти преподаватели кардинально отличаются друг от друга. У них разные подходы к работе, к ученикам. Вполне очевидно, чей подход лучше, кого гимназисты любят больше.
Рассказчик признается, что плакал на похоронах Цветаева и что по сей день этот преподаватель остается в его сердце. Это действительно так — как говорилось выше, рассказчик с детства проявлял творческие наклонности. Только сначала никто их не ценил по достоинству. Если бы не встреча с Цветаевым, велика вероятность, что рассказчик так и не стал бы писателем, которого печатают.
Сочинение #5: Писатель не тот, кто пишет, а тот, кого читают
Все из нас так или иначе связаны с писательством. Мы отправляем друг другу сообщения, пишем письма, ведем дневники, ежедневники, но никто из нас не имеет права носить почетное звание — писатель. Почему?
Кто такой настоящий писатель? Это мудрый человек, наблюдательный, проницательный, хорошо чувствующий мир. Он видит то, чего не видят другие. Он может сказать то, что все понимают, но не могут сказать. Он может дать четкое определение тому, чему никто не может его дать. Он хочет что-то донести до читателя, что ему нужно, но в чем свою нужду не признает читатель. Настоящий писатель метко и четко угадывает желания людей, их потребности и цели. Настоящий писатель делает все, чтобы удовлетворить читателя в его стремлении, мотивировать на поступок.
Истинные цели и стремления людей не меняются год от года, десятилетие от десятилетия, век от века. Это, например, потребность встретить свою любовь и о ком-то заботиться. Это желание построить хорошую и полезную карьеру. Это нужда в настоящей дружбе, проявлении заботы, взаимовыручки, милосердия. Это желание творить что-то для других людей. Это стремление выражать свои мысли в картинах, книгах, музыке.
Человеческая натура не меняется от времени. Человек остается таким же, каким и был. Меняются лишь окружающие его условия, обусловленные техническим прогрессом.
Писатели, тонко чувствующие человека, остаются писателями на века. Их читали и в прошлом, и читают в настоящем, и будут читать в будущем. Сюжеты их произведений никогда не потеряют современность. Это и есть настоящие писатели. К ним относятся, например, Александр Пушкин, Лев Толстой, Антон Чехов и другие классики.
Все мы пишем, но мы не писатели. Почему? Потому что мы все это делаем для себя, своего окружения, друзей. Мы пишем о простом, о мирском. Настоящий писатель создает свои произведения для того, чтобы они были полезны каждому человеку в мире, могли всем помочь. Он пишет о высоком, о возвышенным. Настоящий писатель пишет то, о чем все хотят сказать, о чем все мечтают, но не могут сказать и не могут сознаться в этих мечтах. А писатель помогает им это сделать, поэтому его-то и читают.
Первые шаги к успеху
В детстве он был увлекающимся ребенком, отлично знал Пушкина, Лермонтова, Гоголя и других русских писателей. В третьем классе гимназии увлекся произведениями Жюля Верна. Они так захватили мальчика, что он, используя сюжет любимого автора, написал собственное поэтическое произведение. Стихи имели успех среди гимназистов, но учитель словесности не оценил их, так как героями произведения маленького поэта были именно учителя.
Другим сочинениям Шмелева учитель тоже не давал высокой оценки. Причина была в том, что эти произведения по форме и по содержанию были необычны, выходили за рамки программы. Результатом взаимного непонимания между учителем и учеником стало то, что мальчик был оставлен на второй год.
Через некоторое время писатель понял, что это было большим счастьем. Сменился учитель словесности, который разрешил писать все, что хотел маленький автор. В этот период было написано много лирических сочинений, за которые гимназист Шмелев получал только «пятерки» с большими плюсами.
Очень краткий пересказ рассказа «Как я стал писателем»
Со слов рассказчика, писателем он стал «непредумышленно». В детстве за длинный язык няня называла его «балаболкой». С малых лет ему запомнился ее молитвенный лепет, старые песни, игрушки и ветка живой березы в кроватке у образка.
Вся домашняя утварь казалась мальчику живой. В своих фантазиях он играл с предметами, придумывая невероятные истории и приключения.
В «дописьменный век своего писательства» автор включает гимнастические годы. Первый класс запомнился прозвищем «римский оратор», полученным возможно за болтовню на уроках.
В третьем классе воображение рассказчика всецело поглощено влиянием Жуль Верна, в приключенческих очарованиях которого рождается первое авторское произведение о путешествии учителей на луну. Учащимся рассказ понравился, а классному руководителю нет. Наставник увидел в строчках неуважение к обучающему персоналу, за что юный писатель был жестоко наказан плохой отметкой в результате оставлен на второй год.
Печальное событие оказалось удачным в литературной карьере юного дарования. Рассказчик попал в класс к добродушному учителю, всячески способствующему открытию и развитию его таланта. Наставник мотивировал полет писательской фантазии, за что ему рассказчик очень благодарен.
Третий этап начала писательства сам автор называет «собственным опытом». Перед выпуском из гимназии он проводит лето на рыбалке возле разваленной мельницы, где живет старый и глухой дед. Каникулы в деревне производят неизгладимое впечатление на рассказчика. Пытаясь открыть миру свои ощущения, во время экзаменов он пишет рассказ «У мельницы».
