Краткое содержание трактата «Государь»
Когда рассматриваются идеи того, как можно обрести власть, Макиавелли говорит о трёх возможных вариантах:
-
осуществление насилия;
-
добродетель;
-
удача.
Автор подчёркивает, что использование оружия подкрепляет силу добродетели
Он уделяет внимание причинам прекращения власти.
Автор считает, что первым признаком падения правителя является лишение его внутренней силы, выражающейся в проявлении народного презрения или проявлении пороков властителя, нарушающих обычаи народа, которым он управляет.
Власть принца будет более прочной в тех случаях, когда она сочетается с щедростью и милосердием
Макиавелли придаёт важное значение положительной репутации, которая позволяет в случае совершения ошибок не встречаться с их последствиями.
Автор уделяет внимание устройству общества, в котором выделяет три стороны: властитель, народ и гранды
Важно, чтобы руководитель в своих действиях балансировал между последними двумя.. Никколо Макиавелли указывает, что источником излагаемых им истин является опыт и хорошее знание истории
Он утверждает, что истинные правила можно вывести из реальных исторических ситуаций.
Никколо Макиавелли указывает, что источником излагаемых им истин является опыт и хорошее знание истории. Он утверждает, что истинные правила можно вывести из реальных исторических ситуаций.
Интересно, что при этом он открыто симпатизирует людям, проявившим себя неоднозначно. Например, если авантюрист захватил трон, он считает его искусным властителем, достигшим успеха благодаря имеющемуся у него искусству.
В книге рассматривается большое количество конкретных ситуаций и даются советы о том, как в них можно разумно поступить с точки зрения автора. Многочисленные отзывы об этой книге говорят о том, что она не потеряла своего значения на протяжении веков.
Государь должен гармонично сочетать щедрость и скупость
Подданные ожидают от своего правителя определённого поведения.
Личностные черты характера, такие как, вежливость или щедрость, важны для стабильности государства. При этом качества, положительные для обычного гражданина, могут не быть таковыми для государя.
Возьмём щедрость. Щедрый человек всеми любим, но если правитель, стремясь к такой репутации, начнёт тратить все, что можете себе позволить, люди быстро привыкнут к этому. Придётся постоянно осыпать граждан дарами, что быстро истощит казну. Понадобится увеличить налоговое бремя, что сведёт все преимущества щедрости на нет.
Чтобы быть успешным государем, нужно уравновешивать щедрость и жадность.
Проявляйте щедрость, чтобы обрести власть, особенно в государствах, где граждане могут выбирать правителя.
Пример: Так Цезарь стал правителем Рима: он потратил целое состояние на «хлеб и зрелища», чтобы увеличить свою популярность.
Но уже став государем, покажите скупость и постепенно увеличивайте расходы, чтобы укреплять популярность, не влезая в финансовые неприятности.
Пример: Как только Цезарь получил желаемую должность, он умерил свою щедрость, чтобы не обанкротить империю.
В долгосрочной перспективе граждане будут больше удовлетворены, если вы установите невысокие налоги. Поэтому скупость в целях снижения налогов лучше, чем щедрость.
Автор
Написал трактат «Государь» Н. Макиавелли. Это итальянский философ и политический деятель родился во Флоренции в 1469 году.
В то время это была независимая Флорентийская республика, в которой он занимал ряд ключевых постов. Самый значимый — секретарь второй канцелярии, который отвечал за дипломатические и международные связи. Ему принадлежит несколько теоретических трудов, в том числе посвященных тактике ведения боевых действий.
Философ всегда был сторонником сильной государственной власти. Он допускал использование любых средств для ее укрепления. Этому посвящены и главы в «Государе» Макиавелли.
На протяжении своей карьеры неоднократно попадал в опалу, но затем, как правило, возвращался на службу. В очередной раз оказавшись не удел, он уже не смог вернуться во власть. Такого поражения мыслитель не перенес. В 1527 году он умер в возрасте 58 лет в нескольких километрах от родной Флоренции.
О книге «Государь» Никколо Макиавелли
Никколо Макиавелли – был не просто философом и писателем, но и видным политическим деятелем во Флоренции. Он снискал славу одного из основоположников политологии благодаря своему трактату «Государь». В нем он изложил мысль, что в основе правления должна лежать сила и выгода, а мораль в этом деле не так уж и важна. Более того, она может серьезно навредить государю.
В своей книге «Государь» Никколо Макиавелли выделяет ряд основополагающих правил, которых следовало бы придерживаться любому правителю, если он желает надолго сохранить свое высоко положение. Автор советует всегда принимать меры по устранению конкурентов и защищать слабых лидеров вокруг новых владений. Тогда можно будет выстроить прочный союз и бросать вызовы мощным государствам, угрожающим вашей власти.
Никколо Макиавелли уверен, что каждый государь должен читать книги и анализировать поступки выдающихся личностей. Нужно присматриваться, как они вели себя в ожесточенных сражениях, какие причины привели к победам и поражениям. Следует подражать великим людям и избегать их ошибок.
В книге заявляется, что великие дела могли вершить только те правители, которые умели дурачить своих подданных уловками. Автор считает, что ничего плохого в этом нет. Он уверен, что лучше не держать свое слово и одерживать победы, чем быть честным и терпеть поражение. Он даже приводит примеры тех правителей, которые заботились о своей репутации и потерпели крах. Макиавелли подчеркивает, что львиная сила – хорошо, но важна не меньше и хитрость лисы.
В своем трактате автор затрагивает щедрость. По его мнению, она обходится дорого. Так, завоевав звание щедрого правителя, придется постоянно одаривать своих подданных. Из-за этого ресурсы быстро истощатся. Для восполнения казны предстоит повысить налоги, в итоге народ придет в недовольство, и государь прослывет скупым. Макиавелли считает, что разумнее изначально показать свою экономность и понемногу увеличивать траты.
Книгу «Государь» можно назвать практическим пособием для каждого правителя. Точность и прозрачность мысли автора поражает. Специфичная и достаточно сложная тематика подана в доступном виде, что еще раз подтверждает талант автора. Свои доводы и теории он не перестает подкреплять историческими фактами
Вне всяких сомнений, данная книга – кладезь интересной информации, над которой нужно и важно задуматься
Государство либо легко завоевать, но трудно управлять, либо трудно завоевать, но легко управлять
Когда скончался Александр Великий после завоевания Персидского царства, все думали, что без него македонцы быстро потеряют контроль над персами. Но они сумели сохранить свою власть на долгие годы. Как?
Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим различные виды государств.
Система правитель-барон
Пример: Во Франции король правил страной через множество дворян (их называли баронами), имеющих личный интерес. Такая неустойчивая система ведет к раздробленности государства. Изредка бароны даже могут оспорить власть короля.
Страну с такой системой легко завоевать: достаточно переманить несколько баронов на свою сторону. Но в будущем вы получите те же неприятности, что и ваш предшественник.
Отношения правитель-слуга
Государь начинает царствование с устранения людей с политическими амбициями. Остаются только те, кто искренне поддерживает правителя и его планы. Так создается сплоченное государство, оказывающее жесткое сопротивление оккупантам при вторжении.
Пример: Когда Александр завоевал Персию, она имела данную систему правления. Царь Дарий упразднил все институты и заставил лидеров преданно следовать за ним. Поэтому Александру пришлось яростно бороться, чтобы покорить Персию, но зато после его смерти в стране не существовало независимых правителей, которые могли бы начать переворот.
Только вы выбираете, какую систему применять в своем государстве. Каждая имеет свои преимущества, поэтому решать нужно исходя из конкретных обстоятельств и ваших возможностей.
XX. О том, полезны ли крепости, и многое другое, что постоянно применяют государи
Преданных подданных вооружить, оказав им высшее доверие. А завоеванные народы разоружить, пока они не докажут свою преданность. Государь не сможет удерживать власть без сильного войска, это знает даже молодой суверен. Однако не стоит полностью полагаться на наемников.
Венецианцы подогревали вражду гвельфов и гибеллинов, тем самым сохраняя свою целостность. Допустим! Но не к лицу мудрому правителю, сеять раздоры и панику. Ему гораздо выгоднее приблизить бывших врагов и пообещать свое расположение. Они станут служить еще усерднее, обгоняя на карьерной лестнице самых близких соратников короля.
Строить или сносить крепости на завоеванных территориях? Вспомним владения графини Форли, которые осадил младший Борджа и ненавистный ей народ объединился с захватчиками. Графине следовало не отгораживаться стенами, а постараться успокоить народный гнев.