Дрожащей рукой он отдает первую свою рукопись в редакцию журнала «Русское обозрение». Солидный дядя с седеющими висками принимает тетрадь и просит зайти через два месяца. По истечении назначенного срока, автор опять получает обещание посмотреть в течение двух месяцев
Но период сдачи выпускных экзаменов захватывает внимание юноши, и он забывает о рукописи
Неожиданно сочинитель получает от редактора «Русского обозрения» письмо, где ему сообщают, что «описание природы» было прекрасным и предлагают сотрудничество.
В июне рассказчик уже держит в руках экземпляр журнала с его рассказом и первый свой гонорар. С его слов, именно этот момент становится решающим, чтобы «приготовится стать писателем».
Последние годы в России
Иван Шмелев (справа) с женой Ольгой Шмелевой и сыном Сергеем. 1917. Фотография: ruskline.ru
Рассказы принесли Ивану Шмелеву известность, и он вошел в писательскую среду. На заседании Общества Любителей Русской Словесности писатель познакомился с Иваном Буниным — членом творческого кружка «Среда». В 1909 году туда вступил и Шмелев. Участниками объединения были известные литераторы: Леонид Андреев, Максим Горький, Александр Куприн. Через три года Иван Шмелев также вступил в организованное Горьким товарищество «Знание», которое владело собственной типографией.
В 1911 году Шмелев опубликовал повесть «Человек из ресторана». История о пожилом официанте, жизнь которого рушится из-за ссоры с квартирантом, понравилась критикам и либеральной и консервативной печати. Текст сразу перевели на испанский, голландский, шведский, немецкий и французский языки. В статье «Русская литература» Корней Чуковский о</…></…></…>.
После Февральской революции беспорядки в Москве усиливались, и Шмелев с женой решили уехать жить в Крым. В декабре 1917 года писатель опубликовал очерк «Про модные товары», где он критиковал большевиков за то, что «у них нет любви ни к народу, ни к Родине». Весь следующий год Шмелев писал повесть «Неупиваемая чаша» о набожном крепостном, который стал художником. Она вышла отдельной книгой в 1920 году за рубежом. Автор вспоминал: «Без огня – фитили из тряпок на постном масле, – в комнате было холодно +5-6 градусов. Руки немели. Ни одной книги под рукой, только Евангелие. Как-то неожиданно написалось. Тяжелое было время».
В 1920 году Красная Армия заняла Крым. Сына литератора – Сергея Шмелёва, который воевал на стороне «белого» генерала Деникина, расстреляли вместе с другими военнослужащими. Родители ничего не знали о его судьбе: до 1922 года Шмелёвы оставались в Алуште и надеялись найти его среди живых. Работы не было, и писателю часто приходилось голодать.
Заключение
Чистый понедельник. Ваня просыпается в родном замоскворецком доме. Начинается Великий пост, и все уже готово к нему.
Пасха. Отец устраивает иллюминацию в своей приходской церкви и, главное, в Кремле. Праздничный обед — во дворе, хозяева обедают вместе со своими работниками. После праздников приходят наниматься новые рабочие. В дом торжественно вносят Иверскую икону Богородицы — помолиться ей перед началом работы.
Приближается Преображение — яблочный Спас. В саду трясут яблоню, а потом Ваня и Горкин отправляются на Болото к торговцу яблоками Крапивкину. Яблок нужно много: для себя, для рабочих, для причта, для прихожан.
Масленица. Рабочие пекут блины. Приезжает архиерей, для приготовления праздничного угощения приглашают повара Гараньку. В субботу лихо катаются с гор. А в воскресенье все просят друг у друга прощения перед началом Великого поста.
Летний Петровский пост. Горничная Маша, белошвейка Глаша, Горкин и Ваня едут на Москву-реку полоскать белье. Там на портомойне живёт Денис. Он хочет жениться на Маше, просит Горкина поговорить с ней.
Праздник Донской иконы, торжественный крестный ход. Несут хоругви из всех московских церквей. Скоро наступит Покров. Дома солят огурцы, рубят капусту, мочат антоновку. Денис и Маша перебрасываются колкостями. В самый праздник появляется на свет Ванина сестрёнка Катюша. А Денис с Машей, наконец, сосватались.
Настаёт Михайлов день, именины Горкина. Его тоже все любят. Ванин отец жалует ему богатые подарки.
Скоро Вербное воскресенье. Старики угольщики привозят из леса вербу. Пасха. Дворника Гришку, который не побывал на службе, окатывают холодной водой. На Святой неделе Ваня с Горкиным едут в Кремль, ходят по соборам.
Егорьев день. Ваня слушает пастушеские песни. Снова дурные предзнаменования: воет собака Бушуй, не прилетели скворцы, скорняку вместо святой картинки подсунули кощунственную.
Отец остался жив, но все болеет с тех пор, как разбил голову, упав с норовистой лошади. Ему становится лучше, он едет в бани — окачиваться холодной водой. После этого чувствует себя совсем здоровым, отправляется на Воробьевку — любоваться на Москву. Начинает ездить и на стройки. но тут возвращается болезнь.
В дом приглашают икону целителя Пантелеймона, служат молебен. Больному ненадолго становится лучше. Доктора говорят, что надежды нет. Сергей Иванович на прощание благословляет детей; Ваню — иконой Троицы. Уже всем ясно, что он умирает. Его соборуют.
Наступают отцовские именины. Снова отовсюду присылают поздравления и пироги. Но семье умирающего все это кажется горькой насмешкой.
Приходит батюшка — читать отходную. Ваня засыпает, ему снится радостный сон, а наутро он узнает, что отец скончался. У гроба Ване становится дурно. Он заболевает, не может идти на похороны и только в окно видит вынос гроба.