Автор одинокого одобряет тех, кто возводит или сносит крепости. Главное, чтобы правитель был близок к своему народу.
Армия государства должна состоять из его граждан
Что общего у римлян, спартанцев и швейцарцев?
Эти страны имели хорошо вооруженное население, что позволило им оставаться независимыми на протяжении целых столетий. Только армии из местных жителей могут эффективно защищать государство.
Наемники, то есть независимые войска, сражающиеся только за деньги, бесполезны. Они не заинтересованы в выживании государства, поэтому в бою могут убежать, если почувствуют, что за деньги не стоит умирать.
Наемники будут грабить вас в мирное время, а на войне позволят делать то же самое вашему противнику. И даже если вам повезет найти способного командира наемников, готового сражаться за вас, рано или поздно он осознает, что может легко свергнуть и вас.
Пример: В 15−16 веках Италия неоднократно полагалась на наемников и была завоевана французскими королями, а позже оккупирована Фердинандом Арагонским, когда наемники удирали с поля боя сломя голову.
Другая ошибка — полагаться на вспомогательные войска союзников. Как только чужие войска вступят на вашу землю, вы рискуете никогда не избавиться от них.
Пример: Греция впустила 10 000 турецких солдат на свою землю, чтобы защититься от соседей. Когда война закончилась, турки отказались вернуться восвояси и, в итоге, оккупировали Грецию на протяжении нескольких столетий.
Вы проиграете, полагаясь на вспомогательные войска: если их победят, ваше государство падет, а если они выиграют, то останутся и поработят вас.
Единственный способ защитить страну — создать армию из собственных граждан.
Злодеяние и народная поддержка помогут стать государем
Пример: В 317 г. до н. э. человек по имени Агатокл, сын гончара, собрал армию наемников и взял Сиракузы (Сицилия). Несмотря на свою клятву соблюдать демократическую Конституцию, он убил 10 000 своих противников и стал тираном.
Злодеяние — один из способов обрести власть. Хитрость и беспощадность помогут получить контроль над государством.
Но жестокость работает только при правильном применении. Жестокость должна быть стремительной − нанесите один беспощадный удар. Сначала народ будет сильно возмущен. Постепенно уменьшайте количество насилия, успокаивая этим население. Именно так поступил Агатокл, и ему удалось сохранить власть.
И наоборот, чрезмерная порядочность в начале правления и постепенное увеличение жестокости — не разумная тактика.
Власть можно получить также, защищая граждан и приобретая поддержку с их стороны. Нужно помочь людям стать достаточно обеспеченными, чтобы они хотели поддерживать вас. «Достаточная обеспеченность» зависит от того, к чему люди привыкли.
Пример: Если люди до этого были рабами, то будут счастливы, обретя свободу.
Основная цель — заставить граждан чувствовать себя в долгу. Если это случится, они будут держать вас у власти, даже если придется терпеть лишения. При власти посредством террора люди не чувствуют себя в долгу.
Жестокостью проще добиться власти, но власть, основанная на поддержке населения более стабильна.
Государь
Краткое содержание трактата
Государь — главный предмет рассуждения Макиавелли и центральный политический образ, созданный им в трактате. Предварительно рассмотрев, какие бывают типы государств(«республики либо управляемые единовластно»,) дав исторические примеры их различных вариантов, Макиавелли переходит к проблеме политической власти и прежде всего тех условий, которые позволяют ее завоевать, а завоевав, — удержать.
Далее он целиком сосредоточился на личности правителя. Макиавелли оправдывает политика, действующего по обстоятельствам, сохраняющего верность слову, являющего милосердие, но в душе всегда готов к тому, «чтобы переменить направление, если события примут другой оборот или в другую сторону задует ветер фортуны…». Говорит о времени, которое позволяет или препятствует достижению успеха, а именно успех есть мера доблести. Макиавелли не видит в современной ему истории человека, достойного овладеть властью. Поэтому он готов согласиться даже на то, чтобы ее осуществил недостойный, каковой и послужил прототипом для его трактата, — Чезаре Борджиа, герцог Валентине. Сын папы Александра Шестого, он являл собой пример самого жестокого, напористого и до поры до времени удачливого политического авантюриста. После смерти папы судьба, правда, отвернулась от Чезаре, обрекая его на гибель, а государство, создаваемое им с таким мастерством и такой кровью, — на крушение. Макиавелли был непосредственным свидетелем того, как это государство рождалось в войнах, ибо по поручению Флорентийской республики не раз сопровождал войска герцога Валентине, в своих донесениях не раз предупреждал, насколько тот опасен и коварен. При жизни бывший для Макиавелли политическим противником, Чезаре после своей смерти станет тем оригиналом, с которого будет списан портрет идеального современного государя.
Автор показывает реалистические качества, которыми обладали и обладают реальные правители. Рассматривая щедрость и бережливость, Макиавелли замечает, что те государи, которые стремились быть щедрыми, за короткое время тратили все свои богатства. Макиавелли советует государю не бояться прослыть скупым. Ведя речь о таких качествах, как жестокость и милосердие, Макиавелли сразу же пишет, что «каждый государь желал бы прослыть милосердным, а не жестоким».
Тем не менее, для удержания власти правителю приходится проявлять жестокость. Если стране грозит беспорядок, то государь просто обязан не допустить этого, даже если придется учинить несколько расправ. Зато по отношению к многочисленным подданным эти казни станут актом милосердия, поскольку беспорядок принес бы горе и страдания именно им. Из-за этой части произведения Макиавелли обвинили в призыве к жестокости и в неразборчивости в выборе средств.
Конец ознакомительного фрагмента.
Основные идеи Никколо Макиавелли
Какие основные философские и политические взгляды Никколо Макиавелли, Вы узнаете из этой статьи.
Основные идеи Никколо Макиавелли
Никколо Макиавелли был выдающимся философом Ренессанса, создавшим свои политические и социально-философские взгляды. Они ярко выражены и характеризированы в его популярных трудах («Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», «Государь», «О военном искустве»), романах, пьесах, лирике и философских рассуждениях.
Социально — философские взгляды Никколо Макиавелли
Он выделил несколько основных философских понятий:
- Вирту. К нему относят человеческую энергию и талант. Они вместе с фортуной являются движущими силами истории.
- Судьба. Она противостоит людской доблести и труду.
- Свобода воли. Ее воплощение нашлось в политике.
Социально – философские взгляды Макиавелли основывались на принципе человеческой природы. Сам по себе принцип этот универсальный и распространяется абсолютно на всех граждан в государстве, независимо от их классовой принадлежности.
Также мыслитель считал, что человек по своей природе не безгрешен: он неблагодарен, непостоянен, лицемерен, лживый, его влечет нажива. Именно поэтому эгоистическую сущность человека необходимо держать под контролем сильной руки. Данную теорию он описал в своем труде «Государь». В своих взглядах на развитие и создание личности, Никколо Макиавелли исключал божественное влияние и полностью отдалился от взглядов религии. Он считал, что только мудрый правитель может повести народ за собой. В целом вся философия мыслителя посвящена идеям создания высшему проявлению человеческого духа.
Политическое учение Никколо Макиавелли
Особенно увлекался Макиавелли политикой. Согласно ученому, в ней заложены правила и причины, позволяющие человеку в полной мере проявить себя, не полагаясь на рок или стечение обстоятельств. Он подвел черту в политике на уровне нравственной подоплекой, перейдя к действиям и поступкам взамен вечного размышления.
Главной целью жизни людей является служение государству. Макиавелли всегда хотел понять законы политики и воплотить их в философии. И сделал это. Согласно философу создание государства обуславливается эгоистической натурой человека и существованию желания насильственного обуздания этой натуры.
Для Никколо Макиавелли идеальным примером государства является Римская республика, характеризовавшаяся внутренним порядком, который распространялся на все народы, жившие под ее флагом. Чтобы добиться такого идеального государства, необходимо развить в обществе гражданскую нравственность. Свои взгляды описал в труде 1513 году «Рассуждения на I декаду Тита Ливия». Также в нем он описывал свои раздумья касательно того, что в современной ему Италии папская власть расшатала все основы государственности и уменьшила желание служить государству в людях.
Политика Макиавелли основывается на:
- Исследование качеств человека и его природной сущности;
- Уходе от догматизма и утопических мечтаний;
- Изучение соотношения страстей, общественных интересов и сил;
- Объяснении действительного положения вещей в обществе;
Также, для существования идеального государства с идеальными политическими принципами необходимо существование идеального правителя. По Макиавелли он должен соединять в себе честь и достойность, хитрость и доблесть, изощренность разума и толику зла.
Труды автора воспринялись современниками с особым восторгом и пользовались большим успехом. Его фамилией назвали систему политики — макиавеллизм, которая не пренебрегала способами достижения цели.
Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, что такое политическая философия Никколо Макиавелли.
Сюжет сказки «Огниво»
Солдат, возвращаясь с войны, встречает на дороге ведьму, которая рассказывает ему про старое дерево и дупло в нем, где спрятаны сокровища. Их охраняют три собаки в трех комнатах, в каждой из которых находится сундук с монетами: в первой — с медью, во второй — с серебром, в третьей — с золотом. За информацию ведьма попросила принести ей огниво, которое оставила в дупле её бабушка. Чтобы справиться с собаками, она дала ему волшебный передник.
Солдат полез в дерево, справился с собаками, набрал много золотых монет и нашёл огниво. Когда ведьма не захотела рассказывать, зачем оно ей нужно, он отрубил ей голову. И отправился в город, где начал жить на широкую ногу. Там же он узнал о прекрасной принцессе, которую король держит в огромном медном замке. И все потому, что королю предсказали, что она выйдет замуж за простого солдата.
Так как солдат сорил деньгами направо и налево, они быстро закончились, и солдату пришлось переселиться в каморку. У него не было денег даже на свечку, и он вспомнил про огарочек в огниве. Когда он ударил по кремню, перед ним появилась собака, которая была в первой комнате. Она была готова выполнять любые его желания. Тогда он понял, что если ударить по кремню один раз, появится первая собака, если два — то вторая, если три — то третья.
Денег у него опять стало много и ему захотелось увидеть принцессу. Он позвал собаку и попросил принести ему принцессу. Дело было ночью, и собака привезла к нему спящую принцессу, которую он не удержался и поцеловал. О чем она, как о сне, рассказала королю и королеве за утренним чаем. Им это показалось странным и они приставили охранять спящую принцессу фрейлину, которая проследила за тем, куда собака уносит девушку. Не сразу, но, в конце концов, солдата вычислили и приговорили его к смертной казни.
Находясь в темнице, он попросил мальчишку, пробегавшего мимо окна, принести ему огниво. Взойдя на эшафот, он попросил о последнем желании — закурить трубку. И, воспользовавшись случаем, вызвал всех трех собак, которые спасли его от виселицы.
В итоге солдат женился на принцессе, и они жили долго и счастливо.
Огниво
Возвращаясь домой,
солдат встретил колдунью. Так направила
его в дупло, где в 3 комнатах из 3 сундуков,
охраняемых страшными собаками, он мог
набрать медяков, серебра и золота,
предварительно посадив собак на старухин
клетчатый передник. За это она попросила
принести ей находящееся там огниво.
Выполнив все согласно указаниям
старухи, солдат отрубил советчице голову
и забрал огниво себе. Прогуляв все
деньги, а вместе с этим и потеряв всех
новых друзей, солдат опять зажил бедно.
Однажды он зажег свечу, которая прилагалась
к огниву — и перед ним появилась собака
из первой комнаты… Оказалось, что с
каждым ударом огнива появляется по
собаке из того самого дупла. Солдат
вновь зажил с размахом.
Одной ночью
ему захотелось увидеть принцессу. Собака
принесла красавицу; утром девушка
рассказала королю и королеве свой сон,
в котором она будто ехала верхом на
собаке и солдат поцеловал ее. На следующую
ночь фрейлина по приказу королевы
отследила принцессу до ворот дома
солдата, и поставила на этих самых
воротах крест. Но собака увидела пометку
и наставила крестов на всех соседних
воротах. В следующий раз королева
привязала на спину дочери мешочек с
крупой, которая сыпалась на дорогу.
Похитителя нашли и посадили в тюрьму.
В
день казни подмастерье сапожника за 4
медяка принес солдату огниво. Последним
желанием преступника было закурить —
после щелчка огнива появились все три
собаки, которые стали подбрасывать всю
честную публику так высоко, что, падая,
люди разбивались. Солдаты попросили
счастливца быть королем и взять в жены
принцессу. Собаки тоже присутствовали
за свадебным столом «и делали от удивления
большие глаза».
Название произведения:
Огниво АндерсенГод написания:
1935Жанр произведения:
сказкаГлавные герои:
Солдат
— храбрый воин, Ведьма
— старуха, Принцесса
— красавица.
Приобретение новых государств зависит от удачи и достоинств
Правитель может получить контроль над государством двумя способами: армия и международные соглашения.
Независимо от метода, требуется сочетание великих достоинств и счастливого случая.
Даже самому одаренному правителю необходимо немного удачи, чтобы использовать свои достоинства. Захват города или королевства с помощью армии демонстрирует ваше мужество, духовную силу, характер и лидерство. Но все это бесполезно, если удача не окажется на вашей стороне.
Пример: Ромула случай заставил покинуть город Альба в младенчестве, тем самым подтолкнув его положить начало Рима. Не будь он вынужден покинуть Альбу, мог в итоге стать фермером, не имея возможности показать свои положительные стороны.
Но верно и обратное: если судьба благосклонна к вам, придется проявить себя, чтобы воспользоваться ею.
Пример: Если влиятельный покровитель благосклонен к вам, можно стать государем просто по счастливой случайности. Но в новом государстве ваши оппоненты будут сильнее сторонников, потому что первые нацелены на ваше свержение, а сторонники не знают, чего от вас ожидать.
Вам придется действовать быстро и достойно, чтобы заложить основы долгого царствования. Возьмите под контроль знать в государстве и создайте собственную армию. Без этих мер предосторожностей вас быстро свергнут.
Успешный государь может использовать жестокость в свою пользу
Одной из величайших угроз Римской империи стала война, начатая Ганнибалом и его Карфагенской армией. Успех Ганнибала приписывают его жестокости. Правильно примененная жестокость принесет вам пользу.
Пример: Ганнибал распял собственных разведчиков за предоставление неверных сведений. Он вселял страх в солдат, тем самым сплачивая их в трудные времена.
Каждый государь хочет выглядеть милостивым и справедливым, но для того, чтобы сохранить власть и объединить граждан, он должен внушать благоговейный страх.
Для правителя лучше, чтобы его боялись, а не любили. Все мы знаем, что обещания, основанные на любви, постоянно нарушаются, поэтому слишком милосердный государь может быть использован ради чьих-то собственных интересов. Но страх перед суровым наказанием всегда будет служить сдерживающим фактором.
И разве это не милосердно — обеспечивать безопасность жестоким наказанием нарушителей закона?
Жестокость особенно эффективна при управлении армией: солдаты восхищаются некоторой степенью злобности и признают, что она необходима для дисциплины. Успех Ганнибала − пример правильного применения жестокости.
Используйте жестокость в своих интересах, но не заходите слишком далеко, дабы не вызвать ненависть граждан. Постарайтесь найти равновесие. Не наказывайте невинных жителей, не отбирайте их имущество без причины — так люди сплотятся против вас, порождая нестабильность в государстве. Лучший сделать их удовлетворенными и в некоторой степени боязливыми.
Основная идея
В книге «Государь» Макиавелли описывает две основные формы правления (монархия и республика) и способы прихода к власти. Среди них он выделяет силу оружия, добродетель и удачу.
Из-за того, что удача находится не во власти человека, автор предлагает основную ставку делать на два других принципа, утверждая, что они дополняют друг друга. По словам Макиавелли в книге «Государь», побеждают вооруженные проповедники.
Часто он высказывает достаточно смелые мысли о природе власти. Например, утверждая, что правитель должен уподобляться животным. В первую очередь льву и лисе.
Это было одно из первых полных и откровенных произведений, посвященных природе власти. До сих пор книга Никколо Макиавелли «Государь» пользуется популярностью у современных правителей разного ранга.
Искусство войны
Макиавелли считал, что это одно из главных умений, которым должен обладать любой правитель. При этом он признавал, что дипломатия — полезный инструмент, но если дело доходит до непосредственного столкновения, лучше быть с оружием, чем наоборот. Искусством войны нужно владеть, чтобы становиться государем и удерживать власть.
Поддержание военные навыков имеет значение и в мирное время. Ведь даже хорошие институты и законы невозможно защитить без сильной и мощной армии.
Для поддержания власти война также необходима, так как помогает удерживать в постоянной готовности умственные и физические способности. Например, Макиавелли советует каждый раз во время охоты исследовать ландшафт собственных владений, оценивая, как лучше использовать эту местность при необходимости выстраивать оборону.
Готовиться к войне лучше всего, используя опыт мастеров. Например, Александр Македонский учился у Ахилла, а у самого Александра — Цезарь.
Хорошим лидером выгодно оставаться в мирное время. Но стоит не забывать, что удача может оказаться изменчивой. В любой момент на ваши земли может обрушиться война. В этом случае единственный способ удержать власть — подготовиться к обороне.
Успешный государь знает, когда использовать обман и скрыть его
Если спросить правителя, с каким животным он себя отождествляет, ответом часто будет лев
Да, львиная сила — это важное качество, но правителю нужна и хитрость лисы
Как подражать лисе? Давая обещания, не стоит всегда держать свое слово.
Честность важна, поскольку законы и договоры являются основой государственных институтов. Но, как и хитрая лиса, вы должны знать, когда можно пренебречь принципами в пользу собственных интересов.
Пример: Если лидер повстанцев доставляет вам неприятности, почему бы не пригласить его на мирные переговоры и не наказать? Это позволит ловко решить проблему.
Если в вас проснется совесть, напомните себе, что другие люди часто поступают так, как выгодно им, несмотря на данные обещания.
Просто убедитесь в том, что граждане не увидят коварную сторону вашей личности. Вы можете быть «волком в овечьей шкуре», но должны создавать впечатление добросовестного правителя, разделяющего религиозные и человеческие ценности.
Но на международной арене будьте абсолютно честны. Если отношения между двумя государствами напряжены, необходимо быстро выбрать одну сторону и поддерживать ее.
Нерешительность — худший из возможных вариантов, ведь победитель в конфликте нападет именно на вас, потому что вы явно не поддерживали его.
Наличие очевидных союзников и противников вносит ясность в вашу собственную ситуацию, и заставляет действовать решительно. Настоящий государь всегда проявляет себя либо как преданный друг, либо как заклятый враг.
История знает много великих лидеров, но все они, в то или иное время, нуждались в советниках. Ни один человек не может быть «мастером на все руки». То, как правитель набирает советников и работает с ними, говорит о его лидерских способностях.
Качество советников зависит только от государя. Вам виднее, в каких областях вам не хватает знаний, поэтому необходимо разумно подбирать подходящих советников и министров.
Определившись, поддерживайте хорошие отношения с министрами, чтобы они служили вашим интересам. Но постоянно присматривайте за ними. Если вы видите, что кто-то действует ради собственной выгоды, незамедлительно увольте его. Те же, кто служит вам верой и правдой, должны получать щедрое вознаграждение — достаточное, чтобы не провоцировать их на интриги за вашей спиной.
Также государь должен уметь просить совета. Советники должны знать, что вы цените честные мнения и не будете наказывать их за правду. Иначе вы услышите лишь обманчивую лесть или приукрашенную истину. Если человек не желает говорить, значит он явно пытается что-то скрыть.
Но не прислушивайтесь к советам безоговорочно: если разрешите министрам раздавать советы без вашей просьбы, люди быстро начнут подвергать сомнению ваши решения. Дайте понять, что только вы решаете, когда обращаться за советом.
Действуйте — не полагайтесь на случай
Вы можете думать, что советы о том, как добиться успеха в качестве правителя, бессмысленны, поскольку судьбу любого государя решает фортуна и Бог.
Но вы можете влиять на свое будущее.
Бог наделил нас свободой воли. Мы способны принимать решения и, тем самым, влиять на свою судьбу. Половина будущего — в руках судьбы, но другая половина зависит от наших действий!
Удача важна для успеха государя, но можно защитить себя, подготовиться к ситуации, когда она отвернется.
Пример: Представьте, что ваша удача — это река, которая в течение многих лет спокойно текла, делая ваши поля плодородными. Вам необходимо строить дамбы от будущих катаклизмов. Так, если «река» превратится в наводнение, вы пострадаете, но не погибнете.
Невозможно подготовиться к каждому повороту судьбы: некоторые из них просто непредсказуемы. Не пытайтесь предвидеть будущее, а создавайте его! Лучший способ сделать это — быть смелым, а не осторожным.
Пример: Отец Юлия II захотел начать войну против Болоньи. Он не ждал согласия со стороны своих союзников и немедленно двинул войска на город. Венеция и Франция не смогли возразить, и кампания имела большой успех.
Макиавелли утверждает, что нужно думать об удаче, как о женщине, кроткой и послушной, предпочитающей молодого энергичного мужа, а не осторожного мыслителя